89638

БИОФИЗИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ СВЕТА РЕЦЕПТОРАМИ

Доклад

Биология и генетика

Каждый глаз человека состоит из примерно 125 млн палочек и примерно 5 млн колбочек. Диаметр П К составляет примерно 2 мкм длина – примерно 5060 мкм. Длина НС составляет примерно 2030 мкм. Диаметр каждого диска почти соответствует диаметру наружного слоя примерно 2 мкм а толщина диска составляет примерно 1518 нм.

Русский

2015-05-13

76.65 KB

1 чел.

БИОФИЗИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

ВОСПРИЯТИЯ СВЕТА РЕЦЕПТОРАМИ

Свет, сфокусированный диоптрическим аппаратом глаза на сетчатке, возбуждает ее фоторецепторы. Он достигает фоторецепторов, пройдя всю толщу сетчатки, поскольку палочки и колбочки располагаются в тех слоях сетчатки, которые прилежат ближе к сосудистой оболочке. Свет проходит в сетчатке следующие слои, прежде чем достигнуть фоторецепторов:

  1.  Слой ганглеозных клеток.
  2.  Внутренний синоптический слой.
  3.  Внутренний ядерный слой, состоящий из амакриловых клеток, горизонтальных клеток (Г), биполярных нейронов (Б).
  4.  Наружный синоптический слой палочек и колбочек (П и К).
  5.  Внутренний ядерный слой П и К.

Каждый глаз человека состоит из примерно 125 млн палочек и примерно 5 млн колбочек.

Фоторецепторы П или К схематично можно представить в виде:

Схема строения фоторецепторной клетки (палочки или колбочки)

1 – наружная мембрана П или К; 2 – диски; 3 – митохондрии; 4 – аппарат Гольджи;

5 – ядро клетки; 6 – синоптическая зона: НС – наружный сегмент;

ВС – внутренний сегмент.

Диаметр П (К) составляет примерно 2 мкм, длина – примерно 50-60 мкм. Длина НС составляет примерно 20-30 мкм. Вся цитоплазма НС заполнена своеобразными органеллами, которые называют дисками. Промежутки между ними не превышают 15 нкм. В НС каждой П (К) содержится от 700 до 1000 дисков, которые напоминают собой сплющенные воздушные шары, сложенные в стопку. Диаметр каждого диска почти соответствует диаметру наружного слоя (примерно 2 мкм), а толщина диска составляет примерно 15-18 нм. Его внутреннее пространство представляет собой узкую щель, шириной = 1 нм. Эта щель расширяется до нескольких нм у краев диска. Таким образом, на внутридисковое содержимое вместе с цитозолем приходится не более половины объема НС, а другую половину занимают мембраны дисков.

НС буквально нафарширован мембранами, и именно в них осуществляется первичный процесс восприятия света. В этой связи, мембрану диска называют фоторецепторной мембраной.

Молекулярная организация фоторецепторной мембраны у позвоночных и беспозвоночных животных практически одинакова. Подобно всем БМ, она состоит из липидов и белков (протеинов), однако, ей присущи две кардинальные отличительные особенности. Во-первых, ее основным белковым компонентом является зрительный пигмент – хромогликопротеид родопсин. Его концентрация достигает 90 % от общего содержания протеинов в фоторецепторной мембране. Во-вторых, более 40 % жирокислотного состава фосфолипидов, образующих дисковые мембраны, приходится на полиненасыщенную декозагексоеновую кислоту, в состав которой входит 22 атома углерода с присутствием 6 двойных связей. Кроме нее, в состав мембранных фосфолипидов входят и другие полиненасыщенные длинноцепочечные жирные кислоты, содержащие от 4 до 6 двойных связей. Вместе они составляют более половины всех жирных кислотных остатков. Высокая степень ненасыщенности жирнокислотных «хвостов» фосфолипидных молекул придает гидрофобному бимолекулярному каркасу фоторецепторной мембраны необычайно высокую подвижность, вследствие чего данная мембрана обладает малой вязкостью по сравнению с другими мембранами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58501. Весільні обряди в усній народній творчості. Веснянки, гаївки, заклички 40.5 KB
  Діти: Стрітення. Діти вибігали на вулицю і співали: Пташок викликаю З теплого краю. Ідіть діти і здоровте хлібом людей. Хто з вас знає які заклички Діти відповідають: Прийди до нас весно Із радістю із великою до нас милістю Із житом зернистим Із пшеницею золотою І вівсом кучерявим.
58502. Урок – гра «О, математик!» 45.5 KB
  Який гвіздок міцніше тримається у дерев’яній стіні (важче витягти із стіни) – круглий, квадратний чи трикутний, якщо їх забивають на одну глибину і площі їх поперечного перерізу рівні? (Трикутний, він має більшу бічну поверхню)
58504. Урок - игра: суд над сигаретой 49.5 KB
  Слушается дело о вреде курения табака сигареты. Сегодня моей задачей является разоблачение сигареты и курения как вредной привычки приносящей вред организму человеку юного растущего. Моя цель сорвать с сигареты покров романтики и мужественности показать её злостную сущность.
58505. КНЯЖА РУСЬ - УКРАЇНА 647.5 KB
  Дайте відповідь на питання яке ставили учням у часи Київської Русі. Скільки слідів залишить віл в останній борозні під час оранки Відповідь: жодного сліду тому що плуг сліди приоре.
58506. УРОК В РАМКАХ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ 71 KB
  Определение понятия урок;экскурс в историю классноурочной системы обучения. Вот некоторые из них: 1 Урок это такая форма организации педагогического процесса при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся классов с учетом особенностей каждого из них используя виды средства методы работы создающие благоприятные условия для того чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения а также для...
58507. Одномерные массивы 119.5 KB
  Цель: закрепить знания по теме “Одномерные массивы”, проверить умение решать базовые задачи, совершенствовать умение учащихся оценивать свой учебный труд. Развивать логическое мышление. Воспитывать культуру предмета.