89640

РЕЦЕПТОРНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ

Доклад

Биология и генетика

Сдвиг мембранного потенциала фоторецепторной клетки (П или К), который принято называть рецепторным потенциалом, происходит на ее плазмолемме, тогда, как фотоизомеризация родопсина совершается преимущественно во внутриклеточных мембранах, то есть, в мембранных дисках наружных сегментов.

Русский

2015-05-13

52.3 KB

0 чел.

РЕЦЕПТОРНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ

Сдвиг мембранного потенциала фоторецепторной клетки (П или К), который принято называть рецепторным потенциалом, происходит на ее плазмолемме, тогда, как фотоизомеризация родопсина совершается преимущественно во внутриклеточных мембранах, то есть, в мембранных дисках наружных сегментов.

Свойство фоторецепторных мембран изменяется одновременно с конформационной перестройкой в них опсина. После поглощения (кванта света), спустя 1,5-2 мс, наблюдается гиперполяризация плазмолеммы фоторецепторной клетки (П или К). Следовательно, в палочке (К) существует механизм передачи сигнала с фоторецепторных мембран дисков на плазмолемму П (К). В передаче участвует, так называемый, внутриклеточный посредник, природа которого до настоящего времени полностью не установлена, однако, считают, что в посредничестве участвуют циклический гуанозинмонофосфат (цГМФ) и ионы .

В следствие конформационной перестройки молекул родопсина, в фоторецепторной мембране изменяется содержание внутриклеточного посредника в цитозоле наружного сегмента П или К. Это приводит к закрытию 100-300 натриевых каналов в плазмолемме, которые в отсутствие светового раздражителя пребывали в открытом состоянии. Они обладают свойствами потенциалнезависимых ионных каналов и, будучи управляемые светом, получили название фотозависимых натриевых каналов. Когда закрываются 100-300 каналов, электропроводимость плазмолеммы наружного сегмента падает на 1-3%. Падение мембранной электропроводимости приводит в гиперполяризации фоторецепторной клетки. Гиперполяризационный сдвиг мембранного потенциала П (К), возникающий под действием света, называют рецепторным потенциалом (РП). Принято считать, что ПП фоторецепторной клетки генерируется в темноте на плазмолемме внутреннего сегмента. По своей природе ПП является калиевым потенциалом, подобно всякому мембранному потенциалу в условиях покоя. В темноте ПП палочки (колбочки) составляет примерно от –20 до –40 мВ.

В системе генерации энергетического потенциала П плазмолемма наружного сегмента выполняет роль шунта с переменной электропроводностью. Электропроводность регулируется (управляется) светом при помощи фотозависимых натриевых каналов. Когда все натриевые каналы плазматической мембраны наружного сегмента одной П оказываются заблокированными светом, удельное поверхностное сопротивление этой мембраны достигает величины . В темноте ионный ток, входящий через каналы в цитоплазму, довольно значителен, и составляет примерно 40 nА. А при освещении сетчатки он блокируется, при этом степень его ослабления зависит от интенсивности света. Чем слабее натриевый ток через плазматическую мембрану наружного сегмента, тем больше выражена гиперполяризация в фоторецепторной клетке. Изменение потенциала П (К) во времени имеет вид:

Рецепторные потенциалы одиночной колбочки, возникающие в ответ

на короткие (10 мс) вспышки света при трех разных интенсивностях света

– интенсивность света. Чем больше I, тем больше гиперполяризация .

При поглощении 1 фотона () гиперполяризация фоторецепторов разных представителей животного мира неодинакова. Так, в палочках сетчатки позвоночных животных гиперполяризация составляет десятки и сотни мкВ, тогда, как в фоторецепторных клетках членистоногих она достигает 10 мВ. Эти приведенные числа подтверждают положение об усилении сигнала в рецепторных аппаратах. Действительно, квант света, несущий энергию Дж, вызывает фотолиз только одной молекулы родопсина, что в свою очередь приводит к закрытию в плазмолемме фоторецепторной клетки позвоночных животных 100-300 натриевых каналов. Это приводит к образованию РП. Однако, энергия РП на 3 порядка превосходит энергию вызвавшего его фотона.

Амплитуда рецепторного потенциала возрастает при повышении интенсивности света, падающего на сетчатку, причем, в пределах 1000-кратного изменения интенсивности, эта зависимость имеет логарифмический характер:

- изменение амплитуды РП.

- коэффициент пропорциональности;

- интенсивность последующего;

- интенсивность предыдущего.

При ярком освещении амплитуда рецепторного потенциала может достигать 25 мВ. Величина РП зависит также и от длины волны света. П или К в ответ на зеленый свет (=500 нм), генерируют наибольший РП. Среди К выделено 3 типа:

  1.  дает максимальный ответ РП на синий цвет;
  2.  дает максимальный ответ РП на зеленый цвет;
  3.  дает максимальный ответ РП на желто-красный цвет.

Использование микроэлектронной техники для изучения реакции фоторецепторов на облучение светом, позволило обнаружить деполяризацию П и К, при этом деполяризация предшествует гиперполяризации. Амплитуда деполяризации очень мала и составляет примерно 0,1 мкВ. Учитывая временные соотношения де- и гиперполяризации, первую из них стали называть ранним, а вторую – поздним РП, и обозначили, соответственно, РРП и ПРП. Установлено, что РРП обусловлен преимущественно перемещениями электрических диполей в мембранах наружного сегмента. Эти перемещения диполей связаны с фотолизом молекул родопсина. Другими словами, РРП обусловлен током смещения в фоторецепторных мембранах, и РРП не служит промежуточным звеном передачи сигналов от них к синоптической зоне П или К, при действии света. Эта роль принадлежит гиперполяризации. В отличие от других рецепторных аппаратов, где таким звеном служит деполяризационные сдвиги мембранного потенциала. Таким образом, только поздний РП является рецепторным потенциалом П или К в полном значении этого термина.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53094. Доцільність використання контурної карти та практичні завдання по ній у шостому класі 35 KB
  Використовуючи контурну карту 6 класу Фізична карта півкуль підписати назви материків земної кулі. Використовуючи контурну карту 6 класу Карта океанів вказати рисочками напрям подорожі Христофора Колумба. Використовуючи контурну карту 6 класу Фізична карта півкуль підписати назви материків які перетинає екватор та Грінвический меридіан. Використовуючи контурну карту 6 класу План місцевості підписати пару ліній які називаються горизонталі та позначити населений пункт словами Населений пункт.
53095. Методика проведення контрольних робіт на уроках географії в 10-му класі 58.5 KB
  Учні повинні знайти з географічних джерел інформацію про площу держави кількість населення її столицю форму правління та форму устрою. Аналізуючи політичну карту світу та карту історикогеографічних регіонів учні повинні описати положення держави на карті: на якому континенті в якому регіоні які сусіди моря та океани що омивають державу і після цього зробити висновок про ЕГП держави. Природні ресурси держави. Слід розпочати аналіз промисловості з частки держави у світовому промисловому виробництві.
53096. Шкільна бібліотека у формуванні інформаційної компетентності на уроках географії 86 KB
  Географічне сприйняття інформації ЗМІ – це активна діяльність що протікає у взаємозв’язку з різними психічними процесами: мисленням мовленням почуттям волею. З огляду на незначну кількість навчальних годин з географії в 6 –х класах 2 години на тиждень і загальне навчальне перевантаження учнів в 6х класах важливу роль у формуванні інформаційної компетентності школярів відіграє шкільна бібліотека схема 2 Складаючи тематичне планування включаю ЗМІ в навчальний процес так щоб протягом однієї теми здійснювалася періодична робота з...
53097. ТЕСТИ З ГЕОГРАФІЇ 10 класу (профільний рівень) 88.5 KB
  Яка країна є лідером за кількістю користувачів Інтернету: а Китай; б Японія; в США. У якій країні знаходиться найбільша ТНК в світі: а США; б Велика Британія; в Японія. ТНК контролюють таку частку світової торгівлі: а 1 3; б 2 3 Найбільший експортер послуг в світі: а США; б Японія; в Велика Британія. Найбільша країна за кількістю іноземних туристів: а Іспанія; б США; в Франція.
53098. Використання інтерактивних технологій під час вивчення фізичної географії Донецької області 82 KB
  Мета:практичне застосування інтерактивних технологій під час вивчення фізичної географії Донецької області. Обладнання і матеріали: мультимедійна установка мікрофон роздавальні матеріали для п'яти уроків з теми Фізична географія Донецької області атлас Донецької області. Географічне положення межі розміри Донецької області Конструктор уроку Тема уроку Актуалізація...
53099. Брейн – ринг з географії для 7 класу. «По країнах і континентах» 218 KB
  Мета: поглибити інтерес до предмету, виховувати почуття колективізму, уміння працювати в команді. Обладнання : мультимедійний комплекс. Хід гри. Члени команд займають місця згідно проведеного жеребкування. Учитель об’являє правила проведення брейн – рингу та представляє журі. 1 конкурс. Розминка. Кожній команді учитель ставить питання. Протягом хвилини команда повинна дати відповідь. Кожна правильна відповідь оцінюється в 1 бал.
53100. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ГЕОГРАФИИ 38.5 KB
  Вопросы к викторине по Китаю Китай на политической карте 1. По территории Китай занимает место в мире. Династия Цинь именно при ней велось строительство Китайской стены 4. С какой страной воевал Китай в 18941985 гг.
53101. СЦЕНАРІЙ ЗАГАЛЬНОШКІЛЬНОЇ ЛІНІЙКИ ДО ВІДКРИТТЯ ТИЖНЯ ГЕОГРАФІЇ 92.5 KB
  Андрій. Як же я не люблю середину лютого! Зимові канікули давно вже минули до весняних ще так довго... А кожен день одне й те ж саме: окисно-відновні реакції, рівняння, формули, задачі, вправи… Юлія. Увага! 11 лютого в школі розпочинається тиждень географії. Андрій. О, ні! Тільки не географії!