89645

БИОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВКУСА. ВОСПРИЯТИЕ ВКУСА

Доклад

Биология и генетика

Имеются более сложные системы квалификации вкусовых ощущений однако для человека предполагают справедливым предположение о наличии только четырех элементарных вкусовых ощущений. У человека вкусовые луковицы содержащие вкусовые рецепторы находятся во вкусовых сосочках которые расположены на поверхности языка на задней стенке глотки в мягком небе в миндалинах и в надгортаннике. Вкусовые луковицы имеют овальную форму и содержат кроме вкусовых клеток также и опорные клетки. Вкусовые клетки сообщаются с поверхностью слизистой оболочки с...

Русский

2015-05-13

29.14 KB

1 чел.

БИОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВКУСА

ВОСПРИЯТИЕ ВКУСА

В эволюции животных огромное значение имело контактное дифференцированное распознавание пищи, в результате которой происходило или поедание пищи или отклонение ее.

Химические соединения, входящие в состав пищи животных, действуя на вкусовые рецепторы, обусловливают ее соленый, кислый, сладкий или горький вкус. Имеются более сложные системы квалификации вкусовых ощущений, однако, для человека предполагают справедливым предположение о наличии только четырех элементарных вкусовых ощущений.

У человека вкусовые луковицы, содержащие вкусовые рецепторы, находятся во вкусовых сосочках, которые расположены на поверхности языка, на задней стенке глотки, в мягком небе, в миндалинах и в надгортаннике. Вкусовые луковицы имеют овальную форму и содержат, кроме вкусовых клеток, также и опорные клетки. Вкусовые клетки сообщаются с поверхностью слизистой оболочки с помощью вкусовых пор.

Рецепторные клетки в опекальной области имеют микровиллы (микроворсинки), которые в виде кисточки через вкусовые поры сообщаются с жидкой средой слизистой оболочки. Предполагают, что на поверхности микровилл расположены активные белковые центры, с которыми реагируют молекулы или ионы вкусовых веществ. Пространство между микровиллами заполнено особой субстанцией мукополисахаридной и мукопротеидной природы. Некоторые ученые считают, что эта субстанция функционирует наподобие ионно-обменной смолы, давая возможность молекулам или ионам одних веществ контактировать с поверхностью микровилл, а других – нет. У основания луковицы вкусовые клетки образуют синопсы с окончаниями афферентных нервных волокон лицевого языкоглоточного и блуждающего нервов.

В последние десятилетия были проведены большие исследования вкусового анализатора с помощью микро-ЭВМ. Было установлено, что вкусовые клетки имеют потенциал покоя ПП величиной, которая изменяется в пределах от –30 до –50 мВ. При действии вкусового стимула на клетку, наблюдается медленная деполяризация клеточных мембран, то есть, формируется генераторный потенциал ГП. В зависимости от интенсивности стимула, его величина обычно меняется в пределах от 15 до 45 мВ.

Механизм передачи возбуждения от вкусовой клетки к нервному волокну окончательно не выяснен. Однако, известно, что передача в синапсе осуществляется при участии ацетилхолина.

Оказалось, что одна и та же клетка может реагировать на сладкие, соленые и кислые стимулы тогда, как другие клетки обладают повышенной чувствительностью только к одному или двум стимулам. В отличие от вкусовых клеток, вкусовые сосочки строго специфичны, при этом, электрическое раздражение отдельных сосочков вызывает, как правило, одно из четырех вкусовых ощущений. Химическая стимуляция этих же сосочков у человека вызывает аналогичное ощущение. На основе подобных опытов, Бекеши в 1966 г. пришел к заключению, что существует полное совпадение вкусовых качеств для каждого отдельного сосочка, стимулируемого как электрическим, так и химическим путем. Сосочки отличаются строгой локализацией на поверхности языка, и делятся на соленые, кислые, сладкие и горькие. Возможно, что строгая специфичность сосочков обусловлена ионно-обменными свойствами субстрации, которая заполняет пространство между микровиллами. При этом, субстрация обусловливает избирательную проницаемость вкусовых веществ.

В опытах с отведением потенциалов от афферентных нервов, было обнаружено, что небольшое количество нервных волокон обладает узкой вкусовой специфичностью, а большая часть волокон обладает или относительной специфичностью или вообще, не обладает специфичностью. Необходимо отметить, что наличие специфичности в периферическом отделе вкусового анализатора, обусловливает формирование дифференцированных вкусовых ощущений в центральном отделе головного мозга. Натуральные пищевые раздражение одновременно возбуждает несколько или все вкусо-воспринимающие элементы. В результате чего возникает сложное вкусовое ощущение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56023. Going to the cinema. My favourite film 211.5 KB
  Objectives: - to systematize lexical materials on the topic; to practice the active vocabulary of the topic; to develop speaking, reading, listening skills through various activities; to develop students’ thinking, memory, imagination, attention and creativeness.
56024. Синергетичний підхід до викладання предметів суспільно-політичних наук 123.5 KB
  Водночас духовне відродження суспільства вимагає конкретних змін у діяльності загальноосвітніх шкіл які викликані необхідністю формування суспільно активної творчої особистості що на відміну від людинивиконавця здатна самостійно мислити генерувати нові ідеї приймати сміливі нестандарті рішення. Відомо що реформа освіти одним із завдань має формування творчо мислячої особистості а не стисненої рамками приписів циркулярів наказів тощо. Існує протиріччя між обсягом інформації та можливістю особистості її засвоїти. І тому головною...
56025. Синквейн на уроках математики (на примере работ учащихся 7 класса) 156.5 KB
  Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос: создание математических синквейнов.
56026. Іван Сірко 2.93 MB
  Література: історичні пісні перекази про Івана Сірка повість М. Мотивація навчальної діяльності учнів Загудів степ запорозький Як Чорнеє море Понеслися запорожці Облавою в поле Ой не вітер в полі грає Не орел літає Ото ж Сірко з товариством...
56027. Система усних вправ як засіб реалізації проблеми дидактичної підтримки процесу навчання математики 122.5 KB
  Поряд із підготовкою учнів які в подальшому у своїй професійній діяльності будуть користуватися математикою важливим стає забезпечення деякого гарантованого рівня підготовки усіх школярів незалежно від спеціальності яку вони оберуть в майбутньому. Вони розвивають в учнів уважність спостережливість ініціативу підвищують дисципліну і викликають інтерес до роботи. Усні вправи дають можливість без великих затрат часу багаторазово програвати типові ситуації та прийоми міркувань проводити роботу з формування логічної та мовної культури...
56028. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы 72.5 KB
  Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности как средство самовоспитания и саморазвития но и как сложный комплекс умений и навыков имеющий...
56029. Скандинавія 57 KB
  Нормани з’являлися біля европейського узбережжя на своїх кораблях під червоними або полосатими парусами зі страшними головами змій чи драконів на кормі. Учні працюють зі слайдом № 5 та відповідають на питання вчителя : Де знаходиться Скандинавський півострів Хто такі нормани Які народи виокремлилися від норманів Чим займалися нормани і чому Як у різних країнах називали цей народ Робота з текстом підручника с. Які були...
56030. Брейн-ринг «Знання – це скарб» 48.5 KB
  Саме для цього потрібно частіше відступати від стандартного методу викладання і шукати нові форми подання навчального матеріалу. Представлення команд супроводжувались презентацією кожного з учасників а щоб раціонально розрахувати людські ресурси ми обрали лише одного ведучого.
56031. Здоров’я – найдорожчий скарб 53.5 KB
  Мета: поглибити поняття про те, що для людини головне – це здоровя. Створити умови для закріплення знань учнів з питань здорового способу життя; розширити поняття про те, що від здоровя дітей залежить здоровя нації, а значить благополуччя і добробут всієї України, її майбутнє.