89668

МЕМБРАННЫЕ БЕЛКИ

Доклад

Биология и генетика

Различают периферические и собственные интегральные белки биологических мембран. Белки первого типа располагаются на поверхности липидного бислоя. Интегральные белки взаимодействуют своими гидрофобными областями с углеводородными цепочками липидов только за счет Вандерваальсовых сил.

Русский

2015-05-13

34.89 KB

0 чел.

МЕМБРАННЫЕ БЕЛКИ

В липидный каркас клеточных мембран встроены белковые компоненты (протеины). На каждую клетку в среднем приходится около 10 пг мембранных белков (МБ). Различают периферические и собственные (интегральные) белки биологических мембран. Белки первого типа располагаются на поверхности липидного бислоя. Здесь связь между липидами и белками осуществляется за счет электростатического взаимодействия между противоположно заряженными полярными группами этих веществ. Интегральные белки взаимодействуют своими гидрофобными областями с углеводородными цепочками липидов только за счет Ван-дер-ваальсовых сил. У интегральных белков все гидрофильные области спрятаны внутрь молекулы, а наружу направлены неполярные группы. В этой связи, собственные белки полностью или частично погружаются в биологическую мембрану, при этом крупные белковые молекулы могут пронизывать БМ насквозь.

Наиболее характерным типом вторичных структур интегральных белков является спираль. Причем, на участках, окруженных липидами, преобладает -спираль, у которой все аминокислотные остатки - гидрофобные. Реже встречается - спираль, представляющая собой полое микро трубчатое образование, наружные стенки которого сосредоточены гидрофобные аминокислотные остатки, а внутрь полости ориентированы гидрофильные группы. Предполагается, что белки, имеющие структуру - спирали, образуют ионные каналы в клеточных мембранах.

Функции мембранных белков весьма разнообразны. Среди них можно выделить следующие основные:

1. Обеспечение транспортных свойств БМ (образование мембранных каналов, работа в качестве переносчиков определенных веществ, участие в системах активного транспорта);

2. Белки несут функцию структурного компонента БМ, тем самым, они усиливают прочность липидного каркаса.

3. Большим разнообразием различаются мембранные протеины, катализирующие химические реакции. Причем, белки-ферменты, встроенные в БМ, действуют активнее, чем при их пребывании в растворе. Установлено, что основная часть всех биохимических реакций, протекает на клеточных мембранах.

4. Важным функциональным типом МБ являются белки-рецепторы. Они столь разнообразны, сколь разнообразны стимулы, которые воспринимаются рецепторными белками. Так, например, восприятие света, обеспечивается пигментами, в состав которых, наряду с белками, входят хромофорные группы с определенным спектром поглощения. Таким пигментом является родопсин, который обеспечивает реакции на свет палочек или колбочек.

5. Белки, присутствующие в мембранах любой клетки, осуществляют ее взаимодействие с окружающей средой, а также обмен информацией между органеллами внутри клетки.

6. Белки, образующие антитела, способны связывать специфический антиген (белок бактерии, вируса, токсина и т. д.) и вызывать иммунный ответ клетки, в плазмолемме которой белки сосредоточены.

В различных мембранах белки распределены среди липидов по-разному. В плазмолемме их распределение довольно равномерное. Для специализированных внутриклеточных мембран, характерно неоднородное распределение белков в БМ.

Различия между клеточными мембранами разных типов, между участками БМ и даже, между сторонами одной и той же мембраны, привели к выводу о гетерогенности БМ. Под гетерогенностью понимают разнородность их структур и функциональных свойств. Особенности молекулярных структур клеточных мембран и предопределяют их физические и физико-химические свойства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70277. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. ЦЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 220.5 KB
  Под бюджетированием в управленческом учете понимают процесс планирования. Планирование – одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном...
70278. Экономическая сущность понятий инвестиции, инвестиционный проект 711.5 KB
  По уровню доходности различают: высокодоходные инвестиции предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты финансовые инвестиции ожидаемый уровень доходности по которым превышает среднюю норму прибыли на инвестиционном рынке; среднедоходные инвестиции предполагают вложение...
70279. Ценовая политика предприятия. Цена в маркетинге и ценовая политика предприятия 53 KB
  Хотя низкие цены при проникновении на рынок отнюдь не свидетельствуют о низкой конкурентоспособности товара. Целенаправленная ценовая политика в маркетинге заключается в следующем: надо устанавливать на свои товары такие цены и так изменять их в зависимости от ситуации на рынке...
70280. Товар в маркетинговой стратегии предприятия. Конкуренция и конкурентоспособность 69.5 KB
  Изучение конкурентоспособности производителя исходя из теории равновесия Самостоятельное направление исследований составляют методы оценки конкурентоспособности производителя базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли...
70281. Товар в маркетинговой стратегии предприятия. Позиционирование товара 107.5 KB
  В начале 70-х годов безалкогольные напитки завоевали прочную долговременную популярность большого сегмента рынка, который состоял из молодых людей, родившихся в годы «детского бума» после 2-й мировой войны. Сбыт безалкогольных напитков ежегодно возрастал на 10 %.
70282. Товар в маркетинговой стратегии предприятия. Товар и товарная политика предприятия 85 KB
  Однако почему покупают именно косметику Эйвон а не косметику фирмы Ревлон которая тоже предлагает высококачественный товары Одна из причин кроется в женщинах-коммивояжерах фирмы Эйвон. Товары фирмы Эйвон как бы включают в себя все эти составляющие.
70283. Анализ маркетинговой среды и рынка потребителей 105.5 KB
  Микросреда фирмы. Ведь канал начал работать в период спада когда ассигнования на рекламу у многих фирм оказались ограниченными и фирмы тратили деньги очень осторожно. Маркетинговая среда представляет собой совокупность не поддающихся контролю сил с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы маркетинга.
70284. Сущность, принципы, методы и функции маркетинга. Понятие, принципы маркетинга и методы маркетинговой деятельности предприятия 74 KB
  В новых условиях хозяйствования производственные предприятия и объединения стоят перед необходимостью решения многих весьма трудных и неотложных задач. Для их выполнения необходимы не только изменения в организационно-управленческих структурах, но и глубокая перестройка мышления...