89687

ВОЗБУДИМЫЕ И НЕВОЗБУДИМЫЕ МЕМБРАНЫ

Доклад

Биология и генетика

Указанное различие обусловлено присутствием в БМ потенциал зависимых ионных каналов. В невозбудимых биологических мембранах находятся только потенциал независимые ионные каналы а в возбудимых присутствуют и те и другие. Считают возбудимыми такие ткани клеточная мембрана которых обладает потенциал зависимыми ионными каналами. На поверхности этих микроструктур участки возбудимых и невозбудимых БМ чередуются так как не везде в плазмолемму встроен потенциал зависимый ионный канал.

Русский

2015-05-13

95.49 KB

0 чел.

ВОЗБУДИМЫЕ И НЕВОЗБУДИМЫЕ МЕМБРАНЫ

Все клеточные БМ можно разделить на возбудимые (электрогенные) и невозбудимые (неэлектрогенные). Для неэлектрогенных БМ присущ только ПП, а для возбудимых БМ присущи как ПП, так и ПД. Указанное различие обусловлено присутствием в БМ потенциал зависимых ионных каналов. В невозбудимых биологических мембранах находятся только потенциал независимые ионные каналы, а в возбудимых присутствуют и те, и другие. В физиологии свойства возбудимости не ограничивают мембранами, а распространяют на ткани, подразделяя их на возбудимые и невозбудимые. Считают возбудимыми такие ткани, клеточная мембрана которых обладает потенциал зависимыми ионными каналами. К ним относят нервную и мышечную ткани. Только в них под действием раздражителей возникают ПД, причем, они сопровождаются целым комплексом других процессов, также, развивающихся в ответ на стимуляцию (на раздражение). Среди них можно отметить: изменение обмена веществ, изменение температуры, изменение электрического импеданса, а также, специфические реакции, например, проведение нервных импульсов и сокращение мышечных волокон.

Способность возбудительной ткани отвечать таким образом на действия раздражителей, называют возбудимостью - . Ее количественной мерой служит интенсивность порогового раздражителя , то есть, самого слабого стимула, в ответ на который возникает ПД, а вслед за ним и специфическая реакция. Чем ниже интенсивность , тем выше .

Следовательно, между ними существует обратно пропорциональная зависимость:

Реакцию возбудимой ткани на раздражение называют возбуждением. У возбуждения много различных проявлений, но одним из важнейших является ПД, поскольку он проявляется при любых специфических реакциях. Плазматические мембраны нейрона или мышечного волокна возбудимы не на всем протяжении. На поверхности этих микроструктур, участки возбудимых и невозбудимых БМ чередуются, так как не везде в плазмолемму встроен потенциал зависимый ионный канал.

Существенные различия между возбудимыми и невозбудимыми БМ проявляются и из ВАХ. Для невозбудимых БМ ВАХ имеет вид:

Из ВАХ видно, что при изменении мембранного потенциала от уровня ПП (-85 мВ) до 0, ее электропроводность остается неизменной. С понижением абсолютного значения мембранного потенциала, плотность тока сквозь невозбудимые БМ пропорционально уменьшается.

ВАХ возбудимых БМ не линейна, и имеет следующий вид:

При понижении трансмембранной разности потенциалов до определенного значения, плотность тока падает до 0, а затем, дальнейшее уменьшение абсолютного значения мембранного потенциала приводит к резкому нарастанию плотности тока, который к тому же изменяет свое направление (с выходящего из волокна на входящее в него). Уровень мембранного потенциала, который соответствует излому на ВАХ, называют критическим мембранным потенциалом (КМП). На рисунке КМП равен -55 мВ, что характерно для гигантского аксона кальмара. ВАХ свидетельствует о том, что деполяризация возбудимой мембраны, начиная с уровня КМП, вызывает изменение мембраной электропроводности.

ВАХ возбудимой БМ имеет N-образную форму, при этом, особое внимание заслуживает второй участок ВАХ. Его называют участком отрицательного диффузионного сопротивления (ОДС). Поскольку, при падении абсолютного значения U, I может нарастать только в том случае, если изменение напряжения сопровождается понижением сопротивления. Такая аномалия ВАХ возбудимой мембраны обусловлена присутствием в ней потенциал зависимых ионных каналов. Дело в том, что плотность трансмембранного ионного тока может определяться, в принципе, только двумя факторами:

1. Числом открытых каналов.

2. Электропроводностью каждого из них.

Известно, что электропроводность отдельного канала равна либо 0, при закрытых воротах, либо максимальному значению, порядка , что соответствует переносу ионов за 1 секунду, при открытых воротах. Не бывает промежуточных значений электропроводности отдельного канала, поэтому, изменение сопротивления возбудимой мембраны зависит от количества открытых каналов, при данном уровне мембранного потенциала. Сенсоры напряжения различных потенциал зависимых ионных каналов, даже, если они принадлежат одному типу, например, иону , обладают неодинаковой чувствительностью к сдвигам трансмембранной разности потенциалов, то есть, у них неодинаков порог срабатывания, поэтому, в разных каналах воротные процессы включаются при различном уровне мембранного потенциала. Очевидно, что КМП соответствует такой деполяризации, при которой начинают открываться наиболее чувствительные потенциал зависимые натриевые каналы данной БМ. Начавшееся по ним движение ионов усиливает деполяризацию, которая, по мере нарастания, открывает все новые и новые потенциал зависимые натриевые каналы до тех пор, пока все они не перейдут в открытое состояние.

Следовательно, при изменении напряжения на аксолемме от -55 до -10 мВ (в нашем случае), потенциал зависимые натриевые каналы работают, как системы с положительной обратной связью по току. Стоит запустить в действие наиболее чувствительные компоненты такой системы, чтобы в дальнейшем вся она вовлеклась в электрогенез. Это свойство любой возбудимой мембраны. Однако, конкретные значения мембранных потенциалов, соответствующие началу и концу действия, "+" обратной связи в разных мембранах различны.

После того, как все каналы откроются, чему соответствует максимальное значение тока ионов ,через возбудимые мембранные ворота натриевых каналов начинают закрываться, и ток падает до определенного значения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53418. Інноваційні технологій навчання у розвитку творчих здібностей учнів в класі спеціального фортепіано школи мистецтв 158 KB
  Апробовано спосіб інтеграції деяких сучасних технологій навчання у розвитку творчої особистості учня на уроках фортепіано Опис та презентація досвіду роботи Викладача вищої категорії з фортепіано дитячої школи мистецтв при НУКіМ ім. Тема досвіду: Інноваційні технологій навчання у розвитку творчих здібностей учнів в класі спеціального фортепіано школи мистецтв Базова модель досвіду Актуальність і перспективність досвіду: Забезпечує умови для розвитку творчої особистості дитини; Сприяє виконанню завдань Національної доктрини...
53419. Використання інтерактивних технологій у навчанні іноземних мов 68.5 KB
  Для забезпечення швидкого та ефективного включення учнів в інтерактивну діяльність пропоную їм памятки які містять опис алгоритму діяльності послідовний перелік дій які вони мають здійснювати у тій чи іншій навчальній ситуації Тема: Великобританія Ажурна пилка Домашні групи: Gret Britin Wles Scotlnd Northern Irelnd red green blueyellow pink...
53420. Інструктаж з безпеки життєдіяльності під час проведення лабораторногопрактикуму з фізики 54.5 KB
  Цю розробку можна також використовувати під час проведення вхідного інструктажу на початку навчального року. Інструктаж з безпеки життєдіяльності під час проведення лабораторногопрактикуму з фізики. Мета: Повторити основні правила техніки безпеки під час проведення лабораторних робіт та правила поведінки в надзвичайних ситуаціях.
53421. Современный урок с позиции интерактивного обучения 88.5 KB
  Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократичными общаться с другими критически мыслить принимать продуманные решения. Обсуждение вопросов будет проходить путём коллективного обдумывания мозгового штурма которые проводится так: 1 условие задания записывается на доске чтобы видно было всем; 2 все участники штурма имеют право высказать свои идеи для решения задания; 3 когда участники группы выясняют что идей достаточно их предложение останавливается; 4 поданные идеи анализируются обговариваются в группах;...
53422. Важливість упровадження в навчальний процес інтерактивних технологій як одного із засобів особистісно-зорієнтованого навчання 43 KB
  Сучасна школа стоїть перед прикрим фактом: в умовах традиційних форм та методів навчання школярі пасивно отримуючи інформацію не вміють здобувати її самостійно і застосовувати те що знають. Особистіснозорієнтоване навчання у цьому плані є досить перспективним оскільки воно виходить із самоцінності особистості її духовності та суверенності. Визначальним для особистіснозорієнтованого навчання має бути соціокультурний діалог у системі â€œпедагог дитина†на основі її розуміння прийняття і визнання.
53423. Зимова подорож до святого Миколая. Виготовлення листівки бажань 41.5 KB
  Зимова подорож до святого Миколая. Мета: розширити знання учнів про святого Миколая; вчити учнів правильно виразно читати поетичні твори; збагачувати словниковий запас учнів; виготовити листівку бажань; сприяти вихованню міцної внутрішньої опори людини що знаходить свій прояв у доброті чуйності лагідності. Сьогодні на уроці ми завітаємо у гості до святого Миколая. Я знаю що день святого Миколая улюблене свято українських дітей.
53424. Інтегроване заняття з використанням наочного моделювання 31 KB
  На основі знайомої казки Колосок за допомогою схемсимволів вчити дітей сприймати зміст казки. Хіба зможемо прожити ми без них Діти вам подобаються казки Що вам подобається в казках Так всі люблять казки кони ведуть нас у світ пригод вчать розпізнавати добро зло. 1 коробка Діти підійдіть до коробки з літерою А в коробці захована схема з гудзиків за казкою Колосок З якої казки герої Який був півник Якими були мишенята Як звали Півника мишенят Чому вчить ця казочка Хто не працює той не їсть Потрібно...
53425. Формування ключових компетентностей молодшого школяра шляхом впровадження інтегрованих уроків 299 KB
  Предметних компетентностей: ознайомити дітей з усіма варіантами числа 7; вчити учнів складати розвязувати читати вирази на додавання в межах 7; вивчити назви днів тижня; розвивати мислення память; розширити знання про фрукти їх користь для людей; збагатити словниковий запас поняттями екзотика екзотичні фрукти; виховувати бережливе ставлення до природи зокрема садупрагнення до здорового харчування. Обладнання: мультимедійний проектор компютер аудіозаписи мікрофон демонстраційний матеріалкартки із...
53426. Закріплення вивчених букв. Робота з дитячою книгою. Українська народна казка «Курочка Ряба». Виготовлення курочки з солоного тіста 209 KB
  Мета Формувати у дітей поняття про казку як художній твір,Розвивати навички слухання та інтонування почутого, мовлення, уяву, фантазію, логічне раціональне мислення, використовуючи методи інтерактивного навчання; закріплювати вміння читати слова, речення та тексти з вивченими буквами, вдосконалювати навички звукового аналізу слів;