89692

МЕХАНИЗМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ПО МИОКАРДУ

Доклад

Биология и генетика

При таком распространении АТМВ объединяются в единую систему когда по сердцу происходит распространение возбуждения. Аналогично связаны АТМВ как между собой так и с ТМВ и распространяется по всему сердцу. Между островками тканей АТМВ установлена четкая субординация: ведущим является тот островок который расположен в правом предсердии между венозным синусом и ушком uricolus.

Русский

2015-05-13

700.99 KB

1 чел.

МЕХАНИЗМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ПО МИОКАРДУ

Ткань АТМВ сосредоточена в виде островков в различных отделах сердца. При таком распространении, АТМВ объединяются в единую систему, когда по сердцу происходит распространение возбуждения. Особенности проведения возбуждения по миокарду связаны со способом соединения между собой его отдельных волокон. Под электронным микроскопом между волокнами обнаружены так называемые вставочные диски. Они представляют собой дубликаторы мембран, в которых имеются щелевые контакты между волокнами, обеспечивающие электрическую синаптическую передачу. Ранее считали, что будто «протоплазматические мостики» между миокардиальными волокнами объединяют весь миокард в синцитий, под которым понимали цитоплазмазматическую (проводящую) среду, не разделенную мембранами. Открытие вставочных дисков внесло коррективу в морфологическое определение миокардиального синцития, но не опровергло представления о миокарде, как функциональном синцитии, поскольку электрический импульс (ПД), возникший в одном из волокон, распространяется на соседние посредством электрической, а не химической передачи. Благодаря этому сердцу присущи свойства отдельной клетки.

Необходимо подчеркнуть, что электрическая связь существует не только между ТМВ сердца. Аналогично связаны АТМВ как между собой так и с ТМВ и распространяется по всему сердцу.

Рис. Схема “проводящей системы” сердца.

Обозначения: 1 – синсо-аурикулярный узел (узел Кейта–Флака); 2 – миокард предсердий; 3 – атрио-вентрикулярный узел (узел Ашоффа–Тавары); 4 – пучок Гиса; 5 – ножки пучка Гиса; 6 – волокна Пуркинье; 7 – миокард желудочков. Стрелками показан путь распространения возбуждения.

Между островками тканей АТМВ установлена четкая субординация: ведущим является тот островок, который расположен в правом предсердии – между венозным синусом и ушком (auricolus). От расположения произошло его название – сино - аурикулярный узел. Когда он автоматически возбуждается (обычное состояние у здорового человека), другие островки АТМВ выполняют только функцию проведения возбуждения. При этом их собственный автоматизм подавляется. Поэтому сино – аурикулярный узел называют пейсмекером (отводитель ритма). Ритм его автоматических возбуждений определяет частоту сердечных сокращений.

Возбуждение спонтанно, в определенном ритме задается в сино – аурикулярном узле. Каждое его АТМВ связано со своими соседями примерно сотней щелевых контактов. Они обеспечивают взаимодействие между собой отдельных волокон узла при становлении единичного сердечного ритма, а также обеспечивают проведение возбуждения из узла в предсердие.

Благодаря тому, что водителем ритма является не одиночное АТМВ, а группа из 5000 волокон, сердце имеет высокую надежность в поддержании стойкого периода спонтанных колебаний. Экспериментально установлено, что в системе из-за АТМВ период колебаний крайне не устойчив, изменяясь в пределах 200% (от 340 до 620 мс), тогда как в системе из 100 АТМВ его вариации не выходят за 20%, то есть период изменяется от 500 до 580 мс.

С АТМВ сино-аурикулярного узла возбуждение переходит на ТМВ предсердий и переводится по ним со скоростью примерно 1 м/с. Уже через 40 мс после возникновения ПД в водителе ритма, все участки предсердий находятся в возбужденном состоянии. Возбуждение распределяется по предсердиям с широким фронтом (радиально), что обеспечивается наличием щелевых контактов не только между торцами отдельных волокон, но и торцевыми контактами по их бокам. Однако, плотность щелевых контактов в торцах вставочных дисков значительно выше, чем в боковых. Вследствие этого постоянная длины () для продольного направления составляет примерно 1 мм, а для поперечного в 3-10 раз меньше. В этой связи, по направлению к желудочкам возбуждение движется быстрее, чем поперек предсердий. Вместе с тем, существование торцевых вставочных дисков приводит к тому, что возбуждение распределяется по предсердиям единым фронтом (радиально). Боковые электрические связи выравнивают фронт, благодаря чему возбуждение, идущее в предсердиях по разным путям, практически одновременно достигает второго островка АТМВ – атрио-вентикулярного (предсердо-желудочкового) узла.

Предсердия отделены от желудочков фиброзной тканью, которая не способна проводить возбуждение, однако, в этой преграде есть узкая щель, шириной чуть больше 1 мм и длиной примерно 1,5-2 мм. В этой щели и расположен атрио-вентикулярный узел, который проводит возбуждения из предсердий в желудочки. Другого пути для проведения возбуждения нет. В местах контакта с ТМВ предсердий, АТМВ атрио-вентикулярного узла очень тонки, вследствие чего им присуще значительное электрическое сопротивление саркоплазмы. В этом одна из причин резкого (в 20-50 раз) замедления распределения возбуждения в атрио-вентикулярном узле по сравнению с предсердиями. Другая причина замедления заключается в том, что АТМВ в верхней части узла имеет не продольное, а поперечное расположение. Следовательно, по направлению к желудочкам возбуждение передается через боковые, а не торцевые щелевые контакты. Постоянная длины () для такого проведения составляет примерно 95 мкм, что обусловлено снижением скорости распределения возбуждения на порядок. Она составляет в верхней части атрио-вентикулярного узла примерно 0,02-0,05 м/с.

Замедление проведения возбуждения из предсердий в желудочки обеспечивает чрезвычайно важную для нормальной работы функцию, то есть паузу между сокращениями. Желудочки начинают сокращаться примерно через 0,1 с от начала сокращений предсердий. Задержка нужна для того, чтобы вся кровь, накопленная в предсердиях в диастолу, полностью перешла в желудочки до того момента, как они начнут сокращаться.

Торцевые контакты, расположенные в атрио-вентикулярном узле перпендикулярно основному направлению возбуждения, обеспечивают постоянную длины () примерно 270 мкм, и они обеспечивают сравнительно быстрое распространение потенциалов между отдельными волокнами АТМВ в поперечном направлении. Это делает весь узел единой системой, в которой возбуждение движется единым фронтом. Не обладай узел такой структурой, то из разных его точек с различной временной задержкой выходило бы несколько импульсов в нижестоящие отделы сердца.

Из атрио-вентикулярного узла возбуждение единым фронтом поступает в следующее звено проводящей системы – атрио-вентикулярный пучок (пучок Гиса). Там скорость проведения быстро возрастает, достигая 2-3 м/с. Увеличение скорости обусловлено в основном утолщением АТМВ и повышением плотности щелевых контактов во вставочных дисках. Плотность увеличивается примерно на 20 процентов их площади. Пучок Гиса лежит в толще миокардов желудочков, подобно изолированному кабелю, при этом он не образует синопсов (электрических контактов) с ТМВ желудочков. Ближе к верхушке сердца, от пучка Гиса отходят волокна Пуркинье. Эти атипичные миокардные волокна вступают в контакт с ТМВ желудочков. Волокна Пуркинье обладают наибольшим диаметром, по сравнению с другими волокнами миокарда, и значительной постоянной длины (), которая в десятки раз больше длины отдельных волокон АТМВ. В этой связи скорость проведения возбуждения ими достигает 4-5 м/с.

Связь между волокнами Пуркинье и ТМВ желудочков осуществляется многочисленными тонкими разветвлениями АТМВ. Отдельные такие волокна действуют на ТМВ, как точечный источник тока, поэтому от точки контакта между ними деполяризация (ПД) распределяется в виде сферической волны. Здесь нет условий для распределения фронта возбуждения, в силу чего, невелика. В этой связи, в контакте разветвленной сети волокон Пуркинье с желудочковыми ТМВ, осуществляется передача возбуждения с замедлением. Задержка импульса достигает 30 мс, что обеспечивает синхронизацию возбуждения всего сократительного миокарда желудочков. Возбуждение с отдельных волокон Пуркинье переходит на огромное число ТМВ одновременно. Благодаря чему, различные участки желудочков сокращаются симфазно. Задержка в проведении возбуждения с АТМВ на ТМВ проявляется в том, что скорость его распределения по миокарду желудочков в этот момент составляет всего 0,4 м/с. По миокарду желудочков возбуждение движется с верхушки к основанию, то есть в противоположном направлении, относительно движения по пучку Гиса. Последними возбуждаются те участки желудочков, которые расположены около предсердий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13962. «Первінка» М. Вінграновський 40 KB
  УРОК № 14 Тема.М. Вінграновський. Первінка. Мета: ознайомити учнів із позапрограмними творами письменника викликати до них інтерес прагнення до самостійного читання; розвивати навички вибору художньої літератури для читання переказу прочитаного та висловлення вл
13963. Использование языка SVG 1.02 MB
  Графические объекты могут быть сгруппированы, стилизованны, преобразованы и встроены в предварительно предоставленные объекты. Набор характеристик включает вложенные преобразования, отсечение контуров, альфа-маски, эффекты фильтра и объекты шаблона.
13964. Тематичне оцінювання М. Вінграновський 28.5 KB
  УРОК № 15 Тема.Тематичне оцінювання. Мета:виявити рівень знань умінь та навичок учнів з метою корекції; розвивати звязне мовлення память логічне та образне мислення вміння висловлювати свої судження; виховувати кращі людські якості. Обладнання:тестові завдан
13965. Создание Web-служб с использованием технологии AJAX 589 KB
  В традиционной Web-технологии запрос на обработку данных создается в Web-браузере с помощью управляющих элементов формы Web-страницы, а затем, после нажатия кнопки типа submit или вызова метода submit() в сценарии JavaScript, созданный запрос с помощью метода GET или POST передается на Web-сервер.
13966. «Вовк і кіт», «Щука» Л. Глібов 41.5 KB
  УРОК № 16 Тема.Л. Глібов. Вовк і кіт Щука. Мета: ознайомити учнів із життям і творчістю Л. Глібова його байками; розвивати навички виразного читання байок коментування їхнього змісту та побудови визначення головної думки; виховувати кращі моральні якості людини ...
13967. Тематична атестація. Outline for the lesson of English for 11th-graders 72 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 17 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. УРОК 17 Підтема: Тематична атестація Мета: Виявити степінь засвоєння вивченого матеріалу. Обладнання: Контрольні картки. Варіант І І. Translate into Ukrainian. schoolleaving exami...
13968. Виразне читання байок Л. Глібова напам’ять 24.5 KB
  УРОК № 17 Тема.Виразне читання байок Л. Глібова напамять. Мета:розвивати навички виразного читання память артистичні здібності учнів; виховувати почуття справедливості почуття гумору естетичні смаки. Обладнання:портрет письменника збірки його творів; збірки...
13969. Акровірші «Хто вона?», «Що за птиця?» Л. Глібов 30.5 KB
  УРОК № 18 Тема.Л. Глібов. Акровірші Хто вона Що за птиця. Мета:ознайомити учнів із поняттям акровірш творами цього виду Л. Глібова; розвивати навички виразного читання аналізу акровіршів кмітливість спостережливість творчі здібності учнів; виховувати кращі ...
13970. МУЗИЧНИЙ ЗВУК. ЗВУКОРЯД. ЕНГАРМОНІЗМ ЗВУКІВ 47 KB
  Тема 1. МУЗИЧНИЙ ЗВУК. ЗВУКОРЯД. ЕНГАРМОНІЗМ ЗВУКІВ План 1.Звук як фізичне явище 2.Назви та позначення звуків 3. Знаки альтерації Загальне поняття про звук. Звук як фізичне явище є наслідком швидкого коливання будьякого пружного тіла струни металевої платівки нат