89704

СТРОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО УХА

Доклад

Биология и генетика

Схематично костную часть улитки можно представить в виде: б Костная улитка. а – стержень улитки; б – улитка в разрезе Внутри улитки имеется просвет с круглым поперечным сечением повторяющим ее спиралевидное закручивание вокруг костного стержня. От стержня в просвет улитки выступает костная спиральная пластинка КСП которая частично разделяет просвет примерно на 1 31 2 на всем протяжении спиралевидного хода. Поперечный разрез улитки имеет следующий вид: Поперечный разрез улитки 1 – вестибулярная лестница 2 – барабанная лестница 3 –...

Русский

2015-05-13

127.83 KB

0 чел.

СТРОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО УХА

Внутреннее ухо (ВУ) человека размещается в пирамидальной части височной кости. Часть этого причудливого лабиринта, содержащая слуховые рецепторы, напоминает улитку в форме конусообразной спирали, образующей 2,5 витка. Схематично костную часть улитки можно представить в виде:

 a б

Костная улитка.

а – стержень улитки; б – улитка в разрезе

Внутри улитки имеется просвет с круглым поперечным сечением, повторяющим ее спиралевидное закручивание вокруг костного стержня. От стержня в просвет улитки выступает костная спиральная пластинка (КСП), которая частично разделяет просвет примерно на 1/3-1/2 на всем протяжении спиралевидного хода. Поперечный разрез улитки имеет следующий вид:

Поперечный разрез улитки

1 – вестибулярная лестница, 2 – барабанная лестница, 3 – костная спиральная пластинка,

4 – базилярная мембрана, 5 – мембрана Рейснера, 6 – покровная пластинка (мембрана),

7 – улитковый проток, 8 – сосудистая полоска, 9 – волосковые клетки внутреннего ряда, 10 – волосковые клетки наружного ряда, 11 – нервные окончания, 12 – биополярные нейроны, 13 – аксоны слухового нерва

Между выступом костной спиральной пластинки (3) и противолежащей поверхности улиткового хода натянута базилярная мембрана (4), которая образована мягкими тканями БМ и дополняет костную спиральную пластинку, чем достигается полное разделение просвета улитки. Кроме нее, от костной спиральной пластинки отходит вестибулярная (преддверная) мембрана, которая называется мембраной Рейснера (5). Эта мембрана образует острый угол с базилярной мембраной, и она также направлена к наружной стенке улитки. Благодаря существованию БМ и ВМ, спиралевидный ход внутри улитки разделен на три параллельные канала, каждый из которых свернут в спираль. Один из них (нижний) расположен между стенкой улитки и БМ. Он называется БЛ, другой канал – ВЛ (1) заключен между верхней поверхностью улиткового хода и мембраной Рейснера. БЛ и ВЛ сообщаются на верхушке улитки. Место перехода одной лестницы в другую называют отверстием улитки или геликотремой (Г). Третий канал клиновидного сечения называется улитковым протоком (7), он расположен между БМ и мембраной Рейснера. Его третью стенку выстилает, так называемая, сосудистая полоска (8), с функционированием которой связано поддержание определенного химического состава жидкости – эндолимфы. Эндолимфа заполняет улитковый проток, и она по своим свойствам существенно отличается от перелимфы, находящейся в БЛ и ВЛ. Перелимфа сходна с межклеточной жидкостью, тогда как эндолимфа скорее напоминает цитозоль (по содержанию , вязкости и т.д.).

В эндолимфу погружены специальные клетки слуховых рецепторов, которые входят в состав Кортиева органа. Их опекальный полюс увенчан волосковоподобными выростами плазмолеммы (цилии). В этой связи эти клетки называются волосковыми клетками.

Наряду со слуховыми рецепторами в Кортиевом органе присутствуют разнообразные опорные клетки, относящиеся к вспомогательным элементам ВУ. Кортиев орган расположен на БМ, причем волосковые клетки ориентированы перпендикулярно этой мембране. В каждой из двух улиток уха человека содержится по 15500 волосковых клеток, из которых 3500 образуют внутренний ряд (9) и 12000- (3) наружных ряда (10). По форме волосковые клетки внутреннего ряда подобны эллипсоиду (1), вертикальная ось которого составляет в среднем примерно 40 мкм, а горизонтальная примерно 10 мкм. Наружная волосковая клетка имеет цилиндрическую форму (2).

Волосковые клетки

1 – внутреннего ряда, 2 – наружного ряда

На базальном полюсе волосковой клетки сосредоточены синопсы с терминальными веточками афферентных волокон, являющиеся периферическими отростками нейронов, тела которых находятся в спиральном ганглии (12). Центральные отростки этих биополярных нейронов формируют слуховой нерв (13), по которому сигналы от слуховых рецепторов поступают в головной мозг. Каждая волосковая клетка внутреннего ряда образует синопсы примерно с 10 нервными окончаниями, но каждое из окончаний контактирует только с одной клеткой. Афферентные волокна, иннервирующие волосковые клетки наружных рядов, сильно ветвятся, и каждое из них имеет синоптические входы от многих таких клеток. В этой связи, несмотря на обилие волосковых клеток в наружных рядах Кортиева органа, основная часть (примерно 95%) афферентных волокон слухового нерва млекопитающих отводит сигналы от волосковых клеток внутреннего ряда, которые и преобразуют энергию механических колебаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23724. Перевод условия задачи на математический язык 55 KB
  Обозначим за x – площадь третьей комнаты. Вторая на 3 м2 больше третьей значит её площадь равна x 3 м2. Первая комната в 2 раза меньше второй чтобы найти её площадь надо площадь второй комнаты разделить на 2 т. Общая площадь трёх комнат 42 м2.
23725. Перевод условия задачи на математический язык 53 KB
  Длина в м Ширина в м Площадь в м2 В классе даются разные ответы возможно кто – то из учащихся совсем не сможет выполнить задание. – Почему в классе разные результаты – Что общего и чем отличается данная задача от тех которые мы решали на прошлом уроке Общее то что в этой задаче неизвестна ни длина ни ширина прямоугольника а только известно что длина на 3 м больше ширины а отличаются эти задачи схемой для данной задачи схемой будет таблица. Возможны варианты: Длина в м Ширина в м Площадь в м2 x 3 x xx 3 или 70...
23726. Перевод условия задачи на математический язык 58.5 KB
  Количество детей в одном автобусе Количество автобусов Общее количество детей Большие автобусы Маленькие автобусы 3. – Какую формулу нужно использовать для выполнения задания Чтобы найти сколько всего человек поехало на экскурсию надо количество людей в одном автобусе умножить на количество автобусов т. Количество детей в одном автобусе Количество автобусов Общее количество детей Большие автобусы x 6 y 1 x 6y 1 или 252 Маленькие автобусы x y xy или 252 Работу можно организовать в группах или используя подводящий диалог. –...
23727. Перевод условия задачи на математический язык 46.5 KB
  – Какими математическими выражениями может быть их перевод Числовое или буквенное выражение уравнение вида ax x = b уравнение вида xx a = b двумя уравнениями с двумя переменными xy = c x ay b = с – В каком ещё виде может быть перевод условия задачи на математический язык Возможны разные ответы в том числе и ответ: одно уравнение с двумя неизвестными. – Уменьшите число 640 на 76. Запишите на математическом языке сколько всего единиц содержит трехзначное число...
23728. Признаки делимости на 10, на 5, на 2 43.5 KB
  – Известно что t – нечетное число. – Какое число может быть лишним Например 14 – у него сумма цифр нечетное число а у остальных – четное; 28 – кратно 4 а остальные – нет; 42 – его сумма цифр кратна 3 а у остальных чисел – нет и т. – Назовите четырехзначное число кратное 2. – Сформулируйте гипотезу о том по какому признаку можно определить – является данное число четным или нет.
23729. Признаки делимости на 10, на 5, на 2 44.5 KB
  – Что общего в числах полученного ряда Все числа кратны 5. Эти числа оканчиваются на 0. – Приведите пример четного числа удовлетворяющего неравенству x 80. – Какие остатки могут получаться при делении числа на 100.
23730. Свойства и признаки делимости 71.5 KB
  2 а x не делится на 10 т. 2 а x делится на 3; число оканчивается любой цифрой кроме 0; б x делится на 7; б x не делится на 5; в x не делится на 2 т. любое нечётное число; в x делится на 3; г x делится на 9. г x не делится на 9.
23731. Признаки и свойства делимости 59.5 KB
  – С какой целью мы их изучали Чтобы быстрее определять делится ли число сумма произведение на заданное число. а Найдите числа 365 Чтобы найти часть от числа надо число разделить на знаменатель и умножить на числитель получится 292; б Найдите число если его равны 146. Чтобы найти результат надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель получится 219 2. а любое число не делящееся на 10; Что бы сумма делилась на число надо чтобы каждое слагаемое делилось на число: 140 делится на 10 значит x должен делиться на...
23732. Простые и составные числа 46.5 KB
  Образовательные: познакомить учащихся с понятием простого и составного числа повторить понятие делителя и классификации закрепить алгоритм решения задач на движение. 1 – Прежде всего вспомним какое число называется делителем числа а Делителем числа a называется число на которое а делится без остатка или: b делит а если существует такое число с что а = bс. – Запишите делители числа 30.