8974

Развитие форм научного мышления в средние века

Доклад

Логика и философия

Развитие форм научного мышления в средние века. Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как мрачный, имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение ...

Русский

2013-02-21

33.17 KB

25 чел.

Развитие форм научного мышления в средние века.

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Возникшее в I в. среди простолюдинов христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей. В 325 г. Римская империя была разделена на две части: западную и восточную со столицами Рим и Византия (позже переименованная в Константинополь). Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г. н.э., а Византия существовала еще около тысячи лет.

В центры научных знаний превращались монастыри. При монастырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечивающие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования. Но по сравнению с римской эпохой содержание преподаваемых знаний было значительно урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных и богословских функций. Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания. Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов и т.д. В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения.

Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание — это знание всеобщее, доказательное. Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное.

Так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволической. Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая произ-водна от понятий. Познавательная деятельность сводится к исследованию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.

Как же, исходя из таких установок, может осуществляться познание? Только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления. Так как познавательная деятельность носит теологически-текстовый характер, то исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктивная логика Аристотеля).

В мире, сотворенным Богом и по его планам, нет места объективным законам, без которых не могло бы формироваться естествознание. Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Многие исследователи расценивают существование этих дисциплин как промежуточное звено между натурфилософией и техническим ремеслом, так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.

Средневековая западная культура— специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций античности, свидетельство тому — существование таких мыслительных комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным. С другой стороны,  разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «экспериментальный» характер.

Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки?

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э», а ее завершение к XIV—XV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия.. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.

Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.

В Средние века постулаты о творении предполагали выделение природы творящей и природы сотворенной. Средневековье знало семь свободных искусств — триумви-ум: грамматика, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками — искусствами. В XII—XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Наиболее важные изобретения компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка пришли с Востока. В науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по исследованию природных закономерностей.

Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения, и, следовательно, без насилия над Природой. Патристика (от лат. патер — отец) — учение отцов церкви — выступила первым этапом развития средневековой философии. С I по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ, а умопостигаемая природа возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.

Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинс-кий, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.

Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты.

Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий — «универсалий».  Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предметом познания могут быть только единичные вещи — индивидуальности. Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивавшее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с божественным откровением, вторая — с естественным разумом.

Для Роджера Бэкона (ок. 1214—1294) существовали три основных способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную науку он считал владычицей умозрительных наук. Имея энциклопедическую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, а также этика. Интересно, что Р. Бэкон различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый при по-мощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения и праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви».

К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи. Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями Средневековья.

Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века?

На Арабском Востоке в Средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.

Труды ученых разных стран, которые в силу сложившихся обстоятельств оказываются на территории халифата, переводятся на арабский язык. В IX в. была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Аль-магисте» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест». Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. Также были переведены и «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики.

Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризует систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.

И если деятельность арабских ученых началась с комментариев к произведениям античных ученых, то в дальнейшем она вышла за эти пределы. Тому способствовали не только знание арабскими учеными идей и многовековых достижений индийской науки, но в основном потребности современной им жизни и значительное обогащение многообразного опыта по сравнению с античностью. После александрийского периода в развитии положительной науки именно у арабов она делает дальнейший шаг в своем развитии.

Средневековая наука не предложила новых фундаментальных научных программ. Ее значение состояло в том, что был предложен ряд новых обобщений, уточнений, понятий и методов исследования, которые подготовили основу механики Нового времени.
Основными чертами средневековой науки являются:
1. Рациональность - постижение явлений на основе разума и чувственного опыта.
2. Телеологизм - толкование любых проблем с точки зрения Священного писания. Считалось, что природа создана Богом для блага человека, а явления природы являются промыслом божьим, непостижимым для человека. В целом толкование явлений действительности сводилось к констатации проявления божественного промысла.
3. Иерархичность - идея приближенности или отдаленности от Бога. В соответствии с этим подходом, природа не обладает самостоятельностью, это часть иерархии, во главе которой стоит Бог, за ним идет человек, затем находится живая природа, а за ней неживая. Каждая вещь рассматривалась как зеркало - гладкое или менее гладкое - отражающее свет Божий.
4. Отсутствие оформленных научных понятий явилось следствием утраты наукой в раннем средневековье (до XIII-XIV вв.) своих теоретических позиций. Все научные достижения рассматривались с точки зрения практической пользы.
5. Экспериментальность - логически вытекает из утверждения церкви о том, что мир создан для человека, который является его господином и имеет право его переделывать.
6. Моральный символизм - характерная черта средневекового знания. Интерес к явлениям природы ведет не к научным обобщениям, а делает их символами церкви, например, Луна - это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер - символ Духа и т. д.
7. Универсализм - стремление к охвату мира в целом, осознание его законченного всеединства. Мир, человек и природа сотворены Богом и поэтому родственны между собой. Знания о природе познаются через познание Бога.
Перечисленные особенности средневекового мировоззрения отразились на процессе познания, обусловив его специфические черты:
- Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. Все воззрения на природу проходили цензуру церкви и, если в них имелись расхождения с принятыми воззрениями, то объявлялись еретическими и подвергались суду инквизиции. С помощью жестоких пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие догматам церкви, стоили многим средневековым ученым жизни. Это способствовало усилению элемента созерцательности познания и привело в конечном итоге к застою (стагнации) и даже регрессу научного познания в целом.
- Так как средневековые мыслители искали не связи между явлениями природы, а их отношение к Богу, в иерархии вещей, то это привело к отсутствию в науке объективных законов природы, необходимых для оформления естествознания.
- Ввиду того, что в познавательной деятельности преобладал анализ вещей, иерархически расположенных по отношению к Богу, а не анализ понятий, универсальным методом исследования служила дедукция, позволяющая делать частные выводы (следствия) от общего - Бога.
В целом можно констатировать откат средневековой науки назад, по сравнению с античной. Наука была объявлена «служанкой богословия», средством решения чисто прикладных задач. На фоне общего упадка науки развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления дат религиозных праздников.
Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословие. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы.
Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:
- Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.
- Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.
-· Началась математизация физики.
- Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии  привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.
Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию человека в мире. Человек был поставлен на место Бога и стал собственным творцом и владыкой природы. В эпоху Возрождения снимается граница между наукой как средством познания и практической деятельностью.
Новые взгляды на мир и человека позволили сделать выдающиеся научные открытия, создать новые теории и подготовить базу последующей научной революции, благодаря которой сформировалось классическое естествознание. Были сделаны открытия Н. Коперника, Д. Бруно, давшие науке гелиоцентризм и идею бесконечности Вселенной. Пока это были еще догадки, требовавшие естественнонаучного и философского обоснования

7. Научное политическое мышление в средние века.

Средние века являются таким периодом в истории европейских народов, в течение которого наука о государстве не только не сделала никаких успехов сравнительно с положением ее у греков и римлян, но пришла даже в окончательный упадок и должна была дожидаться благоприятных условий для своего возрождения. Это, впрочем, касается не одной только науки о государстве, но и всех прочих наук. Объясняется это, конечно, тем, что в средние века начинается новая жизнь европейских народов, принявших в свою среду, со времен великого переселения, новых пришельцев с азиатского Востока, а равно поставленных в необходимость под действием этого переселенческого натиска искать новых мест для поселения. Греко-римская культура была разрушена в творения классических писателей на долгое время обречены были покрыться археологической пылью, причем многие из них совершенно погибли. Германские племена, подчинившие себе римлян, кое-что, конечно, могли усвоить от подвластных, стоявших на высшей ступени умственной культуры; но возвыситься до понимания централизованного государства, с безграничной государственной властью, в особенности, же до построения в том, же духе научных систем—древние германцы, конечно, не могли, этому препятствовали отсутствие всякой умственной культуры и любовь к свободе; сюда присоединяется еще новый фактор, положивший глубокую печать не только на науку, но и на всю жизнь новоевропейских народов; мы разумеем христианскую веру. Еще во времена римского и греческого владычества христианство ужо было значительно распространено, как среди этих, так и среди других народов; оно явилось не только религиозным, но и политическим фактором, представляя собою протест против политического и социального угнетения невладеющих классов со стороны политически и имущественно сильных. В начале своего существования христианство было величайшей моральной силой. Но по мере его распространения, по мере скопления в руках христианской церкви и ее официальных представителей материальных богатств, по мере сосредоточения в тех, же руках и политического могущества, нравственный авторитет церкви стал падать, и носители высокой миссии, завещанной им Христом5 заразились всеми недостатками и пороками светских владык. Для порабощенных и угнетенных христианство продолжало оставаться великой моральной силой, заставлявшей забывать о несчастиях и искать утешения в чаянии загробных радостей: для официальных представителей христианской веры оно сделалось орудием угнетения, орудием господства, и не только над слабыми, мирянами, но и над могущественными светскими государями. Благодаря этим причинам—психологического и теолого-политического характера, все умонастроение европейских народов на долгое время принимает религиозное направление. Слабый, еще неокрепший разум некультурного человека ищет ответа на волнующие его вопросы в религии; она становится единственным источником познания; истинно все то, что содержится в учениях церкви; все, что им противоречит, должно быт отвергнуто. В средние века мало-помалу развивается образованность, возникают низшие и высшие школы, появляются первые университеты, преподаватели которых иногда приобретают громкую известность, но на всем этом лежит неизгладимая печать теологии. Пишутся даже трактаты о государстве, о государях, о властях, но исключительно с теологической точки зрения, причем чрез все такого рода произведения красной нитью проводится идея подчинения светской власти духовной; первая заимствует свою силу от последней подобно тому, как луна заимствует свет от солнца. Таковы взгляды средневековых писателей о государстве, из которых в особенности большую известностью пользовался Фома Аквинский, в принципа стоявший на той же теологической почве; лишь очень немногие представляли исключение, каковы, например, Абеляр, Марсилий Падуанский, склонявшиеся всецело к рационализму и отвергавшие вмешательство церкви в государственные дела. Средневековые легисты также почти нечего не внесли в науку о государстве непосредственно, занимаясь исключительно интерпретацией сочинений римских юристов. Но они, можно сказать, положили основание для новоевропейской науки о праве. Вторая заслуга легистов в отношении науки о государстве состоит в том, что они проводили идею светской власти, разрушая, таким образом, влияние теологического начала и подготовляя для науки такие основания, без которых она вовсе не могла двигаться вперед. Благодаря средневековым юристам, теологический туман стал мало-помалу рассеиваться, уступая место рационализму, более благоприятные условия для этого наступили несколько позднее, под могущественным влиянием возрождения классических наук и религиозной реформации.

Гуманисты явились прямыми продолжателями легистов, только что их деятельность была шире, распространялась не только на римское право, но и на другие классические науки и искусства. Изучение древности вводило в круг новых понятий, не имевших нечего общего с теологией. Благодаря этому труды и изыскания по разным отраслям знания все более и более отрываются от теологической почвы и получают вполне светский рационалистический характер. Авторитет церкви и папской власти постепенно падает, авторитет светской власти постепенно усиливается. Этому еще более способствовала религиозная реформация, нанесшая решительный удар папской власти в освободившая не только религиозную совесть, но и самый человеческий разум от сковывавших его теологических пут. Для научных исследований был открыт широкий простор, и, действительно, разные отрасли знания, в особенности естествоведение, начинают делать большие успехи. Не могли не подчиниться влиянию происходивших событий и науки общественные, а среди них и наука о государстве. Падение церковного авторитета сыграло, конечно, весьма важную роль; но и другие события, находившиеся в тесной связи с этим падением в свою очередь, должны были влиять на умы мыслителей, занимавшихся вопросом о государстве. Средние века с их феодализмом и кулачным правом не могли подготовить почвы для теоретической разработки науки о государстве: а следовавшее затем падение феодальной системы, стремление населения государств в спокойной жизни под сильной властью, рецепция римского права с его учением об абсолютной власти—все это должно было влиять на направление научной деятельности лиц, занимавшихся вопросом о государстве не в смысле изучения природы государства, так как наблюдать последнюю почти было и невозможно, но лишь в смысле построения государственных форм, пригодных для спокойствия и благосостояния граждан. Таким образом, наука о государстве возрождается у европейских народов в смысле политики, в смысле искания государственного идеала. Подобно мыслителям древности, возводившим в идеал современные формы, и писатели ХV и XVI столетий черпают материал для своих построений из действительной жизни, возводя в этот идеал абсолютную монархию, как такую форму государственного устройства, которая, по их мнению, более всего способна была обеспечить для населения мир и безопасность после беспокойной и полной всякими ужасами средневековой неурядицы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14494. Интересы ЕС в ЛА. Саммиты ЕС-ЛА. Политика ЕС – как фактор интеграции в регионе 21.53 KB
  Интересы ЕС в ЛА. Саммиты ЕСЛА. Политика ЕС как фактор интеграции в регионе. Ибероамериканские саммиты. Основы трансрегионального сотрудничества ЛКА и ЕС Интересы: Динамичное развитие региональных интеграционных процессов. Углубление политического диалога ...
14495. Международные программы развития Африки и роль стран ЕС в развитии региона 17.82 KB
  Международные программы развития Африки и роль стран ЕС в развитии региона В период формирования Европейского союза европейские страны имевшие бывшие колонии за пределами Европы стремились сохранить свои особые отношения с ними. Таким образом возникла идея ассоциа...
14496. Интересы и политика США в Африке 22.87 KB
  Интересы и политика США в Африке В последние годы ведущие державы мира уделяют повышенное внимание реализации своей политики в Африке. Наибольшую активность на континенте проявляют Соединенные Штаты стремясь к усилению здесь своего влияния и укреплению как военнопол...
14497. Статус ЕС в ведущих международных организациях 22.3 KB
  Статус ЕС в ведущих международных организациях ООН ЕС крупнейший финансовый спонсор системы ООН. Эти 27 фондов странчленов ЕС 38 регулярного бюджета ООН. ЕС участвует более чем в двух пятых операций ООН по поддержанию мира. Одна только Европейская комиссия вносит бол...
14498. Интересы ЕС на постсоветском пространстве. «Восточное партнерство» 21.08 KB
  Интересы ЕС на постсоветском пространстве. Восточное партнерство Отношения Евросоюза с государствами постсоветского пространства как некое целостное направление внешней политики начали формироваться в 20022004 гг. когда была разработана Европейская политика сосед...
14499. Подходы США к проблеме региональной безопасности в АТР 15.74 KB
  Подходы США к проблеме региональной безопасности в АТР АТР АзиатскоТихоокеанский Регион Развитие права норм и механизмов регулирования международных отношений в АТР как и в других регионах мира связано с такими организациями как АСЕАН АТЭС АРФ Асеановский Рег...
14500. Политика ЕС и США по урегулированию ближневосточного конфликта 24.43 KB
  Политика ЕС и США по урегулированию ближневосточного конфликта Благодаря своим запасам нефти Ближний Восток является регионом где пересекаются интересы США и их традиционных европейских союзников. Установление стабильности в этом стратегически важном регионе остае
14501. Ядерный потенциал и фактор ядерного оружия во внешней политике США 18.82 KB
  Ядерный потенциал и фактор ядерного оружия во внешней политике США Ядерная политика является одной из основных составляющих политики в области безопасности. Сказать кто входит в ядерный клуб официально и законно обладающие ядерных оружием старые ядерные держав
14502. EU enlargement 35.5 KB
  EU enlargement The story of the European Union begins in 1951 with the formation of the European Coal and Steel Community. France Italy West Germany and 3 Benelux countries agreed to unify their coal and steel markets. The idea of being economically interdependent make a return to war in the words of French foreign minister Robert Shrooman materially impossible. The GDP of the 6 members rose steadily as the effect of the Community rules on the industrial production and trade began kick...