89742

Реализация принципа права на обжалование процессуальных действий и решений при производстве по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Реализация принципа права на обжалование процессуальных действий и решений при производстве по рассмотрению и разрешению вопросов связанных с исполнением приговора В ст. Право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом предусмотрено ст. Часть 2 данной статьи закрепляет право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом что является важной гарантией реализации своих прав участниками уголовного судопроизводства а также обеспечивает осуществление остальных принципов уголовного судопроизводства...

Русский

2015-05-13

58.8 KB

0 чел.

Камардина А.А.

Реализация принципа права на обжалование

процессуальных действий и решений при производстве

по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных

с исполнением приговора

В ст. 46 Конституции РФ устанавливается, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения или действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В ч. 3 данной статьи говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом предусмотрено ст. 2 Протокола № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 1 которой гласит: «Каждый осужденный судом за совершение уголовного преступления имеет право на то, чтобы вынесенный в отношении него приговор или определенное ему наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанции. Осуществление этого права, включает основания, на которых оно может быть осуществлено, регулируется законом». Европейский Суд подчеркивает, что «производство по уголовному делу – это единое целое, поэтому действие ст. 6 Конвенции не прекращается с решение по делу суда первой инстанции».

Статья 19 УПК РФ конкретизирует данное положение применительно к уголовному судопроизводству, в частности она закрепляет: «действие (бездействие) и решения суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленным настоящим кодексом». Часть 2 данной статьи закрепляет право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, что является важной гарантией реализации своих прав участниками уголовного судопроизводства, а также обеспечивает осуществление остальных принципов уголовного судопроизводства2.

Признаками принципа обжалования являются: а) строго регламентированная законом уголовно-процессуальная деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц, сущность которой составляет контроль (проверка и оценка) законности и обоснованности совершения определенных действий и решений публичных процессуальных органов, обжалованных заявителем в установленном законе порядке и незаконно (необоснованно) нарушающих, по мнению заявителя, конкретное права, свободу и (или) законный интерес личности; б) по сути, эта деятельность направлена на (урегулирование) разрешение по существу социально-правового спора (конфликта) сторон; восстановление или компенсацию нарушенного блага; обеспечение прав и свобод и законных интересов личности; в) разрешение этого спора по существу (в силу нормы закона или воли сторон) отнесено к компетенции процессуальных органов; г) предмет и пределы обжалования, а также пределы их разрешения управомоченными процессуальными органами изначально ограничены нормой закона или субъективной (заинтересованных) волей сторон; д) инициатива к реализации института обжалования (всегда) исходит из заинтересованных (в разрешении спора) субъектов уголовного судопроизводства или иных граждан, вовлеченных в процесс. Вне этой инициативы реализация принципа обжалования невозможна; е) результатом контроля является вынесение общеобязательного и обеспеченного принудительной силой государства процессуального акта (решения), призванного к правовому разрешению спора сторон3.

Статья 401 УПК РФ закрепляет право осужденного обжаловать постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора подать жалобу в кассационном порядке. В ст. 373 УПК РФ указано, что суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного решения». Норма указанной статьи требует уточнения вида судебного решения, которое может быть обжаловано. По нашему мнению, данная статья должна быть в следующей редакции: «Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора, определения и постановления суда». В понятие «иное судебное решение» может быть включено только определение или постановление.

Кроме этого, ст. 401 УПК РФ содержит указание на то, что на постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора может быть подано прокурором представление. В соответствии с п. 27 ст. 5 УПК РФ, представление – это акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном УПК РФ. Статья 37 УПК РФ, устанавливающая полномочия прокурора, прямо не закрепляет право прокурора подавать представления на постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора. Такое полномочие прокурора должно найти свое отражение в ст. 37 УПК РФ.

Реализация принципа «Право на обжалование процессуальных действий и решений» является важной гарантией реализации своих прав участниками уголовного судопроизводства, включая осужденного.

Право осужденного обжаловать постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора и механизм его реализации, должно быть еще раз рассмотрено законодателем с целью определения наиболее оптимального порядка обжалования.

2 Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. М., 2009. С. 279-280.

3 Белобородов С.В. Принцип обжалования в уголовном судопроизводстве России: понятие, сущность и содержание // Российский судья. 2006. № 7. С. 31.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52485. Wer wird Millionär 277 KB
  In unserem Sl sind die besten Kenner der deutschen Sprche. Der Lehrer erklärt die Regeln des Spieles gibt den Schülern eine ufgbe um die Teilnehmer zu wählen. Frge: 50 Jeder Spieler ht 3 Joker: 50 50 T Telefon P Publikum Frgen zum Spiel I 1. Wie viele Frben gibt es in der Flgge Deutschlnds .
52486. In der Deutschstunde 119.5 KB
  Wie gehts Seid ihr guter Lune Die Schüler ntworten. L: Wir beginnen mit den Rätselerzählungen die ihr zu Huse geschrieben hbt. Die Schüler hören und rten ws für eine Stunde ds ist. Sch 1: In dieser Stunde turnen wir n den Ringen springen hoch lufen um die Wette spielen Fußbll.
52487. Розв’язування текстових задач, зокрема комбінаторних 43 KB
  Систематизувати й поглибити знання учнів шляхом розв’язування текстових задач, що потребують використання залежностей між величинами; розвивати логічне мислення, культуру математичної мови і записів; виховувати інтерес до математики, взаємодовіру, посилювати міжпредметну інтеграцію
52488. Функції психодіагностики в навчально-виховному процесі 146.5 KB
  Інформація яка буде одержана за допомогою діагностики дасть змогу сформулювати точні уявлення про позашкільні інтереси учнів їхні плани. Влітку перед початком занять я як майбутній класний керівник 5 класу проводжу попередню діагностику учнів класу: непряму переглядаю особові справи спілкуюся з класоводами цього класу; пряму відвідую сімї моїх майбутніх вихованців. Після чого складається таблиця Початкові відомості про учнів класу. У деяких учнів можуть зміниться навіть взаємини в родині її склад житлові умови та матеріальний...
52489. Розвиток діалогічного мовлення за професійним спрямуванням. (професії «Бармен, офіціант», «Кухар, офіціант») 106.5 KB
  Це може бути відповідь згода заперечення уточнююче запитання прояв солідарності співчуття радості і т.Запитання зустрічне запитання: − Cn you tke nother plce − Just now.Повідомлення запитання: Tht stek is not tsty .Спонукання запитання або повідомлення: We hve no strwberries tody.
52490. Кольори в ритмічній пульсації 57.5 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість французького композитора Клода Дебюссі на прикладі фортепіанної мініатюри Місячне сяйво з Бергамаської сюїти. Залучити учнів до сприйняття музичного творущо розкриває витончені відтінки багатогранної образної палітри настроїв людини та довкілля яке вона сприймає. Виховувати музичний смак учнів потяг до прекрасного. Групи учнів получили творчі завдання.
52491. Побудова стовпчикових і кругових діаграм 77.5 KB
  Вчити будувати й читати кругові й стовпчасті діаграми. Розвивати логічне мисленя, обчислювальні навички, навички роботи на комп`ютері. Виховувати активність, працелюбність
52492. Связь украинцев с украинской диаспорой за рубежом 132 KB
  Ход урока Учитель: Ldies nd gentlemen I m very gld to see you t our conference devoted to the meeting with the members of Ukrinin Dispor in the other countries. Учитель: Let me introduce you member of Ukrinin Dispor from London Mry Brown. I m techer of Ukrinin History t school. Ukrinin ssocition in London is situted in 154 Hollnd Prk venue.
52493. Використання дидактичного матеріалу на уроках світової літератури в 5 класі 405 KB
  Індійське Казки Існують різні класифікації видів казок. Він поділяв казки на чарівні казки про тварин та побутові. Народні казки казки побутові чарівні про тварин або фантастичні Завдання до теми Назви фантастичних героїв та чарівні предмети що зустрічаються у вірші К. ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ У чудищ Я был в избушке на курьих...