89743

Психологическая диагностика лжи и скрываемых обстоятельств в ходе допроса

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Новый взгляд на данное следственное действие с позиции психологии предопределяет необходимость сформировать представления о допросе как об одном из ключевых элементов деятельности следователя дознавателя по-новому взглянуть на данное действие с целью выявления дополнительных возможностей его тактического потенциала и постановки их на службу следствия дознания. Обман приводит к повышению кровяного давления и усиленному потоотделению в тех случаях когда обманщик боится что его уличат8; частое приглаживание волос; легкая снисходительная...

Русский

2015-05-13

65.31 KB

9 чел.

Колядинцева Д.С.

Психологическая диагностика лжи и скрываемых

обстоятельств в ходе допроса

Одним из наиболее распространенных следственных действий является допрос. Новый взгляд на данное следственное действие с позиции психологии предопределяет необходимость сформировать представления о допросе как об одном из ключевых элементов деятельности следователя (дознавателя), по-новому взглянуть на данное действие с целью выявления дополнительных возможностей его тактического потенциала и постановки их на службу следствия (дознания).

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что допрос является «наиболее психологизированным следственным действием, он связан с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними»2. Квалифицированное проведение допроса требует учета психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с допрашиваемыми лицами.

Центральными психологическими проблемами допроса являются диагностика истинности показаний, система приемов правомерного психического воздействия с целью получения правдивых показаний, способы изобличении ложных показаний.

В связи с этим перед наукой криминалистикой и практикой расследования стоят задачи по совершенствованию существующих способов оценки истинности показаний, приемов и методов ведения допроса в целом, а также по выработке новых, научно обоснованных рекомендаций.

Проведение допроса требует от следователя высокой общей, психологической и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, мастерского владения тактическими приемами допроса. Знание работниками правоохранительных органов приемов психологической диагностики лжи и неискренности в поведении допрашиваемого является важной предпосылкой успешной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

«Обычно принято думать, что нет ничего более случайного, капризного и не подчиняющегося никаким законам, чем ложь, – писал А.Р. Лурия – Однако такое представление неверно. Ложь, как и всякое мышление, построенное по другому принципу, имеет свои формы, свои правила, свои приемы. Человек, который лжет, прибегает всегда к определенным законам мышления, к определенным формам логики. Вскрыть их – означало бы сделать серьезный шаг вперед по пути умения отличить правдивое высказывание от ложного, а это дало бы новые прекрасные приемы в следственном деле»3.

В науке выделяют два основных приема диагностики лжи и скрываемых обстоятельств: 1) на основе анализа речевых высказываний человека; 2) на основе наблюдения за невербальным поведением.

Первым приемом диагностики лжи и скрываемых обстоятельств является анализа вербального поведения. Стэн Б. Уолтерс выделил три категории вербального поведения: качество голоса, ясность речи и содержание речи.

Качество голоса можно определить по трем характеристикам: высоте, громкости и темпу речи. Однако следует отметить, что изменения в данных характеристиках в первую очередь свидетельствуют не о том, что человек лжет, а лишь о том, что он испытывает стресс. Если следователь собирается использовать эти сигналы для оценки того, говорит допрашиваемый правду или обманывает, то необходимо сравнить различные аспекты качества голоса с другими вербальными и невербальными сигналами. Том случае, если все эти сигналы противоречат друг другу или просто не согласуются друг с другом, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что человек не совсем честен относительно собственных чувств или того, о чем он говорит.

Ясность речи характеризуется наличием или отсутствием речевых дисфункций (вербальных ошибок). Основные формы речевой дисфункции – это симптомы, такие например, как заикания, запинки или бормотание. До того момента, когда заикание и запинки проявятся или станут очень заметными, человек не демонстрировал такого поведения вообще или в течение данной беседы. Допрашиваемый в данном случае пытается оттянуть вербальную реакцию до того момента, когда его мысли придут в порядок. Таким, образом, когда отвечая на прямой вопрос допрашиваемый начинает что-то невнятно бормотать, необходимо насторожиться – это явный симптом обмана.

Содержание речи так же не маловажно. Пол Экман крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи утверждает, что: «Как это ни удивительно, многих лжецов выдают неосторожные высказывания. Не то чтобы они были не в состоянии выразить свою мысль как-то иначе или пытались, но не сумели, нет, они просто не сочли нужным тщательно подобрать слова»4. Однако опять же, не стоит забывать, что различного рода оговорки могут быть лишь последствием стресса, который переживает допрашиваемый. Именно поэтому необходимо оценивать вербальное поведение в совокупности невербальным.

Вторым приемом диагностики лжи и скрываемых обстоятельств является анализа невербального поведения

Часто можно наблюдать противоречия между высказываниями человека и телодвижениями, позами, мимикой и жестами. Невербальный «язык» часто «с головой» выдает человека, говорящего неправду. Более того, в психологии в результате наблюдений за невербальным поведением человека выделены так называемые «жесты неискренности» (защита рта рукой, прикосновение к носу и др.)5.

Умение обнаружить соответствие (или противоречие) между языковым и неязыковым общением является важной предпосылкой точности оценки информации, получаемой от собеседника.

Наблюдение позволяет выделить ряд невербальных реакций человека, свидетельствующих о его неискренности:

  1. защита рта рукой (рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке); рука прикрывает рот. Словно мозг допрашиваемого пытается подавить произнесение лживых слов. «Иногда человек прикрывает рот лишь несколькими пальцами, иногда сжатым кулаком, причем в этом случае некоторые пытаются оправдать этот жест имитацией кашля»6;
  2. прикосновение к носу (легкое прикосновение к ямочке под носом или одно быстрое, почти неуловимое прикосновение к носу). Ученые обнаружили, что, когда человек лжет, в его организме вырабатывается вещества, называемые катехоламинами, воздействующие на слизистую носа. Повышенное кровяное давление воздействует на нос и на нервные окончания, расположенные в нем. Нос начинает чесаться, и человек непроизвольно потирает его7;
  3. потирание века. «Ничего не вижу», – говорит одна из мудрых обезьянок. Такой жест свидетельствует о попытке мозга блокировать обман, сомнение или неприятное зрелище. Аллан Пиз в своих следованиях отмечает, что мужчины обычно потирают глаза энергичнее, в то время как женщины делают это значительно реже. Вместо этого они легким движение касаются нижнего века, что не удивительно, так как им не хочется портить макияж. При этом женщины так же смотрят в сторону;
  4. почесывание и потирание уха. Данный жест выдает символическую попытку «ничего не слышать». Некоторые люди начинают потирать шею за ухом или скручивать ухо таким образом, чтобы раковина закрыла слуховое отверстие;
  5. почесывание шеи. Указательный палец (как правило, той руки, которой человек пишет) почесывает шею под мочкой уха. Этот жест выдает сомнение или неуверенность. Особенно заметен этот жест, когда слова человека ему противоречат;
  6. оттягивание воротника рубашки. Десмонд Моррис первым обнаружил, что ложь вызывает покалывания в тканях лица и шеи, поэтому человек начинает их почесывать и потирать их. Говоря неправду и опасаясь быть пойманным на лжи, некоторые оттягивают воротничок, словно им жарко. Обман приводит к повышению кровяного давления и усиленному потоотделению в тех случаях, когда обманщик боится, что его уличат8;
  7. частое приглаживание волос;
  8. легкая, снисходительная улыбка, сопровождающая ложное высказывание;
  9. «бегающий взгляд». Большинство людей считают, что лжеца всегда смотрят в сторону. Однако согласно исследованиям. Проведенным Аланом Пизом около 70% лжецов сохраняют зрительный контакт, предполагая, что так их слова будут звучать убедительнее. Если взгляд собеседника не отрывается от вашего более двух третей времени разговора, это может означать одно из двух: либо собеседник считает вас интересным или привлекательным (расширенные зрачки), либо он врет и настроен к вам враждебно (и тогда его зрачки сузятся);
  10. нервозность в поведении (периодическая прочистка голоса; покашливание; ерзание на стуле; постукивание по столу;
  11. вегетативные реакции (покраснение лица; подергивание губ; учащение дыхания; расширение зрачков; сужение зрачков; повышенное потоотделение; тремор кистей, рук, ног).

Не менее важно для следователя уметь оценить вид глаз допрашиваемого. С.Б. Уолтерс выявил следующую взаимосвязь между «видом глаз» и психологическими процессами, происходящими в голове человека. Так, взгляд вверх – вправо – вспоминает то, что действительно видел; взгляд вверх – влево – придумывает; взгляд прямо – право – вспоминает то, что действительно слышал; взгляд прямо – влево – подбирает слова, не слышал сам; взгляд вниз – вправо – уверен в своих словах; взгляд вниз – плево – вспоминает тактильные ощущения, запах, вкус9.

Таким образом, проблема фиксации естественности поведения и соотнесения его с другими элементами наблюдаемой ситуации возникает при анализе жестикуляции и поз человека. Исследователи подчеркивают, что интерпретация жестов, мимики, поз и других невербальных компонентов общения должна осуществляться в контексте анализа всей ситуации10.

Именно на несоответствии содержания высказывания внешним проявлениям отношения к данному высказыванию зачастую строятся предположения о неискренности. Задача следователя при проведении допроса – наблюдении за вербальным и невербальным поведением допрашиваемого, их соотнесение и анализ как системы взаимосвязанных элементов.

2 Сорочан В.В. Юридическая психология. М.: МИЭМП, 2010. С. 54.

3 Лурия А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле. М.: Зерцало, 2003. С. 92.

4 Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб.: Питер, 2010. С. 75.

5 Основы психологии общения сотрудников ОВД с гражданами: Лекция-урок // http://gendocs.ru/v18965.

6 Пиз А. Язык телодвижений. Расширенная версия / Пер. с англ. Т. Новиковой. М.: Эксмо. 2010. С. 177.

7 Там же. С. 179.

8 Пиз А. Язык телодвижений. Расширенная версия / Пер. с англ. Т. Новиковой. М.: Эксмо. 2010. С. 183-184.

9 См.: Правда про ложь / Стэн Б. Уолтерс; пер. с англ. Т. Новиковой. М.: Эксмо, 2010. С. 141.

10 Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. М., 2008. С. 138.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72149. Основные виды специальных ПР-мероприятий 42 KB
  Товар на выставке можно показать в действии рассказать о нем подробно и именно так как хотите вы. Показ нового только что созданного вами изделия на коммерческой выставке простой и дешевый способ запустить его в производство найти покупателей идеи или инвесторов.
72151. Архивное хранение документов и дел 29.39 KB
  Система хранения информации стала формироваться одновременно с системой делового письма. Первая опись датирована 1288 годом. (Ипатьевская летопись) В период приказов места хранения документов не были стабильными.
72152. Движение документов в организации 19.21 KB
  Порядок движения документов в организации выделяются несколько этапов: Экспедиционная обработка документов поступающих в организацию. Предварительное рассмотрение документов службой ДОУ. Организация рационального движения документов внутри организации.
72154. Документоведение. Развитие делопроизводства на Руси 17.42 KB
  В древнем Вавилоне появились первые международные договоры написанные на глиняных табличках использовались эти договоры в дипломатии и торговли. Первые Русские договоры на Руси относятся к 913 году Князь Олег и 945года Князь Игорь Договор касался Подорожной грамоты для купеческий кораблей.
72155. Организация как функция процесса управления 45.76 KB
  Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний объединенных в кластеры от англ. Для этого могут использоваться крупные промышленные зоны расположенные в городах или других административно-территориальных единицах Одной из новейших организационных форм является...
72156. Планирование как функция процесса управления 47.9 KB
  Стратегия - направление развития организации которое отображается в комплексном плане предназначенном для осуществления ее миссии и достижения целей. Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план предназначенный для обеспечения выполнения миссии и других общих целей организации.
72157. Мотивация как функция процесса управления 39.12 KB
  Мотивация опирается на двух основных категориях: потребности - ощущение физиологической или психологической нехватки чего-либо вознаграждения - того что человек считает ценным для себя. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности: удовлетворять их подавлять не реагировать на них.