89743

Психологическая диагностика лжи и скрываемых обстоятельств в ходе допроса

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Новый взгляд на данное следственное действие с позиции психологии предопределяет необходимость сформировать представления о допросе как об одном из ключевых элементов деятельности следователя дознавателя по-новому взглянуть на данное действие с целью выявления дополнительных возможностей его тактического потенциала и постановки их на службу следствия дознания. Обман приводит к повышению кровяного давления и усиленному потоотделению в тех случаях когда обманщик боится что его уличат8; частое приглаживание волос; легкая снисходительная...

Русский

2015-05-13

65.31 KB

11 чел.

Колядинцева Д.С.

Психологическая диагностика лжи и скрываемых

обстоятельств в ходе допроса

Одним из наиболее распространенных следственных действий является допрос. Новый взгляд на данное следственное действие с позиции психологии предопределяет необходимость сформировать представления о допросе как об одном из ключевых элементов деятельности следователя (дознавателя), по-новому взглянуть на данное действие с целью выявления дополнительных возможностей его тактического потенциала и постановки их на службу следствия (дознания).

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что допрос является «наиболее психологизированным следственным действием, он связан с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними»2. Квалифицированное проведение допроса требует учета психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с допрашиваемыми лицами.

Центральными психологическими проблемами допроса являются диагностика истинности показаний, система приемов правомерного психического воздействия с целью получения правдивых показаний, способы изобличении ложных показаний.

В связи с этим перед наукой криминалистикой и практикой расследования стоят задачи по совершенствованию существующих способов оценки истинности показаний, приемов и методов ведения допроса в целом, а также по выработке новых, научно обоснованных рекомендаций.

Проведение допроса требует от следователя высокой общей, психологической и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, мастерского владения тактическими приемами допроса. Знание работниками правоохранительных органов приемов психологической диагностики лжи и неискренности в поведении допрашиваемого является важной предпосылкой успешной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

«Обычно принято думать, что нет ничего более случайного, капризного и не подчиняющегося никаким законам, чем ложь, – писал А.Р. Лурия – Однако такое представление неверно. Ложь, как и всякое мышление, построенное по другому принципу, имеет свои формы, свои правила, свои приемы. Человек, который лжет, прибегает всегда к определенным законам мышления, к определенным формам логики. Вскрыть их – означало бы сделать серьезный шаг вперед по пути умения отличить правдивое высказывание от ложного, а это дало бы новые прекрасные приемы в следственном деле»3.

В науке выделяют два основных приема диагностики лжи и скрываемых обстоятельств: 1) на основе анализа речевых высказываний человека; 2) на основе наблюдения за невербальным поведением.

Первым приемом диагностики лжи и скрываемых обстоятельств является анализа вербального поведения. Стэн Б. Уолтерс выделил три категории вербального поведения: качество голоса, ясность речи и содержание речи.

Качество голоса можно определить по трем характеристикам: высоте, громкости и темпу речи. Однако следует отметить, что изменения в данных характеристиках в первую очередь свидетельствуют не о том, что человек лжет, а лишь о том, что он испытывает стресс. Если следователь собирается использовать эти сигналы для оценки того, говорит допрашиваемый правду или обманывает, то необходимо сравнить различные аспекты качества голоса с другими вербальными и невербальными сигналами. Том случае, если все эти сигналы противоречат друг другу или просто не согласуются друг с другом, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что человек не совсем честен относительно собственных чувств или того, о чем он говорит.

Ясность речи характеризуется наличием или отсутствием речевых дисфункций (вербальных ошибок). Основные формы речевой дисфункции – это симптомы, такие например, как заикания, запинки или бормотание. До того момента, когда заикание и запинки проявятся или станут очень заметными, человек не демонстрировал такого поведения вообще или в течение данной беседы. Допрашиваемый в данном случае пытается оттянуть вербальную реакцию до того момента, когда его мысли придут в порядок. Таким, образом, когда отвечая на прямой вопрос допрашиваемый начинает что-то невнятно бормотать, необходимо насторожиться – это явный симптом обмана.

Содержание речи так же не маловажно. Пол Экман крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи утверждает, что: «Как это ни удивительно, многих лжецов выдают неосторожные высказывания. Не то чтобы они были не в состоянии выразить свою мысль как-то иначе или пытались, но не сумели, нет, они просто не сочли нужным тщательно подобрать слова»4. Однако опять же, не стоит забывать, что различного рода оговорки могут быть лишь последствием стресса, который переживает допрашиваемый. Именно поэтому необходимо оценивать вербальное поведение в совокупности невербальным.

Вторым приемом диагностики лжи и скрываемых обстоятельств является анализа невербального поведения

Часто можно наблюдать противоречия между высказываниями человека и телодвижениями, позами, мимикой и жестами. Невербальный «язык» часто «с головой» выдает человека, говорящего неправду. Более того, в психологии в результате наблюдений за невербальным поведением человека выделены так называемые «жесты неискренности» (защита рта рукой, прикосновение к носу и др.)5.

Умение обнаружить соответствие (или противоречие) между языковым и неязыковым общением является важной предпосылкой точности оценки информации, получаемой от собеседника.

Наблюдение позволяет выделить ряд невербальных реакций человека, свидетельствующих о его неискренности:

  1. защита рта рукой (рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке); рука прикрывает рот. Словно мозг допрашиваемого пытается подавить произнесение лживых слов. «Иногда человек прикрывает рот лишь несколькими пальцами, иногда сжатым кулаком, причем в этом случае некоторые пытаются оправдать этот жест имитацией кашля»6;
  2. прикосновение к носу (легкое прикосновение к ямочке под носом или одно быстрое, почти неуловимое прикосновение к носу). Ученые обнаружили, что, когда человек лжет, в его организме вырабатывается вещества, называемые катехоламинами, воздействующие на слизистую носа. Повышенное кровяное давление воздействует на нос и на нервные окончания, расположенные в нем. Нос начинает чесаться, и человек непроизвольно потирает его7;
  3. потирание века. «Ничего не вижу», – говорит одна из мудрых обезьянок. Такой жест свидетельствует о попытке мозга блокировать обман, сомнение или неприятное зрелище. Аллан Пиз в своих следованиях отмечает, что мужчины обычно потирают глаза энергичнее, в то время как женщины делают это значительно реже. Вместо этого они легким движение касаются нижнего века, что не удивительно, так как им не хочется портить макияж. При этом женщины так же смотрят в сторону;
  4. почесывание и потирание уха. Данный жест выдает символическую попытку «ничего не слышать». Некоторые люди начинают потирать шею за ухом или скручивать ухо таким образом, чтобы раковина закрыла слуховое отверстие;
  5. почесывание шеи. Указательный палец (как правило, той руки, которой человек пишет) почесывает шею под мочкой уха. Этот жест выдает сомнение или неуверенность. Особенно заметен этот жест, когда слова человека ему противоречат;
  6. оттягивание воротника рубашки. Десмонд Моррис первым обнаружил, что ложь вызывает покалывания в тканях лица и шеи, поэтому человек начинает их почесывать и потирать их. Говоря неправду и опасаясь быть пойманным на лжи, некоторые оттягивают воротничок, словно им жарко. Обман приводит к повышению кровяного давления и усиленному потоотделению в тех случаях, когда обманщик боится, что его уличат8;
  7. частое приглаживание волос;
  8. легкая, снисходительная улыбка, сопровождающая ложное высказывание;
  9. «бегающий взгляд». Большинство людей считают, что лжеца всегда смотрят в сторону. Однако согласно исследованиям. Проведенным Аланом Пизом около 70% лжецов сохраняют зрительный контакт, предполагая, что так их слова будут звучать убедительнее. Если взгляд собеседника не отрывается от вашего более двух третей времени разговора, это может означать одно из двух: либо собеседник считает вас интересным или привлекательным (расширенные зрачки), либо он врет и настроен к вам враждебно (и тогда его зрачки сузятся);
  10. нервозность в поведении (периодическая прочистка голоса; покашливание; ерзание на стуле; постукивание по столу;
  11. вегетативные реакции (покраснение лица; подергивание губ; учащение дыхания; расширение зрачков; сужение зрачков; повышенное потоотделение; тремор кистей, рук, ног).

Не менее важно для следователя уметь оценить вид глаз допрашиваемого. С.Б. Уолтерс выявил следующую взаимосвязь между «видом глаз» и психологическими процессами, происходящими в голове человека. Так, взгляд вверх – вправо – вспоминает то, что действительно видел; взгляд вверх – влево – придумывает; взгляд прямо – право – вспоминает то, что действительно слышал; взгляд прямо – влево – подбирает слова, не слышал сам; взгляд вниз – вправо – уверен в своих словах; взгляд вниз – плево – вспоминает тактильные ощущения, запах, вкус9.

Таким образом, проблема фиксации естественности поведения и соотнесения его с другими элементами наблюдаемой ситуации возникает при анализе жестикуляции и поз человека. Исследователи подчеркивают, что интерпретация жестов, мимики, поз и других невербальных компонентов общения должна осуществляться в контексте анализа всей ситуации10.

Именно на несоответствии содержания высказывания внешним проявлениям отношения к данному высказыванию зачастую строятся предположения о неискренности. Задача следователя при проведении допроса – наблюдении за вербальным и невербальным поведением допрашиваемого, их соотнесение и анализ как системы взаимосвязанных элементов.

2 Сорочан В.В. Юридическая психология. М.: МИЭМП, 2010. С. 54.

3 Лурия А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле. М.: Зерцало, 2003. С. 92.

4 Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб.: Питер, 2010. С. 75.

5 Основы психологии общения сотрудников ОВД с гражданами: Лекция-урок // http://gendocs.ru/v18965.

6 Пиз А. Язык телодвижений. Расширенная версия / Пер. с англ. Т. Новиковой. М.: Эксмо. 2010. С. 177.

7 Там же. С. 179.

8 Пиз А. Язык телодвижений. Расширенная версия / Пер. с англ. Т. Новиковой. М.: Эксмо. 2010. С. 183-184.

9 См.: Правда про ложь / Стэн Б. Уолтерс; пер. с англ. Т. Новиковой. М.: Эксмо, 2010. С. 141.

10 Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. М., 2008. С. 138.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39021. Паттерновые сети 44.5 KB
  Паттерновые сети Разделы Лекции 8: 8.1 Абстрактные конкретные и ассоциированные паттерновые сети Из образующих путем попарного соединения их связей составляются паттерновые сети. Две соединенные связи образующих называются связкой паттерновой сети. Каждой связке сети устанавливается отношение связей  соединено которое может иметь значение либо ИСТИНА либо ЛОЖЬ в зависимости от условия соединения связки.
39022. Проектирование экономических информационных 505.5 KB
  Средства структурного анализа и проектирования Метод функционального моделирования SDT Диаграммы потоков данных. Словари данных и спецификации процессов. Моделирование данных. 1 Система управления совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы осуществляющих функции управления: планирование определение цели функционирования экономической системы на различные периоды времени; учет отображение состояния объекта управления в результате...
39023. Понятие индустриального проектирования 231.5 KB
  Ключевые аспекты технологии индустриального проектирования: Реорганизация реинжиниринг бизнеспроцессов; Моделирование предметной проблемной области; Средства автоматизированного проектирования ИС CSEсредства; Возможность применения типовых решений типовое проектирование. Понятие и виды бизнеспроцессов Определение. Под бизнеспроцессом БП будем понимать совокупность взаимосвязанных операций работ по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Основные черты бизнеспроцессов: Все...
39024. Автоматизированное проектирование ИС (CASE-технология) 76 KB
  Изначально CSEсредства были ориентированы на разработку ПО. Сейчас чаще всего под такими средствами подразумевают любые средства проектирования ИС и или моделирования предметной области. CSEсредства охватывают все стадии ЖЦ ИС анализ проектирование разработка сопровождение. Инструментальные средства CSEсредства.
39025. Типовое проектирование ИС 58 KB
  Сущность: Является одной из разновидностей индустриального проектирования. Содержание: Процесс проектирования ИС состоит из следующих основных этапов: Разбиение проекта информационной системы на отдельные составляющие компоненты. Основная цель применения ТПР уменьшение трудоемкости и стоимости проектирования и или разработки ИС.
39026. Основные понятия технологии проектирования информационных систем 66 KB
  Основные понятия технологии проектирования информационных систем Понятие и сущность проектирования ИС Определение Проектирование от лат. Обладает возможностью последовательной детализации и конкретизации могут быть выделены стадии этапы проектирования. Предполагает возможность частичной автоматизации Традиционные виды проектирования: архитектурностроительное машиностроительное технологическое. Проектирование информационных систем сравнительно новый вид проектирования.
39027. Жизненный цикл информационных систем 92 KB
  Поэтому с точки зрения проектирования ИС имеет смысл говорить о модели жизненного цикла. Модель жизненного цикла ИС это модель создания и использования ИС отражающая ее различные состояния начиная с момента возникновения необходимости в данном комплексе средств и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у пользователей. Вопрос к семинарскому занятию: можно ли назвать моделью жизненного цикла такую модель которая бы охватывала не все возможные состояния ИС а только некоторую их часть. Модель жизненного цикла и технология...
39028. Каноническое проектирование информационных систем 126 KB
  В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач требующих решения при создании конкретной ИС стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Формирование требований к ИС включает в себя следующие этапы: Обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС; Формирование требований пользователя к ИС; Оформление отчёта о выполненной работе и заявки на разработку ИС тактикотехнического задания Обследование объекта автоматизации ОА важнейшая составляющая предпроектной стадии. Обследование объекта...
39029. Проектирование информационного обеспечения ИС 188 KB
  Информационное обеспечение совокупность единой системы классификации и кодирования информации унифицированных систем документации схем информационных потоков циркулирующих в организации а также методология построения баз данных. Понятие и виды информационного обеспечения Информационное обеспечение ИС является средством для решения следующих задач: однозначного и экономичного представления информации в системе на основе кодирования объектов; организации процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между...