89744

Проведение предварительной проверки до возбуждения уголовного дела о нарушениях требований пожарной безопасности

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Проведение предварительной проверки до возбуждения уголовного дела о нарушениях требований пожарной безопасности При рассмотрении сообщений о пожарах должностные лица уполномоченные возбуждать уголовное дело сталкиваются со сложностями при установлении обстоятельств произошедшего события. При расследовании преступлений связанных с пожарами органы предварительного расследования обязаны провести доследственную проверку и вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Чешко...

Русский

2015-05-13

68.36 KB

1 чел.

Коновалов С.И.,

Бондаренко Ю.А.

Проведение предварительной проверки до возбуждения

уголовного дела о нарушениях требований

пожарной безопасности

При рассмотрении сообщений о пожарах, должностные лица, уполномоченные возбуждать уголовное дело, сталкиваются со сложностями при установлении обстоятельств произошедшего события. Возбуждение уголовного дела – самостоятельная стадия досудебного судопроизводства, требующая обязательного наличия повода и основания. И если исчерпывающий перечень возможных поводов для возбуждения уголовного дела установлен ч. 1 ст. 140 УПК РФ, то основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Основание к возбуждению уголовного дела – весьма оценочная категория, от признания либо непризнания которой зависят дальнейшие действия органа расследования. Уголовно-процессуальный кодекс РФ не разъясняет, что следует понимать под основанием для возбуждения дела, предоставив уполномоченным органам самостоятельно решать данный вопрос исходя из имеющихся у них сведений.

В.И. Никандров указывает, что под «достаточными данными» законодатель имеет в виду доказательства, полученные из допустимых для этой стадии источников: сообщения о преступлении, протокола явки с повинной, объяснений очевидцев и иных лиц, истребованных документов, протоколов первоначальных следственных действий, проводимых до возбуждения уголовного дела2.

Научный интерес для нас представляют данные, признаваемые органом предварительного расследования основанием для возбуждения уголовного дела о нарушениях требований пожарной безопасности, а также их юридическая оценка с точки зрения доказывания по уголовному делу.

О.П. Копылова считает, что кратковременность стадии возбуждения уголовного дела предельная ограниченность допустимых для нее источников доказательств, возможность правомерного прекращения законно возбужденного дела (ст. 24 УПК РФ), не оставляет сомнения в том, что достаточные для возбуждения дела данные по общему правилу должны устанавливать не истину, а лишь определенную вероятность того, что преступление могло иметь место. Ясно и то, что любая вероятность наличия преступления недостаточна для законного возбуждения уголовного дела. Для возбуждения дела нужны не любые, а достаточные данные, которыми устанавливается какая-то определенная вероятность преступления3.

Полагаем, что обстоятельства, берущиеся как основание к возбуждению дела, устанавливают наличие события преступления. Юридическим признанием наличия события преступления как раз и является постановление о возбуждении уголовного дела. Отсюда следует, что законность возбуждения уголовного дела должна иметь своим основанием наличие события преступления.

При расследовании преступлений, связанных с пожарами, органы предварительного расследования обязаны провести доследственную проверку и вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Коллектив авторов под руководством И.Д. Чешко указывает, что лицо, производящее проверку по факту пожара:

  1.  получает акт о пожаре от дежурного караула, выезжавшего на пожар, или составляет указанный документ, если пожарные подразделения на ликвидацию пожара не привлекались;
  2.  производит осмотр места происшествия;
  3.  опрашивает лиц, могущих дать сведения по данному факту, и получает объяснения от очевидцев, потерпевших, лиц, принимавших участие в тушении, специалистов, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности;
  4.  истребует документы4.

Акт о пожаре составляется комиссией либо руководителем подразделения, принимавшем участие в тушении пожара. В нем отражаются существенные обстоятельства произошедшего события: наименование и адрес объекта возгорания, его собственник (который входит в состав комиссии, составляющей акт), время обнаружения пожара и время прибытия первого пожарного подразделения, лицо, обнаружившее возгорание, способ оповещения и время поступления сообщения о пожаре в орган пожарной охраны.

Акт о пожаре содержит также сведения, касающиеся материалов и веществ, которыми осуществлялось тушение пожара, общий расход таких материалов и веществ, а также тип, количество и принадлежность пожарной техники, и общее количество участников тушения.

Отдельно в акте о пожаре указывается количество пострадавших от воздействия пожара людей, уничтоженных или поврежденных материальных ценностей. Причина и условия, способствовавшие развитию пожара, как правило, не указываются, т.к. достоверно определить их сразу же после ликвидации возгорания не удается.

Полагаем, составление акта о пожаре не подменяет собой протокол осмотра места происшествия. В акте о пожаре, составленном и подписанном всеми заинтересованными лицами, отражаются лишь первичные данные о событии пожара и действия участников по его ликвидации. Между тем, акт о пожаре содержит необходимую информацию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту пожара. Также он может содержать сведения об участниках тушения пожара, которых впоследствии можно будет допросить в качестве свидетелей.

Протокол осмотра места происшествия – основной документ, описывающий следовую картину, образовавшуюся после пожара. Возможность его производства до возбуждения уголовного дела существенно расширяет знания органов расследования о произошедшем событии.

Коллектив авторов под руководством А.А. Леви считает, что при производстве осмотра места происшествия перед следователем стоят следующие задачи:

  1.  установление и отображение в протоколе места происшествия и приложениях к нему обстановку места пожара, результаты действия огня;
  2.  обнаружение и изъятие следов и предметов, изучение которых может помочь установить обстановку, сложившуюся на месте пожара до его возникновения, выявить очаг (очаги) пожара, пути распространения огня, установить причину пожара, последствия пожара, состояние готовности противопожарных средств и соблюдение правил противопожарной безопасности;
  3.  выдвижение версий, по которым можно вести расследование5.

Осмотр места происшествия можно считать основным, но не единственным следственным действием, проводимым до возбуждения уголовного дела. УПК РФ разрешает до возбуждения уголовного дела проводить не только осмотр места происшествия, но и осмотр трупа, а также освидетельствование.

Мы считаем, данные следственные действия целесообразно применять до возбуждения уголовного дела при расследовании пожаров. В частности, осмотр трупа непосредственно после его обнаружения на месте пожара сразу же позволит возбудить уголовное дело по факту смерти, а также составить программу расследования по проверке возможных версий случившегося. Освидетельствование, в свою очередь, разрешит многие вопросы относительно телесных повреждений, полученных пострадавшими при пожаре. Кроме того, проведение указанных действий позволит органу расследования осуществить предварительную юридическую квалификацию произошедшего.

Что же касается возможности обнаружения и изъятие предметов при производстве осмотра места происшествия, то здесь стоит отметить, что следовая картина на месте пожара может претерпевать изменения даже после ликвидации возгорания. Связано это с тем, что имеющая высокую температуру тепловая волна, вызываемая огнем пожара и воздействующая на окружающие предметы, спадает постепенно. Поэтому проведение осмотра места происшествия сразу же после ликвидации пожара небезопасно. Органу расследования приходится, в некоторых случаях, ожидать несколько часов нормализации температурного режима на месте возгорания. Время ожидания зависит, соответственно, от площади возгорания, температуры в очаге пожара и использованных при тушении пожара веществ.

Еще одним немаловажным фактором является проблема обеспечения сохранности вещественных доказательств при пожаре. Дело в том, что предметы, находящиеся в огне во время пожара, подвергаются тепловому воздействию.

Обеспечение сохранности вещественных доказательств на месте пожара обладает своей спецификой. Во время тушения пожара никто не может с точностью указать, какие предметы и документы, находящиеся в огне, представляют ценность для доказывания. Поэтому тактика ликвидации возгорания должна выбираться исходя из критерия обеспечения максимальной сохранности вещественных доказательств. Это позволит органу расследования качественно произвести осмотр места происшествия, изъять интересующие орган расследования предметы.

Обеспечение сохранности вещественных доказательств – необходимое условия для их собирания: предметы, удовлетворяющие требованиям УПК РФ к вещественным доказательствам, находятся в месте пожара, однако имеется опасность уничтожения их или их существенных свойств. Данное утверждение особенно важно, когда в месте пожара присутствуют документы на бумажных и электронных носителях. Предметы, подвергаемые тепловому воздействию, хоть и изменяют некоторые свои свойства, оставаясь при этом носителями информации о пожаре, но потеря ими своих первоначальных качеств значительно снижает их ценность для доказывания по уголовному делу.

Так, при осмотре места пожара, произошедшего 18.10.2010 г. в торговом помещении в г. Кореновске Краснодарского края, дознаватель ОГПН по Кореновскому району изъял пробы древесного угля и гвозди. В дальнейшем изъятые образцы были направлены в СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория по Краснодарскому краю» для производства судебной пожарно-технической экспертизы. В своем заключении эксперт не смог установить точную причину пожара, т.к. поступившие к нему материалы не позволили сделать категорический вывод о единственной причине возгорания. Возможными причинами пожара в заключении эксперта были названы возникновение аварийного пожароопасного режима работы электросети, пожароопасный процесс, связанный с источником зажигания малой мощности (например, тлеющим табачным изделием), а также искусственно инициированное возгорание6.

Приведенный пример показывает, что при осмотре места происшествия орган дознания обязан не только производить изъятие достаточного количества предметов и материалов, но и взаимодействовать с участниками тушения пожара. Во-первых, эти участники – очевидцы, воспринимающие процесс пожара. Во-вторых, при тушении данные лица воздействуют на следовую картину места пожара, что, в свою очередь, делает ее не соответствующей реальной картине события. Поэтому, восприняв целостную картину места происшествия и начав строить версии события, следователю постоянно приходится делать поправку на внесенные изменения участниками ликвидации возгорания. Без установления точной причины возгорания не представляется возможным произвести юридическую квалификацию происшествия: возможен и поджог, и нарушение требований пожарной безопасности из-за неосторожного обращения с огнем либо из-за перегрузки электрической цепи.

Опрос очевидцев также представляет для органа расследования ценных источник информации об исследуемом событии и действиях людей. Особую категорию составляют объяснения лиц, ответственных за соблюдение противопожарных правил и норм.

Дело в том, что ответственные за соблюдение пожарной безопасности лица осознают, что могут подвергнуться уголовному преследованию. Поэтому у них есть определенная заинтересованность в даче ложных объяснений с целью уклонения от уголовного преследования.

Например, Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики устанавливает, что после ликвидации пожара на объекте энергетики, администрация данного объекта обязана собрать объяснительные записки от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записи оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи передаются в комиссию по расследованию7.

Приведенные положения внутренних актов предприятий в целом перечисляют основные действия дознавателя при работе с очевидцами пожара и служебной документацией. Вместе с этим, не стоит забывать и о том, что не исключена вероятность сокрытия некоторых документов. В случае подтверждения данного предположения, проводится розыск лица, совершившего сокрытие либо уничтожение данных о происшествии. Здесь налицо будут так называемые «улики поведения», под которыми А.А. Хмыров понимает сведения о фактах, характеризующих поведение обвиняемого, связанное с совершением им преступления8. В приведенном случае лицо, причастное к уничтожению источников информации о происшествии, заинтересовано в вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе и по причине не установления фактов, отраженных в сокрытых предметах и документах.

Истребование документов и предметов предоставляет органу расследования возможность получить от физических и юридических лиц интересующие документы и предметы для их изучения и принятия на их основе соответствующих процессуальных решений. При истребовании предметов и документов дознаватель должен точно знать, у кого данные предметы находятся.

При проверке сообщений по фактам пожаров, как правило, истребуются внутренние акты организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности и назначении ответственных за него лиц, технические планы строений и помещений, схемы электрических цепей, журналы проведения инструктажа работников организации по соблюдению пожарной безопасности и другие документы, в которых появится необходимость у органа дознания. Истребуя документы, дознаватель не воспринимает следовую картину места пожара, однако осуществляет действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего, в т.ч. и возможного виновного.

Результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий также могут использоваться для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При этом информация, полученная от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может в дальнейшем использоваться при доказывании лишь тогда, когда она будет удовлетворять требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам. Для ориентирования органа дознания информация, полученная из оперативных источников, направляется рапортом уполномоченного должностного лица.

Вся информация по факту пожара, поступающая в орган дознания, приобщается к материалам проверки и проверяется в установленный законом срок. Именно факт пожара дает основание проводить проверочные мероприятия. Поэтому внимание следует уделять на исследовании всех обстоятельств возгорания, фиксировать все особенности, обнаруженные на месте происшествия либо о которых говорят очевидцы.

Отметим, что проверочные мероприятия по фактам пожаров на первоначальном этапе весьма сложно однозначно квалифицировать либо как нарушение требований пожарной безопасности, либо как поджог. Поэтому проверочные действия по фактам возгораний одинаковы, но при возбуждении уголовного дела дознаватель, восприняв и оценив собранные сведения о происшествии, вправе дать первоначальную юридическую квалификацию случившемуся.

От качества проведенных проверочных мероприятий зависит вопрос установления истины. А установление истины, в свою очередь, поможет совершенствовать системы защиты от пожаров и обеспечивать на высоком уровне безопасность граждан.

2 Никандров В.И. Возбуждение уголовного дела. М., 1990. С. 7.

3 Копылова О.П. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях: Монография. Тамбов, 2010. С. 26.

4 Чешко И.Д. Расследование преступлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности: Методические рекомендации ВНИИПО МЧС РФ. М., 2002. С. 5.

5 Леви А.А. Осмотр места происшествия: Справочник следователя / Под общ. ред. А.А. Леви. М., 1982. С. 242.

6 Уголовное дело № 178934.

7 См.: Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики: РД 153-34.0-20.802-2002 / Департамент генеральной инспекции РАО «ЕЭС России» по эксплуатации электрических станций и сетей. М., 2002. С. 3.

8 Хмыров А.А. Косвенные доказательства в уголовных делах. СПб., 2005. С. 122.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28860. Учения о государстве и праве в Западной Европе в 19 ст. 92.5 KB
  Одновременно также складывалось консервативное и социологическое направление в исследовании государства. Среди ведущих представителей политикоправовой мысли во Франции этого периода необходимо назвать: Жозефа де Местра представитель консервативного направления Бенжамена Констана и Алексиса де Токвиля либеральнодемократическое направление Огюста Конта – основатель социологического направления в понимании государства и права. Происхождение и сущность государства: Необходимость и одновременно предназначение государства М. Сущность...
28861. Становление правовой науки в Российском государстве 99.5 KB
  Однако собственно теории права тогда еще не было. Все теоретическое знание о праве формировалось в рамках самостоятельной дисциплины – философии права. Последняя исследовала не столько теоретические основы позитивного права сколько право каким оно должно быть с точки зрения тех или иных идеальных критериев т. имело своим предметом то что исторически получило название естественного права.
28862. Учения о государстве и праве в Украине в 19первой половине 20 ст. 72 KB
  Философия права Панфила Юркевича. Что же касается собственно проблем осмысления и развития права то в силу приоритетности вопросов национальногосударственного самоопределения они оказываются на периферии внимания крупных ученых. Концептуальное значение для понимания права и автономности личности в учении Сковороды имеют идея сродности и природного равенства людей.1 Философия права Панфила Юркевича.
28863. Современные учения о государстве и праве 75 KB
  Неопозитивистские теории права Ганс Кельзен Герберт Харт. Социологические теории права Евгений Эрлих Роско Паунд. Психологическая теория права Лев Петражицкий. Это обусловлено с одной стороны тем что природа права такова что оно пронизывает все сверы человеческой жизнедеятельности и отражает как явление сложные экономические политические и социальные отношения.
28864. Обґрунтування проблем права і держави у вченнях мислителів стародавнього Сходу та Греції (докласичний період) 79 KB
  1 Обґрунтування проблем права і держави у вченнях мислителів стародавнього Сходу та Греції докласичний період. Філософське споглядання проблем держави і права перших грецьких мислителів. Виведення права із суб’єктивних потреб людини у вченні софістів. питання: Причини що обумовлюють відмінність розвитку підходу до ідеї права і держави у народів Сходу та грецького народу: історичні об’єктивний та суб’єктивний напрямки у історії правової культури; психологічні що розкриваються у принципах: мінливості чуттєвих вражень сталості звички...
28865. Учения о государстве и праве в Древней Греции 42 KB
  Теоретическое исследование проблем государства и права в Античной греческой философии: общая характеристика Основу формирования теоретического мировозрения  философии и в том числе первых представлений о гос. В соответствии с такими представлениями в философских учениях Античной Греции можно выделить следующие характерные особенности в понимании государства и права: государство рассматривалось как абсолютное и самодостаточное существо  человек большого размера. Частные формы жизни имели смысл лишь с точки зрения их полезности и...
28866. Учения о праве и государстве периода классической греческой философии 92.5 KB
  Методологические основания учения о праве и государства Платона. Поскольку человек должен действовать в жизни в соответствии с идеей блага то и цель государства реализовать эту идею. Сущность же государства как общества разумных существ можно познать познав сущность человека. И три основные функции которые надлежит выполнять этим сословиям управленческою оборону государства удовлетворение основных потребностей людей.
28867. Предмет історії вчень про державу і право 29 KB
  В общем виде задача этой дисциплины может быть сформулирована следующим образом: познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. они представляют собой материал необходимый как для выработки научно обоснованного описания закономерностей функционирования государства так и для правильного решения типичных проблем политического властвования и правового регулирования возникающих в современной государственной жизни в Украине. По своему содержанию он призван охватить во...
28868. Учения о государстве и праве елленистического и древнеримского периодов 62.5 KB
  Таким образом в понимании стоиками государства и права можно выделить следующие особенности: 1. В этом смысле закон рассматривается как закон природы источник справедливости и права. Для учения о праве характерно различение права и закона анализ форм права. В качестве основы права П.