89744

Проведение предварительной проверки до возбуждения уголовного дела о нарушениях требований пожарной безопасности

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Проведение предварительной проверки до возбуждения уголовного дела о нарушениях требований пожарной безопасности При рассмотрении сообщений о пожарах должностные лица уполномоченные возбуждать уголовное дело сталкиваются со сложностями при установлении обстоятельств произошедшего события. При расследовании преступлений связанных с пожарами органы предварительного расследования обязаны провести доследственную проверку и вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Чешко...

Русский

2015-05-13

68.36 KB

1 чел.

Коновалов С.И.,

Бондаренко Ю.А.

Проведение предварительной проверки до возбуждения

уголовного дела о нарушениях требований

пожарной безопасности

При рассмотрении сообщений о пожарах, должностные лица, уполномоченные возбуждать уголовное дело, сталкиваются со сложностями при установлении обстоятельств произошедшего события. Возбуждение уголовного дела – самостоятельная стадия досудебного судопроизводства, требующая обязательного наличия повода и основания. И если исчерпывающий перечень возможных поводов для возбуждения уголовного дела установлен ч. 1 ст. 140 УПК РФ, то основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Основание к возбуждению уголовного дела – весьма оценочная категория, от признания либо непризнания которой зависят дальнейшие действия органа расследования. Уголовно-процессуальный кодекс РФ не разъясняет, что следует понимать под основанием для возбуждения дела, предоставив уполномоченным органам самостоятельно решать данный вопрос исходя из имеющихся у них сведений.

В.И. Никандров указывает, что под «достаточными данными» законодатель имеет в виду доказательства, полученные из допустимых для этой стадии источников: сообщения о преступлении, протокола явки с повинной, объяснений очевидцев и иных лиц, истребованных документов, протоколов первоначальных следственных действий, проводимых до возбуждения уголовного дела2.

Научный интерес для нас представляют данные, признаваемые органом предварительного расследования основанием для возбуждения уголовного дела о нарушениях требований пожарной безопасности, а также их юридическая оценка с точки зрения доказывания по уголовному делу.

О.П. Копылова считает, что кратковременность стадии возбуждения уголовного дела предельная ограниченность допустимых для нее источников доказательств, возможность правомерного прекращения законно возбужденного дела (ст. 24 УПК РФ), не оставляет сомнения в том, что достаточные для возбуждения дела данные по общему правилу должны устанавливать не истину, а лишь определенную вероятность того, что преступление могло иметь место. Ясно и то, что любая вероятность наличия преступления недостаточна для законного возбуждения уголовного дела. Для возбуждения дела нужны не любые, а достаточные данные, которыми устанавливается какая-то определенная вероятность преступления3.

Полагаем, что обстоятельства, берущиеся как основание к возбуждению дела, устанавливают наличие события преступления. Юридическим признанием наличия события преступления как раз и является постановление о возбуждении уголовного дела. Отсюда следует, что законность возбуждения уголовного дела должна иметь своим основанием наличие события преступления.

При расследовании преступлений, связанных с пожарами, органы предварительного расследования обязаны провести доследственную проверку и вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Коллектив авторов под руководством И.Д. Чешко указывает, что лицо, производящее проверку по факту пожара:

  1.  получает акт о пожаре от дежурного караула, выезжавшего на пожар, или составляет указанный документ, если пожарные подразделения на ликвидацию пожара не привлекались;
  2.  производит осмотр места происшествия;
  3.  опрашивает лиц, могущих дать сведения по данному факту, и получает объяснения от очевидцев, потерпевших, лиц, принимавших участие в тушении, специалистов, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности;
  4.  истребует документы4.

Акт о пожаре составляется комиссией либо руководителем подразделения, принимавшем участие в тушении пожара. В нем отражаются существенные обстоятельства произошедшего события: наименование и адрес объекта возгорания, его собственник (который входит в состав комиссии, составляющей акт), время обнаружения пожара и время прибытия первого пожарного подразделения, лицо, обнаружившее возгорание, способ оповещения и время поступления сообщения о пожаре в орган пожарной охраны.

Акт о пожаре содержит также сведения, касающиеся материалов и веществ, которыми осуществлялось тушение пожара, общий расход таких материалов и веществ, а также тип, количество и принадлежность пожарной техники, и общее количество участников тушения.

Отдельно в акте о пожаре указывается количество пострадавших от воздействия пожара людей, уничтоженных или поврежденных материальных ценностей. Причина и условия, способствовавшие развитию пожара, как правило, не указываются, т.к. достоверно определить их сразу же после ликвидации возгорания не удается.

Полагаем, составление акта о пожаре не подменяет собой протокол осмотра места происшествия. В акте о пожаре, составленном и подписанном всеми заинтересованными лицами, отражаются лишь первичные данные о событии пожара и действия участников по его ликвидации. Между тем, акт о пожаре содержит необходимую информацию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту пожара. Также он может содержать сведения об участниках тушения пожара, которых впоследствии можно будет допросить в качестве свидетелей.

Протокол осмотра места происшествия – основной документ, описывающий следовую картину, образовавшуюся после пожара. Возможность его производства до возбуждения уголовного дела существенно расширяет знания органов расследования о произошедшем событии.

Коллектив авторов под руководством А.А. Леви считает, что при производстве осмотра места происшествия перед следователем стоят следующие задачи:

  1.  установление и отображение в протоколе места происшествия и приложениях к нему обстановку места пожара, результаты действия огня;
  2.  обнаружение и изъятие следов и предметов, изучение которых может помочь установить обстановку, сложившуюся на месте пожара до его возникновения, выявить очаг (очаги) пожара, пути распространения огня, установить причину пожара, последствия пожара, состояние готовности противопожарных средств и соблюдение правил противопожарной безопасности;
  3.  выдвижение версий, по которым можно вести расследование5.

Осмотр места происшествия можно считать основным, но не единственным следственным действием, проводимым до возбуждения уголовного дела. УПК РФ разрешает до возбуждения уголовного дела проводить не только осмотр места происшествия, но и осмотр трупа, а также освидетельствование.

Мы считаем, данные следственные действия целесообразно применять до возбуждения уголовного дела при расследовании пожаров. В частности, осмотр трупа непосредственно после его обнаружения на месте пожара сразу же позволит возбудить уголовное дело по факту смерти, а также составить программу расследования по проверке возможных версий случившегося. Освидетельствование, в свою очередь, разрешит многие вопросы относительно телесных повреждений, полученных пострадавшими при пожаре. Кроме того, проведение указанных действий позволит органу расследования осуществить предварительную юридическую квалификацию произошедшего.

Что же касается возможности обнаружения и изъятие предметов при производстве осмотра места происшествия, то здесь стоит отметить, что следовая картина на месте пожара может претерпевать изменения даже после ликвидации возгорания. Связано это с тем, что имеющая высокую температуру тепловая волна, вызываемая огнем пожара и воздействующая на окружающие предметы, спадает постепенно. Поэтому проведение осмотра места происшествия сразу же после ликвидации пожара небезопасно. Органу расследования приходится, в некоторых случаях, ожидать несколько часов нормализации температурного режима на месте возгорания. Время ожидания зависит, соответственно, от площади возгорания, температуры в очаге пожара и использованных при тушении пожара веществ.

Еще одним немаловажным фактором является проблема обеспечения сохранности вещественных доказательств при пожаре. Дело в том, что предметы, находящиеся в огне во время пожара, подвергаются тепловому воздействию.

Обеспечение сохранности вещественных доказательств на месте пожара обладает своей спецификой. Во время тушения пожара никто не может с точностью указать, какие предметы и документы, находящиеся в огне, представляют ценность для доказывания. Поэтому тактика ликвидации возгорания должна выбираться исходя из критерия обеспечения максимальной сохранности вещественных доказательств. Это позволит органу расследования качественно произвести осмотр места происшествия, изъять интересующие орган расследования предметы.

Обеспечение сохранности вещественных доказательств – необходимое условия для их собирания: предметы, удовлетворяющие требованиям УПК РФ к вещественным доказательствам, находятся в месте пожара, однако имеется опасность уничтожения их или их существенных свойств. Данное утверждение особенно важно, когда в месте пожара присутствуют документы на бумажных и электронных носителях. Предметы, подвергаемые тепловому воздействию, хоть и изменяют некоторые свои свойства, оставаясь при этом носителями информации о пожаре, но потеря ими своих первоначальных качеств значительно снижает их ценность для доказывания по уголовному делу.

Так, при осмотре места пожара, произошедшего 18.10.2010 г. в торговом помещении в г. Кореновске Краснодарского края, дознаватель ОГПН по Кореновскому району изъял пробы древесного угля и гвозди. В дальнейшем изъятые образцы были направлены в СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория по Краснодарскому краю» для производства судебной пожарно-технической экспертизы. В своем заключении эксперт не смог установить точную причину пожара, т.к. поступившие к нему материалы не позволили сделать категорический вывод о единственной причине возгорания. Возможными причинами пожара в заключении эксперта были названы возникновение аварийного пожароопасного режима работы электросети, пожароопасный процесс, связанный с источником зажигания малой мощности (например, тлеющим табачным изделием), а также искусственно инициированное возгорание6.

Приведенный пример показывает, что при осмотре места происшествия орган дознания обязан не только производить изъятие достаточного количества предметов и материалов, но и взаимодействовать с участниками тушения пожара. Во-первых, эти участники – очевидцы, воспринимающие процесс пожара. Во-вторых, при тушении данные лица воздействуют на следовую картину места пожара, что, в свою очередь, делает ее не соответствующей реальной картине события. Поэтому, восприняв целостную картину места происшествия и начав строить версии события, следователю постоянно приходится делать поправку на внесенные изменения участниками ликвидации возгорания. Без установления точной причины возгорания не представляется возможным произвести юридическую квалификацию происшествия: возможен и поджог, и нарушение требований пожарной безопасности из-за неосторожного обращения с огнем либо из-за перегрузки электрической цепи.

Опрос очевидцев также представляет для органа расследования ценных источник информации об исследуемом событии и действиях людей. Особую категорию составляют объяснения лиц, ответственных за соблюдение противопожарных правил и норм.

Дело в том, что ответственные за соблюдение пожарной безопасности лица осознают, что могут подвергнуться уголовному преследованию. Поэтому у них есть определенная заинтересованность в даче ложных объяснений с целью уклонения от уголовного преследования.

Например, Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики устанавливает, что после ликвидации пожара на объекте энергетики, администрация данного объекта обязана собрать объяснительные записки от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записи оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи передаются в комиссию по расследованию7.

Приведенные положения внутренних актов предприятий в целом перечисляют основные действия дознавателя при работе с очевидцами пожара и служебной документацией. Вместе с этим, не стоит забывать и о том, что не исключена вероятность сокрытия некоторых документов. В случае подтверждения данного предположения, проводится розыск лица, совершившего сокрытие либо уничтожение данных о происшествии. Здесь налицо будут так называемые «улики поведения», под которыми А.А. Хмыров понимает сведения о фактах, характеризующих поведение обвиняемого, связанное с совершением им преступления8. В приведенном случае лицо, причастное к уничтожению источников информации о происшествии, заинтересовано в вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе и по причине не установления фактов, отраженных в сокрытых предметах и документах.

Истребование документов и предметов предоставляет органу расследования возможность получить от физических и юридических лиц интересующие документы и предметы для их изучения и принятия на их основе соответствующих процессуальных решений. При истребовании предметов и документов дознаватель должен точно знать, у кого данные предметы находятся.

При проверке сообщений по фактам пожаров, как правило, истребуются внутренние акты организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности и назначении ответственных за него лиц, технические планы строений и помещений, схемы электрических цепей, журналы проведения инструктажа работников организации по соблюдению пожарной безопасности и другие документы, в которых появится необходимость у органа дознания. Истребуя документы, дознаватель не воспринимает следовую картину места пожара, однако осуществляет действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего, в т.ч. и возможного виновного.

Результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий также могут использоваться для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При этом информация, полученная от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может в дальнейшем использоваться при доказывании лишь тогда, когда она будет удовлетворять требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам. Для ориентирования органа дознания информация, полученная из оперативных источников, направляется рапортом уполномоченного должностного лица.

Вся информация по факту пожара, поступающая в орган дознания, приобщается к материалам проверки и проверяется в установленный законом срок. Именно факт пожара дает основание проводить проверочные мероприятия. Поэтому внимание следует уделять на исследовании всех обстоятельств возгорания, фиксировать все особенности, обнаруженные на месте происшествия либо о которых говорят очевидцы.

Отметим, что проверочные мероприятия по фактам пожаров на первоначальном этапе весьма сложно однозначно квалифицировать либо как нарушение требований пожарной безопасности, либо как поджог. Поэтому проверочные действия по фактам возгораний одинаковы, но при возбуждении уголовного дела дознаватель, восприняв и оценив собранные сведения о происшествии, вправе дать первоначальную юридическую квалификацию случившемуся.

От качества проведенных проверочных мероприятий зависит вопрос установления истины. А установление истины, в свою очередь, поможет совершенствовать системы защиты от пожаров и обеспечивать на высоком уровне безопасность граждан.

2 Никандров В.И. Возбуждение уголовного дела. М., 1990. С. 7.

3 Копылова О.П. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях: Монография. Тамбов, 2010. С. 26.

4 Чешко И.Д. Расследование преступлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности: Методические рекомендации ВНИИПО МЧС РФ. М., 2002. С. 5.

5 Леви А.А. Осмотр места происшествия: Справочник следователя / Под общ. ред. А.А. Леви. М., 1982. С. 242.

6 Уголовное дело № 178934.

7 См.: Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики: РД 153-34.0-20.802-2002 / Департамент генеральной инспекции РАО «ЕЭС России» по эксплуатации электрических станций и сетей. М., 2002. С. 3.

8 Хмыров А.А. Косвенные доказательства в уголовных делах. СПб., 2005. С. 122.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22431. СУЩНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ 154.5 KB
  Агропромышленные предприятия 2. Агропромышленные предприятия Агропромышленные предприятия – это производственнохозяйственные единицы осуществляющие силами своего коллектива производство сельскохозяйственной продукции ее переработку а в ряде случаев и реализацию. В составе агропромышленного предприятия как сельскохозяйственное так и промышленное производство теряют юридическую самостоятельность и становятся новым производственным подразделением нового комбинированного предприятия имеют общий уставной фонд единый...
22432. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СПК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 86 KB
  Сельскохозяйственный кооператив является юридическим лицом и имеет следующие правомочия: создавать представительства и филиалы; осуществлять виды деятельности предусмотренные законом; иметь в собственности покупать или иным образом приобретать продавать закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива; создавать резервный и другие неделимые фонды кооператива и вкладывать средства резервного фонда в банки и другие кредитные учреждения...
22433. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КООПЕРАТИВОВ ЗА РУБЕЖОМ 277.5 KB
  В США кооперативам принадлежит 15 всего экспорта значительная доля рынка принадлежит потребительским кооперативам в Дании 33 в Норвегии 25. В мировой практике сложились два типа сельскохозяйственных кооперативов: кооперативы производителей называемые также обслуживающими или вертикальными кооперативами и производственные кооперативы называемые также артелями или горизонтальными кооперативами. Второй тип кооперативов производственных предполагает объединение крестьян для совместного производства продукции растениеводства...
22434. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ В ПРОДУКТОВЫХ ПОДКОМПЛЕКСАХ 243.5 KB
  К продовольственному комплексу относятся отрасли или подотрасли а также виды деятельности материального производства при наличии следующих условий: прямого влияния производства на достижение основных целей комплекса; межотраслевых связей по поставкам и использованию продукции; обратных связей между отрасльюпотребителем и отрасльюпоставщиком. объединения отраслей подотраслей видов деятельности взаимоувязанных в экономическом технологическом отношении в процессе производства конечных продуктов. Формирование продуктовых подкомплексов...
22435. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООПЕРАЦИИ 117 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООПЕРАЦИИ 1. Сущность кооперации. Формы и виды кооперации. Понятие межхозяйственной кооперации и направления ее развития.
22436. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ 86 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ 1. Теоретические основы агропромышленной интеграции. Типы и виды агропромышленной интеграции. Факторы агропромышленной интеграции.
22437. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О КООПЕРАЦИИ 1.88 MB
  ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О КООПЕРАЦИИ 1. Развитие кооперации во второй половине XIX века 3. Чаянова о кооперации 7. Колыбелью и родиной кооперации является Западная Европа.
22438. АПК как объект межотраслевых связей 107.5 KB
  АПК как объект межотраслевых связей Сущность АПК его место и роль в народном хозяйстве Республики Беларусь 2. Предпосылки и объективная необходимость формирования АПК сущность его взаимосвязей 3. Современное состояние и перспективы развития АПК 1. Сущность АПК его место и роль в народном хозяйстве Республики Беларусь В ходе исторического развития сельское хозяйство все больше теряет свою былую изолированность и неуклонно интегрируется со многими отраслями экономики.
22439. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 66 KB
  Содержание принципы задачи и основные направления организации труда в сельском хозяйстве. Основные формы организации труда. Внутрибригадная организация труда. Содержание принципы задачи и основные направления организации труда в сельском хозяйстве Одним из важнейших условий обеспечивающих высокие темпы развития сельского хозяйства является широкое применение прогрессивных форм организации труда сокращение потерь рабочего времени всемерная активизация человеческого фактора.