89749

Основания применения судебного усмотрения

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основания применения судебного усмотрения Судебное усмотрение в российском уголовном судопроизводстве на современном этапе его развития представляет собой актуальную научнопрактическую проблему над разрешением которой работали в разное время известные ученые процессуалисты но до настоящего времени нет единого мнения по поводу как его сущности так и оснований применения. Отсутствие закрепления судебного усмотрения в уголовнопроцессуальном законодательстве позволяет трактовать данное усмотрение каждым судьей произвольно. 29 УПК РФ частью...

Русский

2015-05-13

58.36 KB

1 чел.

Левченко О.В.,

Хузиахметов Д.М.

Основания применения судебного усмотрения

Судебное усмотрение в российском уголовном судопроизводстве на современном этапе его развития представляет собой актуальную научно-практическую проблему, над разрешением которой работали в разное время известные ученые процессуалисты, но до настоящего времени нет единого мнения по поводу, как его сущности, так и оснований применения.

Отсутствие закрепления судебного усмотрения в уголовно-процессуальном законодательстве, позволяет трактовать данное усмотрение каждым судьей произвольно. При этом, оно может истолковываться как судебный произвол, что недопустимо. Поэтому, на наш взгляд, необходимо дополнить статью 5 УПК РФ пунктом 53.1.2. следующего содержания: «судебное усмотрение – процессуальная деятельность суда первой и второй инстанции по разрешению процессуальной коллизии при предоставлении законом свободы выбора, либо с целью преодолении правовой неопределенности» и ст. 29 УПК РФ частью 5: «Суд правомочен в ходе досудебного и судебного производства применять судебное усмотрение».

Основаниями применения судебного усмотрения, являются содержащиеся в уголовно-процессуальных нормах предпосылки, предусматривающие необходимость применения судом (судьей) судебного усмотрения к уголовно-процессуальным отношениям с учетом имеющихся в деле юридических фактов (фактических обстоятельств дела), их оценки и формирования судейского убеждения в правильности выбора решения, как необходимого результата данного усмотрения.

Исходя из данного определения оснований, к ним можно отнести:

1) предпосылки, содержащиеся в уголовно-процессуальных нормах;

2) юридические факты;

3) судейское убеждение.

Все названные основания носят правовой характер и прямо или косвенно закреплены в законе.

Судебное усмотрение будет законным, если по делу наличествуют указанные основания в совокупности. Отсутствие одного из них позволит вышестоящему суду в предусмотренном порядке отменить решение суда (судьи), вынесенное с применением судебного усмотрения.

Уголовно-процессуальные нормы, содержащие в себе основания возникновение судебного усмотрения, можно разделить по различным основаниям: по характеру законодательной определенности на относительно-определенные нормы и нормы, содержащие оценочные понятия; по форме преодоления правовой неопределенности на нормы, применяемые на основе аналогий и содержащие противоречия в уголовно-процессуальном законе.

Процесс создания уголовно-правовой нормы – это не просто технический акт, и от того, как она изложена, во многом зависит правильное ее применение, а также пределы и содержание оценочной деятельности правоприменителя на практике. В этой связи приобретает огромное значение язык закона, представляющий собой совокупность законодательных средств, используемых для изложения правовых норм.

Еще в 1928 году М.М. Гродзинский отмечал, что чем лучше изложен закон технически, тем меньше осложнений при его применении и, следовательно, меньше сил и энергии затрачивается на различного рода толкования, разъяснения и указания, вызванные неясностью, неточностью, неполнотой и иными дефектами закона2.

Особого внимания заслуживают нормы, содержащие оценочные понятия. Судебное усмотрение, возникающее на основе оценочных понятий, возникает при применении норм, содержащих формулировки «законность, обоснованность, справедливость», «уважительные причины», «суровое наказание», «трудное материальное положение» и т.д.

Юридические факты, имеющие значение для применения судом (судьей) судебного усмотрения подразделяются на:

1) юридические факты устанавливаемые и оцениваемые в целях определения нормы, подлежащей применению по конкретному делу;

2) юридические факты, оцениваемые с целью формирования судейского убеждения в правильности разрешения правовой коллизии.

То есть в начале своей процессуальной деятельности по решению коллизии, суд (судья) устанавливает совокупность необходимых для решения процессуального вопроса юридических фактов, а затем, обратившись к норме права, и, установив необходимость применения судебного усмотрения, осуществляет повторную и более тщательную оценку имеющихся юридических фактов для принятия законного, справедливого и обоснованного решения.

Начиная процессуальную деятельность по разрешению коллизии, суд (судья) устанавливает совокупность необходимых для решения процессуального вопроса юридических фактов, а затем, обратившись к норме права, и, установив необходимость применения судебного усмотрения, осуществляет повторную и более тщательную оценку имеющихся юридических фактов для принятия законного, справедливого и обоснованного решения.

Судейское убеждение как основание применения судебного усмотрения состоит из двух элементов: 1) внутреннего убеждения суда (судьи) по оценке имеющихся в деле доказательств; 2) внутреннего убеждения суда (судьи) по оценке правильности выбора законного способа разрешения правовой коллизии.

2 Гродзинский М.М. Законодательная техника и уголовный кодекс // Вестник советской юстиции. 1928. № 19-20. С. 558.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45229. Деятельность консалтингового агентства: приоритеты, технологии, преимущества и недостатки 24.5 KB
  Направления консалтинговой деятельности: экономическая сфера управленческий консалтинг; социальная сфера организация систем образования здравоохранения культуры; правовая сфера создание правовой базы организации юридическое консультирование; сфера культуры политическое консультирование консультирование по вопросам функционирования культурных организаций; экологическая сфера социальная экология экология человека.
45230. Аудитория ПР-коммуникаций: технологии выявления, характеристики и формирование 27.5 KB
  В качестве аудитории рассматривается некоторая совокупность реальных или потенциальных потребителей проявляющих сходные черты потребительского поведения и характеризующихся одинаковой реакцией на маркетинговые мероприятия. Критерии определения целевой аудитории: в ее состав включаются те соц. Характеристика целевых и контактных групп: Задачи данного этапа определить причины возможной потребительской мотивации аудитории; понять источник нормативной активности аудитории т. Определение аудитории.
45231. Спрос как базовая характеристика нормативного потребительского поведения аудитории: механизмы и технологии формирования 45 KB
  Можно обозначить следующие механизмы и технологии формирования спроса: Стимулирование спроса выгодной сделкой. Расширение спроса как правило происходит за счет случайных и непостоянных потребителей. Если же речь идет о товарах широкого спроса то целевая группа весьма неопределенна в своих границах а потенциалы контактных аудиторий значительны.
45232. Внутренняя аудитория коммуникативного воздействия: технология определения, характеристика сегментов, цели и задачи коммуникации 22 KB
  Внутренняя аудитория коммуникативного воздействия: технология определения характеристика сегментов цели и задачи коммуникации Внутренняя аудитория персонал организации. Технология определения: Технология определения аудитории зависит от целей и задач коммуникации. Для достижения определенных целей и задач коммуникации требуется сегментирование аудитории выделение аудитории для тренинга и т. Характеристика сегментов: Существуют следующие критерии сегментирования: уровень профессиональной коммуникации.
45233. Понятие, сущность и структура корпоративной культуры 24.5 KB
  Мотивация персонала существуют силовая и демократическая модели мотивации. В силовой модели в основании пирамиды лежат административные санкции материальное стимулирование ограничено стоимостными показателями каждой группы социально-психологические стимулы карьерный рост профессиональное признание 3. В демократической модели все наоборот: социальнопсихологические стимулы престиж профессии дающий признание 1 материальное стимулирование привязано к образованию квалификации опыту 2 административные санкции...
45234. Фирменный стиль организации: функции, структура, этапы и технологии разработки 42.5 KB
  В содержательном плане фирменный стиль - это совокупность визуальных графических цветовых пластических и акустических приемов придающих стилевое единство всем составляющим деятельности фирмы: ее продукции менеджменту маркетинговой политике и тактике персоналу. В узком смысле фирменный стиль это цветовая и графическая марка фирмы и товара которая используется в рекламе и оформлении деловых бумаг. В широком смысле фирменный стиль это единый принцип оформления марки фирмы и товара деловых бумаг и документации офиса и внешнего вида...
45235. Структурные компоненты и основные характеристики внешней среды организации 27.5 KB
  Структурные компоненты и основные характеристики внешней среды организации. Разработка стратегии деятельности любой организации коммерческой общественной муниципальной начинается с анализа внешней среды. Внешняя среда это все те факторы которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда в которой приходится работать организации находится в непрерывном движении подвержена изменениям.
45236. Информационные агентства: виды, статус, содержательные характеристики 26.5 KB
  Информационные агентства: виды статус содержательные характеристики. Информационные агентства это посредники новостей они получают информацию обрабатывают ее и передают журналистам; кроме того проводят прессконференции круглые столы брифинги т. Отдельную группу федеральных СМИ чрезвычайно важных для сотрудников ПРслужб составляют информационные агентства. Агентствам не интересны слезливые статьи или оптимистичные интервью: им нужны факты и цифры и как можно быстрее.
45237. Взаимодействие ПР-служб организации со СМИ: приоритеты, формы, содержание, условия взаимовыгодных партнерских отношений 25 KB
  Взаимодействие ПР-служб организации со СМИ: приоритеты формы содержание условия взаимовыгодных партнерских отношений. СМИ являются основным инструментов связи с общественностью. Отношения со СМИ двусторонний процесс: фирма предоставляет информацию для СМИ а СМИ выпускают новости. Формы контактов со СМИ: 1.