89749

Основания применения судебного усмотрения

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основания применения судебного усмотрения Судебное усмотрение в российском уголовном судопроизводстве на современном этапе его развития представляет собой актуальную научнопрактическую проблему над разрешением которой работали в разное время известные ученые процессуалисты но до настоящего времени нет единого мнения по поводу как его сущности так и оснований применения. Отсутствие закрепления судебного усмотрения в уголовнопроцессуальном законодательстве позволяет трактовать данное усмотрение каждым судьей произвольно. 29 УПК РФ частью...

Русский

2015-05-13

58.36 KB

1 чел.

Левченко О.В.,

Хузиахметов Д.М.

Основания применения судебного усмотрения

Судебное усмотрение в российском уголовном судопроизводстве на современном этапе его развития представляет собой актуальную научно-практическую проблему, над разрешением которой работали в разное время известные ученые процессуалисты, но до настоящего времени нет единого мнения по поводу, как его сущности, так и оснований применения.

Отсутствие закрепления судебного усмотрения в уголовно-процессуальном законодательстве, позволяет трактовать данное усмотрение каждым судьей произвольно. При этом, оно может истолковываться как судебный произвол, что недопустимо. Поэтому, на наш взгляд, необходимо дополнить статью 5 УПК РФ пунктом 53.1.2. следующего содержания: «судебное усмотрение – процессуальная деятельность суда первой и второй инстанции по разрешению процессуальной коллизии при предоставлении законом свободы выбора, либо с целью преодолении правовой неопределенности» и ст. 29 УПК РФ частью 5: «Суд правомочен в ходе досудебного и судебного производства применять судебное усмотрение».

Основаниями применения судебного усмотрения, являются содержащиеся в уголовно-процессуальных нормах предпосылки, предусматривающие необходимость применения судом (судьей) судебного усмотрения к уголовно-процессуальным отношениям с учетом имеющихся в деле юридических фактов (фактических обстоятельств дела), их оценки и формирования судейского убеждения в правильности выбора решения, как необходимого результата данного усмотрения.

Исходя из данного определения оснований, к ним можно отнести:

1) предпосылки, содержащиеся в уголовно-процессуальных нормах;

2) юридические факты;

3) судейское убеждение.

Все названные основания носят правовой характер и прямо или косвенно закреплены в законе.

Судебное усмотрение будет законным, если по делу наличествуют указанные основания в совокупности. Отсутствие одного из них позволит вышестоящему суду в предусмотренном порядке отменить решение суда (судьи), вынесенное с применением судебного усмотрения.

Уголовно-процессуальные нормы, содержащие в себе основания возникновение судебного усмотрения, можно разделить по различным основаниям: по характеру законодательной определенности на относительно-определенные нормы и нормы, содержащие оценочные понятия; по форме преодоления правовой неопределенности на нормы, применяемые на основе аналогий и содержащие противоречия в уголовно-процессуальном законе.

Процесс создания уголовно-правовой нормы – это не просто технический акт, и от того, как она изложена, во многом зависит правильное ее применение, а также пределы и содержание оценочной деятельности правоприменителя на практике. В этой связи приобретает огромное значение язык закона, представляющий собой совокупность законодательных средств, используемых для изложения правовых норм.

Еще в 1928 году М.М. Гродзинский отмечал, что чем лучше изложен закон технически, тем меньше осложнений при его применении и, следовательно, меньше сил и энергии затрачивается на различного рода толкования, разъяснения и указания, вызванные неясностью, неточностью, неполнотой и иными дефектами закона2.

Особого внимания заслуживают нормы, содержащие оценочные понятия. Судебное усмотрение, возникающее на основе оценочных понятий, возникает при применении норм, содержащих формулировки «законность, обоснованность, справедливость», «уважительные причины», «суровое наказание», «трудное материальное положение» и т.д.

Юридические факты, имеющие значение для применения судом (судьей) судебного усмотрения подразделяются на:

1) юридические факты устанавливаемые и оцениваемые в целях определения нормы, подлежащей применению по конкретному делу;

2) юридические факты, оцениваемые с целью формирования судейского убеждения в правильности разрешения правовой коллизии.

То есть в начале своей процессуальной деятельности по решению коллизии, суд (судья) устанавливает совокупность необходимых для решения процессуального вопроса юридических фактов, а затем, обратившись к норме права, и, установив необходимость применения судебного усмотрения, осуществляет повторную и более тщательную оценку имеющихся юридических фактов для принятия законного, справедливого и обоснованного решения.

Начиная процессуальную деятельность по разрешению коллизии, суд (судья) устанавливает совокупность необходимых для решения процессуального вопроса юридических фактов, а затем, обратившись к норме права, и, установив необходимость применения судебного усмотрения, осуществляет повторную и более тщательную оценку имеющихся юридических фактов для принятия законного, справедливого и обоснованного решения.

Судейское убеждение как основание применения судебного усмотрения состоит из двух элементов: 1) внутреннего убеждения суда (судьи) по оценке имеющихся в деле доказательств; 2) внутреннего убеждения суда (судьи) по оценке правильности выбора законного способа разрешения правовой коллизии.

2 Гродзинский М.М. Законодательная техника и уголовный кодекс // Вестник советской юстиции. 1928. № 19-20. С. 558.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62591. О корректном понимании дихотомии логика / этика 96.88 KB
  О корректном понимании дихотомии логика этика. Разобраны типичные ошибки в понимании дихотомии логика этика. Ключевые слова: Соционика дихотомия логика этика. Цикл статей на эту тему мы решили начать с дихотомии логика этика.
62597. Особенности построения уроков в технологиях развивающего и традиционного обучения 6.88 MB
  Текстовые задачи являются тем богатейшим материалом на котором решается важнейшая задача преподавания математики развитие математического мышления и творческой активности учащихся. В четвертых усиливает желание детей учиться то есть само отношение учащихся к учебному предмету...
62598. Трагическая любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» 183.41 KB
  Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе; Расширить и углубить представления учащихся о Куприне – мастере художественного слова; Вызвать чувство восхищения чистой возвышенной любовью...