89751

Теория оперативно-розыскной деятельности и криминалистика

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

И это не случайно ибо многие исходные теоретические положения приемы и методы ОРД сформировались в рамках криминалистики. сформировалось представление о двойственной области применения рекомендаций криминалистики – в процессуальной расследовании и непроцессуальной ОРД. И это вполне закономерно: криминалистика уже имевшая и в то время стабильное положение и довольно четкие перспективы развития а также как наука о следственном искусстве частью которого было не менее искусное ведение розыскной работы просто обязана была теоретически и...

Русский

2015-05-13

61.64 KB

5 чел.

Лунюшкин С.И.

Теория оперативно-розыскной деятельности

и криминалистика

Криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности – наиболее близкие по теоретическому и практическому содержанию юридические науки. Они имеют одни объекты изучения – преступную деятельность разных видов и деятельность по ее раскрытию и расследованию. Много общего и в истории их развития, тактике и методике проведения следственных действий и оперативно – розыскных мероприятий. И это не случайно, ибо многие исходные теоретические положения, приемы и методы ОРД сформировались в рамках криминалистики.

В начале XX в. сформировалось представление о двойственной области применения рекомендаций криминалистики – в процессуальной (расследовании) и непроцессуальной (ОРД). Поэтому и отдельные ее рекомендации часто носили двойственный характер. И это вполне закономерно: криминалистика, уже имевшая и в то время стабильное положение и довольно четкие перспективы развития, а также как наука о следственном искусстве, частью которого было не менее искусное ведение розыскной работы, просто обязана была теоретически и практически оснастить ОРД.

Значительный вклад в разработку тактико-методического и технического арсенала ОРД внесли такие европейские криминалисты, как А. Вейнгардт, Р. Гейндль, Г. Шнейкерт, В. Штибер и др. В частности, многие работы указанных авторов прямо были адресованы оперативникам, в которых они показывали, как знания приемов и методов криминалистической тактики и техники могут быть использованы в розыскной работе2.

Не меньший вклад в формирование указанного арсенала внесли и первые российские криминалисты – И.Н. Якимов, СМ. Потапов, П.С. Семеновский, В.И. Громов и др. Все они также, в определенной степени под влиянием своих зарубежных коллег, исходили из мнения о том, что существуют гласные и негласные формы применения данных криминалистики и что негласный розыск является частью единой деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Поэтому считали, что приемы и методы криминалистики должны быть не только средствами расследования, но и ОРД. Соответственно, например, И.Н. Якимов в таких своих научных трудах, которые можно по праву считать учебниками не только криминалистики, но и ОРД, большое внимание уделил тактике и методике проведения ОРД. В частности, в работе «Современное розыскное искусство» он обращает внимание оперативников на необходимость знания ими различных видов преступников, преступной среды, ее обычаев, нравов, преступных профессий. В работе «Практическое руководство к расследованию преступлений» И.Н. Якимов отмечал, какими качествами должны обладать сыщики, чтобы познать оперативно-розыскное искусство. При этом он считал, что «профессия агента есть не что иное, как искусство, основанное не только на практическом опыте, но и на специальных знаниях»3. Также он дает характеристику преступников своего времени, тайных способов их общения и поведения до и после совершения преступления. Вместе с тем показывает, что должны знать оперативники из области уголовно-процессуального права и тактики действий, какие подсобные средства им необходимы для розыскной работы (в том числе и средства гримирования внешности, изменения фигуры и др.), как они должны действовать в целях предупреждения и пресечения преступлений. Тактические же рекомендации по проведению отдельных действий носили не только следственный, но и розыскной характер.

Мнение о том, что научные и практические основы ОРД – это часть криминалистики, сохранялось до тех пор, пока не отпочковалась от нее самостоятельная специальная научно-учебная дисциплина сначала под названием «Оперативно-розыскная деятельность», а потом (с началом формирования собственной теории) – «Теория оперативно-розыскной деятельности». Соответственно периоду развития теории ОРД в рамках криминалистики был свойствен разброс в мнениях криминалистов по поводу того, является ли указанная деятельность частью криминалистики или она уже стала самостоятельной отраслью знаний в качестве специальной научной дисциплины.

Например, А.И. Винберг, ранее относивший приемы ОРД к предмету криминалистики4, впервые признал существование специальной научной дисциплины, изучающей ОРД органов внутренних дел, уже в 1959 г. Правда, и потом у него по этому вопросу были некоторые колебания.

Однако криминалистические научные разработки в области техники, тактики и методики расследования послужили добротной основой для формирования как учебной дисциплины ОРД, так и ее теории. И это признавали и признают практически все представители данной научной дисциплины.

Такие учения теории ОРД, как учение об оперативно-розыскной информации, об оперативно-розыскных версиях, об оперативных комбинациях и тактических операциях, не только содержат криминалистическую информацию, но и во многом опираются на ее исходные теоретические предпосылки.

Оперативная тактика во многом начала свое формирование в рамках криминалистики. Действительно, та ее современная часть, в которой рассматриваются такие вопросы, как оперативно-розыскная ситуация, оперативно-розыскная версия, оперативно-тактическое прогнозирование и планирование, выработка и принятие стратегических и тактических решений, теория оперативных комбинаций и тактических операций, общие положения и организационно-тактические формы взаимодействия субъектов ОРД с субъектами процессуальной деятельности, в значительной мере опирается на основополагающие положения криминалистики по указанным вопросам. И это не случайно, ибо ОРМ, предусмотренные ФЗ об ОРД, и особенно такие, как опрос граждан, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, несмотря на их не уголовно-процессуальный характер, во многом зависимы от рекомендаций криминалистической тактики.

Отдельные оперативно-розыскные методики, как и в криминалистике, именуются частными и во многом по содержанию и объему приближаются к криминалистическим методикам.

Немаловажное значение имеют сведения из области криминалистической техники для разработки и продуманного использования средств и методов оперативной техники. Эта часть теории ОРД, пожалуй, позже других ее частей отделилась от криминалистики, в частности от криминалистической техники.

Таким образом, криминалистическая основа теории ОРД весьма обширна и значима для дальнейшего ее развития. Одновременно и криминалистика многое может позаимствовать из теории ОРД.

Признание теории ОРД самостоятельной наукой позволяет включить ее в число наук, данные которых используются в криминалистике в непосредственном или преобразованном виде. По мере дальнейшей разработки этой теории все большее число ее положений будет использоваться в криминалистике при разработке новых технических средств, тактических приемов и методических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений.

2 Вейнгард А. Уголовная тактика. Пг., 1910; Гейндль Р. Уголовная техника. Из материалов уголовного розыска. М., 1925; Штибер В., Шнейкерт Г. Практическое руководство для работников уголовного розыска. М., 1925.

3 См.: Якимов И.Н. Руководство по уголовной технике и тактике / Нов. изд., перепеч. с изд. 1925 г. М.: ЛексЭСТ, 2003.

4 Криминалистика. М., 1959. С. 13-14.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10847. Спорт в житті суспільства 60.5 KB
  Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Спорт. Мета: Розвивати вміння вживати активну лексику за темою в діалогічному та монологічниму мовленні. Тренувати учнів у вживанні прийменників. Обладнання: підручни...
10848. Спорт як професія 41.5 KB
  Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Спорт як професія. Мета:Розвивати вміння вживати активну лексику у вивчених граматичних структурах.Практикувати учнів у читанні та обговоренні газетних текстів за темою уроку. Обладнання: підручник текст для читання Fr...
10849. Урок Природа й людина 71 KB
  Практикувати учнів в аудіюванні, мовленні, читанні. Тренувати учнів у вживанні конструкцій з герундієм (Gerund).
10850. Наша Земля - наш дім 32 KB
  Тема. Природа й людина УРОК 56 ПІдтема:Наша Земля наш дім. Мета:Закріпляти та розвивати мовні навички. Підкреслити необхідність захисту оточуючого середовища. Обладнання: підручник плакати малюнки за темою Our Planet Is Our Home. ПРОВЕДЕННЯ КОНФЕРЕНЦІЇ ЗА ТЕМ...
10851. День Святого Валентина, урок англійської мови 43.5 KB
  Тема: КУЛЬТУРА. ДОЗВІЛЛЯ Підтема: День Святого Валентина. Мета: Вчити учнів обговорювати теми що становлять інтерес оформляти послання до Дня Святого Валентина. Розширювати знання учнів про свята в англомовних країнах. Обладнання: підручник Being in Love... HO. ХІД У
10852. Життя з користю для інших 61.5 KB
  Тема: Люди. Життя суспільства. Підтема: Життя з користю для інших Мета: Практикувати учнів у читанні та обговоренні суспільнополітичних текстів. Сприяти заповненню інформаційних прогалин розвитку почуття поваги до досягнень людства. Обладнання: підручник текст дл
10853. Проектирование СТОА 1.63 MB
  Технологическое проектирование синтезирует большой и разнохарактерный круг организационно-технологических и экономических вопросов. Изучение этих вопросов поможет молодому инженеру-механику автомобильного транспорта достаточно емко представить и освоить почти все вопросы, которые он должен решить в своей практической деятельности на СТОА.
10854. Решение генетических задач с использованием математических методов 319.44 KB
  Растения второго поколения, получавшиеся путем самоопыления гибридов, уже не были одинаковы. Они разделялись на растения, обладавшие доминантным признаком, и растения с рецессивным признаком. В результате подсчетов оказалось, что в среднем растений, обладавших доминантным признаком оказалось втрое больше
10855. Формирование читательского интереса у младшего школьника в процессе внеклассной деятельности 219.39 KB
  Изучить содержание понятий «читательский интерес» и «читательская потребность», проанализировать методическую литературу по данной проблеме, сформировать представления о читательских интересов современных школьников и проблемах формирования читательской компетенции...