89753

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Эффективное выполнение назначения уголовного судопроизводства возможно только при условии наличия специальных властных участников к числу которых относится и прокурор призванных проверять и контролировать законность и обоснованность уголовно-процессуальной деятельности...

Русский

2015-05-13

74.08 KB

0 чел.

Ляшенко В.

Криминалистическая характеристика преступлений,

связанных с незаконным оборотом наркотиков

и психотропных веществ

Незаконная торговля наркотическими средствами и психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, растениями либо их частями, содержащими наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, давно переросла границы всех государств и проникла на все континенты. С катастрофической скоростью наркотики распространяются по всему миру и становятся реальной угрозой для социальных и экономических основ государства различных стран, при этом расширяются масштабы криминализации общества.

Распространение наркотиков и поступление их из-за рубежа стало одной из основных проблем и для Российской Федерации. Доля наркотиков, поступающих в Россию из других государств, составляет подавляющую часть от их общего незаконного оборота. Героин, кокаин и амфетамины, поступающие к нам в основном путем контрабанды из других государств, представляют реальную угрозу экономическим, политическим интересам государства и затрагивают сферу национальной безопасности Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ рекомендует считать контрабанду оконченным преступлением не с момента пересечения границы, а с момента обнаружения недостоверности сведений или с момента пресечения действий, непосредственно направленных на ввоз, вывоз наркотиков2.

Криминалистическая характеристика как система наиболее вероятных признаков определенной группы преступлений призвана помочь следователю сориентироваться в сложной ситуации. Знание следователем криминалистической характеристики позволяет более точно оценивать следственную ситуацию, обоснованно строить следственные версии, оптимально организовывать расследование, целеустремленно планировать его, рационально определяя комплекс следственных действий и их последовательность, своевременно применять нужные технические средства, выбирать наиболее эффективные тактические приемы.

В содержание криминалистической характеристики входят следующие основные элементы:

  1.  предмет преступного посягательства;
  2.  способы совершения (хищение, изготовление, перевозка, хранение, сбыт, легализация наркодоходов) и сокрытия преступления;
  3.  особенности обстановки совершения НОН (время, место);
  4.  типичные следообразования;
  5.  характеристика личности преступника.

Поскольку элементы криминалистической характеристики неразрывно связаны между собой, то знание одних позволяет выявить другие, неизвестные обстоятельства, находящиеся с первыми в закономерной связи. Например, преступление, являясь результатом сознательно-волевой деятельности определенного субъекта, вступает во взаимодействие с окружающей реальной действительностью и отражается в ней в виде разнообразных следов и отпечатков. Зная механизм их возникновения, можно определить способ совершения данного деяния, или же, имея сведения, характеризующие определенные типы лиц, которые могут совершать те или иные преступления, и зная способ совершения данного преступления, можно выдвинуть версии о причастности некоторых групп людей к расследуемому событию.

Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, – дело достаточно сложное и трудоемкое. Особенно это относится к раскрытию всей цепочки движения наркотиков от поставщика до потребителя, выявлению всех членов преступной группировки. Здесь должно проявляться умелое сочетание оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мероприятий.

Первоначальный этап расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ обусловлен рядом специфических условий и выражается в проведении комплекса ОРМ и следственных действий.

New

Май Дак Биен

Процессуальные полномочия прокурора в досудебном

производстве по УПК России и Вьетнама:

сравнительный анализ

Уголовно-процессуальная деятельность призвана обеспечивать раскрытие преступления, защиту и восстановление нарушенных прав и интересов граждан, потерпевших от преступления, справедливое наказание лиц, виновных в совершении преступных действий. Эффективное выполнение назначения уголовного судопроизводства возможно только при условии наличия специальных властных участников, к числу которых относится и прокурор, призванных проверять и контролировать законность и обоснованность уголовно-процессуальной деятельности.

В деятельности прокурора, как России, так и Вьетнама следует выделять основные и дополнительные функции. Основными функциями являются уголовное преследование, надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия и поддержание государственного обвинения в суде. Дополнительные функции: профилактика и предупреждение преступлений, организация и координация деятельности органов дознания и органов предварительного следствия по раскрытию и эффективному расследованию совершенных преступлений. С точки зрения значимости выделенных двух групп функций следует заметить, что они в равной степени выступают обязательными.

Относительно нормативного определения и закрепления направлений деятельности прокурора удачным представляется российский уголовно-процессуальный закон, в котором прямо предусмотрено, что прокурор осуществляет уголовное преследование от имени государства (ст. 21 УПК РФ) и наделен для этого соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ), в ст. 1 которого указано, что прокурор осуществляет надзор. Именно эти функции прокурора (надзор и уголовное преследование) следует считать основными в уголовном судопроизводстве, что не исключает осуществления прокурором и иных функций.

Проведение анкетирования показало, что к числу функций, выполняемых прокурором в уголовного досудебного производства, практические работники отнесли: 1) надзор за процессуальной деятельностью органов расследования (78% респондентов России и 94% Вьетнама), 2) процессуальное руководство предварительным расследованием (2% респондентов России и 19% Вьетнама), 3) защиту прав и законных интересов участников (49% респондентов России и 65% Вьетнама), 4) уголовное преследование (56% респондентов России и 73% Вьетнама).

Таким образом, основными задачами прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства по УПК РФ, обуславливающих направления его деятельности, является защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, всесторонности, полноты и объективности при расследовании преступлений, выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер к их устранению.

Однако, как показывает практика, не всегда деятельность прокурора в рамках досудебного производства позволяет решать возложенные на него задачи.

Нормативной основой процессуального статуса прокурора в уголовном судопроизводстве Вьетнама служат Конституция СРВ, УПК СРВ, закон «Об организации Верховной народной прокуратуры», указ «Об организации уголовного расследования» и другие нормативно-правовые акты. Статус и уровень законодательных актов, регламентирующих деятельность прокуратуры в сфере уголовной юстиции, еще раз подчеркивает приверженность законодателя Вьетнама к континентальной модели уголовного судопроизводства.

Сегодня во Вьетнаме отчетливо прослеживается линия по демократизации уголовного судопроизводства, выразившаяся в создании и развитии системы процессуальных средств защиты прав и свобод граждан. Как установлено действующим законодательством никто не может быть подвергнут аресту иначе как по решению народного суда, решению или санкции народной прокуратуры, кроме случаев задержания на месте преступления (ст. 71 Конституции СРВ). Лица, незаконно задержанные, арестованные, привлеченные к судебной ответственности и незаконно признанные виновными, имеют право на материальное возмещение, реабилитацию (ст. 72 Конституции СРВ).

Прокуратура Вьетнама организована на присущих для социалистических государств принципах. Верховная народная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов органами следствия и уголовное преследование. Местные народные прокуратуры, военные прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов и поддерживают обвинение в пределах установленной законом компетенции.

Современное правовое положение прокуратуры Вьетнама в своей основе соответствует общепринятым в континентальной модели судопроизводства стандартам. К ним в первую очередь следует отнести выполнение прокуратурой надзорной функции и наличие отдельных ее отраслей. Одно из основных направлений в деятельности прокуратуры занимает надзор за соблюдением законности в сфере в уголовного судопроизводства.

В теории уголовного процесса подчеркивается, что «с учетом европейского и отечественного опыта во Вьетнаме должен быть сохранен смешанный тип уголовного процесса, являющийся наиболее оптимальным в соблюдении баланса между интересами личности, общества и государства в борьбе с преступностью, при условии его реформирования в соответствии с демократическими принципами»3.

В связи с этим, полагаем возможным подходить к исследованию роли и места прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, используя основы теории, разработанной в советской, а затем и российской доктрине уголовного судопроизводства.

В деятельности прокурора Вьетнама в досудебных стадиях уголовного судопроизводства также как и в России существует возможность выделения отдельных процессуальных функций. В литературе отмечается, что при утверждении постановления органов следствия о привлечении лица в качестве обвиняемого прокурор Вьетнама выполняет функцию уголовного преследования, а при отмене необоснованного постановления следственного органа о возбуждении уголовного дела – функцию надзора4. Исходя из содержания уголовно-процессуального закона Вьетнама полагаем, что функциональная нагрузка прокурора в досудебном производстве несколько больше, чем в России.

Так, в ст. 23 УПК СРВ закреплено, что прокуратура осуществляет уголовное преследование от имени государства, поддерживает обвинение в суде, осуществляет надзор за соблюдением законов при производстве по уголовным делам. Эти положения развиваются в содержании уголовно-процессуального закона путем определения конкретных полномочий прокурора в отдельных стадиях уголовного судопроизводства.

Возбуждение уголовного дела является первоначальным этапом уголовного судопроизводства, в рамках которого уполномоченные государственные органы определяют наличие признаков преступления, выносят постановление о возбуждении уголовного дела, после чего начинается расследование. Возбуждения уголовного дела имеет большое значение для последующих этапов производства по уголовному делу, поскольку служит необходимым условием для эффективного расследования с целью незамедлительного выявления обстоятельств совершенного или готовящегося преступления, его раскрытию, обеспечению неотвратимости уголовной ответственности виновных и недопустимости уголовного преследования невиновных.

Получив сообщение о преступлении, следственные органы осуществляют его проверку, определяют признаки преступления, при наличии которых обязаны возбудить уголовное дело. Уже с этой первоначальной стадии уголовного судопроизводства прокурор приобретает существенные полномочия.

Прежде всего, прокурор Вьетнама вправе сам возбудить уголовное дело в следующих случаях:

  1.  при отмене постановления органа следствия об отказе в возбуждении уголовного дела;
  2.  по требованию судебной коллегии, если во время судебного разбирательства обнаруживается новое преступление или новое лицо, причастное к совершению преступления.

Согласно ч. 1 ст. 104 УПК СРВ судебная коллегия вправе самостоятельно принять решение о возбуждении уголовного дела в ходе судебного разбирательства, но делает это крайне редко. Обычно судебная коллегия, обнаружив признаки нового преступления или нового лица, причастного к совершению преступления, приостанавливает судебное разбирательство и возвращает уголовное дело прокурору с требованием возбуждения уголовного дела.

На наш взгляд право суда самостоятельно принимать решение о возбуждении уголовного дела в ходе судебного разбирательства вступает в противоречие с требованиями уголовно-процессуального закона об объективности и независимости суда при рассмотрении уголовного дела по существу, решении вопроса о виновности или не виновности подсудимого. Кроме того, это право суда не соответствует предписаниям ст. 127 Конституции СРВ, где отмечается, что правосудие осуществляется только судом. Суд не может выполнять иные функции наряду с правосудием, в частности, функцию обвинения, поскольку это противоречит принципу состязательности. Кроме того, в ч. 3 ст. 103 УПК СРВ на прокурора возложена ответственность по надзору за соблюдением закона при принятии, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.

УПК Вьетнама устанавливает не только полномочия, но и ответственность прокурора за результаты надзорной деятельности за законностью и обоснованностью в стадии возбуждения уголовного дела. В случаях, когда постановления о возбуждении уголовного дела органа следствия, пограничной армии, таможенной службы и других правоохранительных органов необоснованные, прокурор выносит постановление об отмене данных постановлений. Если необоснованно постановление судебной коллегии с требованием о возбуждении уголовного дела, то прокурор вносит протест в вышестоящий суд (ст. 104 УПК СРВ).

Сопоставляя российское и вьетнамское законодательство в части регулирования полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела следует отметить некоторые важные обстоятельства. В соответствии с Федеральным законом РФ от 5 июня 2007 г. изменился статус прокурора в досудебном производстве: прокуроры теперь не вправе возбуждать и расследовать уголовные дела. Кроме того, теперь для возбуждения уголовного дела следователю и дознавателю не нужно получать согласие прокурора. Исключением здесь являются дела частного и частно-публичного обвинения, которые с согласия прокурора могут быть возбуждены дознавателем и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам (включая случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны) не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20, ч. 3 ст. 318 УПК РФ).

А вот прокурор Вьетнама сегодня наделяется большим объемом процессуальных полномочий в стадии возбуждения уголовного дела, чем прокурор России.

Во-первых, результаты рассмотрения сообщений о преступлении, а также полученные следственным органам материалы проверки подлежат представлению прокурору (ст. 103 УПК СРВ). И хотя уголовно-процессуальный закон не указывает на необходимость получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, тем не менее, прокурор имеет реальную возможность проверить законность принятого решения и его обоснованность.

Во-вторых, в соответствии со ст. 106 УПК СРВ в случае, когда следственный орган выносит постановление об изменении или дополнении постановления о возбуждении уголовного дела, он в течение 24 часов обязан отправить данное постановление прокурору. Аналогичное правило предусмотрено в отношении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 108 УПК СРВ).

Таким образом, прокурор по УПК СРВ наделен широкими полномочиями по проверке законности и обоснованности решений, принимаемых следственными органами в стадии возбуждения уголовного дела, что следует рассматривать как гарантию обеспечения прав граждан уже на первоначальном этапе уголовного судопроизводства. При этом в число процессуальных полномочий прокурора Вьетнама входит принятие самостоятельного процессуального решения о возбуждении уголовного дела, что делает его полномочия в этой стадии несколько шире полномочий прокурора в России.

Подводя итог, сформулируем некоторые выводы.

1. По УПК РФ основными задачами прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, обусловливающими направления его деятельности, являются защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, всесторонности, полноты и объективности при расследовании преступлений, выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер к их устранению.

2. К процессуальным функциям прокурора СРВ в досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся: надзор за законностью, уголовное преследование, профилактика и предупреждение преступлений, организация и координация деятельности следственных и иных органов, уполномоченных на проведение уголовного судопроизводства. Первые две функции предлагается рассматривать как основные, а две последние – как дополнительные.

3. Характерными особенностями процессуального положения прокурора по УПК СРВ в сравнении с процессуальным положением прокурора по УПК РФ выступают его инициативность в проведении процессуальных действий и принятии решений, больший объем процессуальных полномочий, значительно более широкие границы вмешательства в деятельность следователя.

4. В целях более подробного нормативного регулирования процессуальных функций прокурора обоснована необходимость изложить статью 116 УПК СРВ «Направление уголовного дела по подследственности» в новой редакции, а также дополнить УПК СРВ статьей 113.1 «Предупреждение и профилактика преступлений прокурором».

New

Малыхина Н.И.

Актуальные вопросы изучения личности

неизвестного преступника

Деятельность правоохранительных органов зачастую осуществляется в условиях крайнего дефицита информации о признаках преступника, которые могли бы быть положены в основу продуктивных версий и эффективных направлений поиска лица, совершившего преступление, и, соответственно, расследования преступлений.

В этой связи актуальными являются проблемы установления индивидуальных особенностей лица, совершившего преступление в условиях неочевидности.

Индивидуальность человека обусловлена многообразием личностных свойств (биологических, психологических, социальных). При совершении преступления данные свойства отображаются в окружающей действительности в виде материальных и идеальных следов. Особое значение имеют отпечатки поведения человека, т.е. осознанно или неосознанно сделанные выборы: предмета, орудий, средств преступления, обстановки и способа совершения как отдельных действий, так и непосредственно противоправного действия, бездействия, которые могут быть отражены как в материальных, так и в идеальных следах.

Например, биологические свойства отображаются в материальных следах-отображениях (следы рук, ног и т.д.), в следах-веществах (следах биологического происхождения), в идеальных следах. Социальные свойства отображаются, как правило, в форме идеальных следов, например, сведения о национальной принадлежности, материальном положении и др. Отдельные из них могут отобразиться в материальных следах-предметах (например, большое количество социальных свойств получает свою фиксацию в различного рода документах, которые могут быть утеряны или умышленно подброшены на место преступления)5.

Психологические свойства лица, совершившего преступление, отображаются как в материальных, так и в идеальных следах, однако, в отличие от социальных и биологических, установить их гораздо сложнее. Они устанавливаются опосредованно, например, путем интерпретации информации, полученной из показаний свидетелей, потерпевшего, путем анализа обстановки места преступления, выбора потерпевшего (жертвы), путем исследования механизма следообразования и т.д.6

Установление индивидуальных свойств преступника во многом зависит от правильного выбора методов получения личностной информации. На наш взгляд, перспективным является метод профилирования, позволяющий построить (воссоздать) криминалистический портрет, отражающий различные свойства субъекта, по которым возможно найти и в последующем идентифицировать преступника.

Выделение именно «криминалистического» портрета обусловлено комплексным характером его содержания, ибо последний может включать в себя разнообразные сведения о личности, в отличие, например, от субъективного, психологического и т.д. Отметим, что при составлении криминалистического портрета необходимо брать за основу знания о структуре человека (биологические, психологические и социальные свойства). Поэтому, например, психологический портрет необходимо рассматривать как составную часть криминалистического портрета преступника.

Специфичность технологии построения данного портрета, в первую очередь, определяется особенностями задач, решаемых с помощью профилирования, и характере знаний, которые может получить следователь с помощью этого метода (получение новой информации о преступнике, о том, как отобразились его свойства в реальности), что весьма важно для управления процессом дальнейшего его познания опосредованно через его следы.

По своему содержанию полученная информация может быть как позитивной, так и негативной (показывающей, каким человек не был). В большинстве случаев это ориентирующие (поисковые) сведения вероятностного характера, однако это не уменьшает значение составления криминалистического портрета неизвестного преступника для расследования, поскольку степень вероятности полученных сведений может быть значительно повышена путем проверки их другими методами познания.

Поиск лица, совершившего преступление, с помощью криминалистического портрета осуществляется по следующей схеме: 1) получение криминалистически значимой информации о биологических, социальных, психологических свойствах преступника; 2) построение криминалистического портрета искомого лица; 3) изучение сведений, составляющих содержание портрета; 4) определение путей поиска преступника по заданным параметрам; 5) проверка причастности лиц к совершению преступления путем сопоставления информации о выявленном лице и информации, содержащейся в криминалистическом портрете искомого лица.

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о контрабанде».

3 Нгуен Дак Хоан. Следователь в уголовном процессе Вьетнама: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 14.

4 Нгуен Тхе Шон. Различие полномочий уголовного преследования и надзора за судебной деятельностью в уголовном процессе // Надзор. 2009. № 9. С. 18 (на вьет. языке).

5 См.: Малыхина Н.И. Классификация свойств и состояний лица, совершившего преступление, и формы их отражения в окружающей действительности // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 4 (9). С. 297-302.

6 См.: Малыхина Н.И. Классификация свойств и состояний лица, совершившего преступление, и формы их отражения в окружающей действительности (окончание статьи) // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1 (10). С. 493-501.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10069. Систематизация и классификация хозяйственных рисков 76.5 KB
  Систематизация и классификация хозяйственных рисков. Вопервых выделяют чистый и условный риск. Чистый риск это мера неопределенности и конфликтности в человеческой деятельности характеризующейся возможными опасностью неудачей отклонением убытком. Здесь суще...
10070. Целевые результаты проявления рискованной деятельности 27 KB
  Целевые результаты проявления рискованной деятельности. Решения и действия в условиях риска эффективны если позволяют приблизиться к целям которые могут быть самыми различными: устранение возможного ущерба снижение до минимума потерь максимизация остаточного при
10071. Понятие экономического риска 33 KB
  Понятие экономического риска. В контексте управления риском из множества понятий риска используется следующее определение экономических рисков: экономический риск возможность случайного возникновения нежелательных убытков измеряемых в денежном выражении. В дан...
10072. Причины возникновения экономического риска. 33.5 KB
  Причины возникновения экономического риска. Как отмечалось в обществоведческой литературе существуют не только различия в понимании содержания термина риск по и разные точки зрения на природу риска придающие или субъективную или объективную или субъективнообъ...
10073. Общие принципы классификации рисков 31.5 KB
  Общие принципы классификации рисков В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются с совокупностью различных видов рисков которые различаются между собой по месту и времени возникновения совокупности внешних и внутренних факторов влияющих на их уровен...
10074. Характеристика рисков в различных сферах предпринимательской деятельности 52.5 KB
  Характеристика рисков в различных сферах предпринимательской деятельности Как уже отмечалось все виды рисков взаимосвязаны и изменение одного вида риска вызывают изменение большинства остальных. Это затрудняет анализ и систематизацию рисков. Упрощенная схема пред...
10075. Концепція атаки web-орієнтованих пошукових систем 57.5 KB
  Концепція атаки web-орієнтованих пошукових систем І.А. Терейковський Запропонована нова концепція активного впливу атаки на популярні вітчизняні та закордонні Web-орієнтовані пошукові системи з метою підвищення рейтингу зареєстрованих в них сайтів. Доведено що для вп
10076. Понятие коммерческой деятельности 46 KB
  Понятие коммерческой деятельности. Коммерция означает торговля это часть управленческой деятельности непосредственно направленная на получение прибыли. Все организации делятся на: коммерческие и некоммерческие. Коммерческие отношения включают...
10077. Общее понятие исполнителя и алгоритма. Смысл понятия правильный алгоритм. Примеры 116.5 KB
  Общее понятие исполнителя и алгоритма. Смысл понятия правильный алгоритм. Примеры. Алгоритм Алгоритм последовательность определенных действий или шагов для решения поставленной задачи. Программа запись алгоритма на языке исполнителя Свва алгорит...