89755

Международно-правовые стандарты применения мер пресечения

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Законный арест или задержание лица, произведенные с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершение

Русский

2015-05-13

59.66 KB

1 чел.

Маслова З.Г.

Международно-правовые стандарты применения

мер пресечения

Вступление Российской Федерации в Совет Европы, которое состоялось еще в 1998 г., повлекло признание всех гражданских прав и свобод, провозглашенных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Статья 5 Европейской Конвенции гласит: «1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: ...

...с) законный арест или задержание лица, произведенные с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения...».

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.

За последние годы Европейский Суд принял значительное число постановлений в отношении России, в которых констатировалось нарушение ст. 5 Конвенции в связи с содержанием под стражей.

Вместе с тем нормы УПК РФ по-прежнему не в полной мере отвечают требованиям ст. 5 Конвенции. Так, согласно ст. 5 Конвенции основанием к аресту является наличие обоснованного подозрения лица в совершении преступления.

В постановлениях Европейского Суда по делу Калашникова (от 15 июля 2002 г.) и по делу Худоерова (от 8 ноября 2005 г.) говорится об обязанности суда при решении вопроса о содержании обвиняемого под стражей выяснять «наличие разумно обоснованного подозрения в отношении задержанного лица в совершении им преступления».

Однако в УПК РФ такого основания не предусмотрено. Только в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» наконец сказано об обязанности суда проверить обоснованность подозрения, которое, как указал Верховный Суд, предполагает наличие достаточных данных о том, что лицо могло совершить преступление (п. 2)2.

Существование «обоснованного подозрения» предполагает наличие фактов или сведений, способных убедить объективного наблюдателя в том, что, возможно, соответствующее лицо совершило это правонарушение3. Оно рассматривается как необходимое, а при первоначальном избрании – даже непременное и иногда достаточное основание для ареста.

Конечно, на первоначальных этапах расследования еще нет исчерпывающих данных о причастности лица к преступлению, но этого не требует и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), который отмечал, что «вызывающие подозрения факты еще не достигли такого уровня, который необходим для осуждения или даже для предъявления обвинения, которое происходит на следующем этапе уголовного процесса»4.

В соответствии с Рекомендацией № R(80)11 Комитета министров государствам-членам о заключении под стражу до суда, выработанной на основе требований Европейской конвенции по правам человека, «...лицо, обвиняемое в преступлении и лишенное свободы, должно предстать непосредственно перед судьей. Когда лицо, о «котором идет речь, предстает перед судебным органом, решение о заключении должно приниматься без промедления».

В соответствии с Рекомендацией № R(80)11 Комитета министров государствам-членам о заключении под стражу до суда (п. 8) «...документ, письменно фиксирующий решение о заключении под стражу, должен как можно более точно закреплять сущность обвинения и основания для решения о заключении».

Существуют, на взгляд Ю.Ю. Улановой, три основные причины, связанные с тем, что российские судебные решения по арестам не отвечают требованиям ст. 5 Конвенции, это:

  1.  несовершенство уголовно-процессуального закона и «медленная» имплементация международно-правовых норм в УПК;
  2.  незнание правоприменителями, в том числе и судьями, основных требований международных стандартов в этой сфере и постановлений Европейского Суда, содержащих нормативные толкования;
  3.  личностный фактор.

Рассмотренные выше аспекты, безусловно, не отражают всех проблем соотношения норм УПК РФ, Европейской конвенции, Протоколов к ней, а также прецедентов Европейского суда по правам человека в нормативной регламентации института законного и обоснованного применения к обвиняемому (подозреваемому) меры пресечения. На наш взгляд необходима непосредственное применение в уголовном судопроизводстве России актов международно-правового характера, международных договоров РФ, практики Европейского Суда по правам человека.

2 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. № 1. С. 37.

3 Постановление ЕСПЧ от 30.08.1990 г. по делу «Фокс, Кэмпбэл и Хартли (Fox, Campbell and Hartley) против Великобритании» // ЕСПЧ. Избранные решения. Электронная энциклопедия. Система «Гарант». 2001.

4 Судебное решение от 28.10.1994 г. по делу «Мюррей (Murray) против Соединенного Королевства» // Европейский Суд по правам человека. Избр. решения / Под ред. В.А. Туманова. М.: Норма, 2000. Т. 2. С. 37.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75645. Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией 20.41 KB
  Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи: материалы междунар. Функционирование фонетического чутья позволяет ребёнку улавливать правильность фонетического оформления речи дифференцировать нормативное...
75646. Формирование невербальных основ речи в доречевой период 282.28 KB
  Формирование невербальных основ речи в доречевой период Инновационные подходы к профилактике нарушений развития Под ред. Человека впервые заинтересовавшегося вопросом развития речи ребёнка может удивить и обескуражить выбранное нами название. Основы для развития речи закладываются задолго до того когда будут произнесено первое слово. Учёные наблюдавшие за развитием младенцев находящихся в разных социальных условиях смогли выделить невербальные неречевые факторы определяющие интенсивность и качество развития речи малыша.
75647. Амвросова О.А. Рефлексия в общении как условие социализации дошкольников с общим недоразвитием речи 39.82 KB
  Основные подходы к исследованию рефлексии В рамках философского подхода рефлексия рассматривается как процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Уже у Аристотеля Платона и позже у средневековых схоластов можно найти много глубоких рассуждений касающихся разных сторон того что сейчас относится к рефлексии все же принято считать что основной и специфический круг проблем связываемых сегодня с этим понятием зарождается лишь в новое время а именно благодаря полемике...
75648. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 21.09 KB
  В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация
75649. Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития 31.68 KB
  Социальное развитие детей с недоразвитием речи должным образом не формируется О. В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками полноценно не осуществляется процесс общения что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов неумение договариваться учитывать интересы других уступать в спорах наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении....
75650. К вопросу о проблеме социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе 42 KB
  Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка, особенно резким в социально-психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками
75652. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте 68.84 KB
  Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном младшем школьном и подростковом возрасте Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. Социальное развитие детей заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей определяется социальной средой её качественными и количественными характеристиками. Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социального развития детей. Общая закономерность развития детей с ОВЗ заключается в затруднениях...
75653. Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР 81.5 KB
  Причинно-следственные отношения - одна из важнейших семантических категорий естественных языков. Причина и следствие образуют диалектическое единство