89755

Международно-правовые стандарты применения мер пресечения

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Законный арест или задержание лица, произведенные с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершение

Русский

2015-05-13

59.66 KB

3 чел.

Маслова З.Г.

Международно-правовые стандарты применения

мер пресечения

Вступление Российской Федерации в Совет Европы, которое состоялось еще в 1998 г., повлекло признание всех гражданских прав и свобод, провозглашенных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Статья 5 Европейской Конвенции гласит: «1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: ...

...с) законный арест или задержание лица, произведенные с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения...».

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.

За последние годы Европейский Суд принял значительное число постановлений в отношении России, в которых констатировалось нарушение ст. 5 Конвенции в связи с содержанием под стражей.

Вместе с тем нормы УПК РФ по-прежнему не в полной мере отвечают требованиям ст. 5 Конвенции. Так, согласно ст. 5 Конвенции основанием к аресту является наличие обоснованного подозрения лица в совершении преступления.

В постановлениях Европейского Суда по делу Калашникова (от 15 июля 2002 г.) и по делу Худоерова (от 8 ноября 2005 г.) говорится об обязанности суда при решении вопроса о содержании обвиняемого под стражей выяснять «наличие разумно обоснованного подозрения в отношении задержанного лица в совершении им преступления».

Однако в УПК РФ такого основания не предусмотрено. Только в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» наконец сказано об обязанности суда проверить обоснованность подозрения, которое, как указал Верховный Суд, предполагает наличие достаточных данных о том, что лицо могло совершить преступление (п. 2)2.

Существование «обоснованного подозрения» предполагает наличие фактов или сведений, способных убедить объективного наблюдателя в том, что, возможно, соответствующее лицо совершило это правонарушение3. Оно рассматривается как необходимое, а при первоначальном избрании – даже непременное и иногда достаточное основание для ареста.

Конечно, на первоначальных этапах расследования еще нет исчерпывающих данных о причастности лица к преступлению, но этого не требует и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), который отмечал, что «вызывающие подозрения факты еще не достигли такого уровня, который необходим для осуждения или даже для предъявления обвинения, которое происходит на следующем этапе уголовного процесса»4.

В соответствии с Рекомендацией № R(80)11 Комитета министров государствам-членам о заключении под стражу до суда, выработанной на основе требований Европейской конвенции по правам человека, «...лицо, обвиняемое в преступлении и лишенное свободы, должно предстать непосредственно перед судьей. Когда лицо, о «котором идет речь, предстает перед судебным органом, решение о заключении должно приниматься без промедления».

В соответствии с Рекомендацией № R(80)11 Комитета министров государствам-членам о заключении под стражу до суда (п. 8) «...документ, письменно фиксирующий решение о заключении под стражу, должен как можно более точно закреплять сущность обвинения и основания для решения о заключении».

Существуют, на взгляд Ю.Ю. Улановой, три основные причины, связанные с тем, что российские судебные решения по арестам не отвечают требованиям ст. 5 Конвенции, это:

  1.  несовершенство уголовно-процессуального закона и «медленная» имплементация международно-правовых норм в УПК;
  2.  незнание правоприменителями, в том числе и судьями, основных требований международных стандартов в этой сфере и постановлений Европейского Суда, содержащих нормативные толкования;
  3.  личностный фактор.

Рассмотренные выше аспекты, безусловно, не отражают всех проблем соотношения норм УПК РФ, Европейской конвенции, Протоколов к ней, а также прецедентов Европейского суда по правам человека в нормативной регламентации института законного и обоснованного применения к обвиняемому (подозреваемому) меры пресечения. На наш взгляд необходима непосредственное применение в уголовном судопроизводстве России актов международно-правового характера, международных договоров РФ, практики Европейского Суда по правам человека.

2 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. № 1. С. 37.

3 Постановление ЕСПЧ от 30.08.1990 г. по делу «Фокс, Кэмпбэл и Хартли (Fox, Campbell and Hartley) против Великобритании» // ЕСПЧ. Избранные решения. Электронная энциклопедия. Система «Гарант». 2001.

4 Судебное решение от 28.10.1994 г. по делу «Мюррей (Murray) против Соединенного Королевства» // Европейский Суд по правам человека. Избр. решения / Под ред. В.А. Туманова. М.: Норма, 2000. Т. 2. С. 37.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53642. Компьютерная графика, комбинированный урок 42 KB
  Здравствуйте Отмечаю отсутствующих. Контроль знаний 10 минут Учитель: Сейчас у вас будет проверочная работа в виде теста. Все поняли задание Дети: Да Показываю презентацию дети отвечают на вопросы на каждый вопрос 1 минута Учитель: Теперь сдаем листочки. Учитель: Теперь открываем на рабочем столе документ txt вы видите 2 стихотворения.
53643. У порога и начало первой русской революции 1905-1907 гг 38 KB
  Эти события получили название первая русская революция. Что такое революция В чем она проявляется Дети понимают что им нужно узнать что же такое революция. Учитель предлагает ребятам рассказать как они понимают слово революция для более глубокого осмысления понятия а затем записать грамотное определение понятию революция. Итак ребята что нового мы узнали сегодня на уроке 1Узнали что в 19051907 гг в России произошла революция 2Опираясь на ранее изученный материл вспомнили что такое революция 3Поняли причины произошедшей...
53644. Мы рисуем осень 127.5 KB
  Тема урока: Мы рисуем осень Цель урока: создать условия для сознательного выбора учащимися применения ими выразительных средств для передачи характерных признаков разных периодов осени. Я нарисовал осень и вот что у меня получилось показывает рисунок. А я с ним не согласен я всё знаю Осенью всегда грязно холодно тоскливо всегда идёт дождь никакого настроения нет Ведь правда Учитель: В осени три месяца. Неужели они все одинаковые Осень называют капризным временем года и не случайно.
53645. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 69.08 KB
  Тема урока. Триединая цель урока: воспитание уважения к русским традициям через знакомство с символикой древних славян в ДПИ и применение знаний в практической работе Древо жизни Задачи. Формировать умение работать с бумагой технике вытынанки Тип урока: комбинированный урок Формы организации работы: Общеклассная и индивидуальная.
53646. В музеях хранятся картины. Натюрморт 37.5 KB
  Натюрморт. Сегодня мы как раз поговорим про натюрморт и выполним первые работы для вашего классного музея. Кто запомнил что такое натюрморт Это предметы объединённые одной темой. Если натюрморт чайный какие предметы будут входить в натюрморт Какие бывают натюрморты кто знает Слайд.
53647. Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Э. Хемингуэя «Кошка под дождём» 55 KB
  Структура урока Организационный момент Актуализация мотивация и целеполагание Слово учителя Беседа по тексту Итог урока Рефлексия Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала. Ход урока. Структура урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент 1 минута Приветствует учащихся рассаживает их по партам создает доброжелательную рабочую атмосферу проверяет готовность учащихся к работе и наличие у каждого ученика художественного текста.
53648. Стоимость источников заемного капитала, собственного капитала. Средневзвешенная стоимость капитала 32.5 KB
  Основными элементами заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные предприятием облигации. Стоимость такого источника финансирования как банковские ссуды зависит в первую очередь от процентной ставки по кредиту.
53649. Художественная культура Античности 340.5 KB
  Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки о древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы 1 вариант Древнеримская культура Определите соответствие между древнегреческими и древнеримскими богами их функциями Зевс Марс 1 бог любви Арес...
53650. Художественная культура Древнего Рима. Мифологические представления древних римлян 110.5 KB
  Основные понятия урока: античное искусство этруски патриотизм империя Методы: Наглядный просмотр репродукций и иллюстраций работа с карточками по мифологии словесный рассказ учителя беседа учителя и учеников письменное заполнение таблицы. Ход урока: Время Содержание урока речевая деятельность учителя и учеников Примечания по выполнению: этапы урока деятельность...