89761

Основные направления российской правовой политики на Северном Кавказе во второй половине ХIХ века

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основные направления российской правовой политики на Северном Кавказе во второй половине ХIХ века Во второй половине ХIХ в. Основная цель деятельности Российской империи на Северном Кавказе – создать предпосылки для формирования российских принципов подданства в горских общинах. Обычное право с его принципами правового и сословного неравенства безусловно являлось препятствием в этом направлении реформирования жизни у северокавказских народов но в то же время распространение мусульманского права не входило в геополитическую стратегическую...

Русский

2015-05-13

66.2 KB

0 чел.

Волгина А.П.

Основные направления российской правовой политики на Северном Кавказе во второй половине ХIХ века

Во второй половине ХIХ в. Северный Кавказ полностью вошел в состав Российской империи. Наиболее ожесточенное сопротивление оказывал Дагестан, Чечня и Кабарда. В значительной степени это обстоятельство повлияло на то, что именно народы, населяющие эти территории северокавказского региона подверглись, с одной стороны, жесткой политике насильственного выселения в Османскую империю, а с другой, формированию более гибкой судебной политики, поскольку применение адата и шариата стало одним из ключевых моментов российской политики по модернизации этого региона. Однако эти правовые образования существовали наряду с российским позитивным правом, действия которого не было ничем ограничено2.

Основная цель деятельности Российской империи на Северном Кавказе – создать предпосылки для формирования российских принципов подданства в горских общинах. Обычное право с его принципами правового и сословного неравенства, безусловно, являлось препятствием в этом направлении реформирования жизни у северокавказских народов, но в то же время распространение мусульманского права не входило в геополитическую стратегическую линию российского государства на Кавказе. В основе внедрения российской государственности был положен принцип социального и правового равенства народов Северного Кавказа как подданных Российской империи, который в корне противоречил основному принципу обычного права – наличие норм адата, применявшихся к определенным социальным группам (высшим сословиям, общинникам, рабам). Это положило начало проведению административной и судебной реформы.

В этих условиях Россия попыталась найти своеобразное решение, выразившееся в учреждении на Северном Кавказе так называемого «военно-народного управления». Начинал административно-судебные реформы на Северном Кавказе А.И. Барятинский, продолжил – князь М.Н. Воронцов, который в 1865 г. создал Комитет по преобразованию административных и судебных учреждений на Кавказе.

Основные положения административных и судебных реформ были подготовлены ранее, во второй половине 50-х годов, наместником Кавказа генерал-майором князем А.И. Барятинским. Именно тогда была разработана система специальных административно-судебных институтов, получивших название военно-народного управления. Ее сущность довольно точно и кратко охарактеризовал последний наместник Кавказского края генерал-адъютант граф И.И. Воронцов-Дашков: «Система военно-народного управления, созданная на Кавказе в период борьбы русских войск с местными горцами, – писал он, – основана на сосредоточении административной власти в руках отдельных офицеров, под высшим руководством главнокомандующего Кавказской армией, и на предоставлении населению во внутренних делах ведаться по своим адатам»3.

Деятельность России на Северном Кавказе условно можно разделить на два этапа: 1860-1880-е годы учреждение системы «военно-народного управления», и 1890-1910-е годы: период передачи власти от российских военных к российским гражданским чиновникам. Основными принципами государственного реформирования на Северном Кавказе стали: 1) создание государственного контроля над всеми сторонами жизни народа, в том числе над традиционной правоприменительной практикой, 2) проведение сословной и земельной реформ, 3) проведение административно-судебных преобразований, 4) формирование системы светского образования и формирование российского сознания (в том числе и правосознания). Формально Россия не затрагивала исламскую жизнь, но неофициально с помощью Священного Синода империя проводила активную миссионерскую деятельность при значительном ограничении функционирования исламских учреждений. Кавказский наместник А.И. Барятинский сделал ставку на развитие на Северном Кавказе адата в ущерб шариату, в котором и он, и центральная российская администрация видели опасность мусульманского повстанчества (мюридизма).

Северный Кавказ до 1860-х годов представлял собой совокупность множества мелких и крупных сельских конфедераций и ханств. Власть, суд и сбор налогов были сосредоточены в руках местных владельцев или сельских старшин, действовавших под контролем российских офицеров. Требовалось создание единой администрации на Северном Кавказе.

Управление северокавказским регионом находилось в руках российских военных чиновников, мелкие должности империя передавала военным из местного населения, находящимся на российской службе, например, должности сельских старшин, как правило, занимали горцы-поручики и подпоручики. Российские государственные структуры внедрялись на Северном Кавказе постепенно, путем создания смешанных российско-традиционных форм управления, в частности, была легализована система общинного управления. Империя сформулировала основные правила ее работы4. В нее были включены: сельский сход как коллегиальный орган обсуждения и утверждения решений сельской администрации и как орган, через который кавказская и центральная администрация внедряла новые принципы гражданской жизни народов Северного Кавказа. Сельский сход получил и некоторые судебные функции: он имел право регулировать мелкие конфликтные ситуации и самостоятельно принимать общественные приговоры по ним.

Горские общины могли применять прежние методы воздействия на своих членов, используя адатные способы борьбы с кражами скота. Адатная норма коллективной ответственности коллективом (фамилией, патронимией или общиной) за причинение материального или физического ущерба применялась горским сельским сходом вплоть до октябрьской революции. Согласно нормам обычного права для принятия решения о возмещении убытков должны были обнаружиться следы ворованного скота или лошадей (лъэужьдакъэ, кабард. конец следа) или улики, если дело касалось ранений и убийств5.

В состав сельского управления также входили: сельский старшина, сельский писарь, сельский суд, имевший права рассматривать мелкие гражданские дела. Было организовано письменное административное делопроизводство: материалы о жизни горских общин стали регулярно поступать в Канцелярию Кавказского наместника, а потом Главноначальствующего Кавказом (Тифлис). Созданная система общинного управления стала выполнять новые функции – контролирующую и посредническую между российскими властями и местным населением.

Внедрение новой государственно-административной системы на Северном Кавказе проходило с трудом. Основная проблема заключалась в привлечении на российскую сторону местных народов, которые с помощью местных мулл оказывали идеологическое сопротивление новой власти. В силу этого Россия была вынуждена в первую очередь ввести ряд норм государственного и административного права, которые давали правовую защиту тем, кто решился поступить на российскую административную службу, тем самым, закрепляя новый государственный порядок. Данная правовая защита осуществлялась в рамках, созданных Россией на Северном Кавказе Горских словесных судов.

Одной из главных целей реформы системы управления было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин горцев, особенно Дагестана (кади, правоведов-факихов, суфийских шейхов) и создание светской местной и общедагестанской администрации, пользующейся доверием и авторитетом у местных жителей и послушно исполняющей решения российских властей6.

Создание военно-народного управления в Дагестане в основном завершилось в 1868 г., когда был принят «Проект положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области». В начале 1870-х годов – на Северо-Западном Кавказе, в Чечне и Ингушетии его реализация затянулась до конца 70-х годов7.

Все институты обычного права были подвергнуты модернизации, исходя из принципов равенства. В результате горский адат, по нашему мнению, подвергся более значительным изменениям, чем ранее об этом писали этнографы, считавшие, что российской империи удалось сформировать на Северном Кавказе правовые нормы на основе принципа правового плюрализма. Как нам представляется, на Северном Кавказе были сохранены только те нормы адата, которые не противоречили основным принципам российского подданства. В основном Россия сохранила меньшую часть адатных норм, главным образом судебно-процессуального характера8.

Итак, отношение российского государства к обычному праву в этот период формулировалось из принципов двух вариантов правовой модернизации радикального и мягкого, которые впоследствии были применены в различных регионах Северного Кавказа. Проведение правового реформирования позволили создать фундамент для внедрения российского подданства в горских общинах, в основу которого был положен принцип социального и правового равенства народов Северного Кавказа, как подданных Российской империи. Все институты обычного права были подвергнуты модернизации, исходя из принципов равенства, в результате чего большое количество норм обычного права были изъяты из горского правоприменения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59008. Екологічне виховання молодших школярів 58 KB
  Ураховуючи завдання та мету курсу я намагаюсь пробудити в учнів занепокоєність станом природи їхнього безпосереднього оточення і планети в цілому а також ініціюю екологічне мислення та поведінку в повсякденному житті.
59009. Жінки в історії України 77.5 KB
  Можна навести чималий список жінок, які прославляли рідну землю. Це поетеси Леся Українка та Ліна Костенко, художниця Катерина Білокур, співачки Раїса Кириченко та Ніна Матвієнко, актори Соломія Крушельницька та Наталія Ужвій і багато-багато інших.
59010. Жанрова своєрідність та мова Вибраних місць із листування з друзями М. В. Гоголя 47.5 KB
  І Гоголь хоча й сам переживав важку кризу ретельно відповідав усім хто писав йому: Стоит только хорошенько выстрадаться самому как уже все страдающие становятся тебе понятны и почти знаешь что нужно сказать им. Починає Вибрані місця із листування з друзями передмова в якій Гоголь пояснює чому він вирішив написати цю книгу.
59011. Жанр танка в ліриці Ісікава Такубоку 103 KB
  За деякими японськими джерелами днем народження Такубоку вважається 20 лютого 1886 року дата реєстрації його народження. Ісікава прізвище поета Такубоку літературний псевдонім. Такубоку був першим і єдиним хлопчиком у родині.
59012. Життя людини - найвища цінність 61 KB
  Сухомлинського його твори; збагачувати активний словник учнів розвивати вміння формувати ціннісні судження про гармонійне життя; виховувати бажання глибше ознайомитися з біографією Великого Кобзаря Ліни Костенко Матері Терези Леонардо да Вінчі...
59013. Цікаві завдання та різноманітні інтелектуальні ігри. Задачі. Залізна логіка 129.5 KB
  Гарненька історія промовив інспектор Варніке вислухавши фрау Пепприх у якої тільки що вкрали двох відгодованих до свята гусей. У вашому поясненні парубче дещо не відповідає дійсності сказав інспектор Варніке. Чому інспектор Варніке запідозрив молодика у співучасті в крадіжці...
59014. Здоровя - мудрих гонорар 63.5 KB
  Учителям пропонується пройти стежиною здоровя. Маршрут стежки здоровя Перша зупинка Канони здоровя знайомство з основними заповідями Салернського кодексу здоровя медичного трактату XIV століття.
59015. Знакова система - символічна основа народного орнаменту 47.5 KB
  Завдання до уроку Розробка нескладної композиції орнаменту з використанням символів за власним вибором для оздоблення: керамічної тарілки чи глечика; декоративної серветки; святкового рушничка; килима; козацького поясу; бойової сокири; кіраси; ножен козацької шаблі.
59016. Казки українських письменників 39.5 KB
  Раніше ми вже з вами читали та переказували народні казки. Які казки називаються народними Відповідь учнів. Отже тема нашого уроку казки українських письменників.