89761

Основные направления российской правовой политики на Северном Кавказе во второй половине ХIХ века

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основные направления российской правовой политики на Северном Кавказе во второй половине ХIХ века Во второй половине ХIХ в. Основная цель деятельности Российской империи на Северном Кавказе создать предпосылки для формирования российских принципов подданства в горских общинах. Обычное право с его принципами правового и сословного неравенства безусловно являлось препятствием в этом направлении реформирования жизни у северокавказских народов но в то же время распространение мусульманского права не входило в геополитическую стратегическую...

Русский

2015-05-13

66.2 KB

1 чел.

Волгина А.П.

Основные направления российской правовой политики на Северном Кавказе во второй половине ХIХ века

Во второй половине ХIХ в. Северный Кавказ полностью вошел в состав Российской империи. Наиболее ожесточенное сопротивление оказывал Дагестан, Чечня и Кабарда. В значительной степени это обстоятельство повлияло на то, что именно народы, населяющие эти территории северокавказского региона подверглись, с одной стороны, жесткой политике насильственного выселения в Османскую империю, а с другой, формированию более гибкой судебной политики, поскольку применение адата и шариата стало одним из ключевых моментов российской политики по модернизации этого региона. Однако эти правовые образования существовали наряду с российским позитивным правом, действия которого не было ничем ограничено2.

Основная цель деятельности Российской империи на Северном Кавказе – создать предпосылки для формирования российских принципов подданства в горских общинах. Обычное право с его принципами правового и сословного неравенства, безусловно, являлось препятствием в этом направлении реформирования жизни у северокавказских народов, но в то же время распространение мусульманского права не входило в геополитическую стратегическую линию российского государства на Кавказе. В основе внедрения российской государственности был положен принцип социального и правового равенства народов Северного Кавказа как подданных Российской империи, который в корне противоречил основному принципу обычного права – наличие норм адата, применявшихся к определенным социальным группам (высшим сословиям, общинникам, рабам). Это положило начало проведению административной и судебной реформы.

В этих условиях Россия попыталась найти своеобразное решение, выразившееся в учреждении на Северном Кавказе так называемого «военно-народного управления». Начинал административно-судебные реформы на Северном Кавказе А.И. Барятинский, продолжил – князь М.Н. Воронцов, который в 1865 г. создал Комитет по преобразованию административных и судебных учреждений на Кавказе.

Основные положения административных и судебных реформ были подготовлены ранее, во второй половине 50-х годов, наместником Кавказа генерал-майором князем А.И. Барятинским. Именно тогда была разработана система специальных административно-судебных институтов, получивших название военно-народного управления. Ее сущность довольно точно и кратко охарактеризовал последний наместник Кавказского края генерал-адъютант граф И.И. Воронцов-Дашков: «Система военно-народного управления, созданная на Кавказе в период борьбы русских войск с местными горцами, – писал он, – основана на сосредоточении административной власти в руках отдельных офицеров, под высшим руководством главнокомандующего Кавказской армией, и на предоставлении населению во внутренних делах ведаться по своим адатам»3.

Деятельность России на Северном Кавказе условно можно разделить на два этапа: 1860-1880-е годы учреждение системы «военно-народного управления», и 1890-1910-е годы: период передачи власти от российских военных к российским гражданским чиновникам. Основными принципами государственного реформирования на Северном Кавказе стали: 1) создание государственного контроля над всеми сторонами жизни народа, в том числе над традиционной правоприменительной практикой, 2) проведение сословной и земельной реформ, 3) проведение административно-судебных преобразований, 4) формирование системы светского образования и формирование российского сознания (в том числе и правосознания). Формально Россия не затрагивала исламскую жизнь, но неофициально с помощью Священного Синода империя проводила активную миссионерскую деятельность при значительном ограничении функционирования исламских учреждений. Кавказский наместник А.И. Барятинский сделал ставку на развитие на Северном Кавказе адата в ущерб шариату, в котором и он, и центральная российская администрация видели опасность мусульманского повстанчества (мюридизма).

Северный Кавказ до 1860-х годов представлял собой совокупность множества мелких и крупных сельских конфедераций и ханств. Власть, суд и сбор налогов были сосредоточены в руках местных владельцев или сельских старшин, действовавших под контролем российских офицеров. Требовалось создание единой администрации на Северном Кавказе.

Управление северокавказским регионом находилось в руках российских военных чиновников, мелкие должности империя передавала военным из местного населения, находящимся на российской службе, например, должности сельских старшин, как правило, занимали горцы-поручики и подпоручики. Российские государственные структуры внедрялись на Северном Кавказе постепенно, путем создания смешанных российско-традиционных форм управления, в частности, была легализована система общинного управления. Империя сформулировала основные правила ее работы4. В нее были включены: сельский сход как коллегиальный орган обсуждения и утверждения решений сельской администрации и как орган, через который кавказская и центральная администрация внедряла новые принципы гражданской жизни народов Северного Кавказа. Сельский сход получил и некоторые судебные функции: он имел право регулировать мелкие конфликтные ситуации и самостоятельно принимать общественные приговоры по ним.

Горские общины могли применять прежние методы воздействия на своих членов, используя адатные способы борьбы с кражами скота. Адатная норма коллективной ответственности коллективом (фамилией, патронимией или общиной) за причинение материального или физического ущерба применялась горским сельским сходом вплоть до октябрьской революции. Согласно нормам обычного права для принятия решения о возмещении убытков должны были обнаружиться следы ворованного скота или лошадей (лъэужьдакъэ, кабард. конец следа) или улики, если дело касалось ранений и убийств5.

В состав сельского управления также входили: сельский старшина, сельский писарь, сельский суд, имевший права рассматривать мелкие гражданские дела. Было организовано письменное административное делопроизводство: материалы о жизни горских общин стали регулярно поступать в Канцелярию Кавказского наместника, а потом Главноначальствующего Кавказом (Тифлис). Созданная система общинного управления стала выполнять новые функции – контролирующую и посредническую между российскими властями и местным населением.

Внедрение новой государственно-административной системы на Северном Кавказе проходило с трудом. Основная проблема заключалась в привлечении на российскую сторону местных народов, которые с помощью местных мулл оказывали идеологическое сопротивление новой власти. В силу этого Россия была вынуждена в первую очередь ввести ряд норм государственного и административного права, которые давали правовую защиту тем, кто решился поступить на российскую административную службу, тем самым, закрепляя новый государственный порядок. Данная правовая защита осуществлялась в рамках, созданных Россией на Северном Кавказе Горских словесных судов.

Одной из главных целей реформы системы управления было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин горцев, особенно Дагестана (кади, правоведов-факихов, суфийских шейхов) и создание светской местной и общедагестанской администрации, пользующейся доверием и авторитетом у местных жителей и послушно исполняющей решения российских властей6.

Создание военно-народного управления в Дагестане в основном завершилось в 1868 г., когда был принят «Проект положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области». В начале 1870-х годов – на Северо-Западном Кавказе, в Чечне и Ингушетии его реализация затянулась до конца 70-х годов7.

Все институты обычного права были подвергнуты модернизации, исходя из принципов равенства. В результате горский адат, по нашему мнению, подвергся более значительным изменениям, чем ранее об этом писали этнографы, считавшие, что российской империи удалось сформировать на Северном Кавказе правовые нормы на основе принципа правового плюрализма. Как нам представляется, на Северном Кавказе были сохранены только те нормы адата, которые не противоречили основным принципам российского подданства. В основном Россия сохранила меньшую часть адатных норм, главным образом судебно-процессуального характера8.

Итак, отношение российского государства к обычному праву в этот период формулировалось из принципов двух вариантов правовой модернизации радикального и мягкого, которые впоследствии были применены в различных регионах Северного Кавказа. Проведение правового реформирования позволили создать фундамент для внедрения российского подданства в горских общинах, в основу которого был положен принцип социального и правового равенства народов Северного Кавказа, как подданных Российской империи. Все институты обычного права были подвергнуты модернизации, исходя из принципов равенства, в результате чего большое количество норм обычного права были изъяты из горского правоприменения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57985. Путешествие в страну Дроби 55 KB
  Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие - мы посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, побываем на берегу озера Ребусного, отдохнем на поляне Театральной...
57986. Деление обыкновенных дробей 365.5 KB
  Цель: Проверить умения и навыки учащихся по умножению дробей. Добиться усвоения учащимися правила деления дробей. Проверить степень усвоения новой темы. Привить интерес к математике. Воспитание ответственности, самостоятельности, умений оценивать свои знания, учится работать на доверии, самопроверке.
57987. тематики учитель вищої категорії 2.3 MB
  Мета уроку: Мета дидактична: повторення правил множення та ділення дробів знаходження значення дробу від числа; узагальнення і систематизація знань умінь; відпрацювання навиків розвязування задач на множення та ділення звичайних дробів та мішаних чисел при розвязуванні прикладів зразків і задач. Корекційнорозвиваюча мета: розвивати пізнавальну діяльність мовний розвиток називати приклади пояснювати хід практичних дій сенсоматорний розвиток виконувати всі дії необхідні в досягненні результату; розвивати зоровослухову пам'ять...
57988. З чого починається дружба 82.5 KB
  Мета: зясувати кого називають другом що означає уміти дружити і за що цінують друзів. Кого ми називаємо другом 2. Проблемне питаня: Чи кожна людина може бути справжнім другом і чи стала Герда справжнім другом для Кая 4.
57989. Мій друг. Спілкування з товаришами. Моделювання дружніх стосунків 76.5 KB
  Мета: розкрити значення дружби в житті кожної людини; вчити висловлюватися іноземною мовою про свого друга; удосконалювати навички читання та усного мовлення використовуючи зорові опори; розвивати уміння дітей спілкуватися і підтримувати товариські стосунки розвивати в учнів усне мовлення...
57990. Людина: дух, душа, тіло 212 KB
  Термін яким переважно релігія ідеалістична філософія та донаукова психологія позначали психіку внутрішній світ людини. Душа у релігії Душа це людина або тварина чи життя людини або тварини.
57991. Environmental Problems on the Planet Earth 81 KB
  One half of it is habitable. The rest of the land is the mountains, deserts, ice and other places where people cannot live in. And now I’m cutting this half into 4 parts. It’s impossible to believe but only 1/4 gives us food and shelter.
57992. Епоха Катерини ІІ 87.5 KB
  Мета: зясувати велич і трагедію народів Російської імперії за часів Катерини ІІ підтвердити або спростувати імя російської імператриці як Катерини Великої. Задачі: дати оцінку історичному періоду який передував епосі Катерини ІІ...
57993. Дії з десятковими дробами 69 KB
  Мета: Узагальнити та систематизувати уміння та навички учнів виконувати дії з десятковими дробами. Ознайомити учнів із сучасною екологічною ситуацією в світі та в Україні. Формувати вміння переносити набуті знання у нові ситуації...