89761

Основные направления российской правовой политики на Северном Кавказе во второй половине ХIХ века

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основные направления российской правовой политики на Северном Кавказе во второй половине ХIХ века Во второй половине ХIХ в. Основная цель деятельности Российской империи на Северном Кавказе создать предпосылки для формирования российских принципов подданства в горских общинах. Обычное право с его принципами правового и сословного неравенства безусловно являлось препятствием в этом направлении реформирования жизни у северокавказских народов но в то же время распространение мусульманского права не входило в геополитическую стратегическую...

Русский

2015-05-13

66.2 KB

1 чел.

Волгина А.П.

Основные направления российской правовой политики на Северном Кавказе во второй половине ХIХ века

Во второй половине ХIХ в. Северный Кавказ полностью вошел в состав Российской империи. Наиболее ожесточенное сопротивление оказывал Дагестан, Чечня и Кабарда. В значительной степени это обстоятельство повлияло на то, что именно народы, населяющие эти территории северокавказского региона подверглись, с одной стороны, жесткой политике насильственного выселения в Османскую империю, а с другой, формированию более гибкой судебной политики, поскольку применение адата и шариата стало одним из ключевых моментов российской политики по модернизации этого региона. Однако эти правовые образования существовали наряду с российским позитивным правом, действия которого не было ничем ограничено2.

Основная цель деятельности Российской империи на Северном Кавказе – создать предпосылки для формирования российских принципов подданства в горских общинах. Обычное право с его принципами правового и сословного неравенства, безусловно, являлось препятствием в этом направлении реформирования жизни у северокавказских народов, но в то же время распространение мусульманского права не входило в геополитическую стратегическую линию российского государства на Кавказе. В основе внедрения российской государственности был положен принцип социального и правового равенства народов Северного Кавказа как подданных Российской империи, который в корне противоречил основному принципу обычного права – наличие норм адата, применявшихся к определенным социальным группам (высшим сословиям, общинникам, рабам). Это положило начало проведению административной и судебной реформы.

В этих условиях Россия попыталась найти своеобразное решение, выразившееся в учреждении на Северном Кавказе так называемого «военно-народного управления». Начинал административно-судебные реформы на Северном Кавказе А.И. Барятинский, продолжил – князь М.Н. Воронцов, который в 1865 г. создал Комитет по преобразованию административных и судебных учреждений на Кавказе.

Основные положения административных и судебных реформ были подготовлены ранее, во второй половине 50-х годов, наместником Кавказа генерал-майором князем А.И. Барятинским. Именно тогда была разработана система специальных административно-судебных институтов, получивших название военно-народного управления. Ее сущность довольно точно и кратко охарактеризовал последний наместник Кавказского края генерал-адъютант граф И.И. Воронцов-Дашков: «Система военно-народного управления, созданная на Кавказе в период борьбы русских войск с местными горцами, – писал он, – основана на сосредоточении административной власти в руках отдельных офицеров, под высшим руководством главнокомандующего Кавказской армией, и на предоставлении населению во внутренних делах ведаться по своим адатам»3.

Деятельность России на Северном Кавказе условно можно разделить на два этапа: 1860-1880-е годы учреждение системы «военно-народного управления», и 1890-1910-е годы: период передачи власти от российских военных к российским гражданским чиновникам. Основными принципами государственного реформирования на Северном Кавказе стали: 1) создание государственного контроля над всеми сторонами жизни народа, в том числе над традиционной правоприменительной практикой, 2) проведение сословной и земельной реформ, 3) проведение административно-судебных преобразований, 4) формирование системы светского образования и формирование российского сознания (в том числе и правосознания). Формально Россия не затрагивала исламскую жизнь, но неофициально с помощью Священного Синода империя проводила активную миссионерскую деятельность при значительном ограничении функционирования исламских учреждений. Кавказский наместник А.И. Барятинский сделал ставку на развитие на Северном Кавказе адата в ущерб шариату, в котором и он, и центральная российская администрация видели опасность мусульманского повстанчества (мюридизма).

Северный Кавказ до 1860-х годов представлял собой совокупность множества мелких и крупных сельских конфедераций и ханств. Власть, суд и сбор налогов были сосредоточены в руках местных владельцев или сельских старшин, действовавших под контролем российских офицеров. Требовалось создание единой администрации на Северном Кавказе.

Управление северокавказским регионом находилось в руках российских военных чиновников, мелкие должности империя передавала военным из местного населения, находящимся на российской службе, например, должности сельских старшин, как правило, занимали горцы-поручики и подпоручики. Российские государственные структуры внедрялись на Северном Кавказе постепенно, путем создания смешанных российско-традиционных форм управления, в частности, была легализована система общинного управления. Империя сформулировала основные правила ее работы4. В нее были включены: сельский сход как коллегиальный орган обсуждения и утверждения решений сельской администрации и как орган, через который кавказская и центральная администрация внедряла новые принципы гражданской жизни народов Северного Кавказа. Сельский сход получил и некоторые судебные функции: он имел право регулировать мелкие конфликтные ситуации и самостоятельно принимать общественные приговоры по ним.

Горские общины могли применять прежние методы воздействия на своих членов, используя адатные способы борьбы с кражами скота. Адатная норма коллективной ответственности коллективом (фамилией, патронимией или общиной) за причинение материального или физического ущерба применялась горским сельским сходом вплоть до октябрьской революции. Согласно нормам обычного права для принятия решения о возмещении убытков должны были обнаружиться следы ворованного скота или лошадей (лъэужьдакъэ, кабард. конец следа) или улики, если дело касалось ранений и убийств5.

В состав сельского управления также входили: сельский старшина, сельский писарь, сельский суд, имевший права рассматривать мелкие гражданские дела. Было организовано письменное административное делопроизводство: материалы о жизни горских общин стали регулярно поступать в Канцелярию Кавказского наместника, а потом Главноначальствующего Кавказом (Тифлис). Созданная система общинного управления стала выполнять новые функции – контролирующую и посредническую между российскими властями и местным населением.

Внедрение новой государственно-административной системы на Северном Кавказе проходило с трудом. Основная проблема заключалась в привлечении на российскую сторону местных народов, которые с помощью местных мулл оказывали идеологическое сопротивление новой власти. В силу этого Россия была вынуждена в первую очередь ввести ряд норм государственного и административного права, которые давали правовую защиту тем, кто решился поступить на российскую административную службу, тем самым, закрепляя новый государственный порядок. Данная правовая защита осуществлялась в рамках, созданных Россией на Северном Кавказе Горских словесных судов.

Одной из главных целей реформы системы управления было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин горцев, особенно Дагестана (кади, правоведов-факихов, суфийских шейхов) и создание светской местной и общедагестанской администрации, пользующейся доверием и авторитетом у местных жителей и послушно исполняющей решения российских властей6.

Создание военно-народного управления в Дагестане в основном завершилось в 1868 г., когда был принят «Проект положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области». В начале 1870-х годов – на Северо-Западном Кавказе, в Чечне и Ингушетии его реализация затянулась до конца 70-х годов7.

Все институты обычного права были подвергнуты модернизации, исходя из принципов равенства. В результате горский адат, по нашему мнению, подвергся более значительным изменениям, чем ранее об этом писали этнографы, считавшие, что российской империи удалось сформировать на Северном Кавказе правовые нормы на основе принципа правового плюрализма. Как нам представляется, на Северном Кавказе были сохранены только те нормы адата, которые не противоречили основным принципам российского подданства. В основном Россия сохранила меньшую часть адатных норм, главным образом судебно-процессуального характера8.

Итак, отношение российского государства к обычному праву в этот период формулировалось из принципов двух вариантов правовой модернизации радикального и мягкого, которые впоследствии были применены в различных регионах Северного Кавказа. Проведение правового реформирования позволили создать фундамент для внедрения российского подданства в горских общинах, в основу которого был положен принцип социального и правового равенства народов Северного Кавказа, как подданных Российской империи. Все институты обычного права были подвергнуты модернизации, исходя из принципов равенства, в результате чего большое количество норм обычного права были изъяты из горского правоприменения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75017. Мусор – глобальная проблема человечества. Борьба первобытного человека с отходами 32.5 KB
  Борьба первобытных людей с отходами Эколог: На древней планете идиллия была Наша Земля раем слыла. Эколог: Но однажды в древний век Появился человек. Первобытный человек: Много тысячелетий назад Неандерталец чистой Земле был рад Экологически чистые плоды он собирал Прозрачную водицу из родника он брал. Эколог: Отходы синтетические у современного человека Они не перегнивают лежат в земле три века Пакеты по пятьсот лет планету загрязняют А стеклянные отходы за тысячу лет не исчезают Пещерный человек: Пещерный человек вам Землю чистой...
75018. Не будьте собі ворогом. Конспект уроку здорового способу життя 47 KB
  Мета заходу: Виховувати в учнів негативне ставлення до вживання наркотиків бажання і вміння вести здоровий спосіб життя критично ставитись до своїх негативних вчинків. Що стається з наркоманом а продовжує радіти життю; б постійно шукає де б дістати наркотик; в пригнічений; г життя муки. Втрачаєш радість життя. Можеш покінчити життя самогубством.
75019. Здоров’я народу - багатство країни. Позакласний захід з народознавства для 6-7-х класів 98.5 KB
  Українське житло мало чотиригранну будову – чотири стіни відповідали чотирьом сторонам світу. Вікна виходили на схід і на південь – до сонця. З північного боку, де панували темні, злі сили, вікон не було.
75020. Дванадцять місяців, народознавчий проект 162 KB
  Чи потрібні сучасній молоді знання про народні свята традиції Чи варто відроджувати їх ці питання визначили проблему. Мета проекту: ознайомлення учнів з багатством культурної спадщини українського народу; формування ціннісного ставлення до скарбів української духовної культури народного мистецтва традицій і звичаїв свого народу...
75021. Структура наукового дослідження, план-конспект уроку 128 KB
  Структура наукового дослідження Мета. Познайомити слухачів із методологією наукової творчості сформувати у них теоретичні знання про основні компоненти структури наукового дослідження та практичні вміння будувати структуру наукового дослідження користуватися одержаними знаннями при написанні наукових робіт стимулювати творчість дослідницькі вміння. Бесіда Яке слово найбільш підходить до поняття структура наукового дослідження Будова схема. Із чого починається наукове дослідження Із обґрунтування актуальності теми дослідження.
75023. Прийшла зима весела. Новорічне свято для учнів 3-4 класів 88 KB
  Ось палац наш крижаний Щоб зустріти рік Новий Ми запрошуєм гостей І дорослих і дітей. До нас у крижаний палац Запрошуємо друзі вас На новорічний бал святковий Чудовий радісний казковий У містечку казковому Крижаному чудовому І цікаво і весело Буде всій дітворі У містечку казковому Крижаному чудовому Ми гостей привітаємо Разом з Новим роком усіх Хай збуваються всі мрії Оживає світ казок В незабутнє святодиво Для дорослих і діток І вітаннями теплими Із піснями легендами З маскарадами іграми Йде до нас Новий рік Дід...
75024. Новогодние приключения, представление для учащихся 7-8 классов 95 KB
  Формирование эстетического восприятия прекрасного в окружающей действительности; воспитание интереса и стремления детей к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и литературы, усовершенствование эстетических знаний, умений и навыков...
75025. Україна велика повстала зі сну. Виховний захід 2.34 MB
  Узагальнити та систематизувати знання учнів про Україну, її історію, державні та народні символи. Розвивати увагу, память, виразність читання. Виховувати любов до рідної країни, почуття патріотизму...