89765

О понятии и типичных ситуациях вмешательства в осуществление правосудия

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Вмешательство – это вторжение в чьи-либо дела отношения деятельное участие в них; действия пресекающие останавливающие что-либо. Вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия будет преступным только в случае если оно касается конкретного судебного дела либо ряда дел в том числе определенной категории. Вмешательство в деятельность суда осуществляется...

Русский

2015-05-13

59.69 KB

1 чел.

Абрамова П.В.

О понятии и типичных ситуациях вмешательства

в осуществление правосудия

Глава 31 УК РФ «Преступления против правосудия» начинается со ст. 294 УК РФ, в ч. 1 которой установлена уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия. Легального толкования вмешательства между тем отечественное законодательство не дает. Словарь С.И Ожегова дает его толкование через понятие вмешаться, т.е. «Принять участие в каком-нибудь деле с целью изменения хода его»2. Вмешательство – это «вторжение в чьи-либо дела, отношения, деятельное участие в них; действия, пресекающие, останавливающие что-либо»3.

Следовательно, семантическое толкование слова вмешательства позволяет говорить о том, что это активное поведение заинтересованного субъекта направленное на противоправное оказание влияния на исход дела в суде. Вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия будет преступным только в случае, если оно касается конкретного судебного дела, либо ряда дел, в том числе определенной категории. Критические замечания относительно общей линии уголовной политики, советы и пожелания общего характера (в том числе высказанные в печати) нельзя считать воспрепятствованием осуществлению правосудия.

Можно выделить пять наиболее типичных ситуаций при совершении таких деяний.

1. Вмешательство в деятельность суда осуществляется должностными лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, ее субъектов, должности глав администраций городов, районов, их заместителей, начальников отделов, депутатами разных уровней и т.д. Оно может совершаться как посредством угроз судье (смещением с должности, преследованием по службе и т.п.), так и путем обещания разного рода преимуществ и льгот. Но, следует отметить, что это наиболее латентная форма вмешательства в осуществление правосудия. В частности, с момента действия УК РФ, судебная практика не имеет прецедента подобного вменения.

2. Вмешательство в деятельность суда осуществляется должностными лицами, которым судьи подчинены по службе (председатели судов и их заместители.). Это также чрезвычайно латентная форма вмешательства. Как и предыдущая форма, рассматриваемая, еще не становилась предметом слушания в судах РФ.

3. Вмешательство в деятельность суда лицами, которые в силу своего служебного положения имеют возможность ущемить законные интересы судьи. Это может быть и начальник бюро технической инвентаризации, препятствующий оформлению документов с недвижимостью, и начальник паспортного стола, отказывающий в регистрации по месту жительства, не выдающий водительское удостоверение, наконец, руководитель учебного заведения, угрожающий исключением из этого учебного заведения.

4. Вмешательство в деятельность суда, со стороны любого заинтересованного лица. Так, Калимуллин Р.С. признан виновным в том, что в августе 2009 года, с целью добиться вынесения оправдательного вердикта в отношении своего сына, Калимуллина Д.Р., подсудимого по уголовному делу, рассматриваемому Оренбургским областным судом с участием присяжных заседателей, попросил другое лицо воздействовать на присяжного заседателя К.М.В., чтобы она сформировала мнение о невиновности подсудимого Калимуллина Д.Р., либо не являлась в судебное заседание. После чего, другое лицо, по просьбе Калимуллина Р.С., 20 августа 2009 г., около 22 часов 30 минут, у дома присяжного заседателя К.М.В. узнав о сформировавшемся у нее мнении о виновности подсудимых Калимуллина Д.Р. и других лиц, высказал в адрес К.М.В. требование об отказе от участия в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя4.

5. Вмешательство со стороны лица, в отношении которого осуществляется правосудие (уничтожение процессуальных документов, заявление мнимых отводов и т.п.). Так, Соловьев В.Н. 26 октября 2010 года в ходе ознакомления с материалами административного дела умышленно, в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, желая разрешения дела в свою пользу, вырвал из материалов дела квитанцию-чек прибора алкотестера «PRO-100СОМВ1» от 25.07.2010 года с результатами его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В продолжение своих действий, находясь в зале судебного заседания при ознакомлении с материалами административного дела, Соловьев В.Н. в административном протоколе от 25 июля 2010 года в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» изменил рукописную запись на «не согласен, что был пьян т.к. алкотестер не показал опьянения», дописав частицу «не» перед первоначально имеющейся записью «согласен»5.

Таким образом, вмешательство в осуществление правосудия это деятельность общих и специальных субъектов права, выражающаяся в активном действии, либо «активном» бездействии (для должностных лиц), осуществляемая умышленно с целью воспрепятствовать достижению объективной истины по делу и вынесения легитимного приговора (решения, определения) суда.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 75.

3 Словарь русского языка. М., 1981. Т. 1. С. 187.

4 Приговор Оренбургского областного суда с участием присяжных заседателей от 30 августа 2010 года.

5 Приговор по делу №2-6/2011 г. Псковского областного суда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46105. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 21.5 KB
  Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже чем при вторичном. Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: замена звуков более простыми по...
46106. Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития 30 KB
  Общее недоразвитие речи у детей. Общее недоразвитие речи ОНР различные сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетикофонематического и лексикограмматического недоразвития. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых...
46107. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи 32.5 KB
  Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи. Предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами в форме игровых ситуаций что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. Задачи: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений; расширение объема...
46108. Предупреждение речевых нарушений. Формы и методы профилактического воздействия в системе общегосударственных мероприятий 25 KB
  Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии. Своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервопсихическом и в частности речевом развитии ребенка. Для своевременного развития речи мать и другие лица окружающие ребенка должны постоянно общаться с ним стремясь вызвать ответную реакцию. Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития...
46109. Анализ условий нормального речевого развития ребенка. Этапы нормального речевого онтогенеза 17.5 KB
  Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики от нормального окружения и от воспитания и обучения которое начинается с первых дней его жизни. Этапы становления речи детей Леонтьев. В это же время путем подражания ребенок постепенно перенимает элементы звучащей речи.Преддошкольный от 1года до 3 лет Характеристика: этап становления активной речи.
46110. Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи 20.5 KB
  Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Объект – психика лиц с патологией речи. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Ранний возраст 13 года Этот возраст является сензитивным чувствительным периодом становления речи.
46111. Характеристика педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 23.5 KB
  Характеристика педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями В целом проводится комплексное психологопедагогическое обследование психолог педагоги логопед Цель: выявить отклонения направить ребенка в соответствующее образовательное учреждение Задачи обследования: 1....
46112. Семейное воспитание детей с нарушениями речи: содержание, формы, и стили семейного воспитания 14 KB
  Семейное воспитание детей с нарушениями речи: содержание формы и стили семейного воспитания. Семья основная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта взаимной моральной ответственностью в ней вырабатываются совокупность нормы и образцов регламентирущих взаимодействий между супругами детьми детей между собой. детоцентрическая – все интересы подчинены ребенку детей формируется высокая самооценка 3.сексуальноэротическая Специфические функции семей имеющих детей с нарушениями в развитии 1.
46113. Принципы, задачи, содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией 26 KB
  Принципы задачи содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией. Принципы ЛР. Общедидактические принципы 1. принцип наглядности Обуславливает широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов.