89765

О понятии и типичных ситуациях вмешательства в осуществление правосудия

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Вмешательство – это вторжение в чьи-либо дела отношения деятельное участие в них; действия пресекающие останавливающие что-либо. Вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия будет преступным только в случае если оно касается конкретного судебного дела либо ряда дел в том числе определенной категории. Вмешательство в деятельность суда осуществляется...

Русский

2015-05-13

59.69 KB

0 чел.

Абрамова П.В.

О понятии и типичных ситуациях вмешательства

в осуществление правосудия

Глава 31 УК РФ «Преступления против правосудия» начинается со ст. 294 УК РФ, в ч. 1 которой установлена уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия. Легального толкования вмешательства между тем отечественное законодательство не дает. Словарь С.И Ожегова дает его толкование через понятие вмешаться, т.е. «Принять участие в каком-нибудь деле с целью изменения хода его»2. Вмешательство – это «вторжение в чьи-либо дела, отношения, деятельное участие в них; действия, пресекающие, останавливающие что-либо»3.

Следовательно, семантическое толкование слова вмешательства позволяет говорить о том, что это активное поведение заинтересованного субъекта направленное на противоправное оказание влияния на исход дела в суде. Вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия будет преступным только в случае, если оно касается конкретного судебного дела, либо ряда дел, в том числе определенной категории. Критические замечания относительно общей линии уголовной политики, советы и пожелания общего характера (в том числе высказанные в печати) нельзя считать воспрепятствованием осуществлению правосудия.

Можно выделить пять наиболее типичных ситуаций при совершении таких деяний.

1. Вмешательство в деятельность суда осуществляется должностными лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, ее субъектов, должности глав администраций городов, районов, их заместителей, начальников отделов, депутатами разных уровней и т.д. Оно может совершаться как посредством угроз судье (смещением с должности, преследованием по службе и т.п.), так и путем обещания разного рода преимуществ и льгот. Но, следует отметить, что это наиболее латентная форма вмешательства в осуществление правосудия. В частности, с момента действия УК РФ, судебная практика не имеет прецедента подобного вменения.

2. Вмешательство в деятельность суда осуществляется должностными лицами, которым судьи подчинены по службе (председатели судов и их заместители.). Это также чрезвычайно латентная форма вмешательства. Как и предыдущая форма, рассматриваемая, еще не становилась предметом слушания в судах РФ.

3. Вмешательство в деятельность суда лицами, которые в силу своего служебного положения имеют возможность ущемить законные интересы судьи. Это может быть и начальник бюро технической инвентаризации, препятствующий оформлению документов с недвижимостью, и начальник паспортного стола, отказывающий в регистрации по месту жительства, не выдающий водительское удостоверение, наконец, руководитель учебного заведения, угрожающий исключением из этого учебного заведения.

4. Вмешательство в деятельность суда, со стороны любого заинтересованного лица. Так, Калимуллин Р.С. признан виновным в том, что в августе 2009 года, с целью добиться вынесения оправдательного вердикта в отношении своего сына, Калимуллина Д.Р., подсудимого по уголовному делу, рассматриваемому Оренбургским областным судом с участием присяжных заседателей, попросил другое лицо воздействовать на присяжного заседателя К.М.В., чтобы она сформировала мнение о невиновности подсудимого Калимуллина Д.Р., либо не являлась в судебное заседание. После чего, другое лицо, по просьбе Калимуллина Р.С., 20 августа 2009 г., около 22 часов 30 минут, у дома присяжного заседателя К.М.В. узнав о сформировавшемся у нее мнении о виновности подсудимых Калимуллина Д.Р. и других лиц, высказал в адрес К.М.В. требование об отказе от участия в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя4.

5. Вмешательство со стороны лица, в отношении которого осуществляется правосудие (уничтожение процессуальных документов, заявление мнимых отводов и т.п.). Так, Соловьев В.Н. 26 октября 2010 года в ходе ознакомления с материалами административного дела умышленно, в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, желая разрешения дела в свою пользу, вырвал из материалов дела квитанцию-чек прибора алкотестера «PRO-100СОМВ1» от 25.07.2010 года с результатами его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В продолжение своих действий, находясь в зале судебного заседания при ознакомлении с материалами административного дела, Соловьев В.Н. в административном протоколе от 25 июля 2010 года в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» изменил рукописную запись на «не согласен, что был пьян т.к. алкотестер не показал опьянения», дописав частицу «не» перед первоначально имеющейся записью «согласен»5.

Таким образом, вмешательство в осуществление правосудия это деятельность общих и специальных субъектов права, выражающаяся в активном действии, либо «активном» бездействии (для должностных лиц), осуществляемая умышленно с целью воспрепятствовать достижению объективной истины по делу и вынесения легитимного приговора (решения, определения) суда.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 75.

3 Словарь русского языка. М., 1981. Т. 1. С. 187.

4 Приговор Оренбургского областного суда с участием присяжных заседателей от 30 августа 2010 года.

5 Приговор по делу №2-6/2011 г. Псковского областного суда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23718. Значение выражения 66 KB
  – Какие выражения ещё мы учились составлять и записывать Буквенные выражения. – Сегодня на уроке мы продолжим работать с буквенными выражениями. – Как вы думаете что можно делать с буквенными выражениями Находить их значения.
23719. Метод весов 52.5 KB
  – Решите уравнение: а методом проб и ошибок; б методом перебора: 3. Решите уравнение: 3а 33 = 8а 8 3. – Чем отличается это уравнение от уравнений которые решали раньше В этом уравнении переменная стоит в обеих частях уравнения. – Как же быть Надо найти способ который позволит решить такое уравнение.
23720. Метод перебора 76.5 KB
  – Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. – Что вы можете сказать о множителях в произведении Они являются делителями числа 252 252 делится на x и на y. x – 1y 6 = 252 – Что вы можете сказать о втором уравнении Множители во втором уравнении являются делителями числа 252. – Что вы можете сказать о корнях первого и второго уравнения Одни и те же числа.
23721. Метод весов 45.5 KB
  – Что интересного вы можете рассказать о полученном ряде чисел – Назовите самое большое число из данного ряда. 109 – Назовите самое маленькое число из этого ряда. – Замените число 25 суммой разрядных слагаемых разными способами. Вспомните как была построена математическая модель 10х y = xy 52 для задачи 5: Задумано двузначное число которое на 52 больше суммы своих цифр.
23722. Метод проб и ошибок 61 KB
  – Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x аx = b – Что мы использовали при решении уравнений Свойства чисел. – Какие уравнения мы ещё получали при переводе текста задачи на математический язык Уравнения вида: x x а = b. – Подберите корень уравнения: – Объясните способ решения который вы использовали. – А есть ли у этого уравнения другие корни 3.
23723. Метод проб и ошибок 69.5 KB
  Основная цель: 1 Тренировать способность к использованию метода проб и ошибок для решения уравнений. – Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x x а = b – Что мы использовали при решении уравнений Метод проб и ошибок. – Сегодня мы на уроке проанализируем на сколько хорошо вы усвоили метод проб и ошибок.
23724. Перевод условия задачи на математический язык 55 KB
  Обозначим за x – площадь третьей комнаты. Вторая на 3 м2 больше третьей значит её площадь равна x 3 м2. Первая комната в 2 раза меньше второй чтобы найти её площадь надо площадь второй комнаты разделить на 2 т. Общая площадь трёх комнат 42 м2.
23725. Перевод условия задачи на математический язык 53 KB
  Длина в м Ширина в м Площадь в м2 В классе даются разные ответы возможно кто – то из учащихся совсем не сможет выполнить задание. – Почему в классе разные результаты – Что общего и чем отличается данная задача от тех которые мы решали на прошлом уроке Общее то что в этой задаче неизвестна ни длина ни ширина прямоугольника а только известно что длина на 3 м больше ширины а отличаются эти задачи схемой для данной задачи схемой будет таблица. Возможны варианты: Длина в м Ширина в м Площадь в м2 x 3 x xx 3 или 70...
23726. Перевод условия задачи на математический язык 58.5 KB
  Количество детей в одном автобусе Количество автобусов Общее количество детей Большие автобусы Маленькие автобусы 3. – Какую формулу нужно использовать для выполнения задания Чтобы найти сколько всего человек поехало на экскурсию надо количество людей в одном автобусе умножить на количество автобусов т. Количество детей в одном автобусе Количество автобусов Общее количество детей Большие автобусы x 6 y 1 x 6y 1 или 252 Маленькие автобусы x y xy или 252 Работу можно организовать в группах или используя подводящий диалог. –...