89765

О понятии и типичных ситуациях вмешательства в осуществление правосудия

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Вмешательство – это вторжение в чьи-либо дела отношения деятельное участие в них; действия пресекающие останавливающие что-либо. Вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия будет преступным только в случае если оно касается конкретного судебного дела либо ряда дел в том числе определенной категории. Вмешательство в деятельность суда осуществляется...

Русский

2015-05-13

59.69 KB

1 чел.

Абрамова П.В.

О понятии и типичных ситуациях вмешательства

в осуществление правосудия

Глава 31 УК РФ «Преступления против правосудия» начинается со ст. 294 УК РФ, в ч. 1 которой установлена уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия. Легального толкования вмешательства между тем отечественное законодательство не дает. Словарь С.И Ожегова дает его толкование через понятие вмешаться, т.е. «Принять участие в каком-нибудь деле с целью изменения хода его»2. Вмешательство – это «вторжение в чьи-либо дела, отношения, деятельное участие в них; действия, пресекающие, останавливающие что-либо»3.

Следовательно, семантическое толкование слова вмешательства позволяет говорить о том, что это активное поведение заинтересованного субъекта направленное на противоправное оказание влияния на исход дела в суде. Вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия будет преступным только в случае, если оно касается конкретного судебного дела, либо ряда дел, в том числе определенной категории. Критические замечания относительно общей линии уголовной политики, советы и пожелания общего характера (в том числе высказанные в печати) нельзя считать воспрепятствованием осуществлению правосудия.

Можно выделить пять наиболее типичных ситуаций при совершении таких деяний.

1. Вмешательство в деятельность суда осуществляется должностными лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, ее субъектов, должности глав администраций городов, районов, их заместителей, начальников отделов, депутатами разных уровней и т.д. Оно может совершаться как посредством угроз судье (смещением с должности, преследованием по службе и т.п.), так и путем обещания разного рода преимуществ и льгот. Но, следует отметить, что это наиболее латентная форма вмешательства в осуществление правосудия. В частности, с момента действия УК РФ, судебная практика не имеет прецедента подобного вменения.

2. Вмешательство в деятельность суда осуществляется должностными лицами, которым судьи подчинены по службе (председатели судов и их заместители.). Это также чрезвычайно латентная форма вмешательства. Как и предыдущая форма, рассматриваемая, еще не становилась предметом слушания в судах РФ.

3. Вмешательство в деятельность суда лицами, которые в силу своего служебного положения имеют возможность ущемить законные интересы судьи. Это может быть и начальник бюро технической инвентаризации, препятствующий оформлению документов с недвижимостью, и начальник паспортного стола, отказывающий в регистрации по месту жительства, не выдающий водительское удостоверение, наконец, руководитель учебного заведения, угрожающий исключением из этого учебного заведения.

4. Вмешательство в деятельность суда, со стороны любого заинтересованного лица. Так, Калимуллин Р.С. признан виновным в том, что в августе 2009 года, с целью добиться вынесения оправдательного вердикта в отношении своего сына, Калимуллина Д.Р., подсудимого по уголовному делу, рассматриваемому Оренбургским областным судом с участием присяжных заседателей, попросил другое лицо воздействовать на присяжного заседателя К.М.В., чтобы она сформировала мнение о невиновности подсудимого Калимуллина Д.Р., либо не являлась в судебное заседание. После чего, другое лицо, по просьбе Калимуллина Р.С., 20 августа 2009 г., около 22 часов 30 минут, у дома присяжного заседателя К.М.В. узнав о сформировавшемся у нее мнении о виновности подсудимых Калимуллина Д.Р. и других лиц, высказал в адрес К.М.В. требование об отказе от участия в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя4.

5. Вмешательство со стороны лица, в отношении которого осуществляется правосудие (уничтожение процессуальных документов, заявление мнимых отводов и т.п.). Так, Соловьев В.Н. 26 октября 2010 года в ходе ознакомления с материалами административного дела умышленно, в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, желая разрешения дела в свою пользу, вырвал из материалов дела квитанцию-чек прибора алкотестера «PRO-100СОМВ1» от 25.07.2010 года с результатами его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В продолжение своих действий, находясь в зале судебного заседания при ознакомлении с материалами административного дела, Соловьев В.Н. в административном протоколе от 25 июля 2010 года в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» изменил рукописную запись на «не согласен, что был пьян т.к. алкотестер не показал опьянения», дописав частицу «не» перед первоначально имеющейся записью «согласен»5.

Таким образом, вмешательство в осуществление правосудия это деятельность общих и специальных субъектов права, выражающаяся в активном действии, либо «активном» бездействии (для должностных лиц), осуществляемая умышленно с целью воспрепятствовать достижению объективной истины по делу и вынесения легитимного приговора (решения, определения) суда.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 75.

3 Словарь русского языка. М., 1981. Т. 1. С. 187.

4 Приговор Оренбургского областного суда с участием присяжных заседателей от 30 августа 2010 года.

5 Приговор по делу №2-6/2011 г. Псковского областного суда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69954. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 63 KB
  В статье рассматриваются актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения. Анализируются факторы влияющие на формирование отклоняющегося поведения методы психолого-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.
69955. КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ 32.72 KB
  В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования музыкотерапии в коррекции психического состояния беременных женщин. Выявлено влияния музыкотерапии на психическое состояние беременных с учетом их индивидуальных свойств.
69956. ТРАНСФОРМАЦИЯ НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕ И ТЕЛЕСНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 77 KB
  Автором рассмотрены основные научные подходы к определению смыслообразующего и ценностного философского понимания телесности человека в аспекте значимости данного направления научного исследования. Следует отметить что включение человека с его соматическими характеристиками...
69957. ВЫЯВЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО 754.5 KB
  Рассматривается дидактическая целесообразность применения категории образы исторических событий. Приводится пример комплекса разноуровневых заданий и их образец ориентированные на выявление уровня сформированности у учащихся образов исторических событий как...
69958. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ НАСИЛИИ 179 KB
  Анкета была направлена на изучение следующих аспектов знаний приобретенных студентами в рамках учебных дисциплин и в процессе самообразования: сущность формы признаки причины последствия и эффективность психологического насилия.
69959. КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ВОЕННОГО ПРОФИЛЯ 73.5 KB
  В статье определены понятия специалист военного профиля профессионально-творческое развитие личности проанализирована система общих профессиональных творческих компетенций в подготовке специалиста. Выявлены компетенции профессионально-творческого развития личности специалиста военного профиля.
69960. СТИГМАТИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 78.5 KB
  Данная статья посвящена рассмотрению феномена стигматизации среди детей в группе старшего дошкольного возраста. В данной статье рассматривается проблема стигматизации детей в дошкольной группе а также личностные черты стигматизирующих стигматизированных и наблюдателей.
69961. «Якоря карьеры» студентов заочного отделения Белорусского национального технического университета 68 KB
  В статье авторы раскрывают понятия «мотивация», «профессиональная мотивация», «карьера», их виды, структуру, рассматривают различные научные подходы в их изучении. Статья содержит подробное описание методики Э. Шейна «Якоря карьеры».
69962. МЕНТАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ СПОСОБНОСТИ К ПРАВДИВОМУ И НЕПРАВДИВОМУ ПОВЕДЕНИЮ 65.5 KB
  Так под поведением понимается такая протяженная во времени активность человека которая включает в себя инициативные обращенные или ответные воздействия человека на любые воздействия других людей. Именно поведение человека отражает его представления о себе окружающем его мире...