89772

Содержание оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений – это специфический вид деятельности, являющийся самостоятельной научно-прикладной категорией, поэтому его значение для практики трудно переоценить. Оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений – это системная комплексная деятельность оперативных аппаратов по эффективному использованию имеющихся форм...

Русский

2015-05-13

62.92 KB

7 чел.

Брылев В.И.,

Кулькова Е.В.

Содержание оперативно-розыскного обеспечения

расследования преступлений

Оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений – это специфический вид деятельности, являющийся самостоятельной научно-прикладной категорией, поэтому его значение для практики трудно переоценить. Оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений – это системная комплексная деятельность оперативных аппаратов по эффективному использованию имеющихся форм, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.

В систему оперативно-розыскного обеспечения могут входить следующие элементы:

1. Теоретические основы обеспечения оперативно-розыскной деятельности: правовые основы; нравственные основы; правовая и социальная защита участников оперативно-розыскной деятельности; психологическая характеристика участников оперативно-розыскной деятельности.

2. Организационное обеспечение: основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий; оперативно-розыскное документирование; оперативная разработка; использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе; розыскная работа; алгоритмизация и программирование процесса расследования.

3. Материально-техническое обеспечение: специальная техника; информационно-поисковые системы; оперативно-розыскные учеты

В содержание оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений важным элементом входят задачи, предусмотренные статьей 2 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», которые могут классифицироваться на общие (для всех субъектов ОРД) и специфические.

К общим задачам относятся: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Обозначенные задачи являются общими для осуществления оперативно-розыскной деятельности в целом, в связи с реально существующей общественной опасностью совершения преступлений.

К специфичным задачам можно отнести – добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Решение данной задачи связано с еще не реальной, а лишь возможной угрозой для безопасности и осуществляется путем применения специфических разведывательных и контрразведывательных действий. Перечисленные задачи имеют самостоятельное содержание, специфические способы их разрешения, часто присущие только конкретной задаче, взаимосвязаны между собой, поскольку подчинены общей и единой цели оперативно-розыскной деятельности2.

В литературе встречаются и иные классификации задач оперативно-розыскного обеспечения3:

1. По степени реализации угроз преступных посягательств в отношении защищаемых объектов: а) непосредственно от преступных посягательств (например, выявление, раскрытие, пресечение преступлений, розыск лиц, в связи с совершением преступления); б) опосредованно от преступных посягательств (например, предупреждение совершения преступлений, розыск без вести пропавшего, и др.).

2. По функциональной направленности: а) превентивного назначения (добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности РФ, предупреждение преступлений, оперативно-проверочная работа); б) обнаружения (выявление преступлений и их раскрытие); в) пресечения; г) розыска лиц.

3. По объему: общие (всей оперативно-розыскной деятельности), особенные (решаемые по делу оперативного учета), частные (конкретное оперативно-розыскное мероприятие).

4. Официальные (определены ФЗ об ОРД), неофициальные (проводимые учеными и специалистами).

Исходя из положений статьи 3 ФЗ РФ об ОРД оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений основывается на:

1. конституционных принципах: 1) законности; 2) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

2. специальных (отраслевых) принципах, непосредственно отражающих сущность, назначение и особенности оперативно-розыскной деятельности: 1) конспирации; 2) сочетании гласных и негласных методов средств.

Если рассмотренные задачи закрепляют, что необходимо сделать для реализации цели оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений, то принципы определяют, чем необходимо руководствоваться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Перечисленным принципам законодательно придан официальный статус, закреплено их руководящее значение, которое подтверждено иными положениями ФЗ РФ об ОРД, определением способов их реализации, т.е. законодатель придал принципам обязательную для всех правовую основу4.

3. Конституционные принципы подчеркивают их верховенство перед специальными (отраслевыми).

Принцип законности является ключевым государственно-правовым принципом деятельности всех органов государства, в том числе правоохранительных органов, которые должны точно и безусловно соблюдать Конституцию РФ, УПК, УК РФ и другие Федеральные законы и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы оперативно-розыскной деятельности.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина закреплен во 2, 18, 21 и других статьях Конституции РФ. Вместе с тем, закрепляя ряд прав граждан (на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23), неприкосновенность жилища (статья 25), Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).

Конституционные принципы находят свое отражение и в Федеральных законах РФ о ФСБ, О полиции, О внешней разведке, О государственной охране.

Принцип конспирации подразумевает применение методов и средств, позволяющих обеспечивать скрытность проводимых оперативно-розыскных мероприятий, зашифровывать их цели и объекты, полученную оперативно-розыскную информацию. Данный принцип находит отражение в нормах ФЗ РФ об ОРД (статьи 5, 6, 14, 15, 17 и др.).

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств содержит не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга положения. Выполнение одного (гласного) не вызывает обязанность исполнения или исключения другого (негласного).

Предусмотренный статьей 3 ФЗ РФ об ОРД перечень принципов не является исчерпывающим, поскольку другие принципы сформулированы в законодательных актах, регламентирующих смежные виды деятельности. Например, принципы гуманизма (ФЗ о ФСБ), централизации управления оперативными аппаратами (ФЗ о ФСБ и ФЗ о государственной охране), подконтрольности и поднадзорности (ФЗ о внешней разведке и ФЗ о государственной охране), непрерывности (ФЗ о государственной охране), и др.

Следует согласиться с А.Ю. Шумиловым, что основное значение принципов состоит в том, что в них кратко сформулированы руководящие идеи оперативно-розыскной деятельности, которые дают оперативным работникам представление о том, для чего и каким образом осуществляется ОРД, в каких случаях могут быть ограничены отдельные права граждан и как оперативно-розыскная деятельность контролируется обществом5.

На наш взгляд, следует расширить перечень и раскрыть содержание принципов оперативно-розыскной деятельности в ФЗ об ОРД.

Оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений, как и криминалистическая деятельность, предполагает, в соответствии с перечисленными задачами, организацию и систему управления, осуществляемую субъектами оперативно-розыскной деятельности и действующих на территории РФ. Организационные основы оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений находят отражение в деятельности органов законодательной и исполнительной власти по осуществлению политики борьбы с преступностью, которую реализуют оперативные аппараты правоохранительных органов. ФЗ об ОРД и другие законы, регламентирующие деятельность субъектов ОРД, определяют допустимость и порядок применения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе ограничивающих конституционные права граждан, в процессе расследования преступлений. Реализация условий постоянной готовности к оперативно-розыскному обеспечению расследования преступлений характерна для всех субъектов ОРД, перечисленных в статье 13 ФЗ об ОРД, с учетом криминогенной обстановки.

Деятельность субъектов ОРД, в части оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений, осуществляется по следующим основным направлениям:

  1.  органы внутренних дел – управление организации оперативно-розыскной деятельности: по борьбе с имущественными преступлениями, преступлениями против личности, противодействие организованной преступности, обеспечение экономической безопасности и борьбе с коррупцией; оперативно-розыскное бюро, непосредственно осуществляющее ОРД; оперативно-поисковое бюро, осуществляющее такие ОРМ, как опрос, наведение справок, наружное наблюдение, отождествление личности, обследование помещение, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств; бюро специальных технических мероприятий, осуществляющее такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, электронное наблюдение;
  2.  федеральная служба безопасности – контрразведывательная и разведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности;
  3.  федеральные органы государственной охраны – обеспечение безопасности объектов государственной охраны, их защита, пресечение преступлений на охраняемых объектах, борьба с терроризмом и др.;
  4.  таможенные органы – обеспечение экономической безопасности и борьбы с преступностью;
  5.  федеральная служба исполнения наказания – обеспечение правопорядка и законности в местах лишения свободы;
  6.  органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – осуществляют противодействие наркопреступности;
  7.  служба внешней разведки РФ – разведывательная деятельность.

Следует учитывать, что оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводят оперативно-розыскное обеспечение только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение оперативно-розыскных мероприятий не затрагивает полномочий других субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Основное направление деятельности оперативных аппаратов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их цели и задачи едины – создать условия постоянной готовности оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений.

2 Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. М., 2006. С. 18.

3 См.: Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. В 2-х кн. Кн. 1: Общие положения: Учебно-практическое пособие. М., 2008. С. 8.

4 Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. М., 2006. С. 27.

5 Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. В 2-х кн. Кн. 1: Общие положения: Учебно-практическое пособие. М., 2008. С. 19.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81242. Цели и задачи обучения информатике в средней школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в общеобразовательной школе 35.38 KB
  Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования начальное общее основное общее среднее полное общее образование; внутри ступеней по учебным предметам Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей: освоение знаний составляющих основу научных представлений об информации информационных процессах системах технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ организовывать...
81243. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе 34.46 KB
  Общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом определяющим требования: к месту базового курса информатики в учебном плане школы; к содержанию базового курса информатики в виде обязательного минимума содержания базового образования; к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям школьников; к технологии и средствам проверки и оценки достижений учащихся. технологии в обществе. и Информационные технологии: обработка текста; обработка графики; мультимедийные...
81244. Пропедевтика основ информатики в начальной школе: цели и задачи, анализ учебных и методических пособий 36.98 KB
  Рассмотрим программу курса информатики для III IV классов начальной общеобразовательной школы составители: а. Первин Цель этого курса развитие алгоритмического подхода к решению задач формирование представлений об информационной картине мира практическое освоение компьютера как инструмента деятельности. Содержание программы курса формировалось вокруг четырех основных направлений пронизывающих все темы курса: 1. Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих исследовательских качеств.
81245. Место курса информатики в системе учебных дисциплин. Базисные учебные планы. Анализ школьных программ по информатике в общеобразовательной школе 37.67 KB
  А в это же самое время уже шла работа над созданием новой концепции так называемого базисного учебного плана БУП. утвердило и ввело в действие первую версию российского БУП общеобразовательных учреждений в котором в максимальной степени должны были учитываться и интересы государства и интересы региона и интересы образовательного учреждения т. БУП сам по себе не является рабочим учебным планом для школы он лишь представляет собой основу для разработки регионального базисного учебного плана на основе которого в свою очередь школа...
81246. Программное обеспечение курса информатики в общеобразовательной школе. Оборудование школьного кабинета информатики: материальная база и санитарные нормы 37.59 KB
  Помимо компьютерного оборудования кабинет информатики рекомендуется оснащать: Набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов; Заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ; Комплектом учебнометодической научнопопулярной справочной литературы; Журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности; Журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте; Журналом сведений об отказах...
81247. Методическая система и организация обучения информатике в школе: урок как основная форма обучения информатике. Подготовка к уроку информатики. Дидактические особенности учебных занятий по информатике 38.5 KB
  Школьный урок образует основу классноурочной системы обучения характерными признаками которой являются: постоянный состав учебных групп учащихся; строгое определение содержания обучения в каждом классе; определенное расписание учебных занятий; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний учащихся. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы наблюдение за работой учащихся в том числе и через локальную сеть КВТ а также оказание им оперативной...
81248. Понятие педагогического программного средства (ППС). Типы ППС. Требования к разработке ППС 39.36 KB
  Например в институте средств обучения РАО выделили несколько классификационных критериев типологии педагогических программных средств: По предметному содержанию; По функции: диагностические контролирующие обучающие демонстрационные справочноинформационные формирующие тренажерные; По степени активности учащихся которая определяется структурой и характером деятельности программы рассчитанные на минимальную степень активности демонстрационные на максимальную степень конструирующие программы; По целевой группе пользователя ...
81249. Цели и основные формы дополнительного изучения основ информатики и её приложений в средней школе. Организационные формы и содержание внеклассной работы 38.38 KB
  Организационные формы и содержание внеклассной работы. Кружок по информатике предназначен для привлечения учащихся младших классов для формирования пропедевтических навыков работы с компьютером. Кружковая работа со старшеклассниками возможна при организации групп для работы в телекоммуникационных сетях. Все большее значение в организации внеурочной работы со школьниками приобретает участие в телекоммуникационных проектах конкурсах грантов и пр.
81250. Понятие информационных и коммуникационных технологий. Направления внедрения ИКТ в образование. Дистанционные технологии в образовании 37.12 KB
  Хуторской выделяет следующие принципы дистанционного обучения: Принцип создания дистантным учащимся образовательной продукции в изучаемых предметных и образовательных областях. Принцип соответствия внешнего образовательного продукта ученика его внутренним личностным приращениям. Принцип приоритета деятельностного содержания перед информационным. Принцип креативного характера учебной деятельности.