89772

Содержание оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений – это специфический вид деятельности, являющийся самостоятельной научно-прикладной категорией, поэтому его значение для практики трудно переоценить. Оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений – это системная комплексная деятельность оперативных аппаратов по эффективному использованию имеющихся форм...

Русский

2015-05-13

62.92 KB

10 чел.

Брылев В.И.,

Кулькова Е.В.

Содержание оперативно-розыскного обеспечения

расследования преступлений

Оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений – это специфический вид деятельности, являющийся самостоятельной научно-прикладной категорией, поэтому его значение для практики трудно переоценить. Оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений – это системная комплексная деятельность оперативных аппаратов по эффективному использованию имеющихся форм, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.

В систему оперативно-розыскного обеспечения могут входить следующие элементы:

1. Теоретические основы обеспечения оперативно-розыскной деятельности: правовые основы; нравственные основы; правовая и социальная защита участников оперативно-розыскной деятельности; психологическая характеристика участников оперативно-розыскной деятельности.

2. Организационное обеспечение: основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий; оперативно-розыскное документирование; оперативная разработка; использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе; розыскная работа; алгоритмизация и программирование процесса расследования.

3. Материально-техническое обеспечение: специальная техника; информационно-поисковые системы; оперативно-розыскные учеты

В содержание оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений важным элементом входят задачи, предусмотренные статьей 2 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», которые могут классифицироваться на общие (для всех субъектов ОРД) и специфические.

К общим задачам относятся: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Обозначенные задачи являются общими для осуществления оперативно-розыскной деятельности в целом, в связи с реально существующей общественной опасностью совершения преступлений.

К специфичным задачам можно отнести – добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Решение данной задачи связано с еще не реальной, а лишь возможной угрозой для безопасности и осуществляется путем применения специфических разведывательных и контрразведывательных действий. Перечисленные задачи имеют самостоятельное содержание, специфические способы их разрешения, часто присущие только конкретной задаче, взаимосвязаны между собой, поскольку подчинены общей и единой цели оперативно-розыскной деятельности2.

В литературе встречаются и иные классификации задач оперативно-розыскного обеспечения3:

1. По степени реализации угроз преступных посягательств в отношении защищаемых объектов: а) непосредственно от преступных посягательств (например, выявление, раскрытие, пресечение преступлений, розыск лиц, в связи с совершением преступления); б) опосредованно от преступных посягательств (например, предупреждение совершения преступлений, розыск без вести пропавшего, и др.).

2. По функциональной направленности: а) превентивного назначения (добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности РФ, предупреждение преступлений, оперативно-проверочная работа); б) обнаружения (выявление преступлений и их раскрытие); в) пресечения; г) розыска лиц.

3. По объему: общие (всей оперативно-розыскной деятельности), особенные (решаемые по делу оперативного учета), частные (конкретное оперативно-розыскное мероприятие).

4. Официальные (определены ФЗ об ОРД), неофициальные (проводимые учеными и специалистами).

Исходя из положений статьи 3 ФЗ РФ об ОРД оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений основывается на:

1. конституционных принципах: 1) законности; 2) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

2. специальных (отраслевых) принципах, непосредственно отражающих сущность, назначение и особенности оперативно-розыскной деятельности: 1) конспирации; 2) сочетании гласных и негласных методов средств.

Если рассмотренные задачи закрепляют, что необходимо сделать для реализации цели оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений, то принципы определяют, чем необходимо руководствоваться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Перечисленным принципам законодательно придан официальный статус, закреплено их руководящее значение, которое подтверждено иными положениями ФЗ РФ об ОРД, определением способов их реализации, т.е. законодатель придал принципам обязательную для всех правовую основу4.

3. Конституционные принципы подчеркивают их верховенство перед специальными (отраслевыми).

Принцип законности является ключевым государственно-правовым принципом деятельности всех органов государства, в том числе правоохранительных органов, которые должны точно и безусловно соблюдать Конституцию РФ, УПК, УК РФ и другие Федеральные законы и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы оперативно-розыскной деятельности.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина закреплен во 2, 18, 21 и других статьях Конституции РФ. Вместе с тем, закрепляя ряд прав граждан (на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23), неприкосновенность жилища (статья 25), Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).

Конституционные принципы находят свое отражение и в Федеральных законах РФ о ФСБ, О полиции, О внешней разведке, О государственной охране.

Принцип конспирации подразумевает применение методов и средств, позволяющих обеспечивать скрытность проводимых оперативно-розыскных мероприятий, зашифровывать их цели и объекты, полученную оперативно-розыскную информацию. Данный принцип находит отражение в нормах ФЗ РФ об ОРД (статьи 5, 6, 14, 15, 17 и др.).

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств содержит не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга положения. Выполнение одного (гласного) не вызывает обязанность исполнения или исключения другого (негласного).

Предусмотренный статьей 3 ФЗ РФ об ОРД перечень принципов не является исчерпывающим, поскольку другие принципы сформулированы в законодательных актах, регламентирующих смежные виды деятельности. Например, принципы гуманизма (ФЗ о ФСБ), централизации управления оперативными аппаратами (ФЗ о ФСБ и ФЗ о государственной охране), подконтрольности и поднадзорности (ФЗ о внешней разведке и ФЗ о государственной охране), непрерывности (ФЗ о государственной охране), и др.

Следует согласиться с А.Ю. Шумиловым, что основное значение принципов состоит в том, что в них кратко сформулированы руководящие идеи оперативно-розыскной деятельности, которые дают оперативным работникам представление о том, для чего и каким образом осуществляется ОРД, в каких случаях могут быть ограничены отдельные права граждан и как оперативно-розыскная деятельность контролируется обществом5.

На наш взгляд, следует расширить перечень и раскрыть содержание принципов оперативно-розыскной деятельности в ФЗ об ОРД.

Оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений, как и криминалистическая деятельность, предполагает, в соответствии с перечисленными задачами, организацию и систему управления, осуществляемую субъектами оперативно-розыскной деятельности и действующих на территории РФ. Организационные основы оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений находят отражение в деятельности органов законодательной и исполнительной власти по осуществлению политики борьбы с преступностью, которую реализуют оперативные аппараты правоохранительных органов. ФЗ об ОРД и другие законы, регламентирующие деятельность субъектов ОРД, определяют допустимость и порядок применения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе ограничивающих конституционные права граждан, в процессе расследования преступлений. Реализация условий постоянной готовности к оперативно-розыскному обеспечению расследования преступлений характерна для всех субъектов ОРД, перечисленных в статье 13 ФЗ об ОРД, с учетом криминогенной обстановки.

Деятельность субъектов ОРД, в части оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений, осуществляется по следующим основным направлениям:

  1.  органы внутренних дел – управление организации оперативно-розыскной деятельности: по борьбе с имущественными преступлениями, преступлениями против личности, противодействие организованной преступности, обеспечение экономической безопасности и борьбе с коррупцией; оперативно-розыскное бюро, непосредственно осуществляющее ОРД; оперативно-поисковое бюро, осуществляющее такие ОРМ, как опрос, наведение справок, наружное наблюдение, отождествление личности, обследование помещение, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств; бюро специальных технических мероприятий, осуществляющее такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, электронное наблюдение;
  2.  федеральная служба безопасности – контрразведывательная и разведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности;
  3.  федеральные органы государственной охраны – обеспечение безопасности объектов государственной охраны, их защита, пресечение преступлений на охраняемых объектах, борьба с терроризмом и др.;
  4.  таможенные органы – обеспечение экономической безопасности и борьбы с преступностью;
  5.  федеральная служба исполнения наказания – обеспечение правопорядка и законности в местах лишения свободы;
  6.  органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – осуществляют противодействие наркопреступности;
  7.  служба внешней разведки РФ – разведывательная деятельность.

Следует учитывать, что оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводят оперативно-розыскное обеспечение только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение оперативно-розыскных мероприятий не затрагивает полномочий других субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Основное направление деятельности оперативных аппаратов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их цели и задачи едины – создать условия постоянной готовности оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений.

2 Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. М., 2006. С. 18.

3 См.: Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. В 2-х кн. Кн. 1: Общие положения: Учебно-практическое пособие. М., 2008. С. 8.

4 Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. М., 2006. С. 27.

5 Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. В 2-х кн. Кн. 1: Общие положения: Учебно-практическое пособие. М., 2008. С. 19.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83309. Экономическое обоснование затрат предприятия 258 KB
  Экономику понимают, во-первых, как совокупность производственных отношений общества, его экономический базис; во-вторых, как народное хозяйство страны; в-третьих, как научную дисциплину, экономическую теорию.
83310. Технико-экономические расчеты при проектировании участка механической обработки детали типа крышка в условиях серийного типа производства. Режим работы двусменный 226.57 KB
  Для предприятий серийного производства характерны значительно меньшие, чем в единичном, трудоемкость и себестоимость изготовления изделий. В серийном производстве, по сравнению с единичным, изделия обрабатываются с меньшими перерывами, что снижает объемы незавершенного производства.
83311. УЧЕТ, ОЦЕНКА И ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ 773.5 KB
  Это вызвано тем что доля основных фондов в общем объеме средств находящихся в распоряжении предприятия достигает 70 и более. Для более полной характеристики состояния средств труда следует проводить аттестацию каждого рабочего места которая представляет собой комплексную....
83313. Журналистское мастерство Василия Пескова 154 KB
  Каждый из нас имеет свою судьбу. Все события в нашей жизни складываются не просто так, а в связи с какими-либо обстоятельствами; при которых мы ведем себя по-разному. В нашей жизни столько всего случается: хорошего и не очень, но за всё, что бы, ни произошло, мы должны благодарить судьбу...
83314. Проект и разработка новой продукции для кафе «Муза» 82.31 KB
  Исходя из важности появления все новых предприятий общественного питания, на рынке актуальность исследуемой темы заключается в расширении ранка предприятий общественного питания Богородска, проектировании и разработке новой продукции, для кафе, создание новой концепции предприятия...
83315. Финансовое управление деятельностью корпорации 114.04 KB
  Знание и понимание происходящих процессов позволяют своевременно отвечать на возникающие вопросы и принимать решения о соотношении денежных ресурсов и товарно–материальных ценностей, дивидендной и инвестиционной политики, структуры капитала и его активов.
83316. Анализ эффективности использования оборотных средств 112.52 KB
  Предприятие, начинающее свою деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. Оборотные средства предприятий призваны обеспечивать постоянное непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности производства в денежных и материальных ресурсах...
83317. ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 108.04 KB
  Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции, Республика Беларусь имеет статус социального, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.