89778

Расследование убийств, совершенных по мотиву кровной мести

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Расследование убийств совершенных по мотиву кровной мести Как известно специфика общественной опасности убийства совершенного по мотиву кровной мести заключается в более широком круге лиц которые являются потенциальными жертвами в возможности лишения жизни не только лица причинившего обиду виновному но и других лиц являющихся лишь родственниками обидчика2. Соответственно расследование убийств по мотиву кровной мести должно обладать рядом особенностей. На стадии возбуждения уголовного дела по факту убийства из кровной мести...

Русский

2015-05-13

64.3 KB

5 чел.

Дей Т.В.

Расследование убийств, совершенных по мотиву

кровной мести

Как известно, специфика общественной опасности убийства, совершенного по мотиву кровной мести, заключается в более широком круге лиц, которые являются потенциальными жертвами, в возможности лишения жизни не только лица, причинившего обиду виновному, но и других лиц, являющихся лишь родственниками обидчика2.

Соответственно, расследование убийств по мотиву кровной мести, должно обладать рядом особенностей. На стадии возбуждения уголовного дела по факту убийства из кровной мести необходимо назначение и проведение судебно-медицинской экспертизы трупа. По рассматриваемой категории дел необходимо создание следственно-оперативных групп, специализирующихся на преступлениях, совершенных по мотиву кровной мести, в регионах традиционного распространения данного обычая. Порядок создания и деятельности таких групп должен быть урегулирован межведомственной Инструкцией. В регионах, где кровная месть как обычай не распространена, необходимо привлекать к расследованию следственных и оперативных сотрудников, имеющих опыт в расследовании данной категории дел.

Обязательным элементом в расследовании убийств по мотиву кровной мести является помощь специалиста-психолога и специалиста по этнографии или этнологии соответствующего народа. Психолог помогает выявить субъективное восприятие подозреваемым мотива совершенного преступления, особенности формирования этого мотива. Этнолог помогает определить, свойственен ли национальности, к которой причисляет себя подозреваемый, обвиняемый кровная месть как обычай, и как он видоизменяется под влиянием социальной среды, в которой находится субъект. Этнограф определяет, укладывается ли картина совершенного преступления в рамки ритуала совершения кровной мести.

Также по рассматриваемой категории дел должны проводиться этнологическая и этнографическая экспертизы с целью проверки обоснования мотива кровной мести. Предметом этнологической экспертизы является научное исследование особенностей формирования у представителей отдельного народа поведенческого стереотипа под влиянием социальной среды. Этиологическая экспертиза исследует «среднюю личность». Предмет этнографической экспертизы – научное исследование внешних проявлений традиций и обычаев в поведении отдельного индивида как представителя определенной национальности.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по рассматриваемой категории дел, целесообразно принимать меры, направленные на обеспечение безопасности потерпевшего и свидетелей, дающих показания по делу. В качестве меры пресечения применять заключение под стражу. Это объясняется соображениями безопасности подозреваемого, обвиняемого, поскольку по делам о традиционной кровной мести только заключение под стражу позволяет сохранить ему жизнь. Кроме того, не содержащийся под стражу подозреваемый, обвиняемый непременно скроется из населенного пункта, в котором совершено преступление, избегая не столько уголовного преследования, сколько мести кровников.

Параллельно с расследованием убийства по мотиву кровной мести должны приниматься меры по примирению сторон конфликта с целью недопущения развития кровной мести в кровную вражду и продолжения кровной вражды. Предлагается формировать в регионах традиционного распространения кровной мести постоянно действующие примирительные комиссии. Регулирование деятельности таких комиссий определить нормативными актами соответствующих субъектов РФ впредь до принятия закона о профилактике преступлений на уровне РФ. Привлекать к расследованию убийств по мотиву традиционной кровной мести и кровной вражды участника примирительной комиссии, с целью как раскрытия данного преступления, так и недопущения развития вражды3.

На первоначальном этапе расследования, т.е. в период от момента получения сообщения о готовящемся или совершенном преступлении и проверки первичных материалов до проведения всего комплекса первоначальных следственных действий, а также оперативно-розыскных и иных мероприятий, основными задачами являются выявление максимального количества связей, отношений и отображений, имеющих информационное значение, учет наличия противоборствующих сил, борьбы, конфликтов, анализ поступающей информации для правильного выдвижения и оперативной проверки следственных версий. Основной задачей при возникновении первой следственной ситуации является установление личности потерпевшего; второй – установление связи «преступник – жертва» через близких родственников и знакомых потерпевшего; третьей – установление местонахождения заподозренного лица и проверка его на причастность к совершенному убийству4.

Дальнейшее расследования данных убийств включает в себя последующий и заключительный этапы. Последующий этап расследования определен от момента предъявления обвинения до принятия решения о направлении уголовного дела в суд. Заключительный этап расследования включает в себя процесс принятия решения о дальнейшем направлении уголовного дела. Основными задачами последующего этапа расследования являются: изобличение убийцы, доказывание его виновности, нейтрализация противодействия заинтересованных лиц, всестороннее изучение личности преступника и жертвы; заключительного этапа – принятие правильного и обоснованного решения о направлении уголовного дела. Для решения этих задач в каждой следственной ситуации должен быть определен соответствующий комплекс следственных и иных действий.

New

Дяблов А.В.

Привлечение специалиста защитником при производстве

адвокатского расследования

Вопрос о возможности осуществления адвокатского расследования является спорным в российской юридической науке. На основании п. 2 ч. 1 ст. 53 и ч. 3 ст. 86 УПК РФ, адвокат вправе самостоятельно собирать доказательства путем: 1) получения предметов, документов и иных сведений; 2) опроса лиц с их согласия; 3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении и организаций, которые обязаны предоставить запрашиваемые документы или их копии.

Однако свидетельствует ли такое законодательное положение о наличии института адвокатского расследования по уголовным делам? Мы присоединяемся к точке зрения тех авторов, которые констатируют, что действующего механизма реализации права на собирание доказательств защитником на досудебной части уголовного судопроизводства уголовно-процессуальный закон к настоящему времени не создал, такое право осталось лишь декларацией5.

Несмотря на отсутствие процессуальной регламентации, большинство опрошенных нами адвокатов (67%) высказались о том, что им в той или иной мере приходилось осуществлять адвокатское расследование. Однако сложившаяся к настоящему времени практика игнорирования или отрицания стороной обвинения собранных материалов может быть изменена только путем внесения соответствующих изменений в УПК РФ. Н.А. Колоколов пишет: «Так будет до тех пор, пока законодатель не сочтет возможным включить результаты параллельного адвокатского расследования в перечень доказательств, подлежащих обязательной оценке органом, осуществляющим предварительное расследование, прокурором и судом. Современный российский адвокат может лишь обратить внимание на наличие интересной для него информации, но в отличие от следователя, прокурора и судьи самостоятельно конвертировать ее в пригодное для оценки доказательство не в состоянии. Признание за параллельным адвокатским расследованием права на жизнь неизбежно потребует его детальной регламентации»6.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 УПК РФ, заключение специалиста – представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами. В соответствии с этим законодательным определением никаких препятствий по производству исследования специалистом по инициативе защитника нет. Но проблемы заключаются в отсутствии должного законодательного регламентирования как документа, на основании которого специалист будет проводить исследование, так и самого заключения специалиста как источника доказательства.

Согласимся с М.О. Баевым и О.Я. Баевым, которые считают получение защитником заключения специалиста единственным случаем именно собирания защитником доказательств, но при этом также отмечают, что «даже это доказательство может быть введено в материалы уголовного дела лишь после удовлетворения о том ходатайства защитника лицом, осуществляющим по нему производство»7.

Анализ норм УПК РФ позволяет сделать вывод, что в современных условиях не существует равных возможностей в обращении к специальным знаниям у государственного обвинителя и защитника.

В судебной и экспертно-консультационной деятельности появилось и такое понятие, как «заключение на заключение». Заключение специалиста как своеобразную «рецензию» на заключение эксперта рассматривают большинство ученых8.

Оценка содержания заключения эксперта, как указывает И.Н. Сорокотягин, осуществляется по двум направлениям: правовое и содержательное (исследовательское).

Правовое – использование юридических знаний в процессе назначения и производства судебной экспертизы (правовая оценка экспертизы).

Содержательное – применение специальных (неюридических) знаний при оценке заключения сведущими лицами (консультантом, специалистом, экспертом)9.

В целом можно выделить следующие формы использования специальных знаний защитником посредством привлечения специалиста:

  1.  дача специалистом консультаций (в устной или письменной форме);
  2.  получение и представление заключения специалиста;
  3.  оценка материалов уголовных дел при ознакомлении с ними с приглашением и консультацией специалиста;
  4.  участие в назначении и проведении экспертизы;
  5.  оценка заключения эксперта.

Применение защитником всех этих форм в адвокатском расследовании в полной мере может способствовать эффективному использованию специальных знаний при осуществлении защиты по уголовным делам.

2 Задворнов М. Обычай кровной мести в ракурсе отечественного уголовного законодательства // Уголовное право. 2010. № 4. С. 24.

3 Шолько М.А. Особенности предварительного расследования убийств, совершенных по мотиву кровной мести и кровной вражды: Дисс. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2007. С. 141.

4 Левченко О.П. Расследование убийств, совершенных по мотиву кровной мести. М.: Юрлитинформ, 2004. С. 161.

5 См., напр.: Давлетов А. Право защитника собирать доказательства // Российская юстиция. 2003. № 7. С. 50-51; Баев М.О., Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Прокурорская тактика. Адвокатская тактика: Научно-практическое пособие. М., 2005. С. 218.

6 Колоколов Н.А. Параллельное адвокатское расследование // Эж-ЮРИСТ. 2005. № 21.

7 Баев М.О., Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Прокурорская тактика. Адвокатская тактика: Научно-практическое пособие. М., 2005. С. 219.

8 См.: Зайцева Е. К вопросу о заключении специалиста // Уголовное право. 2006. № 4. С. 76; Гришина Е.П., Константинов А.В. Логико-гносеологическая сущность заключения специалиста и его доказательственное значение // Современное право. 2005. № 12. С. 52 и др.

9 Сорокотягин И.Н. Правовая экспертиза заключения эксперта // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции (г. Москва, 25-26 января 2011 г.). М.: Проспект, 2011. С. 51.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85010. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека 31.7 KB
  Общие понятия о здоровье как основной ценности человека Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности обратив их внимание на основные показатели которые характеризуют уровень здоровья. Привести их к пониманию что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности. Изучаемые вопросы Здоровье человека и основные показатели характеризующие его уровень.
85011. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность 32.16 KB
  Индивидуальное здоровье человека его физическая духовная и социальная сущность Цель урока. Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека оказывающих влияние на формирование его духовного физического и социального благополучия а также убеждение в том что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие. Изучаемые вопросы Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Некоторые элементы образа жизни человека обеспечивающие его духовное физическое и социальное...
85012. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья 33.02 KB
  Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья Цель урока. Сформировать у учащихся целостное представление о том что здоровый образ жизни это индивидуальная система поведения человека обеспечивающая ему физическое духовное и социальное благополучие что для ее формирования необходимо устойчивое желание и стремление быть здоровым нужны постоянные собственные усилия и немалые. Изучаемые вопросы Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека способствующая укреплению и сохранению здоровья....
85013. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний 32.71 KB
  Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Цель урока. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Общие меры профилактики неинфекционных заболеваний. При анализе причин смертности населения России прослеживается отчетливая тенденция к увеличению смертности от неинфекционных заболеваний которые составляют 80 случаев в том числе болезни системы кровообращения более 53 а злокачественные образования около 18.
85014. Вредные привычки. Влияние вредных привычек на здоровье 31.25 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье Цель урока. Сформировать у обучаемых убеждение что так называемые вредные привычки приравниваются к серьезному заболеванию трудно поддающемуся лечению. Эти привычки называют вредными. Контрольные вопросы Что такое вредные привычки Что такое наркомания и наркотическая зависимость Как развивается наркотическая зависимость Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией К каким последствиям приводят курение употребление алкоголя и наркотиков Домашнее задание Изучите 7.
85015. Профилактика вредных привычек 32.72 KB
  Познакомить учащихся с нормативноправовой базой по профилактике наркомании в нашей стране. Изучаемые вопросы Нормативноправовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Изложение учебного материала Во вступительной части к уроку необходимо еще раз подчеркнуть что такие привычки как курение употребление спиртных напитков и пива разновидность наркомании а наркомания заболевание которое человек приобретает добровольно начав употреблять наркотики.
85016. Общие правила оказания первой медицинской помощи 30.45 KB
  Общие правила оказания первой медицинской помощи Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами оказания первой медицинской помощи; обсудить ситуации при которых необходимо вызывать скорую помощь. Общий порядок в оказании первой медицинской помощи. Рекомендации по изложению учебного материала Дать определение первой медицинской помощи и определить ситуации в которых она оказывается.
85017. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении 27.74 KB
  Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении практическое занятие Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказывать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при сильном кровотечении. Организация занятия Перечислить последовательность действий при оказании первой медицинской помощи при незначительных ранах при сильном кровотечении.
85018. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах 26.3 KB
  Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказания первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Отрабатываемые вопросы Оказание первой медицинской помощи при ушибах. Оказание первой медицинской помощи при переломах.