89779

Личность в теории криминалистики

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Личность в теории криминалистики Изучению личности в криминалистике уделяется особое внимание так как за каждым совершенным преступлением стоит личность на установление которой по большому счету направлены все усилия по применению криминалистических средств и методов. Кроме того учеными-криминалистами не могли быть не затронуты вопросы изучения личности потерпевшего свидетелей и других участников уголовного судопроизводства как единого механизма влияющих на применение тактических и методических рекомендаций в процессе расследования...

Русский

2015-05-13

61.77 KB

1 чел.

Дяблова Ю.Л.

Личность в теории криминалистики

Изучению личности в криминалистике уделяется особое внимание, так как за каждым совершенным преступлением стоит личность, на установление которой, по большому счету, направлены все усилия по применению криминалистических средств и методов. Кроме того, учеными-криминалистами не могли быть не затронуты вопросы изучения личности потерпевшего, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства как единого механизма, влияющих на применение тактических и методических рекомендаций в процессе расследования преступлений.

Вопросам изучения личности придавалось большое значение при разработке частных криминалистических теорий. Так, с середины прошлого столетия до настоящего времени был сформулирован ряд частных криминалистических теорий, положения которых актуальны и на сегодняшний день. Назовем лишь некоторые из них.

Личность обвиняемого была предметом исследования таких ученых, как М.П. Коршик, С.С. Степичев (1969 г.)2, А.С. Кривошеев3 (1971 г.), П.П. Цветков4 (1973 г.), Ф.В. Глазырин5 (1973 г.) и других. При этом Ф.В. Глазыриным было разработано криминалистическое учение о личности преступника. Все это послужило основой для формирования И.А. Макаренко (2006 г.) криминалистического учения о личности несовершеннолетнего обвиняемого6.

Г.А. Самойлов (1968 г.) использовал данные о личности преступника в криминалистическом учении о навыках7. В дальнейшем развитие этой частной криминалистической теории было осуществлено В.Н. Чулаховым8.

В.А. Жбанков обосновывает необходимость разработки в криминалистической науке частной теории установления личности, но ограничивает свои исследования установлением личности преступника9. А.М. Зинин формулирует теоретические и практические проблемы криминалистического установления личности по признакам внешности (1997 г.)10. Обобщающий анализ теории и практики установления личности был проведен Г.И. Поврезнюком (2005 г.), в рамках которого было разработано криминалистическое учение о личностной информации11.

Проводя анализ системы частных криминалистических теорий и возможности их пополнения, Р.С. Белкин пришел к выводу о нецелесообразности разработки криминалистического учения о личности. Он это аргументировал тем, что существующие на сегодняшний момент частные криминалистические теории полностью охватывают собой представляющие интерес для криминалистики свойства личности. Кроме того, большая часть положений разрабатываемого криминалистического учения о личности, по мнению Р.С. Белкина, будет относиться не к криминалистике, а к другим юридическим наукам (криминологии, судебной психологии, уголовному праву и другим)12.

Позволим себе не согласиться с мнением уважаемого ученого, и в подтверждение своей мысли обратимся к той же работе Р.С. Белкина, где его позиция представляется нам отличной от вышеприведенной. Так, им указывалось, что частные криминалистические теории в зависимости от степени общности их предмета «могут быть «более общими» и «менее общими», отражая, соответственно, большую или меньшую предметную область, более или менее значительную группу явлений или процессов»13. В подтверждение этой мысли Р.С. Белкин привел пример с криминалистической теорией идентификации, «обладающей большей степенью обобщения, нежели теория графической идентификации», а также чем «идентификация в трасологии, баллистике, почерковедении, портретной экспертизе и т.д.»14.

Полагаем, что этот тезис о различиях криминалистических теорий по степени общности их предмета целесообразно распространить и на криминалистические теории, предметом исследования которых является личность либо отдельные ее свойства и признаки. По нашему мнению, на основе интеграции криминалистических знаний, содержащихся в данных криминалистических теориях, их развития на более высоком уровне общности может быть разработано криминалистическое учение о личности. Это учение должно представлять собой единую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов – криминалистических знаний об отдельных свойствах и признаках личности и их использовании в расследовании преступлений.

2 Коршик М.П., Степичев С.С. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии. М., 1969. С. 13.

3 Кривошеев А.С. Изучение личности обвиняемого в процессе расследования. М., 1971.

4 Цветков П.П. Исследование личности обвиняемого (на предварительном следствии и в суде первой инстанции). Л., 1973.

5 Глазырин Ф.В. Криминалистическое изучение личности обвиняемого: Дисс. … д-ра юрид. наук. М., 1973.

6 Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: Дисс. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2006.

7 Самойлов Г.А. Основы криминалистического учения о навыках. М., 1968. С. 30.

8 Чулахов В.Н. Навыки и привычки человека как источник криминалистически значимой информации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1998; Чулахов В.Н. Криминалистическое учение о навыках и привычках человека: Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. М., 2004.

9 Жбанков В.А. Концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике. М., 1995.

10 Зинин А.М. Теоретические и практические проблемы криминалистического установления личности по признакам внешности: Дисс. … д-ра юрид. наук. в виде науч. доклада. М., 1997.

11 Поврезнюк Г.И. Теория и практика криминалистического установления личности: Дисс. … д-ра юрид. наук. М., 2005.

12 Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х т. Т. 2: Общая теория криминалистики. М.: Юрист, 1997. С. 35.

13 Там же. С. 6.

14 Там же.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61660. Комплексный анализ текста 40.82 KB
  Формулируют воспроизведения по теме на основе опорных знаний 2 уровень Познавательные УУД Выделяют и структурируют информацию существенную для решения проблемы под руководителем учителя 1 уровень.
61665. Источники света. Распространение света 20.34 KB
  Распространение света. Задачи Обучающие: 1 Усвоить понятие свет; 2 Узнать какие бывают источники света; 3 Иметь представление о том что такое тень и полутень. Ход урока Этапы Деятельность учителя...
61666. Мощность 19.71 KB
  Задачи: Обучающие: Создать условия для осознания и осмысления понятия мощность. Постановка темы и цели урока Ребята мы начинаем изучение новой темы Мощность. А сегодня цель нашего первого урока узнать что такое мощность...
61667. Квантовые постулаты Бора 24.64 KB
  Тип урока: изучение нового материала План урока: Организационный момент д з 12 мин Проверка д з 68 мин объяснение нового материала 15 мин Первичная проверка понимания учащимися нового материала...
61668. Метание малого меча в цель, стоя боком в направление метания 21.87 KB
  Основные задачи: 1. Научить технике метания малого мяча с места, стоя боком в направлении метания. 2. Способствовать развитию у учащихся подвижности в плечевых суставах и грудном отделе позвоночника.