89780

Криминалистическое обеспечение доказывания в гражданском (арбитражном) процессе как новое научное направление криминалистики

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Криминалистическое обеспечение доказывания в гражданском арбитражном процессе как новое научное направление криминалистики Возможности криминалистического обеспечения доказывания в гражданском арбитражном процессе затрагивались ранее в работах отдельных ученыхкриминалистов. Отправляясь от предмета криминалистики предметом предлагаемого научного направления следует считать закономерности возникновения собирания исследования и оценки доказательственной информации с использованием криминалистических средств в гражданском арбитражном...

Русский

2015-05-13

60.15 KB

0 чел.

Жижина М.В.

Криминалистическое обеспечение доказывания

в гражданском (арбитражном) процессе как новое

научное направление криминалистики

Возможности криминалистического обеспечения доказывания в гражданском (арбитражном) процессе затрагивались ранее в работах отдельных ученых-криминалистов. Однако большинство предшествующих работ по этой проблеме содержали результаты исследований, посвященных отдельным проблемам этой темы2. Впервые непосредственно на данную тему написана кандидатская диссертация А.И. Рожковым3. Проблемы науковедческого характера при этом почти не затрагивались. Предложение же нового научного направления требует, прежде всего, определения его предмета.

Отправляясь от предмета криминалистики, предметом предлагаемого научного направления следует считать закономерности возникновения, собирания, исследования и оценки доказательственной информации с использованием криминалистических средств в гражданском (арбитражном) процессе.

Как следует из этого определения, предметом исследования являются закономерности возникновения фактических данных, сведения о которых в дальнейшем становятся доказательствами по делу. Это фактические данные, порождающие и сопутствующие определенным правоотношениям. Например, заключение договора купли-продажи, составление завещания, прекращение брачно-семейных отношений и т.п. Это юридические факты, на основе которых возникают споры, разрешаемые в судебном порядке: иски о признании договора купли-продажи, завещания недействительными, о присуждении алиментов и т.д. Закономерности возникновения фактических данных составов правоотношений отражены в гражданском материальном праве, подобно тому как составы преступлений предусмотрены в уголовном праве.

Таким образом, предмет предлагаемого научного направления, с одной стороны, вполне укладывается в рамки предмета криминалистики, а с другой – выходит за его пределы, когда речь идет о сфере приложения криминалистических знаний – гражданском (арбитражном) процессе.

Предмет предлагаемого научного направления уже предмета криминалистики, но выходит за его пределы при определении задач и целей. В нем не могут присутствовать закономерности «механизма преступления», «возникновения информации о преступлении», «предотвращения преступлений». Но вместо этих понятий вполне логичны закономерности «механизма гражданского правоотношения», «возникновения информации о нем». И эта замена основных составляющих предмета криминалистики другими, взятыми из другой правовой сферы, не формальна, не механистична, не игра в термины. Различна юридическая природа правоотношения и в том и в другом случае: в предмете криминалистики – это противоправное деяние – преступление; в предмете предлагаемого направления – действие или состояние, юридически значимое, порождающее отношение, регулируемое гражданским правом.

Правовая природа отношений различна, но их фактическая сущность остается одной – это отношения, возникающие в реальной действительности, которые подчинены закономерностям всякой человеческой деятельности. Как пишет Р.С. Белкин, «это закономерности процесса отражения, не приобретающие особенностей и не зависящие от сферы их действия, проявления». И далее поясняет, что «только сама цель лежит в области правовых … явлений», а, например, «след автомашины, как средства совершения преступления по механизму возникновения ничем не отличается от следа любой подобной машины в аналогичных условиях следообразования»4.

Механизм подписания договора купли-продажи квартиры будет предметом исследования как в уголовном, так и гражданском производстве. От этого его содержание как действия не меняется, различна юридическая квалификация: в первом случае – расследование мошенничества или другого преступления, во втором – юридическая квалификация ответственности за невыполнение условий договора.

Методология криминалистики, в основе которой лежат такие фундаментальные понятия как отражение в качестве результата взаимодействия объектов, след – конечная фаза отражения, признак события, идентификация и другие, разумеется, действенна и в отношении предлагаемого научного направления.

Новое направление в науке требует структурирования. Причем важно определить как его внутреннюю структуру, так и место в системе криминалистических знаний в целом. В связи с изложенным, данная тема, как и предлагаемое новое направление криминалистики, требует своего дальнейшего исследования и развития.

2 См., напр.: Тихиня В.Г. Применение криминалистической тактики в гражданском процессе (при исследовании вещественных доказательств). Минск, 1976; Молчанов В.В. Собирание доказательств в гражданском процессе. М., 1991.

3 Рожков А.Ю. Криминалистическое обеспечение гражданского и арбитражного судопроизводства: Дисс. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2003.

4 Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М.: Норма, 2001. С. 38.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27896. Назначение, принципиальное устройство и газового редуктора системы питания двигателя на сжиженном газе 46 KB
  3 Силы действующие на автомобиль и силовой баланс автомобиля. Вторую группу составляют: Mf1 Mf2 моменты сопротивления качению колес автомобиля; Fв сила сопротивления воздуха; Fi сила сопротивления подъему; Fjx сила сопротивления поступательному ускорению масс автомобиля; Fnx продольная составляющая силы сопротивления прицепа. У одиночного автомобиля сила сопротивления прицепа отсутствует. К третьей группе относятся: Rz1 Rz2 нормальные реакции дороги; Ga cos α нормальная составляющая веса автомобиля; Fпz нормальная...
27897. Определение трудоёмкости по видам работ 39 KB
  К постовым относятся работы по ТО и ТР выполняемые непосредственно на а м моечные уборочные смазочные крепёжные диагностические и т. Работы по проверке и ремонту узлов механизмов и агрегатов снятых с автомобиля выполняются на участках агрегатном слесарномеханическом электротехническом и т. Для формирования объёмов работ выполняемых на постах зон ТО ТР и производственных участках а также определения числа рабочих по специальности производится распределение годовых объёмов работ ТО1 ТО2 и ТР по их видам в а затем в...
27898. Основные виды нормативов системы ТО и Р. Корректирование нормативов 37.5 KB
  Регулирование естественных монополий на транспорте Любая естественная монополия на транспорте заинтересована в увеличении цен на предлагаемые услуги формируя тарифы по затратному принципу. Новым качественным подходом к системе управления в области транспорта является создание новой системы государственного регулирования в сфере естественных монополий на транспорте. Для реализации этого нового подхода к управлению и регулированию была создана Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. К деятельности...
27899. Организация поста по ТО газобаллонной аппаратуры 83.5 KB
  втулки из цветных Ме отверстия в проушинах рулевых сошек рычагов поворотных цапф и тд. Для обжатия втулок из цветх Ме используют приспособление с конусной матрицей в холодном состоянии Проушину сошки нагревют до г=900Т. 3 Причины преждевременного износа и разрушения а м шин.
27900. Диагностирование тормозных качеств а/м. Параметры. Оборудование 47 KB
  К первой группе относятся: тормозной путь и замедление автомобиля тормозные силы и их разность на колесах каждой оси ко второй сила нажатия на педаль скорость нарастания и спада тормозных сил время срабатывания тормозных механизмов хода штоков тормозных камер свободный ход педали производительность компрессора и некоторые другие. Перечисленные диагностические параметры измеряют: путем ходовых испытаний на дороге; в процессе эксплуатации встроенными средствами диагностирования; в стационарных условиях при помощи тормозных...
27901. Диагностирование а/м по мощностным и экономическим показателям. Устройство стендов 50 KB
  Исследования показывают что до 30 автомобилей АТП эксплуатируют со значительным недоиспользованием мощности и перерасходом топлива. После диагностирования и устранения обнаруженных неисправйостей средняя максимальная сила тяги увеличилась а средний контрольный расход топлива уменьшился в среднем на 13 кроме того значительно снизилось рассеивание этих показателей. Восстановление колесной мощности автомобиля повышает его среднюю скорость движения а следовательно и производительность работы а м а также снижает расход топлива. На этих...
27902. Пластины АКБ 34 KB
  Сильно сульфатированные пластины бракуют слабо сульфотированные восстанавливают без разборки без разборки батарей продолжительным зарядом током малой силы не более 005 от емкости при низкой плотности электролита не более 111 2 Варианты ремонта ЦПГ двигателя поминальный размер ремонтный размер сухая и мокрая гильза Различают мокрые и сухие гильзы. Внешняя поверхность мокрых гильз омывается охлаждающей жидкостью а сухие гильзы непосредственно с охлаждающей жидкостью не соприкасаются и избыточное тепло отводится через...
27903. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛО ПОСТОВ 47.5 KB
  Xео и то: такт ритм Хто2 Д = такт ритм ню ню коэф исп времени рабочего поста 2 Основные конструкционные стали применяемые в автомобилестроении и авторемонтном производстве и их характеристики. Конструкционные стали предназначены для изготовления деталей машин машиностроительные стали. К этой группе относятся углеродистые и легированные стали с содержанием не более 0708 углерода. Низкоуглеродистые стали до 03 углерода пластичны хорошо свариваются и деформируются.
27904. Организация заправки а/м сжиженным газом (стационарные, полустационарные, передвижные АГНС) 70.5 KB
  Оборудование для восстановления протектора Для горячей накатки протектора Для холодной накатки протектора 4 Характеристика основных разделов текущего плана АТП План перевозок грузов пассажиров Разработка плана установление объемов и структуры транспортных услуг которые намечается предоставить потребителю. Основой составления плана является анализ показателей использования подвижного состава за предшествующий период. Разработка плана ведется по двум направлениям: Расчет показателей на основе известных объемов и структуры перевозок...