89782

Типы классов в С++

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Механизм виртуального вызова может быть подавлен с помощью явного использования полного квалифицированного имени функции базового класса.

Русский

2015-05-13

92.82 KB

2 чел.

Типы классов в С++

Содержание

Типы классов

  •  полиморфный класс
  •  виртуальные функции
  •  абстрактный класс
  •  локальный и вложенный классы
  •  параметризованный класс
  •  параметризованные функции
  •  контейнерный класс
  •  контейнер с процедурой поэлементной обработки
  •  контейнер на основе шаблон

Полиморфные классы

Виртуальная функция обязательно должна быть компонентой некоторого класса.

Класс, содержащий хотя бы одну виртуальную функцию, называется полиморфным.

Она может быть объявлена дружественной другому классу, но не может быть объявлена статической (static). 

Механизм виртуального вызова может быть подавлен с помощью явного использования полного квалифицированного имени функции базового класса.

Абстрактные классы

Абстрактным классом называется класс, в котором есть хотя бы одна чистая (пустая) виртуальная функция формата:

virtual тип имя_функции (список_формальных_параметров)=0;

Такая функция «ничего не делает» и не доступна для вызовов. 

Ее назначениеслужить основой для подменяющих ее функций в производных классах. Для такого класса создать объект невозможно, но можно определять указатели и ссылки на абстрактные классы. Абстрактный класс может использоваться только в качестве базового для производных классов. Абстрактный класс может быть создан на основе какого-либо базового типа. Его нельзя использовать при явном приведении типов.

Пример #8. Абстрактный класс

На основе базового класса POINT построим абстрактный класс FIGURE, в котором определены:

  •  конструктор figure
  •  чистая виртуальная функция show для вывода изображения фигуры
  •  метод скрытия фигуры hide и перемещения фигуры move

//FIGURE.CPP- класс «фигура»

#includepoint.cpp

class figure: public point{

public:

figure(point p): point(p.givex(), p.givey()){}

virtual void show()=0;

void move(point p){

hide();  x=p.givex(); y=p.givey();  show();

}

void hide() 

{int cc, bk;

cc=getcolor();

bk=getbkcolor();

setcolor(bk);

show();

setcolor(cc);}

};

//ELLIPS.FIGкласс «эллипс»

class ellips: public figure{

int rx,ry;

public: 

ellips(point d, int radx, int rady): figure(d) {rx=radx; ry=rady;}

void show()

{ellipse(x,y,0,360,rx,ry);}

}

//CIRC.FIGкласс «окружность»

class circ: public figure{

int radius;

public: 

circ(point d, int rad): figure(e) {radius=rad;}

void show()

{circle(x,y,radius);}

}

//PROG8.CPP- главная программа

#include <graphics.h>

#includefigure.cpp

#includecirc.fig

#includeellips.fig

#include <conio.h>

void main(void)

{ point A(100,80), B(300,200);

circ C(A,60);  ellips E(B,200,100);

{ int dr=DETECT, mod;

initgraph(&dr, &mod,c:\\bc\\bgi”);

A.show(); getch();// point::show()

B.show(); getch();// point::show()

C.show(); getch();// circ::show()

E.show(); getch();// ellips::show()

C.move(B); getch();// circ::figure::move()

E.hide(); getch();// ellips::figure::hide()

  C.hide();//circ::figure::hide()

} closegraph();

}

Пример #9. Односвязный список объектов класса figure

Создадим класс CHAIN с указателями

  •  на начальный элемент в списке (begin), 
  •  на последний элемент, уже включенный в список (last),
  •  на следующий элемент списка (next)
  •  на объект абстрактного базового класс figure (pfig)

Параметр конструктора имеет тип указателя на абстрактный базовый класс figure.

В качестве фактических параметров будем использовать ссылки на конкретные объекты классов, производных от абстрактного класса figure.

//PROG9.CPP

#include <stdlib.h> //NULL, malloc

#include <conio.h> //getch()

#include <iostream.h> //cout

#includepoint.cpp

#includefigure.cpp

#includecirc.fig

#includeellips.fig

class chain { static chain *last; chain * next;

public:

 figure *pfig;

static chain *begin;

chain(figure *p);//конструктор

 //функция изображает все фигуры списка

static void showAll(void);};

chain *chain::begin=NULL;

chain *chain::last=NULL;

void chain::showAll(void)

{  chain *uk=begin;

while (uk != NULL)

 { uk->pfig->show();

 uk=uk->next;

 }

}

chain::chain(figure *p)

{ if (begin == NULL)

 begin=this;

else last->next=this;

pfig=p;

next=NULL;

last=this;

}

void main()

{ point A(100,80), B(300,200);

circ C(A,60);

ellips E(B,200,100);

{ int dr=DETECT, mod;

initgraph(&dr, &mod,c:\\bc\\bgi”);

A.show(); getch();// point::show()

B.show(); getch();// point::show()

C.show(); getch();// circ::show()

chain ca(&C);// включить в список circ

E.show();getch();// ellips::show()

chain ce(&E); // включить в список ellips

C.move(B);getch();// circ::figure::move()

E.hide();getch();// ellips::figure:hide()

C.hide();getch();//circ::figure::hide()

// показать все фигуры из списка

chain::showAll(); getch();}

closegraph();

}

Локальные классы

Класс может быть определен внутри тела функции или другого класса. Такой класс называется локальным.

Внутри локального класса разрешено использовать только:

  •  имена типов
  •  статические (static) переменные
  •  внешние (extern) переменные
  •  внешние функции 
  •  элементы перечислений

Локальный класс не может иметь: 

  •  статических (static) данных
  •  переменные автоматической памяти

Их компонентные функции могут быть только встроенными (inline).

Вложенные и локальные классы

В теле класса можно сделать описание другого, вложенного класса. Классы, прописанные в public будут являться вложенными и могут быть доступны через оператор разрешения области видимости::. 

Во вложенном классе можно снова описать вложенный, внутренний класс и т. д. Классы-члены могут быть объявлены статическим модификатором static перед ключевым словом class. Поведение статических классов-членов ничем не отличается от поведения обычных классов, отличается только обращение к таким классам. Все нестатические вложенные классы называются внутренними. В них нельзя объявлять статические члены. 

Класс, определенный внутри тела функции (метода), называется локальным. Локальные классы, как и все локальные переменные, не являются членами класса и не могут быть вызваны извне.

Пример #10. Вложенный класс «отрезок» глобального класса «квадрат»

Опишем квадрат, стороны которого параллельны осям прямоугольной декартовой системы координат, с заданием координаты центра и размера стороны. Внутри класса определи класс отрезок с заданием координат его концов.

#include <conio.h>

#includepoint.cpp

class square //глобальный класс

{ class segment //вложенный класс

{ point pn, pk;

 public:

 segment (point pin=point(0,0),

  point pik=point(0,0))

{pn.givex()=pin.givex();pn.givey()=pin.givey();

pk.givex()=pik.givex();pk.givey()=pik.givey();}

// доступ к граничным точкам отрезка

point& beg(void){return pn;}

point& end(void){return pk;}

//показать отрезок

void showSeg()

{line (pn.givex(), pn.givey(), pk.givex(), pk.givey());}

};

segment ab,bc,cd,da;

public:

 square (point ci=point(0,0), int di=0)

{point a, b, c, d;

a.givex()=ci.givex()-di/2;

a.givey()=ci.givey()-di/2;

b.givex()=ci.givex()+di/2;

b.givey()=ci.givey()-di/2;

  c.givex()=ci.givex()+di/2;

c.givey()=ci.givey()+di/2;

d.givex()=ci.givex()-di/2;

d.givey()=ci.givey()+di/2;

ab.beg()=a; ab.end()=b;

bc.beg()=b; bc.end()=c;

cd.beg()=c; cd.end()=d;

da.beg()=d; da.end()=a;

}

// показать квадрат, состоящий из отрезков

void showSquare(void)

{ ab.showSeg(); bc.showSeg();

 cd.showSeg(); da.showSeg();

}

};

void main()

{ int dr=DETECT, mod;

initgraph(&dr, &mod,c:\\bc\\bgi”);

point p1(80,120);

point p2(250,240);

square A(p1,30);

square B(p2,140);

A.showSquare(); getch();

B.showSquare(); getch();

closegraph();

}


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62554. Синонимы 22.43 KB
  Предметные задачи урока: расширить знания детей о синонимах учить правильно употреблять слова-синонимы в речи. Сегодня будем писать гласную которая есть в словах приятель товарищ но нет в слове друг...
62555. Урок развития речи. Письмо 30.47 KB
  Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма как эписталярного жанра со значением переписки в жизни людей. Мы научимся правильно писать письма родным близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма продолжим развитие устной и письменной речи.
62556. Правописание парных согласных в конце слова 988.38 KB
  Цель урока: обеспечить условия для формирования умения правильно писать слова с парными согласными на конце слова развития орфографической зоркости; развития речи учащихся внимания памяти; развития навыков самоконтроля проверки самооценки...
62557. Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» 33.22 KB
  Оборудование к уроку: Компьютер; Мультимедийный проектор; Презентация слайдов по теме урока; Карточки с предложениями для их поиска по схемам; Сигнальные карточки; Раздаточный материал заданий; Призы. Синтаксический разбор предложения частичный...
62558. Воспроизводство населения 32.26 KB
  Цель урока: Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Задачи: обучающие формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России...
62560. Значение рыб в природе и жизни человека. Промысловые виды рыб. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов 143.18 KB
  Цель урока: Обобщить и систематизировать знания об основных признаках представителей классов рыб о значении рыб в природе и жизни человека; о промысловых видах рыб; о способах кулинарной обработки рыбы и роли морепродуктов в питании человека.
62561. Толерантность… или как жить в мире с другими людьми? 24.12 KB
  Тип урока: относится к урокам общения разработан по технологии Е. Вингенштейн говорил: Чтобы жить счастливо я должен жить в согласии с миром 2 1 Опрос по кругу отвечает каждый Что для вас значит жить в согласии с миром уметь понимать и мириться с другими людьми...