89782

Типы классов в С++

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Механизм виртуального вызова может быть подавлен с помощью явного использования полного квалифицированного имени функции базового класса.

Русский

2015-05-13

92.82 KB

2 чел.

Типы классов в С++

Содержание

Типы классов

  •  полиморфный класс
  •  виртуальные функции
  •  абстрактный класс
  •  локальный и вложенный классы
  •  параметризованный класс
  •  параметризованные функции
  •  контейнерный класс
  •  контейнер с процедурой поэлементной обработки
  •  контейнер на основе шаблон

Полиморфные классы

Виртуальная функция обязательно должна быть компонентой некоторого класса.

Класс, содержащий хотя бы одну виртуальную функцию, называется полиморфным.

Она может быть объявлена дружественной другому классу, но не может быть объявлена статической (static). 

Механизм виртуального вызова может быть подавлен с помощью явного использования полного квалифицированного имени функции базового класса.

Абстрактные классы

Абстрактным классом называется класс, в котором есть хотя бы одна чистая (пустая) виртуальная функция формата:

virtual тип имя_функции (список_формальных_параметров)=0;

Такая функция «ничего не делает» и не доступна для вызовов. 

Ее назначениеслужить основой для подменяющих ее функций в производных классах. Для такого класса создать объект невозможно, но можно определять указатели и ссылки на абстрактные классы. Абстрактный класс может использоваться только в качестве базового для производных классов. Абстрактный класс может быть создан на основе какого-либо базового типа. Его нельзя использовать при явном приведении типов.

Пример #8. Абстрактный класс

На основе базового класса POINT построим абстрактный класс FIGURE, в котором определены:

  •  конструктор figure
  •  чистая виртуальная функция show для вывода изображения фигуры
  •  метод скрытия фигуры hide и перемещения фигуры move

//FIGURE.CPP- класс «фигура»

#includepoint.cpp

class figure: public point{

public:

figure(point p): point(p.givex(), p.givey()){}

virtual void show()=0;

void move(point p){

hide();  x=p.givex(); y=p.givey();  show();

}

void hide() 

{int cc, bk;

cc=getcolor();

bk=getbkcolor();

setcolor(bk);

show();

setcolor(cc);}

};

//ELLIPS.FIGкласс «эллипс»

class ellips: public figure{

int rx,ry;

public: 

ellips(point d, int radx, int rady): figure(d) {rx=radx; ry=rady;}

void show()

{ellipse(x,y,0,360,rx,ry);}

}

//CIRC.FIGкласс «окружность»

class circ: public figure{

int radius;

public: 

circ(point d, int rad): figure(e) {radius=rad;}

void show()

{circle(x,y,radius);}

}

//PROG8.CPP- главная программа

#include <graphics.h>

#includefigure.cpp

#includecirc.fig

#includeellips.fig

#include <conio.h>

void main(void)

{ point A(100,80), B(300,200);

circ C(A,60);  ellips E(B,200,100);

{ int dr=DETECT, mod;

initgraph(&dr, &mod,c:\\bc\\bgi”);

A.show(); getch();// point::show()

B.show(); getch();// point::show()

C.show(); getch();// circ::show()

E.show(); getch();// ellips::show()

C.move(B); getch();// circ::figure::move()

E.hide(); getch();// ellips::figure::hide()

  C.hide();//circ::figure::hide()

} closegraph();

}

Пример #9. Односвязный список объектов класса figure

Создадим класс CHAIN с указателями

  •  на начальный элемент в списке (begin), 
  •  на последний элемент, уже включенный в список (last),
  •  на следующий элемент списка (next)
  •  на объект абстрактного базового класс figure (pfig)

Параметр конструктора имеет тип указателя на абстрактный базовый класс figure.

В качестве фактических параметров будем использовать ссылки на конкретные объекты классов, производных от абстрактного класса figure.

//PROG9.CPP

#include <stdlib.h> //NULL, malloc

#include <conio.h> //getch()

#include <iostream.h> //cout

#includepoint.cpp

#includefigure.cpp

#includecirc.fig

#includeellips.fig

class chain { static chain *last; chain * next;

public:

 figure *pfig;

static chain *begin;

chain(figure *p);//конструктор

 //функция изображает все фигуры списка

static void showAll(void);};

chain *chain::begin=NULL;

chain *chain::last=NULL;

void chain::showAll(void)

{  chain *uk=begin;

while (uk != NULL)

 { uk->pfig->show();

 uk=uk->next;

 }

}

chain::chain(figure *p)

{ if (begin == NULL)

 begin=this;

else last->next=this;

pfig=p;

next=NULL;

last=this;

}

void main()

{ point A(100,80), B(300,200);

circ C(A,60);

ellips E(B,200,100);

{ int dr=DETECT, mod;

initgraph(&dr, &mod,c:\\bc\\bgi”);

A.show(); getch();// point::show()

B.show(); getch();// point::show()

C.show(); getch();// circ::show()

chain ca(&C);// включить в список circ

E.show();getch();// ellips::show()

chain ce(&E); // включить в список ellips

C.move(B);getch();// circ::figure::move()

E.hide();getch();// ellips::figure:hide()

C.hide();getch();//circ::figure::hide()

// показать все фигуры из списка

chain::showAll(); getch();}

closegraph();

}

Локальные классы

Класс может быть определен внутри тела функции или другого класса. Такой класс называется локальным.

Внутри локального класса разрешено использовать только:

  •  имена типов
  •  статические (static) переменные
  •  внешние (extern) переменные
  •  внешние функции 
  •  элементы перечислений

Локальный класс не может иметь: 

  •  статических (static) данных
  •  переменные автоматической памяти

Их компонентные функции могут быть только встроенными (inline).

Вложенные и локальные классы

В теле класса можно сделать описание другого, вложенного класса. Классы, прописанные в public будут являться вложенными и могут быть доступны через оператор разрешения области видимости::. 

Во вложенном классе можно снова описать вложенный, внутренний класс и т. д. Классы-члены могут быть объявлены статическим модификатором static перед ключевым словом class. Поведение статических классов-членов ничем не отличается от поведения обычных классов, отличается только обращение к таким классам. Все нестатические вложенные классы называются внутренними. В них нельзя объявлять статические члены. 

Класс, определенный внутри тела функции (метода), называется локальным. Локальные классы, как и все локальные переменные, не являются членами класса и не могут быть вызваны извне.

Пример #10. Вложенный класс «отрезок» глобального класса «квадрат»

Опишем квадрат, стороны которого параллельны осям прямоугольной декартовой системы координат, с заданием координаты центра и размера стороны. Внутри класса определи класс отрезок с заданием координат его концов.

#include <conio.h>

#includepoint.cpp

class square //глобальный класс

{ class segment //вложенный класс

{ point pn, pk;

 public:

 segment (point pin=point(0,0),

  point pik=point(0,0))

{pn.givex()=pin.givex();pn.givey()=pin.givey();

pk.givex()=pik.givex();pk.givey()=pik.givey();}

// доступ к граничным точкам отрезка

point& beg(void){return pn;}

point& end(void){return pk;}

//показать отрезок

void showSeg()

{line (pn.givex(), pn.givey(), pk.givex(), pk.givey());}

};

segment ab,bc,cd,da;

public:

 square (point ci=point(0,0), int di=0)

{point a, b, c, d;

a.givex()=ci.givex()-di/2;

a.givey()=ci.givey()-di/2;

b.givex()=ci.givex()+di/2;

b.givey()=ci.givey()-di/2;

  c.givex()=ci.givex()+di/2;

c.givey()=ci.givey()+di/2;

d.givex()=ci.givex()-di/2;

d.givey()=ci.givey()+di/2;

ab.beg()=a; ab.end()=b;

bc.beg()=b; bc.end()=c;

cd.beg()=c; cd.end()=d;

da.beg()=d; da.end()=a;

}

// показать квадрат, состоящий из отрезков

void showSquare(void)

{ ab.showSeg(); bc.showSeg();

 cd.showSeg(); da.showSeg();

}

};

void main()

{ int dr=DETECT, mod;

initgraph(&dr, &mod,c:\\bc\\bgi”);

point p1(80,120);

point p2(250,240);

square A(p1,30);

square B(p2,140);

A.showSquare(); getch();

B.showSquare(); getch();

closegraph();

}


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12614. Моделирование работы систем массового обслуживания 666.5 KB
  Лабораторная работа № 3 Моделирование работы систем массового обслуживания Цель работы: изучение принципов моделирования непрерывно-стохастических систем. 1. Краткие теоретические сведения 1.1. Основные понятия систем массового обслуживания Типовыми непрер
12615. Исследование эффектов консонанса, диссонанса (на примере звучания струн гитары) 861.48 KB
  Отчет по лабораторной работе Исследование эффектов консонанса диссонанса на примере звучания струн гитары Цель работы Освоение звукового редактора Adobe Audition. Практическое исследование эффектов консонанса и диссонанса. Используемое в работе программное обесп...
12616. Дослідження статистичних властивостей генераторів псевдовипадкових чисел 596 KB
  Лабораторна робота № 4 Дослідження статистичних властивостей генераторів псевдовипадкових чисел Ознайомитись з теорією випадкових процесів поняттями випадковості та псевдовипадковості і їх застосуванням у криптографії. Оволодіти методикою оцінки рівня випад...
12617. Практичне вивчення системи Windows XP 1.29 MB
  Лабораторна работа1: Практичне вивчення системи Windows XP Метою лабораторної роботи є практичне освоєння операційної системи Windows XP її графічної оболонки входу і виходу структури робочого столу основних дій і настройок при роботі в системі.. Зміст Апаратура
12618. Практичне вивчення системи Windows Vista 2.55 MB
  Лабораторна работа2: Практичне вивчення системи Windows Vista Метою лабораторної роботи є практичне освоєння операційної системи Windows Vista її графічної оболонки входу і виходу структури робочого столу основних дій і настройок при роботі в системі.. Зміст Апаратура...
12619. Практичне вивчення системи Windows Server 2008 2.07 MB
  Лабораторна работа3: Практичне вивчення системи Windows Server 2008 Метою лабораторної роботи є практичне освоєння операційної системи Windows Server 2008 її графічної оболонки входу і виходу структури робочого столу основних дій і настройок при роботі в системі.. Зміст Апа...
12620. Практичне вивчення системи Windows 7 2.61 MB
  Лабораторна работа4: Практичне вивчення системи Windows 7 Метою лабораторної роботи є практичне освоєння операційної системи Windows 7 її графічної оболонки входу і виходу структури робочого столу основних дій і настройок при роботі в системі.. Зміст Апаратура і пр...
12621. Практичне вивчення системи Windows Mobile 776 KB
  Лабораторна работа5: Практичне вивчення системи Windows Mobile Метою лабораторної роботи є практичне освоєння операційної системи для мобільних пристроїв Windows Mobile її графічної оболонки входу і виходу структури робочого столу основних дій і настройок при роботі в системі. ...
12622. Практичне вивчення Windows Azure 1.63 MB
  Лабораторна работа6: Практичне вивчення Windows Azure Метою лабораторної роботи є практичне освоєння Windows Azure новітньої платформи Microsoft для хмарних обчислень cloud computing.. Робота в Windows Azure вимагає наявності академічного доступу до Windows Azure або платної реєстрації в ній. Альтернат...