89790

Конструктор и деструктор

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Для инициализации объектов класса в его определении можно включить специальную компонентную функцию (имя которой совпадает с именем класса), называемую конструктор.

Русский

2015-05-13

85.41 KB

2 чел.

Конструктор и деструктор

Содержание

  1.  Конструктор
  •   в struct
  •   в class
  •   конструктор по умолчанию
  •   копирующий конструктор
  1.  Деструктор

Конструктор

Для инициализации объектов класса в его определении можно включить специальную компонентную функцию (имя которой совпадает с именем класса),  называемую  конструктор.

имя_класса ( список_формальных _параметров) { операторы_тела _конструктора }

  •  Нельзя получить адрес конструктора;
  •  Параметром конструктора не может быть его собственный класс, но может быть ссылка на него;
  •  Конструктор нельзя вызывать как обычную компонентную функцию.

Вызов конструктора:

имя_класса имя_объекта (не_пустой_список_фактических_параметров_конструктора);

имя_класса  * имя_указателя_на_объект_класса = new имя_класса (фактические_параметры_конструктора);

Конструкторы вызываются всякий раз, когда создается объект данного класса. Если список параметров пуст, то скобки можно не ставить, при этом вызывается конструктор по умолчанию. Конструктор с одним аргументом может производить преобразование типов, если при объявлении такого конструктора не используется ключевое слово explicit.

Рассмотрим конструкторы на примере класса goods:

class goods{

float price;

char *name;

int coun;

char prod[50];

}

Конструктор по умолчаниюэто конструктор без параметров. Его можно не определять, но в случае описания массива экземпляров класса, или если в классе описаны поля как указатели, то память автоматически не выделится, поэтому конструктор по умолчанию нужно обязательно прописать!

Пример конструктора по умолчанию:

goods(){

name=new char[1];  

name[0]='\0';

prod[0]='\0';

coun=0;

price=0.0;}

Перегрузка конструкторов

Конструкторов может быть несколько и они могут перегружаться, т.е. вызов того или иного конструктора зависит от входных параметров при инициализации экземпляров класса.

Инициализация данных объекта:

  •  с помощью конструктора через передачу значений параметров в тело конструктора
  •  применение списка инициализаторов данных объекта, который помещается между списком параметров и телом конструктора:

Имя_класса (список_параметров): список_инициализаторов_компонентных_данных {тело_конструктора};

Пример перегруженного конструктора со списком инициализаторов:

goods(float p, int c): coun(c), price(p){ name=new char[1]; name[0]='\0'; prod[0]='\0';}

goods(char *new_name, float new_price):coun(1), price(new_price){

name=new char [strlen(new_name)+1];

strcpy(prod,"magazine"); strcpy(name,new_name); }

Копирующий конструктор

При описании экземпляров класса, в котором существуют динамические поля данных, можно использовать инициализацию через оператор присваивания. В этом случае простая передача данных передаст только адрес указателя, а не сами данные.

Для корректной работы программы нужно описать копирующий конструктор.

Копирующим называется конструктор, который в списке параметров содержит параметр типа определяемого класса:

имя_класса (const имя_класса &);

имя_класса (const имя_класса &, int=0);

Вызов копирующего конструктора производится так

имя_класса имя1_объекта_типа_класс = имя2_объекта_типа_класс;

имя_класса имя1_объекта_типа_класс(имя2_объекта_типа_класс);

Пример копирующего конструктора:

goods (const goods& f){

name=new char[strlen(f.name)+1];

strcpy(name, f.name);

coun=f.coun;

price=f.price;

strcpy(prod, f.prod);}

Деструктор (разрушитель объектов)

Компонентная функция, предназначенная для освобождения памяти при уничтожении динамически созданного объекта, называется деструктором и имеет формат:

~имя_класса() {операторы_тела деструктора};

  •  Деструктор не имеет параметров (даже типа void).
  •  Деструктор не имеет возвращаемого значения.
  •  Вызов деструктора выполняется неявно, автоматически, как только объект класса уничтожается или завершается выполнение программы.

Пример описания деструктора:

~goods()

{

  delete name;

}

Пример # 3. Товары склада

#include <iostream>

#include <string.h>

using namespace std;

class goods{

float price;

char *name;

int coun;

char prod[50];

public:

goods(){

name=new char[1];  

name[0]='\0';

prod[0]='\0';

coun=0;

price=0.0;}

goods(float p, int c): coun(c), price(p){

name=new char[1]; name[0]='\0'; prod[0]='\0';}

goods(char *new_name, float new_price):coun(1), price(new_price){

name=new char [strlen(new_name)+1];

strcpy(prod,"magazine"); strcpy(name,new_name); }

goods (const goods& f){

name=new char[strlen(f.name)+1];

strcpy(name, f.name);

coun=f.coun;

price=f.price;

strcpy(prod, f.prod);}

~goods()

{

  delete name;

}

//Метод для вывода данных

void show(){ cout << name << ":“ << prod << «->“ << price << "*“ <<  

coun << "=“  << price*coun << endl;

}

};

//Главная программа

int main()

{

goods a("name",12.5);

goods c(56.0,100), d;

goods b=a;

a.show();    c.show();

d.show();    b.show();

return 0;

}

Пример #4. Символьная строка

Создадим класс «символьная строка». Определим следующие компоненты класса:

  •  Указатель на текстовую строку
  •  Длина строки
  •  Печатает информацию о строке

//stroka.cpp

#include <string.h>

#include <iostream.h>

#include <locale.h>

class stroka

{//скрытые от внешнего доступа данные

char *ch;

int len;

public://конструкторы объектов класса

stroka (int N=80): len(0)

{// выделяем память для массива строк

ch=new char[N+1];  ch[0]=‘\0’;}

// создает объект по заданной строке

stroka (const char *arch)

{len=strlen(arch); ch=new char[len+1]; strcpy(ch,arch);}

int& len_str(void)//возвращает ссылку на длину строки

{return len;}

char *strings(void)//возвращает указатель на строку                

{return ch;}

void display(void)//печатает  информацию о строке

{cout<<“\nДлина строки:”<<len;

cout<<“\nСодержимое строки:”<<ch;}

//Деструктор-освобождает память объекта

~stroka() { delete [] ch;} };

int main()

{

setlocale(LC_ALL,Russian”);

stroka s1,s2(5),s3("infoznaika");

cout << "Dlina stroki "<< s3.strings()<< "="<<s3.len_str()<< endl;

s2.display();

return 0;

}


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18655. Структура данных в реляционных моделях 14.34 KB
  Структура данных в реляционных моделях. Реляционная модель данных разработанная Э.Коддом в 1970г. логическая модель данных описывающая: структуры данных в виде изменяющихся во времени наборов отношений; теоретикомножественные операции над данными: объединени...
18656. Опишите принцип функционирования экономического объекта как системы 14.73 KB
  Опишите принцип функционирования экономического объекта как системы Экономическая информационная система система функционирование которой во времени заключается в сборе хранении обработке и распространении информации о деятельности какоголибо экономического...
18657. Продвижение – микс 14.33 KB
  Продвижение – микс. Система продвижениямикс это совокупность методов и инструментов что позволяет успешно вывести товар на рынок стимулировать продажи и создать лояльных предприятию марке покупателей. Функционирование системы обеспечивается за счет использовани...
18658. Ресурсы операционной системы 17.42 KB
  Ресурсы операционной системы Операцио́нная систе́ма сокр. ОС комплекс управляющих и обрабатывающих программ которые с одной стороны выступают как интерфейс между устройствами вычислительной системы и прикладными программами а с другой стороны предназна
18659. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции 29.51 KB
  Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции. Одним из основных показателей анализа затрат на производство являетсяпоказатель затрат на 1 рубль товарной продукции который вычисляется по следующей формуле: где: – затраты на 1 рубль товарной продукции; – вид прод...
18660. Разработка форм в СУБД ACCESS 16.37 KB
  Разработка форм в СУБД ACCESS. Access предоставляет возможность вводить данные как непосредственно в таблицу так и с помощью форм. Форма в БД это структурированное окно которое можно представить так чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элем...
18661. Формы и средства электронного бизнеса 15.75 KB
  Формы и средства электронного бизнеса. Электронный бизнес это предпринимательская деятельность в которой используются возможности информационных технологий с целью создания прибыли.Основными секторами рынка или моделями взаимодействия субъектов рынка в компью...
18662. Бюджетирование. Долгосрочное планирование. Стратегическое планирование. Стратегический менеджмент. Отличия между ними 15.42 KB
  Бюджетирование. Долгосрочное планирование. Стратегическое планирование. Стратегический менеджмент. Отличия между ними. Бюджетирование планирование финансов. Разрабатывая бюджет на следующий период следует принимать решение заблаговременно до начала деятельности ...
18663. Наиболее распространённые стеки протоколов 15.83 KB
  Наиболее распространённые стеки протоколов Иерархически организованная совокупность протоколов решающих задачу взаимодействия узлов сети называется стеком коммуникационных протоколов. Протокол определяет временные характеристики сигналов и структуру пер