89793

Перегрузка операций в классах

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Поскольку в С++ операции, рассматриваются как функции, то их можно переопределять так, что они будут работать не только с числами, а даже с графическими объектами, строками и вообще с чем угодно.

Русский

2015-05-13

62.03 KB

2 чел.

Перегрузка операций в классах

Определение (перегрузка) операций в классах

Поскольку в С++ операции, рассматриваются как функции, то их можно переопределять так, что они будут работать не только с числами, а даже с графическими объектами, строками и вообще с чем угодно. 

C++ позволяет распространить действие любой стандартной операции на новые типы данных, вводимые пользователем. Распространить операцию на новые типы данных позволяет механизм перегрузки стандартных операций. В С++ число операций ограничено стандартным набором.

Перегружаемые операции:

  •  Арифметические и логические операторы
  •  Операторы сравнения и равенства
  •  Операторы присваивания
  •  Битовые операторы
  •  Операторы ++ и -- в постфиксном и префиксном значениях
  •  Операторы индексации массива []
  •  Вызов функции ()
  •  Оператор доступа к члену через указатель на объект -> и обращения к члену через указатель на член ->*
  •  Операторы перенаправления ввода >> и вывода <<
  •  Операторы new и delete

Для распространения действия операции на новые пользовательские типы данных программист определяет специальную функцию, называемую «операция-функция»:

тип_возвращаемого_значения operator знак_операции (спецификация _параметров_операции-функции) {операторы_тела_операции-функции}

Чтобы явная связь с классом была определена, операция-функция: 

  •  может быть компонентом класса,
  •  определена в классе как дружественная, 
  •  у нее должен быть хотя бы один параметр типа класс (или ссылка на класс).

При переопределении операции действуют следующие ограничения: 

  •   С++ не различает префиксные и постфиксные версии операций ++ и --. 
  •   операция, которую вы хотите определить, уже должна существовать в языке. Например, вы не можете определить операцию #. 
  •   нельзя переопределить следующие операции:  .     .*     ::    ?:
  •   переопределенные операции сохраняют свое первоначальное старшинство. 

При вызове операции-функции используется обычный вид бинарных операций:

C=A+B;

или полная форма вызова:

C=operator + (A,B);

Любая стандартная бинарная операция @ может быть перегружена с помощью нестатической операции-функции, входящей в число компонентов класса с одним параметром:

T operator @ (T x)

Тогда вызов операции A @ B с объектами A и B класса T в качестве операндов интерпретируется как вызов функции:

A.operator@(B)

Если @ обозначает любую унарную операцию, то выражения x@ и @x можно интерпретировать либо как x.операция@(), либо как операция@(x). Если описаны обе формы, то компилятор попытается разрешить неоднозначность путем сравнения аргументов. Аналогично, переопределение бинарной операции @ в x@y может толковаться либо x.операция@(y), либо операция@(x,y), и если определены обе формы, то компилятору требуется анализировать аргументы. 

Пример #11. Класс clock

class clock{

public:

clock (unsigned long i);//конструктор

void print() const;//вывод по формату

void tick();//добавляет 1 секунду

clock operator++(){tick(); return *this;};

clock operator –(clock c){return (tot_secs-c.tot_secs);};

friend clock operator +(clock c1, clock c2) { return (c1.tot_secs+c2.tot_secs);};

friend clock operator *(unsigned long m, clock c) {return (m*c.tot_secs);};

friend clock operator *(clock c, unsigned long m) {return (m*c);};

private:

unsigned long tot_secs, secs, mins, hours, days;

};

inline clock::clock(unsigned long i)

{tot_secs=i; secs=tot_secs% 60;

mins=(tot_secs / 60) % 60;

hours=(tot_secs / 3600) % 24;

days= tot_secs / 86400;}

void clock::tick()

{ clock temp=clock(++tot_secs);

secs=temp.secs; mins=temp.mins;

hours=temp.hours; days=temp.days;}

void clock::print() const {

cout<<days<<“ д:”<<hours<<“ ч:” <<mins<<“  м:”<<secs<<“ с:”<< endl;}

int main()

{ clock::clock t1(59), t2(172799);

cout<<“начальное время”<<endl;

t1.print(); t2.print();

++t1; ++t2;

cout<<“время через секунду”<<endl;

t1.print(); t2.print();

return 0;

}

Пример #12. Массив

#include <iostream.h>

#include <assert.h>

class vect {

public:

explicit vect(int n=10);

//инициализация вектором vect (копирующий конструктор)

vect(const vect& v);

//инициализация массивом

vect(const int a[], int n);

~vect() {delete []p;}

int ub() const {return (size-1);}

int&  operator[] (int i);

vect& operator= (const vect& v);

vect operator+ (const vect& v);

private:

int* p; int size;

}

vect::vect(int n):size(n)

{ assert (n>0);

p=new int[size];

assert (p!=0);

}

vect::vect(const int a[], int n): size(n)

{   assert (n>0);

p=new int[size];

assert (p!=0);

for (int i=0; i<size; i++) p[i]=a[i];

}

vect::vect(const vect& v):size(v.size)

{ p=new int[size];

assert (p!=0);

for (int i=0; i<size; i++) p[i]=v.p[i];

}

int& vect::operator [] (int i)

//точно также можно определить оператор 

//индексирования (): int& vect::operator () (int i)

{ assert (i>=0 && i<size);

return p[i];

}

vect& vect::operator= (const vect& v)

{ if (this != &v)

{assert(v.size==size);

for (int i=0; i<size; ++i) p[i]=v.p[i];} return *this;}

vect vect::operator+ (const vect& v)

{ assert (v.size==size);int s=size;

vect sum(s);   

for (int i=0; i<s; ++i) sum.p[i]=p[i]+v.p[i];

return sum;

}

int main(){

vect A(3),B(3);

int i,b[5];

vect C(b,5), D(C);

for(i=0;i<3;i++){A[i]=i;} B=A;

for(i=0;i<3;i++){cout<<A[i]<<' ';} cout<<endl;

for(i=0;i<3;i++){cout<<B[i]<<' ';} cout<<endl;

A=A+B;

for(i=0;i<3;i++){cout<<A[i]<<' ';} cout<<endl;

return 0;

}

Пример #13. Перегруженные операторы ввода-вывода

class rational{//класс рациональных чисел

public:

rational (){}

~rational (){}

friend ostream& operator<< (ostream& out, rational x);

friend istream& operator>> (istream& in, rational& x);

private:

long a,q;

};

ostream& operator<<(ostream& out, rational x)

{return (out<<x.a<<“/”<<x.q<<‘\t’);};

istream& operator>> (istream& in, rational& x)

{return (in>>x.a>>x.q);};

int  main()

{

rational a,b;

cin>>a>>b;

cout<<a<<b;

return 0;

}

Пример #14. Операторы указателей

#include <iostream.h>

class triple{

public:

triple(int a, int b, int c)

{i=a; j=b; k=c;}

void print()

{cout<<“\ni=”<<i<<“, j=”<<j<<“, k=“<<k;}

private:

int i, j, k;

};

triple unauthor(0, 0, 0);

class t_ptr{

public:

t_ptr(bool f, triple* p)

{access=f; ptr=p;}

triple* operator->();

private:

bool access;

triple* ptr;

};

triple* t_ptr::operator->()

{

if (access) return (ptr);

else {cout<<

“\n Несанкционированный доступ”;

return &unauthor;}

}

int main()

{

triple a(1,2,3), b(4,5,6);

t_ptr ta(false, &a), tb(true, &b);

ta->print();//доступ запрещен

tb->print();//доступ предоставлен

return 0;

}


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83324. Определение рыночной стоимости объекта недвижимости общей площадью 52 кв. м, в Ленинском районе г.Челябинска 373.29 KB
  Переход России к рыночной модели экономики возродил права частной собственности и свободу предпринимательства, позволяющие субъектам рынка владеть, распоряжаться и пользоваться объектами недвижимости. Необходимым элементом существования рынка недвижимости является независимая оценка недвижимости.
83325. Николай Васильевич Гоголь 33.82 KB
  Собеседники буквально на лету ловят любую небылицу, утверждающую их в мысли, что они беседуют с важным чиновником. И лишь письмо Ивана Александровича Тряпичкину в Петербург открывает глаза на действительность городничему и его окружению.
83326. Асоціаністська теорія пам’яті 52.5 KB
  Психологічний рівень вивчення механізмів пам’яті хронологічно є старшим інших; психологічні теорії пам’яті можна класифікувати і оцінювати в залежності від того яку роль у формуванні процесів пам’яті відводили вони активності суб’єкта і як розглядали природу цієї активності.
83327. Экономическая и социальная политика Екатерины II 30 KB
  К тому же правительство в течение всего века вводило запретительные таможенные тарифы на иностранные товары которые с успехом производились в России. Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство.
83328. Педагогический совет 27.09 KB
  Педагогический совет является главным органом управления в системе методической работы. Педагогический совет является коллегиальным органом самоуправления образовательного учреждения, определяющим перспективы его развития и координирующим вопросы учебно-воспитательной...
83329. ВИДЫ ИНСТРУКТОЖЕЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 24.02 KB
  Порядок проведения Обучение и инструктаж по вопросам охраны труда должен проводится со всеми работниками в процессе их трудовой деятельности независимо от формы собственности и видов деятельности предприятия. На предприятиях на основе Типового положения об обучении инструктаже и проверке...
83330. Депенализация 35.14 KB
  Депенализация есть неприменение наказания за совершение уже криминализованных деяний, а также установление в законе и применение на практике различных видов освобождения от уголовной ответственности или Депенализация есть неприменение наказания за совершение уже криминализованных деяний...
83331. Коллектив и его основные признаки 15.52 KB
  Группа может выступать в качестве управляющей управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом группа должна удовлетворять нескольким признакам главным из которых можно считать...
83332. Возрастные особенности системы пищеварения 22.74 KB
  Если у новорожденного она составляет 30–-35 мл то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. Пищеварительная система новорожденного существенно отличается от таковой у взрослых. У новорожденного полость рта развита очень слабо.