89795

Развитие гуманитарной дипломатии в различных средах и формирование виртуальных гуманитарных кластеров

Научная статья

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Гуманитарная дипломатия развивается в определенной международной институциональной и правовой среде, позволяющей ее основному субъекту в лице МККК и национальных организаций, в том числе Российскому Красному Кресту, ставить и решать основные задачи в области реализации международного гуманитарного права...

Русский

2015-05-15

407.87 KB

0 чел.

С.Н. Бородулин; Jeffrey Kleinpeter

«Развитие гуманитарной дипломатии в различных средах и формирование виртуальных гуманитарных кластеров»

Гуманитарная дипломатия развивается в определенной международной институциональной и правовой среде, позволяющей ее основному субъекту в лице МККК и национальных организаций, в том числе Российскому Красному Кресту, ставить и решать основные задачи в области реализации международного гуманитарного права, решения различных гуманитарных проблем и удовлетворения основных гуманитарных потребностей уязвимого населения.

Одной из постоянных задач гуманитарной дипломатии МККК (Международный Комитет Красного Креста) является ведение систематического диалога со всеми, кто может повлиять на ситуацию в зонах вооруженного конфликта.

Этот диалог направлен на то, чтобы обеспечить доступ к жертвам и побудить участников диалога изменить некоторые свои действия, которые они совершают в нарушение гуманитарного права и норм права прав человека.

В Стратегии 2020 Российского Красного Креста (утверждена XV Съездом Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», 25 августа 2011 года), заявлена разработка принципов, механизмов и общей стратегии гуманитарной дипломатии РКК в целях развития сотрудничества и партнерских связей.

В этом отношении, важно заметить, что заявленные в Стратегии цели гуманитарной дипломатии РКК не позволяют ей полностью реализовывать возможности развития гуманитарного взаимодействия между системами дипломатического и демократического реагирования.

А вместе с тем, взаимодействие этих систем должно находиться в центре внимания гуманитарной дипломатии РКК.

В настоящее время, в рамках поддержки системы демократического реагирования, партнерами ООН издан Справочник для дипломата, готовится к выходу, в начале 2013 года, Справочник для военных*, задачей которых является обеспечение с их стороны быстрого демократического реагирования в странах «молодых демократий» и в странах, готовых к демократическим преобразованиям.

Несомненно, что Справочник для военных нуждается в  гуманитарной экспертизе, как мере реагирования со стороны РКК и гуманитарном дипломатическом реагировании.

Несмотря на то, что для РКК сфера гуманитарной дипломатии сравнительно новая область деятельности, важно уже сейчас обратить внимание на то, что развитие гуманитарной дипломатии должно происходить в определенной стимулирующей среде, в том числе, кластерной среде, способствующей становлению системы дипломатического реагирования во взаимосвязи с демократическим реагированием, как составной части национальной системы гуманитарного реагирования.

Будущему гуманитарному дипломату РКК  необходимо заранее развивать свои компетенции в следующих направлениях:

- совершенствовать свои навыки коммуникативного общения, как в ситуации гуманитарных переговоров, так и с помощью современных сетей коммуникаций, используемых для развития гуманитарного сотрудничества и гуманитарного взаимодействия;

- развивать пространственное мышление и овладевать технологиями картирования, в том числе, гуманитарного и когнитивного;

- формировать медиаторские способности для участия в быстром демократическом реагировании в зонах постконфликтного восстановления и зонах деятельности «гуманитарных баз».

Если анализировать опыт деятельности международного дипломатического сообщества в рамках ООН, то можно видеть, что международная гуманитарная дипломатия вписана в так называемый кластер ООН, выделенный в ходе гуманитарной реформы ООН и включающий в себя 11 глобальных кластеров:

В то же время, созданный кластер ООН, не имеет четких характеристик  гуманитарного кластера.

Скорее всего, в характеристике кластера ООН доминируют признаки экономического кластера и бизнес-кластера, построение которых происходит с учетом особенностей глобальной и национальной социальной среды.

К гуманитарным кластерам, например, можно отнести:

1.Созданный ООН Глобальный кластер здравоохранения.

В этот кластер входят 32 гуманитарных партнерских учреждений, организаций и институтов.

По определению ВОЗ, «целью кластерного подхода является усиление готовности и технического потенциала всей системы ООН для принятия ответных мер на чрезвычайные ситуации путем четкого определения лидерства и улучшения отчетности и прозрачности этих действий».

Одной из главных задач Глобального кластера здравоохранения является усиление гуманитарной готовности в пределах всей системы путем обеспечения достаточного потенциала в области управления информацией;

2. Организованный Международной Федерацией МККК Глобальный кластер по предоставлению временного убежища в чрезвычайных ситуациях.  http://www.ifrc.org/PageFiles/86597/RUSSIAN%20Disaster%20Laws%20discussion%20paper%20FINAL.pdf

Создание ООН кластерной среды способствует улучшению отчетности и лидерства у основных участников кластера.

В этом отношении, важно, чтобы РКК использовал возможности своего участия в глобальных гуманитарных кластерах для развития своего лидерства на глобальном уровне, а не только на национальном, среди некоммерческих российских организаций.

Гуманитарная дипломатия РКК должна являться ядром кластерной политики на глобальном уровне.

Моделирование такой ситуации возможно при переносе глобальных кластеров ООН в виртуальную среду и  создания виртуальных гуманитарных кластеров.

Такая среда создана партнером международной конференции «Гуманитарная дипломатия, сотрудничество, взаимодействие», Jeffrey Kleinpeter, в рамках развития инициативного проекта «Virtual Cluster Initiative»(Германия):

 

Данный проект позволяет создавать гуманитарные ситуации и сценарии гуманитарного взаимодействия, проводить соответствующее он-лайн обучение и веб-семинары, а также виртуальные выставки и конференции.

В проекте, лидирующие предприятия и партнеры виртуального гуманитарного кластера могут быть представлены через виртуальные информационные стенды и информационные каталоги, созданные на основе краудсорсинга, визуализации и инфографики.

На основе информации полученной от этих стендов и каталогов, формируются потенциальные ядра и вектора создаваемых гуманитарных кластеров.

Например, такого гуманитарного кластера , как «чрезвычайный кров», или «временное убежище при ЧС», или «Тревожный чемоданчик», «Человек как биокластер», и т.д..

Внутри такого кластера образуются производственные, стоимостные, логистические цепочки взаимосвязанных областей гуманитарного взаимодействия (услуги, бенефициары, сквозные сервисы), направленные на достижение минимальных гуманитарных стандартов, корпоративных стандартов, других стандартов существующих в качестве внешней среды создаваемого кластера.

В виртуальной среде гуманитарный кластер возникает как структурированный и систематизированный трехмерный образ, созданный на основе взаимодействия информационных ресурсов потенциальных участников кластера с открытыми ресурсами и открытыми системами.

При формировании виртуального гуманитарного кластера РКК и моделирования развития гуманитарной  дипломатии, как ядра этого кластера, определяющего кластерную политику, были приняты следующие векторы развития:

- развитие взаимодействия краснокрестного сообщества с мировым, дипломатическим, научным, образовательным, инновационным, местным сообществом;

- развитие взаимодействия между системами социального, гуманитарного, дипломатического, демократического реагирования и системами предупреждения;

- определение лидерства в сфере гуманитарного развития и содействия международному развитию.

Вокруг этих векторов структурируются новые области гуманитарного взаимодействия, образующие виртуальный гуманитарный кластер и способствующие наращиванию не только потенциала реагирования, но и потенциала предупреждения в реальном времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56407. Текстовий редактор Microsoft Word 261 KB
  Програму Microsoft Word можна відкрити такими способами: За допомогою команди головного меню Пуск Программы Microsoft Word. При форматуванні символу у ТР Word можна задати: лише його колір; розмір і колір шрифту...
56408. Тести з музики для учнів 7 – 8 класів 72.5 KB
  Видатний український співак і композитор автор опери Запорожець за Дунаєм а Л. Автор опер €œКазка про царя Салтана Садко €œСнігуронька а С. Російський композитор і відомий вченийхімік; автор опери €œКнязь Ігор а М. Український композитор автор дитячих опер €œКоза-Дереза...
56409. Добірка тестових завдань для перевірки знань учнів «Я і Україна» (природознавство) 68.5 KB
  Де можна бігати на стадіоні. Чи можна їхати на підніжках ні. Коли заходиш чи входиш з автобуса не можнаштовхатися Основи здоров’я по темі: Безпека вдома. Жовте світло світлофора означає: аможна рухатись; бтреба зачекати; вприготуватись до руху.
56410. Творчество Джека Лондона 17.87 KB
  Джек Лондон - американский писатель. Лондон - фамилия его отчима, разорившегося фермера. В юности переменил множество случайных профессий. В 1893 году простым матросом отправился в первое морское путешествие (к берегам Японии)
56411. ІНФОРМАЦІЙНІ ЗАСОБИ ФОРМУВАННЯ ТА УПРАВЛІННЯ ЕКОНОМІЧНОГО ПОТЕНЦІАЛУ ТОРГІВЕЛЬНОГО ПІДПРИЄМСТВА 1.93 MB
  Метою магістерської роботи є розробка теоретичних положень і практичних рекомендацій з управління стратегічним потенціалом підприємства, а також пошук інструментальних засобів експертної діагностики потенціалу торговельних підприємств.
56412. Тестирование на уроках физической культуры 58.5 KB
  В настоящее время очень часто возникает необходимость оценивания знаний освобожденных от занятий физической культурой учащихся поэтому возможность применения тестовой технологии является наиболее грамотной и рациональной.
56413. Расчет парового котла ТГМП - 314, паровой турбины К-300-240 ЛМЗ генератора ТВВ-320-2 6.34 MB
  Данный дипломный проект содержит описание и компоновку главного корпуса, зданий и сооружений на площадке ГРЭС. Приведено описание основного оборудования: парового котла ТГМП - 314, паровой турбины К-300-240 ЛМЗ генератора ТВВ-320-2. Выполнен расчёт тепловой схемы.
56414. Тестування – один із видів моніторингу якості навчальних досягнень учнів 222 KB
  Посібник містить теоретичні засади процесу створення тестів, наведені результати моніторингу якості навчальних досягнень з певної теми
56415. Використання відкритих (перспективних) тестів на уроках географії, як один із шляхів реалізації державних вимог до рівня загальноосвітньої підготовки учнів 79.5 KB
  На сучасному етапі розвитку географічної освіти в Україні вчителі географії все більше замислюються над тим як на більш високому рівні забезпечити засвоєння державних вимог до рівня загальноосвітньої підготовки учнів. Крім того суттєво змінюється ставлення учнів та їх батьків до шкільної освіти.