89795

Развитие гуманитарной дипломатии в различных средах и формирование виртуальных гуманитарных кластеров

Научная статья

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Гуманитарная дипломатия развивается в определенной международной институциональной и правовой среде, позволяющей ее основному субъекту в лице МККК и национальных организаций, в том числе Российскому Красному Кресту, ставить и решать основные задачи в области реализации международного гуманитарного права...

Русский

2015-05-15

407.87 KB

1 чел.

С.Н. Бородулин; Jeffrey Kleinpeter

«Развитие гуманитарной дипломатии в различных средах и формирование виртуальных гуманитарных кластеров»

Гуманитарная дипломатия развивается в определенной международной институциональной и правовой среде, позволяющей ее основному субъекту в лице МККК и национальных организаций, в том числе Российскому Красному Кресту, ставить и решать основные задачи в области реализации международного гуманитарного права, решения различных гуманитарных проблем и удовлетворения основных гуманитарных потребностей уязвимого населения.

Одной из постоянных задач гуманитарной дипломатии МККК (Международный Комитет Красного Креста) является ведение систематического диалога со всеми, кто может повлиять на ситуацию в зонах вооруженного конфликта.

Этот диалог направлен на то, чтобы обеспечить доступ к жертвам и побудить участников диалога изменить некоторые свои действия, которые они совершают в нарушение гуманитарного права и норм права прав человека.

В Стратегии 2020 Российского Красного Креста (утверждена XV Съездом Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», 25 августа 2011 года), заявлена разработка принципов, механизмов и общей стратегии гуманитарной дипломатии РКК в целях развития сотрудничества и партнерских связей.

В этом отношении, важно заметить, что заявленные в Стратегии цели гуманитарной дипломатии РКК не позволяют ей полностью реализовывать возможности развития гуманитарного взаимодействия между системами дипломатического и демократического реагирования.

А вместе с тем, взаимодействие этих систем должно находиться в центре внимания гуманитарной дипломатии РКК.

В настоящее время, в рамках поддержки системы демократического реагирования, партнерами ООН издан Справочник для дипломата, готовится к выходу, в начале 2013 года, Справочник для военных*, задачей которых является обеспечение с их стороны быстрого демократического реагирования в странах «молодых демократий» и в странах, готовых к демократическим преобразованиям.

Несомненно, что Справочник для военных нуждается в  гуманитарной экспертизе, как мере реагирования со стороны РКК и гуманитарном дипломатическом реагировании.

Несмотря на то, что для РКК сфера гуманитарной дипломатии сравнительно новая область деятельности, важно уже сейчас обратить внимание на то, что развитие гуманитарной дипломатии должно происходить в определенной стимулирующей среде, в том числе, кластерной среде, способствующей становлению системы дипломатического реагирования во взаимосвязи с демократическим реагированием, как составной части национальной системы гуманитарного реагирования.

Будущему гуманитарному дипломату РКК  необходимо заранее развивать свои компетенции в следующих направлениях:

- совершенствовать свои навыки коммуникативного общения, как в ситуации гуманитарных переговоров, так и с помощью современных сетей коммуникаций, используемых для развития гуманитарного сотрудничества и гуманитарного взаимодействия;

- развивать пространственное мышление и овладевать технологиями картирования, в том числе, гуманитарного и когнитивного;

- формировать медиаторские способности для участия в быстром демократическом реагировании в зонах постконфликтного восстановления и зонах деятельности «гуманитарных баз».

Если анализировать опыт деятельности международного дипломатического сообщества в рамках ООН, то можно видеть, что международная гуманитарная дипломатия вписана в так называемый кластер ООН, выделенный в ходе гуманитарной реформы ООН и включающий в себя 11 глобальных кластеров:

В то же время, созданный кластер ООН, не имеет четких характеристик  гуманитарного кластера.

Скорее всего, в характеристике кластера ООН доминируют признаки экономического кластера и бизнес-кластера, построение которых происходит с учетом особенностей глобальной и национальной социальной среды.

К гуманитарным кластерам, например, можно отнести:

1.Созданный ООН Глобальный кластер здравоохранения.

В этот кластер входят 32 гуманитарных партнерских учреждений, организаций и институтов.

По определению ВОЗ, «целью кластерного подхода является усиление готовности и технического потенциала всей системы ООН для принятия ответных мер на чрезвычайные ситуации путем четкого определения лидерства и улучшения отчетности и прозрачности этих действий».

Одной из главных задач Глобального кластера здравоохранения является усиление гуманитарной готовности в пределах всей системы путем обеспечения достаточного потенциала в области управления информацией;

2. Организованный Международной Федерацией МККК Глобальный кластер по предоставлению временного убежища в чрезвычайных ситуациях.  http://www.ifrc.org/PageFiles/86597/RUSSIAN%20Disaster%20Laws%20discussion%20paper%20FINAL.pdf

Создание ООН кластерной среды способствует улучшению отчетности и лидерства у основных участников кластера.

В этом отношении, важно, чтобы РКК использовал возможности своего участия в глобальных гуманитарных кластерах для развития своего лидерства на глобальном уровне, а не только на национальном, среди некоммерческих российских организаций.

Гуманитарная дипломатия РКК должна являться ядром кластерной политики на глобальном уровне.

Моделирование такой ситуации возможно при переносе глобальных кластеров ООН в виртуальную среду и  создания виртуальных гуманитарных кластеров.

Такая среда создана партнером международной конференции «Гуманитарная дипломатия, сотрудничество, взаимодействие», Jeffrey Kleinpeter, в рамках развития инициативного проекта «Virtual Cluster Initiative»(Германия):

 

Данный проект позволяет создавать гуманитарные ситуации и сценарии гуманитарного взаимодействия, проводить соответствующее он-лайн обучение и веб-семинары, а также виртуальные выставки и конференции.

В проекте, лидирующие предприятия и партнеры виртуального гуманитарного кластера могут быть представлены через виртуальные информационные стенды и информационные каталоги, созданные на основе краудсорсинга, визуализации и инфографики.

На основе информации полученной от этих стендов и каталогов, формируются потенциальные ядра и вектора создаваемых гуманитарных кластеров.

Например, такого гуманитарного кластера , как «чрезвычайный кров», или «временное убежище при ЧС», или «Тревожный чемоданчик», «Человек как биокластер», и т.д..

Внутри такого кластера образуются производственные, стоимостные, логистические цепочки взаимосвязанных областей гуманитарного взаимодействия (услуги, бенефициары, сквозные сервисы), направленные на достижение минимальных гуманитарных стандартов, корпоративных стандартов, других стандартов существующих в качестве внешней среды создаваемого кластера.

В виртуальной среде гуманитарный кластер возникает как структурированный и систематизированный трехмерный образ, созданный на основе взаимодействия информационных ресурсов потенциальных участников кластера с открытыми ресурсами и открытыми системами.

При формировании виртуального гуманитарного кластера РКК и моделирования развития гуманитарной  дипломатии, как ядра этого кластера, определяющего кластерную политику, были приняты следующие векторы развития:

- развитие взаимодействия краснокрестного сообщества с мировым, дипломатическим, научным, образовательным, инновационным, местным сообществом;

- развитие взаимодействия между системами социального, гуманитарного, дипломатического, демократического реагирования и системами предупреждения;

- определение лидерства в сфере гуманитарного развития и содействия международному развитию.

Вокруг этих векторов структурируются новые области гуманитарного взаимодействия, образующие виртуальный гуманитарный кластер и способствующие наращиванию не только потенциала реагирования, но и потенциала предупреждения в реальном времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81641. Стосунки зі старшими й молодшими. Образливі слова. Дружба 30.5 KB
  Мета. Довести до дітей значення стосунків і звичок для здоров’я людини. Виховувати шанобливе ставлення до людей різного віку. Обладнання. Зошит, підручник, ілюстрації до казок, кола з паперу червоного, зеленого й жовтого кольорів.
81642. Лики красоты 70.5 KB
  Красота и здоровья учащиеся владеют достаточно теоретическими знаниями о взаимосвязи гигиены спорта красоты и здоровья но в жизни часто не умеют отличить красивое от модного высокое прекрасное от попсы. Учитель Согласно данным опроса старшеклассниц 69 девушек формируют свой идеал красоты...
81643. О. Буцень «Чи є зима?» Розробка уроку українського читання у 2 класі 60 KB
  Українське читання Тема: О.Буценя Чи є зима удосконалювати навички правильного и виразного читання та навички літературного аналізу; формувати вміння працювати над текстом; орієнтуватися в структурі; розвивати самостійність критичність мислення пізнавальні інтереси. формувати соціальну компетентність: учити дітей працювати в парах у групах дискутувати вести діалог; виховувати спостережливість бережливе ставлення до природи культуру мовлення Обладнання: складова таблиця маски картки для читання малюнки черепахи сороки і ворони;...
81644. Відчиняє двері казка 103 KB
  Мета: перевірити і закріпити знання учнів з вивчених тем Українські народні казки та Казки українських письменників; удосконалювати діалогічне та зв’язне мовлення; виховувати гостинність бажання допомагати один одному. Які бувають казки Казки бувають народні і літературні.
81645. Буду я природі другом 86.5 KB
  Мета: поглиблювати навички роботи над різними жанрами творів; розвивати способи і види читання; виховувати бережливе ставлення до природи. II Мовна розминка Учитель Урок з читання почнемо без зупинки з артикуляційної розминки 1. Скоромовка Читання скоромовки дощиком Жовте жито жук жував і з Женею жартував.
81646. Підсумковий урок з теми «Оповідання» 315.5 KB
  Вчити аналізувати та оцінювати поведінку та вчинки дійових осіб, робити висновки щодо прочитаного, поглибити знання дітей про загальнолюдські моральні якості. Розвивати навички читання, зв’язне мовлення, вміння висловити свою думку, цінувати думки товаришів.
81647. Бабусина пригода 73.5 KB
  Мета: Ознайомити дітей із п’єсою,як літературним жанром;вдосконалювати навички виразного читання; вчити інсценувати п’єсу засобами лялькового театру; вчити характеризувати дійових осіб. Розвивати творчі здібності учнів. Розвивати комунікативні (уміння формулювати і доводити власну думку; розвивати культуру мовлення)...
81648. Марійка Підгірянка «Співанка про місяці», «Діти й ластівка». Загадка 191.5 KB
  Мета: збагачувати та розширювати знання учнів про життєвий і творчий шлях Марійки Підгірянки; розвивати мовлення учнів; виховувати любов до природи і рідного слова. Обладнання: портрет поетеси, збірки її творів, мультимедійна дошка, ілюстра ції до творів, презентація до уроку.
81649. В. Сухомлинський «Хлопчик і Дзвіночок Конвалії» 77 KB
  Подивіться, будь ласка, мабуть немає людини, байдужої до чарівної краси цих ніжних, витончених, дуже ароматних квітів. Наче якісь зачаровані сріблясті дзвіночки, повисають вони на зелених струнких ніжках посеред зеленого листя.