89795

Развитие гуманитарной дипломатии в различных средах и формирование виртуальных гуманитарных кластеров

Научная статья

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Гуманитарная дипломатия развивается в определенной международной институциональной и правовой среде, позволяющей ее основному субъекту в лице МККК и национальных организаций, в том числе Российскому Красному Кресту, ставить и решать основные задачи в области реализации международного гуманитарного права...

Русский

2015-05-15

407.87 KB

0 чел.

С.Н. Бородулин; Jeffrey Kleinpeter

«Развитие гуманитарной дипломатии в различных средах и формирование виртуальных гуманитарных кластеров»

Гуманитарная дипломатия развивается в определенной международной институциональной и правовой среде, позволяющей ее основному субъекту в лице МККК и национальных организаций, в том числе Российскому Красному Кресту, ставить и решать основные задачи в области реализации международного гуманитарного права, решения различных гуманитарных проблем и удовлетворения основных гуманитарных потребностей уязвимого населения.

Одной из постоянных задач гуманитарной дипломатии МККК (Международный Комитет Красного Креста) является ведение систематического диалога со всеми, кто может повлиять на ситуацию в зонах вооруженного конфликта.

Этот диалог направлен на то, чтобы обеспечить доступ к жертвам и побудить участников диалога изменить некоторые свои действия, которые они совершают в нарушение гуманитарного права и норм права прав человека.

В Стратегии 2020 Российского Красного Креста (утверждена XV Съездом Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», 25 августа 2011 года), заявлена разработка принципов, механизмов и общей стратегии гуманитарной дипломатии РКК в целях развития сотрудничества и партнерских связей.

В этом отношении, важно заметить, что заявленные в Стратегии цели гуманитарной дипломатии РКК не позволяют ей полностью реализовывать возможности развития гуманитарного взаимодействия между системами дипломатического и демократического реагирования.

А вместе с тем, взаимодействие этих систем должно находиться в центре внимания гуманитарной дипломатии РКК.

В настоящее время, в рамках поддержки системы демократического реагирования, партнерами ООН издан Справочник для дипломата, готовится к выходу, в начале 2013 года, Справочник для военных*, задачей которых является обеспечение с их стороны быстрого демократического реагирования в странах «молодых демократий» и в странах, готовых к демократическим преобразованиям.

Несомненно, что Справочник для военных нуждается в  гуманитарной экспертизе, как мере реагирования со стороны РКК и гуманитарном дипломатическом реагировании.

Несмотря на то, что для РКК сфера гуманитарной дипломатии сравнительно новая область деятельности, важно уже сейчас обратить внимание на то, что развитие гуманитарной дипломатии должно происходить в определенной стимулирующей среде, в том числе, кластерной среде, способствующей становлению системы дипломатического реагирования во взаимосвязи с демократическим реагированием, как составной части национальной системы гуманитарного реагирования.

Будущему гуманитарному дипломату РКК  необходимо заранее развивать свои компетенции в следующих направлениях:

- совершенствовать свои навыки коммуникативного общения, как в ситуации гуманитарных переговоров, так и с помощью современных сетей коммуникаций, используемых для развития гуманитарного сотрудничества и гуманитарного взаимодействия;

- развивать пространственное мышление и овладевать технологиями картирования, в том числе, гуманитарного и когнитивного;

- формировать медиаторские способности для участия в быстром демократическом реагировании в зонах постконфликтного восстановления и зонах деятельности «гуманитарных баз».

Если анализировать опыт деятельности международного дипломатического сообщества в рамках ООН, то можно видеть, что международная гуманитарная дипломатия вписана в так называемый кластер ООН, выделенный в ходе гуманитарной реформы ООН и включающий в себя 11 глобальных кластеров:

В то же время, созданный кластер ООН, не имеет четких характеристик  гуманитарного кластера.

Скорее всего, в характеристике кластера ООН доминируют признаки экономического кластера и бизнес-кластера, построение которых происходит с учетом особенностей глобальной и национальной социальной среды.

К гуманитарным кластерам, например, можно отнести:

1.Созданный ООН Глобальный кластер здравоохранения.

В этот кластер входят 32 гуманитарных партнерских учреждений, организаций и институтов.

По определению ВОЗ, «целью кластерного подхода является усиление готовности и технического потенциала всей системы ООН для принятия ответных мер на чрезвычайные ситуации путем четкого определения лидерства и улучшения отчетности и прозрачности этих действий».

Одной из главных задач Глобального кластера здравоохранения является усиление гуманитарной готовности в пределах всей системы путем обеспечения достаточного потенциала в области управления информацией;

2. Организованный Международной Федерацией МККК Глобальный кластер по предоставлению временного убежища в чрезвычайных ситуациях.  http://www.ifrc.org/PageFiles/86597/RUSSIAN%20Disaster%20Laws%20discussion%20paper%20FINAL.pdf

Создание ООН кластерной среды способствует улучшению отчетности и лидерства у основных участников кластера.

В этом отношении, важно, чтобы РКК использовал возможности своего участия в глобальных гуманитарных кластерах для развития своего лидерства на глобальном уровне, а не только на национальном, среди некоммерческих российских организаций.

Гуманитарная дипломатия РКК должна являться ядром кластерной политики на глобальном уровне.

Моделирование такой ситуации возможно при переносе глобальных кластеров ООН в виртуальную среду и  создания виртуальных гуманитарных кластеров.

Такая среда создана партнером международной конференции «Гуманитарная дипломатия, сотрудничество, взаимодействие», Jeffrey Kleinpeter, в рамках развития инициативного проекта «Virtual Cluster Initiative»(Германия):

 

Данный проект позволяет создавать гуманитарные ситуации и сценарии гуманитарного взаимодействия, проводить соответствующее он-лайн обучение и веб-семинары, а также виртуальные выставки и конференции.

В проекте, лидирующие предприятия и партнеры виртуального гуманитарного кластера могут быть представлены через виртуальные информационные стенды и информационные каталоги, созданные на основе краудсорсинга, визуализации и инфографики.

На основе информации полученной от этих стендов и каталогов, формируются потенциальные ядра и вектора создаваемых гуманитарных кластеров.

Например, такого гуманитарного кластера , как «чрезвычайный кров», или «временное убежище при ЧС», или «Тревожный чемоданчик», «Человек как биокластер», и т.д..

Внутри такого кластера образуются производственные, стоимостные, логистические цепочки взаимосвязанных областей гуманитарного взаимодействия (услуги, бенефициары, сквозные сервисы), направленные на достижение минимальных гуманитарных стандартов, корпоративных стандартов, других стандартов существующих в качестве внешней среды создаваемого кластера.

В виртуальной среде гуманитарный кластер возникает как структурированный и систематизированный трехмерный образ, созданный на основе взаимодействия информационных ресурсов потенциальных участников кластера с открытыми ресурсами и открытыми системами.

При формировании виртуального гуманитарного кластера РКК и моделирования развития гуманитарной  дипломатии, как ядра этого кластера, определяющего кластерную политику, были приняты следующие векторы развития:

- развитие взаимодействия краснокрестного сообщества с мировым, дипломатическим, научным, образовательным, инновационным, местным сообществом;

- развитие взаимодействия между системами социального, гуманитарного, дипломатического, демократического реагирования и системами предупреждения;

- определение лидерства в сфере гуманитарного развития и содействия международному развитию.

Вокруг этих векторов структурируются новые области гуманитарного взаимодействия, образующие виртуальный гуманитарный кластер и способствующие наращиванию не только потенциала реагирования, но и потенциала предупреждения в реальном времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61806. Звертання поширені й непоширені. Розділові знаки при звертаннях 18.91 KB
  Мета: поглибити знання учнів про поширені та непоширені звертання; ознайомити з особливостями їх використання в різних стилях і жанрах; закріпити навички вживання розділових знаків при різноманітних звертаннях; розвивати усне й писемне мовлення емоції творчу уяву...
61807. Домовая мышь 1014.59 KB
  Задачи: Образовательные: Формировать у учащихся представления о домовой мыши; Формировать знания о строении домовой мыши; Формировать знания о вреде приносимому человеку от домовой мыши. На доску вывешивается иллюстрация домовой мыши и пишется тема урока.
61808. Do you care about how you look like? 41.78 KB
  Перспективная цель: создание комплекса условий для формирования умений понимать основное содержание облегченных доступных по объему текстов по заданной теме и умений формулировать вопросы по данной теме основываясь на раннее изученных знаниях и умениях...
61812. Квиллинг 17.88 KB
  К сожалению бумага недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Бумагокручение быстро распространилось в Европе но потому что бумага особенно цветная и высококачественная была очень дорогим материалом...
61814. Глагол 15.19 KB
  Цели: формирование общих представлений об части речи Глагол Задачи: Ознакомить учащихся с понятием глагол; Обогащать речь учащихся употреблением глаголов; Учить сопоставлять вопрос на который отвечает слово и его значение...