89796

Операции ООН по поддержанию мира – действенный и эффективный механизм поддержания мира?

Научная статья

Международные отношения

Поддержание мира является первостепенной задачей ООН. На протяжении многих лет эта международная организация продолжает играть важную роль в предотвращении международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов, посредством проведения миротворческих операций и оказанием гуманитарной помощи.

Русский

2015-05-15

585.44 KB

2 чел.

С.В. Васильев

Операции ООН по поддержанию мира –
действенный и эффективный механизм поддержания мира?

Поддержание мира является первостепенной задачей ООН. На протяжении многих лет эта международная организация продолжает играть важную роль в предотвращении международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов, посредством проведения миротворческих операций и оказанием гуманитарной помощи.

Однако, современный геополитический процесс характеризуется возникновением новых угроз и конфликтов, которые в условиях глобализации перерастают в региональные конфликты и подрывают мир, безопасность и стабильность целых регионов и групп стран.

Предпринимаемые ООН меры и инициативы не всегда приводят  к желаемым результатам в деле сохранения и поддержания мира. Поэтому в международной правовой практике была создана еще одна форма поддержания мира – миротворческие операции и, как следствие, международно-правовой институт миротворческих операций – Департамент операций по поддержанию мира ООН.

В Уставе ООН нет положений, прямо регулирующих порядок осуществления миротворческих операций. Правовым основанием для таких операций являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Однако, следует отметить, что в целом ряде ситуаций ООН не смогла применить миротворческие силы из-за противодействия отдельных государств и проблем с финансированием таких операций.  

Кратко рассмотрим этапы возникновения и развития миротворческих операций ООН. Общее количество операций ООН по поддержанию мира с момента их начала до настоящего времени – 67; из них 54 были проведены после 1988 года. За этот период представители более 120 стран принимали участие в миротворческих операциях.

В истории миротворческих операций ООН эксперты выделяют три основных этапа.

Первый этап: начало миротворческой деятельности ООН (1948 – 1991).

Миротворческая деятельность ООН, начатая в период «холодной войны», который характеризовался непримиримостью сторон, ограничива-лась лишь мерами по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня, стабилизацией обстановки на местах и созданием предпосылок для политических усилий по мирному урегулированию конфликтов.  Первые миссий ООН были укомплектованы невооруженными военными наблюдателями и легко - вооруженными военнослужащими, которые выполняли функции по наблюдению, предоставлению отчетности и осуществлению мер по укреплению доверия. Первыми двумя операциями ООН стали: Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (UNTSO) на Ближнем Востоке в 1948 году и Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (UNMOGIP) в 1949 году. Обе миссии, действующие до сих пор, могут служить примером осуществления операций по наблюдению и контролю.  В 1956 году в связи с Суэцким кризисом,  была проведена первая миротворческая операция с участием вооруженных контингентов и были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (UNEF I). Развернутая в 1960 году Операция ООН в Конго (ONUC), стала первой крупномасштабной миссией ООН. В составе ее воинского контингента находились почти 20 000 военнослужащих. В ходе проведения ONUC впервые стал очевиден риск, связанный с деятельностью по стабилизации ситуации в пострадавших от войны районах — 245 миротворцев и 5 международных гражданских сотрудников ООН, среди которых был Генеральный секретарь Даг Хаммаршельд, погибли при исполнении обязанностей.

В 1960-1970 гг. краткосрочные миссии ООН работали в Доминиканской Республике — Миссия Представителя Генерального секретаря в Доминиканской Республике (DOMREP); в западной части Новой Гвинеи (Западный Ириан) — Cилы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (UNSF); в Йемене — Миссия ООН по наблюдению в Йемене (UNYOM). Также, ООН осуществляла развертывание операций, рассчитанных на более длительный период, включая операции на Кипре — Вооруженные силы на Кипре (UNFICYP) и на Ближнем Востоке — Вторые чрезвычайные силы ООН (UNEF II), Силы ООН по наблюдению за разъединением (UNDOF) и Временные силы ООН в Ливане (UNIFIL). Усилия миротворцев по реализации принципов ООН получили высокую оценку и в 1988 году миротворцы ООН были удостоены Нобелевской премии мира. Данный факт стал подтверждением значимости и важной роли ООН в мировых делах, а также проявлением доверия к этой международной организации.

Второй этап: изменения в миротворческой деятельности ООН в период после «холодной войны» (1991 – 2000).

В течение 1989-1994 гг. изменились характер и направленность полевых операций ООН, а также  расширился их масштаб. Был осуществлен переход от «традиционных» миссий, связанных с осуществлением функции наблюдения в составе сил военных контингентов стран-участниц к сложным «многоплановым» операциям, в ходе которых выполнялись задачи по обеспечению выполнения всеобъемлющих мирных соглашений и оказанию помощи в формировании основ для построения последующего устойчивого мира. Эти задачи предполагали содействие стабилизации ситуации в вопросах  безопасности; реорганизацию полиции и вооруженных сил; проведение выборов новых органов управления и формирование демократических институтов.

Следует подчеркнуть, что в течение этого периода изменился и сам характер конфликтов. В связи с чем, механизм миротворческих операций ООН, созданный для урегулирования межгосударственных конфликтов, находит все более широкое применение в ситуациях, связанных с внутригосударственными конфликтами и гражданскими войнами.

Сложные условия проведения миротворческих операций в середине 1990-х годов не позволили закрепить успехи, достигнутые ООН в предыдущего этапа миротворческих операций. Красноречивым подтверждением этого стали события в бывшей Югославии, Руанде и Сомали,  когда Совет Безопасности ООН не смог выработать соответствующие мандаты для миротворческих миссий ООН и предоставить миротворцам ресурсы, необходимые для успешного выполнения поставленных задач. Речь идет об операциях в бывшей Югославии (UNPROFOR), Руанде (UNAMIR) и Сомали (UNOSOM II). Данные операции подверглись резкой критике со стороны мировой общественности. Назовем основные причины неэффективности указанных миротворческих операций ООН: воюющие стороны не обеспечили соблюдение подписанных ими мирных соглашений; развертывание миссий ООН происходило в условиях непрекращающихся военных действий и, соответственно, на момент развертывания миротворцев не существовал тот мир, который они должны были поддерживать; миротворцы не получили достаточного количества ресурсов и средств; миротворцам не была оказана соответствующая политическая поддержка со стороны ООН и мирового сообщества.

Третий этап: миротворческая деятельность ООН (2000 г. – настоящее время).

На пороге нового тысячелетия, в связи с резким увеличением количества конфликтов и изменением их природы, в мире с еще большей силой возрастает  потребность в миротворческой деятельности ООН. В то же время, следует подчеркнуть, что в ходе операций по поддержанию мира миротворцы столкнулись с целым комплексом различных проблем. Среди них – возникшая  необходимость развертывания более масштабных, дорого-стоящих и постоянно усложняющихся операций; разработка и осуществление переходных стратегий в рамках операций, которые уже привели к стабилизации обстановки в «горячих точках»; наращивание по мере возможности потенциала противостоящих сторон по самостоятельному обеспечению мира и стабильности в долгосрочной перспективе.

Учитывая изменения происходящие в мире, в 2000 году ООН приступила к реализации масштабного проекта по анализу опыта миро-творческой деятельности и реализации реформ, направленных на укрепление ее потенциала, в управлении полевыми операциями и их поддержке.

В марте 2000 года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан учредил Группу Организации Объединенных Наций по операциям в пользу мира, перед которой была поставлена задача по проведению анализа недостатков существовавшей на тот момент системы миротворческих операций ООН и разработке конкретных и реалистичных рекомендаций по ее реформи-рованию. В состав группы вошли эксперты, имеющие опыт работы в области предотвращения и урегулирования конфликтов, миротворчества и миростроительства. По результатам работы был подготовлен «Доклад Брахими»2 (Председатель группы Лахдар Брахими), в котором были изложены рекомендации по реформированию системы миротворческих операций ООН, а именно: 1) необходимость пересмотреть существующие и принять новые обязательства государств-членов ООН; 2) провести масштабную институциональную реформу; 3) увеличить объемы финансирования.

Кроме того, в докладе было отмечено, что обязательным условием обеспечения эффективности миротворческих операций ООН по поддержанию мира является доступ к необходимым ресурсам, техническая оснащенность и формирование четких, реалистичных и выполнимых мандатов.

Принимая во внимание выводы, сделанные авторами «Доклада Брахими», государства-члены ООН и Секретариат ООН продолжили деятельность по осуществлению крупномасштабной реформы в рамках концепций, изложенных в ряде документов3, на основании содержащихся в них наиболее важных принципов и практических рекомендаций для участвующих в полевых операциях миротворцев ООН; разработали стратегию реформирования Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ); приняли руководящие документы учрежденной Комиссии по миростроительству; предложили расширенную концепцию коллективной безопасности в новом столетии. Целью данных документов ООН является активизация текущего диалога государств-участников ООН и других ее партнеров по вопросам совершенствования механизмов осуществления миротворческой деятельности ООН, которые позволили бы найти решения существующих конфликтов и нахождению выхода из потенциальных кризисных ситуаций.

Кроме разработки основополагающих и руководящих документов по миротворческим операциям ООН, в рамках реформы миротворческой деятельности в 2007 году был начат процесс реорганизации Департамента операций по поддержанию мира. Сам Департамент был разделен на две самостоятельные структуры — Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой  поддержки (ДПП); увеличены ресурсы обоих департаментов и других структур Секретариата ООН, занимающихся вопросами поддержания мира.

В 2010 году Департамент полевой поддержки разработал «Глобальную стратегию полевой поддержки» [A/64/633]4 , которая направлена на пересмотр принципов обеспечения полевых операций и адаптацию этих принципов к требованиям, предъявляемым к миротворческим операциям, проводящимся в настоящее время. По мнению Департамента полевой поддержки реализация данной стратегии позволит более эффективно и профессионально обеспечить проводящиеся полевые операции, а также придаст им гибкость, обеспечит при этом необходимую прозрачность и рациональность при использовании выделяемых сил и средств.

Таблица 15

Таблица 2

После изучения ряда миротворческих операций ООН, авторы пришли к выводу, что первопричиной большинства конфликтных ситуаций в странах, в которые, мировое сообщество после соответствующей процедуры принятия решений о статусе и мандате миротворческой операции будет вынуждено направить миротворцев – лежат противоречия интересов противоборствующих сторон, что приводит к неминуемому столкновению. Речь, прежде всего, идет о противоречии экономических интересов, а именно, о праве владения природными ресурсами, в первую очередь, углеводородами, углем, минералами а, в недалеком будущем – пресной водой. Противоречие интересов, в конечном итоге, находит свое “воплощение” в военном противостоянии, которое может быть спровоцировано коллизией политических, этнических и религиозных различий. Учитывая особенности эволюции геополитического процесса того или иного региона планеты, авторы считаю, что конфликты, приводящие к необходимости использования миротворцев являются не чем иным, как очередным этапом проявления конфликта интересов «великих держав».

Но они уже имеют иную форму выражения и отражаются через провоцирование противостояния «местных» сил, сил которые могут представлять интересы как бывших метрополий «на местах» – в бывших колониях или могут являть собой следствие столкновения интересов «старых хозяев», которые борются за сохранения своего влияния и новых «хозяев» за установление своего влияния в конкретном регионе.

В связи с этим, для того, чтобы обеспечить эффективность операций ООН по поддержанию мира на планете, прежде всего, необходимо осмыслить глобальные изменения геополитической структуры современного мироустройства и, в рамках ООН, добиваться воплощения парадигмы «силы права», а не «права силы». Так как никакие реформы и никакие новые стратегии, реструктуризация и реорганизации не помогут искоренить глубокие причины конфликтов, в которых будет «необходимо» проведение операций ООН по поддержанию мира и участие миротворцев.

2Доклад Группы по операциям ООН в пользу мира. http://www.un.org/russian/peace/reports/peace_operations/Lfnf 

3 Общая доктрина 2008. http://pbpu.unlb.org/pbps/Library/Capstone_Doctrine_ENG.pdf; Операции в пользу мира. 2010. http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/po2010.pdf  Итоговый документ Всемирного саммита. 2005. [A/RES/60/1] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005.shtm Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. 2010. [A/59/565]  http://www.un.org/russian/secureworld/  

4 Глобальная стратегия полевой поддержки. 2010. http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/64/633

5 https://www.un.org/en/peacekeeping/archive/2012/bnote0712.pdf


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1673. Правила проведения сертификации и декларирования 1.24 MB
  Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Порядок проведения декларирования соответствия.
1674. Контроль качества продукции и услуг 2.98 MB
  Основные понятия в области контроля. Значение контроля качества, его место в оценке соответствия. Государственный и муниципальный контроль качества: сфера применения, правовая база, органы государственного контроля и их полномочия – практическая работа.
1675. Значение и структурные элементы метрологии 360.06 KB
  Основные понятия в области метрологии. Структурные элементы метрологии. Цели, задачи и принципы. Разделы метрологии.
1676. Объекты и субъекты метрологии 2.36 MB
  Объекты метрологии. Величины, их классификация и характеристика. Классификация физических величин и единиц их измерения. Субъекты метрологии, их классификация и краткая характеристика.
1677. Средства и методы измерений 2.54 MB
  Средства измерения. Средства измерительной техники. Нормируемые метрологические характеристики. Методы измерений.
1678. Основы теории измерений физических величин 403.75 KB
  Шкалы и уравнения измерений. Факторы, влияющие на результаты измерений и погрешности. Шкала интервалов (разностей) физических величин с применением и пропорциональности интервалов.
1679. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) 787.13 KB
  Понятие, назначение и структура государственной системы обеспечения единства измерений. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.
1680. Гидравлические вяжущие вещества. Гидравлическая известь. Портландцемент 943.53 KB
  Гидравлическая известь. Сырье, особенности и применение. Портландцемент. Начальная характеристика. Плавление сырьевой смеси. Схема производства цемента сухим способом. Химический и минеральный состав клинкера.
1681. Специальные виды цементов 44.64 KB
  Быстротвердеющий портландцемент (БТЦ). Сверхбыстротвердеющий портландцемент (СБТЦ). Пластифицированный портландцемент. Белый и цветные цементы. Глиноземистый цемент. Расширяющийся портландцемент (РПЦ).