89796

Операции ООН по поддержанию мира – действенный и эффективный механизм поддержания мира?

Научная статья

Международные отношения

Поддержание мира является первостепенной задачей ООН. На протяжении многих лет эта международная организация продолжает играть важную роль в предотвращении международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов, посредством проведения миротворческих операций и оказанием гуманитарной помощи.

Русский

2015-05-15

585.44 KB

3 чел.

С.В. Васильев

Операции ООН по поддержанию мира –
действенный и эффективный механизм поддержания мира?

Поддержание мира является первостепенной задачей ООН. На протяжении многих лет эта международная организация продолжает играть важную роль в предотвращении международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов, посредством проведения миротворческих операций и оказанием гуманитарной помощи.

Однако, современный геополитический процесс характеризуется возникновением новых угроз и конфликтов, которые в условиях глобализации перерастают в региональные конфликты и подрывают мир, безопасность и стабильность целых регионов и групп стран.

Предпринимаемые ООН меры и инициативы не всегда приводят  к желаемым результатам в деле сохранения и поддержания мира. Поэтому в международной правовой практике была создана еще одна форма поддержания мира – миротворческие операции и, как следствие, международно-правовой институт миротворческих операций – Департамент операций по поддержанию мира ООН.

В Уставе ООН нет положений, прямо регулирующих порядок осуществления миротворческих операций. Правовым основанием для таких операций являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Однако, следует отметить, что в целом ряде ситуаций ООН не смогла применить миротворческие силы из-за противодействия отдельных государств и проблем с финансированием таких операций.  

Кратко рассмотрим этапы возникновения и развития миротворческих операций ООН. Общее количество операций ООН по поддержанию мира с момента их начала до настоящего времени – 67; из них 54 были проведены после 1988 года. За этот период представители более 120 стран принимали участие в миротворческих операциях.

В истории миротворческих операций ООН эксперты выделяют три основных этапа.

Первый этап: начало миротворческой деятельности ООН (1948 – 1991).

Миротворческая деятельность ООН, начатая в период «холодной войны», который характеризовался непримиримостью сторон, ограничива-лась лишь мерами по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня, стабилизацией обстановки на местах и созданием предпосылок для политических усилий по мирному урегулированию конфликтов.  Первые миссий ООН были укомплектованы невооруженными военными наблюдателями и легко - вооруженными военнослужащими, которые выполняли функции по наблюдению, предоставлению отчетности и осуществлению мер по укреплению доверия. Первыми двумя операциями ООН стали: Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (UNTSO) на Ближнем Востоке в 1948 году и Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (UNMOGIP) в 1949 году. Обе миссии, действующие до сих пор, могут служить примером осуществления операций по наблюдению и контролю.  В 1956 году в связи с Суэцким кризисом,  была проведена первая миротворческая операция с участием вооруженных контингентов и были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (UNEF I). Развернутая в 1960 году Операция ООН в Конго (ONUC), стала первой крупномасштабной миссией ООН. В составе ее воинского контингента находились почти 20 000 военнослужащих. В ходе проведения ONUC впервые стал очевиден риск, связанный с деятельностью по стабилизации ситуации в пострадавших от войны районах — 245 миротворцев и 5 международных гражданских сотрудников ООН, среди которых был Генеральный секретарь Даг Хаммаршельд, погибли при исполнении обязанностей.

В 1960-1970 гг. краткосрочные миссии ООН работали в Доминиканской Республике — Миссия Представителя Генерального секретаря в Доминиканской Республике (DOMREP); в западной части Новой Гвинеи (Западный Ириан) — Cилы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (UNSF); в Йемене — Миссия ООН по наблюдению в Йемене (UNYOM). Также, ООН осуществляла развертывание операций, рассчитанных на более длительный период, включая операции на Кипре — Вооруженные силы на Кипре (UNFICYP) и на Ближнем Востоке — Вторые чрезвычайные силы ООН (UNEF II), Силы ООН по наблюдению за разъединением (UNDOF) и Временные силы ООН в Ливане (UNIFIL). Усилия миротворцев по реализации принципов ООН получили высокую оценку и в 1988 году миротворцы ООН были удостоены Нобелевской премии мира. Данный факт стал подтверждением значимости и важной роли ООН в мировых делах, а также проявлением доверия к этой международной организации.

Второй этап: изменения в миротворческой деятельности ООН в период после «холодной войны» (1991 – 2000).

В течение 1989-1994 гг. изменились характер и направленность полевых операций ООН, а также  расширился их масштаб. Был осуществлен переход от «традиционных» миссий, связанных с осуществлением функции наблюдения в составе сил военных контингентов стран-участниц к сложным «многоплановым» операциям, в ходе которых выполнялись задачи по обеспечению выполнения всеобъемлющих мирных соглашений и оказанию помощи в формировании основ для построения последующего устойчивого мира. Эти задачи предполагали содействие стабилизации ситуации в вопросах  безопасности; реорганизацию полиции и вооруженных сил; проведение выборов новых органов управления и формирование демократических институтов.

Следует подчеркнуть, что в течение этого периода изменился и сам характер конфликтов. В связи с чем, механизм миротворческих операций ООН, созданный для урегулирования межгосударственных конфликтов, находит все более широкое применение в ситуациях, связанных с внутригосударственными конфликтами и гражданскими войнами.

Сложные условия проведения миротворческих операций в середине 1990-х годов не позволили закрепить успехи, достигнутые ООН в предыдущего этапа миротворческих операций. Красноречивым подтверждением этого стали события в бывшей Югославии, Руанде и Сомали,  когда Совет Безопасности ООН не смог выработать соответствующие мандаты для миротворческих миссий ООН и предоставить миротворцам ресурсы, необходимые для успешного выполнения поставленных задач. Речь идет об операциях в бывшей Югославии (UNPROFOR), Руанде (UNAMIR) и Сомали (UNOSOM II). Данные операции подверглись резкой критике со стороны мировой общественности. Назовем основные причины неэффективности указанных миротворческих операций ООН: воюющие стороны не обеспечили соблюдение подписанных ими мирных соглашений; развертывание миссий ООН происходило в условиях непрекращающихся военных действий и, соответственно, на момент развертывания миротворцев не существовал тот мир, который они должны были поддерживать; миротворцы не получили достаточного количества ресурсов и средств; миротворцам не была оказана соответствующая политическая поддержка со стороны ООН и мирового сообщества.

Третий этап: миротворческая деятельность ООН (2000 г. – настоящее время).

На пороге нового тысячелетия, в связи с резким увеличением количества конфликтов и изменением их природы, в мире с еще большей силой возрастает  потребность в миротворческой деятельности ООН. В то же время, следует подчеркнуть, что в ходе операций по поддержанию мира миротворцы столкнулись с целым комплексом различных проблем. Среди них – возникшая  необходимость развертывания более масштабных, дорого-стоящих и постоянно усложняющихся операций; разработка и осуществление переходных стратегий в рамках операций, которые уже привели к стабилизации обстановки в «горячих точках»; наращивание по мере возможности потенциала противостоящих сторон по самостоятельному обеспечению мира и стабильности в долгосрочной перспективе.

Учитывая изменения происходящие в мире, в 2000 году ООН приступила к реализации масштабного проекта по анализу опыта миро-творческой деятельности и реализации реформ, направленных на укрепление ее потенциала, в управлении полевыми операциями и их поддержке.

В марте 2000 года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан учредил Группу Организации Объединенных Наций по операциям в пользу мира, перед которой была поставлена задача по проведению анализа недостатков существовавшей на тот момент системы миротворческих операций ООН и разработке конкретных и реалистичных рекомендаций по ее реформи-рованию. В состав группы вошли эксперты, имеющие опыт работы в области предотвращения и урегулирования конфликтов, миротворчества и миростроительства. По результатам работы был подготовлен «Доклад Брахими»2 (Председатель группы Лахдар Брахими), в котором были изложены рекомендации по реформированию системы миротворческих операций ООН, а именно: 1) необходимость пересмотреть существующие и принять новые обязательства государств-членов ООН; 2) провести масштабную институциональную реформу; 3) увеличить объемы финансирования.

Кроме того, в докладе было отмечено, что обязательным условием обеспечения эффективности миротворческих операций ООН по поддержанию мира является доступ к необходимым ресурсам, техническая оснащенность и формирование четких, реалистичных и выполнимых мандатов.

Принимая во внимание выводы, сделанные авторами «Доклада Брахими», государства-члены ООН и Секретариат ООН продолжили деятельность по осуществлению крупномасштабной реформы в рамках концепций, изложенных в ряде документов3, на основании содержащихся в них наиболее важных принципов и практических рекомендаций для участвующих в полевых операциях миротворцев ООН; разработали стратегию реформирования Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ); приняли руководящие документы учрежденной Комиссии по миростроительству; предложили расширенную концепцию коллективной безопасности в новом столетии. Целью данных документов ООН является активизация текущего диалога государств-участников ООН и других ее партнеров по вопросам совершенствования механизмов осуществления миротворческой деятельности ООН, которые позволили бы найти решения существующих конфликтов и нахождению выхода из потенциальных кризисных ситуаций.

Кроме разработки основополагающих и руководящих документов по миротворческим операциям ООН, в рамках реформы миротворческой деятельности в 2007 году был начат процесс реорганизации Департамента операций по поддержанию мира. Сам Департамент был разделен на две самостоятельные структуры — Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой  поддержки (ДПП); увеличены ресурсы обоих департаментов и других структур Секретариата ООН, занимающихся вопросами поддержания мира.

В 2010 году Департамент полевой поддержки разработал «Глобальную стратегию полевой поддержки» [A/64/633]4 , которая направлена на пересмотр принципов обеспечения полевых операций и адаптацию этих принципов к требованиям, предъявляемым к миротворческим операциям, проводящимся в настоящее время. По мнению Департамента полевой поддержки реализация данной стратегии позволит более эффективно и профессионально обеспечить проводящиеся полевые операции, а также придаст им гибкость, обеспечит при этом необходимую прозрачность и рациональность при использовании выделяемых сил и средств.

Таблица 15

Таблица 2

После изучения ряда миротворческих операций ООН, авторы пришли к выводу, что первопричиной большинства конфликтных ситуаций в странах, в которые, мировое сообщество после соответствующей процедуры принятия решений о статусе и мандате миротворческой операции будет вынуждено направить миротворцев – лежат противоречия интересов противоборствующих сторон, что приводит к неминуемому столкновению. Речь, прежде всего, идет о противоречии экономических интересов, а именно, о праве владения природными ресурсами, в первую очередь, углеводородами, углем, минералами а, в недалеком будущем – пресной водой. Противоречие интересов, в конечном итоге, находит свое “воплощение” в военном противостоянии, которое может быть спровоцировано коллизией политических, этнических и религиозных различий. Учитывая особенности эволюции геополитического процесса того или иного региона планеты, авторы считаю, что конфликты, приводящие к необходимости использования миротворцев являются не чем иным, как очередным этапом проявления конфликта интересов «великих держав».

Но они уже имеют иную форму выражения и отражаются через провоцирование противостояния «местных» сил, сил которые могут представлять интересы как бывших метрополий «на местах» – в бывших колониях или могут являть собой следствие столкновения интересов «старых хозяев», которые борются за сохранения своего влияния и новых «хозяев» за установление своего влияния в конкретном регионе.

В связи с этим, для того, чтобы обеспечить эффективность операций ООН по поддержанию мира на планете, прежде всего, необходимо осмыслить глобальные изменения геополитической структуры современного мироустройства и, в рамках ООН, добиваться воплощения парадигмы «силы права», а не «права силы». Так как никакие реформы и никакие новые стратегии, реструктуризация и реорганизации не помогут искоренить глубокие причины конфликтов, в которых будет «необходимо» проведение операций ООН по поддержанию мира и участие миротворцев.

2Доклад Группы по операциям ООН в пользу мира. http://www.un.org/russian/peace/reports/peace_operations/Lfnf 

3 Общая доктрина 2008. http://pbpu.unlb.org/pbps/Library/Capstone_Doctrine_ENG.pdf; Операции в пользу мира. 2010. http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/po2010.pdf  Итоговый документ Всемирного саммита. 2005. [A/RES/60/1] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005.shtm Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. 2010. [A/59/565]  http://www.un.org/russian/secureworld/  

4 Глобальная стратегия полевой поддержки. 2010. http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/64/633

5 https://www.un.org/en/peacekeeping/archive/2012/bnote0712.pdf


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25075. Регулятив (регулятивний смисл) 37.5 KB
  Наявні в культурі регулятиви визначають прийняті в даній культурі норми поведінки і діяльності тобто вказують якими шляхами та засобами досягнення мети допустиме нормальне і навпаки. Культурні норми досить різноманітні. Норми культури мінливі. Разом з тим норми культури забезпечують надійність передбачуваність і загальнозрозумілість поведінки.
25076. Житейские знания 35.5 KB
  образцы стандарты в соответствии с которыми строятся знания о мире. В культуре сосуществуют три основных типа когнитивных познавательных процедур и соответственно три типа знания житейское мистическое и рациональное. Житейские знания отражают вещи и явления с которыми люди сталкиваются в обычных жизненных условиях. Вера это убеждение в истинности какоголибо знания при отсутствии доказательства его истинности.
25077. Застосування моральних критеріїв 35 KB
  Значні моральні колізії супроводжують і такі винаходи сучасної науки як трансплантація органів генна інженерія клонування. Практика трансплантації органів вийшла сьогодні з вузько експериментальних рамок на рівень звичайної медичної галузі. Проте в сучасній медицині триває процес розширення показань до різних видів пересадок що є одним з об'єктивних підстав того що однією із стійких особливостей сучасного суспільства стає дефіцит донорських органів Стан дефіциту донорських органів це хронічне невідповідність між їх попитом та...
25078. Моральні проблеми 31 KB
  Складними є моральні та правові проблеми зачаття людини. Народжених підстерігають хвороби і моральні випробування у стосунках між ними та медпрацівниками рідними близькими. Моральні проблеми які виникають до народження чи до зародження людини пов'язані з використанням нових репродуктивних технологій: штучної інсемінації екстракорпорального лат.
25079. Біоетика – нормативне знання 56 KB
  Прикладом такого розуміння евтаназії є введення летальної дози препарату термінальному хворому з метою полегшення тяжких страждань. Ще одна відмінність дуже важлива в дискусії з приводу евтаназії. Можливість такої евтаназії розглядається у пацієнтів не здатних приймати самостійні рішення наприклад душевнохворі. Якщо розглядати в сукупності випадки добровільної недобровільної евтаназії з випадками активної пасивної евтаназії можна виділити чотири різновиди евтаназії: 1 добровільна активна; 2 недобровільна активна; 3 добровільна пасивна;...
25080. Біоетика та евтаназія 33.5 KB
  Моральне добро найбільш узагальнене імперативнооціночне поняття моралі і категорія етики яка виражає позитивне моральне значення явищ суспільного життя в їх співвіднесенні з етичним ідеалом. Добро це все позитивно оцінюване моральною свідомістю при співвіднесенні з гуманістичними принципами тобто те що сприяє розвитку в людині і суспільстві людяності взаєморозуміння і згоди. Добро є виконання вимог моралі слідування моральному обовязку.
25081. Поняття добра і зла 35 KB
  Це вузлові пункти людського пізнання. Добро і зло нерідко розглядають як синонімів понять моральної і аморальне а на саму етику як вчення про добро і зло. Зло категорія етики за змістом протилежна добру узагальнено якою виражено уявлення про безнравственном що суперечить вимогам моралі заслуживающем осуду. Іммануїл Кант вважав зло необхідним наслідком чуттєвої природи людини.
25082. Смертна кара 36 KB
  Майже всі суспільства людства на певній стадії свого розвитку застосовували смертну кару до кримінальних і політичних злочинців. Деякі країни скасували смертну кару за винятком особливих обставин таких як наприклад зраду під час військових дій. Такі держави як Китай США та інші зберегли смертну кару за злочини окремо визначені законодавством. У країнах які практикують смертну кару метод страти визначається законодавчо.
25083. Глобалізація загострила таку проблему як тероризм 36.5 KB
  Глобальні проблеми групуються навколо трьох фундаментальних напрямків розвитку людства: людинатехніка людинаприрода людина культура. Людинатехніка використання атомної енергії а також через непрогнозованність наслідків роботи машин що працюють на принципах самовдосконалення і самонавчання. Людинакультура тенденція до втрати культурних національних рис. Людинаприрода погіршення екологічної ситуації зростають природні катаклізми та техногенни катастрофи.