89799

Реализация принципа господства права в международном праве

Научная статья

Мировая экономика и международное право

Общей тенденцией развития внутригосударственных правовых систем во второй половине ХХ века является провозглашение и реализация принципа верховенства права. Принцип верховенства права является одним из ведущих элементов общих основ конституционного строя современного демократического, правового государства...

Русский

2015-05-15

88.68 KB

0 чел.

Короткий Т.Р.

Реализация принципа господства права в международном праве

Общей тенденцией развития внутригосударственных правовых систем во второй половине ХХ века является провозглашение и реализация принципа верховенства права. Принцип верховенства права является одним из ведущих элементов общих основ конституционного строя современного демократического, правового государства2. Прогрессивное развитие национального права можно проследить по уровню реализации в нем принципа верховенства права. Такая оценка актуальна и для права международного, ведь, несмотря на иную сущность, международное право подвержено в своей эволюции общим тенденциям развития цивилизации – гуманизации, демократизации3 и закреплению принципа верховенства права. Причем эти процессы в праве международном происходят уже после их распространения в внутригосударственных правовых системах. Такой вывод подтверждает мнение Пола Джонсона о том, что большим достижением прошедшего тысячелетия было внедрение верховенства права в национальных государствах, а дело будущего тысячелетия – построение верховенства права на международном и глобальном уровне4.

Следует подчеркнуть неизбежность и безальтернативность применения принципа верховенства права как на внутригосударственном уровне, так и на международном, в национальных правовых системах и в международной правовой системе. К такому выводу новое качество проблем, стоящих перед отдельными социальными группами, народами и человечеством в целом в силу современных вызов и угроз, обусловленных их глобальным характером, разрешение которых базируются исключительно на необходимости консолидации совместных усилий на основе принципа верховенства права.

2. Необходимо отметить, что в отечественной юриспруденции распространен термин «верховенство права».  Не оспаривая такой перевод понятия «Rule of Law» применительно к праву внутригосударственному, должны заметить, что более точный перевод его звучит как «господство права». Термин «Rule of Law» в докладах Генерального Секретаря ООН (напр. Report of the Secretary-General on the rule of law and transitional justice in conflict and post-conflict societies) в официальных текстах переводится на русский язык  как «господство права»5. Однако аналогичный термин пункта повестки6 заседания Совета Безопасности ООН от 24 сентября 2003 г. переведен и как «верховенство права»7. При этом, ссылаясь на принцип верховенства права в праве внутригосударственном, используется термин «верховенство права» даже в международных документах (напр. ст. 3 Устава Совета Европы).

Применительно к международному праву о концепции именно «господства права» пишет Р.А. Каламкарян8. Однако в статьях Н.Е. Троекурова9 и И.С. Иванова10 используются соответственно термины «примат права» и «верховенство права» в международных отношениях.

По нашему мнению, речь идет о генетически близких, но в то же время различных категориях. Тем более что этимологически, верховенство предполагает начальствование, руководство11, и в толковых словарях  рассматривается как синоним суверенитета12, что не совсем сочетается  с правом международным. Господство же обозначает преобладание, власть, и применительно к «Rule of Law» будет обозначать преобладание права и власть права в международном праве.

В смысле международном, по нашему мнению, речь идет именно о господстве права, абсолютном преобладании и власти права в международном праве. Конечно, это упрощенный подход, однако вначале статьи необходимо определится в применяемой терминологии, и в дальнейшем мы постараемся выявить общее и различие, что объединяет и различает концепцию «Rule of Law» в международном и внутригосударственном праве.

Также не следует применять в смысле «Rule of Law» понятие «примат права», т. к. применительно к международному праву этот термин носит устойчивое значение примата международного права над национальным, что является отдельной стороной господства права в международном праве.

В дальнейшем мы будем применять термины «верховенство права», «господство права» и «примат права» в том смысле, о котором шла речь выше. Когда же речь пойдет одновременно и о принципе верховенства права в национальном праве, и о господстве права в праве международном, мы использовали оба термина – господство/верховенство права.

2. Концепция верховенства права разработана в наибольшей степени  применительно к праву внутригосударственному. Ее распространение на международное право предполагает необходимость учета различной природы этих двух правовых систем, механизмов нормотворчества и правоприменения.

О невозможности буквального применения принципа верховенства права в международном праве подчеркивает отличие между понятием верховенства права («rule of law») как верховенство права над государственной властью («supremacy of law over the Government») и понятием верховенства права («rule of law») как верховенство права в обществе вообще («supremacy of law in society generally»). Первое понятие является лишь свойством, общим для западного мира, с таким ее содержанием, которое означает защиту личности от своеволия власти13. Как указывает Браян Таманага, право на глобальном уровне (в смысле международное право – Т.К.) имеет определенные черты, которые усложняют аналогии с верховенством права в контексте национальных государств14.

Таким образом, применимость концепции верховенства права как концепции, отражающей изначально внутригосударственные отношения,  в праве международном следует рассматривать в ключе этих представлений, и лишь затем попытаться выявить самостоятельное значение и особенности реализации принципа господства права в современных международно-правовых отношениях. При этом, следует отметить, что рассмотрение концепции верховенства права применительно к международному праву не следует сводить исключительно к двум достаточно известным и распространенным правовым явлениям – признанию господства международного права в международных отношениях и примата международного права над внутригосударственным. Это было бы упрощенным воплощением современного понимания принципа господства права в международном праве. Тем не менее, эти проявления господства права в международном праве являются, в то же время, различными гранями одного принципа, который не исчерпывается ими.

Следует также отметить, что определение места и значения принципа господства права в современном международном праве следует проводить при сравнительном анализе с международным правом классического периода. Думается, что этот принцип совершенно не был присущ международному праву в классический период ни в каком качестве.

По нашему мнению, становление господства права в международном праве необходимо рассматривать в контексте двух взаимосвязанных процессов, отражающих сущностные изменения, присущие современному международному праву – его гуманизации и демократизации. Как правило, эти принципы – свободы, демократии, верховенства права, уважения к правам человека и основным свободам упоминаются в одной связке, как например, в преамбуле Консолидированной версии Договора о Европейском Союзе, преамбуле и ст. 3 Устава Совета Европы. Без этих принципов, без их реального воплощения в международно-правовом регулировании невозможно себе представить истинное, а не формальное действие принципа господства права в международном праве.

3. С принципом господства права неразрывно связана демократизация международного права15. Обосновывая существования принципа демократии в международном праве, И.И. Лукашук среди его основных элементов называет права человека, демократический механизм принятия решений, верховенство права16. К причинам закрепления принципа демократии в международном праве (как впрочем, и принципа господства права – Т.Р.) И.И. Лукашук относит глобализацию17, которая в значительной степени способствовала закреплению гуманистических начал в современном международном праве. Всеобщий, универсальный характер международно-правовых актов в области прав человека, их всеобщее непреходящее значение для всего человечества, независимо от неучастия в них отдельных государств, связаны именно с процессами глобализации.

Профессор Р.А. Каламкарян указывает на тесную связь между концепцией господства права в международных отношениях и принципом справедливости18. По мнению Международного суда ООН, реальное осуществление верховенства норм права обеспечивает реализацию принципа справедливости, как это имело место в решении по делу о разграничении континентального шельфа в Северном море19.

4. Ссылки на принцип господства права применительно к международному праву содержатся в различных международных документах и выступлениях политических деятелей. Но содержание этих положений различно.

Часть из них отражает приверженность или значение этого принципа для договаривающихся государств, прежде всего европейских, в качестве основы построения внутригосударственной системы права. Так, о верховенстве права как об основополагающей европейской ценности,  говорится в преамбуле Устава Совета Европы 1949 г. в качестве одного из принципов, создающих базис каждой демократии. Согласно ст. 3 Устава Совета Европы, каждый член Совета Европы обязан признавать принцип верховенства права. В преамбуле Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. подчеркивается, что верховенство права является общим наследием европейских государств. Государства-члены Европейского Союза подтвердили свою преданность принципам свободы, демократии, верховенства права, уважения к правам человека и основных свобод в преамбуле Консолидированной версии Договора о Европейском Союзе. В преамбуле Североатлантического договора 1949 г. речь идет о принципе верховенства  права как одном из принципов, на которых основана цивилизация и общее наследие стран-членов НАТО. О приверженности принципам демократии, уважения права и основных свобод человека, верховенства права, рыночной экономики говорится в преамбуле Ялтинской Хартии ГУУАМ 2001 г.

Второй контекст упоминания о верховенстве права в международно-правовых актах – положения о базовом принципе построения и функционирования международных организаций и интеграционных сообществ. В ст. 2  Консолидированной версии Договора о Европейском Союзе указано, что Союз основан на ценностях уважения к человеческому достоинству, свободы, демократии, равенства, верховенства права и уважения к правам человека.

В третьем контексте о господстве права как о принципе, на котором основана система международных отношений, идет речь в совместном заявлении Министров иностранных дел государств «Большой восьмерки» в июне 2007 г.: «верховенство права является одним из основополагающих принципов, на которых мы строим наше партнерство и наши усилия по содействию обеспечения мира, безопасности, демократии и прав человека, а также устойчивого развития во всем мире».

В резолюции 44/23 Генеральной Ассамблеи ООН 1989 г. «Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций» признается необходимость укрепления верховенства права в международных отношениях, для чего необходимо способствовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию.

Комбинированный смысл значения господства/верховенства права в праве международном и внутригосударственном прослеживается в Декларации тысячелетия ООН, утвержденной Генеральной Ассамблей ООН 8 сентября 2000 г.:  «ООН преисполнена решимости в новом тысячелетии укреплять уважение к принципу верховенства права, причем как в международных, так и во внутренних делах»20.

Следует отметить, что в любом из указанных смыслов принцип господства/верховенства права порождает международные обязательства государств-участников того или иного договора и предполагает необходимость его имплементации на внутригосударственном уровне.

5. Следует особо остановиться на деятельности ООН в реализации принципа господства/верховенства права. Этому вопросу посвящена отдельная страница официального сайта ООН «Организация Объединенных Наций и верховенство права»21. Как указано на сайте, «верховенство права»: «это понятие, составляющее саму суть миссии Организации Объединенных Наций. Соблюдение законности имеет фундаментальное значение для обеспечения устойчивого мира после урегулирования конфликта, для эффективной защиты прав человека и для устойчивого экономического прогресса и развития. Принцип, согласно которому все – от отдельного человека вплоть до самого государства – обязаны соблюдать законы, которые были публично приняты, в равной степени исполняются и независимо реализуются судебными органами, лежит в основе концептуального подхода, в значительной степени направляющего работу Организации Объединенных Наций». Таким образом, можно сделать вывод о комплексном характере принципа верховенства права, являющегося основополагающим для деятельности ООН. Это принцип пронизывает все уровни управления, как внутригосударственные, так и межгосударственные, и находит отражение и закрепление в деятельности всех органов и учреждений системы ООН.

Генеральная Ассамблея ООН рассматривала вопрос о верховенстве права как пункт повестки дня с 1992 года, уделяя ему повышенный интерес с 2006 года, и приняла по нему резолюции (A/RES/61/39, A/RES/62/70, A/RES/63/128). Совет Безопасности неоднократно проводил тематические прения, посвященные вопросам верховенства права (S/PRST/2003/15, S/PRST/2004/2, S/PRST/2004/32, S/PRST/2005/30, S/PRST/2006/28), и принял резолюции, в которых обращается особое внимание на важность этой темы в контексте вопроса о женщинах, мире и безопасности (резолюция 1325 СБ ООН, резолюция 1820 СБ ООН), вопроса о положении детей в условиях вооруженного конфликта (например, резолюция 1612 СБ ООН), вопроса о защите гражданских лиц в вооруженном конфликте (например, резолюция 1674 СБ ООН). Комиссия по миростроительству также на регулярной основе рассматривает вопрос верховенства права применительно к странам, включенным в ее повестку дня.

Несомненно, проведение в жизнь принципа господства права на международном уровне и реализация принципа верховенства права на уровне национальных правопорядков – взаимосвязанные между собой процессы, но основанные на различных формах и методах. Они так же различаются в деятельности ООН.

Деятельность ООН по обеспечению верховенства права создает основу для развития, поощрения и осуществления международных норм и стандартов в большинстве областей международного права (международный аспект).

ООН ведет работу в поддержку механизма обеспечения верховенства права на национальном уровне: этот механизм включает конституцию или ее эквивалент как основной закон страны; четкую и последовательную систему законов и их соблюдение; сильные институты правосудия, управления, безопасности и обеспечения прав человека, располагающие эффективной структурой, финансовыми средствами, подготовленным персоналом и техническими средствами; процедуры и механизмы отправления правосудия в переходный период; а также наличие общественного мнения и гражданского общества, которые способствуют укреплению верховенства права и обеспечивают подотчетность государственных должностных лиц и структур (внутригосударственный аспект)22.

В рамках ООН создана развернутая институциональная система по распространению и имплементации принципа верховенства права. Вопросами верховенства права занимаются более 40 подразделений ООН, Организация осуществляет операции и разрабатывает программы в области верховенства права в более чем 110 странах во всех регионах мира, при этом наиболее масштабным является ее присутствие в Африке. Многие подразделения ООН проводят мероприятия в одних и тех же странах. Пять и более подразделений ООН в настоящее время одновременно работают в области верховенства права по крайней мере в 24 странах, большинство из которых находятся в состоянии конфликта или постконфликтного урегулирования. Ответственность за общую координацию работы в области верховенства права возложена на Координационно-консультативную группу по вопросам верховенства права, которая работает под председательством заместителя Генерального секретаря и при поддержке Группы по вопросам верховенства права. В состав Группы входят: Департамент по политическим вопросам (ДПВ), Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ), Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), Управление по правовым вопросам (УПВ), Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Верховный комиссар ООН по делам беженцев (УВКБ), Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) и Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН). Группа разработала общие руководящие принципы и использует новый стратегический и ориентированный на результаты подход к работе ООН в области верховенства права. Группа согласовала Совместный стратегический план (2009–2011 годы) и к настоящему времени подготовила руководящие записки Генерального секретаря по следующим темам: подход Организации Объединенных Наций к оказанию содействия в области верховенства права, подход ООН к вопросам отправления правосудия в отношении детей и ООН и разработка проектов конституции23.

Важное значение для сближения позиций и закрепления в международном правосознании значимости принципа верховенства права имеют интерактивные тематические прения по верховенству права и глобальным проблемам «Содействие всеобщему обеспечению и соблюдению верховенства права на национальном и международном уровнях» (11 апреля 2011 г.), проведенные Председателем 65-й сессии Генеральной Ассамблеи в партнерстве с Координационно-ресурсной группой по вопросам верховенства права и Группой по верховенству права с целью подготовки заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи, посвященного вопросу о верховенстве права, во время недельного сегмента высокого уровня на Генеральной Ассамблеи ООН24.

6. В международном праве наработан значительный массив норм, направленных на обеспечение верховенства права, демократизации государств и прав человека25. И в этом случае речь идет о верховенстве права в его классическом понимании, а международное право является инструментом, обеспечивающим закрепление, соблюдение и распространение принципа верховенства права во внутригосударственных правовых системах. Именно в таком качестве верховенство права неразрывно связано с демократией и защитой прав человека. С одной стороны, реализация прав человека является отображением и воплощением верховенства права, эффективности правовой системы, демократических начал. С другой, там, где господствуют демократия и право, там меньше нарушаются права человека. Именно в таком ключе следует рассматривать концепцию «демократия через право», объединяющую  указанные принципы, и нашедшей закрепление в международном праве, прежде всего в праве Совета Европы, основными ценностями которой является верховенство права, плюралистическая демократия и права человека. Именно в рамках Совета Европы действует специальная международная институция – Европейская комиссия  «За демократию через право». В своей работе Комиссия уделяет основное внимание конституционным, законодательным и административным принципам и методам, способствующим повышению эффективности и укреплению демократических институций и принципов верховенства права, развитию гражданских прав и свобод.  

7. Важное значение имеет роль международного права в восстановлении верховенства/господства права в постконфликтный период. В определении понятия «господство права», данном в п. 6 доклада Генерального секретаря ООН Совету Безопасности «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах», оно определено как «…понятие, составляющее саму суть миссии Организации. Речь идет о таком принципе управления, в соответствии с которым все лица, учреждения и структуры, государственные и частные, в том числе само государство, функционируют под действием законов, которые были публично приняты, в равной степени исполняются и независимо реализуются судебными органами и которые совместимы с международными нормами и стандартами в области прав человека. Для этого также необходимы меры, обеспечивающие соблюдение принципов примата права, равенства перед законом, ответственности перед законом, беспристрастного применения законов, разделения властей, участия в принятии решений, правовой определенности, недопущения произвола и процессуальной и правовой транспарентности»26. На наш взгляд, в этой цитате идет речь о верховенстве права именно во внутригосударственном контексте, а не в международном праве. Однако это определение и весь смысл Доклада подчеркивают роль ООН и международного права в обеспечении верховенства права в конфликтных и постконфликтных обществах (т. е. идет речь о его реализации в рамках внутригосударственной правовой системы, причем системы  разрушенной, нефункционирующей).

Как указано в Докладе, «Нормативной основой для нашей работы по поощрению господства права является сам Устав ООН, наряду с четырьмя краеугольными камнями современной международной правовой системы: международными стандартами в области прав человека; международным гуманитарным правом; международным уголовным правом; и международным беженским правом. Сюда входит полный набор стандартов ООН в области прав человека и уголовного правосудия, разработанных за последнюю половину века. Они представляют собой общеприменимые стандарты, принятые под эгидой ООН, и поэтому служат нормативной основой для всей деятельности ООН в поддержку правосудия и господства права»27.

Подчеркнем, что направленность международного права на закрепление во внутригосударственных правовых системах верховенства права в условиях конфликтного и постконфликтного регулирования, является составной частью, одним из направлений реализации принципа господства права в международном праве28. В этой связи важное значение имеет создание смешанных (гибридных) трибуналов и интернационализированных судов: специальных судебных палат по серьезным преступлениям в Тиморе-Лешти (2000); смешанных судебных коллегий в Косово (2000); Специального Суда по Сьерра-Леоне (2002); Судебной палаты по расследованию военных преступлений в Боснии и Герцеговине (2005); Чрезвычайных судебных палат в Камбодже (2006); Специального Трибунала по Ливану (2007)29. Эти суды отражают современную тенденцию развития системы международного уголовного правосудия и позволяют компенсировать несовершенство национального правосудия.

8. Таким образом, исходя из того, что принцип верховенства/господства права является: широко распространенным принципом, на основе которого функционирует правовая система большинства современных государств; неотъемлемой частью демократии, что закреплено во внутригосударственном законодательстве и международных актах; основой создания и деятельности международных организаций; принципом, присущим современному международному праву, можно сделать вывод об его общеправовом характере, как о признаке, присущем в целом современному (глобальному) праву. Следовательно, классифицируя принцип верховенства/господства права применительно к общепринятой системе источников международного права, следует отнести его к общим принципам права, присущим как внутригосударственному, так и международному праву, и именно в таком качестве применять его для регулирования международно-правовых отношений. По нашему мнению, аналогичными характеристиками обладают принципы демократии и гуманности, что позволяет также отнести их к этому виду источников современного международного права. Подчеркнем, современного, так как для классического международного права эти принципы не присущи.

Так, например, принцип демократии по своим характеристикам ближе не к основным принципам международного права (хотя и влияет на их функционирование, и в то же время входит в состав принципа уважения прав человека), а к общим принципам права, присущим как внутригосударственным  правовым системам, так и международной правовой системе. Об этом свидетельствует указание И.И. Лукашука о том, что «действие принципа демократии распространяется на внутригосударственную сферу»; «принцип демократии требует, чтобы международный и внутренние правопорядки опирались на общие демократические принципы»30. Таким образом, принцип демократии скорее следует отнести к общим принципам права, в его содержании в наибольшей степени проявляется формула «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Фактически, с определенной степенью допущения можно поставить знак равенства между понятием «цивилизованные нации» и «демократические государства». Этот тезис подтверждает мнение классика теории государства и права С.С. Алексеева, который к «праву цивилизованных народов» относит юридические системы, которые уже состоялись как «демократические» и «правовые», включая соблюдение прав человека31.

Принцип господства права в международном праве можно рассматривать и как один из основных принципов международного права. Поскольку система основных принципов, хотя и является достаточно консервативной, но в то же время имеющей тенденцию к развитию, то одним из возможных направлений этого развития является закрепления статуса основного принципа международного права за принципом господства права.

Возникает в таком случае вопрос о его содержании. Механический перенос принципа верховенства права в том же значении, что и в праве внутригосударственном, на международное право невозможен в силу их различной правовой природы. Нам видится, что содержание принципа господства права как основного принципа международного права должно базироваться на концепции естественного права, признании и закреплении общечеловеческих ценностей, их главенстве над позитивным правом.

Говоря о принципе господства права как об основном принципе  международного права, следует отметить его интегрированную природу. Он отражает элементы других принципов: принципа уважения прав человека, принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву, равноправия и самоопределения народов. Фактически, юридическая сила основных принципов, высшая императивность, их обратная сила являются проявлением господства права в международном праве. При этом принцип господства права может вступать в противоречие с другими основными принципами, как это имеет место в соотношении принципов  равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности. Причем, нам думается, что в первую очередь противоречия могут возникнуть с принципом суверенного равенства. Ведь признавая господство права, мы признаем его абсолютное верховенство над законом и государством в праве внутригосударственном, и над нормами международного права, прежде всего договорными, т.е. над государствами в праве международном. Таким образом, общечеловеческие ценности выступают мерилом правомерности норм международного права, что, естественно, не вполне соответствует современной концепции суверенного равенства.

Ведь по своей сущности международное право, в том числе и современное, является производным от воли государств, а в этой воле не всегда проявляется стремление следовать весьма прогрессивным и гуманистическим принципам и нормам международного права. Приоритет отдается геополитическим интересам, политической выгоде, которые далеко не всегда соответствуют высшим идеалам гуманности, справедливости, демократии. И проблема кроется в концепции суверенитета, которая является краеугольным камнем современной системы международно-правовых отношений. В международных отношениях фактически до сих пор превалирует не принцип господства права, а во многом принцип права силы, хотя и завуалированный под основаниями «защиты граждан за пределами государства»; «борьбы с международным терроризмом»; «дипломатической защитой»; «гуманитарной интервенцией»; «нераспространением оружия массового уничтожения». Все эти случаи формально обоснованного применения силы являются примерами современного «злоупотребления» международным правом в пользу национальных интересов и свидетельствуют о недостаточном уровне реализации принципа господства права в праве международном. Поэтому реализация принципа господства права в международном праве связана с повышением императивного начала принципа добросовестного поведения государств32.

Реальное воплощение принципа господства права в международных отношениях, на наш взгляд, связано с реформой Совета Безопасности ООН. Эта реформа должна отражать современные тенденции увеличения числа и  повышения роли  региональных  интеграционных образований, с созданием наднациональных структур, к которым передаются части суверенитета государств-членов. Именно такие интеграционные образования смогут обеспечить баланс интересов и реальную многополярность мира, без которой вряд ли возможно достижение господства права в рамках международно-правовой системы.

9. Основным проявлением господства права в международном праве должно быть торжество права в международных отношениях, неукоснительное соблюдение норм международного права во всех аспектах  деятельности государств. По мнению Р.А. Каламкаряна, первоначальное императивное условие господства права в международном праве  – осознание всеми государствами и их руководством необходимости мирного урегулирования конфликтов интересов на справедливой основе33.

Поэтому другим направлением реального воплощение господства права в международном праве является развитие системы мирного разрешения международных споров34, по аналогии с национальными правовыми системами, где реализация принципа верховенства права неразрывно связана с обеспечением справедливого правосудия35. Речь идет о международных судах и арбитражах, прежде всего о Международном Суде ООН, развитии системы специализированных судов – например, Международном трибунале по морскому праву, Органе по разрешению споров ВТО, Арбитраже по Приложению VII и Специальном арбитраж по Приложению VIІI Конвенции ООН по морскому праву и многих других. В цитируемой выше Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, утвержденной Генеральной Ассамблей ООН 8 сентября 2000 г. указано,  что ООН преисполнена решимости укреплять уважение к принципу верховенства права «и в частности обеспечивать выполнение государствами-членами решений Международного Суда во исполнение Устава ООН по любым делам, сторонами которых они являются» (абз. 2 п. 9); укреплять Международный Суд с тем, чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах»36. В этом отношении целесообразно принятие всеми государствами обязательной юрисдикции Международного суда ООН в области прав человека, расширение круга субъектов-участников споров в Международного Суда ООН в отношении международных межправительственных организаций, и другие меры, направленные на повышение роли Международного Суда ООН37.

Третьим направлением, характеризующим процессы, способствующим воплощению принципа господства международного права, является развитие системы международной юстиции. Речь идет, во-первых, о международных судах по защите прав человека, наиболее ярким примером которых стал Европейский суд по правам человека; во-вторых, о международных судах и трибуналах в сфере уголовной юстиции – Международном военном трибунале, Токийском военном трибунале, Международном уголовном трибунале для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г.; Международном уголовном трибунале по Руанде для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. Несомненно, венцом этой системы стало создание Международного уголовного суда. Значение этих органов состоит в приоритетном для международного права закреплении, воплощении и реализации в международном уровне неотъемлемых прав и свобод человека, которые составляют основу и принципа господства права. 38

2 Погребняк С.П. Основоположні принципи права (змістовна характеристика): Монографія. – Х. : Право. – С. 148.

3 См.: Короткий Т.Р. Гуманизация международного права // Наукові праці Одеської національної юридичної академії. – Том 7. – Одеса: Юридич. л-ра, 2008. – С. 170-182. Короткий Т.Р. Гуманизация международного права: попытка системного анализа // Рос. ежегодник междунар. права.  2008. – СПб.: СКФРоссия-Нева”, 2009. – Спец. вып. – С. 111-123.

4 Johnson, Paul. Laying Down the Law, Wall Street Journal, 10 March 1999: А22. Цит. по: Таманага Браян. Верховенство права: історія, політика, теорія / Перекл. з англ. А. Іщенка. – К.: Вид. дім «Києво-Могилянська академія», 2007. – С. 146.

5 См.: Глава V. Международный правопорядок и права человека. Глава V Доклада Генерального Секретаря ООН о работе Организации // Документ ООН A/59/1 от 20 августа 2004 года;  доклад Генерального Секретаря ООН Совету Безопасности «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» // Документ ООН S/2004/616 от 23 августа 2004 года.

6«Justice and the Rule of Law: the United Nations Role» – «Правосудие и верховенство права: роль Организации Объединенных Наций».

7 См.: Заявление Председателя Совета Безопасности // Документ ООН S/PRST/2003/15 от 23 августа 2004 года.

8 Каламкарян Р.А. Господство права как юридический феномен в системе современного международного права. // Юрист-международник. – 2005.  – № 5. – С. 13.

9 Троекуров Н.Е. О концепции примата права в международной системе // Московский журнал международного права. – 2006. – № 2. – С. 3-28.

10 Иванов И.С. Верховенство права в международных отношениях. / Международная жизнь. – 2000. – № 12. – С. 62-67; Иванов И.С. Верховенство права в международных отношениях – залог всеобъемлющей стратегической стабильности и безопасности в ХХІ веке. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации на Международной конференции “Вступая в ХХІ век: к примату права в международных отношениях” (2 ноября 2000 года) / И. С. Иванов // //Московский журнал международного права. -2001. - № 1. - С. 3 - 9.

11 Толковый словарь русского языка Ушакова / http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov

12 Напр.: Суверенитет – права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (право) // Толковый словарь русского языка – Ушакова / http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov; Суверенитет – верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/38/38037.html

13  См.: E. C. S. Wade. Introduction // A. V. Dicey. Introduction to the Law of the Constitution. – London: Macmillan, 1959. – [P.] cix-cx. Цит по: Головатий С. Верховенство права: Монографія: У 3-х кн. – К.: Видавництво «Фенікс», 2006. – LXIV; 1747 с. (бібліографія; додаток; глосарій; рез. англ.). Книга 2. Верховенство права: від доктрини – до принципу. – xlii-lvi. – С. 901.

14 Таманага Браян. Верховенство права: історія, політика, теорія / Перекл. з англ. А. Іщенка. – К.: Вид. дім «Києво-Могилянська академія», 2007. – С. 148.

15 Черкес М.Ю. Міжнародне право: Підручник. – 5-те вид., випр. і доп. – К.: Знання, 2006. – С. 26, 30.

16 Демократия – принцип международного сообщества ХХІ столетия. // Государство и право на рубеже веков. Международное право. (Материалы всероссийской конференции). – М.: 2000. – С. 7.

17 Демократия – принцип международного сообщества ХХІ столетия. // Государство и право на рубеже веков. Международное право. (Материалы всероссийской конференции). – М.: 2000. – С. 5-6.

18 Каламкарян Р.А., Господство права как юридический феномен в системе современного международного права. // Юрист-международник. – № 5. – 2005. – С. 13.

19 International Court of Justice Reports. N.Y. 1969. P. 47.

20 См.: Док. ООН Р/55/2/2000 // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

21 http://www.un.org/ru/ruleoflaw/

22 http://www.un.org/ru/ruleoflaw/

23 http://www.un.org/ru/ruleoflaw/

24 http://www.un.org/ru/ga/president/65/initiatives/ruleoflaw.shtml

25 Свида Т.О. Міжнародно-правове співробітництво держав у рамках Європейської Комісії «За демократію через право»: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Львів. нац. ун-т ім. І. Франка. – Л., 2009. – С. 61.

26 Доклад Генерального Секретаря ООН Совету Безопасности «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» // Документ ООН S/2004/616 от 23 августа 2004 года.

27 Пункт 9 доклада Генерального Секретаря ООН Совету Безопасности «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» // Документ ООН S/2004/616 от 23 августа 2004 года  / http://daccess-ods.un.org/TMP/3860541.58210754.html

28 «Нет сомнений в том, что национальные системы правосудия должны быть первейшим средством обеспечения ответственности. Однако, в тех случаях, когда национальные судебные органы не хотят или не имеют возможности преследовать нарушителей в своей стране, роль международного сообщества становится особенно важной. Учреждение и функционирование международных и смешанных уголовных трибуналов в последнее десятилетие служит хорошей иллюстрацией этого тезиса. Эти трибуналы представляют собой достижение исторического значения в обеспечении ответственности за серьезные нарушения международных стандартов в области прав человека и норм международного гуманитарного права гражданскими и военными руководителями. Они доказали возможность обеспечения правосудия и справедливого судебного разбирательства на международном уровне в условиях краха национальных судебных систем. Что более важно, они отражают все более заметный сдвиг в международном сообществе от допущения безнаказанности и прощения к обеспечению господства права в мире. Несмотря на ограничения и недостатки, международные и смешанные трибуналы изменили характер международного правосудия и усилили глобальный характер господства права». Пункт 40 доклада Генерального Секретаря ООН Совету Безопасности «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» // Документ ООН S/2004/616 от 23 августа 2004 года  / http://daccess-ods.un.org/TMP/3860541.58210754.html

29 Каюмова А.Р. Смешанные (гибридные) уголовные трибуналы и интернационализированные суды в системе международной уголовной юстиции. Учебное пособие. – Казань. – 2008. – С. 3-5.

30 Демократия – принцип международного сообщества ХХІ столетия. // Государство и право на рубеже веков. Международное право. (Материалы всероссийской конференции). – М.: 2000. – С. 7.

31 Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития  – надежда и драма современной эпохи. М.; «Статут», 2000. – С. 205.

32 Каламкарян Р.А., Господство права как юридический феномен в системе современного международного права. // Юрист-международник. – № 5. – 2005. – С. 14.

33 Каламкарян Р.А., Господство права как юридический феномен в системе современного международного права. // Юрист-международник. – № 5. – 2005. – С. 13-14.

34 На эту тенденцию обращает внимание Браян Таманага. См.: Таманага Браян. Верховенство права: історія, політика, теорія / Перекл. з англ. А. Іщенка. – К.: Вид. дім «Києво-Могилянська академія», 2007. – С. 147.

35 См.: доклад Генерального Секретаря ООН Совету Безопасности «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» // Документ ООН S/2004/616 от 23 августа 2004 года; Глава V. Международный правопорядок и права человека. Глава V Доклада Генерального Секретаря ООН о работе Организации // Документ ООН A/59/1 от 20 августа 2004 года.

36 См.: Док. ООН Р/55/2/2000.

37 Каламкарян Р.А. Господство права как юридический феномен в системе современного международного права. // Юрист-международник. – № 5. – 2005. – С. 16.

38 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59932. Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе «Брейн-ринг» 33.5 KB
  Ведущий: Прежде чем вызвать на ринг желающих принять участие в данном соревновании обговорим правила соревнования: а игра идет до 3х очков обдумывание ответа2 минуты. б если ответа нет то право ответа переходит к соревнующейся команде; в за каждый правильный ответ команда получает 1 очко; г команда победившая в ринге имеет право на выбор из оставшегося команд своего соперника. Какой кусок растворится быстрее и почему Ответ: объяснение явления связано с диффузией. Как это объяснить Ответ: между молекулами жидкости есть промежутки...
59936. Внеклассное мероприятие по информатике. «Любовь с первого взгляда к... информатике» 75 KB
  Мы с Валентиной желаем успехов каждой команде и объявляем начало 1 гейма. Он называется Дальше, дальше, дальше... вед. Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать дальше.
59938. Просит помощи Земля 90.5 KB
  Даже самые красивые фантазии засоряют нашу планету. слайд № 3 на фоне музыки читается стихотворение Выступление ученика цы чтение стихотворения: Моя планета человеческий дом.