89801

Участие международных неправительственных организаций в и международном здравоохранительном сотрудничестве

Научная статья

Международные отношения

В ХХI веке вопросы охраны коллективного и индивидуального здоровья не только не потеряли своей актуальности, а стали еще более острыми и неотложными, в том числе под влиянием новых вызовов и угроз1, приобретая глобальный характер. Не стало исключением международное здравоохранительное сотрудничество и право.

Русский

2015-05-15

130 KB

0 чел.

СAЖИЕНКО Н.В.

Участие международных неправительственных организаций в и международном здравоохранительном сотрудничестве

В ХХI веке вопросы охраны коллективного и индивидуального здоровья не только не потеряли своей актуальности, а стали еще более острыми и неотложными, в том числе под влиянием новых вызовов и угроз1, приобретая глобальный характер. Не стало исключением международное здравоохранительное сотрудничество и право. Современные цели и формы международно-правового сотрудничества в области здравоохранения так же подвержены изменениям под влиянием процессов глобализации, создающих и изменяющих характер угроз коллективному и индивидуальному здоровью.

Центральное место в координации международного здравоохранительного сотрудничества в настоящее время занимает специализированное учреждение ООН – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Важное значение в обеспечении этого сотрудничества играют иные органы и учреждения системы ООН, а также ряд региональных межправительственных организаций. Вопросами здравоохранения в сфере своей компетенции занимаются Международная организация труда (МОТ), Всемирная торговая организация (ВТО), Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам ребенка.

Однако, не менее значительную роль в обеспечении на международном уровне права на здоровье играют международные неправительственные организации. Им присущи общие тенденции повышения значимости этих международных акторов, которые под влиянием развития форм и направлений международных отношений и эволюции механизма международно-правового регулирования претерпели изменения в направлении увеличения количества и форм деятельности, степени воздействия на международное право. Несмотря на то, что в доктрине международного права не признается международная правосубъектность международных неправительственных организаций, их влияние в ХХI веке на развитие, имплементацию, соблюдение международного права, в том числе здравоохранительного, формирование и изменение международно-правового сознания не вызывает сомнения.

Преимуществом международных неправительственных организаций является неполитический, а зачастую нейтральный характер деятельности. Они могут собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания и обсуждения; инициировать конкретные пути их решения и побуждать правительства к заключению международных соглашений; принимать участие в подготовке международных договоров; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; осуществлять наблюдение за деятельностью международных межправительственных организаций; мобилизовывать общественное мнение на решение международных проблем и оказывать влияние на формирование международно-правового сознания.   

К формам деятельности международных неправительственных организаций являются: информационная, консультативная, правотворческая, контрольная, образовательная. Эти виды и формы в полной степени присущи международным здравоохранительным неправительственным организациям.

Большинство межправительственных организаций и специализированных учреждений ООН стремиться к тесному сотрудничеству с международными неправительственными организациями, предоставляя им консультативный статус. Это обусловлено тем, что международные неправительственные организации часто более эффективно действуют в сферах, в которых межправительственные организации не имеют опыта. В рамках ВОЗ существует специализированный орган, в компетенцию которого входит сотрудничество с неправительственными организациями – Постоянный комитет по неправительственным организациям. Отношения между ВОЗ и неправительственными организациями регулируются в соответствии с принципами, провозглашенными и принятыми ВОЗ2. Комитет по неправительственным организациям рекомендует ВОЗ вступать или не вступать в официальные отношения с той или иной неправительственной организацией3.  Состоянием на январь 2012 г. ВОЗ состоит в официальных отношениях с 57 неправительственным организациям4.

Международные неправительственные организации, действующие в области международного здравоохранения, можно классифицировать на:

- организации, представляющие профессиональные ассоциации;

- организации, способствующие развитию национальных систем здравоохранения;

- организации,  деятельность которых направлена на оказание медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;

- организации, деятельность которых направлена на борьбу с отдельными заболеваниями.

К первой группе относятся Всемирная медицинская ассоциация,  Международный совет медицинских сестер, Европейское Общество онкологических медсестер, Международная федерация фармацевтических производителей и ассоциаций, Международная фармацевтическая федерация

Всемирная медицинская ассоциация (ВМА)5. Была создана в июле 1945 г. во время неофициальной конференции врачей из нескольких государств в Лондоне, на которой было обсуждался вопрос создания международной медицинской организации вместо Ассоциации профессиональных международных врачей (L'Association Professionelle Internationale des Medecins)6. 18 сентября 1947 г. делегаты от 42 медицинских ассоциаций7 встретились в Женеве на первую Генеральную ассамблею ВМА, где приняли Конституцию (Устав). В настоящее время ВМА объединяет более 80 национальных медицинских ассоциаций. ВМА, как и ВОЗ занимается международными проблемами здравоохранения.

Организация для обеспечение гарантий независимости врачей и высоких этических стандартов их деятельности, что было особенно важно после Второй Мировой войны. Основными задачами ВМА являются создание свободных, открытых возможностей для дискуссии по клиническим вопросам медицины, по проблемам медицинской этики, медицинского образования, социально-медицинским проблемам и по проблемам здравоохранения в целом. Целью выработка рекомендаций врачам на случай сомнений в правильности возможных действий. Уникальность ВМА состоит в том, что она является единственным международным органом, защищающим интересы пациента.

ВМА выработало значительное количество деклараций и положений, среди которых Женевская декларация ВМА 1948 г.; Хельсинкская декларация ВМА, Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов 1964 г.; Декларация ВМА о принципах врачебной помощи в спортивной медицине 1981 г.; Мадридская Декларация о профессиональной автономии и самоуправлении врачей 1987 г. Декларации имеют рекомендательный характер, однако составляют основу биоэтики и МЗП. Путем принятия внутригосударственных актов, имплементирующих положения деклараций и международных региональных соглашений, данные нормы приобретают общеобязательный характер.    

Нормотворческая деятельность ВМА направлена и на защиту прав пациента. В этой сфере ВМА разработаны руководства, рекомендации и методические материалы по медицинской этике и участию человека в качестве объекта научных медицинских исследований, по правам пациентов, по уходу за ранеными и больными в ходе вооруженных конфликтов, по содержанию заключенных, по применению лекарственных средств, по планированию семьи, по влиянию загрязнения окружающей среды на здоровье человека и многим другим вопросам, связанным с принципами и правилами организации медицинской деятельности.

Главный орган ВМА – Генеральная Ассамблея. Ассамблея выбирает Совет ВМА каждые два года из представителей от каждого из 6 регионов ВМА: Африки, Азии, Европы, Латинской Америки, Северной Америки и Тихоокеанского региона. Председатель Совета, избирается Советом ВМА каждые два года. Главой ВМА является Президент, ежегодно избирающийся на Ассамблее. Как и исполнительный директор, Генеральный Секретарь работает в Секретариате, назначенном Советом ВМА. Секретариат ВМА расположен в Ферне-Вольтер, Франция. Комитеты ВМА: Комитет по медицинской этике Комитет по медико-социальным проблемам Комитет по бюджету и планированию.

Международный совет медицинских сестер8 – это объединение национальных сестринских организаций из 128 государств, основанное в 1899 г.т Совет стал первой международной профессиональной организацией в области здравоохранения. Цель Совета – способствовать повышению качества сестринского ухода и развитию научных основ сестринского дела. Совет в 1973 г. рассмотрел основные понятия, используемые в сестринском деле, и одобрил «Кодекс медсестер»9, определяющий нормы и правила профессионального поведения по отношению к обществу и пациентам в своей практике и межколлегиальных взаимоотношениях.

Европейское Общество онкологических медсестер10 образовано в 1894 г. и объединяет индивидуальных членов и 50 национальных организаций из 25 государств Европы. Создано для развития и совершенствования сестринского дела в онкологии, путем принятия участия в проектах, помогающих медсестрам развивать свои навыки. Организация старается поднять имидж онкологических медицинских сестер в Европе.

Международная федерация фармацевтических производителей и ассоциаций (IFPMA)11 основанная в 1968 г. IFPMA является международной, некоммерческой, неправительственной организацией. Секретариат расположен в Женеве, Швейцария. IFPMA представляет интересы фармацевтической промышленности, в том числе в области  биотехнологии. Членами IFPMA являются ведущие международные фармацевтические компании, а также национальные и региональные фармацевтические промышленные ассоциации. Целью IFPMA является  выработка политики, которая направлена на улучшение лекарственных средств и открытия новых, повышение их безопасных и  реализацию прав человека на доступ к лекарственным средствам.

IFPMA имеет несколько комитетов экспертов и рабочих групп. Руководящие органы: Совет; Ассамблея, которая включает в себя всех членов. Президент IFPMA избирается советом сроком на два года из числа главных исполнительных директоров компаний-членов. IFPMA имеет двух вице-президентов, которые  также избираются сроком на два года.

Руководящие принципы: поощрение глобальной экологической политики, благоприятной для инноваций в фармацевтической сфере; стимулирование этического поведения и практики добровольного согласия; принятие высоких стандартов производственной практики и обеспечение качества фармацевтической продукции, развитие сотрудничества с международными организациями, занимающимися вопросами улучшения здоровья населения, прежде всего в развивающихся государствах, обеспечение регулярных контактов, обмена опытом и координация усилий членов Федерации в достижении этих целей.

Международная фармацевтическая федерация12 является международной неправительственной организацией, основанной в 1912 г. Объединяет 124 национальные ассоциации провизоров, фармацевтов и ученых, занятых в данной сфере.

В рамках Федерации функционируют 9 секций: промышленной фармации, контрольно-аналитических лабораторий и регуляторных органов, академическая (проблемы фармобразования), фармацевтической информации, военной фармации, хозрасчетных аптек. Частные вопросы фармацевтической науки и аптечной практики рассматриваются тематическими рабочими группами.

Основные формы работы: проведение ежегодных конгрессов, организация периодических специализированных конгрессов и конференций, выпуск документов по актуальным проблемам оборота лекарств. Федерация состоит в официальных отношениях с ВОЗ и осуществляет с ней ряд совместных проектов.

Негосударственный характер Федерации и сетевая структура глобального охвата открывают возможности ознакомления с зарубежным опытом для любого заинтересованного работника фармацевтической отрасли. Этим Федерация отличается от аналогичных программ сотрудничества, существующих в рамках других международных организаций (ВОЗ, ЕС, Совет Европы). Эти программы носят межправительственный характер, в связи с чем участие в них отдельных специалистов возможно, как правило, лишь от лица органов исполнительной власти государств-членов.

Актуальными вопросами для Федерации является: определение роли промышленного фармацевта (провизора) в разработке препаратов, в производстве и обеспечении качества лекарственных средств, в регулировании оборота лекарственных средств, включая фармаконадзор; разрешение практических проблем в процессе таблетирования, включая вопросы выбора вспомогательных веществ и технологической оснастки, влияния процесса на стабильность препаратов, технологии анализа процессов, поиска корневых причин брака и др.; обеспечение качества и безопасности лекарственных средств при контрактном производстве; глобализация фармпроизводства и проблемы охраны окружающей среды.

Ко второй группе относится Европейский альянс по общественному здравоохранению (EPHA)13. Альянс представляет свыше 100  европейских неправительственных и иных некоммерческих организаций, занимающихся вопросами общественного здравоохранения. Задача Альянса заключается в пропаганде и защите интересов, связанных со здоровьем населения Европы, а также в укреплении сотрудничества между институтами, гражданским обществом и неправительственными организациями ЕС, направленного на поддержку эффективных мер государственной политики в области здравоохранения. 35 членов EPHA являются панъевропейскими или международными сетями.

Альянс выполняет следующие функции: следит за процессом разработки политики институтами ЕС и обеспечивает максимальное предоставление всем заинтересованным сторонам информации, касающейся здоровья и изменений политики в области общественного здравоохранения; способствует информированности населения и неправительственных организаций европейских государствах о политике в области здравоохранения и о мероприятиях в рамках программ, влияющих на состояние здоровья населения Европы; поддерживает сотрудничество и партнерство неправительственных организаций и других некоммерческих организаций, которые на европейском, национальном и местном уровнях активно занимаются вопросами оздоровления и общественного здравоохранения.  

К третьей группе относятся Врачи без границ (MSF)14 – неправительственная международная гуманитарная, медицинская организация по оказанию медицинской помощи людям, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий, эпидемий. Является некоммерческой самоуправляемой организацией, состоящей из 23 ассоциаций. Организация была основана в 1971 г. в Париже с целью оказания помощи жертвам вооружённого конфликта в Нигерии в 1967-1970 гг. Принципы деятельности организации содержаться в Уставе. В своей деятельности MSF руководствуется медицинской этикой и принципами нейтралитета и беспристрастности, оказывает помощь людям в зависимости от потребностей, независимо от расы, религии, пола или политических убеждений.

Организация ежегодно посылает более 3 тысяч добровольцев в более чем 60 государств, включая зоны вооруженных конфликтов. Волонтеры организации работают во многих горячих точках. «Врачи без границ» ведут профилактическую и просветительскую работу по борьбе с наркоманией и СПИДом. Финансирование врачей без границ осуществляется с помощью частных пожертвований.

Отдельное место среди международных неправительственных организаций занимает Международный Комитет Красного Креста15. Одним из направлений деятельности МККК является обеспечение работы и охраны систем здравоохранения во время вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право содержит положения, обеспечивающие защиту права на доступ к медицинской помощи во время вооруженных конфликтов.

К четвертой группе относится Международный союз по борьбе с туберкулезом и болезнями легких и Международный союз против рака.

Международный союз по борьбе с туберкулезом и болезнями легких16 является некоммерческой, негосударственной международной организацией, созданной в 1920 г. Целью организации является осуществление деятельности направленной на улучшение здоровья легких у людей, проживающих в государствах с низким и средним уровнем дохода. Структура организации: подразделение по борьбе с туберкулезом, подразделение  по борьбе с ВИЧ-ассоциированным туберкулезом, подразделение по борьбе против табака, подразделение по борьбе с заболеваниями легких среди детей, подразделение  по борьбе с астмой.

Основными направлениями деятельности является: техническая и материальная поддержка инициатив, направленных на борьбу с  туберкулезом и заболеваниями легких в развивающихся государствах, а также помощь в обмене информацией, опытом и навыками борьбы с ТБ и заболеваниями легких между развитыми и развивающимися государствами; организация международного взаимодействия и обмена опытом с целью включения межнациональной экспертной оценки в процессе планирования и реализации подобных программ. При участии научно-исследовательского отдела Союза и технической поддержке национальных программ проводятся научные и практические исследования в сфере борьбы с ТБ и заболеваниями легких; сбор и распространение информации, знаний и навыков в области борьбы с ТБ и заболеваниями легких.

С 2005 г. подразделение по борьбе с ВИЧ-ассоциированным туберкулезом осуществляет новую программу борьбы с туберкулезом среди лиц, живущих с ВИЧ - Integrated HIV Care for Tuberculosis Patients Living with HIV/AIDS (IHC). Цель данной программы – использование координационных и интегративных методик в борьбе с ТБ/ВИЧ, включая измерение и оценку ресурсов системы здравоохранения государств-участниц, а также их возможности обеспечить  лекарствами и необходимым оборудованием пункты оказания помощи пациентам с ВИЧ-ассоциированным туберкулезом. Эта программа внедрена и протестирована в 4 государствах (Бенин, Уганда, Мьянма, Конго) при поддержке Европейской комиссии и Агентства США по международному развитию (USAID).

Союз поддерживает эффективные программы по контролю над табакокурением с помощью технических ресурсов и технической помощи, а также занимается подготовкой кампаний против табака в средствах массовой информации для адаптации и использования в государствах с низким и средним доходом. Союз предоставляет гранты, выделенные на международную инициативу Блумберга (BGI — Bloomberg Global Initiative) по сокращению уровня потребления табака. Программа грантов рассчитана на проведение в государствах с низким и средним уровнем доходов, в которых проживает наибольшее число потребителей табака.

Международный союз против рака17 функционирует с 1933 г. Союз объединяет более 300 организаций, специализирующихся на контроле над раком, в более чем 100 государствах по всему миру. Союз является ведущей международной неправительственной организацией, созданной для профилактики онкологических заболеваний и контроля над ними. Цель заключается в связи, мобилизации и поддержке организаций, ведущих экспертов и волонтеров и их объединении в единое сообщество, которое было бы способно предотвратить развитие онкологических заболеваний, которые угрожают жизни будущих поколений.

1 Первой угрозой является изменение климата, который воздействует на самое необходимое для здоровья, – чистый воздух, безопасную питьевую воду, пищевые продукты в достаточном количестве и надежный кров. Многие из основных причин смерти, такие как диарейные болезни, недостаточность питания, малярия и денге, крайне чувствительны к климату, и ожидается, что с изменением климата они усугубятся. Второй угрозой является распространение туберкулеза. Третей угрозой - распространение ВИЧ/СПИДа. Четвертой угрозой – появление и распространение новых вирусных инфекций. Пятой угрозой – биотерроризм.  

2 Основные документы, 47-е издание, Женева, Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.

3 Доклады комитетов Исполнительного комитета. Постоянный комитет по неправительственным организациям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/ru/ 

4 Список неправительственных организаций, состоящих в официальных отношениях с ВОЗ, который был рассмотрен Исполкомом на его сто тридцатой сессии. Доклады комитетов Исполнительного комитета. Постоянный комитет по неправительственным организациям / EB130/31 от 23 января 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/ru/

5 World Medical Association [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wma.net/en/10home/index.html

6 Была основана в 1926 г. и ее членами были 23 государства, но после начала второй мировой войны она прекратила свою работу.

7 В том числе 27 европейских национальных медицинских ассоциаций.

8 [] International Council of Nurses Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.icn.ch// 

9 В 1989 году Совет национальных представителей стран, входящих в Международный совет медицинских сестер внес в него изменения и уточнения.

10 European Oncology Nursing Society [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cancernurse.eu/

11 International Federation of Pharmaceutical Manufacturers & Associations (IFPMA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifpma.org/

12 International Pharmaceutical Federation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fip.org/ 

13 European Public Health Alliance (EPHA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.epha.org/

14 фр. Médecins sans frontières (MSF) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.msf.org/  

15 International Committee of the Red Cross [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icrc.org/ 

16 International Union Against Tuberculosis and Lung Disease [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ingentaconnect.com/content/iuatld

17 Union for International Cancer Control [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uicc.org/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68000. Розвиток університетів в Західній Європі в 16 – 17 столітті 59 KB
  Перші ж університети з’явилися в Західній Європі в 12 столітті як об’єднання учнів і вчителів. Університети користувалися автономією по відношенню до церкви і феодалів. Університети як правило мали чотири факультети: підготовчий артистичний або мистецтв богословський юридичний медичний.
68001. Педагогічні погляди Томазо Кампанели 61.5 KB
  Знайомлячись з педагогічними ідеями Кампанелли особливе місце варто віддати Місту Сонця його найбільшому досягненню. Популярність і слава нагорода якою наділив час автора всесвітньо відомого Міста Сонця вже після його смерті. Місто Сонця і реальність.
68003. Педагогічні погляди Томаса Мора 98 KB
  Колет проповідував реформу церкви, невпинно викривав пороки духівництва, призивав до морального відновлення суспільства на християнській основі. Покладаючи всі надії на освіту, Колет розглядав його як головний шлях здійснення задуманої реформи.
68004. ОСТРЫЕ СОСТОЯНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ФАКТОРАМИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, И НЕКОТОРЫЕ ВНЕЗАПНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ 126.2 KB
  К ядам следует причислить ряд веществ применяемых в промышленности промышленные яды и сельском хозяйстве яды для уничтожения сорняков. При поступлении токсических веществ в дыхательные пути следует в первую очередь вынести пострадавшего на свежий воздух уложить освободить от стесняющей одежды...
68006. Особенности работы карьерного транспорта. Грузооборот и грузопотоки карьера 230.5 KB
  Основными параметрами карьерных автосамосвалов являются грузоподъемность мощность двигателя объем кузова колесная формула и минимальный радиус поворота. Устойчивая тенденция нарастания глубины карьеров при соответствующем увеличении плеча откатки предопределили...
68007. Разработка стратегии расширения географии регионального присутствия ЗАО «Компания ТрансТелеКом» в интересах сохранения доли на рынке предоставления услуг связи 1.56 MB
  ТТК работает как на операторском, так и на корпоративном рынке. Клиентами компании являются в первую очередь организации с географически распределенным бизнесом. Прежде всего, это операторы связи, компании, взаимодействующие с железнодорожной инфраструктурой, крупные корпорации, государственные предприятия...
68008. Марк Порций Катон Старший 51.13 KB
  Марк Порций Катон Старший (234-149 гг. до н. э.) – римский политический деятель, полководец, писатель. Он сумел подняться от мелкого плебея, да крупного землевладельца, обладающего огромным влиянием на своих современников. Почвоведам Катон известен своим трактатом «О земледелии».