89802

СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Научная статья

Международные отношения

В статье говорится о месте и роли культуры в защите внешнеполитических интересов. В работе автор подтвердил мнение что экспорт русского языка достижений российской науки являются инструментами мягкого влияния России на международной арене.

Русский

2015-05-15

67.95 KB

0 чел.

МУХАМЕТОВ Р.С.

СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье говорится о месте и роли культуры в защите внешнеполитических интересов. Автор внес некоторые уточнения в формулировку термина «культурная дипломатия». В работе автор подтвердил мнение, что экспорт русского языка, достижений российской науки являются инструментами «мягкого» влияния России на международной арене.

Ключевые слова: Культурная дипломатия, внешняя культурная политика, экспорт образования.

Государство осуществляет свою внешнюю политику и защищает национальные интересы с помощью различных инструментов. К военным средствам внешней политики принято относить насилие и угрозу применения военной силы. Экономическими инструментами являются санкции, эмбарго или своего рода «поощрения повиновения», «вознаграждения» (в виде предоставления кредитов, поставок энергоресурсов по льготным ценам). Публичная дипломатия включает в себя программы, финансируемые правительством и направленные на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах с целью формирования у зарубежной аудитории положительных взглядов на проводимую государством внешнюю и внутреннюю политику. Однако международная репутация любого государства определяется не только политическим весом и экономической мощью, но и культурным потенциалом. Пропаганда в зарубежных странах своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и малых государств2 Иными словами, все государства рассматривают пропаганду своей национальной культуры как инструмент распространения политического влияния в мире.

В реализации внешнеполитической стратегии особая роль принадлежит культурной дипломатии. На сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной литературе не существует единства мнений по поводу сущности данной дефиниции. Сам термин ввел в научный оборот американский исследователь Ф. Баргхорн, который понимал под этим «манипуляцию культурными материалами и кадрами в пропагандистских целях» 3.

Российский исследователь А.В.Голубев дает следующее определение культурной дипломатии – «это использование государством для достижения политических, дипломатических, пропагандистских целей существующих или специально установленных культурных, общественных и научных связей» 4.

Под данным термином мы подразумеваем систему мер, которая связана с использованием культуры в качестве объекта и средства достижения внешнеполитических приоритетов государства путем ее распространения и популяризации за рубежом.  

Можно выделить следующие задачи, которые решаются культурной дипломатией:

  1.  ознакомление зарубежной общественности с культурой собственной страны;
  2.  использование культурных обменов и других культурных проектов для повышения престижа и облика страны и создания благоприятных условий для сотрудничества в смежных сферах, например, в экономике и политике;
  3.  укрепление позиций языка своей страны за рубежом;
  4.  культурное обслуживание соотечественников за рубежом.

Культурной дипломатией занимаются все страны, в том числе и Россия. Поддержка соотечественников за рубежом, всемерная защита их прав и законных интересов являются одним из приоритетных направлений внешней политики государства. Россия строго придерживается принципа, согласно которому обеспечение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, не является исключительно внутренним делом любого государства. В настоящее время российская диаспора составляет около 27 млн. человек, в том числе свыше 17 млн. в ближнем зарубежье. Поэтому вопросы сохранения культурной и гуманитарной среды соотечественников – использования русского языка, получения образования на родном языке, доступ к русскоязычным СМИ, установление связей с исторической родиной сохраняют свою актуальность.

Посредством использования специфического инструментария, форм и методов осуществления культурная дипломатия способна внести  существенный вклад в обеспечение национальных интересов и повышение эффективности российской внешней политики.

Особое значение в деле реализации геополитических и экономических интересов страны имеют связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и эффективным средством внешней политики России.

Экспорт образования реализуется путем коммерческого присутствия в странах-партнерах  филиалов и представительств вузов, совместных университетов либо обучения иностранных студентов в российских высших образовательных учреждениях.

Важную роль в обеспечении прав наших соотечественников, в том числе и права на  получения образования на родном русском языке, играет зарубежная сеть филиалов российских вузов. В настоящее время практически во всех государствах-участниках СНГ и стран Балтии существуют филиалы российских высших учебных заведений, созданные, в том числе, такими ведущими вузами страны, как Московский государственный университет имени Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, Московский институт стали и сплавов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российская экономическая академия имени Плеханова. Сегодня на основании российских лицензий действуют 42 филиала, в которых обучаются 25 тыс. человек 5.

Зарубежные филиалы российских высших учебных заведений решают следующие задачи:

  1.  расширяют изучение русского языка и культуры России в зарубежных странах;
  2.  содействуют сохранению русской культуры и русского языка в странах ближнего зарубежья;
  3.  поддерживают функционирование русского языка в государствах-участниках СНГ и странах Балтии;
  4.  обеспечивают права соотечественников, в том числе и права на получение образования на родном русском языке;
  5.  наконец, восстанавливают единое культурно-информационное поле на всем постсоветском пространстве.

Так, в настоящий период только  в Киргизии действуют следующие филиалы российских вузов: Киргизско-Российский Славянский университет, филиал Балтийского государственного технического университета «Военмех», Бишкекский филиал «Международного славянского института», Киргизско-Российская академия образования, Бишкекский филиал «Российского государственного торгово-экономического университета», филиал Российского государственного социального университета в г.Ош, Бишкекский, Каракольский и Ошский филиалы Московского института предпринимательства и права 6.

Основной формой подготовки иностранных специалистов является обучение в российских образовательных учреждениях на территории страны. Сегодня на территории России в 790 образовательных учреждений проходят обучение 165 500 человек из 150 государств мира (из государств-участников СНГ – 80 тыс.), в том числе в вузах: студентов – 158 050 человек, аспирантов – 4340,  докторантов – 111. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования обучается 7450 человек [7]. По данным ОЭСР Россия принимает только 2 % от общего количества иностранных студентов, составившего в 2007 году три миллиона. Для сравнения: США принимает 20 %, Великобритания обучает 12 %, Германия  и Франция – 9 % и 8 % соответственно. Значительное количество студентов обучается в Австралии (7 %), Канаде (4 %), Японии (4 %). Россия по числу иностранных студентов находится сегодня на 9 месте. Самые крупные по численности группы иностранных студентов, обучающихся сегодня на дневных отделениях в российских вузах – из Казахстана, Китая,  Киргизии и Белоруссии. Далее следуют Индия, Вьетнам, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Украина 7.

Повышенного внимания требует увеличение объемов подготовки иностранных специалистов на российской образовательной базе путем предоставления государственных стипендий. Ежегодный приём иностранных граждан, принимаемых для обучения  в  российские образовательные учреждения за счет федерального бюджета в 2009/2010 учебном году составил 10 тыс. человек.

Основной целью государственной политики России в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях является реализация геополитических и социально-экономических интересов России через подготовку элиты зарубежных государств 8.

Помимо очевидных политических дивидендов обучение зарубежных студентов является и весьма прибыльной индустрией. Объем мирового рынка образовательных услуг составляет примерно 90 млрд. долларов.  За счет иностранных студентов американская экономика получает ежегодно от 12 до 14 млрд. долларов 9. По оценкам экспертов доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 млн. долларов в год 10.

Таким образом, экспорт образования представляет собой инструмент «мягкого» влияния России на международной арене через распространение русского языка, достижений российской науки, культуры и ценностей.

Безусловным приоритетом внешней политики России является популяризация русского языка за рубежом, расширение и укрепление пространства русского языка и культуры, оказание содействия в изучении и распространении русского языка как неотъемлемой части мировой культуры, признанного инструмента межнационального общения. В этой области наиболее активную деятельность ведут Российский центр международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр) при МИД России, а также Фонд «Русский мир».

Богатый опыт в работе по поддержке русского языка накоплен Федеральным агентством Россотрудничество, которое обладает постоянно действующей сетью курсов русского языка. Такие курсы действуют в 38 странах при 43 представительствах Росзарубежцентра – российских центрах науки и культуры (РЦНК), на которых ежегодно обучаются от 15 до 20 тыс. человек 11.

Деятельность РЦНК не ограничивается только организацией работы по распространению и изучению русского языка в иностранных государствах. Проводимый ими широкий спектр мероприятий (выступления художественных коллективов и отдельных исполнителей, видео- и кинопросмотры, выставки, включая выставки художественных произведений, изделий народного творчества и фотовыставки, пропагандирующих русскую культуру) способствует формированию положительного внешнеполитического имиджа России. Наиболее традиционными формами культурной дипломатии являются всемирные выставки, форумы, фестивали, регулярно проводимые в разных странах.

Одним из важных инструментов культурной дипломатии является проведение так называемого «перекрестного года» России с иностранным государством. Содержание программы представляет уникальную возможность для взаимного знакомства со страной-партнером, приобретения знаний о ее национальной самобытности, культуре, истории и современной жизни, ведения открытого диалога по актуальной двусторонней и международной проблематике.

Другим «форпостом» в работе по поддержке русского языка за рубежом является Фонд «Русский мир». В настоящее время в 17 странах ближнего и дальнего зарубежья насчитывается 26 Русских центров. Основным направлением деятельности данных центров является проведение тематических недель, посвященных российской культуре, литературе, кинематографу, спорту; организация фестивалей, праздников и вечеров, посвященных русскому языку и культуре 12.

По данным российского внешнеполитического ведомства в настоящее время разными формами изучения русского языка за рубежом охвачено около 14 млн. человек (в странах СНГ и Балтии – 12 млн., в дальнем зарубежье – почти два млн.) 13 .

Практика организации культурного присутствия за рубежом, популяризация отечественного культурного достояния за границей входит в число внешнеполитических приоритетов большинства государств. Это можно объяснить несколькими причинами. Культурное сотрудничество России с зарубежными странами  должно способствовать созданию благоприятного климата для успешного осуществления внешнеполитических акций, утверждению за страной достойного, сообразного ее геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой арене. Культурные связи призваны работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире, должны порождать и поощрять чувства симпатии к нашей стране, множить число ее друзей, демонстрировать открытость российского общества и служить свидетельством возрождения России в качестве свободного и демократического государства.

Как показал анализ, в деле реализации внешнеполитической приоритетов России на международной арене в целом и на постсоветском пространстве в частности наряду с военной силой и экономической мощью особая роль принадлежит культуре. Использование культуры в качестве инструмента внешней политики России отнюдь не преследует цели полностью заменить прежние, испытанные средства.

2 Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. № 3, стр. 62-63.

3 Голубев А.В. «…Взгляд  на землю обетованную»: Из истории советской культурной дипломатии 1920-1930-х годов. М., 2004. С. 5.

4 Голубев А.В. «Звездный час» советской культурной дипломатии: 1929-1939 годы // Россия и современный мир. 1999. № 2. С. 224.

5 О подготовке иностранных специалистов для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. URL: http://img.russia.edu.ru/novosti/o_podgotovke_inostr_spec-v.pdf (дата обращения: 17.05.2012).

6 Российско-киргизские отношения в области науки и образования. URL: http://img.russia.edu.ru/novosti/o_podgotovke_inostr_spec-v.pdf .

7 Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 -2020 гг. URL: http://russia.edu.ru/information/analit/official/3783/ (дата обращения: 17.06.2012).

8 Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях от 18 октября 2002 года. URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/conception/ (дата обращения: 17.06.2012).

9 Дмитриев Н.М. Развитие экспорта образовательных услуг российских вузов. URL: http://russia.edu.ru/information/analit/official/4069/ (дата обращения: 17.07.2012).

10 Андрей Фурсенко поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России. URL: http://dic.edu.ru/news/2328/ (дата обращения: 17.09.2010).

11 К вопросу о роли русского языка в мире (справочная информация МИД РФ, 2004). URL: http://www.etnosfera.ru (дата обращения: 17.05.2012).

12 Что такое Русский центр? URL: http://www.russkiymir.ru (дата обращения: 17.09.2010).

13 Роль русского языка в мире: новые вызовы и решения (справочная информация МИД РФ, 2005). URL:  http://www.mid.ru (дата обращения: 17.05.2012).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21468. Одночастотный лазерный интерферометр Майкельсона. Принципы измерения расстояний и линейных перемещений 395.5 KB
  1 Упрощенная схема интерферометра Майкельсона При рассмотрении двухлучевых интерферометров следует обратить внимание на временные и пространственные фазы излучения. Поскольку основным уравнением интерферометрии является уравнение для интенсивности излучения сформированного двумя полями 1 2...
21469. Лазерный доплеровский анемометр 610.5 KB
  Движущиеся вместе с газовым потоком частицы рассматриваются как приемники световых волн от неподвижного источника и одновременно как передатчикиретрансляторы оптического излучения к неподвижному наблюдателю. Частота рассеянного излучения в точке наблюдения равна: 1 где ν частота излучения источника; с скорость света; u проекция скорости частицы в направлении на точку наблюдения. Итак Доплеровская частота сигнала на выходе фотоприемника зависит от длины волны лазерного излучения скорости частиц и геометрии оптической системы....
21470. Пример одночастотного лазерного интерферометра Майкельсона. Абсолютный баллистический гравиметр 10.6 MB
  3 Принцип определения ускорения свободного падения На практике калибруются только частота длина волны лазерного излучения и частота встроенного опорного стандарта частоты для измерения интервалов времени.1 нм что равно 1 17 от длины волны 633 нм лазерного излучения.5 Направления применения гравиметрической информации g Corrections: instrumentl nd geophysicl tides ocen loding polr motion Motion eqution of freeflling body in the grvity field: TTL signl longperiod seismometer or ctive vibroisoltion system t 633 nm or 532 nm FG5216...
21471. Волоконный гироскоп 412 KB
  Принцип действия оптического гироскопа основан на эффекте Саньяка Рис. При радиусе оптического пути время достижения расщепителя лучей светом движущимся по часовой стрелке выражается как 1 в противоположном направлении 2 где с скорость света. Она не зависит от формы оптического пути положения центра вращения и коэффициента преломления. Структурные схемы гироскопов на эффекте Саньяка r и l частота генерации света с правым и левым вращением;  время необходимое для однократного прохождения светом...
21472. Оптическая мышка 277 KB
  До появления этих мышей да и еще долго после этого большинство массовых компьютерных грызунов были оптомеханическими перемещения манипулятора отслеживались оптической системой связанной с механической частью двумя роликами отвечавшими за отслеживание перемещения мыши вдоль осей Х и Y; эти ролики в свою очередь вращались от шарика перекатывающегося при перемещении мыши пользователем. На основании анализа череды последовательных снимков представляющих собой квадратную матрицу из пикселей разной яркости интегрированный DSP...
21473. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЗИОЛОГИИ И ПАТОЛОГИИ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА 213.5 KB
  Общее количество жидкости в организме: л=кг веса тела х 06 мужчины х 05 женщины Внеклеточное пространство: л=кг веса тела х 02 Внутрисосудистое: л=кг веса тела х 0043 Внутриклеточное пространство л=общее количество жидкости в организме л внеклеточное пространство Таблица 3 Внеклеточная трансцеллюлярная жидкость: средние концентрации электролитов неэлектролитов и рН в спинномозговой жидкости рН Электролиты ммоль л N K C2 Cl HCO3 глюкоза ммоль л Молочная ктк ммоль л 74 146 35 15 125 25 28 7 167 Таблица 4...
21474. Реаниматрологическая помощь при термической травме 160 KB
  Schievens 1936 в эксперименте на животных показал что 2 4 ч после обширных ожогов объем циркулирующей крови составлял 42 61 от исходного. 1942 и Stockis 1943 характеризуется снижением объема циркулирующей крови. Снижение активного внеклеточного пространства и соответственно объема циркулирующей крови находится в прямой зависимости от размера поражения. Гиповолемия и связанная с ней гемоконцентрация в значительной мере изменяют динамическую вязкость и суспензионную стабильность крови и условие её прохождения через микроциркуляторное...
21475. Организация анестезиологической и реаниматологической помощи на этапе квалифицированной медици-нской помощи 255 KB
  Квалифицированная хирургическая и терапевтическая медицинская помощь. Особенности оказания квалифицированной медицинской помощи в рамках медицинского обеспечения соединений в наступательной операции. Особенности оказания квалифицированной медицинской помощи в рамках медицинского обеспечения соединений действующих в отрыве от главных сил армии.
21476. Организация анестезиологической и реаниматологической помощи на этапе специализированной медицинской помощи 248.5 KB
  Документы медицинского учета ОАРИТ ВПГ Общие сведения о работе ВПХГ. ЛЕКЦИЯ Тема: Организация анестезиологической и реаниматологической помощи на этапе специализированной медицинской помощи ОРГАНИЗАЦИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И РЕАНИМАТОЛГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ГОСПИТАЛЬНОЙ БАЗЕ На этапе специализированной медицинской помощи анестезиологическое и реаниматологическое обеспечение возлагается на ведущих анестезиологов госпитальных баз и на персонал отделений анестезиологии и интенсивной терапии ОАИТ госпиталей. Тяжесть состояния...