89802

СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Научная статья

Международные отношения

В статье говорится о месте и роли культуры в защите внешнеполитических интересов. В работе автор подтвердил мнение что экспорт русского языка достижений российской науки являются инструментами мягкого влияния России на международной арене.

Русский

2015-05-15

67.95 KB

0 чел.

МУХАМЕТОВ Р.С.

СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье говорится о месте и роли культуры в защите внешнеполитических интересов. Автор внес некоторые уточнения в формулировку термина «культурная дипломатия». В работе автор подтвердил мнение, что экспорт русского языка, достижений российской науки являются инструментами «мягкого» влияния России на международной арене.

Ключевые слова: Культурная дипломатия, внешняя культурная политика, экспорт образования.

Государство осуществляет свою внешнюю политику и защищает национальные интересы с помощью различных инструментов. К военным средствам внешней политики принято относить насилие и угрозу применения военной силы. Экономическими инструментами являются санкции, эмбарго или своего рода «поощрения повиновения», «вознаграждения» (в виде предоставления кредитов, поставок энергоресурсов по льготным ценам). Публичная дипломатия включает в себя программы, финансируемые правительством и направленные на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах с целью формирования у зарубежной аудитории положительных взглядов на проводимую государством внешнюю и внутреннюю политику. Однако международная репутация любого государства определяется не только политическим весом и экономической мощью, но и культурным потенциалом. Пропаганда в зарубежных странах своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и малых государств2 Иными словами, все государства рассматривают пропаганду своей национальной культуры как инструмент распространения политического влияния в мире.

В реализации внешнеполитической стратегии особая роль принадлежит культурной дипломатии. На сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной литературе не существует единства мнений по поводу сущности данной дефиниции. Сам термин ввел в научный оборот американский исследователь Ф. Баргхорн, который понимал под этим «манипуляцию культурными материалами и кадрами в пропагандистских целях» 3.

Российский исследователь А.В.Голубев дает следующее определение культурной дипломатии – «это использование государством для достижения политических, дипломатических, пропагандистских целей существующих или специально установленных культурных, общественных и научных связей» 4.

Под данным термином мы подразумеваем систему мер, которая связана с использованием культуры в качестве объекта и средства достижения внешнеполитических приоритетов государства путем ее распространения и популяризации за рубежом.  

Можно выделить следующие задачи, которые решаются культурной дипломатией:

  1.  ознакомление зарубежной общественности с культурой собственной страны;
  2.  использование культурных обменов и других культурных проектов для повышения престижа и облика страны и создания благоприятных условий для сотрудничества в смежных сферах, например, в экономике и политике;
  3.  укрепление позиций языка своей страны за рубежом;
  4.  культурное обслуживание соотечественников за рубежом.

Культурной дипломатией занимаются все страны, в том числе и Россия. Поддержка соотечественников за рубежом, всемерная защита их прав и законных интересов являются одним из приоритетных направлений внешней политики государства. Россия строго придерживается принципа, согласно которому обеспечение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, не является исключительно внутренним делом любого государства. В настоящее время российская диаспора составляет около 27 млн. человек, в том числе свыше 17 млн. в ближнем зарубежье. Поэтому вопросы сохранения культурной и гуманитарной среды соотечественников – использования русского языка, получения образования на родном языке, доступ к русскоязычным СМИ, установление связей с исторической родиной сохраняют свою актуальность.

Посредством использования специфического инструментария, форм и методов осуществления культурная дипломатия способна внести  существенный вклад в обеспечение национальных интересов и повышение эффективности российской внешней политики.

Особое значение в деле реализации геополитических и экономических интересов страны имеют связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и эффективным средством внешней политики России.

Экспорт образования реализуется путем коммерческого присутствия в странах-партнерах  филиалов и представительств вузов, совместных университетов либо обучения иностранных студентов в российских высших образовательных учреждениях.

Важную роль в обеспечении прав наших соотечественников, в том числе и права на  получения образования на родном русском языке, играет зарубежная сеть филиалов российских вузов. В настоящее время практически во всех государствах-участниках СНГ и стран Балтии существуют филиалы российских высших учебных заведений, созданные, в том числе, такими ведущими вузами страны, как Московский государственный университет имени Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, Московский институт стали и сплавов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российская экономическая академия имени Плеханова. Сегодня на основании российских лицензий действуют 42 филиала, в которых обучаются 25 тыс. человек 5.

Зарубежные филиалы российских высших учебных заведений решают следующие задачи:

  1.  расширяют изучение русского языка и культуры России в зарубежных странах;
  2.  содействуют сохранению русской культуры и русского языка в странах ближнего зарубежья;
  3.  поддерживают функционирование русского языка в государствах-участниках СНГ и странах Балтии;
  4.  обеспечивают права соотечественников, в том числе и права на получение образования на родном русском языке;
  5.  наконец, восстанавливают единое культурно-информационное поле на всем постсоветском пространстве.

Так, в настоящий период только  в Киргизии действуют следующие филиалы российских вузов: Киргизско-Российский Славянский университет, филиал Балтийского государственного технического университета «Военмех», Бишкекский филиал «Международного славянского института», Киргизско-Российская академия образования, Бишкекский филиал «Российского государственного торгово-экономического университета», филиал Российского государственного социального университета в г.Ош, Бишкекский, Каракольский и Ошский филиалы Московского института предпринимательства и права 6.

Основной формой подготовки иностранных специалистов является обучение в российских образовательных учреждениях на территории страны. Сегодня на территории России в 790 образовательных учреждений проходят обучение 165 500 человек из 150 государств мира (из государств-участников СНГ – 80 тыс.), в том числе в вузах: студентов – 158 050 человек, аспирантов – 4340,  докторантов – 111. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования обучается 7450 человек [7]. По данным ОЭСР Россия принимает только 2 % от общего количества иностранных студентов, составившего в 2007 году три миллиона. Для сравнения: США принимает 20 %, Великобритания обучает 12 %, Германия  и Франция – 9 % и 8 % соответственно. Значительное количество студентов обучается в Австралии (7 %), Канаде (4 %), Японии (4 %). Россия по числу иностранных студентов находится сегодня на 9 месте. Самые крупные по численности группы иностранных студентов, обучающихся сегодня на дневных отделениях в российских вузах – из Казахстана, Китая,  Киргизии и Белоруссии. Далее следуют Индия, Вьетнам, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Украина 7.

Повышенного внимания требует увеличение объемов подготовки иностранных специалистов на российской образовательной базе путем предоставления государственных стипендий. Ежегодный приём иностранных граждан, принимаемых для обучения  в  российские образовательные учреждения за счет федерального бюджета в 2009/2010 учебном году составил 10 тыс. человек.

Основной целью государственной политики России в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях является реализация геополитических и социально-экономических интересов России через подготовку элиты зарубежных государств 8.

Помимо очевидных политических дивидендов обучение зарубежных студентов является и весьма прибыльной индустрией. Объем мирового рынка образовательных услуг составляет примерно 90 млрд. долларов.  За счет иностранных студентов американская экономика получает ежегодно от 12 до 14 млрд. долларов 9. По оценкам экспертов доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 млн. долларов в год 10.

Таким образом, экспорт образования представляет собой инструмент «мягкого» влияния России на международной арене через распространение русского языка, достижений российской науки, культуры и ценностей.

Безусловным приоритетом внешней политики России является популяризация русского языка за рубежом, расширение и укрепление пространства русского языка и культуры, оказание содействия в изучении и распространении русского языка как неотъемлемой части мировой культуры, признанного инструмента межнационального общения. В этой области наиболее активную деятельность ведут Российский центр международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр) при МИД России, а также Фонд «Русский мир».

Богатый опыт в работе по поддержке русского языка накоплен Федеральным агентством Россотрудничество, которое обладает постоянно действующей сетью курсов русского языка. Такие курсы действуют в 38 странах при 43 представительствах Росзарубежцентра – российских центрах науки и культуры (РЦНК), на которых ежегодно обучаются от 15 до 20 тыс. человек 11.

Деятельность РЦНК не ограничивается только организацией работы по распространению и изучению русского языка в иностранных государствах. Проводимый ими широкий спектр мероприятий (выступления художественных коллективов и отдельных исполнителей, видео- и кинопросмотры, выставки, включая выставки художественных произведений, изделий народного творчества и фотовыставки, пропагандирующих русскую культуру) способствует формированию положительного внешнеполитического имиджа России. Наиболее традиционными формами культурной дипломатии являются всемирные выставки, форумы, фестивали, регулярно проводимые в разных странах.

Одним из важных инструментов культурной дипломатии является проведение так называемого «перекрестного года» России с иностранным государством. Содержание программы представляет уникальную возможность для взаимного знакомства со страной-партнером, приобретения знаний о ее национальной самобытности, культуре, истории и современной жизни, ведения открытого диалога по актуальной двусторонней и международной проблематике.

Другим «форпостом» в работе по поддержке русского языка за рубежом является Фонд «Русский мир». В настоящее время в 17 странах ближнего и дальнего зарубежья насчитывается 26 Русских центров. Основным направлением деятельности данных центров является проведение тематических недель, посвященных российской культуре, литературе, кинематографу, спорту; организация фестивалей, праздников и вечеров, посвященных русскому языку и культуре 12.

По данным российского внешнеполитического ведомства в настоящее время разными формами изучения русского языка за рубежом охвачено около 14 млн. человек (в странах СНГ и Балтии – 12 млн., в дальнем зарубежье – почти два млн.) 13 .

Практика организации культурного присутствия за рубежом, популяризация отечественного культурного достояния за границей входит в число внешнеполитических приоритетов большинства государств. Это можно объяснить несколькими причинами. Культурное сотрудничество России с зарубежными странами  должно способствовать созданию благоприятного климата для успешного осуществления внешнеполитических акций, утверждению за страной достойного, сообразного ее геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой арене. Культурные связи призваны работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире, должны порождать и поощрять чувства симпатии к нашей стране, множить число ее друзей, демонстрировать открытость российского общества и служить свидетельством возрождения России в качестве свободного и демократического государства.

Как показал анализ, в деле реализации внешнеполитической приоритетов России на международной арене в целом и на постсоветском пространстве в частности наряду с военной силой и экономической мощью особая роль принадлежит культуре. Использование культуры в качестве инструмента внешней политики России отнюдь не преследует цели полностью заменить прежние, испытанные средства.

2 Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. № 3, стр. 62-63.

3 Голубев А.В. «…Взгляд  на землю обетованную»: Из истории советской культурной дипломатии 1920-1930-х годов. М., 2004. С. 5.

4 Голубев А.В. «Звездный час» советской культурной дипломатии: 1929-1939 годы // Россия и современный мир. 1999. № 2. С. 224.

5 О подготовке иностранных специалистов для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. URL: http://img.russia.edu.ru/novosti/o_podgotovke_inostr_spec-v.pdf (дата обращения: 17.05.2012).

6 Российско-киргизские отношения в области науки и образования. URL: http://img.russia.edu.ru/novosti/o_podgotovke_inostr_spec-v.pdf .

7 Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 -2020 гг. URL: http://russia.edu.ru/information/analit/official/3783/ (дата обращения: 17.06.2012).

8 Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях от 18 октября 2002 года. URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/conception/ (дата обращения: 17.06.2012).

9 Дмитриев Н.М. Развитие экспорта образовательных услуг российских вузов. URL: http://russia.edu.ru/information/analit/official/4069/ (дата обращения: 17.07.2012).

10 Андрей Фурсенко поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России. URL: http://dic.edu.ru/news/2328/ (дата обращения: 17.09.2010).

11 К вопросу о роли русского языка в мире (справочная информация МИД РФ, 2004). URL: http://www.etnosfera.ru (дата обращения: 17.05.2012).

12 Что такое Русский центр? URL: http://www.russkiymir.ru (дата обращения: 17.09.2010).

13 Роль русского языка в мире: новые вызовы и решения (справочная информация МИД РФ, 2005). URL:  http://www.mid.ru (дата обращения: 17.05.2012).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32999. Философия техники, Исследование первопричин техники 24.35 KB
  Исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп написавший Основные направления философии техники 1877. философия техники во-первых исследует феномен техники в целом во-вторых не только ее имманентное развитие но и место в общественном развитии в целом в-третьих принимает во внимание широкую историческую перспективу.
33000. Философия и ее предмет. Исторические условия возникновения философии 42.2 KB
  Философия - любовь к мудрости (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.
33001. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 35.04 KB
  РВ вобрала в себя миф и ритуал в таком виде она несла зачаток как религиозного так и философского видения мира и человека. Есть там и идея макрокосмической эмбриогонии согласно которой рождение космоса рассматривается по аналогии с зачатием и рождением человека в материнском лоне. Космос порождает человека. В рамках древнеиндийской философии подчёркивается значение духовной стороны человека она приобретает здесь космический смысл.
33002. Милетская школа. Милетская школа философии 26.78 KB
  Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения – знаменитым апориям Зенона которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Но для философа вопрос ставиться не в плоскости эмпирического существования движения а в плане мыслимости его противоречивости и в системе понятия в диалектике его соотношения с пространством и временем. Элиатам не удалось доказать что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то что едва ли кто из их современников осмысливал что такое движение Сами они в своих размышлениях...
33003. Платон и Аристотель 17.61 KB
  Философскоэтические взгляды Платона изложены в многочисленных диалогах главное действующее лицо которых как правило его учитель Сократ. В дошедших до нас произведениях нет законченной философской системы поэтому воззрения Платона на те или иные вопросы служили и продолжают служить предметом спора между исследователями. Образы идеи по мнению Платона находятся вне времени и пространства недоступны восприятию но их может созерцать разум который и связывает два мира: потусторонний и реальный. Трудно назвать область знаний которая не...
33004. Философия поздней античности 17.13 KB
  В смысловой мир человека вторгалось чувство безосновности и негарантированности существования. Именно они порабощают человека. Его основатель – Зенон из Китая утверждал что основная цель человека – жить в согласии с природой и это то же самое что жить согласно с добродетелью. Стоический мудрец идеал человека является воплощенным разумом.
33005. Философия средневековья, монотеизм как основа философии средневековья 20.82 KB
  Для философии это был период когда изменились цель и характер философствования. Философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции как в области онтологии так и в гносеологии этике эстетике социальной философии. А тот факт что тенденция к союзу философии и теологии к их взаимодействию проявилась еще в конце античности...
33006. Эпоха Возрождения, этапы развития 28.3 KB
  Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма стоической и эпикурейской философской мысли. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. Первый этап развития философии эпохи Возрождения Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире который рассматривался как...
33007. Философия нового времени. Эмпиризм 17.81 KB
  Иной подход к сенсуализму продемонстрировал английский епископ Джордж Беркли 1685 1753. Стремясь защитить религию от идей материализма и атеизма Беркли в работе Трактат об основах человеческого познания 1710 использовал для этого принципы сенсуализма и в результате создал концепцию субъективного идеализма. Каждый предмет полагает Беркли можно определить как комплекс ощущений например яблоко – это собранные воедино определенный вкус цвет форма запах и пр. Все что реально существует дано нам в наших ощущениях и восприятиях...