89818

Основы бизнес-планирования

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Цель взятой нами курсовой работы, это рассмотреть, что такое бизнес-планирование. Какие виды существуют, для чего нужен вообще бизнес план в предпринимательской деятельности. Эта тема весьма актуальна, тем, что в наше время буквально все и каждый открывают свой бизнес.

Русский

2015-05-15

98.14 KB

1 чел.

Оглавление

Введение 3

1Теоретические основы Бизнес-планирования 4

1.1 Структура бизнес-плана 4

1.2 Основные цели бизнес-плана 5

1.3 Разработка и назначение бизнес-плана 7

1.4 Особенности различных видов и типов бизнес-проектов 9

2 Методика составления бизнес-плана 11

2.1 Резюме 11

2.2 Характеристика предприятия (фирмы) 13

2.3 Определение сметы и стоимости 15

3 Бизнес план собственного предприятия  17

3.1 Описание предприятия, основная идея 17

3.2 Анализ рынка 20

3.3 Производственный план 23

3.4 План маркетинга 25

3.5 Организационный план 27

3.6 Финансовый план 30

Заключение 38

Список литературы 39

Введение

Цель взятой нами курсовой работы, это рассмотреть, что такое бизнес-планирование. Какие виды существуют, для чего нужен вообще бизнес план в предпринимательской деятельности.

Эта тема весьма актуальна, тем, что в наше время буквально все и каждый открывают свой бизнес. И не объемлемая часть при запуске своего дела это прежде всего найти инвестора, который  будет готов вложиться в данный бизнес. Как раз для этого и необходим грамотно составленный бизнес-план, именно он может стать решающей частью для инвестора, вкладываться или нет в какое либо дело.

Любой предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.


Глава 1: Теоретические основы бизнес-планирования

1.1 Структура бизнес-плана

В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Планирование – это определение цели развития управляемого объекта, методов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу, а так же одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Планирование является потребностью любой предпринимательской деятельности. Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом достижения эффективных решений является такая прогрессивная форма плана, как бизнес-план.

В бизнес-плане отражается те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать:

  1.  Инфляция, уровень  безработицы, покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит;
  2.  Политические, природные, научно-технические факторы и т.д.

Бизнес-план это одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.

Целью бизнес-плана может быть разработка нового продукта или услуги, получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических ориентиров фирмы.

Рассмотрим на рисунке 1: Что должен показать бизнес-план

Рисунок 1

Деньги предпринимателя

Идея предпринимателя

Деньги инвестора

        Рынок

Деньги инвестора

Продукт

                                                                                 

В бизнес-плане обосновываются:

  1.  Общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
  2.  Выбор стратегии и тактики конкуренции
  3.  Оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. [c.9]

1.2 Основные цели бизнес-плана

Таким образом, основные цели бизнес-плана предприятия:

  1.  Продемонстрировать выгодность предлагаемого проекта;
  2.  Показать возможности развития производства;
  3.  Представить программу осуществления целей и задач коммерческой деятельности;
  4.  Привлечь инвесторов и финансовых партнеров;
  5.  Получение кредита.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

  1.  Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;
  2.  Выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;
  3.  Формирование инвестиционных целей на планируемый период.

Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения инновации на рынок, ценах, предполагаемой прибыли, основных финансово-экономических результатах предприятия, а также определяет зоны риска и предлагает пути их снижения. Бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой форм предприятия. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятия, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.

Таким образом, бизнес-план – это не только документ описывающий цели и задачи будущей коммерческой деятельности предприятия (фирмы), а также стратегию их достижения, но и инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования бизнеса, включая взаимоотношения с инвесторами и другими заинтересованными сторонами.

Также в нем должен быть раздел, характеризующий производственно-технологическую и инновационную политику предприятия и содержащий информацию:

  1.  Об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на определенный период;
  2.  О производственных мощностях (баланс мощностей, коэффициенты сменности оборудования и использования мощностей);
  3.  О долгосрочных активах (земля, основные производственные средства, их состояние и потребность в них);
  4.  О технологическом уровне производства, его соответствии современным требованиям, развитии НИОКР;
  5.  О контроле за производственным процессом, гарантиях качества продукции, анализе причин, потерь и простоев в производстве, методах учета затрат материалов, труда и других элементов себестоимости продукции;
  6.  О материальном обеспечении производства

Тем самым, бизнес-план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, то есть определить стратегию функционирования фирмы.

1.3 Разработка и назначение бизнес-плана

Бизнес-план имеет два принципиальных направления:

Внутреннее – подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения (бизнеса) с оценкой результатов на каждом этапе;

Внешнее – информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также о рисках и проблемах) внешнего инвестора и другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения (например, об отводе участка, получении права на застройку), а также коммерческие банки, предоставляющие кредит.

На составление бизнес-плана уходит обычно месяц. За это время специалисты знакомятся с документами, которые предоставила фирма, и делают расчеты.

При разработке бизнес-планов подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:

  1.  Заказчика (клиента), являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитал путем акционирования, займа, выпуска облигаций и т.п.
  2.  Муниципальных органов, определяющих потребности и приоритеты в соответствии с общей (например, отраслевой) концепцией развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы, планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за внедрением;
  3.  Подрядных фирм, детализирующих концепции бизнес-плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор и т.п.
  4.  Потребителя, использующего продукцию или услуги.

Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы решить, по крайней мере, четыре принципиальные задачи:

  1.  Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать;
  2.  Оценить затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;
  3.  Обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в случае нежелательного развития событий;
  4.  Определить критерии и показатели, по которым можно будет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катиться по развалу.


1.4 Особенности различных типов и видов бизнес - проектов

Разработка какого-либо нового продукта или проекта программного обеспечения это инновационные проекты в области менеджмента и маркетинга которые характеризуются несколькими особенностями:

  1.  Главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов;
  2.  Срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение;
  3.  Планирование расходов на проект больше зависит от выделенных ассигнований и меньше – от действительного прогресса проекта;
  4.  Основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).

Инновационные бизнес - проекты также можно классифицировать на:

  1.  Экономические проекты – то есть, приватизация предприятий, создание аудиторской системы, также, введение новой системы налогов.

У таких проектов есть свои особенности:

  1.  Главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;
  2.  То же самое относится и к срокам;
  3.  Ресурсы предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;
  4.  Расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по ходу дела.

Таким образом, это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в определенно фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляться по потребности.

  1.  Социальные проекты – реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, также, преодоление последствий природных и социальных потрясений.

Особенности:

  1.  Цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов;
  2.  Сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;
  3.  Расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;
  4.  Ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.

Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.

  1.  Организационные проекты – это реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума.

Особенностями являются:

  1.  Цели заранее определены, но результаты количественно и качественно труднее оценить, чем в первых двух случаях, из-за того, что они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;
  2.  Срок и продолжительность задаются предварительно;
  3.  Ресурсы предоставляются по мере возможности;
  4.  Расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировок по мере прогресса проекта.

По объему, полноте изложенных фактов Бизнес-план может быть трех видов:

  1.  Полный – содержащий расчеты, справки, свидетельства и другие материалы для получения тех или иных результатов. Такой бизнес-план должен храниться, как правило, у руководителя предприятия и предъявляется ограниченному числу заинтересованных лиц, например инвестору или банкиру.
  2.  Достаточный – то есть содержащий все разделы бизнес-плана по предлагаемому варианту. Он не обязательно включает в себя подробный расчет по альтернативным вариантам. Он носит доказательный характер, относительно перспектив реализуемого проекта и развития предприятия.
  3.  В виде резюме – то есть в кратких выводах по каждому разделу бизнес-плана без обоснования и расчета. Такой бизнес-план, содержит от одной до четырех страниц текста.

Глава 2 : Методика составления бизнес-плана

2.1 Резюме

Зачастую самая широко используемая форма бизнес-плана это резюме. То есть краткое изложение основных положений предполагаемого плана, который включает в себя следующие принципиальные данные:

  1.  Идеи, цели и суть проекта;
  2.  Особенности предлагаемых товаров, услуг или работ (то есть почему именно наш проект, какие есть преимущества с аналогичной продукции конкурентов;
  3.  Стратегии и тактика достижения поставленных нами целей;
  4.  Квалификация персонала и самое главное ведущих менеджеров;
  5.  Прогноз спроса, какие объемы продаж товаров, услуг или работ, а так же суммы выручки в ближайший период  (месяц, квартал, год и т.д.);
  6.  Планируемая себестоимость продукции и степень потребности финансирования;
  7.  Основные факторы успеха, то есть какими способами действий и с помощью каких мероприятий.

Также немало важно описать отрасль – то есть произвести анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:

  1.  Ее сырьевой базы;
  2.  Сегмента рынка и доли предприятия на нем;
  3.  Потенциальных клиентов и их возможностей;
  4.  Региональной структуры производства;
  5.  Основных фондов и их структуры;
  6.  Инвестиционных условий.

Сам анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса состоит из трех этапов:

  1.  Многофакторный анализ уровня интенсивности отраслевой конкурентности;
  2.  Определение стадии развития избранной отрасли;
  3.  Непосредственно сам анализ инвестиционной привлекательности отрасли.

При выборе сферы бизнеса, довольно, полезным являются сведения о положении в мировом разделении труда и на международном рынке,  экспортных возможностях, а также производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли.

Для большинства предпринимателей  зачастую возникают и экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:

  1.  Высокий уровень начального капитала;
  2.  Длительный срок окупаемости тех вложенных средств;
  3.  Нет точной гарантии что прибыль будет достигнута.

Также необходимо учитывать сложившуюся конъюнктуру, так как предпринимательская деятельность подвержена цикличности: Процветание, застой, спад.

Для успеха в бизнесе большое значение имеет не просто верное определение для себя рынка, но и отыскание на нем своей, часто очень узкой области, места, которое еще возможно не занято, или достаточно использованную конкурентами – «нишу» рынка, то есть ограниченной сферы предпринимательской деятельности, направленной для определенного потребителя и позволяющей предпринимателю  наиболее эффективным образом реализовать свои возможности.

Поиск, так называемой, «ниши» на рынке напоминает поиск свободного пространства, которое нужно заполнить, и желательно как можно скорее.

В сущности, «ниша» рынка – это совмещение назревших и вполне осознанных потребностей и проблем общества.

2.2 Характеристика предприятия (фирмы)

Ниже будет перечень того, что важно указать при составлении бизнес-плана уже имеющегося предприятия (фирмы):

  1.  Идентификационный номер, код ИНН.
  2.  Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО.
  3.  Дата регистрации предприятия, номер свидетельства , наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.
  4.  Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т.д., код ОКАТО.
  5.  Подчиненность предприятия – вышестоящий орган, код ОКОГУ.
  6.  Основной вид деятельности, код ОКОНХ.
  7.  Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ.
  8.  Форма собственности, код ОКФС: доля государства (субьекта Федерации) в капитале, %.
  9.  Включено или нет в государственный реестр РФ предприятий-монополистов: (республиканский, региональный).
  10.   Банковские реквизиты.
  11.   Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие.
  12.   Организационная структура предприятия, дочерние компании.
  13.   ФИО, телефоны, факсы администрации предприятия.
  14.   Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия (возраст, образования, квалификации, предыдущие три должности, срок работы на предприятии).

Все необходимые сведения могут быть получены следующим образом:

  1.   Пункты 1,2,4,6,7 заполняются в соответствии с учредительными документами. В данных пунктах, а так же в пунктах 5 и 8 указываются коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ, присвоенные предприятию органом государственной статистики.
  2.  Пункт 3 заполняется в соответствии со свидетельством о регистрации, выданным органом, осуществляющий государственную регистрацию предприятий. Предприятия, зарегистрированные в соответствии в соответствии с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994г. №1482, данный пункт заполняют в соответствии со специальной надписью (штампом) на первой странице (титульном листе) устава предприятия, проставленной регистрирующим органом и скрепленной подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
  3.  Пункт 9 заполняется на основании справки, полученной от Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства или его территориальных органов.
  4.  В пункте 10 приводится номер расчетного счета предприятия, ИНН, наименование, корреспондентский счет, БИК, почтовый и юридический адрес банка, которое обслуживает предприятие, ОКОНХ, ОКПО.
  5.  В пункте 11 указывается наименование и адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие. Также приводится дата и номер регистрации предприятия в налоговой инспекции.
  6.  Пункт 12 содержит наименование всех структурных подразделений и дочерних компаний предприятия.
  7.  В пунктах 13 и 14 приводятся сведения о должностных лицах ( от руководителя предприятия до руководителя структурного подразделения включительно)

Кроме того, указываются крупные акционеры, имеющие более 10% акций (для АО).

Информация о предприятии должна быть как можно более точной для того, чтобы заинтересованный читатель мог убедиться в его надежности и устойчивом положении предприятия на рынке.

История и способ возникновения компании может сказать очень многое инвестору о ее положении в деловом мире, устойчивости хозяйственных связей, если она уже имеет опыт работы или возникла на базе ранее существовавшего предприятия.

2.3 определение сметы и стоимости

Основным из блоков, на котором базируется так называемая затратная часть бизнес-плана,  это сметное планирование.

Что такое смета? Смета – это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. Разработка бизнес-плана подразумевает в первую очередь составление сметы.

Смета доходов и расходов неотъемлемая часть, то есть, это документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Иными словами, смета это простая форма финансового плана.

Еще есть такое понятие как сметная стоимость – то есть это полная сводка затрат на производство продукции, выполнение работ, услуг.

Для составления смет обычно используется сметная документация.

Также составление смет не обойдется без основных ее целей:

  1.  Увязка текущих и перспективных планов
  2.  Координация действий различных подразделений предприятия
  3.  Детализация общих целей производства и доведение их до руководителей различных центров ответственности
  4.  Управление и контроль за производством
  5.  Стимулирования эффективной работы руководителей и персонала предприятия
  6.  Определение будущих параметров хозяйственной деятельности

В процессе бизнес-планирования составляются следующие сметы предприятия:

  1.  Продаж (реализации продукции)
  2.  Производства
  3.  Прямых материальных затрат (расход на материалы, сырье)
  4.  Расходов на оплату труда производственного персонала
  5.  Накладных общепроизводственных расходов
  6.  Себестоимости реализованной продукции
  7.  Текущих общехозяйственных расходов
  8.  Прибылей и убытков
  9.  Капитальных затрат
  10.  Движения денежных средств
  11.  Статей актива и пассива.

Глава 3: Бизнес-план собственного предприятия

3.1. Описание предприятия, основная идея.

Предполагается открыть предприятие - ООО «Тили-Тесто», занимающееся производственно-торговой деятельностью. ООО «Тили-Тесто» будет узко специализировано и заниматься производством и сбытом кулинарных изделий, что позволит обеспечить достаточно высокую степень удовлетворения спроса покупателей на такие виды товаров как хлебобулочные и кондитерские изделия, а также слоеные полуфабрикаты. Располагая складским помещением, технологическим оборудованием, арендованным транспортным средством, предприятие будет организовывать приемку и хранение сырья, производство и отпуск товаров покупателям. Реализацию продукции на начальном этапе предполагается производить через розничную торговую точку, а также со склада (опт и мелкий опт).

Фирма «Тили-Тесто» - предприятие, основными видами деятельности которого является производство и реализация хлебобулочных изделий. Юридической формой предприятия является общество с ограниченной ответственностью. Главная наша задача - это постоянное совершенствование качества производимой продукции.

Миссия ООО «Тили-Тесто» заключается в предоставлении широкому кругу потребителей высококачественной продукции производимой кондитерским цехом ООО «Тили-Тесто»», и высококачественном обслуживанием покупателей в соответствии с «Законом о защите прав потребителей».

В ассортиментный план ООО «Тили-Тесто» входят более 20 наименований хлебобулочных изделий, среди которых наибольшим спросом пользуются: хлеб пшеничный, 1с.; хлеб с отрубями, 1с.; хлеб пшеничный, 2с.; хлеб столичный, ржаной; хлеб Бородинский, ржаной. Номенклатура выпускаемой продукции: хлеб – основной вид продукции, булочки (10 разновидностей), батоны и калачи. Материалы необходимые для производства данной продукции – мука, дрожжи, яйца, сахар, соль (основные продукты). И вспомогательные, для выпуска разновидностей булочек: мак, изюм, орехи, тмин и кунжут.

Продажа продукции в магазине будет происходить с открытой выкладкой. Покупатель будет иметь возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары (на прилавках, стеллажах). Функции продавца сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам.

Основные показатели деятельности ООО «Тили-Тесто» представлены в таблице 1.

Таблица 1: Показатели деятельности ООО «Тили-Тесто»

Показатели

Значение показателя

1. Название предприятия

«Тили-Тесто»

2. Основной вид деятельности

производство хлебобулочных изделий

3. Организационно-правовая форма бизнеса

Общество с ограниченной ответственностью

4. Система налогообложения

упрощенная система налогообложения

5. Источники финансирования инвестиций

собственные средства,

кредиты банков

6. Инвестиции во времени

не растянуты

7. Использование обоснованной ценовой стратегии

стратегия проникновения на рынок

8. Социальная эффективность проекта

трудоустройство населения и создание предприятия, которое способно удовлетворить потребности клиентов

9. Срок окупаемости

2,24 года

10. Рентабельность вложенного капитала

20,7%

11. Команда управления

предприятием руководит генеральный директор, имеющий опыт работы в рекламной сфере, финансовые вопросы находятся в ведении главного бухгалтера. Оба квалифицированные специалисты в своей области, закончили высшие учебные заведения.

12. Финансирование

при общей стоимости проекта 3400000 руб., собственные средства составят 2500000 руб.,

а привлеченные – 900000 руб.

13. Условия кредита

сумма – 900000 руб.

срок – 12 месяцев,

процентная ставка – 12%

14. План действий

Аренда и оборудование помещения; Приобретение и монтаж оборудования; Производство и реализация продукции; Расчет с кредиторами

Следует отметить, что планируется выпускать хлеб достаточно высокого качества, что обеспечит большую популярность производимой продукции. Высокого уровня качества можно добиться с помощью высококвалифицированных кадров, отлаженной технологии и высококачественного сырья и материалов используемых в производстве продукции.

Структура предприятия: цех основного производства (выпуск продукции) и цех вспомогательного производства (производство тары).

3.2. Анализ рынка. 

Так как спрос на хлебобулочные изделия является постоянным и мало зависит от сезонности, то вопрос занятия сегмента рынка является вопросом создания преимуществ перед конкурентами, уже существующими на рынке.

Освоив этот вид продукции, и получив планируемую долю рынка, предприятие может начать увеличивать ассортимент. Предприятие ставит себе цель завоевать определенную долю этого рынка и завоевание лидерства по качеству производимой продукции. Исследования показали, что основными клиентами ООО «Тили-Тесто» являются люди с различными доходами, а это все население города.

Основных клиентов нашей фирмы можно разделить на следующие сегменты: физические лица, которые приобретают продукцию в розницу, компании и фирмы (это рестораны, клубы, столовые и т.д.), приобретающие продукцию мелким оптом, а также крупные предприятия (супермаркеты) и посредники, закупающие продукцию оптом.

Область деятельности предприятия не является новой, она не подвержена быстрым изменениям. Поэтому существуют конкуренты, занимающие не малую долю рынка (табл. 2).

Таблица 2: Конкурирующие фирмы, их показатели

Название конкурирующей фирмы

Место ее расположения

Доля рынка, которым она

владеет (в %)

Предполагаемый объем продаж (т)

Предполагаемые потери, вызванные деятельностью на рынке конкурентов (т)

Хлебокомбинат

г. Новосибирск

85%

1932

275

Мини-пекарни

г. Новосибирск

10%

1056

190

Дока-хлеб

г. Новосибирск

5%

792

87

Итого

100%

3780

552

Хлебокомбинаты не будут рассматриваться нами как потенциальные конкуренты, по крайней мере, на начальном этапе реализации бизнес-плана. Для занятия прочного места на рынке хлебобулочных изделий, необходимо для начала утвердиться среди более мелких фирм – производителей хлебобулочных изделий.

Маркетинговые исследования показали, что непосредственными нашими конкурентами являются две фирмы, магазины и офисы которых расположены в районе, запланированном нами для открытия фирма. Для оценки своих сравнительных преимуществ пред этими предприятиями используем метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирмы и главных конкурентов.

Эту информацию представим в виде следующей таблицы 3.

Таблица 3: Оценка факторов конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности

ООО «Тли-Тесто»

Главные конкуренты

ООО «Пекарь»

ООО «Сдоба»

Товар

1.1. Качество

4

4

3

1.2.Технико-экономические показатели

4

5

4

1.3. Престиж торговой марки

1.4. Уникальность

5

2

2

5

3

3

1.5. Надежность

3

3

2

1.6. Защищенность патентами

4

4

4

Цена

2.1. Продажная

2.2. Процент скидки с цены

2.3. Сроки платежа

3

5

3

4

4

3

3. Каналы сбыта

3.1. Формы сбыта:

- прямая доставка;

3

- торговые представители;

5

3

4

- предприятия-производители;

4

3.2. Степень охвата рынка

4

5

3

3.3. Размещение складских помещений

5

4

4

3.4. Система транспортировки

5

5

5

4. Продвижение товаров на рынках

4.1. Реклама:

- для потребителей;

4

4

3

- для торговых посредников;

2

4.2. Индивидуальная продажа:

- стимулирование потребителей;

- демонстрационная торговля;

0

3

3

- показ образцов товаров;

3

0

0

4.3. Телевизионный маркетинг

3

3

2

4.4. Продажа товаров через средства

массовой информации

2

2

3

Общее количество баллов

61

66

50

Из анализа конкурентов видно, что наше предприятие займет на рынке в общем объеме 15%, а из оценки факторов конкурентоспособности - предприятие имеет не плохие возможности. Проведем анализ цен конкурентов.

Таблица 4: Анализ цен конкурентов (руб.)

Наименование

ООО «Тили-Тесто»

ООО «Пекарь»

ООО «Сдоба»

Хлеб белый

24

21-23

24

Батон

21

19,5

23

Ржаной

19,5

19

19,5

Как видно из таблицы 4, у ООО «Тили-Тесто» средние цены. Самые низкие цены у ООО «Пекарь» по всем видам хлеба, у ООО «Сдоба» выше всех оказались цены за батон. Из данного анализа можно сделать вывод, что предприятию ООО «Тили-Тесто»» необходимо рассмотреть политику в области цен и найти пути по снижению цен.

3.3. Производственный план 

Для начала работы планируется арендовать помещение под основное производство, склад и магазин общим размером 175 квадратных метров. Помещения находятся в хорошем состоянии, и не требуют какого – либо капитального или мелкого (косметического) ремонта. В офисе имеется телефон, поэтому нет необходимости в установки, плата за услуги пользования телефоном входит в стоимость аренды.

Для цеха основного производства и склада необходимы следующие основные фонды: печи, тестомешалка, стеллажи, столы для раскатки, оборудование для упаковки готовой продукции, посуда, производственный и хозяйственный инвентарь, шкафы. Для магазина: витрины, полки, кассовый аппарат. Для офиса: мебель: стол, стул, книжный шкаф, диван и т.д.; компьютер, принтер, телефон.

Общая стоимость основных фондов, необходимых для открытия предприятия представлена в таблице 5.

Таблица 5: Стоимость основных производственных фондов

Наименование

Кол-во

Цена за ед., руб.

Стоимость, руб.

- печи

3

480000

1440000

- тестомешалка

2

157000

314000

- стеллажи

6

35000

210000

- столы для раскатки

2

15000

30000

- оборудование для упаковки готовой продукции

1

250000

250000

- производственный и хозяйственный инвентарь

20

5700

114000

- шкафы

6

22000

132000

- посуда

25

3350

83750

- витрины

4

56000

224000

- полки

8

24000

192000

- кассовый аппарат

1

24000

24000

- комплект мебели

1

141800

141800

- компьютер

1

35000

35000

- принтер

1

15000

15000

- телефон

2

5900

11800

Итого

3217350

Стоимость аренды 1 кв.м. – 650 руб. в месяц. Таким образом, стоимость аренды в месяц составит 175 * 650 = 113750 руб. В стоимость арендной платы за офис не включается оплата за электроэнергию, воду и отопление. Предприятие самостоятельно оплачивает эти услуги, сумма которых рассчитана в таблице 6.

Таблица 6: Стоимость коммунальных услуг

Статья расхода

Ед. изм.

Среднемесячный расход

Цена за ед. изм. без НДС, руб.

Ежемесячные затраты, руб.

Электроэнергия

кВтч

350

1,23

430,5

Вода (холодная)

м3

60

36,23

2 173,7

Вода (горячая)

м3

25

23,43

585,8

Отопление

Гкал

985,0

Итого

4175

Таблица 7: Уровень цен и производства по годам

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Средняя цена, руб./ед.

24,5

25,7

27

Объем реализации, ед./год.

427016

456907

484322

Ценовая стратегия, используемая для данного вида продукции - «Стратегия прочного внедрения на рынок». На продукцию устанавливается оптимальная цена, чтобы за счет объема продаж завоевать основную долю рынка. Затем мы планируем каждый год поднимать цену на 5%. Причем с изменение цены объем реализации не снижается.

3.4. План маркетинга

Стратегия маркетинга. Избирается стратегия выхода и закрепления на определенном территориальном рынке с максимальным использованием возможностей ценовой конкуренции и ориентацией на снижение себестоимости, как основное конкурентное преимущество. Перед фирмой стоит задача войти на рынок по производству и реализации хлебобулочных изделий высокого качества города Новосибирска. На сегменте в первый год занять не менее 80 % рынка. Данный сегмент отличает высокие уровни доходов покупателей, поэтому основной упор в реализации продукции должен делаться на качество.

Для вступления на рынок предприятие делает основной упор в маркетинговой стратегии на проведение рекламной кампании. От этого зависит успех продвижения.

Основной упор в рекламе делается на наличие уникальных отличительных свойств продукции. В современном бизнесе реклама является одним из мощных орудий маркетинга. Цель рекламы – привлечь внимание потребителей и поднять спрос на свою продукцию.

Проведение рекламной кампании необходимо при открытии нового предприятия. Она будет состоять из следующих мероприятий:

- Реклама в СМИ: в газете “Из рук в руки”, 1 публикация в неделю. Тираж газеты – 115000 экз.

- Размещения рекламы на местных телекомпаниях.

- Заказ рекламных листовок.

Данные виды рекламы хотя и не дешевые, но достаточно эффективны, так как позволяют охватить широкий круг потенциальных потребителей. В начале для получения наибольшего эффекта применяется направленный непрерывный поток рекламы на радио, в прессе и при помощи развешивания рекламных объявлений и плакатов. Непрерывно повторяющиеся объявления необходимы, чтобы запечатлеть их в памяти потребителей. Затем по истечении первого года реклама дается только на радио. В последующем необходимо провести оценку эффективности рекламной кампании. Это позволит установить соотношение объемов продаж или прибыли до, и после проведения рекламы и затраченной на нее суммы. С этой целью планируется провести маркетинговое исследование.

Таблица 8: Расходы на рекламу

Статьи затрат

Цена, 1 шт.

Кол-во

Сумма, руб.

Разовые

рекламный щит

10200

2

20400

вывеска

6500

1

6500

Итого

26900

Текущие

Радиоролик

5500

4

22000

Реклама в газету

2500

8

20000

Итого

42000

Заняв в первый год 80% рынка, предприятие планирует расширить свой сегмент и довести его до 100%. После достижения поставленной цели на долгосрочную перспективу предприятие полагается увеличить ассортимент производимой продукции, устаревшее оборудование заменить на новое.

В дальнейшем предполагаются исследования по поиску наиболее эффективных способов привлечения клиентов путем разработки системы стимулов, позволяющих заинтересовать потребителей в виде различных акций, системы скидок. У нашей фирмы есть довольно перспективная возможность реализовывать свою продукцию по относительно невысоким ценам.

Как уже было отмечено выше, особое внимание планируется уделить качеству производимой продукции.

3.5. Организационный план 

Предприятие «Тили-Тесто» является юридическим лицом. Предприятие имеет правовую форму общества с ограниченной ответственностью, что отражается в уставе. Имущество принадлежит обществу на праве собственности, а его участникам - на праве долевой собственности, указанной в учредительном договоре. Формирования имущества общества первоначально осуществляется за счет взносов участников в дальнейшем за счет получения прибыли и получения иных доходов. Право собственности на имущество принадлежит обществу на праве собственности, а его участникам - на праве долевой собственности, указанной в учредительном договоре.

Учредителем ООО «Тили-Тесто»», является Новиков О.В., который выступает в качестве владельца.

ООО «Тили-Тесто» имеет линейную структуру управления, представленную на рисунке 2. Каждый работник предприятия подчинен только одному вышестоящему руководителю.

Директор

Зав. складом

Технолог

Гл. бухгалтер

Зав. магазином

Грузчик

Пекарь

Продавец

Бухгалтер

Уборщица

Водитель

Кондитер

Упаковщик

Рисунок 2. – Организационная структура предприятия

Органы управления – директор предприятия, главный бухгалтер - на высшем уровне осуществляют координацию деятельности составных частей всей системы работы предприятия.

Подбор персонала планируется осуществлять перед пуском производства с учетом следующих требований: наличие профессиональной подготовки и квалификации по данной специальности; наличие опыта работы на аналогичных предприятиях; коммуникабельность, умение работать с клиентами; знание нормативных документов, регламентирующих работу в данной сфере деятельности.

Директор является главным лицом предприятия и на него возлагается большой перечень обязанностей. Он должен выполнять работу по планированию деятельности на каждый календарный месяц, а также составлять перспективные ежеквартальные и годовые планы, которые утверждаются на совете учредителей. Также на директора возлагаются следующие полномочия - это заключение договоров на приобретение и поставку сырья и материалов. Утверждение ежемесячных планов денежных поступлений. Осуществление контроля за утверждением и выполнением должностных инструкций. Подготовка и предоставление отчетов о работе к совету учредителей. Осуществление премирования персонала по итогам деятельности за отчетный период.

За производственный процесс на предприятии отвечает технолог. Кроме того, он организует проведение работ по контролю качества выпускаемой предприятием продукции, выполнение работ в соответствии с требованиями стандартов и технических условий, технической документацией, условий поставок и договоров, а также по укреплению производственной дисциплины, обеспечению высокого технического уровня и качества продукции. За процесс розничной реализации отвечает заведующая магазином, ответственность за надлежащее хранения сырья, полуфабрикатов, а также готовой продукции лежит на заведующей складом.

Общая численность персонала предприятия - 16 человек. Все вышеперечисленные сотрудники зачислены в штатное расписание.

Всем сотрудникам выплачивается заработная плата, оговоренная в трудовом договоре, а также по результатам работы выплачивается премия. Размер премии зависит от стажа работы и качества выполненной работы.

3.6. Финансовый план 

Первоначальная стоимость проекта составляет 3 400 000 руб. В эту сумму вошли: Расходы на приобретение основных фондов (3 217 350 руб.), так как их необходимо произвести до или во время открытия предприятия. Стоимость аренды (она платится в начале месяца – 113 750 руб.). Стоимость рекламы (также расчет идет за месяц вперед – 68 900 руб.).

Таким образом, необходимая сумма денег для открытия предприятия – 3 400 000 руб., из них собственный капитал составил 2 500 000 руб. (230 000 руб. – уставный капитал и 2 270 000 руб. – собственные средства).

Также необходим банковский кредит для финансирования 900 000 руб. первоначальной стоимости проекта. Условия кредита: поручительство; плата за кредит составляет 12% в год; срок кредита 1 год, возврат кредита осуществляется равными суммами в начале месяца.

Привлечение кредита в указанном размере планируется в первом интервале планирования (первый месяц реализации проекта). Погашение кредита начинается со второго месяца работы.

Расчет суммы платежей:

сумма кредита = 900000 руб.

процент = 900000 * 12 / 100 = 108000 руб.

итого к возврату = 1008000 руб.

сумма ежемесячных платежей = 1008000 / 12 = 84000 руб.

Для составления калькуляции себестоимости продукции рассчитаем показатели статей затрат на единицу продукции (таблица 9).

Таблица 9: Затраты на единицу продукции (берется средний показатель)

Статьи затрат

Цена, 1 кг.(л.)

Кол-во

Сумма, руб.

Мука ржаная обдирная

17,2

0,12

2,06

Мука пшеничная 2 с.

18,1

0,15

2,72

Сахар

14,2

0,1

1,42

Масло растительное для смазки форм

23,8

0,09

2,14

Дрожжи прессованные

3,1

0,02

0,06

Соль

2,5

0,01

0,03

Итого

8,43

Расчет необходимого персонала и заработной платы представлен в таблице 10.

Таблица 10: Штатное расписание

Должность

Кол-во

Оклад

Заработная

плата

% премии

Сумма

премии

Всего в месяц

Всего в год

Директор

1

20000

20000

30

6000

26000

312000

Гл. бухгалтер

1

15000

15000

30

4500

19500

234000

Бухгалтер

1

13000

13000

25

3250

16250

195000

Технолог

1

17000

17000

25

4250

21250

255000

Зав. складом

1

12000

12000

25

3000

15000

180000

Зав. магазином

1

10000

10000

25

2500

12500

150000

Пекарь

2

8000

16000

20

3200

19200

230400

Кондитер

1

8500

8500

20

1700

10200

122400

Упаковщик

1

5500

5500

10

550

6050

72600

Продавец

2

6000

12000

15

1800

13800

165600

Грузчик

2

4500

9000

10

900

9900

118800

Водитель

1

6000

6000

10

600

6600

79200

Уборщица

1

3500

3500

5

175

3675

44100

Итого

16

147500

32425

179925

2159100

Ежемесячные отчисления в пенсионный фонд по ставке 28 % составят 179925 * 28 / 100 = 50379 рублей.

Расчет суммы амортизационных отчислений представлен в таблице 11.

Таблица 11: Амортизационные отчисления

Наименование

Кол-во

Цена, руб.

Сумма, руб.

Срок службы, лет

Амортизация, руб/мес

- печи

3

480000

1440000

10

12000,0

- тестомешалка

2

157000

314000

10

2616,7

- стеллажи

6

35000

210000

6

2916,7

- столы для раскатки

2

15000

30000

6

416,7

- оборудование для упаковки готовой продукции

1

250000

250000

10

2083,3

- производственный и хозяйственный инвентарь

20

5700

114000

6

1583,3

- шкафы

6

22000

132000

7

1571,3

- посуда

25

3350

83750

4

1744,8

- витрины

4

56000

224000

6

3111,1

- полки

8

24000

192000

6

2666,7

- кассовый аппарат

1

24000

24000

10

200,0

- комплект мебели

1

141800

141800

8

1477,1

- компьютер

1

35000

35000

6

486,1

- принтер

1

15000

15000

6

208,3

- телефон

2

5900

11800

6

163,9

Итого

3217350

33246

Стоимость аренды в месяц составит 113750 руб.

Стоимость коммунальных услуг - 4175 руб./мес.

Ранее произведенные расчеты сводим в таблицу 12 и определяем: себестоимость, условно-постоянные издержки, условно-переменные издержки на весь объем продукции и на ее единицу.

Таблица 12: Калькуляция себестоимости единицы продукции при спросе 427016 ед. в год.

Статьи затрат

Затраты за месяц, руб.

Затраты за год, руб.

Затраты на ед. продукции, руб.

1. Сырье, основные материалы

299908

3598891

8,43

2. Арендная плата

113750

1365000

3,20

3. Электроэнергия, вода, отопление

4175

50100

0,12

4. Зарплата

179925

2159100

5,06

5. Отчисление на социальные нужды

46780,5

561366

1,31

6. Амортизация

33246

398952

0,93

7. Реклама

42000

504000

1,18

8. Проч. производственные затраты (2% от сырья

5998,15

71977,82

0,17

9. Себестоимость

725782

8709387

20,40

Постоянные издержки

419877

5038518

11,80

Переменные издержки

305906

3670869

8,60

Расчет среднегодовой себестоимости первого года и последующих лет работы предприятия отражен в таблице 13.

При этом предусматривается повышение издержек на сырье во втором году на 15 % по сравнению с первым годом, а в третьем на 15 % по сравнению со вторым годом. А также повышение тарифов на услуги электроэнергии, воды и отопления во втором году на 3 % по сравнению с первым и на 5 % по сравнению со вторым годом.

Таблица 13: Расчет среднегодовой себестоимости

Наименование статьи

2015 год

2016 год

2017 год

1. Сырье, основные материалы

3598891

4138725

4759533

2. Арендная плата

1365000

1365000

1365000

3. Электроэнергия, вода, отопление

50100

51603

54183

4. Зарплата

2159100

2159100

2159100

5. Отчисление на социальные нужды

561366

561366

561366

6. Амортизация

398952

398952

398952

7. Реклама

504000

504000

504000

Итого прямые затраты

8637409

9178746

9802134

Прочие производственные расходы

71978

82774

95191

Полная себестоимость

8709387

9261520

9897325

Увеличение издержек связано с повышением цен на сырье и материалы и тарифы на услуги электроэнергии, воды и отопления, что не обязательно и тогда повышение себестоимости не произойдет.

В таблице 14 отражена операционная деятельность предприятия, ее эффективность и величина получаемой прибыли.

Таблице 14: Прогноз доходов и затрат фирмы на первые три года ее развития

Наименование показателя

2015 год

2016 год

2017 год

1. Объем продаж, шт.

427016

456907

484322

2. Цена за единицу продукции, рублей.

24,5

25,7

27

3. Доход от продажи, рублей.

10461892

11742513

13076682

4. Себестоимость реализованной продукции, рублей.

8709387

9261520

9897325

5. Валовая прибыль, рублей.

1752505

2480993

3179357

6. Сумма выплат по кредиту, рублей.

924000

84000

7. Остаток прибыли после уплаты суммы по кредиту, рублей.

828505

2396993

3179357

8. Налоги, рублей.

124276

359549

476903

9. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, рублей.

704229

2037444

2702453

10. Рентабельность, %.

8,1

22

27,3

Сводный баланс денежных активов и пассивов предприятия за 2015 год представлен в таблице 15.

Таблица 15: Сводный баланс денежных активов и пассивов предприятия

Баланс актива

Баланс пассив

Актив

Сумма

Пассив

Сумма

Основные фонды

Уставный капитал

230000

Первоначальная стоимость

3217350

Краткосрочная задолженность

84000

Износ

398952

Задолженность перед персоналом

179925

Остаточная стоимость

2818398

Задолженность перед бюджетом

31069

Расчетный счет

280000

Задолженность перед поставщиками

1824394

Касса

500

Отчисления во внебюджетные фонды

46781

Нематериальные активы

1500

Нераспределенная прибыль

704229

Итого

3100398

Итого

3100398

Приведем расчет показателей, определяющих интегральную эффективность бизнес - проекта и эффективность деятельности предприятия, его внедряющего.

Первый из них – это расчет точки безубыточности (порог рентабельности, точка окупаемости).

ТБ2011г. = 5038518 / (24,5 – 20,4) = 1228907 (ед. в год)

или 1228907 / 360 = 3414 (ед. в день)

Второй показатель – это рентабельность вложенного (собственного, заемного, перманентного) капитала.

R2011г. = 704229 / 3400000 * 100% = 20,7%

Третий показатель – внутренняя норма доходности (IRR).

Коэффициент дисконтирования:

d 0 = 1/(1+0,11) = 1

d 2009 = 1/(1+0,11)1 = 0,9

d 2010 = 1/(1+0,11)2 = 0,8116

d 2011 = 1/(1+0,11)3 = 0,7312

IRR = 0,81.

Правило IRR: К внедрению рекомендуются проекты, у которых r < IRR, в рассматриваемом проекте 0,11 < 0,81, следовательно, проект рекомендуется к внедрению.

Четвертый показатель – чистый приведенный доход (чистая приведенная стоимость, чистая текущая стоимость, NPV).

Правило NPV: к внедрению рекомендуются проекты, у которых NPV > 0.

NPV=[(0*1)+704229*0,9+2037444*0,8116+2702453*0,7312]-[3400000*1] =

= 4263430 – 3400000 = 863430 руб.

Пятый показатель – срок окупаемости, который подразделяется на срок окупаемости проекта, собственного, заемного и совокупного капитала. Срок окупаемости может быть рассчитан любым способом, который затем обосновывается.

Динамический период окупаемости (PBP).

PBP = a+((b-c)/d)

Дисконтирование инвестиций: -СFинв.т*dt = 3400000 руб. (b)

Таблица 19

Год

CFтек*t

Нарастающим итогом

0

0

0

1

704229

704229

2

2037444

2741673

3 (а)

2702453 (d)

5444126 (c)

Из колонки с «Нарастающим итогом» видно, что проект окупает себя после второго года, поэтому используем значение (а) = 3, (с) = 5444126, (d) = 2702453.

PBP= 3+((3400000 – 5444126) / 2702453) = 2,24 года.

Инвестиции, вложенные в проект, окупятся за 2,24 года.

Реализация проекта повлечет за собой создание 15 рабочих мест. Кроме того, предприятие постоянно будет выплачивать налоги в бюджет.


Заключение

В нашей работе мы выяснили, что правильно составленный бизнес-план, это прежде всего залог успеха любого бизнеса, будь это уже созданное или создаваемое, новое, еще совсем не известное предприятие.

В результате проделанной нами работы мы составили план действий по достижению поставленных целей. Разработали бизнес-план, который даст нам возможность четко оценивать свое предприятие, выявить его слабые и сильные стороны, что потребуется для осуществления деятельности предприятия, оценить открывающиеся перспективы, предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, установить истинную причину проблем, а значит найти пути их решения.

Для рассмотренного нами на практике нового предприятия ООО «Тили-тесто» можно сделать следующие выводы: при прочих равных условиях и факторах рыночного риска, прогнозируемая рентабельность данного вида деятельности предполагает накопление чистой прибыли и образование необходимого фонда развития и потребления – достаточно для дальнейшего развития нового предприятия.


 Список  использованной литературы

 1. Алексеева М.М. планирование деятельности фирмы. Учебно методическое пособие. –М: Финансы и статистика 1999

2. Архипов В.М. Стратегическое управление. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.

3. Арукер П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения. - М.: Торговый дом «Гранд», 2013

4. Андреева О.Д. технология бизнеса: маркетинг. Учеб. пособие М:НОРМА: ИНФРА-М, 1997. 224с.

5.Буров В.П. Бизнес план. Методика составления – М:- ЦИПККАП., 1995.

6. Валуев С.А. Организационный менеджмент. - М., 2012.

7. Гончаров В.И. Стратегическое планирование. - М.: «Мисанта», 2013.

        8. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – М.: Финансы, 2011.

9.Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2014.

10. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. - М.: Инфра-М, 2013.

11. Карлик А.Е. Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия. - М.: Инфра-М, 2012.

12. Ковалев Е.В. Как создать, реорганизовать, ликвидировать фирму. – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2014.

13. Лебедева Г.Н. Студиникина С.А. Планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятий. - М.: 2013.

14. Мазур И.И., Шапиро В.А. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб, пособие для вузов. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2012.

15. Максимцова М.М., Игнатьева А.В. Стратегическое планирование. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2014.

16. Попов В.М., Ляпунов С.И. Бизнес-планирование. - М.: «Финансы и статистика», 2013.

17. Предпринимательство: Учеб. / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2014.

18.Романова М.В. Бизнес-планирование. Учебное пособие. ИНФРА-М 2012

19. Справочник директора предприятия// Под. ред. Лапусты М.Г. - М.: Инфра-М, 2013.

20. Углов В.А. Новичков А.И. Никитина И.Г. Организация и оперативное управление производством. - М.: «Знание», 2014.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3724. Рынок как экономическая система 314.5 KB
  Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому...
3725. Формы международного перемещения капитала 55 KB
  Назовите основные формы международного перемещения капитала. Что такое прямые инвестиции, портфельные инвестиции. Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вклад...
3726. Системный кризис в СССР ( 70-е -первая половина 80-х гг.) 35.5 KB
  Системный кризис в СССР ( 70-е -первая половина 80-х гг.) Уже в 70-е годы поиски теоретической мысли были направлены на оправдание просчетов в коммунистическом строительстве. Если поначалу появлялись робкие упреки в адрес авторов Программы коммунист...
3727. Эволюция представлений о строении атома. Есть ли предел системе элементов Менделеева. 375.5 KB
  Возникновение атомистики Вопрос о строении окружающего мира всегда волновал человека. Начало современной науке о строении вещества было положено в античном мире, работами древнегреческих ученых разных школ – ионийской, элеатской, пифагорейской....
3728. Эволюция вселенной 79 KB
  Введение Мир, Земля, Космос, Вселенная… Тысячелетиями пытливое человечество обращало свои взгляды на окружающий мир, стремилось постигнуть его, вырваться за пределы микромира в макромир. Величественная картина небесного купола, усеянного мириадами з...
3729. Управление обслуживание судов в порту 385.5 KB
  Введение В мировой практике торгового мореплавания под стивидорным сервисом (стивидорным обслуживанием) подразумевают комплекс услуг, представляемых судам в период пребывания их в порту. При этом понятие «обслуживание» используется в широком смысле ...
3730. Штукатурные работы и материалы для штукатурки 93.5 KB
  Введение Общее назначение штукатурок – заполнение стыков, швов на поверхности основания, обеспечение защитного или декоративного защитного покрытия на нем. Штукатурки могут применяться в порядке исключения при отделке помещения в местах, где пр...
3731. Основы экологии 191.5 KB
  Основы экологии Что такое экология? Наука об условиях жизни организмов и их взаимных связях со средой. Экология - это наука об организмах , наука о взаимоотношениях между живыми организмами и их сообществами, с окружающей их живой и неживой средой о...
3732. Основные закономерности развития человеческого сознания и интеграция знаний 48 KB
  Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полётом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замысл...