89824

Проблемы государственной службы и пути их решения

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Понятие государственной гражданской службы. Цели задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации. Становление государственной гражданской службы на современном этапе. Проблемы государственной службы и пути их решения...

Русский

2015-05-15

59.1 KB

25 чел.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Государственная гражданская служба 4

1.1 Понятие государственной гражданской службы 4

1.2 Цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации 8

Глава 2. Становление государственной гражданской службы на современном этапе 11

Глава 3 Проблемы государственной службы и пути их решения 18

Заключение 24

Список нормативно – правовых актов и литературы 26

Введение

Формирование новой российской государственности происходит в условиях, когда большое значение приобрела государственная служба, призванная обеспечивать реализацию функций государства. Государственная служба становится все более важным институтом государственной власти, а государственные служащие – ведущими субъектами ее осуществления. Данный институт присутствует во всех ветвях власти и на всех ее уровнях: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе правоохранительных, реализующих от имени государства его цели и функции.

Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности, какова бы она ни была. Недаром долгое время служба вообще ассоциировалась со сферой умственного труда. В настоящее время такой тезис уже не является решающим. И хотя в обыденном сознании служба нередко характеризуется как деятельность трудовая, приравниваемая в этом плане к любой другой, однако в ней есть и собственное своеобразие, которое все ярче демонстрирует себя в действительности и должно специально анализироваться и учитываться на практике

Несовершенство правового регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации отчасти объясняется тем, что в настоящее время идет процесс становления законодательной базы данного института государства. Трансформация государственно-служебных отношений обусловлена также активным процессом формирования в Российской Федерации реальных федеративных отношений. За последние годы принципиально изменилась структура российского законодательства. В рамках проводимой в стране крупномасштабной реформы федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации связаны процессом обновления практически по всем отраслям права. В практике правового регулирования общественных отношений изменения привели к тому, что в законодательстве субъектов Российской Федерации возникли целые отрасли, ранее не являвшиеся предметом регулирования на уровне субъекта Федерации.

Глава 1. Государственная гражданская служба

1.1 Понятие государственной гражданской службы

Понятие "служба" имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д.

Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности.

Особым видом службы является государственная гражданская служба, которая может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

Общепринятого определения понятия "государственная гражданская служба" в научной литературе нет. Чаще всего встречаются определения государственной гражданской службы:

1) ГГС – это форма участия граждан в осуществлении целей и функций государства;

2) ГГС – это система государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функция;

3) ГГС – единство правовых институтов, регулирующих осуществление государственной власти и государственного управления, и социального института – общества, профессиональной корпорации, лиц, практически исполняющих эту функцию в соответствии со своим правовым статусом;

4) ГГС – это механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти;

5) ГГС – форма реализации «связи отношений государства, общества, закона и гражданина»;

6) ГГС – особый вид управленческой деятельности.

Встречаются и другие определения понятия "государственная гражданская служба", но их определяют как синонимы: "государственная организация", "работа в пользу государства" и т.д.

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" под государственной службой понимается «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи)»[2].

Следует заметить, что в определении понятия "государственная гражданская служба" в качестве ведущего признака выделяется прилагательное "государственная" - сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.

Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.

Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Сущность государственной гражданской службы:

1) Деятельностный подход – профессиональная служебная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов;

2) Правовой подход – публично-правовые отношения между государством и госслужащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу;

3) Институциональный подход – совокупность правовых, социальных, организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации конституции РФ и законов государства, его политических, экономических и социальных задач.

Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Государственная гражданская служба - это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. 

Государственная гражданская служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.

Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.

Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.

Государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции, и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

1.2 Цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации

Вопрос о целях государственной гражданской службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановочный характер, так как методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана.

Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Трактовка целей государственной гражданской службы:

1) «Практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации» - Ю. Н. Старилов

2) «Упорядочение работы государственного аппарата; установление требований к функциям и правомочиям по государственным гражданским должностям; определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных гражданских служащих; регламентация способов и процедур анализа и оценки» - А. Ф. Ноздрачев

Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной гражданской службы, государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратные потребности, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.

Необходимо отметить, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа.

Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства целесообразно считать создание условий позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремится к достижению собственных целей ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.

Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга.

При выяснении задач государственной гражданской службы, необходимо учитывать, что государственные гражданские служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти.

Поэтому среди основных задач государственной гражданской службы выделяются следующие:

-обеспечение конституционного строя;

-выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;

-подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны;

-создание организационных структур государственной власти;

-принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

-защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;

-создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

Каждый вид государственной гражданской службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Исследователями выделяются следующие функции государственной гражданской службы:

1) Правоприменительная - реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;

2) Правотворческая - разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ;

3) Правозащитная - обеспечение прав и свобод граждан;

4) Регулирующая - разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении

5) Организационная - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Глава 2. Становление государственной гражданской службы на современном этапе

Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение, какого либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь данные принципы[2].

1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Первым среди принципов государственной гражданской службы назван принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Государственная служба как институт, призванный на практике реализовывать функции государства, в первую очередь должна способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления[1].

2) Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба, несмотря на разделение на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего; установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной гражданской службы.

3) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе". Это положение в целом соответствует требованиямп. "c"ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин, без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений, должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Основным отличием комментируемой нормы от указанного выше положения п. "c" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах является указание в российском Законе на обязательность владения гражданином, претендующим на поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации. Данное требование является вполне обоснованным, т.к. вполне очевидно, что лицо, не владеющее в полной мере государственным языком, не может полноценно выполнять обязанности, связанные с обработкой информации или работой с людьми.В целях реализации принципа равного доступа граждан к государственной службе комментируемым Законом установлено общее правило, в соответствии с которым поступление гражданина на гражданскую службуосуществляется по результатам конкурса, осуществляемого конкурсной комиссией, образуемой актом соответствующего государственного органа. Ограниченный перечень исключений из этого правила предусмотрен ч. 2 - 4 ст. 22 Закона и носит исчерпывающий характер[3].

4) Профессионализм и компетентность гражданских служащих.

Государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. В силу этого п. 4 комментируемой статьи закрепляет принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих. Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые комментируемым Законом требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности государственной гражданской службы (ст. 12). На повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащих (ст. 62 - 63).

5) Стабильность гражданской службы.

Принцип стабильности государственной гражданской службы является необходимым условием функционирования данного института. Только в условиях стабильности и уверенности в своем завтрашнем дне государственный гражданский служащий может эффективно исполнять свои функции. Проявлением данного принципа является установление исчерпывающего перечня случаев заключения срочного служебного контракта (ст. 25); закрепление правил о переводе гражданских служащих (ст. 28) и об изменении существенных условий служебного контракта (ст. 29); определение гарантий для государственного гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы (ст. 31) и др.

6) Доступность информации о гражданской службе.

Принцип доступности информации о государственной гражданской службе основывается прежде всего на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".Комментируемым Законом предусмотрен ряд мер, направленных на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы. В первую очередь необходимо отметить обязательность включения представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в ряд комиссий, результаты деятельности которых имеют наиболее важное значение для гражданской службы, а именно:
а) в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов (ст. 19);

б) в состав конкурсной комиссии (ст. 22);

в) в состав аттестационной комиссии (ст. 48).

7) Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

Государственная гражданская служба не противопоставляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним, что видно уже из ее названия. На это и направлен принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.В то же время следует помнить, что государственные гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

8) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность также является важным условием эффективного осуществления ими своей деятельности. Данный принцип означает, что государственные гражданские служащие обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Государственный гражданский служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Все принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ.

В соответствии с Законом государственная служба Российской Федерации также строится на основе следующихпринципов, с позиций их соотношения с субъектами иных ветвей единой государственной власти, федерализма, законности, ответственности.

1) Самостоятельность исполнительной власти.

Основополагающее значение для исполнительной власти в ее современном виде имеет то, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ она представляет собой оснащенную необходимыми атрибутами ветвь единой по своей государственно-правовой сути государственной власти.

При этом главное, принципиальное отличие состоит в том, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти (равно как законодательные и судебные) самостоятельны.

Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органон недопустимо.

Конечно, речь не может идти об их полной самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной стороны, органы исполнительной власти на всех уровнях государственной организации Российской Федерации создаются именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти.

С другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным воздействием со стороны органов судебной власти, а также под значительным объемом президентского влияния на организацию и деятельность этих органов.

2) Единство системы органов исполнительной власти.

Одним из принципов современной организации и деятельности органов исполнительной власти является то, что в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов они образуют единую систему исполнительной власти в РФ в общегосударственном масштабе. (Ст. 77 Конституции РФ)

Не полностью соответствует данному принципу и современное решение о создании на территории субъектов РФ федеральными органами исполнительной власти своих территориальных органов, действующих автономно по отношению к одноименным исполнительным органам субъектов РФ.

3) Законности, народовластия, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, ответственности.

Законность – один из ведущих принципов организации и деятельности исполнительной власти, который означает, что вся деятельность государственной исполнительной власти подчинена закону и основывается на законе.

Принципы закрепляются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями и уставами субъектов РФ.

4) Экономичность.

Механизм реализации исполнительной власти многоструктурен и в связи с этим необоснованно перегружен служащими. На данный момент продолжают активно перестраиваться системы и структуры федеральных органов. Однако пока эти меры должного эффекта не приносят.

5) Принцип учета особенностей управляемых объектов и единства правовых и организационных основ государственной гражданской службы.

Это принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления, в которой наряду с государственными объектами функционирует множество негосударственных, в основном некоммерческих структур, включая частные.

На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия: развитие начал государственного регулирования, ограничение средств прямого управления и т.д.

6) Принцип открытости, гласности.

Гласность - это право человека на достоверную и полную информацию и его право на участие в решении вопросов, касающихся его законных интересов.

Гласность и открытость в управлении - это возможность любого гражданина получить реальную информацию о механизмах принятия решений на всех его стадиях и принять участие в управлении делами государства и общества.

Для граждан должны быть доступны материалы о деятельности государственных органов, за исключением тех, которые относятся к сведениям, содержащим государственную тайну.

Однако приходится признать, что на практике данный принцип так и остался неработающим, во многих государственных органах, информация даже о вакансиях, пока еще не доступна гражданам.

Глава 3 Проблемы государственной службы и пути их решения

Главная функция государственной службы, и в этом ее суть, - служить обществу, обеспечивать устойчивую связь государства и общества, государства и его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, максимально делегировать функции управления общественным институтам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного самосознания. Поэтому государственная служба, не только социально-правовой институт общества, но его духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр, призванный управленческими средствами подвигать общество па практическое осуществление его целей: социальной справедливости и достижения достойной жизни своих членов, развития демократических институтов, формирования высокой духовности каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.

Ключевым в исполнении государстве иной должности является не только высокий профессионализм государственного служащего, но его личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему отечеству. Поэтому, государственную службу следует рассматривать не только как управленческий социально-правовой институт, но и как духовно-нравственный, интеллектуальный генератор общества, направленный на саморазвитие его внутренних сил, интеграцию усилий его граждан в целях самореализации сущностных потребностей, интересов, в том числе духовно-культурных, экономических, политических, научно-технических и других.

Правовое установление принципов государственной службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность государственных служащих, устойчивость государственно-правового регулирования государственно-служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе.

В Федеральном Законе №79 закрепляются основные принципы гражданской службы.

Комментируемый Закон является базовым законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с поступлением на гражданскую службу и прохождением гражданской службы. Его нормы исходные для всех иных законов и других нормативных актов, как федеральных, так и субъектов РФ. Поэтому принципы, закрепленные в данном Законе, выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала организации гражданской службы в РФ, должны учитываться законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативно-правовых актов о гражданской службе.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы, а гражданские служащие должны руководствоваться ими в своей работе.

В Законе установлены восемь принципов. В научных источниках называются и другие принципы. Однако, не будучи зафиксированными в тексте Закона, они не имеют статуса принципов правового регулирования отношений гражданской службы, а являются элементами научного правосознания либо принципами морали.

Пройдя через государственную волю и получив свое выражение в Законе, установленные принципы имеют общеобязательную силу. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы и в своей совокупности определяют функционирование и тенденции развития гражданской службы. Между тем каждый из них отражает строго определенную закономерность в организации гражданской службы и деятельности гражданских служащих.

Но везде есть свои недостатки. Я приведу пример одного из них и возможные пути решения.

Главный и основной недостаток, по моему мнению, в нынешней системе государственной службы можно считать коррупцию в органах власти.

Уровень коррупции в системе государственной службы в последние годы возрос настолько, что приобрел политический характер и стал весьма серьезной угрозой национальной безопасности.

Коррупция наряду с бюрократизмом при сочетании с низким уровнем нравственности многих представителей государственного аппарата деформирует, по сути, провозглашаемую государственную политику и законодательную базу государственной службы. Низкое качество организации деятельности административных органов, сложившийся в них социально-психологический микроклимат, стиль функционирования, круговая порука и т.д. приводят к тому, что вместо пресечения коррупции такие органы сами называются высококоррумпированными.

В этой связи вполне обоснованно то, что о проблеме коррупции говорится давно и много.

 В настоящее время коррупция бросает вызов государству, которое уже не может бездействовать и просто созерцать, как коррупция захватывает все новые и новые рубежи.

Однако представляется очевидным, что для эффективной деятельности по противодействию коррупции в системе государственной службы РФ в настоящее время необходимо определить причины возникновения и развития коррупции.

Причины коррупции в системе государственной службы РФ весьма разнообразны.

Представляется, что основные причины масштабной коррупции в системе государственной службы состоят в непоследовательности административных преобразований, а также зачастую в бессмысленном, непрерывном реформировании государственной службы:

- в неэффективности использования кадров в системе государственной  службы;  

- низком профессиональном уровне многих (в том числе высокопоставленных) государственных служащих:

- отсутствии четких гарантий

- персональной ответственности государственные служащих;

- неэффективности использования административных процедур, обусловленных режимом прохождения государственной службы.

 Необходимо подчеркнуть, что зарубежные государства, которые добились положительных результатов в деле противодействия коррупции, на протяжении многих лет создавали соответствующие правовые средства для этого. Как правило, успех в деле противодействия коррупции достигается при комплексном применении различных правовых средств, таких как конституционные, международно-правовые, уголовно-правовые, информационные и др. Иначе говоря, антикоррупционные предписания должны содержаться в законодательстве различной отраслевой принадлежности, а использование всей совокупности правовых средств вносит существенный вклад дело противодействия коррупции в системе государственной службы. Учитывая вышеизложенное, зарубежный опыт противодействия коррупции может и должен быть использован при создании комплекса правовых средств по противодействию ей.

Как уже утверждалось ранее, для эффективного противодействия коррупции в системе государственной службы РФ необходимо использовать всю совокупность правовых средств. Однако центральное место в этом механизме, как представляется, должно быть отведено именно административно-правовым средствам. Связано это с тем, что нормы административного права определяют режим осуществления государственной службы и публичного управления в целом. Ими определяется порядок предоставления публичных услуг гражданам и юридическим лицам, взаимоотношения различных субъектов в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

К числу административно-правовых средств противодействия коррупции можно отнести:

1) административные запреты, связанные с режимом государственной службы;

2) средства урегулирования конфликта интересов на государственной службе;

3) четкий должностной регламент государственного служащего;

4) конкурсное замещение должности государственной службы;

5) установление и обязательное использование кадрового резерва в системе государственной службы;

6) обязательное установление альтернативы при выборе кандидатов при назначении на должность;

7) испытание при поступлении на государственную службу;

8) механизм согласования с подразделениями собственной безопасности кандидатур при назначении на ответственные должности государственной правоохранительной службы;

9) определение статуса должности государственной службы, которая связана с коррупционными угрозами;

10) социальные гарантии, связанные с режимом и статусом государственного служащего;

11) аттестация государственных служащих;

12) поощрения и награждения государственных служащих;

13) определение примерных этапов карьерного роста государственного служащего;

14) отстранение от занимаемой должности государственной службы в случаях возникновения "конфликта интересов";

15) квалификационный экзамен;

16) режим служебной дисциплины на государственной службе;

17) административный контроль за служебной деятельностью государственных служащих;

18) налоговый контроль за имущественным положением государственного служащего и членов его семьи;

19) дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих;

20) механизм предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего;

21) оплата труда государственных служащих;

22) ротация кадров в системе государственной службы и др.

 Однако усилий одной лишь публичной власти в деле противодействия коррупции будет недостаточно. В этой связи государству необходимо поддерживать институты гражданского общества, которые участвуют в мероприятиях по противодействию коррупции.

Целесообразно нормативно закрепить формы взаимодействия органов, призванных осуществлять противодействие коррупции, с институтами гражданского общества, сформировать административно-правовой режим защиты лиц, оказывающих помощь в мероприятиях по предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной службы РФ, а также, возможно, в ряде случаев стимулировать их деятельность посредством выплаты единовременного денежного вознаграждения.

Для того чтобы административно-правовые средства начали эффективно работать, необходимы их увязка между собой, а также комплексное применение. Следует отметить, что реализация административно-правовых средств должна быть последовательна во всей системе государственной службы, т.е. в системе гражданской, военной и правоохранительной службы одновременно.При этом, конечно, нужно учитывать специфику различных видов государственной службы. Но для всех видов государственной службы уместно установить общие административно-правовые средства противодействия коррупции. В частности, универсальным административно-правовым средством противодействия коррупции может быть механизм предоставления сведений о доходах и имуществе государственного гражданского служащего, военнослужащего, служащего правоохранительной службы, занимающих должность среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Специфика каждого из видов государственной службы, разумеется, потребует разработки и реализации специальных административно-правовых средств противодействия коррупции.

В заключение хотелось бы отметить, что в правовом механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации именно сегодня назрела необходимость реализации всего нормативного, организационного и информационного потенциала.  Только комплексное использование всех средств противодействия коррупции приведет к определенным успехам и сведет коррупцию до уровня, не представляющего серьезной опасности для личности, общества и государства.

Заключение

 Порядок прохождения государственной службы предполагает пять групп должностей в этой сфере. В соответствии с этим действуют пять категорий требований, каждая из которых исходит из определенной сложности выполняемых задач и, требует соответствующей подготовки (подготовительной службы) для приобретения необходимой квалификации. Набор обучаемых, организация и характер обучения предполагают, что подготовка служащего для той или иной должности будет успешной, если у него есть соответствующая этой должности базовая подготовка, например диплом для права поступления в высшее специальное заведение, для обучения в соответствии с профилем занимаемой должности.

Проблема отбора государственных служащих на выдвижение должна решаться только путем оценки профессиональной пригодности, квалификации и личной трудовой отдачи (по принципу профессионального мастерства).

Профессионализм государственного служащего предполагает:

а) компетентность работников, т.е. знание ими дела, наличие, необходимого образования, стажа, навыков, системы повышения квалификации. Одна из основных обязанностей служащего - поддержание уровня своей квалификации;

б) систематичное, регулярное выполнение функций, операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отношений. Это позволяет работнику яснее и глубже познавать стоящие перед ним проблемы, овладеть необходимыми методами руководства. Немаловажно: ощущение устойчивости психологически раскрепощает служащего и благоприятно влияет на профессиональную деятельность, взаимоотношения с людьми;

в) политическую нейтральность, т.е. государственный служащий обязан действовать в соответствии с правовыми актами, но не политическими установками; вопросы партийности не должны иметь большого значения при подборе кадров; служебное положение недопустимо использовать в интересах партий, в государственных органах нельзя создавать партийные организации. Нужно учитывать, что "практически все развитые в экономико-правовом отношении государства всегда стремятся формировать государственный аппарат так, чтобы он и его служащие были бы свободны от политического влияния каких-либо партий, движений;

г) лояльность, независимо от партийных и иных пристрастий государственный служащий должен держаться в рамках законности, служебного долга, быть корректным, внимательным к людям, ко всем, кто зависит от него, обращается к нему;

д) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за качество подготавливаемых и принимаемых решений. За свою деятельность служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную, материальную ответственность.

Возможно если чётко соблюдать эти условия, ситуация в стране начнёт улучшаться.

Список нормативно – правовых актов и литературы

  1.  Конституция Российской Федерации
  2.  Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
  3.  ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах
  4.  A.Н. Дементьев, Н.И. Лукьянова. Аналитический вестник №26 (314) «Проблемы реформирования государственной гражданской службы в Российской Федерации», М., 2006
  5.  Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 2007
  6.  Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2009
  7.  В.Д. Граждан «Государственная гражданская служба», М.: Кнорус, 2007
  8.  В.Д. Граждан «Государственная гражданская служба», М.: Кнорус, 2007
  9.  http://www.rg.ru/2004/07/31/gossluzhba-dok.html
  10.  http://base.garant.ru/12136354/
  11.  http://cde.osu.ru/demoversion/course142/3_0.html#l3
  12.  http://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65635b2ad68a5c53b88421206c37_0.htm

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14818. ОТБАСЫ – КӨРКЕМ ӘДЕБИЕТТЕ 210.5 KB
  ОТБАСЫ – КӨРКЕМ ӘДЕБИЕТТЕ Отбасы – адамның өте маңызды өте жауапты жан ұясы себебі отбасы адамға бақыт толық мәнді тыныстіршілік әкеледі. Отбасы қоғамдық құрылымның кіші тобы алғашқы ұясы. Қоғамның негізгі мақсаты – адамдарды бақытты ету ал мұның өзі терезесі т...
14819. СПИД (ЖҚТБ) және СЕНПАТРИК ДИКСОН 506 KB
  СПИД ЖҚТБ және СЕН ПАТРИК ДИКСОН МАЗМҰНЫ Автор жайлы бірер сөз Кіріспе: Сенушілер ЖҚТБға қарсы күрестің алдыңғы шебінде 1 Тарау: ЖҚТБ сізге де төніп тұрған қатер 2 Тарау: Вакцина дәрідәрмек және сақтандырғыштар 3 Тарау: Адамдар жиі қоятын сұрақтар 4...
14820. Жеке тұлғаның бейімділіктерін психодиагностикалық зерттеу тәсілдері 63 KB
  Жеке тұлғаның бейімділіктерін психодиагностикалық зерттеу тәсілдері Жеке тұлғаны психофизиологиялық тұрғыдан зерттеу оның психикалық және ақылой сапаларын болашақ мамандықтарына бейімділігін анықтап беруге және олардың жекелеген бөліктерін жетілдіру туралы ұс...
14821. Темперамент жөнінде түсінік 50.5 KB
  Темперамент жөнінде түсінік. Темперамент 25 ғасырдан бері ғылыми ойды қызықтырған мәселелердің бірі. Оған деген қызығушылықтың төркіні – адамдар бойында болатын дара өзгешеліктер. Әр адамның баланың жан дүниесі өз алдына бір болмыс. Оның қайталанбастығы бір жағына...
14822. Тəрбие əдістері 111.5 KB
  Тəрбие əдістері Жоспары 1. Тəрбие əдістері мен тəсілдері жөнінде түсінік 2. Сана қалыптастыру əдістері 3. Ісəрекет ұйымдастыру əдістері 4. Ынталандыру əдістері 5. Педагогикалық қолдау оның мəні жəне ұйымдастыру жолдары 6. Тәрбие әдістерін таңдау 1. Тəрб
14823. Тəрбие процесінің мазмұны 74 KB
  Тəрбие процесінің мазмұны Жоспары 1. Жалпы адамзаттық құндылықтар мен құндылықты бағытбағдарлар 2. Тұлғаның базалық мəдениетін қалыптастыру 3. Бала құқықтары жөніндегі халықаралық құжаттар идеяларының тəрбие мазмұнында ескерілуі 7.1. Жалпы адамзаттық құнд...
14824. Тəрбие құрал-жабдықтары мен формалары 47.5 KB
  Тəрбие құралжабдықтары мен формалары Жоспары 1. Тəрбие құралжабдықтары жəне формалары түсінігі 2. Тəрбиенің негізгі формаларына сипаттама 3. Тəрбие формалары мен құралжабдықтарын таңдау 1.Тəрбие құралжабдықтары жəне формалары түсінігі Тəрбие құралжа
14825. Тəрбие мəн-мағынасы 54.5 KB
  Тəрбие мəнмағынасы Жоспары 1. Тəрбие міндеттері мен қызметтері. 2. Тəрбие процесінің ерекшеліктері. 3. Тұлғаның өзіндік тəрбиесі мен қайта тəрбиесі. 5.1. Тəрбие міндеттері мен қызметтері Тəрбие педагогикада бірнеше қырларымен танылған: – əлеуметтік мағынад
14826. Тұлға қалыптастырудың халықтық тәжірибесі 49 KB
  Тұлға қалыптастырудың халықтық тәжірибесі Халықтық педагогикалық көзқарастарын жұзеге асыру жұмысын мақсатқа сай қамтамасыз ету мен тәрбие дәстүрлерін бекіту оларды нақгылау толықтыру жөне жетілдіруге көмегін тигізген жеке сынақ әдісі ел арасына кеңінен мәлім б