89838

Государственная социальная помощь

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Выявить сущность и специфику социальной защиты малоимущих; Рассмотрение структуры и понятия малообеспеченных слоев населения; Исследование и реализация социальной помощи малообеспеченных граждан в истории России Выявление целей государственной социальной помощи...

Русский

2015-05-15

208 KB

42 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

  1.  Теоретические основы социальной защиты малообеспеченных граждан  ………………………………………………........................................

1.1 Сущность и специфика социальной защиты малоимущих групп населения ………………………………………….…………………………..

1.2 Понятие малообеспеченных групп населения исходя из прожиточного минимума …………………………………………………..

1.3 История развития социальной защиты малообеспеченных слоев населения………………………………………………………………………

2. Государственная социальная помощь………………………………

2.1 Понятие и цели государственной социальной помощи………….  

2.2 Субъектный состав получателей государственной социальной помощи…………………………………………………………………………

2.3 Виды, размер и порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченных граждан………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………......

30

ПРИЛОЖЕНИЕ А.

32


Введение

Тема «Организация социальной защиты малообеспеченных групп населения», которую я раскрываю в данной  в курсовой работе  является весьма актуальной на сегодняшний день. По данным Росстата, рост численности малоимущего населения возрастаем с каждым годом.  В России на данный момент доход ниже прожиточного минимума имеют 15,9 млн. человек, что составляет 11.5 % от общего населения. В связи с этим зафиксирована тенденция на увеличение численности бедных граждан. Из этого можно сделать вывод о том, что программы и механизмы федерального и регионального управления сферой защиты и поддержки малообеспеченных слоев населения работают не эффективно. Государственные меры по снижению уровню бедности, также не справляются с данной проблемой, вследствие высоко роста малообеспеченных граждан в РФ.  Игнорируются  проблемы, связанные с изменением принципов финансирования, реализации поддержки нуждающихся членов общества, качества и доступности социальных услуг для данной категории населения. Естественно, такие показатели негативно влияют на экономику, политику и на престиж нашей страны, а главное, также  на уровень жизни наших  соотечественников. Данную проблему необходимо как можно скорее решать, иначе количество малоимущих с каждым годом будет возрастать с геометрической прогрессией, в связи с наступающим кризисом и инфляции. Именно в этом я нахожу актуальность моей темы исследования.

Предметом исследования моей курсовой  работы является реализация, осуществление государственной социальной помощи для малообеспеченных групп населения. Объектом же выступают сами малоимущие граждане, поддержание, обеспечение которых, является главной задачей государства, как представителя и защитника их законных прав. 

Цель в данной курсовой работе состоит в изучении действующей системы социальной поддержки малообеспеченных групп населения, ее основных принципов, механизмов и направлений.

Задачами курсовой работы являются:

  •  Выявить сущность и специфику социальной защиты малоимущих;
  •  Рассмотрение структуры и понятия малообеспеченных слоев населения;
  •  Исследование и реализация социальной помощи малообеспеченных граждан в истории России
  •  Выявление  целей государственной социальной помощи
  •  Изучение основных направлений социальной защиты государства и оказания государственной социальной помощи малообеспеченных граждан как в денежной, так и в натуральной форме.
  •  Поиск решения проблем, а также рекомендации по усовершенствованию законодательства в сфере социальной помощи малообеспеченных.

Способами и методами написания данной работы выступают, наблюдение за жизнедеятельностью малообеспеченных  категорий граждан, анализ статистики, изучение средства массовой информации, касающейся данной темы, использование федеральных и областных законодательных правовых актов, научной литературы. 

В структуру моей курсовой работы входят:

  1.  Титульный лист -  содержит информацию о заглавии работы, ее авторе, научном руководителе, месте, где выполнена работа.
  2.  Содержание - раздел включает информацию о содержании всех разделов работы и страницах, на которых эти разделы начинаются
  3.  Введение – В данной курсовой работе описывается основной методологический аппарат  работы, раскрывается актуальность темы, сущность проблем.
  4.  Основная часть - представляет собой самостоятельное исследование  из актуальных вопросов в области права социального обеспечения, содержать элементы исследовательского характера. Здесь раскрывается весь теоретический материал на данную тему: понятие, история, способы взаимодействия государства с социальной незащищенными слоями населения и т.д.
  5.  Заключение - является завершающей частью курсовой работы, в которой подтверждается актуальность выбранной темы и ее практическое значение. В заключении акцентируется внимание на преодоление и решение проблем для реализации социальной защиты, а также на совершенствование законодательства.
  6.  Список литературы - нормативно-правовые акты, специальная (научная) и периодическая литература и Интернет-ресурсы. При необходимости в список включается подраздел Материалы судебной практики.

1.Теоретические основы социальной защиты малообеспеченных граждан

  1.  Сущность и специфика социальной защиты малоимущих групп населения.

Социальная защита населения – одна из главных функций государства, осуществляемая всегда и при любых условиях, хотя возможности социальной защиты и могут различаться от социально-экономической и политической ситуации.  Причем социальная защита населения становится все более важным направлением реализации целей и задач социальной политики.

Социальная защита -  это система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны: трудоспособным гражданам - путем создания условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью;- нетрудоспособным (социально уязвимым слоям населения) - гарантирование социальной защищенности и поддержки. По-существу социальная защита, как одна из основных функций социальной политики государства, должна распространяться на все категории граждан, предоставляя гарантии от социальных рисков, гарантируя нормальное социальное положение людей в обществе, что зафиксировано в действующей Конституции Российской Федерации.  Главной же целью социальной защиты является обеспечение достойного качества жизни населения на основе динамичного развития экономики.

При реализации целей социальной помощи органы исполнительной власти должны учитывать следующее.

Обеспеченность человека, групп и слоев населения в целом неразрывно связана с их потребностями. Потребности – это нужда в чем –либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человека, социальных групп населения, общества в целом; это внутренний побудитель их социальной активности. Осознание потребности выступают в качестве интересов человека. Факторы, которые обусловливают удовлетворение потребностей людей, разнообразны. К ним относятся:

  1.  Объем и структура производства;
  2.  Численность и полововозрастной  состав населения страны;
  3.  Общественно-политический и экономический строй общества, его социальная структура;
  4.  Величина и распределение национального дохода;
  5.  Денежные доходы населения и др.

В современных условиях России в первую очередь должны учитываться факторы , касающиеся содержания социальной помощи, направленной на поддержание и повышение уровня жизни населения.

Социальная поддержка (помощь) осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Преобладающим в социальной защите должен стать принцип адресной помощи, базирующийся на объективных критериях и всесторонних показателях жизни человека. Они в свою очередь  должны быть направлены на снижение уровня социального неравенства, обеспечения доступности необходимых материальных и социальных благ. Ведь необходимость в материальной поддержке малообеспеченных категорий граждан, как правильно, связана с экономическими причинами.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.  Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в социальной защите (малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане) .

 Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека) и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере.

  1.  Понятие малообеспеченных групп населения исходя из прожиточного минимума

Малообеспеченные группы населения - это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно - необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют средств на минимальный национальный стандарт потребления, - в Российской Федерации он получил название прожиточный минимум; когда доходы семьи ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране.  На практике уровень прожиточного минимума в развитых странах, как правило, выше, чем в развивающихся.

Прожиточный минимум состоит из потребительской корзины, а также из обязательных платежей и сборов.

Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина является составной частью прожиточного минимума, включающего в себя питание, непродовольственные товары, услуги. Для основных социально – демографических групп населения в целом по России и в ее субъектах она определяется не реже одного раза в пять лет.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

1) оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

2)  обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

3) формирования федерального бюджета;

4) других установленных федеральным законом целей.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.  Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей.

за I квартал 2014 года (Постановление Правительства РФ от 26.06.2014 N 586)

• на душу населения - 7688 руб.

• для трудоспособного населения - 8283 руб.

• для пенсионеров - 6308 руб.

• для детей - 7452 руб.

По данным Росстата, величина прожиточного минимума трудоспособного населения во II квартале 2012 года составляла 6913 руб.

Величина прожиточного минимума за III квартал 2013 года в целом по России установлена в следующем размере[9]:

  •  в расчете на душу населения — 7 429 рублей;
  •  для трудоспособного населения — 8 014 рублей;
  •  для пенсионеров — 6 097 рублей;
  •  для детей — 7 105 рублей.

1 января 2013 года в России вступил в силу закон, определяющий новый минимальный размер оплаты труда (МРОТ): отныне МРОТ будет составлять 5205 рублей. Рост показателя составил почти 13 процентов, что превышает официальный уровень инфляции, который, по итогам 2012 года, достиг примерно 7 процентов.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период). Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период. К доходу семьи и одиноко проживающих граждан относятся: заработная плата; денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и пр.; алименты; пособия различных видов; пенсии; стипендии учащихся; ежемесячные страховые выплаты пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; суммы, равные стоимости питания детей в общеобразовательных учреждениях; доходы от личного подсобного хозяйства и т.д.

При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета налогов и обязательных страховых платежей (ЕСН). В соответствии с законодательством Российской Федерации каждый гражданин  платить законно установленные налоги и сборы. Малоимущие не являются исключением из этого правила. С из доходов наравне с другими гражданами взимаются данные платежи и сборы. Однако для малоимущих граждан уплата налогов и сборов зачастую ложиться непосильным бременем на бюджет.

Для российского общества характерна дифференциация по уровню материального положения различных слоев и групп. Поляризация населения высока. Разрыв в доходах 10% наиболее и 15% наименее обеспеченного населения за последние пять лет увеличился с 4 до 15 раз. Были проведены исследования, которые показали, что наше общество состоит из четырех социальных слоев. Наше общество выглядит так: бедные (на их доход приходится 1 прожиточный минимум, малообеспеченные (2 - 2,5 прожиточных минимума, на сегодняшний день это 25 % населения), средние (6-7 прожиточных минимумов), обеспеченные и богатые (более 10 прожиточных минимумов). В 42 регионах России средний уровень доходов низкий или на уровне порога бедности. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего уровня, отмечается увеличение малоимущих категорий граждан.

Таблица 1.1 Прожиточный минимум москвича за I квартал 2015 года.

Питание

Непродовольствен- ные товары

услуги

налоги и другие платежи

прожиточный минимум

Трудоспособное население

7180-80

7022-16

5452-74

2044-05

17955-53

мужчины

7625-99

2983-84

5275-04

2040-59

17925-46

женщины

6717-19

3584-21

5637-79

2047-64

17986-83

пенсионеры

6235-49

2744-06

3190-80

-

12170-35

дети:

7716-29

4057-13

4023-74

-

15797-16

до 6 лет

5891-15

4186-87

4050-67

-

14128-69

7-15 лет

9331-22

3942-33

3999-92

-

17273-47

в среднем на душу населения

7022-16

3250-77

4718-23

1281-73

16272-89

1.3 История развития социальной защиты малообеспеченных слоев населения в России

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями. В ходе своего исторического развития благотворительность включала достаточно широкий спектр значений: от милостыни до системы актов различных ведомственных учреждений и законов, принятых государством. Многие историки выделяют несколько этапов развития благотворительности и социальной защиты в России:

  1.  IX - XVI вв. - за этот период Российская благотворительность прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности;
  2.  от начала XVII в. - до реформы 1861 года зарождаются государственные формы  призрения, предпринимаются попытки создания социальных учреждений двух типов: закрытых (богадельни, приюты, служебные дома) и открытых (пособия, обеспечение земельных наделов и т.д.);
  3.  в 60-е годы XIX в. - начале XX в. возникают новые подходы к выработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная благотворительность, меценатство. Начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело.
  4.  Послереволюционный и советский период.

Владимир, первый русский князь-христианин, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В Древнерусском государстве IX века основными направлениями социальной помощи было осуществление княжеской благотворительности. В годы становления Киевской Руси благотворительность была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Находясь под влиянием православного учения, Владимир, князь Киевский, в числе первых давал пример сострадательности к тем, кто нуждался в помощи. Помимо раздачи милостыни, "кормления" нуждавшихся на княжеском дворе, Владимир строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основой научного знания, книжного дела; при этом же князе были учреждены на Руси первые больницы. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом соборе. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы, чтобы создать приюты для всех нищих и убогих.

Во второй половине XVII в. во времена царствования Федора Алексеевича, на государственном уровне принимается решение о строительстве двух богаделен не по церковной линии, а в рамках государственной службы общественного презрения.

Развитие мер общественного презрения в определенную систему явилось заслугой императора Петра Великого. В своих распоряжениях Петр I указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней, делит нищих на категории, ставит виды оказываемой помощи в зависимости от нужд, принимает решительные меры по урегулированию частной благотворительности, устанавливает органы призрения и определяет средства для их развития. Екатерина II продолжила дело, начатое Петром. Система общественного призрения, созданная ею, в общих чертах сохранилась до сегодняшних дней. Указ от 7 ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под «председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения», которым поручалось руководить народным образованием, открывать богадельни, сиротские дома, дома для неизлечимых больных и другие учреждения. Создавалась разветвленная структура государственного общественного призрения, попытки государства охватить все слои населения, нуждающиеся в социальной защите, были налицо. Екатерина позаботилась и об источниках ее финансирования: каждому общественному Приказу выдавалось по 15 тысяч рублей, причем эти деньги можно было пускать в оборот, наращивая тем самым капитал. Наряду с государственной параллельно развивалась частная система призрения. В начале века начался бурный рост числа самых разнообразных благотворительных обществ, учреждений и заведений, а также филантропических акций. Среди них заслуживает внимания «Императорское человеколюбивое общество», основанное несколькими частными лицами. Его целью было предоставление пособий всякого рода, для этого предполагалось проявлять старания «об учреждении сословий и заведений»:

  •  для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам неспособных;
  •  для доставления неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений, снабжая их материалами, собирая отработанные ими изделия и сбывая оные в свою пользу;
  •  для воспитания сирот и детей бедных родителей.

За время царствования Александра I Человеколюбивым обществом были учреждены такие заведения, как Попечительный комитет о бедных (1816г), Институт слепых (1819), Маросейский богадельный дом (1825) и др.

В начале второй половины XIX века в Российском обществе   исключительную остроту приобрел вопрос о реорганизации дела социальной   помощи нуждавшимся. Предшествующий опыт централизованного   государственного призрения, постепенное утверждение новых социально  экономических отношений, связанные с отменой крепостного права,   требовали корректировки прежних подходов к управлению социальной   сферы, формам и методам благотворительности. Существенные изменения в   социальной политике Российского государства стали частью либеральных   реформ 60-70 годов. Своим Указом от 1 января 1864 года Александр II   утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”.

На протяжении всей социальной истории России в ней формировались традиции милосердия и благотворительности. И неправомерной представляется точка зрения некоторых ученых, отрицающих роль государственных и общественных организаций в осуществлении благотворительной деятельности и создании системы социального обслуживания на протяжении 70 лет существования советской власти. Анализ документов показывает, что в 1917-1918 годах был принят ряд важных законодательных актов, в том числе Декреты ВЦИК от 22 декабря 1917 г. "О страховании на случай болезни" и от 31 октября 1918 г. "Положение о социальном обеспечении трудящихся". Этими законами предусматривалось бесплатное оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи, родовспоможения, устанавливались пенсии и пособия на случаи временной нетрудоспособности, утраты трудоспособности, увечья, по старости и т.д., а также пособия по безработице. Средства на социальное обеспечение складывались в основном из взносов предприятий и учреждений государственного и частного характера, составляя единый Всероссийский фонд социального обеспечения. В послевоенный период (конец 50-х - начало 60-х годов) государство много делает для развития народного образования и здравоохранения, социально-культурной сферы, охраны труда и техники безопасности, сети детских садов и яслей. Вводятся пособия матерям и стипендии учащимся. В начале 90-х годов в нашей стране начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность.

В декабре 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принял специальное постановление по социальной защите малоимущих слоев населения в период либерализации цен. Тогда же в декабре 1991 г. вышел специальный Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержки населения в 1992 г.». Этим указом для поддержки малообеспеченных граждан намечалось ввести карточную, талонную или купонную систему распределения гарантированного набора продуктов, упорядочить и сделать адресной гуманитарную помощь, поступавшую тогда из-за рубежа. С переходом к рыночной экономике стали создаваться условия для возрождения благотворительности как избирательной помощи нуждающимся. Социальная защита является целостной системой, представляет собой самостоятельный социальный институт, призванный решать определенные социальные и экономические проблемы.

2. Государственная социальная помощь.

2.1 Понятие и цели государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

До принятия этого закона в отечественном законодательстве существовало определение «малообеспеченные граждане», «малообеспеченные семьи». Этим самым государство признавало существование граждан, нуждающихся в дополнительной социальной помощи или поддержке. Иными словами, уровень их материального положения был недостаточным, и он поддерживался разными способами.   

Характерным признаком государственной социальной помощи является ее предоставление в виде денежных выплат и натуральных выдач. Денежные выплаты предоставляются малоимущим гражданам в виде доплат к пенсии.

К числу отличительных признаков определения государственной социальной помощи необходимо отнести указание на источники ее финансирования.  В соответствии со ст. 5 Закона о государственной социальной помощи ими являются средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на оказание данной помощи такие средства выделяются субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке установленные законодательством. При принятии и утверждении федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации должны учитываться реальные средства, направляемые на оказание социальной помощи малоимущим слоям населения.

Определение государственной социальной помощи, теперь закрепленное на законодательном уровне, можно рассматривать как гарантию в деле реализации гражданами своих конституционных прав. В законе о государственной социальной помощи, теперь сформулированы цели государственной социальной помощи, а именно:

  1.  Поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации;
  2.  Адресное использование бюджетных средств;
  3.  Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  4.  Создание условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно-приемлемого качества социальных услуг;
  5.  Сокращение уровня социального неравенства (при сохранении значительной дифференциации в заработке и трудовых доходах между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми категориями работающих лиц такая цель представляется декларативной);
  6.  Повышение доходов населения.

Для достижения таких целей потребуется:

а) восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения, важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

б) обеспечение справедливого распределения на основе инвестирования и совершенствования системы индивидуального налогообложения;

в) предотвращение, с одной стороны, массовой безработицы, а с другой – неприпятствование высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.;

г) усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе квалифицированного учета материального положения семей и заявительного принципа назначения пособий и оказания помощи и т.д.

Регулирование уровня жизни населения должно стать одним из основных направлений деятельности государства. Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным разрывом, разрушению производительных сил, гибели людей. Следовательно, основной целью государственной социальной помощи должна быть поддержка малоимущих групп населения – семей и одиноких граждан, которые находятся за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.

Итак, первоначально Закон о государственной социальной помощи был направлен на оказание социальной помощи малоимущим гражданам, по существу – бедным.

2.2 Субъектный состав получателей государственной социальной помощи.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные  Федеральным законом « О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. В законе о государственной социальной помощи дается указание на три группы лиц, имеющих право на нее:

  1.  Малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане;
  2.  Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшие от политических репрессий;
  3.  Отдельные категории граждан, определенные в Законе.

Первой группой,  самой многочисленной,  являются малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. Именно на этом уровне определяется нуждаемость человека в том или ином виде материального обеспечения. Критерием нуждаемости является прожиточный минимум человека. ( Он является главным условием, определяющим право на получение такой помощи.)

В качестве другого критерия получения помощи выделяются « независящие от получателя причины». Данная формулировка является неопределенной, так как в самом законе не указаны, какие причины могут считаться «независящими». Это приводит к тому, что при оказании социальной помощи такие причины можно толковать или широко, или узко, что существенно расширяет или, наоборот сужает круг получателей данной помощи.  В основу критериев, с помощью которых причины считаются не зависящими от граждан, могут быть положено: инвалиды, неспособность к самообслуживанию в связи с престарелым возрастом или болезнью, сиротство, многодетность, безработица, отсутствие определенного места жительства, отсутствие родственников, обязанных по закону оказывать материальную и социальную поддержку и иные обстоятельства, которые гражданин не может преодолеть самостоятельно.

Главными условиями предоставления государственной социальной помощи , лицам нуждающимся в ней, являются: во-первых , наличие российского гражданства или законное проживание лиц на территории Российской Федерации и соблюдение ими установленного режима пребывания; во-вторых, наличие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Вторая группа получателей государственной социальной помощи – это реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.  Пострадавшим от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.  Условием предоставления этим категориям граждан является наличие документа о реабилитации либо признании их пострадавшими от политических репрессий.

Третью группу составляют граждане – получатели государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К данной группе относятся:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий

4) военнослужащие

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий,

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Чтобы получить набор социальных услуг, вышеперечисленные лица предоставляют соответствующие документы, подтверждающие право на него, затем их включают в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

2.3 Виды, размер и порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает оказание данной помощи малоимущим гражданам в денежной и натуральной формах. Денежные выплаты могут расходоваться получателями в соответствии с целями, на которые они предоставлены.

Различают следующие формы оказания социальной помощи:

  1.  Денежные выплаты, предоставляемые в виде социальных пособий, субсидий и других выплат;
  2.  Натуральная помощь, оказываемая в виде топлива, продуктов питания, одежды, обуви и т.д.

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Эти пособия характеризуются следящими признаками: а) безвозмездность; б) фиксированным размером.

В Законе о государственной социальной помощи нет указания на конкретный размер выплаты пособий. Его размер малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством самого субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточного минимумов и среднедушевым доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер пособия  и его сумма не могут превышать минимального прожиточного минимума.

Закон о государственной   социальной помощи конкретно определяет финансовые источники выплаты – это средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому во многих регионах страны происходит развитие собственного (регионального) законодательства об этом виде социального обеспечения. Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может предоставляться и в натуральной форме. На практике часто получается так, что денежных средств в местном бюджете нет или их недостаточно. В таких случаях местные органы власти, как правило, всегда имеют возможность помочь нуждающимся топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.д. Конечно, для малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина предпочтительнее всего получать государственную социальную помощь в денежном виде и распоряжаться денежными средствами и самостоятельно распоряжаться ими. Однако для названо категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь. Данное обстоятельство имеет большое значение в условиях высокого дефицита бюджетов всех уровней. Вследствие этого малоимущие граждане могут остаться без каких-либо видов социальной помощи в силу того, что государственные органы будут (или могут) ссылаться на нехватку денежных средств, например в местном бюджете.

В целях улучшения положения малообеспеченных групп населения могут также привлекаться дополнительные средства – предприятий, организаций и учреждений.  

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и среднедушевым доходом членов нуждающейся малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина. При наличии достаточных средств в бюджете субъекты Российской Федерации могут устанавливать размеры социальной помощи.

Единовременная государственная социальная помощь в различных формах (видах) оказывается малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину в чрезвычайно трудной жизненной ситуации и в связи с ней (крайней нуждаемостью).

В соответствии со ст. 8 Закона о государственной социальной помощи, государственная социальная помощь, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Государственная социальная помощь, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

Заключение

В условиях цикличности экономических кризисов всегда вероятна нестабильность уровня жизни подавляющего большинства населения любого государства. Естественно, что существование бедных и рост их бедности в таких условиях неизбежны. Из-за сегодняшнего экономического положения, в нашей стране большинство граждан попало в зону риска. Это означает, что любой человек и семья может оказаться за чертой бедности.

В основу социального развития государства на будущие десятилетия должны быть заложены главные приоритеты и сосредоточены имеющиеся у государства ресурсы, предназначенные для поддержания минимальных стандартов жизни населения.  Государство обязано выполнять свои обязательства перед гражданами:  что оно должно и что может реально им дать, если государство хочет сохранить собственное населения и собственно себя. Государство должно всецело реализовывать государственные социальные гарантии (минимальной заработной платы, минимального размера пенсий, стипендий и других социальных выплат), сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поддержку предпринимательства, адресную социальную поддержку городского и сельского населения и других социально-демографических групп. Помимо финансовых ресурсов, направленных на преодоление бедности, должны быть задействованы правовые возможности государства.  Я считаю, что необходимо провести кодификацию работ в области социального обеспечения.  Начать разработку кодекса законов о социальном обеспечении в Российской Федерации (Социального кодекса). Появления такого НПА сняло бы много противоречий, существующие в социальном обеспечении.

Прежде чем приступить таким изменениям, необходимо четко сформулировать и законодательство в сфере социального обеспечения. Их отсутствие ведет  к снижению роли государства в сфере социальной защиты населения. Поэтому не случайно, что в регионах зачастую принимаются решения, противоречащие Конституции РФ и федеральными законами. Совершенствование системы социальной защиты и социальной помощи населению Российской Федерации является сейчас насущной необходимостью.

Что касается организации социальной защиты малообеспеченных групп населения, то я считаю, что для малоимущих граждан является большой проблемой недоступность ряд социальных услуг в силу разных причин. Это и материальные причины и юридическая безграмотность. Они не знаю о своих законных прав, о своих возможностях, льготах и т.д. И именно вот эта сторона вопроса, определяет ту специфику работы социальных работников с гражданами этой категории, которые необходимы для их успешной адаптации в социуме.

        Список используемых источников:

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 36-ФКЗ, от 30.12.2008 3 7-ФКЗ, от 05.02.2014 3 2-ФКЗ, от 21.07.2014 3 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, 3 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «о государственной социальной помощи» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения 26.04.2015 г.

3.Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ « О прожиточном минимуме» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения 26.04.2015 г.

4. Федеральный закон от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения 26.04.2015 г.

Специальная (научная) и периодическая литература

  1.  Галаганов, В.П. Право социального обеспечения : учебник / В.П. Галаганов. – М.:КНОРУС, 2013.  477 с. (Среднее профессиональное образование).
  2.  Холосткова, Е. И. Генезис социальной работы в России: Учебное пособие - Дашков и К, 2015 г. 304 с.

Интернет – ресурсы

  1.    Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода //  Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Форма заявления о предоставлении государственной социальной помощи.

Управление Министерства труда и социального развития  города Москвы ______________________

________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о предоставлении государственной социальной помощи

Я,____________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

адрес места жительства:______________________________________________

______________________________________________________________________________________________

                   (указывается почтовый адрес места жительства, места пребывания, фактического проживания)

Наименование документа,
удостоверяющего личность

Дата выдачи документа, удостоверяющего личность  

Серия, номер документа, удостоверяющего личность         

Дата рождения

Кем выдан документ, удостоверяющий личность               

Место рождения

Прошу оказать мне (семье) государственную социальную помощь в ________________________ виде в связи с тем, что я (моя семья) является
(натуральном или денежном )

малоимущей.

Состав семьи:

№ п./п.

ФИО

Год рождения

Родственные отношения

Источник дохода

1

2

3

4

5

Совокупный доход семьи (гражданина)

№ п./п.

Источник дохода

Доход всех членов семьи за последние 3 месяца

1

2

3

1

Все виды заработной платы и дополнительного вознаграждения по всем видам работ

2

Все виды пенсий, стипендий, пособий и др. социальных выплат

3

Доходы от предпринимательской деятельности

4

Доходы от личного подсобного хозяйства

5

Доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности

6

Другие виды доходов

Совокупный доход семьи (гражданина)

Имущество, принадлежащее семье (гражданину) на праве собственности

Сведения о получении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

"___" __________ 200_ г.                                  Подпись заявителя ____________

   

Даю согласие  _____________________________________________________

                (наименование Управления Министерства труда

_______________________________________________________________________

и социального развития Омской области, адрес)

на обработку содержащихся в настоящем заявлении персональных данных, то есть их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение.

Согласие на обработку персональных данных, содержащихся в настоящем заявлении,  действует до даты подачи заявления об отзыве настоящего согласия.

_____________                      ____________________                 ______________.

       (дата)                                                    (фамилия, инициалы заявителя)                          (подпись заявителя)

 

К заявлению прилагаются:

1)_________________________________________________________________;

2)_________________________________________________________________;

3)_________________________________________________________________.

Регистрационный номер заявления: ____________

Дата приема заявления: "___" _________ 200_г.                

Подпись специалиста _______________

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

(линия отреза)

РАСПИСКА

   От _____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

принято заявление и следующие документы:

1)_________________________________________________________________;

2)_________________________________________________________________;  

3)_________________________________________________________________.

Регистрационный номер заявления: ________________

Дата приема заявления: "___" _________ 200_ г.                           

Подпись специалиста __________________



 


2

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65169. Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов) 214 KB
  Личность Мамая выдающегося правителя Золотой Орды Улуса Джучи второй половины XIV в. Безусловно такая задача была бы практически нерешаемой если бы в нашем распоряжении были только упомянутые нарративные источники с негативной оценкой деятельности Мамая и собственные логические умозаключения.
65170. «Закон», «обычай», «традиция» средневековых монголов в «Книге о тартарах» 81 KB
  Книга о тартарах Иоанна де Плано Карпини имеет большую ценность для исследователей права средневековых монголов поскольку в ней представлен взгляд европейского современника который к тому же побывал в Монгольской империи в эпоху преобразований.
65171. Золотоордынские ярлыки Русской Церкви как пример правоотношений светской и духовной власти на государственном и надгосударственном уровне 50 KB
  Ярлыки русской церкви представляют собой в общемто весьма распространенный тип ярлыков выдававшихся и в Монгольской империи и в ее отдельных улусах. Надо полагать что выдача ярлыков русской церкви осуществлялась всеми золотоордынскими ханами начиная с самых первых за исключением...
65172. К вопросу о судебной реформе крымского хана Мурад-Гирея (по сведениям «Семи планет» Сейида Мухаммеда Ризы) 29 KB
  Дальнейшая политика Мурад Гирея свидетельствовала о его лояльности: он постоянно являлся в Стамбул активно участвовал в войнах империи. На наш взгляд действия Мурад Гирея являлись популистской акцией попыткой укрепления собственного имиджа в глазах подданных.
65173. ОБРАЗ МАМАЯ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ КАК СРЕДСТВО ДЕЛЕГИТИМИЗАЦИИ ВЛАСТИ ОРДЫНСКОГО ХАНА 132 KB
  В отечественной историографии правитель Золотой Орды Мамай удостоился самых отрицательных отзывов какими только характеризовались враги России. Эти характеристики могут быть отнесены к проводимой им в отношении Руси политики но некоторые источники...
65174. ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИС-ХАНА) 78 KB
  Другие же ногайские орды казахские узбекские монгольские сибирские ханства по мнению исследователей сделали в своем развитии шаг назад и из государств трансформировались в вождества; соответственно развитая система писанного права существовавшая...
65175. Математик, которого я знаю – Ньютон Исаак 235 KB
  Исаак Ньютон появился на свет в небольшой деревушке в семье мелкого фермера, умершего за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным, бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу, лежавшую на лавке, из которой он однажды выпал и сильно ударился головкой об пол.
65176. Математик, которого я знаю – Франсуа Виет 77.7 KB
  Франсуа Виет 1540-1603 Родился в 1540 году на юге Франции в небольшом городке Фантенеле Конт французской провинции Пуату Шарант в 60 км от Ла Рошели. Его отец Этьен Виет прокурор. Благодаря связям матери Маргариты Дюпон и браку своей ученицы с принцем...