89865

Возвышение Москвы. Иван Калита

Доклад

История и СИД

Начинается складывание централизованного государства. Причинами образования централизованного государства были рост и развитие феодального землевладения и поглощение феодалами крестьянской общины феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для подавления сопротивления крестьян; княжеские усобицы разоряли крестьянские земли поэтому крестьяне тоже были заинтересованы в стабилизации власти. Условно процесс образования централизованного государства можно разделить на три периода...

Русский

2015-05-15

26.92 KB

1 чел.

Возвышение Москвы. Иван Калита.

В конце XIII в. Начинается складывание централизованного государства. Этот процесс продолжался фактически до XV в. Особенностью объединительного процесса было то, что последствия монголо-татарского нашествия задержали экономическое развитие русских земель, содействовали консервации феодальной раздробленности. Политическая централизация значительно опередила начало преодоления экономической разобщенности и была ускорена борьбой за национальную независимость.

Одной из предпосылок централизации была примерная синхронность в развитии всех княжеств.

Причинами образования централизованного государства были рост и развитие феодального землевладения, и поглощение феодалами крестьянской общины (феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для подавления сопротивления крестьян); княжеские усобицы разоряли крестьянские земли, поэтому крестьяне тоже были заинтересованы в стабилизации власти.

Кроме того, вотчинники (бояре) были заинтересованы в единстве страны, так как, например, не имели права покупать земли за границами своего княжества.

Условно процесс образования централизованного государства можно разделить на три периода:

1) Конец XIII – первая половина XVI вв. – перемещение экономического центра на Северо-восток; усиление Московского и Тверского княжеств, борьба между ними; рост территории Московского княжества, его победа над Тверью.

2) II половина XIV вв. – разгром Москвой в 60 -70-е гг. ее основных соперников и переходов от утверждения политического главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы. Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига. Феодальная война второй четверти XV в., - поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств.

3) Вторая половина XV – начало XVI вв. - подчинение Новгорода Москве; завершение объединения земель вокруг Москвы; ликвидация монголо-татарского ига; оформление государственности.

Централизация Русского государства, начавшаяся еще при Иване Калите, закончилась при Иване IV Грозном (1530 – 1574). Начинает складываться централизованный аппарат власти, получает развитие поместное землевладение, сильно возрастает политическое значение дворянства. Наблюдался подъем землевладения, развивались товарно-денежные отношения. Натуральный оброк частично был заменен денежным, получила распространение денежная рента. Промышленность была тесно связана с земледелием, перерабатывая его сырье. Развивалась внешняя торговля. Происходит процесс закрепощения крестьянства феодалами, а также Московские князья стремятся подчинить себе как можно больше светских феодалов, монастырей и церковных уделов, чтобы реально объединить русские территории. Жалованные грамоты способствовали укреплению феодального строя и усилению экспансии крестьян. Экономическая политика князей преследовала цель расширения и укрепления феодальных отношений. Политика Ивана III служила созданию и упрочнению централизованного государства. Ставилась задача подорвать экономическую основу крупных княжеских владений, стремившихся к сепаратизму, противопоставить боярской земельной собственности поместную систему землевладения. Сбор податей в государственную казну стал осуществляться централизованно. Развивались ремесла, горнодобывающая промышленность, пушечное литье и др. Заслуживают внимания принципы экономической политики Ивана Грозного (1547 – 1584), направленной на завершение феодализации деревни, упрочнение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя. Настал конец миграции крестьян их “праву на выход”. Разграбление “черных земель” необычайно ускорилось.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66321. Сказка о попе и работнике его Балде 237.5 KB
  Пушкиным Сказки Пушкина мы читаем в детстве и с уверенностью считаем что до конца разобрались в этом вопросе что никаких загадок в нем больше нет. Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино.
66322. БАСКЕТБОЛЬНОЕ ШОУ 31 KB
  В нашей программе вы увидите выступление баскетболистов – профессионалов нашей школы конечно это не профессионалы НБА но тем не менее вы сможете увидеть виртуозное ведение мяча точные броски молниеносные передачи
66323. Байки. Езопова байка «Хлібороб і орел» 89.5 KB
  Тема нашого уроку Езопові байки. Що таке байка З яких частин складається байка Що таке мораль Хто є героями байок Як називають авторів байки Яких байкарів знаєте Чим байка відрізняється від казки Гра З якої байки предмет...
66324. Білокора красуня 67 KB
  Як зовуть її Берізка Назва берізка прийшла до нас із глибокої давнини. Чому радіє берізка Що шепоче теплому вітерцю сонечку Складемо казочку Сонечко та Берізка. Послухайте початок: Жила була собі Берізка.
66325. Учитель творить Людину… 54.5 KB
  Учитель знайомить їх із спогадами про свою першу вчительку українського письменника І. Чендеєм Бесіда за змістом Класний керівник: Який загальний настрій цих спогадів На яких спогадах акцентує увагу письменник Чому навчала дітей учителька Який основний урок виніс письменник з її розповідей...
66326. Урок-путешествие в «Огненную страну» 62 KB
  Огонь одно из самых больших чудес природы с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло свет защищал от диких зверей. Люди сколько жили на свете Пуще глаза огонь берегли. Ведь огонь в холода в непогоду У костра их всегда согревал.
66327. Безпека вдома. Електроприлади. Безпека під час користування електроприладами 59 KB
  Діти за кожну правильну відповідь маємо можливість із частин збудувати будинок. Та не збагну я діти Хто мені допомагає світити Учитель: Дорога лампочко Не сумуй лапочко Зараз розкажуть діти що відбувається з тобою у світі. То ж запам’ятай лампочко І запам’ятайте діти...
66328. Волшебная страна – библиотека 183.5 KB
  Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь они заставляют нас совершенствоваться. Что же тогда в них хранили Книги Конечно же книги В Египте их писали на папирусе а в Индии составляли их из нарезанных пальмовых листьев в Междуречье выцарапывали на глиняных дощечках.
66329. ОПИС НАТЮРМОРТУ КАТЕРИНИ БІЛОКУР «КАВУН, МОРКВА, КВІТИ» 130.5 KB
  Мета: вчити аналізувати художнє полотно виділяти головне відбирати відповідні прикметники для опису предметів; розвивати структурно композиційні та мовностилістичні вміння; виховувати естетичні смаки. Обладнання: репродукція натюрморту Катерини Білокур Кавун морква квіти...