89865

Возвышение Москвы. Иван Калита

Доклад

История и СИД

Начинается складывание централизованного государства. Причинами образования централизованного государства были рост и развитие феодального землевладения и поглощение феодалами крестьянской общины феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для подавления сопротивления крестьян; княжеские усобицы разоряли крестьянские земли поэтому крестьяне тоже были заинтересованы в стабилизации власти. Условно процесс образования централизованного государства можно разделить на три периода...

Русский

2015-05-15

26.92 KB

1 чел.

Возвышение Москвы. Иван Калита.

В конце XIII в. Начинается складывание централизованного государства. Этот процесс продолжался фактически до XV в. Особенностью объединительного процесса было то, что последствия монголо-татарского нашествия задержали экономическое развитие русских земель, содействовали консервации феодальной раздробленности. Политическая централизация значительно опередила начало преодоления экономической разобщенности и была ускорена борьбой за национальную независимость.

Одной из предпосылок централизации была примерная синхронность в развитии всех княжеств.

Причинами образования централизованного государства были рост и развитие феодального землевладения, и поглощение феодалами крестьянской общины (феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для подавления сопротивления крестьян); княжеские усобицы разоряли крестьянские земли, поэтому крестьяне тоже были заинтересованы в стабилизации власти.

Кроме того, вотчинники (бояре) были заинтересованы в единстве страны, так как, например, не имели права покупать земли за границами своего княжества.

Условно процесс образования централизованного государства можно разделить на три периода:

1) Конец XIII – первая половина XVI вв. – перемещение экономического центра на Северо-восток; усиление Московского и Тверского княжеств, борьба между ними; рост территории Московского княжества, его победа над Тверью.

2) II половина XIV вв. – разгром Москвой в 60 -70-е гг. ее основных соперников и переходов от утверждения политического главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы. Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига. Феодальная война второй четверти XV в., - поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств.

3) Вторая половина XV – начало XVI вв. - подчинение Новгорода Москве; завершение объединения земель вокруг Москвы; ликвидация монголо-татарского ига; оформление государственности.

Централизация Русского государства, начавшаяся еще при Иване Калите, закончилась при Иване IV Грозном (1530 – 1574). Начинает складываться централизованный аппарат власти, получает развитие поместное землевладение, сильно возрастает политическое значение дворянства. Наблюдался подъем землевладения, развивались товарно-денежные отношения. Натуральный оброк частично был заменен денежным, получила распространение денежная рента. Промышленность была тесно связана с земледелием, перерабатывая его сырье. Развивалась внешняя торговля. Происходит процесс закрепощения крестьянства феодалами, а также Московские князья стремятся подчинить себе как можно больше светских феодалов, монастырей и церковных уделов, чтобы реально объединить русские территории. Жалованные грамоты способствовали укреплению феодального строя и усилению экспансии крестьян. Экономическая политика князей преследовала цель расширения и укрепления феодальных отношений. Политика Ивана III служила созданию и упрочнению централизованного государства. Ставилась задача подорвать экономическую основу крупных княжеских владений, стремившихся к сепаратизму, противопоставить боярской земельной собственности поместную систему землевладения. Сбор податей в государственную казну стал осуществляться централизованно. Развивались ремесла, горнодобывающая промышленность, пушечное литье и др. Заслуживают внимания принципы экономической политики Ивана Грозного (1547 – 1584), направленной на завершение феодализации деревни, упрочнение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя. Настал конец миграции крестьян их “праву на выход”. Разграбление “черных земель” необычайно ускорилось.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61921. Методическое содержание урока иностранного языка 14.42 KB
  Особенность урока ИЯ заключается в том что он не самостоятельная единица учебного процесса а звено в цепи уроков. Основа для построения урока это совокупность научных положений определяющих его особенности структуру логику и приемы работы.
61923. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУКОЛЬНОМУ ДЕЛУ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ) 2.41 MB
  Кукла - одна из самых древних игрушек и является важным элементом в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника
61924. Методика повторения на уроках русского языка 17.18 KB
  Задача повторения систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков полученных школьниками ранее. При этом на базе повторения грамматики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации можно несколько расширить лексику учащихся исправить...
61925. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГИГИЕНЫ 45.49 KB
  Гигиеническое воспитание состоящее из санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта является одним из основных и доступных мероприятий по первичной профилактике стоматологических заболеваний.
61926. Использование межпредметных связей на уроках физики и биологии 82.1 KB
  Кожура изюма является полупрозрачной мембраной пропускающей молекулы воды и не пропускающей молекулы сахара. Почему через некоторое время пространство заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным...
61929. Дальневосточный экономический район 24.13 KB
  Цель урока: Сформировать знания о составе территории особенностях экономико-географического положения природы хозяйственного развития Дальнего Востока; Продолжить формировать умения анализировать тематические карты атласа диаграммы учебника и составлять комплексную характеристику района формулировать выводы.