89871

Реформы Петра I в социально-экономической сфере. Внешняя политика в первой четверти XVIII века

Доклад

История и СИД

Основным направлением внешней политики России в эпоху Петра 1 стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы правления Петра Северная война со Швецией. В результате дипломатических усилий Петру удалось привлечь к предстоящей войне с северным соседом в качестве союзников Речь Посполитую

Русский

2015-05-15

30.75 KB

0 чел.

Реформы Петра I в социально-экономической сфере. Внешняя политика в первой четверти XVIII в.

1682-Петр становится царем (под регентство Софьи до 1689).

Предпосылки к развитию России

:1)активизация внешней политики и диплома-тии2

)интенсификация внутренней И внешней торговли (ремесло и мануфактуры, новоторговый устав),

3)реформирование финансовой и налоговой систем,

4)абсолютизация верховной власти,

5)военные преобразования в17 веке,

6)размежевание общества под властью западной культуры. Проникновение в Российское общество идей рационализма(сознание –ср-во господ-ва над

природой), появляется течение дуализм.

Конец 17 в. появились налоги, а деньги упали. Торговые связи оставались в неразвитом состоянии.

Экономические реформы:

1) политика меркантилизма - создание благоприятных условий для торговли

2)увеличение налогов на западные товары

3)организационные деятельности рус.купцов

4)насильственное создание торговых компаний.

1718-1724 гг. – подушная перепись.

1724 г. - паспортная система. Развитие промышленности применяло посессионных (покупавшихся для заводов) крестьян => тормоз в развитии.

1704 г. -удаление Боярской Думы и власть у консилии министров.

1711 г. - образование Сената.(высший орган управления).

1718 г. - принят “реестр коллегиям” (44приказы->10коллегии). 1720 г. - учрежден

Генрегламент коллегий (состав-президент,вице-президент,4 советника,4 асессора). 4коллегии-

1)иностранная, военная и судебная

2)финансовая

3)торговли

4)промышленности.

1722-создана прокуратура. Неофициальный глава Сената - Ягужинский. 1721-образован Синод, во главе обер-прокурор. 1714 г. – указ о единонаследии (поместья уравнивались вотчиной). 1722 г. -Табель о рангах(14 рангов). 1705-рекрутская повинность. Модерн-на стратегия и

тактика. Введены воинский и морской уставы. В 1 четверти

17в. Сформировалась военно-бюрократическая система (наверху – император).

Основные направления внешней политики в эпоху Петра

Основным направлением внешней политики России в эпоху Петра 1 стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы правления Петра Северная война со Швецией. В результате дипломатических усилий Петру удалось привлечь к предстоящей войне с северным соседом в качестве союзников Речь Посполитую, Саксонию и Данию (Северный союз был оформлен в 1699 г.). В правлении Софьи под руководством В. В. Голицына, русские войска в соответствие с вечным миром с Польшей предприняли в 1687 и 1689 гг. два неудачных похода против Крымского ханства. В 1695 г. была осаждена турецкая крепость Азов, но взять ее русским войскам не удавалось. Отсутствие флота не позволило блокировать морскую крепость, и она могла получать помощь извне.

В 1696 г. в районе Воронежа было построено 30 военных кораблей, которые по Дону были переведены в Азовское море. Второй Азовский поход, предпринятый в 1696 г., закончился взятием Азова и основанием крепости Таганрог. Союзники России (Австрия и Венеция) по антитурецкой коалиции были не намерены оказывать помощь России в войне с Турцией. Россия не могла вести дальнейшие боевые действия с Турцией, с этой целью в Константинополь на

русском 46- пушечном фрегате было направлено посольство дьяка Е. И. Украинцева, который 13 июля 1700 г. заключил перемирие с султаном на 30 лет, причем отстоял для России устье Дона с крепостью Азов и добился отмены выплаты унизительной дани крымскому хану.

Лишь только сообщение о перемирии с Турцией достигло Москвы. Петр объявил войну Швеции. К этому времени Карл 12 разгромил Данию и двинулся в Прибалтику. В октябре русские войска начали осаду шведской крепости Нарва. Неожиданным ударом 12- тысячный отряд под командованием Карла 12. 19 ноября 1700 г. нанес им сокрушительное поражение, в значительной мере благодаря предательству иностранных офицеров и слабой выучке большинства русских войск. Карл 12 не стал продолжать военные действия против России, считая ее полностью разбитой, а направил армию в Польшу против Августа 2. В Архангельске строят военные корабли, которые волоком через Карелию переправляют в Ладожское озеро. В 1702г. с помощью этих кораблей русские и взяли крепость Нотебург. Весной 1703 г. в устье Невы была взята крепость Ниеншанц, и в мае того же года был основан Санкт- Петербург. В 1704 г. русская армия взяла Нарву и Дерпт. В результате этих побед Россия прочно закрепилась в Восточной Прибалтике, получила доступ к морю и предложила Швеции мир, но получила отказ. Эти победы, в общем, не произвели должного впечатления на Карла 12, продолжавшего военные действия в Польше и Саксонии. Королем Речи Посполитой стал ставленник Карла 12 Станислав

Лещинский. В 1706 г. Август 2 отрекся от польской короны.

Летом 1708 г., разгромив Польшу, Карл 12 двинулся в поход на Россию. Но встретил на границе с Россией сильное сопротивление. Роковым для шведских войск стал разгром 28 сентября 1708 г. у деревни Лесной. Был захвачен огромный обоз с продовольствием и боеприпасами, что значительно ослабило силы противника.

После завершения Северной войны правительство Петра I активизировало свою внешнюю политику на юге и востоке. Были предприняты меры для усиления связей с народами Средней Азии и Китаем. Среди других внешнеполитических мероприятий Петра следует назвать Персидский поход 1722-1723 гг. Россия получила западный берег Каспия, однако в дальнейшем ей пришлось отказаться от своих приобретений. В результате Персидского похода 1722-1723 гг. Россия усилила своё влияние на Кавказе.

В 1714 г. экспедиция Бухгольца к югу от Иртыша основала Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск и другие крепости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85049. Аварии на химически опасных объектах Тамбовской области и их возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения 33.32 KB
  Обеспечение химической защиты населения. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в стране и в регионе для защиты населения от химических аварий. Обобщить знания о средствах индивидуальной защиты и их защитных свойствах. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства.
85050. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны 29.5 KB
  Сформировать у учащихся общее представление о гражданской обороне как составной части общегосударственной системы мероприятий по защите населения страны от опасностей мирного и военного времени. Познакомить с системой руководства гражданской обороной и основными правами и обязанностями граждан в области гражданской обороны. Изучаемые вопросы Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороной.
85051. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 30.22 KB
  МЧС России федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Цель урока. Познакомить учащихся с МЧС России: предназначением структурой и основными задачами МЧС. Показать роль МЧС России в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Изучаемые вопросы МЧС России его предназначение и структура.
85052. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций 28.65 KB
  Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций Цель урока. Познакомить учащихся с мониторингом и прогнозированием чрезвычайных ситуаций как составной частью общей системы мер противодействия чрезвычайным ситуациям направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. Изучаемые вопросы Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
85053. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 29.7 KB
  Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Цель урока. Познакомить учащихся с комплексом мероприятий касающихся инженерной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Изучаемые вопросы Инженернотехнические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Отметить что высокую эффективность в защите населения территорий и населенных пунктов имеют инженернотехнические мероприятия по защите от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов предусматривающие возведение и...
85054. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях и эвакуация 31.19 KB
  Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях и эвакуация Цель урока. Обобщить знания учащихся о системе оповещения населения страны о чрезвычайных ситуациях познакомить их с основными направлениями совершенствования системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Изучаемые вопросы Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
85055. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения 30.84 KB
  Аварийноспасательные и другие неотложные работы в очагах поражения Цель урока. Познакомить учащихся с основным содержанием аварийноспасательных и других неотложных работ АС ДНР обратить внимание на предназначение аварийноспасательных и неотложных работ познакомить учащихся с основными видами обеспечения АС ДНР. Изучаемые вопросы Аварийноспасательные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийноспасательных и других неотложных работ.
85056. Здоровье человека - как индивидуальная, так и общественная ценность 30.15 KB
  Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность Цель урока. Систематизировать знания учащихся о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности об основных составляющих здоровья и факторах на него влияющих. Сформировать убеждение что каждый человек сохраняя и укрепляя свое личное здоровье вносит вклад в укрепление общественного здоровья. Факторы оказывающие влияние на здоровье.
85057. Здоровый образ жизни и его составляющие 31.14 KB
  Здоровый образ жизни и его составляющие Цель урока. Сформировать у учащихся целостное представление о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека в повседневной жизни. Изучаемые вопросы Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни.