8988

Специфика социального познания

Доклад

Логика и философия

Специфика социального познания Проблема истины является одной из древнейших в философии. Сама философия является порождением интенции к истине. Даже этимология термина философия в скрытой форме содержит интерес к истине и истинности вещей и знаний...

Русский

2013-02-21

44.5 KB

16 чел.

Специфика социального познания

Проблема истины является одной из древнейших в философии. Сама философия является порождением интенции к истине. Даже этимология термина "философия" в скрытой форме содержит интерес к истине и истинности вещей и знаний. Не вдаваясь в долгие споры, отметим, что категория "истина" изначальна была общефилософской, имеющей отношение как к бытию, так и к познанию. В идеалистической ли форме или в материалистической понятие истинности употреблялась и к вещам ("веритас рей"), и к гносеологическим образам ("веритас интеллектус") [1]. Людей во все времена интересовала не только истинность знаний о предметах, но и то, чтобы эти предметы "соответствовали их понятиям" [2]. Сложившаяся в философии французских и английских материалистов Нового времени абсолютизация гносеологической истины была реакцией на средневековую теоцентричную трактовку онтологической истинности бытия как соответствия существования вещей их духовной божественной сущности. Материалисты оспаривали наличие в вещах духовной божественной сущности, но в полемике вместе с грязной водой выплеснули и "ребенка" – возможность материалистической интерпретации онтологической истинности вещей [3]. В качестве методологической основы своего анализа мы берем признание общефилософского характера категорий "истина" и "истинность" [4]. Они будут употребляться как для характеристики знаний о социальных объектах, так и для самих социальных объектов, процессов, явлений, т.е. и в гносеологическом, и в онтологическом значениях.

Вопрос о критериях истины был и остается центральным в учении об истине – "алетиологии" (или "веритономии").

На сегодня в философии существуют взгляды, что критерием гносеологической истины являются предметная практика, практика социальных преобразований, научный эксперимент, логические критерии, авторитет, вера, процедурные приемы (верификация и фальсификация), конвенция, очевидность, ясность и т.д.

В качестве критерия онтологической истинности вещей в разные времена предлагалось соответствие "первокирпичику" мироздания, атомной основе, Благу, объективной своей идеи, метафизическим первопричинам, божественному замыслу, сущности (трактуемой по-разному), понятию, материальной природе и т.д.

В любых вариантах несомненным осталось одно: истина (или истинность) определялась через соответствие: знания - со знанием (логическая истинность) или с предметом (корреспондентская гносеологическая истинность), вещи – со своей сущностью или божественным замыслом, или со своим объективным понятием (онтологическая истина). Этой схемой мы тоже будем пользоваться в дальнейшем исследовании.

Изучение людьми общества и самих себя восходит корнями к формам первобытных верований: фетишизму, тотемизму, аниматизму, анимизму, магии. В мифологии постоянно присутствует проблема генезиса общества, антропоморфные мифы посвящены различным историям возникновения людей и их сообществ. В философии с первых ее шагов возникает интерес к этому вопросу. Рассмотрение человека как "микрокосма" – одна из величайших концепций о социальной жизни. Античная философия уже рассматривала и проблему истинности социального бытия, и истинности знаний о нем. Во многих концепциях античности истина одновременно и высшее благо, и высшая красота, и высшая добродетель. Быть истинным поэтому означало быть красивым, благим, добродетельным. Высшее благо человека – счастье. Чтобы человек был здоровым телесно и духовно, чтобы он был счастливым, нужно, считали, например, пифагорейцы, чтобы музыка индивидуальной души соответствовала космической музыке. Истинен тот "микрокосм", который соответствует макрокосмосу, человек – мирозданию. Это пример определения онтологической истинности человека. У Августина истинность человека определяется через соответствие божественной благости. У гуманистов Возрождения – космической гармонии. У мыслителей Нового времени – естественному состоянию. Просветители видели онтологическую истинность человека в соответствии его жизни разумным началам мироустройства. Кант – в наличии в человека высшего нравственного закона ("категорического императива"). В.Соловьев предполагал найти истинность, а тем самым и высшее счастье человека в богочеловечестве. Большевики - в соответствии светлым идеалам коммунизма. Фашисты – в служении национальной идее или принадлежности высшей расе.

Истинность же социальных знаний определялась или соответствием действительности, или – догмам священного писания, или официальной идеологии, или высказываниям авторитетов (вождей, правителей, генсеков, фюреров и пр.), или полезностью, или аргументированностью (верифицируемостью), или отсутствием альтернатив (фальсифицируемостью).

Меняются века, и меняются методы, формы, способы определения и описания истинности социальных явлений и знаний. Но неизменной остается найденная античными мыслителями идея о неразрывной связи социальных истин (онтологических и гносеологических) с проблемой человеческого счастью и развитием социальной материи в рамках бытия всего мироздания. Можно по-разному определять и описывать истинность социального бытия человека, но в основе разных подходов лежит потаенная надежда найти тайну абсолютного человеческого счастья.

Нас будет интересовать проблема критерия истинности социальной материи на рубеже третьего тысячелетия, в особенности, применительно к нашей отечественной действительности. Российская действительность имела и имеет свою особенность, которую можно назвать одним словом "еврозейство". Мы находимся на границе между Европой (Западом) и Азией (Востоком). Поэтому мы специально будем рассматривать проблему онтологической и гносеологической истины в социальном бытие и мышлении на Западе и на Востоке. Общие представления об истинности социального бытия и познания мы попытаемся конкретизировать на примере одной специальной области социального познания – политологии. Если предельно упростить понимание предмета нашего исследования, то оно - в поиске предельного критерия истины в социальной материи во всех аспектах его осуществления.

Начнем с выяснения мозаики способов определения и описания истины и истинности социального бытия и мышления в современном (постиндустриальном) обществе.

§ 1. Динамика социальной реальности и особенности ее познания.

Любая работа требует определения основных понятий, с помощью которых будет раскрываться содержание предмета исследования. Эти основные понятия, как правило, выносятся в название. Для нас такими основными категориями будут "дефиниция" (определение), "дескрипция" (описание), "истинность", "социальное", "познание", "критерий". Они требуют, хотя бы краткого предварительного уточнения их основных значений.

Дефиниция (definiti o - определение) – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Наше исследование не посвящено формальной логике и не преследует цель изучить процедуры определения ( Df ) понятий как специальных форм мыслей. Нас интересует специфика соотношения дефиниций и дескрипций в социальном познании. Поэтому интерес к дефиниции и дескрипции в формально-логическом плане носит инструментальный характер.

Дефиниендум ( Dfd ) – понятие, содержание которого требуется раскрыть; дефиниенс ( Dfn ) – понятие, с помощью которого раскрывается содержание определяемого понятия.

Дефиниции бывают номинальные и реальные, явные и неявные. В интересующем нас плане номинальные определения означают введение нового термина вместо описания какого-либо события или объекта Например, "термин "социальный" означает относящийся к обществу, социуму, коллективу людей". Реальные определения раскрывают признаки события или объекта. Например, "социум – определенным образом организованная совокупность людей". Отличие между этими определениями ясно: в первом случае объясняется значение термина, во втором – раскрываются признаки предмета.

Явное определение раскрывает существенные признаки предмета через родовое и видовое отличие или выяснение его происхождения (генезиса). К неявным Df относятся определения через отношение предмета к своей противоположности или по контексту, или остенсивное (от латинского слова ostendo – "показываю").

Дефиниции не должны быть слишком широкими или слишком узкими, не должны заключать в себе круги (такие определения называются "тавтологиями"), они должны быть ясными и не должны быть отрицательными.

Дескрипция (от лат. descriptio - описание) состоит в том, чтобы максимально корректно и всесторонне указать признаки события или предмета. В формальной логике многие авторы относят описание ( Dsp ) к приемам, заменяющим определение наряду с характеристикой и сравнением [5]. Такая трактовка не лишена оснований, но необходимо оговорить целый ряд обстоятельств, которым в нашей работе в дальнейшем будет уделено самое пристальное внимание.

Термин "истинный" мы будем применять как характеристику материальных и духовных объектов. Понятие "истина" для нас является общефилософской категорией [6], применяемой как к вещам (онтологическая истина), так и знаниям (гносеологическая истина) [7]. Истинность означает соответствие реального идеальному, производного своему основанию: вещи – своей природе (сущности), понятия – предмету [8].

"Социальное" в нашем тексте будет означать приобщенность к каким-либо аспектам жизни людей или разных групп людей.

И, наконец, "познание" мы трактуем как духовное освоение мира через практическую деятельность.

Таковы самые общие характеристики понятий, вынесенных в название работы, специфику роли которых в социальном познании нам и предстоит выяснить.

Прежде чем перейти непосредственно к теме, рассмотрим возможность "чисто научного" социального познания и практики.

Вопрос о социальном познании, способном адекватно объяснять процессы, происходящие в обществе, и, что самое главное, способном прогнозировать тенденции развития, сегодня чрезвычайно актуален. Современная действительность болезненно демонстрирует следствия безграмотного реформирования общественной жизни: нужные законы вовремя не принимаются, принятые – не выполняются, решения не соответствуют насущным потребностям, желаемое не соответствует возможностям. Необходимость строгих социальных знаний определяется еще и чрезвычайной быстротой происходящих изменений. Ускоряющееся развитие затрудняет получение компетентных экспертных оценок ситуаций и предвидение их последствий.

В связи с этим возникает огромный массив мировоззренческих, теоретико-методологических, аксеологических и других вопросов, некоторые из которых вынесены в название работы и стали предметом данного исследования. Проблема истинности определений и описаний в социальном познании непосредственно связана с проблемой возможности научного обеспечения социальной жизни и процессов реформирования всех его сторон [9].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55199. Фінансовий аналіз. Методичні рекомендації 2.3 MB
  Метою вивчення дисципліни є формування у студентів знань з теоретичних основ методології та одержання практичних навичок проведення фінансового аналізу діяльності підприємств. Програма курсу охоплює загальну оцінку фінансового стану підприємства аналіз фінансової стійкості платоспроможності...
55201. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 168.38 KB
  Одна из основных целей маркетинга – установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности туристского предприятия. Главная задача состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска, а также обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития.
55202. Предмет, об’єкт вивчення науки РПС і регіональної економіки 24.9 KB
  Розміщення продуктивних сил (РПС) і регіональна економіка – це галузь економічної науки, що вивчає специфічні, просторові аспекти прояву економічних законів. Головний об’єкт її вивчення – територіальний стан і розвиток продуктивних сил країни і регіонів.
55203. УКРАЇНСЬКА МОВА ЗА ПРОФЕСІЙНИМ СПРЯМУВАННЯМ. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ТА ЗАВДАННЯ ДО ПРАКТИЧНИХ ЗАНЯТЬ 64.5 KB
  Тема: Поняття €œсучасна українська літературна мова. Сучасна українська літературна мова - головний засіб спілкування між людьми в суспільстві. Сучасна українська ділова мова.
55204. Українська мова за професійним спрямуванням. Плани та завдання до практичних занять 558 KB
  Основи мовної політики і фактори прискорення процесів упровадження державної мови. Місце мови в комунікативній деонтиці юриста. Це і зумовило 28 жовтня 1989 р. прийняття Закону про мови в Українській РСР коли під тиском національно-демократичних сил тодішня влада пішла на законодавче закріплення статусу державної за українською мовою й оголосила українську мову державною і мовою національного спілкування у межах України.
55205. Кольорова металургія України, розміщення основних виробництв. Сучасний стан, проблеми й перспективи розвитку галузі 24.51 KB
  Кольорова металургія включає видобуток, збагачення, металургійну переробку кольорових руд, дорогоцінних і рідкісних металів, у тому числі виробництво сплавів, прокату кольорових металів, переробку вторсировини і видобуток кольорових каменів.
55207. Роль РПС і регіональної економіки у вирішенні найважливіших соціальних та економічних проблем в Україні 24.19 KB
  Закономірність територіальної концентрації продуктивних сил полягає у зосередженні виробництва й населення у найвигідніших місцях регіону, що забезпечує вищий (ніж середній для регіону) рівень життя та ефективність виробництва