89884

Великая Отечественная война 1941-1945

Доклад

История и СИД

Начало войны было для Советского Союза катастрофическим: 1 внезапность нападения 22 июня 1941 г. Через шесть дней после начала войны пал Минск; 2 несмотря на труднейшие условия военных действий защитники Отечества с первых же дней войны проявили мужество и героизм. В этом периоде произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Всего за годы войны Советские Вооруженные Силы в ходе 9 кампаний провели более 50 стратегических около 250 фронтовых и свыше 1000 армейских операций.

Русский

2015-05-15

29.12 KB

0 чел.

Великая Отечественная война 1941-1945.

Начало войны было для Советского Союза катастрофическим:

1) внезапность нападения 22 июня 1941 г. позволила гитлеровской армии получить значительные преимущества. Многие погранзаставы и соединения, принявшие на себя силу первого удара врага, погибли. Через шесть дней после начала войны пал Минск;

2) несмотря на труднейшие условия военных действий, защитники Отечества с первых же дней войны проявили мужество и героизм. Ярким примером героизма явилась оборона Брестской крепости;

3) несмотря на упорное сопротивление советских войск, враг к 10 июля захватил Латвию, Литву, большую часть Белоруссии, Украины и Молдавии;

4) гитлеровское командование усилило натиск на главном, Московском, направлении.

В июле враг начал стремительное наступление на Западе и Юго-Западе. На смоленском направлении немецкие войска стремились расколоть Западный фронт, окружить советские войска, прикрывавшие Смоленск, и открыть себе путь на Москву. Но сопротивление советских войск оказалось значительно сильнее, чем предполагал враг. Части Западного фронта нанесли вражеским войскам значительный урон. Гитлеровское командование 30 июля вынуждено было отдать приказ группе армий «Центр» перейти к обороне. 5 августа войска Резервного фронта (генерал – Г.К. Жуков) в наступательной операции освободили Ельню. Более двух месяцев продолжалась легендарная оборона Одессы. В боях под Севастополем противник потерял до 300 тыс. человек. Ленинград гитлеровские войска не смогли взять. Началась 900-дневная блокада города. Самым страшным испытанием для жителей Ленинграда стал голод.

Генеральный штаб Гитлера разработал план решающего наступления на Москву, который получил название «Тайфун». 30 сентября оно началось мощными танковыми ударами в районе Брянска. Но советские войска своим сопротивлением сумели сковать крупные силы врага, задержать его стремительное продвижение. Во второй половине октября войска противника вновь перешли в наступление. Немецко-фашистские войска захватили Калинин, Малоярославец, Можайск, Волоколамск. Командующим Западным фронтом, который оборонял Москву, был назначен Г.К. Жуков. 18 ноября были захвачены Клин, Солнечногорск, Крюков, Яхрома, Истра, на некоторых участках гитлеровские войска подошли к столице на 25–30 км, но ближе им продвинуться не удалось.

К началу января1942 г. фашисты были отброшены от Москвы на 100–250 км.

В военно-стратегическом плане Великая Отечественная война делится на три периода, в каждом из которых было проведено две-три кампании, а в ходе кампаний несколько операций. По масштабам боевых действий операции подразделялись на стратегические, фронтовые и армейские, а по характеру боевых действий - на наступательные и оборонительные.

Первый период, продолжавшийся с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г., включал три кампании: летне-осеннюю 1941 г., зимнюю 1941-1942 г.г. и летне-осеннюю 1942 г. В этом периоде проведено более тридцати крупных стратегических и фронтовых операций, в основном оборонительных. Главным содержанием периода является: стратегическая оборона Советских Вооруженных Сил, разгром войск противника под Москвой, провал попытки фашистской коалиции сокрушить СССР в молниеносной войне.

Второй период (19 ноября 1942 г. - 31 декабря 1943 г.) охватывал две кампании: зимнюю 1942-1943гг. и летне-осеннюю 1943г. В течение второго периода было проведено 26 крупных операций, из которых 23 наступательных. В этом периоде произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Третий период (1 января 1944г. - 9 мая 1945г.) состоял из трех кампаний: зимне-весенней 1944г., летне-осенней 1944г. и кампании 1945г. В ходе кампаний третьего периода проведено 34 крупных наступательных операций. Главным содержанием периода является разгром фашистского блока, изгнание его войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах Германии и безоговорочная капитуляция.

В войне с Японией проведена самостоятельная Дальневосточная кампания (Маньчжурская стратегическая наступательная операция), продолжавшаяся 25 суток -- с 9 августа по 2 сентября 1945г. В результате операции советские войска разгромили самую сильную группировку Японии - Квантунскую армию.

Всего за годы войны Советские Вооруженные Силы в ходе 9 кампаний провели более 50 стратегических, около 250 фронтовых и свыше 1000 армейских операций.

Великую Отечественную войну завершила битва за Берлин, которая началась 24 апреля 1945 г. В ночь с 8 на 9 мая был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии.

2 сентября капитулировала милитаристская Япония. Это привело к завершению Второй мировой войны.

Оценивая всемирно-историческое значение Великой Отечественной войны, следует учитывать:

1) она являлась важной составной частью Второй мировой войны;

2) вступление СССР в войну, навязанную фашистской Германией, коренным образом изменило ее политический характер;

3) героизм советских воинов, усилие советского тыла явились главными источниками победы антигитлеровской коалиции в целом;

4) победа в Великой Отечественной войне повысила престиж и морально-политический авторитет Советского Союза;

5) победа способствовала росту международного влияния страны, укреплению международных связей. Перед началом Великой Отечественной войны Советский Союз поддерживал дипломатические отношения с 26 государствами, а к концу войны их число возросло до 52, увеличилось вдвое;

6) в результате успешных военных действий и победы СССР произошло значительное укрепление безопасности границ страны, а именно: в состав СССР вошли Печенгская и Клайпедская области, часть бывшей Восточной Пруссии на западе; Южный Сахалин и Курильские острова на востоке. Важное значение для СССР имели Крымская (февраль 1945 г.) и Потсдамская (июль – август 1945 г.) мирные конференции, участниками которых были: СССР, США и Великобритания. Германия была разделена на оккупационные зоны. Предусматривался роспуск ее вооруженных сил, демонтаж военной промышленности. Фашизм был объявлен мировым сообществом вне закона.

СССР понес огромные потери во время войны:

1) убито, умерло от ран, погибло в плену, замучено не менее 27 млн человек; 2)разрушено примерно 1710 городов, более 70 тыс. сел, около 32 тыс. предприятий.

Война вскрыла многие пороки тоталитарного режима в Советском Союзе. Но победа позволила Сталину переключить внимание и энергию народа на восстановление разрушенного хозяйства, объявить, что факт победы является доказательством преимущества социализма.

Уроки Великой Отечественной и Второй мировой войн: 1) войну значительно легче начать, чем закончить; война, начавшись, далее развивается уже по своим собственным законам, и ее исход запланировать практически невозможно. Далеко не всегда победа приходит к тому, кто развязал войну. Германские фашисты планировали кратковременную победоносную войну. Но она оказалась затяжной и привела к поражению; 2) войну нельзя спланировать ни по масштабам, ни по характеру применяемых средств. Начинаясь как локальная, она может втянуть в свою орбиту другие государства и стать мировой. Такой ход событий становится более вероятным, чем выше уровень развития человеческого общества. Переплетение экономических и политических связей разных стран ведет к втягиванию в конфликт часто против желания лиц, стоящих у руля государства. В наши дни любой локальный конфликт может стать запалом для новой мировой войны. При этом нельзя ограничить применение наличных средств ведения войны, в том числе самых разрушительных; 3) предупреждение войны нуждается в единении действий миролюбивых сил всего мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59023. Комунікація. Дискусія та правила її ведення 40.5 KB
  Протягом заняття ми мультимедійна проекція слайдів: визначимо місце дискусії у процесі вербальної комунікації; ознайомимося з правилами її ведення; навчимось практично їх використовувати. І тоді людина вдається до дискусії.
59024. Краса, велич і трагедія в образах шевченкового Кобзаря 49 KB
  Природно шевченкові пейзажі є саме такими. Де й навіщо використовує Шевченко пейзаж На початку іноді в середині великого поетичного твору. Яка назва цієї пісні Що ви знаєте про історію її написання Яким у ній зображено Дніпро В іншій поезії Шевченко зазначає...
59025. Краса осені (прикмети та ознаки) 41 KB
  Осінь наче художник велетенським пензлем розфарбовує у яскраві кольори плоди та листя. Ось так починається осінь. Осінь Які слова допомогли вам відгадати загадки Підкреслимо їх. розфарбувала жовті шати одягає жде білу сестрицю...
59026. Критичне мислення на уроках зарубіжної літератури 99.5 KB
  Теорія та практика Критичне мислення на уроках зарубіжної літератури I. Саме тому основною проблемною темою в контексті викладання зарубіжної літератури в 811 класах є: Використання технологій критичного мислення як засобу створення творчого мікроклімату на уроці зарубіжної літератури...
59027. Література ХХ століття. Р. Кіплінг 48 KB
  Мета практична: повторити біографію Р. Кіплінга; ознайомити учнів з особливостями індуїзму, проаналізувати вплив вірувань індійців на творчість Р. Кіплінга, спонукати учнів до нового осмислення Мауглі...
59029. Листок - орган фотосинтезу 51 KB
  Мета: розширити і поглибити знання учнів про фотосинтез; зясувати особливості будови листка в звязку з його функціями; формувати вміння встановлювати взаємозвязок між будовою листка і його функціями; вміння працювати з мікроскопом; розкрити значення фотосинтезу в природі і житті людини...
59030. Лицар в іржавих обладунках. Роман Сервантеса Премудрий ідальго Дон Кіхот з Ламанчі 78 KB
  Можна спитати в учнів які лицарські романи знаходились в бібліотеці Дон Кіхота про це вони повинні були прочитати вдома у розділі VI першої частини. Назва роману Сервантеса та імя головного героя Коли взимку 1605 року у книжкових лавках Мадрида...
59031. Позакласна робота з математики. Логічні задачі 48 KB
  Завжди робіть таблицю, у ній ви зможете враховувати всі ймовірні варіанти. Уважно читайте кожне твердження. По-справжньому уважно. Звичайно кожне твердження містить щось таке, що дозволить вам спростувати хоча б один із варіантів.