89888

Культура России во второй половине XIX века

Доклад

История и СИД

Гамалея создал первую в России бактериологическую станцию 1886 г. Отсутствие в России трибуны политических дискуссий вело к тому что выражение революционных взглядов и реакция на них переносились в литературу и искусство. Рубинштейн выдающийся пианист автор оперы Демон и вокального цикла Персидские песни основал первую в России Петербургскую консерваторию.

Русский

2015-05-15

28.19 KB

0 чел.

Культура России во второй половине XIX в.

Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения.

Достижения Александра II в этой области не могли перечеркнуть даже контрреформы Александра III. Систему начального образования составляли церковно-приходские и земские, а также воскресные школы, запрещенные в 60- е годы. Количество гимназий с 1861 по 1887 г. увеличилось втрое, но указ "о кухаркиных детях" снизил число гимназистов. Кроме гимназий существовали реальные, коммерческие и другие училища. Женское среднее образование представляли 300 разнотипных школ.

Большие успехи были достигнуты в высшем образовании - количество университетов к концу века достигло десяти. Университетский устав 1863 г. давал университетам почти полную автономию в самых разных областях. Но в 1884 г. правительство Александра III ввело новый реакционный устав, лишивший университеты автономии и усиливший надзор за ними. В 70-80 гг. положено начало женскому высшему образованию - открыты курсы в разных городах.

Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки. Труды И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" обобщали результаты опытов, заложили основы отечественной физиологии. И.И. Мечников совместно с Н.Ф. Гамалея создал первую в России бактериологическую станцию (1886 г.), основал школу микробиологии и сравнительной патологии. Вместе с О.О. Ковалевским он заложил основы сравнительной эмбриологии. К.А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений.

Величайшим открытием Д.И. Менделеева стал периодический закон химических элементов (1869 г.). А.М. Бутлеров разработал фундаментальную теорию химического строения.

Открытия в области техники принесли мировую известность русским ученым. Это изобретения П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, М.О. Доливо- Добровольского. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет (1881 г.). Попов изобрел радио. Астроном Бредихин исследовал кометы. Достижения географии связаны с именами Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая.

Как и в предшествующий период, огромное место в культурной и общественно-политической жизни страны играла литература. Литературная критика в лице Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Михайловского отстаивала принципы связи литературы с жизнью. Господствующим направлением становится критический реализм. Отсутствие в России трибуны политических дискуссий вело к тому, что выражение революционных взглядов и реакция на них переносились в литературу и искусство.

Во второй половине XIX в. расцвело творчество целой плеяды выдающихся мастеров: Тургенева, Гончарова, Л.Н. Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Подлинным демократизмом пронизаны произведения Некрасова - поэта, редактора журналов "Современник" и "Отечественные записки".

В 80-х гг. появляются новые литературные дарования - Короленко, Чехов. Среди поэтов широко известны Майков, Полонский, Фет, А.К. Толстой. Драматургия представлена такими выдающимися творцами, как Островский, написавший около 50 пьес, и Чехов, буквально ворвавшийся на театральные подмостки в конце века.

Вторая половина XIX в. стала временем бурного расцвета музыки. В 60-70 гг. развернулось творчество "могучей кучки" - композиторов Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Они творили в области симфонической, камерной, оперной музыки. Наиболее выдающиеся произведения - "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Снегурочка", "Садко", "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина.

Несколько позже, в 70-х - начале 90-х гг. расцветает талант Чайковского. Оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", симфонические и камерные произведения поставили Чайковского в ряд гениев мировой культуры.

Рубинштейн, выдающийся пианист, автор оперы "Демон" и вокального цикла "Персидские песни", основал первую в России Петербургскую консерваторию.

В 80-е и особенно 90-е гг. появляется новое поколение композиторов - Танеев, Лядов, Глазунов. На конец века приходится расцвет творчества Рахманинова и Скрябина.

Ведущее место занимают Московский Малый театр и Александринский театр в Петербурге. Самой знаменитой артисткой стала Ермолова (Малый театр).

Особое значение в развитии русской живописи приобрело создание в 1870- 1871 гг. "Товарищества передвижных художественных выставок", объединившего многих художников России. Наиболее известными среди них были - И.М. Крамской, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, Н.А. Ярошенко. Произведения "передвижников" отразили любовь к России, к ее народу и истории.

В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И.П. Ропет, В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Д.Н. Чигаров и другие создали "национальный" стиль в духе традиционного русского зодчества (Исторический музей, Городская дума и Верхние торговые ряды в Москве). В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа Спасителя в Москве, начатое в 1837 г. по проекту К.А. Тона. Наиболее выдающимися скульпторами были Антокольский и Опекушин (последнему принадлежит памятник Пушкину в Москве).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60116. Виховний захід: «Моя Батьківщина – Україна» 59 KB
  Мова кожного народу неповторна і своя це рядки з вірша. Українська мова Давня й молода. Рідна мова як її не знати Як же не любити нам її. Рідна мова в рідній школі Що бринить нам чарівніш Що нам ближче і миліш І дорожче в час недолі Рідна мова...
60117. Позакласний захід з народознавства «Обжинки» 33 KB
  Учні: Ой обжинки господарю обжинки Позбирали колосочки із нивки Ой весело господарю весело Що ми тобі віночок несемо А ще буде веселіш Коли буде цей вінок на голові Коли буде коровай на столі Діти виконують пісню з рухами...
60118. Здоров’я – це скарб. Усний журнал 85 KB
  Мета: вчити здорового способу життя свідома ставитися до свого здоровя; розвивати бажання вести активний спосіб життя берегти зміцнювати здоровя; виховувати хороші звички бажання перетворити набуті знання у внутрішню потребу.
60119. Виховний захід: З усмішкою про наше шкільне життя 47 KB
  Я книжки закинув та й не вчився Телевізор цілий день дивився Ось стою зітхаю нічого не знаю Двійку заробив 1 учень Оце лихо Іване А що ж у тебе вчителька таке спитала 2 учень Таблицю множення скільки буде...
60120. Внеклассная работа. «Выпускной бал в 4 классе» 68 KB
  Цель: подвести итоги обучения за 4 года в начальной школе мотивировать учащихся на дальнейшее успешное обучение. Рады мама с бабушкой папа мой доволен И самой мне нравится в нашей милой школе.
60124. От теории – к практике «Визуальная поэзия – современная интеллектуальная игра» 986.5 KB
  В настоящее время интерес исследователей к современной поэзии неуклонно возрастает. К концу ХХ века интеллектуальная игра с поэзией приобрела современное звучание и не утратила своего значения: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.