8989

Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания

Доклад

Логика и философия

Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания Социально-исторические изменения в обществе, ставшие реальностью сегодняшнего дня, требуют своего философского осмысления и нуждаются в разработке новых методов описания и анализ...

Русский

2013-02-21

36.5 KB

9 чел.

Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания

Социально-исторические изменения в обществе, ставшие реальностью сегодняшнего дня, требуют своего философского осмысления и нуждаются в разработке новых методов описания и анализа. Проблема заключается в том, что современное функционально дифференцированное общество (российское общество не является здесь исключением) создает определенные трудности для создания собственных описаний по причине разнородности структурной организации, многогранности и многомерности общественной жизни. Соответственно, рассмотрение какой-либо социально-значимого проблемы требует учета множественности моделей ее проявления, что ставит под сомнение практически любое ее определение, претендующее на универсальность. Невозможность создания универсальных исчерпывающих описаний, влечет за собой признание, что попытки обоснования собственной исследовательской позиции с неизбежностью сталкиваются с ее принципиальной недостаточностью, отсылающей к другим описаниям. Возникает парадоксальная ситуация и для современной социальной философии возникает необходимость включения ее в методологические механизмы самоописания социума.

В рамках новой социально-философской парадигмы особое значение придается проблеме наблюдателя. Исходя из понимания общества как социальной системы, охватывающей все социальные реальности, конституированные на основе коммуникации, невозможно представить себе такую позицию исследователя или наблюдателя, которая была бы внеположена социальной реальности, а, следовательно, находилась бы в рамках субъект-объектных с ней отношений. Смена парадигмы определяется не просто новой позицией исследователя, сменой точки зрения. Акт наблюдения представляет собой процесс коммуникации, влияющий на развитие и изменение социальной ситуации. Новая парадигма устраняет независимое наблюдение как таковое, поскольку исследователь включен в динамику информационных потоков. Гетерогенность коммуникативных процессов, в которые включен исследователь, не дает ему базы для категоричных суждений. Таким образом, любое осмысление социального бытия немедленно сталкивается с парадоксом саморепрезентации общества, эвристический потенциал которого заключается в способе самоорганизации социального дискурса, как системы рекурсивности.

"Самореферентные системы могут себя наблюдать" - такова отправная точка, заданная Н.Луманом, для разрешения вопроса о роли описаний, представляющих собой систему, или "текст" возможных наблюдений, специфических для каждой локально определенной социальной системы, благодаря которым обеспечивается структурная организация, основанная на возможности самопонимания и саморазвития социума. В связи со сложной асимметрично дифференцированной организацией современного общества, согласно Н.Луману, сегодня нам приходится отказаться как от попыток создания универсальных описаний, свойственных простым сегментарным обществам, берущих за основу либо мифические рассказы, либо знания о местности, так и от универсальных описаний, использующих возможности асимметрической структуры, создавать легитимные бесконкурентные описания, беря за основу либо ее центр, либо навязывая самопонимания ее высшего слоя.

Сложноорганизованное общество предполагает большие семантические затраты для создания самоописаний. Плюрализм наблюдательских позиций позволяет рассматривать толерантность в качестве принципа организации социальных форм, собирающих различные позиции в одном тематическом пространстве, где в основу закладывается не принцип единства, тождества, но принцип различия. Необходимо, также отметить, что данные социальные формы имеют различные пространственно-временные характеристики.

Исходя из концепции социума как системы, включающей в себя всю совокупность коммуникаций, а, следовательно, и такой тип коммуникации как наблюдение невозможно описать общество с позиции внеположеной ему, то есть необходимо рассматривать описание как самоописание. Такой подход предполагает отказ от субъект-объектной логики анализа социальных отношений, соединение онтологической и гносеологической проблематики. Проблематизация позиции наблюдателя в процессе конституирования социальной реальности приводит к признанию ее двойственности или парадоксальности. Описание, созданное с определенной позиции наблюдателя, с одной стороны конституирует событие, с другой - представляет его инобытие в смысле невозможности придания этому событию четкого однозначного определения, и, тем самым, подрывает его самотождественность. Принцип парадокса саморепрезентации, лежащий в основе организации дискурсивного поля представляется в виде системы противоположных позиций, которые соотносятся друг с другом не по принципу противоречия, а по принципу взаимодополнения. Таким образом, дискурсивное (или тематическое) поле, рассмотренное в перспективе теории самореферентных систем, может быть представлено в виде систем парадоксов, определяющих специфику данного типа коммуникации. Парадокс представляет собой способ одновременного существования противоположностей, противоречий, не "снимающих" друг друга, а, напротив, поддерживающих отношения, взаимодействия в системе и конституирование дискурсивных событий. Таким образом, пространство толерантности не может быть установлено в качестве статичной формы, а подразумевает внутреннюю напряженность, являющуюся источником изменений и трансформаций.

Цель анализа общества как самореферентной системы - найти источник социальных изменений в самой системе. Репрезентируется не внеязыковая реальность, а возможность самой реальности заключается в репрезентации, или в саморепрезентации, как акте повторения, маскировки. То обстоятельство, что невозможно мыслить вне языка, без обращения к вербальным знакам, не может свидетельствовать о каком-то прорыве в эгологическом порядке присутствия. Это может лишь означать необходимость внутреннего дискурса. Конечное мышление расколото, расщеплено для того, чтобы вопрошать и отвечать самому себе и, при этом оно утрачивает основную нить. Мысль обращается к себе самой, мыслит себя самое, прерывая непрерывность синтеза апперцепции, но по-прежнему исходит из привычного "Я мыслю" или к нему возвращается. В этом собирании оказывается возможным даже переход от одного понятия к другому, явно исключающему первое, но, как раз в силу этой его противоположности, рано или поздно возникающему вновь.

Итак, методологические основания для анализа современного общества включают в себя, прежде всего, отказ от логики субъект-объектного анализа, выражающийся в преодолении двоичных схем социального взаимодействия (включая схему диалога, предполагающего в своей основе общее), опирающихся на универсальные определения, Взамен предлагается концепция конституирования "социальных пространств" (или "форм социальной жизни"), способных трансформироваться, исчезать и появляться вновь, организованных посредством системы различий наблюдательских позиций, напряженно и активно участвующих в "социальном строительстве".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66235. Моделирование и конструирование швейных изделий 4.1 MB
  Характер принимаемых здесь формул достаточно сложный количество измерений фигур большое и для индивидуального производства которое учитывает особенности телосложения каждой конкретной фигуры был разработан на базе этой методики €œЕдиный метод конструирования одежды...
66236. Деякі аспекти інтерактивного навчання 109.52 KB
  Застосування цих методів виявило певні проблеми й ускладнення: зниження ролі вчителя в навчальному процесі, неекономне витрачання навчального часу, відсутність в учнів достатньої мотивації для такого типу навчання.
66237. Характеристика функций, свойств и требований к одежде различного вида и назначения 1.76 MB
  Характеристика свойств одежды различного вида и назначения Характеристика требований к одежде Характеристика функций одежды В повседневной жизни людей одежда играет огромную роль так же как продукты питания и жилье.
66238. Кабельні лінії 599.54 KB
  Кабельна лінія електропередачі КЛ лінія для передачі електроенергії що складається з одного або декількох паралельних кабелів із з'єднувальними стопорними та кінцевими муфтами закладками і кріпильними деталями. Конструкції силових кабелів залежать від класу напруги.
66239. Использование протокола RIP 99.5 KB
  Протокол RIPX используется для определения типа кадра и номера внешней сети для каждого интерфейса, настроенного на автоматическое определение этих значений. При загрузке протокола NWLink отправляется запрос...
66240. Моделирование радиоэлектронных устройств при помощи программного комплекса Electronics Workbench 966.5 KB
  Для начала разработки необходимо загрузить файл-схему в среду Electronics Workbench, если этот файл уже создан и находится на одном из накопителей компьютера. Это делается посредством выполнения команды меню...
66241. Предмет статистики 117.32 KB
  Предмет статистики характеризує кількісні особливості соціальних та повязаних із ними природних процесів у нерозривному звязку з їх якісним складом. Істотним у визначенні предмета статистики є те що вона вивчає...
66242. Історія педагогіки 27.5 KB
  Під історією педагогіки ми розуміємо науку про розвиток виховання школи й педагогічної думки в різні історичні періоди. Предмет історії педагогіки як галузі педагогічного знання складає розвиток теорії і практики виховання освіти і навчання...