8989

Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания

Доклад

Логика и философия

Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания Социально-исторические изменения в обществе, ставшие реальностью сегодняшнего дня, требуют своего философского осмысления и нуждаются в разработке новых методов описания и анализ...

Русский

2013-02-21

36.5 KB

9 чел.

Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания

Социально-исторические изменения в обществе, ставшие реальностью сегодняшнего дня, требуют своего философского осмысления и нуждаются в разработке новых методов описания и анализа. Проблема заключается в том, что современное функционально дифференцированное общество (российское общество не является здесь исключением) создает определенные трудности для создания собственных описаний по причине разнородности структурной организации, многогранности и многомерности общественной жизни. Соответственно, рассмотрение какой-либо социально-значимого проблемы требует учета множественности моделей ее проявления, что ставит под сомнение практически любое ее определение, претендующее на универсальность. Невозможность создания универсальных исчерпывающих описаний, влечет за собой признание, что попытки обоснования собственной исследовательской позиции с неизбежностью сталкиваются с ее принципиальной недостаточностью, отсылающей к другим описаниям. Возникает парадоксальная ситуация и для современной социальной философии возникает необходимость включения ее в методологические механизмы самоописания социума.

В рамках новой социально-философской парадигмы особое значение придается проблеме наблюдателя. Исходя из понимания общества как социальной системы, охватывающей все социальные реальности, конституированные на основе коммуникации, невозможно представить себе такую позицию исследователя или наблюдателя, которая была бы внеположена социальной реальности, а, следовательно, находилась бы в рамках субъект-объектных с ней отношений. Смена парадигмы определяется не просто новой позицией исследователя, сменой точки зрения. Акт наблюдения представляет собой процесс коммуникации, влияющий на развитие и изменение социальной ситуации. Новая парадигма устраняет независимое наблюдение как таковое, поскольку исследователь включен в динамику информационных потоков. Гетерогенность коммуникативных процессов, в которые включен исследователь, не дает ему базы для категоричных суждений. Таким образом, любое осмысление социального бытия немедленно сталкивается с парадоксом саморепрезентации общества, эвристический потенциал которого заключается в способе самоорганизации социального дискурса, как системы рекурсивности.

"Самореферентные системы могут себя наблюдать" - такова отправная точка, заданная Н.Луманом, для разрешения вопроса о роли описаний, представляющих собой систему, или "текст" возможных наблюдений, специфических для каждой локально определенной социальной системы, благодаря которым обеспечивается структурная организация, основанная на возможности самопонимания и саморазвития социума. В связи со сложной асимметрично дифференцированной организацией современного общества, согласно Н.Луману, сегодня нам приходится отказаться как от попыток создания универсальных описаний, свойственных простым сегментарным обществам, берущих за основу либо мифические рассказы, либо знания о местности, так и от универсальных описаний, использующих возможности асимметрической структуры, создавать легитимные бесконкурентные описания, беря за основу либо ее центр, либо навязывая самопонимания ее высшего слоя.

Сложноорганизованное общество предполагает большие семантические затраты для создания самоописаний. Плюрализм наблюдательских позиций позволяет рассматривать толерантность в качестве принципа организации социальных форм, собирающих различные позиции в одном тематическом пространстве, где в основу закладывается не принцип единства, тождества, но принцип различия. Необходимо, также отметить, что данные социальные формы имеют различные пространственно-временные характеристики.

Исходя из концепции социума как системы, включающей в себя всю совокупность коммуникаций, а, следовательно, и такой тип коммуникации как наблюдение невозможно описать общество с позиции внеположеной ему, то есть необходимо рассматривать описание как самоописание. Такой подход предполагает отказ от субъект-объектной логики анализа социальных отношений, соединение онтологической и гносеологической проблематики. Проблематизация позиции наблюдателя в процессе конституирования социальной реальности приводит к признанию ее двойственности или парадоксальности. Описание, созданное с определенной позиции наблюдателя, с одной стороны конституирует событие, с другой - представляет его инобытие в смысле невозможности придания этому событию четкого однозначного определения, и, тем самым, подрывает его самотождественность. Принцип парадокса саморепрезентации, лежащий в основе организации дискурсивного поля представляется в виде системы противоположных позиций, которые соотносятся друг с другом не по принципу противоречия, а по принципу взаимодополнения. Таким образом, дискурсивное (или тематическое) поле, рассмотренное в перспективе теории самореферентных систем, может быть представлено в виде систем парадоксов, определяющих специфику данного типа коммуникации. Парадокс представляет собой способ одновременного существования противоположностей, противоречий, не "снимающих" друг друга, а, напротив, поддерживающих отношения, взаимодействия в системе и конституирование дискурсивных событий. Таким образом, пространство толерантности не может быть установлено в качестве статичной формы, а подразумевает внутреннюю напряженность, являющуюся источником изменений и трансформаций.

Цель анализа общества как самореферентной системы - найти источник социальных изменений в самой системе. Репрезентируется не внеязыковая реальность, а возможность самой реальности заключается в репрезентации, или в саморепрезентации, как акте повторения, маскировки. То обстоятельство, что невозможно мыслить вне языка, без обращения к вербальным знакам, не может свидетельствовать о каком-то прорыве в эгологическом порядке присутствия. Это может лишь означать необходимость внутреннего дискурса. Конечное мышление расколото, расщеплено для того, чтобы вопрошать и отвечать самому себе и, при этом оно утрачивает основную нить. Мысль обращается к себе самой, мыслит себя самое, прерывая непрерывность синтеза апперцепции, но по-прежнему исходит из привычного "Я мыслю" или к нему возвращается. В этом собирании оказывается возможным даже переход от одного понятия к другому, явно исключающему первое, но, как раз в силу этой его противоположности, рано или поздно возникающему вновь.

Итак, методологические основания для анализа современного общества включают в себя, прежде всего, отказ от логики субъект-объектного анализа, выражающийся в преодолении двоичных схем социального взаимодействия (включая схему диалога, предполагающего в своей основе общее), опирающихся на универсальные определения, Взамен предлагается концепция конституирования "социальных пространств" (или "форм социальной жизни"), способных трансформироваться, исчезать и появляться вновь, организованных посредством системы различий наблюдательских позиций, напряженно и активно участвующих в "социальном строительстве".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13073. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. Внеклассное мероприятие 40 KB
  НИКТО НЕ ЗАБЫТ НИЧТО НЕ ЗАБЫТО Классный час Цели: воспитывать чувство патриотизма; прививать нравственноэстетические качества; обогащать опыт поисковой работы. Оборудование: 1. Карта России; флажки с названиями великих сражений звездочки. 2. Проигрыватель с г...
13074. Наркотики. Внеклассное мероприятие 33 KB
  Планконспект проведения классного часа Тема: Наркотики Рассказ учителя. Тема нашего сегодняшнего разговора серьезная и тяжелая: мы будем говорить о наркотиках. Как повашему что такое наркотики Ответы 5 мин.. Да ребята наркотики это беда разрушение и сме
13075. Технология подготовки и проведения классного часа 104 KB
  Технология подготовки и проведения классного часа. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками В. П. Созонов Классный час можно назвать специально ориентированной деятельностью способствующей формированию у школьнико...
13076. Первое апреля – День смеха. План – конспект классного часа 46 KB
  План – конспект классного часа в 1а классе 1 апреля – День смеха. Цели: 1 способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей умение осознанно выражать свои эмоции и чувства навыки эмоционального самоконтроля; знакомство с историей праздника способство...
13077. Классный час «Правила поведения в столовой» 29 KB
  Классный час Правила поведения в столовой Цель: объяснить детям правила поведения в столовой. Учитель: Ребята мы сейчас отправимся в самое вкусное место в школе. Куда же это Ученики: В школьную столовую. Проводится игра. Давайте покажем как идем в столовую В
13078. Классный час «Радуга профессий» 55 KB
  Методическая разработка классного часа в 10м классе на тему Радуга профессий Тема: определение школьниками их склонностей к той или иной профессии. Цель: знакомство учащихся с различными профессиями развитие живого интереса к многообразному миру профессий с испо
13079. Классный час «Что такое настоящая дружба?» 35 KB
  Классный час на тему: Что такое настоящая дружба Форма проведения – деловая игра. Цель – воспитание добрых качеств детей умение дружить и бережно относиться друг к другу. В результате занятия участники смогут: сформулировать понятие дружба прак...
13080. Классный час «Бессмертный Сталинград» 70.53 KB
  Тема: Бессмертный Сталинград Цель: расширить представление учащихся о Сталинградской битве. Задачи: 1 Образовательная: пополнить знания об истории нашей Родины. 2 Развивающая: развивать чувство патриотизма любви к Родине чувство гордости за свою страну на прим
13081. Классный час «День народного единства» 72.5 KB
  День народного единства Цели: познакомить учащихся с историей праздника; воспитывать любовь к родине на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского. Оформление: эпиграф на доске: Добрый памятник поставлен