8991

Этические проблемы современной российской науки

Доклад

Логика и философия

Этические проблемы современной российской науки Социальное поведение регулируется правом и этикой. Право определяет однозначные общественные отношения, в то время как этика служит вектором поведения в неоднозначных, противоречивых ситуациях, н...

Русский

2013-02-21

54.5 KB

30 чел.

Этические проблемы современной российской науки 

Социальное поведение регулируется правом и этикой. Право определяет однозначные общественные отношения, в то время как этика служит вектором поведения в неоднозначных, противоречивых ситуациях, не определяемых законом, - там, где пересекаются разные интересы, мотивы и системы ценностей.

Ситуация, в которой мы сегодня живем, в высшей степени неоднозначна. Отечественная наука оказалась на грани существования. Отсутствие ее базового финансирования при сохранении системы обучения и профессиональной подготовки, при ненасыщенных потребностях в специалистах в развитых и развивающихся странах и открытых государственных границах создали уникальное положение. Наша страна стала готовить и снабжать другие страны молодыми и зрелыми научными кадрами, обескровливая собственную науку и образование. Она столкнулась с совершенно новыми для нее проблемами, требующими нестандартных решений на всех уровнях - государственном, научного сообщества и индивидуальном. Общественное мнение - важнейший "орган" этики - раскололось на несовместимые осколки. Этика перестала цементировать нашу науку [1]. Престиж науки в обществе упал настолько, что сложился взгляд на ученого как на "нищего бездельника" [2]. Возвышенно- романтическому образу ученого посвящаются некрологи [3]. Необходимость фундаментальной науки, если и отстаивается в глазах широкой или элитарной публики, то только в качестве основы для решения прикладных задач - военных, потребительских или медицинских.

Решать "как быть" предстоит каждому ученому или исследовательской группе самостоятельно, согласно своему разуму, совести, ситуации и пониманию смысла собственной деятельности.

Идти в отечественную науку или работать в ней стало едва ли не гражданским подвигом. Морально-этический аспект приобрел крайне важное значение в жизни научных коллективов и индивидуальных ученых.

В современном положении наука и научное сообщество стали областью, где пересекаются несовместимые системы ценностей, определяющие столь же различные морально-этические позиции.

В данной статье рассмотрен морально-этический аспект двух кардинальных проблем нашей современной науки: оттока научной молодежи (и вообще ученых) и политики экспертных советов, определяющих, как и кого поддерживать сегодня в науке. В обоих случаях ситуации неоднозначны, а системы ценностей их участников различны до полной противоположности.

Отток молодежи из российской науки 

Это - едва ли не критическая проблема для существования нашей науки. Талантливая, превосходно подготовленная молодежь, полная желания работать в науке, из отечественной науки уходит - за границу либо в бизнес. Образовался разрыв между старшим поколением и совсем молодыми - студентами или аспирантами - среднее звено резко ослаблено, так что возникла реальная угроза распада российского научного сообщества.

Чем определяется в этой ситуации этическая позиция ученого- старшего, среднего или молодого поколения, где правда - в традиционном российском смысле слова? А она не одна.

Одна правда в том, что высшая ценность человека науки (да и творческой профессии вообще) состоит в возможно более полной реализации своей индивидуальности. Это означает собственный выбор целей и путей исследования, возможность следовать своим склонностям и идти по выбранному пути. Такая самореализация предполагает и обеспеченность исследовательских работ, позволяющая реализовать свой потенциал, и высокий уровень жизни, дающий возможность целиком посвятить себя исследованию, равно как и отсутствие ограничений, в том числе дискриминационных, а также возможность влиять на научный процесс и быть услышанным.

Другое важное обстоятельство состоит в том, что отдельные отрасли науки развиваются неравномерно, периодами, имеющими начало и конец. Эпоха великих географических открытий закончилась - карта земной поверхности построена, добавить к ней ничего нельзя. Описан и систематизирован животный и растительный миры - найти неизвестную мошку или травку - редкая удача. Проблемы в биологии переместились в экспериментальные науки, но и в них большие области начинаются и заканчиваются в пределах одного научного поколения. Например, природа гена, структура белка, природа антител, принципы иммуногенеза и ряд других областей экспериментальной биологии были изучены в основном за 30-35 лет. Конкретный же ученый специализируется в одной, редко в двух областях, и он естественно стремится туда, где эта область максимально разрабатывается в настоящее время - в своей стране или за ее пределами. Этому способствует и международный характер науки, которая развивается как единое мировое целое и питается импульсами, получаемыми от ученых всех стран. Точно так же, научные результаты доступны в равной мере всем странам, которые могут их воспринять, независимо от их вклада в мировую науку.

Значительно более высокий уровень жизни научного работника и более благоприятные условия для самой работы при живом, разнообразном и активном научном сообществе определяют сегодня отток молодежи за границу, главным образом в США и Германию, где "емкость" науки постоянно возрастает. Система образования и профессиональной подготовки у нас в значительной мере работает на обеспечение западной науки сильной, конкурентоспособной молодежью. Публикации в международных научных журналах богаты российскими именами людей, подготовленных в России и работающих сейчас на Западе. И в этом, пожалуй, позитивная сторона нашей научной жизни.

Другая правда состоит в том, что отток специалистов за границу обескровливает наше научное сообщество и лишает его притока во все возрастные уровни: в молодую, среднюю и старшую генерации. В лабораториях сегодня очень мало научной молодежи, исчезающе мало сотрудников среднего возраста, нет "подпора" старшему поколению. Растет опасность угасания научных школ и перехода процесса обучения (в широком смысле слова, включая и научное становление молодежи) на эпигонские рельсы.

Однако роль российского сообщества в мировой науке не измеряется его численностью или финансированием. Примат фундаментальности и поиска, уважение к собственным путям в науке, к своеобразию личности, отношение к исследовательскому роду занятий как к научной профессии и опора на научные школы - все это придает нашей науке незаменимую индивидуальность и ценность. В обучении главную роль играют преподаватели, сами работающие в науке, - знания идут из первых рук, от профессионалов, живущих в мире науки.

К безусловным нравственным ценностям научной жизни относится стабильность позиции исследователя. Достижению наиболее важных научных результатов зачастую сопутствуют риск, многочисленные тупиковые проблемы и ошибки, длительные бесплодные периоды. Стабильная позиция необходима для успеха исследования. Она позволяет ученому сосредоточиться, уйти в себя, устраниться от гонки и конкуренции, понять причины неудач и преодолеть их [4]. Это качество способствует также "выходу на свои гены" - поиску своего стиля, формированию своего вкуса и интереса, т. е. становлению личности исследователя.

Стабильность, необходимая для становления ученого и обеспечивающая успех поиска, является характерной особенностью позиции научного работника в нашей науке. Она закреплена законодательно и опирается на традиционно сложившийся порядок.

Традиционные черты нашего научного сообщества резко обострились с началом перестройки и с переходом к "открытому" обществу. Отток среднего поколения за границу и в сферу бизнеса при снижающемся уровне государственной поддержки науки сделал каждого остающегося в стране ученого персонально востребованным, даже уникальным, абсолютно необходимым для продолжения работы, для обучения молодежи, для получения российских и международных грантов. Более полно и значимо стала проявляться индивидуальность научного сотрудника. Поступки каждого, а в новой обстановке они были заведомо нестандартными, стали важными событиями, дающими примеры решений в сложной, неоднозначной и беспрецедентной ситуации. И такая "персонализация" членов научного сообщества произошла не за счет его обеднения активными учеными, а благодаря быстрому оттоку и прекращению притока людей случайных для науки, привлеченных в нее ранее престижным и привилегированным социальным и материальным статусом. Снизился "шумовой фон" и каждый голос зазвучал по-своему.

Уход молодого ученого из научного сообщества в создавшейся обстановке чаще всего или даже, как правило, означает смену его позиции на существенно более зависимую, на встраивание его в уже сложившуюся, весьма жесткую и однозначную структуру, где вновь прибывшему отводится четко определенная роль и где в первую очередь требуются профессиональные качества, работоспособность и исполнительность, т. е. способность справиться со своей ролью в рамках заранее поставленной задачи. Впрочем, для очень многих это оказалось условием, которого им как раз и не хватало дома, и вместе с необходимостью работать на пределе возможностей дало положительный эффект.

Таким образом, мы определили две противоположных системы ценностей, влияющих на решения молодых исследователей - ориентироваться ли им на отъезд или на работу в своей стране.

Третья позиция исходит из глобальных интересов мировой науки, а не отдельных ученых. Одна из главных ценностей мировой науки - ее разнообразие, определяемое различием сложившихся школ, традиций, национальных характеров и стилей, особенностями образования и спецификой проблем в своих странах. Международное научное сообщество серьезно заботится о развитии науки в разных странах и поддержании разнообразия мировой науки. Когда, в начале 90-ых годов, возникла угроза распада российской науки, сразу же стали образовываться международные научные фонды, деятельность которых направлена не на содействие эмиграции ученых из России, а на поддержку науки в России и в бывших советских республиках.

Главную роль в этом сыграл фонд Дж.Сороса, впоследствии - Международный научный фонд. Он вошел в нашу науку вначале для оказания экстренной помощи, а затем организовал систематическую поддержку науки бывшего СССР. За десятилетие своей работы фонд Сороса не только способствовал сохранению и развитию здоровых сил в нашей науке, но и создал эффективную международную грантовую систему в нашей науке и инфраструктуру, ее обслуживающую.

Вслед за фондом Сороса наука СНГ была "подключена" к фондам Howard Hughes, INTAS, Fogarty и к другим международным фондам [5]. Все они призваны к сохранению и развитию российской науки, переводу ее на грантовую систему и интеграции в мировую науку. Это способствовало созданию Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) с его конкурсной системой и ряда аналогичных фондов по отдельным отраслям науки (Национальные приоритеты в генетике, в онкологии и др., Интеграции науки и высшей школы. Ведущих научных школ и ряда других фондов). Организация всех этих фондов - и международных и российских - направлена на поддержку индивидуальных ученых и исследовательских групп внутри страны, на сохранение и выживание отечественной науки, на перевод ее на новую, более продуктивную основу.

Создание этих фондов диктовалось ясным пониманием необходимости сохранения и развития разнообразия научного мира в глобальном масштабе, так же как это наблюдается в разнообразии культур, языков и народов на планете.

Очевидно, что сохранение интеллектуального богатства международного научного сообщества относится к высшим ценностям мировой науки, но никто не может требовать или даже ожидать, что индивидуальный ученый будет жертвовать своей научной судьбой для этой цели. Это забота государств или крупных международных фондов. На индивидуальном уровне можно лишь сожалеть о локальных потерях и помогать тем, кто в силу обстоятельств или собственных склонностей продолжает работать в отечественной науке.

Таковы силы и ценностные системы, определяющие этические позиции в нашей современной науке.

Среди уезжающих и уже уехавших имеются разные люди. Одни, желающие любой ценой "зацепиться", объясняют себе и окружающим, что в России нет и не может быть ни жизни, ни науки, что остаются в ней лишь те, кто не может устроиться на Западе по тем или иным причинам (возраст, ограничения в связи со специальностью или способностями) и что свою страну надо скорее и полнее забыть. Едут в демократический период и благодаря ему. Едут, получив хорошее и даже отличное образование, причем бесплатное. Стараясь забыть и тех, кто его давал и тех, кто его оплачивал.

Самое печальное, что такая психология остроинфекционна. Она создает шкалу ценностей, по которой меряют себя и люди, не рвущиеся из своей страны. Они не хотят чувствовать себя людьми низшего сорта, не пригодными в глазах общества к конкуренции со сверстниками, и втягиваются в общую гонку. По их мнению, чего-то стоящим в науке становится человек, получивший хоть какую-то позицию на Западе, а остающийся в своей стране - "выпавшим из обоймы", не пригодным для настоящей жизни и науки. В этой связи памятно интервью академика А. Абрикосова, уехавшего в США, опубликованное несколько лет назад в "Известиях" и произведшее тогда (и сейчас) омерзительное впечатление своим цинизмом, прагматизмом и неблагодарностью. Весьма печально, что по существу по такой же шкале оценивают судьбу своей страны даже ее лидеры, отправляющие своих детей и внуков учиться и определять свое будущее за границу. Значит, так они видят перспективы своей страны и так уверены в ее недалеком возрождении.

Мне гораздо понятнее те немудрствующие молодые люди, которые не делают вид, что едут, чтобы реализовать свои гибнущие идеи, а просто стараются уехать в страну, где они смогут обеспечить свою семью и дать образование детям. Эта шкала ценностей чисто по-человечески вполне понятна и противопоставить ей мне нечего, кроме сожаления о потере многих тысяч молодых людей, которые могли бы составить прочную профессиональную основу нашего научного сообщества. Такие люди обычно ведут себя вполне порядочно как до отъезда, так и после. Они стараются нанести как можно меньший ущерб своим отъездом и по возможности помочь своим коллегам после того, как устроятся в новой жизни.

Некоторые едут, чтобы реализовать свои проекты, требующие возможностей или контактов с людьми, не работающими здесь. В этом отношении Америка уникальная страна для быстрой реализации новых научных и технологических путей. Туда едут с этой целью ученые со всего мира.

Остаются в российской науке те, кто хочет работать в своем сообществе, в своем университете, в своей культуре, кто хочет думать, писать и учить на своем языке, работать по дорогим нам традициям. Как сказал мне один из молодых людей, сделавших выбор в пользу Пущина, - "мне здесь думается легче". Эти люди, конечно, опора в новой ситуации нашей науки, вокруг них создаются и развиваются очаги новой самодостаточной и устойчивой научной популяции.

Лидеры этих групп - люди сильные в научном отношении, как правило, имеют самые лучшие международные гранты, такие как Howard Hughes или INTAS, Российские гранты (РФФИ), гранты Национальных приоритетов или Интеграции высшего образования и науки. Они обычно соросовские профессора или доценты, обладатели грантов Президента России. Эти группы - отнюдь не на грани выживания.

Принадлежать к таким лидерам или их группам, пожалуй, не менее авторитетно, чем добиться приличного положения в американской или британской науке, причем при значительно большей самостоятельности, независимости и возможности персонального влияния в научной, общественной и педагогической сферах. Возможности международного общения у этих ученых ничем не ограничены - о решениях партбюро, выездных комиссий райкомов и министерств теперь помнят лишь ветераны, а остается лишь проблема грантов и взаимной заинтересованности. При этом участие в международных конференциях широко и почти без ограничений поддерживается специальным фондом РФФИ. Российские ученые, успешно работающие сейчас на Западе, имеют альтернативой именно эту группу лидеров, работающих в России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14443. Остаточна обробка виробу. Волого - теплова обробка. Контроль якості готового виробу 133 KB
  Тема. Остаточна обробка виробу. Волого теплова обробка. Контроль якості готового виробу. Мета. Навчити виконувати остаточну обробку виробу. Виховувати любов до праці бережливе ставлення до інструменту уважність під час трудових завдань. Розвивати вміння пра...
14444. В’язання спицями 279 KB
  Тема. В’язання спицями Мета. Ознайомити учнів з одним із видів декоративноужиткового мистецтва в’язанням інструментами і матеріалами для вязання спицями. Організацією робочого місця. Правилами безпечної праці та санітарногігієнічні вимоги. Прийомами роботи спиця...
14445. Добавляння й убавлення петель 416 KB
  Тема. Добавляння й убавлення петель Мета. Ознайомити учнів з способами добавлення і убавлення петель. Основні поняття: спиця пряжа трафарет петля. Очікувані результати навчальної діяльності: проводити добавлення і убавлення петель. Інструменти і матеріали: с...
14446. Технологія вишивання мережок 85.5 KB
  Тема. Технологія вишивання мережок. Мета: ознайомити учнів із технологією виконання мережок навчити виконувати мережки одинарний прутик подвійний прутик; виховувати акуратність і точність під час виконання вишивальних робіт. Обладнання: зразки швів виробів
14447. Технологія вишивання мережок. Розробка композиції виробу 74.5 KB
  Тема. Технологія вишивання мережок. Розробка композиції виробу. Мета: розширити знання учнів про технологію виконання мережок навчити виконувати мережку роздільний прутик; формуй ти художній смак почуття стилю й кольору під час розробку композиції вишивки підбору ...
14448. Кінцева обробка виробу. Догляд за вишитими виробами 45.5 KB
  Тема. Кінцева обробка виробу. Догляд за вишитими виробами. Мета: удосконалювати прийоми оздоблення виробів; навчити оформляти краї вишитих виробів доглядати за вишитими виробами; виховувати акуратність під час виконання вишивальних робіт; розвивати творчі здібності у...
14449. Технологія приготування страв. Приготування страв із крупів. Варіння основним способом 71.5 KB
  Тема: Технологія приготування страв. Приготування страв із крупів. Варіння основним способом. Мета: ознайомити з видами крупів їхнім значенням у харчуванні людини навчити визначати вид і якість крупів за зовнішніми ознаками готувати страву із крупів; удосконалювати в
14450. Приготування страв із макаронних виробів. Запікання 106.5 KB
  Тема. Приготування страв із макаронних виробів. Запікання. Мета: ознайомити учнів із видами макаронних виробів їхнім значенням у харчуванні людини із технологією запікання продуктів; навчити готувати страви з макаронних виробів; розширити знання й навички приготуван
14451. Приготування страв із молока й молочних продуктів 52 KB
  Тема. Приготування страв із молока й молочних продуктів. Мета: ознайомити учнів із видами молочних продуктів їхнім значенням у харчуванні людини навчити готувати страви з молочних продуктів подавати й оформлювати страви сервірувати стіл до вечері; формувати чіткість...