89929

ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЧЕРТ ПСИХОЛОГА

Курсовая

Психология и эзотерика

Провести анализ проблемы определения профпригодности будущего психолога. Сформулировать модель личности психолога. Провести психологический анализ профессионально важных качеств личности психолога. Изучить умение общаться с клиентом как стержневую черту психолога.

Русский

2015-05-16

179.5 KB

0 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА.....................................................6

1.1 Анализ проблемы определения профпригодности будущего психолога..................................................................................................................6

1.2 Модель личности психолога...........................................................................10

2 ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЧЕРТ ПСИХОЛОГА..........................................................................14

2.1 Психологический анализ профессионально важных качеств личности психолога................................................................................................................14

2.2 Умение общаться с клиентом - стержневая черта психолога.....................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................28

Введение

Актуальность исследования. Социальные и экономические трансформации, происходящие в последние годы в российском обществе, обусловливают наличие широкого круга личностных и межличностных проблем, которые требуют квалифицированной профессиональной психологической помощи. Поэтому постоянно повышается спрос на психологические услуги в различных сферах общественной деятельности, а, следовательно, растут потребности и требования к системе профессиональной подготовки психологических кадров. Такое повышение требований означает и возрастание роли соответствия личности специалиста требованиям его профессиональной деятельности. Учитывая, что спектр личностных черт и ведущих тенденций будущих практических психологов чрезвычайно широк, возникает проблема определения тех минимально необходимых качеств личности, отсутствие которых делает невозможной успешную работу по специальности психолога.

По данным зарубежных авторов только примерно одна треть специалистов, которые получили психологическое образование, могут работать в области практической психологии, то есть стать практикующими психологами и действительно помогать клиентам. Проблема наличия собственных психологических проблем у будущего психолога становится существенным тормозом его профессиональной самореализации, а для человека с психологическими травмами деятельность в этой сфере может стать формой компенсаторного поведения, на что обращали внимание еще К. Юнг и К. Роджерс. Современными учеными-исследователями (Н. Чепелева, В.Г. Панок, Т.М. Титаренко) также отмечается, что психологическими специальностям часто стремятся овладеть акцентуированной лица или люди с заметными личностными проблемами. Подавляющее их большинство малопригодно в профессиональном плане. В практической работе они, как правило, решают свои личностные проблемы и мало занимаются проблемами клиента.

Актуальность вопроса о наличии личностных проблем у специалиста-психолога обусловлено еще и тем, что именно практикующий психолог в своей профессиональной деятельности сталкивается с такими явлениями, ситуациями, психическими и другими проявлениями общественной и личной жизни, от которых зависит человеческая судьба и сама человеческая жизнь. Учитывая такую высокую степень ответственности, можно утверждать, что высокопрофессиональное решение проблем клиента во многом зависит от личности самого психолога, от уровня его профессиональной и личностной подготовки в системе высшей школы, от уровня требований, которые должны выдвигаться с самого начала при отборе будущих специалистов в области практической психологии.

Изучение аспектов проблемы соответствия личности требованиям профессии прослеживается в трудах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, А.Ф. Бондаренко, С.Д. Максименко, Н.В. Чепелева, Б.А. Федоришина и др., направленных на определение тех качеств личности, которые способствуют успешной работе специалиста. Но одновременно не достаточно исследован и определен тот минимально необходимый объем профессионально значимых качеств личности, отсутствие которого приводит к негативным последствиям в профессиональной работе психолога или исключает ее вообще.

Современный научный подход к анализу личности психолога определяет определенный круг профессионально важных качеств специалиста. Значительная часть из них может быть сформирована, развита или усовершенствована в процессе обучения в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности с помощью различных психолого-педагогических средств развития и саморазвития. Но наряду с этим существует определенный круг черт и качеств личности, педагогические возможности развития которых ограничены, или наличие которых делает невозможной успешную профессиональную деятельность психолога.

Цель исследования заключается в определении профессионально важных личностных черт психолога.

Объект исследования - профессиональная деятельность психологов.

Предмет исследования - особенности личностных качеств в профессиональной деятельности психологов.

Согласно поставленной цели были определены задачи исследования:

1. Провести анализ проблемы определения профпригодности будущего психолога.

2. Сформулировать модель личности психолога.

3. Провести психологический анализ профессионально важных качеств личности психолога.

4. Изучить умение общаться с клиентом как стержневую черту психолога.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и классификация теоретических и исследовательских данных.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 26 источников. Основной текст работы изложен на 26 страницах.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА

1.1 Анализ проблемы определения профпригодности будущего психолога

Профессиональная пригодность личности рассматривается в научной литературе как совокупность личностных качеств человека, которые влияют на успешность усвоения профессиональных знаний и эффективность выполнения трудовой деятельности1.

Профессиональную пригодность рассматривали такие ученые как В.А. Бодров, А.Н. Иванова, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, Б.А. Федоришин, В.В. Рыбалка, Н.В. Самоукина. При этом современный подход к пониманию профессиональной пригодности специалиста заключается в определении профессионально важных качеств личности специалиста, выявлении реального уровня их выраженности, что является необходимым условием прогнозирования успешности профессиональной деятельности.

Отмечается, что одна часть профессионально важных качеств может развиваться и совершенствоваться в процессе профессионального образования и деятельности, а вторая часть, вследствие ограниченности возможностей своего развития, может вызывать низкую эффективность профессиональной успешности, выступать фактором личностной непригодности к овладению данной специальности2.

Выявление степени пригодности человека к определенному виду деятельности рассматривается как основная задача профессионального отбора (В.А. Бодров, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Б. Кулагин, Н. Макаренко, Е.А. Милерян, Б.А. Пухов и др.), предусматривающего разработку и обоснование адекватных методов и процедур для получения опережающей информации об успешности будущей профессиональной деятельности. В структуре профотбора исследователями подчеркивается обязательность учета личностного аспекта, сущностью которого является диагностика и прогнозирование степени развития тех качеств личности, отвечающих требованиям конкретных профессий и способствующих их успешному усвоению и эффективной профессиональной деятельности3.

Необходимость психологического профессионального отбора особенно актуальна для профессий типа "человек-человек", в частности - профессии психолога, несмотря на то, что ее объектом является человеческая личность. Как отмечают исследователи, определение уровня профпригодности будущего психолога целесообразно проводить накануне поступления в вузы4.

Мы солидарны с мнением ряда специалистов, что на современном этапе становления научной психологии методики профессионального отбора по специальности психолога только создаются, не определен с достаточной полнотой перечень профессионально важных качеств и диапазон их индивидуальных различий, не существует четко определенных показателей и критериев профессиональной пригодности (А.П. Санникова, А.П. Сергеенкова, С.Н. Симоненко, Н. В. Чепелева и др.).

Задача определения уровня профессиональной пригодности имеет два пути решения, основанные на основе различных подходов: "по максимуму" и "по минимуму". Для реализации первого подхода необходимо выявление лиц с высоким уровнем развития профессионально важных качеств личности, т.е. отбор по наиболее подходящими качествами, который не учитывает потенциал развития, существующий у лиц с пониженными (но в пределах профессиональных требований) показателями. Второй подход, "по минимуму", состоит в определении признаков профессиональной непригодности и, на этой основе, - в выявлении круга лиц, являющимися прогностически неперспективными в плане профессиональной успешности. Это дает возможность своевременно переориентировать их на другую специальность, что больше соответствует их личным качествам. Такой подход дает возможность более четко обозначить прогностически перспективных абитуриентов и предложить направления развития профессионально значимых качеств для лиц со сниженными показателями профессиональной пригодности к профессии психолога5.

Считаем, что подход "по минимуму" является не менее эффективным, чем первый подход - "по максимуму", поскольку выявление лиц с очень низкими показателями уровня профессионально важных качеств позволяет достоверно прогнозировать их малоэффективной профессиональную деятельность, связанную с большим количеством профессиональных ошибок (особенно, когда цена ошибки - судьба человека), и пониженную успеваемость во время учебы, а также своевременно рекомендовать им направление саморазвития или переориентации на другие профессии.

Проведенная таким образом дифференциация кандидатов на обучение с целью определения минимального количества личностных качеств, отсутствие которых делает человека непригодным для овладения профессией психолога, позволяет повысить после отбора эффективность подготовки специалистов, поскольку дает возможность сосредоточить усилия профессиональной подготовки именно на тех лицах, которые прогностически способны успешно усвоить и квалифицированно применять весь комплекс профессиональных знаний и умений при соблюдении профессиональных требований к личности психолога6.

Как показало изучение исследуемой проблемы, определению профессионально важных качеств личности психолога и особенностей его профессиональной деятельности, исходя из анализа особенностей профессиональной деятельности, в современной научной литературе уделяется значительное внимание. Анализируя требования профессии к личности специалиста, исследователи высказывают разные точки зрения относительно важности тех или иных индивидуально-психологических особенностей. Исследователи пришли к выводу, что большая часть профессионально важных черт и качеств личности психолога может быть сформирована или усовершенствованная протяжении обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Наряду с этим существует определенный круг неблагоприятных для профессиональной деятельности качеств, возможности формирования и развития которых во время обучения ограничены. Наличие этих качеств в дальнейшем определяет низкую эффективность профессиональной деятельности, чрезмерную перегрузку и перенапряжение личности, большое количество профессиональных ошибок в дальнейшей деятельности в сфере взаимодействия "человек-человек". Вследствие этого наличие таких личностных качеств делает маловероятным или невозможным вообще овладение профессией психолога на профессионально необходимом уровне7.

Мы разделяем выводы о низком или слишком высоком уровнях выраженности отдельных профессионально важных качеств, возможности формирования и коррекции которых во время учебы в вузе ограничены, выступают неблагоприятным фактором по успеваемости и деятельности психолога и определяют его профессиональную несоответствие.

1.2 Модель личности психолога

Для разработки модели личности психолога важным источником знаний выступает сравнение характеристик личности различных специалистов (табл. 1).

Таблица 1.

Сравнение характеристик личности специалистов

Свойство

Подгруппа

Готовность к контактам

Практик> Исследователь

Умение поддерживать контакты

Практик <Исследователь

Общая интеллектуальность

Практик <Исследователь

В частности, американские ученые установили, что для физиков присущи высокая интеллектуальная и эмоциональная энергия, недостаточная социальная приспособленность, независимость от личностных связей. Психологи, наоборот, более зависимы от родителей, чувствительны, в определенной степени агрессивны, способны к сопротивлению авторитетам и больше интересуются человеком8.

Среди психологов выделяют подгруппы с разной профессиональной направленностью: практиков и исследователей. Сравним их с помощью табл. 1.

Для практика важным фактором является ненасыщение контактов с другими. По мнению большинства исследователей (Н. В. Чепелева, В.Н. Карандашев и др.), конструирование модели личности психолога-практика должно отражать комплекс его профессионально-психологических задач:

- вектор взаимодействия субъекта с окружающей средой (содержанием его является идея о многоуровневом характере взаимодействия субъекта с окружающей естественной и социальной средой. Здесь выделено пять уровней взаимодействия и соответствующих им уровней анализа личности практического психолога: психосоматическое здоровье, субъект деятельности, личностные черты, социальное поведение, смысловой (смысловой);

- вектор структурной организации субъекта (когнитивная, мотивационная и операционная составляющие структуры субъекта);

- вектор времени дает возможность проследить динамику системы и спрогнозировать дальнейшее ее развитие9.

По мнению И.В. Вачкова, пока еще не слишком полно изучены критерии успешности деятельности, роль психических, индивидуально-типологических особенностей в успешности деятельности, профессионально значимые качества личности психолога-практика. Он предлагает рассматривать личность профессионала как сложную "многомерную модель", которая включает в себя:

- индивидуально-типологические особенности (формально-динамические и качественные особенности индивидуальности);

- профессионально значимые свойства личности;

- профессиональную компетентность (знания, навыки, умения, их качественный уровень)10.

Индивидуальность профессионала-психолога как динамическая система формируется в деятельности, достигает совершенства при высокой мотивации и определенной направленности личности при отсутствии качеств профнепригодности.

В.А. Фокин отмечает, что ведущим инструментом работы практического психолога, кроме тестов и специальных психологических методик, является собственная личность специалиста. Предложенная им модель личности психолога-практика включает пять подструктур, среди которых определены: мотивационно-целевая, когнитивная, операционально-технологическая, коммуникативно-ролевая, регулятивная, Уровень сформированности всех профессионально важных качеств и свойств, профессиональных умений и навыков в каждой подструктуре модели личности психолога в значительной мере обеспечивают производительность профессиональной деятельности, компетентность в решении психологических задач и оказания квалифицированной психологической помощи населению11.

А.Ф. Бондаренко, рассматривая вопрос о структуре модели личности психолога, отмечает, что функциональная модель личности психолога-практика включает в себя как минимум три уровня репрезентации: уровень социально-ролевой нормированности труда специалиста, "технологический" уровень, уровень персонализации12.

Модель личности практикующего психолога, предложенная Г.Ю. Любимовой, включает следующие составляющие13.

1. Мотивационно-целевая подструктура личности предполагает сложившуюся положительную мотивацию к профессиональной деятельности, к оказанию психологической помощи, принятию себя и других. Базовым личностным качеством на этом уровне выступает диалогизм, включающий диалогическую готовность, безусловное принятие другого, личностную рефлексию, развитую систему личностных смыслов, ориентированность на достижение взаимопонимания.

2. Когнитивная подструктура, к которой относится сфера знаний личности: личностное знание, знание себя и других; Я-концепция специалиста (адекватность и устойчивость самооценки, эмпатичность, ассертивность, отсутствие хронических внутриличностных конфликтов, которые предопределяют проекции и психологические защиты и т. д.), профессионально важные качества познавательных процессов (внимательность, наблюдательность, умение замечать детали вербального и невербального поведения, т.е. распознавать психосоматические состояния, гибкость, пластичность и динамичность мышления, умение выделять существенное и обобщать, прогнозировать реакции и действия клиента, моделировать последствия работы). Базовыми личностными качествами когнитивной подструктуры является профессиональная рефлексия и профессиональный интеллект.

3. Операционно-технологическая подструктура предполагает развитую компетентность личности специалиста-психолога. Она включает владение основными профессиональными умениями и навыками, которые обеспечивают практическое использование имеющихся теоретических знаний. Важнейшим компонентом этой подструктуры является практический интеллект.

4. Коммуникативно-ролевая подструктура предполагает развитую коммуникативную компетентность психолога. Она содержит социально-когнитивные и коммуникативные умения (слушать другого, говорить и уговаривать, устанавливать социальный контакт, убеждать другого, внушать и т. п.). Эта подструктура включает также специфические качества - актерские и режиссерские, организационные, которые позволяют эффективно внедрять активные психотехники и групповые средства психокоррекции. Базовой личностным качеством является профессиональная идентификация и социальный интеллект. Последняя - это способность в процессе общения определять любые отклонения от нормального функционирования или развития человека или группы, которая является важнейшей составляющей специальных способностей к психологической деятельности.

5. Регулятивная подструктура обеспечивает толерантность к фрустрации, высокую работоспособность и саморегуляцию личности, отсутствие склонности к возбуждению и быстрому истощению. Ведущим компонентом выступает профессиональная саморегуляция.

Как видим, эффективность деятельности психолога зависит от сложной системы его специальных способностей.

2 ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЧЕРТ ПСИХОЛОГА

2.1 Психологический анализ профессионально важных качеств личности психолога

Проблема повышения эффективности труда психолога непосредственно связана не только с качеством вузовской подготовки, системы непрерывного образования и условиями деятельности, но и с вопросом отбора кандидатов для подготовки к деятельности в практической психологии. Подходы к решению решения этого вопроса достаточно разные: от осуществления отбора по минимуму значимых характеристик до составления достаточно подробных списков профессионально важных качеств.

Комиссия Американской психологической ассоциации для отбора психологов приняла следующие критерии отбора:

- незаурядные умственные способности и рассудительность;

- оригинальность, изобретательность и разносторонность;

- способность к самообучению, неутомимая любознательность;

- интерес к человеку как к личности, а не как к объекту для воздействия, т.е. уважение личности другого человека;

- осознание своих личностных характеристик, чувство юмора;

- чувствительность к сложностям мотиваций;

- терпимость;

- способность занимать "терапевтическую" позицию, устанавливать гибкие конструктивные взаимоотношения с другими;

- настойчивость, методичность в работе, способность выдерживать напряжение;

- готовность взять на себя ответственность;

- тактичность и готовность к сотрудничеству;

- целостность натуры, самоконтроль и уравновешенность;

- умение различать моральные ценности;

- высокая образованность;

- глубокий интерес к психологии14.

На современном этапе психологический анализ профессиональной деятельности специалиста рассматривается в рамках теории деятельности, исходя из трудов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова и продлен в исследованиях В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, А.Ф. Бондаренко, С.Д. Максименко, В.Д. Шадриков и пр. Эти исследования определяют также целый круг профессионально значимых качеств специалиста. Отметим, что аспекты подготовки специалистов психолого-педагогических специальностей в большинстве исследований не сводятся к уровню их академической подготовки. Очевидным является тот факт, что уровень профессиональной компетентности зависит не только от знаний, умений, навыков и стажа работы, но и от личности психолога, наличия и проявления отдельных черт личности и особенностей интеллекта.

В ходе психологического анализа профессиональной деятельности в профессиограмме "психолог" указываются требования, касающиеся профессионально важных качеств. Таких, как хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, развитая словесно-логическая и образная память, внимательность15.

Профессиональное самоопределение и самоидентификация специалиста-психолога происходит во время обучения и дальнейшей профессиональной деятельности в процессе личностного развития и формирования профессионально важных качеств и умений16.

Эмоциональная регуляция и эмоциональная выносливость, коммуникабельность, умение слушать и поддерживать разговор, способность легко устанавливать контакты с людьми - все эти качества психолога отмечает в своих трудах Е.М. Иванова, кроме того, важнейшим в структуре личности психолога-практика она считакт тот личностный смысл, жизненные и мировоззренческие позиции, обусловливающие выбор человеком этой профессии17.

Г.С. Абрамова отмечает, что психолог, воздействуя на другого человека, сам является носителем индивидуального сознания, носителем профессиональной этики и поэтому должен быть свободным от любых оценочных категорий. Позиция психолога предполагает реалистичный оптимизм, открытость для нового личностного опыта, для развития. Спонтанность рассматривается как профессионально важное качество психолога, потому что только с помощью спонтанности, обычной экспрессии можно вызвать в человеке соответствующую эмоциональную реакцию; психологу нужно обладать большой внутренней дисциплиной, чтобы удержаться от немедленного совета, действия, осуждения, нужно все время быть в напряжении, чтобы анализировать и воспроизводить в своем воображении внутренний мир клиента. При этом Г.С. Абрамова рассматривает психолога как личность с воплощением таких черт, как оптимизм, жизненный успех, счастье, с умением быстро и взвешенно принимать решения, отвечать за результаты этих решений18.

В.Л. Таланов, выражая свои размышления о том, какой же психолог сегодня нужен, определяет четыре доминанты в структуре личности психолога:

- интеллектуальность;

- социальность;

- эмоциональную стабильность;

- гуманистическую направленность19.

Согласно данным исследований, приведенных Г.Ю. Любимовой, профессионально желательными для психолога определяются следующие черты и качества: эмоциональный контроль, сдержанность, надежность, психическая стабильность; оптимизм, энергичность, открытость, непринужденность, теплота, способность к приспособлению. Наличие свободной от противоречий, положительной "Я-концепции" должно быть необходимым элементом в характеристике функциональной личности психолога-консультанта20.

Е.А. Климов считает, что важнейшим профессионально значимым качеством психолога является его умение общаться с людьми. В связи с этим в процессе подготовки и дальнейшей профессиональной деятельности специалиста возникает проблема коммуникативной компетентности психолога21.

В.Н. Карандашев выделяет важнейшими в личности психолога эмпатию, эмоциональную устойчивость, альтруизм, высокий социальный интеллект, способность к эффективному реагированию и прогнозированию межличностных отношений. Также он выстраивает приоритетный ряд профессионально необходимых качеств следующим образом: эмпатия - аффективная, когнитивная, предикативная; социальная сензитивность - наблюдательная, номотетическая, идеографическая; эмоциональная устойчивость; альтруизм; независимость; коммуникативность, самоконтроль, профессиональные знания22.

На основании ряда исследований с использованием психограм психолога-практика и определения профессионально важных качеств успешного специалиста О.В. Варфоломеева пришла к выводу, что по значимости первое место занимают коммуникативные и эмпатийные личностные качества специалиста-психолога23.

Согласно исследованиям Н.В. Копытовой психолог должен иметь такие профессионально необходимые способности: внимательность, наблюдательность, сензитивность, эмпатию, решительность, уверенность в своих силах, энергичность, активность, стремление управлять ситуацией и находить оптимальный выход из нее, коммуникабельность24.

А.Н. Занковский делает вывод, что особое внимание необходимо уделять следующим профессионально важным признакам: эмоциональный контроль, открытость, оптимизм, порядочность (т.е. нравственность, человечность), ответственность, социальная зрелость; сдержанность, стрессоустойчивость; терпимость, последовательность, настойчивость; внимательность, высокие показатели оперативной памяти, адекватность самооценки; тактичность, социальная чувствительность, реактивность, гибкость25.

Профессионально важными являются психофизические свойства и психические качества личности, характеризующие нервную систему как устойчивую, крепкую, стрессоустойчивую и одновременно достаточно гибкую и пластическую. Это обуславливает высокую работоспособность и саморегуляцию личности, неподверженность психическому возбуждению и быстрому истощению. Все эти черты появляются предпосылкой развития профессиональной рефлексии - регулирующего и стабилизирующего балансовой механизма в деятельности специалиста по практической психологии.

Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что важным фактором в профессиональном плане уровень развития интеллекта. В структуре личности наиболее весомым и значимым является интеллектуальный фактор, который положительно коррелирует с показателями общего умственного развития, вербального и невербального интеллекта, внимания и общей успеваемости. Именно интеллект, способность логически мыслить, делать выводы позволяет эффективно анализировать поведение, мысли и качества другого человека, при этом важную роль играет профессиональный интеллект психолога-практика. Согласно исследованиям И.В. Вачкова было обнаружен его влияние на выраженность в личностном профиле будущих практических психологов факторов "общая интеллектуальность" и "социальная смелость"26.

Итак, поскольку профессиональное мышление и профессиональный интеллект является профессионально значимыми качествами специалиста и формируются они в течение всего периода обучения и дальнейшей профессиональной деятельности на основе имеющегося уровня интеллектуального развития личности, то отметим, что достаточный производный уровень интеллекта выступает в качестве психологической предпосылки успешной деятельности специалиста особенно в сфере "человек-человек" и, несомненно, выступает в качестве одного из требований к личности психолога.

Формирование личности психолога-практика - это большая, многоуровневая и сложная задача высшей школы. Подавляющее большинство профессионально важных качеств личности может быть сформирована в течение обучения, некоторые качества - развиты и скорректированы с помощью дополнительных средств и программ, но существует определенный круг профессионально значимых качеств, которые должны быть присущи личности абитуриента и выражены на том определенном минимально достаточном уровне, который позволяет их развивать на основе индивидуального подхода и использования различных психокоррекционных средств с целью их совершенствования. Если они не присущи личности абитуриента, то требования, которые выдвигает профессия психолога, не будут совпадать с ведущими тенденциями личности, в результате чего эффективность профессиональной деятельности такого специалиста является прогностически низкой и сопровождается большим количеством ошибок в работе, а потребность в самореализации личности не будет удовлетворена, что может привести к глубокому внутреннему конфликту.

Обобщая вышеприведенные результаты всестороннего анализа деятельности психолога-практика, а также научных исследований по его профессионально важных черт и качеств для определения уровня его профессиональной пригодности, нами были сделаны следующие выводы.

К профессионально важным качествам психолога исследователи относят:

- в сфере сформированности интересов, этических и мировоззренческих позиций: гуманистическую направленность на человека; альтруизм, наличие устойчивой системы ценностей, личностный смысл, жизненные и мировоззренческие позиции, ориентированные на духовность и альтруизм; безоценочное отношение к клиенту и развитую эмпатию, искренность, чувствительность, сензитивность, доминирование социальной энергичности и социальной пластичности; порядочность (в смысле нравственности и человечности), социальная зрелость, стрессоустойчивость, терпимость и последовательность в своих действиях и мыслях, настойчивость, социальная чувствительность, реактивность, гибкость;

- в сфере межличностного взаимодействия: дипломатичность, толерантность, достаточный уровень коммуникативных способностей и умение слушать, ответственность, решительность, уверенность в своих силах, активность, энергичность и доброжелательность, сдержанность и эмоциональная устойчивость, адаптивность, способность к рефлексии, дружелюбие, вежливость, тактичность, корректность, жизнерадостность, открытость к чужим идеям, мыслям, точкам зрения, способность к лидерству, умеренное доминирование;

- в интеллектуальной сфере: высокие общие умственные способности, достаточно высокий уровень интеллекта, достаточный уровень логического мышления; гибкость, пластичность и динамичность мышления, умение выделять существенное и обобщать, прогнозировать, способность мыслить свободно, самостоятельно, аналитически; высокие показатели внимания (объем, распределение, интенсивность, переключение), наблюдательность, здравый смысл, достаточно выраженная социальная составляющая интеллекта и фасилитивнисть, богатый лексический запас, чувство юмора, достаточно высокие показатели памяти;

- о личности психолога-практика: сбалансированность, гармоничность черт личности, оптимизм, энергичность, высокая работоспособность, большая внутренняя дисциплина, эмоциональная выносливость, самоконтроль и саморегуляция, психическая стабильность, уравновешенность, конгруэнтность, внутреннее согласие и упорядоченность, фрустрационная толерантность, отсутствие хронических внутренних конфликтов, энтузиазм, усердие, ответственность в работе, исполнительность, умение и желание заботиться другими людьми, честность, интеллигентность, мобильность;

- по отношению к себе: постоянство и адекватность самооценки и самовосприятия, способность к самосовершенствованию, самокритичность, высокий уровень самопознания и способность к компенсации недостатков и слабых сторон, значительная сила "Я", развитое чувство собственного достоинства и вера в свои возможности.

Значительная часть профессионально важных черт и качеств практического психолога может быть сформирована и развита в процессе обучения в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности. Но есть также такие личностные качества, возможности развития и формирования которых ограничены. Именно эти параметры и являются предметом изучения и анализа в плане профессиональной пригодности.

Таким образом, требования к практическим психологам очень высокие. Столь высокие, что возникает вопрос: может ли вообще существовать человек, в полной мере соответствующий этим требованиям? Ответ достаточно прогнозируем - скорее всего, таких профессионалов встретить очень трудно. Но мы сознательно даем идеальный портрет психолога, чтобы как можно больше расширить границы самосовершенствования специалиста, а ввиду того, что профессиональное и личностное развитие продолжается всю сознательную жизнь человека, возможно достижение вершин выдающегося профессионализма.

2.2 Умение общаться с клиентом - стержневая черта психолога

Рассматривая вопрос о профессионально необходимые качества практикующего психолога, важно исходить из успешности его профессиональной деятельности. Именно они будут определять цели, содержание, продолжительность, форму его профессиональной подготовки.

Ядром деятельности практикующего психолога является общение, которое разворачивается в виде коммуникации, интеракции и перцепции.

Эффективность психоконсультирования, психотерапии и психокоррекции в значительной степени определяется умением общаться с клиентом, предусматривает искренний интерес к людям, их образу жизни, эмоциям, мыслям, умение подбирать правильные слова и тон, которые обеспечивают установку необходимого контакта, умение слушать, терпение.

Итак, талант общения является самым необходимым разрешением для профессиональной реализации психолога-практика. В его структуре выделяют следующие составляющие:

- умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность);

- умение понимать внутренние свойства и особенности человека (интуиция);

- умение сопереживать (эмпатия);

- умение анализировать собственное поведение (рефлексия);

- умение управлять собой и процессом общения27.

В процессе общения психолог определяет как изменения в поведении человека, так и воздействия психолога на это поведение, осуществляет социальную фасилитацию или поддержку, помощь клиенту. Последнее особенно важно для психолога-практика. Люди, которые имеют высокие показатели в социальной фасилитации, склонны и имеют способности к работе в сфере практической психологии.

В процессе общения с клиентом психолог, по мнению А.Ф. Бондаренко, должен проявлять такие качества:

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимают умение глубоко проникать во внутренний мир другого человека - клиента, понимать его, видеть то, что происходит, с его позиции, воспринимать мир его глазами, признавать его точку зрения правомерной и допустимой. Главным в эмпатии является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого человека. Именно благодаря этому качеству психолог способен лучше и глубже понимать клиента и помогать ему.

2. Открытость. Как свойство личности открытость имеет несколько проявлений. Во-первых, это готовность психолога быть открытым как личность для клиента (правда не настолько, чтобы позиции клиента и психолога поменялись). Степень открытости должна определяться чувствами клиента: если он считает психолога открытым человеком и не боится раскрываться перед ним, то это свидетельствует о желательном уровне открытости психолога. Во-вторых, открытость - это стремление психолога в личном общении с клиентом оставаться самим собой, проявляя при этом свои преимущества и недостатки. Демонстрация клиенту своих недостатков психологом происходит для того, чтобы продемонстрировать, что сам консультант - это обычный живой человек, которому, как и всем людям, присущи недостатки. В-третьих, открытость проявляется в том, что психолог показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы.

3. Эмпатия сопутствует открытости, одно без другого существовать практически не может. Вместе они позволяют создать атмосферу партнерства между психологом и клиентом.

4. Проявление личной заботы о клиенте посредством сострадания к нему, а также мимики, пантомимики, жестов, то есть такого внешнего поведения психолога, которое демонстрирует искреннюю заинтересованность, заботу психолога о клиенте. Такая забота однако не должна быть чрезмерной. Психологу не рекомендуется в общении с клиентом быть слишком эмоциональным.

5. Доброжелательность. Эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем. Хотя это личностное качество коррелирует практически со всеми вышеперечисленными качествами личности, но оно имеет и свои индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение в любых ситуациях, при любой поведения клиента сохранять ровный, доброжелательный стиль общения.

6. Особое место в практике психологической помощи занимает доверие к клиенту, вера в его способности и возможности самостоятельно преодолеть проблемы. Доверие проявляется также и в том, что психолог готов разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственной, если оно оказывается необъективным.

7. Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом. То есть психолог должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранять открытость и доверие. Вместе с тем отношения психолога и клиента не должны быть излишне близкими, интимными. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то удаляется, то приближается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе изложены результаты анализа научной литературы по проблеме исследования, в частности, сделан обзор концепций профессиональной пригодности личности в процессе профессионального отбора; выявлены профессионально важные качества личности психолога на основе пcихологичного анализа особенностей его профессиональной деятельности.

Анализируя требования профессии к личности специалиста, исследователи высказывают разные точки зрения относительно важности тех или иных индивидуально-психологических особенностей. Чаще всего выделяют следующие профессионально важные качества психолога: гуманизм, доминирование социальной эргичности, эмоциональная чувствительность, социальная зрелость, нравственность, высокая коммуникативность, толерантность, эмпатийность, способность к рефлексии, искренность, дружелюбие, открытость, активность, ответственность, высокие интеллектуальные показатели, профессиональное мышление, эмоциональная устойчивость, выносливость, тактичность, высокий уровень развития показателей внимания, достаточный уровень профессиональной мотивации, пластичность и динамичность мышления, богатый лексический запас, сбалансированность и гармоничность черт личности, конгруэнтность, отсутствие хронических внутренних конфликтов, оптимизм, высокая работоспособность и дисциплинированность, постоянство и адекватность самооценки, способность к самосовершенствованию, самокритичность, высокий уровень самопознания и способность к компенсации или совершенствования недостатков и слабых сторон своей личности, развитое чувство собственного достоинства и т. п.

На основе проведенного теоретического анализа к качествам личностной непригодности к овладению профессии психолога относим наличие какой-либо психической патологии, выраженных акцентуаций (возбуждающего, демонстративного, застревающего и дистимного типа), высокой эмоциональной нестабильности, агрессивности, глубокой интровертированности, очень низкой эмпатийности, коммуникативности, слабо выраженных социальных компонентов эргичность и пластичности, низкий уровень логического мышления и внимательности. Необходимо также учитывать некоторые другие медицинские противопоказания: сильные нарушения речи, дефекты зрения и слуха, которые не поддаются коррекции.

Итак, к личностным характеристикам психологов, влияющих на личностную пригодность относят:

- наличие (отсутствие) психических отклонений и возможных патологий ;

- эмпатия;

- коммуникативные способности;

- социальная эргичность и социальная пластичности;

- особенности внимания;

- уровень интеллектуального развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2011. - 346с.
  2.  Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога. – М.: Академия, 2011. – 437 с.
  3.  Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: «Изд-во институт психотерапии», 2010. – 353 с. 
  4.  Буякас Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов – психологов  // Вестник МГУ. Серия 14. Психология . – 2010. – №1. – С.56 – 62.
  5.  Варфоломеева О. В. Профессиональное становление психолога – психотерапевта . Монография.. – К.: ГП «Информационно – аналитическое агентство», 2008. – 428 с.
  6.  Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебн. Пособие. - М.: МПСИ, 2012. – 312 с.
  7.  Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. - Киев: Наукова думка, 2009. - 128 с.
  8.  Дикая Л.Г. Психические состояния и эффективность деятельности //Психологический журнал. – 2008. – Т. 3. – №6. – С.254 – 257.
  9.  Занковский А.Н. Введение в профессию: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕОАИ, 2009. – 71 с.
  10.  Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2012. – 382 с.
  11.  Карандашев В.Н. Введение в профессию. - М.: Смысл, 2010. - 288 с.
  12.  Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»», 2010. - 400 с.
  13.  Копылова Н. В. К вопросу о становлении личностно – профессиональных качеств будущего специалиста // Мир психологии. – 2010. – №1. – С. 162 – 170.
  14.  Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 2009. – 240 с.
  15.  Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: Наука, 2009. – 278 с.
  16.  Любимова Г. Ю. "Внутренняя картина" процесса профессионального становления психологов  // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. –  2011. – №4. – С. 57 – 66.
  17.  Михеев В. А. От проблемы феноменологического подхода в психологии к задаче введения в профессию «психолог» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2009. – №2. – С. 17 – 32.
  18.  Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А., 2- е изд.-ею. – СПб.: Питер, 2010. – 597 с.
  19.  Профессия ПСИХОЛОГ [Текст] : сб. материалов студенческого проекта / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. Л. А. Максимова. – Екатеринбург, 2010. – 40 с.
  20.  Психолог. Введение в профессию/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Наука, 2011. – 460 с.
  21.  Родина О. Н., Прудников П. Н. Предпосылки успеха в труде психолога // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2010. – №4. – С. 55 – 65.
  22.  Родина О. Н., Прудников П. Н. Как психологи выбирают профессию  // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2012. – №3. – С. 52 – 65.
  23.  Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки. Учебное пособие. – Ярославль: «Аверс Пресс», 2011. – 101 с.
  24.  Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова,, 2011. – 928 с.
  25.  Фокин В. А. Об особенности профессионализации студентов - психологов  // Вестник МГУ. Серия 14. Психология . – 2010. – №2. – С. 33 – 44.
  26.  Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология. - Спб.: Питер, 2011. – 352 с.

1 Карандашев В.Н. Введение в профессию. - М.: Смысл, 2010. – С. 32.

2 Занковский А.Н. Введение в профессию: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕОАИ, 2009. – С. 14.

3 Варфоломеева О. В. Профессиональное становление психолога – психотерапевта . Монография.. – К.: ГП «Информационно – аналитическое агентство», 2008. – С. 65.

4 Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология. - Спб.: Питер, 2011. – С. 109.

5 Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебн. Пособие. - М.: МПСИ, 2012. – С. 145.

6 Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога. – М.: Академия, 2011. – С. 92.

7 Профессия ПСИХОЛОГ [Текст] : сб. материалов студенческого проекта / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. Л. А. Максимова. – Екатеринбург, 2010. – С. 27.

8 Родина О. Н., Прудников П. Н. Предпосылки успеха в труде психолога // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2010. – №4. – С. 57.

9 Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки. Учебное пособие. – Ярославль: «Аверс Пресс», 2011. – С. 46.

10 Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебн. Пособие. - М.: МПСИ, 2012. – С. 79.

11 Фокин В. А. Об особенности профессионализации студентов - психологов  // Вестник МГУ. Серия 14. Психология . – 2010. – №2. – С. 36.

12 Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: «Изд-во институт психотерапии», 2010. – С. 116.

13 Любимова Г. Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов  // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. –  2011. – №4. – С. 59.

14 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 2009. – С. 43.

15 Психолог. Введение в профессию/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Наука, 2011. – С. 237.

16 Занковский А.Н. Введение в профессию: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕОАИ, 2009. – С. 42.

17 Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2012. – С. 211.

18 Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2011. – С. 156.

19 Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова,, 2011. – С. 463.

20 Любимова Г. Ю. "Внутренняя картина" процесса профессионального становления психологов  // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. –  2011. – №4. – С. 60.

21 Психолог. Введение в профессию/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Наука, 2011. – С. 240.

22 Карандашев В.Н. Введение в профессию. - М.: Смысл, 2010. – С. 81.

23 Варфоломеева О. В. Профессиональное становление психолога – психотерапевта . Монография.. – К.: ГП «Информационно – аналитическое агентство», 2008. – С. 174.

24 Копылова Н. В. К вопросу о становлении личностно – профессиональных качеств будущего специалиста // Мир психологии. – 2010. – №1. – С. 165.

25 Занковский А.Н. Введение в профессию: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕОАИ, 2009. – С. 52.

26 Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебн. Пособие. - М.: МПСИ, 2012. – С. 195.

27 Варфоломеева О. В. Профессиональное становление психолога – психотерапевта . Монография.. – К.: ГП «Информационно – аналитическое агентство», 2008. – С. 142.

PAGE  30


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82268. Натуралистическая исследовательская программа 38.77 KB
  Сегодня вопрос об исследовательской программе или близком к ней понятии парадигмы в социальных науках сталкивается с двумя трудностями: 1 избрания масштаба исследования; 2 многообразия исследовательских программ господствующего сегодня в социальногуманитарных науках. Какие исследовательские программы парадигмы можно выделять 1 Классическая философия были ориентирована на природу и изучающие ее науки на следующую отсюда натуралистическую парадигму. Последователи натуралистической исследовательской программы полагают: либо предмет наук...
82269. Антинатуралистическая исследовательская программа и ее общенаучное значение 36.58 KB
  Природа остается в качестве предпосылки деятельности человека но культур центризмом не схватывается оставляя место натурализму Другой причиной жизненности натуралистической исследовательской программы является вызванное объективными социальными изменениями крушение классических рационалистических установок. Она по существу указала на границы натуралистической программы. Натуралистическая и антинатуралистическая программы направлены на изучение одного и того же объекта но в соответствии со своей методологией исследовательской программой...
82270. Применение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ ва социально –гуманитарных науках 33.52 KB
  В них присутствуют: натуралистическая парадигма общества основные варианты: механицизм физикализм биологизм географический детерминизм демографический детерминизм – общество понимается как жестко-детерминированная система обусловленная влиянием определенных природных факторов климата полезных ископаемых территории и т. оно рассматривается с редукционистских позиций; антинатуралистическая парадигма общества основные варианты: социологизм экономизм психологизм антипсихологизм – общество понимается как...
82271. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук пол предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам 34.01 KB
  В настоящее время считается что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие так и различные характеристики. Естественные и социально-гуманитарные науки обладают всеми признаками науки как особого феномена познание нового наличие эмпирического и теоретического уровней оформленность в понятиях и т. Вместе с тем социально-гуманитарные науки отличаются от естественно-математических и технических наук по следующим основаниям: по объекту исследования – естественные науки изучают природную реальность т. то что существует...
82272. Методы социальных и гуманитарных наук 42.51 KB
  Абстрагирование важнейший метод научного постижения реальности. Результатом применения этого метода является абстракция. Наряду с абстрагированием важнейшим методом научного познания на эмпирическом уровне познания является индукция. Индукция это метод движения мысли от менее общего знания к более общему.
82273. Вненаучное социальное знание. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ 39.26 KB
  Взаимодействие социальных гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Эйнштейн ищут основания знания в философии и художественной литературе. Антифундаменталистская тенденция просматривается в истолковании всех важнейших областей научного познания: математического естественнонаучного гуманитарного. В то время как сциентизм базируется на абсолютизации рациональнотеоретических компонентов знания антисциентизм опирается на ключевую роль этических правовых культурных ценностей по отношению к идеалу...
82274. Дисциплинарная структура социально –гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Дифференциация и интеграция знаний 37 KB
  В дальнейшем проблематика связанная с первым типам междисциплинарности практически полностью стала изучаться в рамках исследований по классификации науки и ее развития. При этом главная Наука как социальный институт задача состоит в том чтобы преодолеть в процессе исследований отмеченное в свое время И. Эта задача пусть и не всегда в явной форме стоит перед участниками междисциплинарных исследований любого масштаба . Успешное осуществление междисциплинарных исследований предполагает одновременное решение трех видов проблем:...
82275. Переопределение парадигм и предметно- тематических направлений, появление новых областей исследования 38.77 KB
  В ходе развития науки в последней трети XX в. Ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Такое понимание процессов развития исходит из синергетики. Вопервых принцип развития эволюции в современной науке получил статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы.
82276. Роль СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ 32.11 KB
  Социальногуманитарные науки являются социальнокультурным феноменом изменяются вместе с обществом. Социальногуманитарные науки необходимы для разработки стратегии развития общества для понимания человеком своего места в социальной среде. Социальная политика всегда нуждается в социальной науке так как первая – лишь излагает определенные идеалы а вторая – мысленно упорядочивает факты и предлагает варианты действий М. Социальногуманитарные науки развиваются в настоящее время по следующим основным направлениям: сближение с...