89930

Проблемы личности с точки зрения социальной психологии

Курсовая

Психология и эзотерика

Проанализировать исследование личности в социальной психологии. Рассмотреть формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Проанализировать основные противоречия социальной психологии личности. Изучить понятие социализации личности. Охарактеризовать институты социализации.

Русский

2015-05-16

161 KB

3 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………................................…………..3

1 ПСИХОЛОГО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ.............................................................................................................6

1.1 Исследование личности в социальной психологии.......................................6

1.2 Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности...................................................................................................................8

1.3 Основные противоречия социальной психологии личности......................14

2 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.....................................................................................................19

2.1 Понятие социализации личности...................................................................19

2.2 Институты социализации................................................................................24

2.3 Механизмы социальной регуляции поведения личности............................27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................34

ВВЕДЕНИЕ

Все социальные образования невозможно представить без человека, его активной творческой деятельности, одним из последствий которой и выступают социальные сообщества. Ведь именно человек, как существо социальное, на основе социальных связей и взаимодействия создает группы, коллективы, объединения, а в дальнейшем и сообщества - центральные ячейки его жизнедеятельности в социокультурном пространстве.

Нередко используется словосочетание «социология личности» - это одна из специальных социологических теорий, предметом исследования которой является личность как объект и субъект социальных отношений на уровне ее взаимосвязей с социальными сообществами. Именно личность соединяет все звенья общественной жизни: макро-, мезо- и микросреду, делает их полем своей творческой активности и ячейками развертывания внутренних потенций.

Конечно, может возникнуть вопрос: человека изучает и исследует много других наук; в чем же заключается отличие именно социолого-психологического понимания человека?

Философию интересует человек с точки зрения его положения в мире прежде всего как субъекта познания и творчества. Психология анализирует человека как устоявшуюся целостность психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевих свойств, и тому подобное. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы. Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под воздействием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо. Если экономика допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения по большей части иррациональны и непостижимы.

В отличие от этих наук социальная психология рассматривает человека как чрезвычайно пластичное существо, способного к значительным социальным адаптациям, но в то же время выделяет в человеке социальнотипичные характеристики - черты, которыми наделены определенные типы людей.

Далее, социальный психолог исследует человека в первую очередь как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы ее становления под воздействием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальный мир. Социальную психологию интересует участие человека-личности в изменениях и развитии социальных отношений; она исследует связи личности и социального сообщества, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.

Следовательно, как видим, специфика социально-психологического подхода к изучению человека заключается в выяснении, в первую очередь, того в человеке, что непосредственно связано с социальной жизнью, включенностью человека в систему социальных отношений, - то есть не его биологические или психические особенности, а сугубо социальные характеристики.

Цель работы - раскрыть проблемы личности с точки зрения социальной психологии.

Объектом исследования личность как социально-психологический феномен.

Предметом исследования является научно-практическое изучение социально-психологических особенностей личности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исследование личности в социальной психологии.

2. Рассмотреть формирование и развитие психолого-социологических концепций личности.

3. Проанализировать основные противоречия социальной психологии личности.

4. Изучить понятие социализации личности.

5. Охарактеризовать институты социализации.

6. Рассмотреть механизмы социальной регуляции поведения личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа личности человека. Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Информационной базой для написания работы по теме курсового исследования послужили фундаментальные теоретические труды крупнейших ученых в сфере социальной психологии, психологии личности, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 35 источников. Основной текст работы изложен на 32 страницах.

1 ПСИХОЛОГО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ

1.1 Исследование личности в социальной психологии

Социальная психология как относительно молодая наука сформировалась на грани психологии и социологии. Однако она является не взаимодействием двух методов исследования или механическим сближением этих систем, а самобытной наукой как по проблематике, так и по логике ее исследования.

Социальная психология - наука о взаимосвязи социального и психического, их взаимодействии, взаимозависимости, взаимовлияния на уровне отдельного человека, общности; о социально-психологических явлениях, которые возникают в процессе социального взаимодействия и характеризуют индивида и группу [19, с. 50].

Социальная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей [12, с. 15].

Социальная психология черпает сведения из разнообразных отраслей социальных, психологических, общегуманитарных знаний, обогащая в то же время и их своими открытиями. Самыми тесными являются ее связки с психологией и социологией.

Социология личности сосредоточивается на трех основных проблемах: изучении личности как элемента, творца и представителя социальных сообществ и социальных институтов; анализе личности как объекта социальных отношений (когда на первый план выдвигается влияние общества на личность в процессе ее формирования, социализации, воспитания, и тому подобное) и рассмотрении личности как субъекта общественных отношений (включительно с ее социальной деятельностью, активностью и творчеством в общественной жизни) [19, с. 50].

Но эти основные проблемы социологии личности в разные времена и по-разному трактовались представителями отдельных социологических школ и направлений с учетом философской традиции рассмотрения человека.

Социальная психология, сосредоточиваясь на индивиде или группе людей, проникается тем, как социум влияет на человека, сообщество, как социальные ситуации изменяют поведение личности, чем предопределенное формирование конформных или независимых, агрессивных или альтруистичных индивидов, которое определяет массовое поведение и явления групповой динамики.

В разные периоды развития социальной психологии ее предметом считали:

- причинную обусловленность психического социальным. Вокруг этой проблематики дискутировали ученые в 20-ые годы XX в., что стимулировало развитие социально-психологических исследований в пределах общей психологии и педагогики;

- соотношение социальной (общественной) психологии и идеологии, психологии социальных групп и личности (традиции, общественное мнение, обычаи, другие массовые психические явления общественного сознания);

- закономерности поведения людей, предопределенные их совместной деятельностью, взаимодействием и взаимовлияниями. Этот взгляд на социальную психологию, который соединил психологический и социологический подходы, сформировался в результате дискуссий о предмете социальной психологии в 20-ые, 60-ые годы XX ст. Он засвидетельствовал, что предмет социальной психологии можно определять, беря за основу как личность, так и массовые психические явления. Пользуясь этими критериями, современный русский социальный психолог Г.М. Андреева предметом социальной психологии считает изучение закономерностей поведения и деятельности людей, предопределенных включением их к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп [2, с. 228].

Предмет социальной психологии - изучение закономерностей и механизмов возникновения, функционирования и проявления реальности, которая формируется в процессе субъективного отображения человеком объективных социальных отношений и социальных общностей [23, с. 65].

Это определение охватывает важнейшие сущностные признаки социальной психологии :

- личностные механизмы регуляции социального процесса;

- ценностное отношение индивида к социальному, что дает возможность социальной психологии объяснить поведение человека в социальной среде, конкретной группе; как ее поведение, которое возникло в результате субъективного воссоздания индивидом объективного мира, деятельность влияют на функционирование социальной общности, которым является индивидуальный взнос каждого человека у функционирования группы;

- социально-психологические факторы, которые определяют развитие активности личности и группы;

- социальные общности, массовые явления, которые влияют на человека и его поведение.

1.2 Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности

В историческом ракурсе зарождения и развитие представлений о человеке следует отнести, очевидно, к временам античности и связать с определенными философскими теориями, поскольку социология как наука возникает значительно позже. Но у древних греков еще не сложилось ощущение личности, потому что человек тогда еще не отделялся от Космоса и всеобщей субстанции. Первым в истории философии начинает сугубо антропологическую проблематику Сократ, которого в современной западной литературе называют родоначальником философии человека в ее первоначальной версии. Именно он дает детальный и скрупулезный анализ индивидуальных человеческих качеств и свойств [6, с. 46].

Древнегреческий философ Протагор (ок. 480 - ок. 410 гг. до н.э.) выделяет не только способность человека к мышлению, но и всю человеческую субъективность; человек представляется им как конкретный индивид. В учении Аристотеля содержатся уже две антропологические тенденции, которые впоследствии становятся центральными пунктами философских дискуссий вплоть до современности. С одной стороны, в его концепции человек и природа впервые разъединяются, требуя разных подходов и разного толкования как качественно отличные реальности. С другой же стороны, акцент относится на неразрывной связи человека со всем миром [6, с. 47].

Следовательно, древнегреческая культурная традиция разрабатывает концепцию «человека разумного» - «homo sapiens», суть которой заключается в утверждении мысли об отличии человека и животного по признаку умности. Эта версия оказалась весьма плодотворной и стойкой; именно она породила представление о всемогуществе человеческого ума и крепкой парадигме рационализма как в философии, так и (в дальнейшем) в социологии.

Принципиально новое осмысление человека осуществляется в христианстве и окончательно высвобождает человека от власти космической бесконечности и бескрайности. Но, освободив человека от власти Космоса и природы, христианство поставило его в зависимость от Бога.

Со времен утверждения христианства человек получил определенную самоценность, независимую от космогонических сюжетов; зарождается идеальное представление о нем как о центральной и наивысшей цели мироздания; все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. Личность не является чем-то животным; она представляет собой и божественное начало. В христианстве содержится трактовка человека в качестве безусловной ценности. Само христианство впоследствии стало почвой европейского персонализма, где личность понимается как своеобразная святыня, абсолют [12, с. 57].

Третья антропологическая версия находит отражение в натуралистических, позитивистских и прагматичных учениях. Это концепция «человека деятельностного» - «homo faber», которая отрицает специфическую особенность человеческого ума. Здесь сущностное отличие между человеком и животным исчезает; человек толкуется как особенная разновидность животного, которое имеет просто большую совокупность естественных признаков. Все психические и духовные феномены, согласно этой версии, укорененные в чувственных ощущениях, инстинктах и влеченьях. Доктрина «homo faber» развивается со временем в мощное теоретическое направление и находит свое воплощение в учениях Конта и Спенсера, позже - в современной социобиологии.

Наконец, четвертая версия в понимании человека и личности решительно отрицает веру в прогрессивность «человека разумного», «человека божественного» и «человека деятельностного». В этой версии человек - существо стремящееся, предпочитающее и желающее; ум расценивается как тупик эволюции, как следствие потери «воли к жизни». В этой версии преобладают иррациональные мотивы и субъективистские ориентации [5, с. 161].

Таким образом, история философской антропологии (то есть учение о человеке) удостоверяет, как постепенно появляются, усложняются и изменяются представления о человеке и личности. В той или другой модификации эти подходы находят свое проявление в социологических учениях. Всех их, независимо от способа толкования человека и личности, объединяет одна общая черта: они признают человеческую личность специфическим образованиям, что непосредственно или опосредствовано выводится из социальных факторов.

В истории социологической мысли число концепций, где бы социальная жизнь человека выводилась просто из биологических факторов и закономерностей, было незначительным и ограничивалось социальным дарвинизмом и расово-антропологическим направлением. В настоящее время идеи такого типа можно найти в социобиологии, которая развивается усилиями Э. Уилсона, Р. Триверса, Ч. Ламсдена и немногих других [13, с. 39].

Во времена существования СССР личность понимали исключительно через утверждение Маркса «главное в человеке не его абстрактная физическая природа, а его социальное качество» и кроили по меркам именно социальности: она провозглашалась непосредственным отпечатком общественных отношений [6, с. 133]. Основными положениями концепции личности в те времена были такие: хочешь судить о конкретном индивиде - вникай в его социальное положение; какой образ жизни - такая и личность; изменяются общественные условия - автоматически изменяется и человек; личность можно лепить, формировать в соответствии с основополагающими принципами коммунизма. Биосоциальную природу человека толковали в таком понимании, будто индивид - существо совсем бесплотное; процесс становления личности во всем богатстве ее сознательных и стихийных устремлений, субъективной уникальности и неповторимости вообще выносился за скобки анализа, не брался к вниманию.

Таким образом, и среди социологических учений есть концепции, которые в связи «естественное (биологическое), - социальное» в человеке абсолютизируют его первую или вторую составляющую (социобиология, марксизм). Поэтому это соотношение может выступать одним из критериев построения типологии социальных теорий личности.

Следующим критерием можно считать соотношения рационального и иррационального в трактовке личности. Вера во всемогущество человеческого ума и интеллекта (рацио) является центральной в позитивистской концепции О. Конта. По его мнению, социальный прогресс вообще является продуктом умственного развития и деятельности человека; социальное продвижение зависит от его интеллектуальной основы. Позже М. Вебер развивает идею растущей рациональности общественной жизни, отталкиваясь от убеждения в переходе от аффектной и традиционной деятельности личности к ценностно- и целерациональности ее поведения [2, с. 211].

Зато В. Парето в социальном действии и поведении личности видит преимущество нелогичные поступки, которые выступают в его концепции в качестве результата не сознательных рассуждений, а чувственного состояния человека, продукта иррационального психического процесса. Он называет основу таких нелогичных действий «резидуями», чтобы подчеркнуть их окончательную иррациональную природу, неподвластную логико-экспериментальному мышлению [2, с. 212]. Следовательно, в вопросе соотношения чувств и ума Парето без колебаний отдает приоритет чувствам личности, которые, по его мнению, являются истинными движущими силами истории.

Близким по духу к концепции Парето является инстинктивизм как одно из течений социологического психологизма, а также социология фройдизму. По мнению З. Фройда (1856-1939), началом и основой жизни индивида, в том числе и социального, есть инстинкты, влеченья и желания, першопочатково присущие организму человека. Человеческая жизнедеятельность является результатом борьбы двух извечных сил - Эроса (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатоса (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт разрушения). Именно они являются основными движителями прогресса, существенно влияя и даже определяя деятельность разных социальных групп, народов и государств [10, с. 154].

В современной социальной психологической мысли производится умеренное отношение к соотношению рациональному и иррациональному в социальной жизни личности, которая избегает односторонности и абсолютизации той или другой составляющей. В настоящее время в социологии начинает преобладать синтезированный подход к оценке этих двух сторон внутренней жизни личности и ее социального поведения. В конце XX ст. все более очевидными становятся как кризис «голой»рациональности человека социального, так и невозможность возведения социальных характеристик личности лишь к ее иррациональным проявлениям. Личность во всей ее полноте, в совокупности рациональных и чувственных сущностных свойств все более становится основой социологического понимания и исследования.

Следующим критерием построения типологии социологических учений о личности может выступать преобладания индивидуального или коллективного, общественного начал в человеке. К числу концепций, которые предоставляют первенство индивиду и его индивидуалистским началам, принадлежат концепции символического интеракционизма и феноменологической социологии. В них на первый план выдвигаются мысли об обусловленности социальных реалий миром индивидуальных стремлений и желаний, воплощенному во взаимодействии обоюдных субъектов или в духовных взаимосвязях личностей [6, с. 160].

В качестве еще одного критерия выступает анализ личности преимущественно с позиций исследования сознания или поведения (деятельности). К социологическим концепциям, где личность и ее суть выясняются, в первую очередь, сквозь призму социальная предопределенных сознанию или подсознательного, принадлежат уже упоминавшиеся, символический интеракционизм, феноменологические концепции инстинктивизма включительно с фрейдистской социологией.

1.3 Основные противоречия социальной психологии личности

Невзирая на многообразие социологических подходов к изучению человека - существа социального, существует более-менее устоявшаяся совокупность проблем, которые выступают в качестве предмета исследования социологии личности. К ним, прежде всего, принадлежит проблема выделения основных характерных черт личности. Социологи относят к ним самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, определенную автономность относительно общества, ответственность за свои поступки, и тому подобное [5, с. 318].

Другие социологи (например, О. Якуба) акцентируют внимание на родственной проблеме внутренней духовной структуры личности и включают в нее потребности и интересы, ценности и мотивы, социальные нормы и убеждения, мировоззренческие принципы, вкусы и привычки и много других духовных образований [5, с. 319].

Одним из наиболее разработанных вопросов в социологии есть вопрос субъективных детерминант (или побудительных факторов) социального поведения личности, к которым принадлежат потребности и интересы. Отправной ступенькой в анализе личности являются потребности, то есть внутренние двигатели ее активности, характеристика объективного в личности. Потребности - это нужда, необходимость для человека того, которое обеспечивает ее существование и самосохранение.

Американский социолог А. Маслоу (1908-1970) известен в социологии как творец иерархической теории потребностей. Он классифицирует потребности, разделив их на базовых (или постоянные) и производных (или изменяемые). Базовые потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от более низких, преимущественно материальных, к более высоким, преимущественно духовным:

- физиологичные и сексуальные потребности (в воссоздании людей, в еде, дыхании, движению, одежде, жилье, отдыхе);

- экзистенциальные - это потребности в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности общества, гарантированности труда;

- социальные - в принадлежности к коллективу, группе или сообществу, в общении, беспокойстве о других и внимании к себе, в участии в совместной трудовой деятельности;

- престижные в уважении со стороны других, их признании и высокой оценке своих качеств, в служебном росте и высоком статусе в обществе;

- духовные - в самовыражении через творчество [12, с. 138].

Другая категория социологии личности - интерес - тесно связанная с потребностью; также имеет объективно-субъективную природу и представляет собой осознание потребностей. Вместе они составляют основу ценностного отношения личности к окружающему миру и используются для исследования регуляторов социального поведения. Понятие ценностей широко рассматривается в разных науках; суть же социологического подхода к проблеме ценностей заключается в его направленности на выяснение их роли как соединительного звена между поведением личности, с одной стороны, и социальными группами, сообществами и обществом, - с другой [27, с. 176]. Конечно, индивид оценивает предмет, не соотнося его непосредственно со своими потребностями и интересами, а сквозь призму существующих и распространенных в данном обществе и в его культуре ценностных критериев, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном, и тому подобное. Совокупность индивидуальных и общественных, личных, групповых и общественных, усвоенных и принятых личностью ценностей составляет систему ее ценностных ориентаций, которыми она руководствуется в своем, жизни, лежит в основе решений, которые принимаются ею в ситуации выбора, «встраивают» ее в общество.

Мотивы характеризуют отношение личности к интересам и ценностным ориентациям, дают им оценку. Они выступают одним из краеугольных понятий в социологии вообще и социология личности в частности и характеризуют человека в первую очередь как субъекта. Мотиви - это осознанная потребность личности - субъекта в достижении определенных целей, желательных условий деятельности. В классификации мотивов выделяют материальные и духовные, как основные, а также экономические, социальные, идеологические, духовные и тому подобное. В свою очередь, каждые из них имеют свое внутреннее разделение: например, в духовных мотивах можно выделить моральные и эстетические, религиозные или атеистические, философские и другие.

Одной из важнейших проблем социологического анализа есть проблема социальной типологии личности. Социальный тип личности - это продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности человека, совокупность повторяемых качеств и свойств человека как существа социального [17]. Проблема выделения социальных типов личности предопределена тем, что социология имеет дело не с единичным, а массовым, многообразным и пытается раскрыть в личности существенное и типичное. С этой точки зрения представляется возможным выделить такие типы личности:

- идеальный (в котором находит проявление требование социального идеала того или другого общества);

- нормативный (то есть совокупность свойств личности, формирование которых объективно необходимо для развития данного общества);

- реально существующий, или, по высказыванию В. Ядова, модальный (то есть преобладающий тип личности на том или другом этапе развития общества, которое может существенно отличаться от нормативного и тем более идеального типа) [12, с. 115].

Однако социологию интересует не только и не только типология личности, но и те обстоятельства, благодаря которым идет формирование и развитие этих типов вообще и отдельной личности в частности. Влияние социальной среды на становление личности составляет суть проблемы социализации - чуть ли не самой главной в социологии личности. Социализация заключается в восхождении человека от индивидуального к социальному под прямым или опосредствованным влиянием таких факторов социальной среды, как:

- совокупность ролей и социальных статусов, которые общество предлагает человеку;

- социальные сообщества, в пределах которых индивид может реализовать определенные социальные роли и приобрести конкретный статус;

- система социальных ценностей и норм, которые доминируют в обществе и наследуются младшими поколениями от старших;

- социальные институты, которые обеспечивают производство и воссоздание культурных образцов, норм и ценностей и способствуют их передаваемости и усвоению;

- общая ситуация в стране, которая может колебаться от жестко запрограммированного процесса формирования нормативного или идеального типа личности к преобладанию стихийности общественных влияний на индивида; первая ситуация обычно характерна для тоталитарных режимов, вторая - для обществ в переходные эпохи их развития [2, с. 207].

Процесс социализации охватывает все возможности приобщения к культуре, воспитанию и учебе, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В этом процессе задействовано все окружение индивида: семья, соседи, ровесники, воспитатели и учителя, коллеги по работе и знакомые, средства массовой информации, и тому подобное. Важно отметить, что социализация - не какой-то одноразовый или кратковременный акт; она осуществляется в течение всей жизни человека - от детства до зрелости и к старости включительно. Это происходит потому, что условия жизни человека, а значит, и он сам постоянно изменяются, требуя вхождения во все новые и новые социальные роли и соответствующих изменений статуса (иногда коренных, как переход от статуса ребенка к статусу социальная зрелой личности).

Но если во время социализации ребенка в качестве главного для него выступает социальная адаптация, то есть приспособление к общественной среде, то для социализации молодого и даже социально зрелого человека основную роль играет интериоризация, или формирование внутренней структуры человеческой психики, перевода элементов внешнего мира во внутреннее «Я» личности. Результатом интериоризации становится индивидуальность личности [23, с. 169].

Когда идет речь о механизмах социализации, то обычно обращаются к концепции З. Фройда, который выделяет основные из них:

- имитацию (осознанные попытки ребенка копировать и подражать поведению взрослых и друзей);

- идентификацию (усвоение детьми поведения родителей, социальных ценностей и норм как своих собственных);

- чувство стыда и вины (или негативные механизмы социализации, которые запрещают и подавляют некоторые модели поведения).

В обществах переходного типа достаточно часто придется встречаться с явлением ресоциализации. Этот термин означает ситуацию коренного изменения социальной среды и необходимость личности приспособиться к измененным социальным обстоятельствам, новым нормам и ценностям. Это чрезвычайно болезненный для человека процесс, примерами которого могут служить полная перемена взглядов на общество и переоценка своей прошлой жизни, разрушения основ старого мировоззрения и осознание необходимости построения нового миропонимания, вынужденный разрыв с традиционными культурными ценностями и стремление быть «современным», играя иногда совсем несоответственно своим желанием социальную роль, и т.п.

2 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1 Понятие социализации личности

Понятие социализации личности было введено в социальную психологию в 40-50 годы XX в. в работах А. Бандуры и Д. Кальман.

Социализация - исторически обусловленный процесс деятельности и общения, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ее течение происходит в условиях как воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и стихийных воздействий на личность (иногда противоположно направленных) факторов общественной жизни. Социализацию можно определить как процесс усвоения и одновременного активного воспроизводства индивидом общественного опыта [25, с. 154].

Выделяют три сферы, в которых происходит становление человека как личности: деятельность, общение, самосознание. В сфере деятельности происходит постоянное расширение опыта человека, то есть освоение им новых видов деятельности, выявление значительных ее аспектов, личностный выбор и подчинения других видов деятельности основном. В сфере общения происходит расширение и углубление связей человека, отмечаются различные личностные изменения. Именно межличностное общение способствует формированию человека как личности, субъекта деятельности, индивидуальности. В сфере самосознания происходит становление «Я-концепции» под влиянием включения человека в различные социальных групп. Самосознание не возникает мгновенно как простой перечень характеристик, а формируется постепенно, пока личностью не поймет себя как целостность, самость. Культура влияет на восприятие «Я», в частности, психология западных культур предполагает, что жизнь может быть богаче, если определить свои способности и поверить в себя. Сначала следует полюбить себя, чтобы полюбить других. Иными словами, пропагандируется индивидуализм, который направляется на удовлетворение собственных интересов вместо того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания.

В восточных культурах и странах третьего мира больше ценится коллективизм, когда высшей целью жизни является благополучие своих групп - семьи, клана, трудового коллектива. Там люди больше ощущают взаимозависимость как ценность.

Индивидуализм или коллективизм влияют на «Я-концепцию», социальные отношения и воспитание детей. Усиление индивидуализма сопровождается депрессиями, беспомощностью. В то же время коллективизм способствует безответственности, социальной лени, конформизму [33, с. 249].

Социализация - не мгновенный процесс, а длительный период становления человека как личности на протяжении всей жизни, состоящий из нескольких стадий. Одни авторы выделяют в нем две стадии: активное становление человека как общественного существа в первую треть жизни, т.е. социализация ребенка, подростка, юноши, развитие зрелой личности в процессе дальнейшего функционирования в обществе, социализация взрослого (трудоспособный период и переход на новое положение в семье - дедушки, бабушки, а также в обществе - пенсионера). Другие выделяют три стадии социализации: предтрудовую, трудовую и послетрудовую, что по своему содержанию похожи на вышеупомянутое [27, с. 153].

По мнению Е. Гидденса, социализация - это процесс, при котором беспомощный ребенок постепенно превращается в личность, которая понимает и саму себя, и окружающий мир, приобретает знания и привычки, присущие культуре, в которой ребенок родился [14, с. 264].

В научной литературе существует много вариантов определения социализации, но большинство из них тяготеет к пониманию ее как процесса, благодаря которому люди усваивают и учатся подчинять свое поведение социальным нормам. Социализация рассматривается как процесс вхождения индивида в мир конкретных социальных связей и его интеграция в разные типы социальных сообществ через культуру, ценности и нормы, на основе которых формируются социальные черты личности [2, с. 304].

Социализация предусматривает включение личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Следовательно, целью социализации может считаться формирование социально активной личности, действия и поступки которой регулируются социальными нормами и общественными интересами.

Следовательно, социализацией называют процесс усвоения человеком определенной системы ценностей, норм, знаний и умений, образцов поведения, которые отвечают ее социальным ролям и делают полноправным членом общества.

Для современной социальной психологии характерны противоречивые взгляды на феномен социализации - от признания к полному отрицанию. Например, известный польский социолог З. Бауман считает, что в социологии постмодерна нет места понятию "социализация", поскольку неможно говорить о целеустремленном формировании личности: современный человек в значительно большей мере, чем его предшественники, способен сам себя создавать, самоконструировать.

Признанным теоретиком социализации в современной социологии считается Т. Парсонс. Его теория ориентирована на постоянное общество, в котором каждый индивид осознает свою социальную роль, понимает, чего от него ожидают другие. Именно социализация (наряду с социальным контролем) является тем средством, с помощью которого поддерживается социальное равновесие. Социализация имеет две фазы - социальной адаптации и интериоризации (рис. 1).

По Т. Парсонсу, важными каналами социализации являются семья, школа и молодежная субкультура.

Американский социолог Н. Смелзер считает, что благодаря социализации люди приобретают опыт и усваивают установки, которые отвечают их социальным ролям. Социализация имеет цель способствовать интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечивать сохранение общества через усвоение его новыми членами соответствующих убеждений и образцов поведения. Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения, стремлением к конформизму.

Социальная адаптация

Интериоризация

Предусматривает приспособление индивида к социальным условиям существования, ролевым функциям, социальным нормам, которые сложились в обществе или отдельных социальных группах, к которым принадлежит индивид. Данный аспект социализации предоставляет индивиду возможность привлечься, войти в социальное сообщество таким образом, чтобы не выделяться в нем, чтобы быть способным жить так, как живут все. Это происходит, например, через усвоение языка, грамотности, общих форм общения.

Охватывает наиболее значимые для конкретного общества сферы жизнедеятельности - труд, общение, досуг, мораль, религию, политико-правовые нормы.

Предусматривает процесс включения приобретенных норм, ценностей, вообще всего социальноисторического опыта человечества, во внутренний мир личности, в ее сознание, где они обобщаются, трансформируются и в результате превращаются во внутренние правила поведения, способствуют формированию ценностных ориентаций личности как субъекта активной деятельности. Чем больше личность усваивает позитивного человеческого опыта во всех его проявлениях, тем больше она будет социализироваться.

То есть в данном аспекте в отличие от социальной адаптации уже не идет речь об уподоблении субъекта социализации людям, которые окружают его. Субъект социализации рассматривается как активно действующая единица.

Рис. 1. Фазы социализации по Т. Парсонсу

По Н. Смелзеру, социализация - это двусторонний, разнонаправленный процесс, который предусматривает взаимное влияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию и социализирует. Результатом этого становится формирование уникальной и неповторимой личности [10, с. 412].

На исследование социализации повлияла и теория психосоциального развития человека Э. Эриксона. Он предложил выделит в жизненном цикле человека восемь универсальных для всего человечества последовательных стадий его психосоциального становления - детские года, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст (или раннее юношество), молодость, средний возраст, зрелость.

Процесс развертывания этих стадий происходит по эпигенетическому принципу: личность развивается постепенно, переход от одной к другой стадии развития предусматривает готовность личности двигаться к дальнейшему росту, расширению социального мировоззрения и радиуса социального взаимодействия. Каждая стадия характеризуется специфическим заданием. Например, в детские годы происходит формирование базового доверия к окружающему миру, преодолению ощущения отчужденности, а в игровом возрасте - развитие активной инициативы одновременно с возникновением чувства вины и ответственности за свои желания. Само общество, по мнению Э. Эриксона, определяет содержание развития, которое бы наилучшим образом способствовало включению индивида в общественную жизнь, то есть социализации.

Современные немецкие ученые (Ю. Хабермас) связывают социализацию с идеей о том, что индивид в процессе своего развития все более стремится к самореализации и самоутверждению, а пассивное приспособление отступает на задний план.

2.2 Институты социализации

Институтами социализации является все социальные сообщества, в которых происходит развитие личности (семьи, дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы, общественные объединения) [18, с. 93].

Следует отметить интеграционной роли семьи в процессе развития и саморазвития личности. В течение жизни человек меняет семью, где он родился, на ту, где он дает жизнь своим детям, стареет и умирает. В этом «мире» начинает формироваться наше «Я» и закладываются основы межличностных отношений.

Переживание безусловной и всеобъемлющей любви является условием формирования хорошо приспособленной к жизни человека. Именно безусловная любовь в семье является базой психического здоровья будущей личности, что проявляется в двух феноменах, а именно - в ощущении:

- личной безопасности и принадлежности;

- компетентности, самостоятельности [26, с. 168].

Любящие родители стремятся удовлетворить потребности детей, устанавливая четкие границы, безопасную среду для развития ребенка. Это позволяет ему выбирать свой путь в жизни, осуществлять общественно значимые действия и реализовывать свой высокий потенциал.

Результатом становления человека как личности являются психологические явления, свидетельствующие о степени и глубине социализации, например, образование социальных установок, формирование мотивации деятельности, черт характера, определенного поведения [13, с. 30].

В повседневной жизни часто проявляется агрессивное поведение личности. Выделяют враждебную агрессию как самоцель, которая побуждается злостью, и инструментальную агрессию, которая является средством достижения целей.

Существуют основные теоретические концепции агрессии:

- врожденная агрессия (например, инстинкт смерти - по 3. Фрейду);

- естественная реакция человека на фрустрацию;

- результат обучения (воспитание в семье, школе, влияние средств массовой информации) [8, с. 175].

Доказано, что телевидение влияет на ребенка. Существует гипотеза катарсиса, согласно которой просмотр сцен насилия позволяет людям высвободить свою агрессию. Но с началом эры телевидения в США, например, количество случаев насилия возросло в несколько раз. Можно научиться новым криминальным действиям именно в телевизионных программах. Доказано, что именно подростки реализуют приобретенные таким способом знания на практике, потому что социальное насилие возбуждается, побуждается, с одной стороны, а с другой - ему не дают адекватной нравственной оценки взрослые люди [4, с. 271].

Важно предупреждать агрессию, а не ждать ее проявлений, например, научить родителей добиваться дисциплины от детей без применения насилия.

Сила ситуации (социальный контроль) и сила личности (личный контроль) не меньшей степени противостоят друг другу, чем биологические основы человека культурного. И поэтому имеет смысл как социальное, так и личное предопределение агрессии. Но именно личность предполагает свое поведение и несет за нее ответственность.

Социализация позволяет подойти к определению степени представленности социально-типического в индивидуальной психологии. Она является двусторонним процессом, включающим, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение им системы социальных связей посредством деятельности [5, с. 196].

Социализация как диалектический целостный процесс развития и саморазвития составляет единство этих двух противоречивых явлений. Только усвоив условия среды, можно активно влиять на нее. Вместе с тем усвоение социального опыта невозможно без индивидуальной активности самого человека в различных сферах деятельности. Личность проходит путь социализации в разных группах, где роли, статусы, которые она в них, формируют структуру и ее тип.

К механизмам социализации относятся подражание, внушение, социальная фасилитация, слухи и т. п.

Подражание - это воспроизведение индивидом опыта других людей, в частности - их движений, манер, поступков и действий. Подражание играет значительную роль в поведении людей: формируются как простейшие навыки, так и духовные ценности, а именно - идеи, вкусы, манера поведения. Благодаря подражанию накапливаются и сливаются в одно целое достояние предков и их потомков [23, с. 143].

Особое значение подражание имеет в развитии ребенка: начиная от слепого копирования образцов поведения взрослых к сознательному усвоению.

Внушение (суггестия) - неосознаваемое воспроизведение человеком мыслей, чувств других людей, с которыми он общается, при некритической оценке содержания сообщений. Внушение является важным фактором социализации личности, который осуществляется с помощью вербальных (слова, интонация) и невербальных (жесты, мимика, окружение) средств. Внушение может быть прямым и опосредованным, направленным и стихийным [19, с. 226].

Б.С. Поршнев рассматривает внушение как взаимодействие доверия и недоверия. Суггестия тождественна абсолютному доверию к тому содержанию, которое передает коммуникатор. Контрсугестия связана с недоверием к сообщению. Если суггестия является средством интеграции группы, сохранение существующих обычаев, то контрсугестия - орудие изменений, движения вперед. Установлено, что каждый человек имеет свой уровень внушаемости (податливости к воздействию других людей), а повышение внушаемости прямо пропорционален росту численности группы [10, с. 352].

Социальная фасилитация (от англ. facilitate - облегчать) - это поддерживающее и стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате чего их деятельность улучшается [6, с. 159].

Установлено, что возникновение эффекта социальной фасилитации зависит от характера задач, которые выполняет человек. Присутствие других людей действует положительно на количественные результаты и отрицательно - на качественные.

Социальное ингибирование (от лат. inhibeo - подавление) - сдерживание, которое препятствует приобретению индивидом нового социального опыта и тормозит процесс социализации [6, с. 160].

2.3 Механизмы социальной регуляции поведения личности

В 80-х годах XX в. отечественные ученые (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев и др.) начали широко использовать категорию «поведение» для целостного понимания личности. Поведение - форма связи, взаимодействия организма с условиями существования. Ее источником являются потребности. Человек существует в социальной среде, так как специфически человеческой признаком поведения является его общественная направленность. Итак, социальное поведение - интегральная и доминирующая форма проявления личности, все другие виды активности определенной степени обусловлены ею. Социальное поведение включает действия человека относительно общества, других людей и предметного мира. Эти действия регулируются общественными нормами права и морали. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа [16, с. 152].

Целью социального поведения личности является преобразование окружающей действительности, общества, самого человека. Результатом социального поведения личности является формирование и развитие межличностного взаимодействия, взаимодействия с различными сообществами. В достижении результата исключительная роль принадлежит общению.

В структуру социального поведения включают: поведенческий акт, действие, поступок, деяние.

Поведенческий акт проявляется как единичное проявление любой деятельности, ее элемент. Особое место в социальном поведении имеют социальные действия, которые осуществляются в определенной ситуации и предусматривают общественно-детерминированную мотивацию, намерения, отношения [6, с. 138].

Социальные действия зависят от задач, решаемых общество (экономических, социальных, развития духовной жизни). Для психологической характеристики социальных действий существенна их мотивация, отношение к «Я» как к источнику и субъекту этих действий, соотношение смысла и значения действий, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в их мотивации. Специфика социального действия определяется рядом феноменов: восприятием социального действия ближайшим окружением, ролью этого восприятия в мотивации социального действия, ролью референтной группы, механизмами социального контроля социального действия личности [13, с. 57].

Поступок - социально оцениваемый акт поведения, который побуждается осознаваемыми мотивами. В отличие от импульсивных действий, поступок осуществляется в соответствии с принятыми намерениями. Поступок как элемент поведения подчинен мотивам и намерениям человека. В нем проявляется личность человека - его потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. Совокупность поступков является составной деяния, в котором реализуется активность, имеет высокую социальную значимость. Ответственность за такую активность несет сам субъект, даже если она выходит за пределы его намерений [21, с. 320].

Социальное поведение личности - сложное социально-психологическое явление. Оно детерминируется определенными факторами и закономерностями. По отношению к социальному поведению используется понятие регуляция - налаживание в соответствии с правилами. Функциями социальной регуляции поведения является формирование, оценка, поддержка, защита и воспроизводство субъектом необходимых норм, правил [21, с. 321].

Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность. Регуляторами поведения личности является «мир вещей», «мир людей» и «мир идей» - общественные, социально-психологические (внешние) и личностные (внутренние) факторы [25, с. 273].

К широкому классу внешних регуляторов социального поведения относят все социальные явления с определением «социальный», «общественный»: общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение и т. п. В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности является морально-этические нормы, менталитет, субкультура, идеал, ценности, средства массовой информации, мировоззрение, религия. Общечеловеческими регуляторами поведения также выступают: язык, традиции, ритуалы, привычки, стереотипы, быт, семья.

Узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления: большие социальные группы (этнос, классы, страты, профессии и т. п.); малые социальные группы (общности, коллективы, организация, оппонентский круг и т.п.); групповые явления - социально-психологический климат, коллективные представления, межгрупповые и внутригрупповые отношения, сплоченность, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующих поведение, относятся: символы, традиции, вкусы, мода, слухи, реклама, стереотипы, коммуникация. Личностными составляющими социально-психологических регуляторов поведения является социальный престиж, позиция, статус, авторитет, социальная желательность, установка [20, с. 414].

Универсальным формопроявлением внешних социальных регуляторов поведения выступают социальные нормы. Организации как основные формы объединения людей используют различные виды норм: стандарты, модели, шаблоны, правила, императивы поведения. Они являются основными правилами, которыми руководствуется представитель определенного сообщества, прежде чем совершить поступок. Все нормы разделяют на формализованные (зафиксированные в документах, внешне представлены) и неформализованные (не оформлены, однако представлены определенными внутренними предпочтениями) [7, с. 276].

Однако личность - не только субъект социального поведения, но и субъект регуляции этого поведения: именно человек является творцом феноменов, влияющих на поведение. Поэтому понимание внутренних факторов, определяющих поведение личности, имеет большое значение.

К внутренним регуляторам поведения относят психические процессы, психические состояния и психические качества личности. С помощью психических процессов личность получает, хранит, воспроизводит и превращает необходимую информацию. В составе психических процессов такие явления влияют на поведение, как внутренняя речь, инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решения задач. К психическим состояниям, которые составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения относят аффекты, депрессию, настроения, тревожность, фрустрацию, отчужденность, релаксацию. Психические качества личности обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию поведения. Среди социально-психологических качеств регуляторами поведения являются установки, оценки, жизненная позиция, статус, чувство любви, ненависти, страха, стыда. Мотивационная сфера, основой которой являются потребности человека и волевые процессы (желание, стремление, совершения поступков) является завершающим этапом социальной регуляции поведения [9, с. 278].

Таким образом, социальная регуляция поведения личности является очень сложным механизмом, который включает широкий спектр внешних и внутренних факторов. Содержанием ее являются: создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, инструкций, образцов); регламентация поведения, его оценка; определение санкций. Результатом действия механизмов социальной регуляции является модификация поведения личности, социальный контроль или манипулирование личностью. Следовательно, он может быть как общественно-положительным, так и отрицательным, противоречащим традициям, установкам, нормам морали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом многих наук является исследование личности. Трудности выделения социально-психологического аспекта личности состоят в том, что он в равной степени сталкивается с социологическим и общепсихологическими подходами к личности. Социология исследует личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств как определенный социальный тип. Ее интересует то общее, что «привязывает» личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает ее от других членов группы. В этом смысле социологическое рассмотрение личности в определенной степени является противоположный психологическому, которое исследует в личности ее субъективное начало, внутреннюю природу, детерминированную социальными условиями, которые сами по себе не являются предметом изучения психолога.

При исследовании личности в социальной психологии акцент делается на конкретно-исторических особенностях психологических свойств и внутренних структурах личности как субъекта социальных отношений.

Социальная психология как пограничная область знаний осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Она исследует процесс становления человека как личности - социализацию, которая начинается с первых минут его жизни. Если человека исключить из системы социальных связей, он так и останется на уровне животного существования. Примером тому могут быть дети, с рождения лишенные человеческого общения. Е

Каждый человек как единичное природное существо - это индивид; но такая характеристика, конечно, неполная, поскольку не дает представления о реальном человеке, какой он есть в семье и в обществе, чувствует и мыслит, к чему стремится. Живя в обществе, каждый человек приобретает особые «сверхчувствительные» качества, которую называют личностью.

Таким образом, личность есть социализированный индивид, который воплощает существенные социально значимые свойства. Личностью является человек, имеющий свою жизненную позицию, которая утвердилась в результате длительной и кропотливой сознательной работы, ей присущи свобода воли, способность к выбору, ответственность.

Личность - субъект собственной жизнедеятельности, общественное существо, наделенное сознанием и представленная психологическими характеристиками, которые являются стойкими, социально предопределенными, оказываются в общественных связках, отношениях с окружающим миром, другими людьми, определяют поведение человека.

Личность выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке, традиций и тому подобное.

Взгляд на личность как функциональную характеристику человека опирается на понятие «социальная функция человека», «социальная роль». Такое понимание личности не дает возможность полностью раскрыть ее внутренний, глубинный мир, поскольку внешнее поведение не всегда и не обязательно выражает настоящую сущность индивида.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 2011. – 188 с.
  2.  Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 239 с.
  3.  Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 378 с.
  4.  Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузив / Е.В. Андриенко. - М.: Просвещение, 2010.- 339 с.
  5.  Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 558 с.
  6.  Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2008. – 301 с.
  7.  Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: ЭКСМО-пресс, 2010. – 410 с.
  8.  Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. -352с.
  9.  Еникеев М. И. Общая, общая, социальная и юридическая психология. - Спб.: Питер, 2009. - 320 с.
  10.  Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2010. – 624 с.
  11.  Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2009.- 356 с.
  12.  Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
  13.  Куликов В.К. Проблемы социальной психологии. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 2009. - 74 с.
  14.  Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. - 390 с.
  15.  Кэлвин Х., Гарднер Л. Теория личности. М.: ЭКСМО-пресс, 2009. – 312 с.
  16.  Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл:  Академия, 2005. – 368 с.
  17.  Личность // Википедия. [2013—2013]. Дата обновления: 28.02.2013. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=52892204 (дата обращения: 28.02.2013).
  18.  Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Наука, 2011. - 373 с.
  19.  Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 344 с.
  20.  Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2012. – 609 с.
  21.  Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2010. – 616 с.
  22.  Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 448 с.
  23.  Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 224 с.
  24.  Социальная психология // Википедия. [2013—2013]. Дата обновления: 04.03.2013. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=52993888 (дата обращения: 04.03.2013).
  25.  Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2011. - 408 с.
  26.  Свеницкий А.Л. Социальная психология. Учебник. СПб.: ТК Велби, 2011. – 433 с.
  27.  Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Педагогика, 2010. – 335 с.
  28.  Социальная психология/ Под ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2011. - 543 с.
  29.  Сухов А.Н. Социальная психология.- М.: Издательский дом «Академия», 2009. – 456 с.
  30.  Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.: МГУ, 2011. – 368 с.
  31.  Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – М.: Олма-Пресс, 2009. – 657 с.
  32.  Хрестоматия по социальной психологии / Кутасова Т.В. – М.: МПА, 2011. – 222 с.
  33.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой. - СПб.: Питер Пресс, 2010. – 402 с.
  34.  Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Наука, 2008. – 324 с.
  35.  Шихирев П. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН, 2009. – 366 с.

PAGE  36


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70706. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ 304 KB
  Курсовой проект состоит из текстовой и графической части. Текстовая часть включает следующие разделы: описание технологического процесса, выбор средств автоматизации, расчет ротаметра, расчет сопротивлений резисторов измерительной схемы автоматического потенциометра...
70707. Разработка дроссельного делителя потока для деления потока в соотношении 1:2 573.5 KB
  Схемы синхронизации гидродвигателей создаются на базе дроссельных делителей и сумматоров потоков. Используя дросселирование потока жидкости, проектируют автоматические регуляторы, поддерживающие равными расходы жидкости в параллельных потоках независимо от нагрузок.
70710. ЭСН и ЭО насосной станции 366 KB
  Насосная станция (НС) предназначена для мелиорации. Она содержит машинный зал, ремонтный участок, агрегатную, сварочный пост, служебные, бытовые и вспомогательные помещения. НС получает электроснабжение от государственной районной электростанции (ГРЭС) по воздушной ЛЭП-35.
70712. Передающее устройство радиовещания, предназначенное для передачи речевых и музыкальных программ 625.69 KB
  Рассчитать передающее устройство радиовещания. Данное устройство предназначено для передачи речевых и музыкальных программ. Мощность сигнала в антенне в максимальной точке – 20 кВт. Диапазон рабочих частот – (12 - 25) МГц Нагрузка – симметричный фидер с волновым сопротивлением 50 Ом.