89973

Криминалистическая техника как раздел криминалистики. Её понятие, система и значение

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Научные положения криминалистической техники, как правило, основываются на познании и использовании закономерностей математики, физики, химии, физиологии, антропологии, анатомии, кибернетики, психологии и других наук. Дальнейшее развитие криминалистической техники определяется научно-техническим прогрессом и современными задачами следственной и оперативно-розыскной деятельности.

Русский

2015-05-16

29.16 KB

0 чел.

Криминалистическая техника как раздел криминалистики. Её понятие, система и значение.

Криминалистическая техника, с одной стороны, представляет одну из отраслей техники, с другой - раздел науки криминалистики.

Под техническими средствами понимаются: различные аппаратура и оборудование, материалы, приспособления, инструменты и т.п.

Под техническими приемами и методами понимаются научно обоснованные правила и рекомендации по выявлению, фиксации, изъятию и исследованию тех или иных криминалистических объектов с помощью технических средств.

Диалектический метод, выражая общие методологические принципы познания, позволяет определить частные и специальные методы науки криминалистики.

Под частными методами исследования обычно понимают систему определенных предметов, правил и рекомендаций, применяемых различными науками при изучении конкретных объектов.

Приемы и правила изучения и исследования различных объектов - это обобщенное выражение передовой практики подобных исследований.

Под специальными методами исследования принято считать систему приемов, правил и их рекомендации, которые применяются исключительно или преимущественно в данной науке.

Научные положения криминалистической техники, как правило, основываются на познании и использовании закономерностей математики, физики, химии, физиологии, антропологии, анатомии, кибернетики, психологии и других наук. Дальнейшее развитие криминалистической техники определяется научно-техническим прогрессом и современными задачами следственной и оперативно-розыскной деятельности.

Система криминалистической техники включает в себя общее положение и следующие отрасли:

- аудиовизуальные средства (криминалистическая фотография, видео- и аудиозапись, голография);

- габитология (отождествление человека по признакам внешности);

- трасология;

- криминалистическое исследование веществ и материалов;

- криминалистическая одорология;

- криминалистическая баллистика;

- криминалистическое взрывоведение;

- криминалистическое исследование документов;

- криминалистическое исследование письма и письменной речи;

- криминалистическая фоноскопия;

- криминалистическая регистрация.

Все эти отрасли тесно связаны как между собой, так и с другими разделами криминалистики.

Технико-криминалистические средства, приемы и методы, специально используемые для борьбы с преступлениями, подразделяются на две группы.

Одну группу составляют такие технические средства, приемы и методы, которые заимствованы из общей техники и используются без изменений (фото- и видео аппаратура общего назначения, микроскопы, измерительные приборы и т.п.), или технические средства, приемы и методы, заимствованные из других областей науки и техники и приспособленные для решения криминалистических задач (металлоискатели, электронно-оптические преобразователи, ультраосветительные приборы, рентгеновские установки и т.п.). Эти приборы не претерпели в результате этого заимствования никаких изменений.

Вторую группу составляют такие технические средства, приемы и методы, которые специально разрабатывались для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и в других областях деятельности не применяются (магнитные кисти, йодные трубки, пулеуловители, фотороботы, трупоискатели, следокопировальные пленки, описание признаков внешности человека, метод отождествления человека по признакам письменной речи и почерку и т.п.).

По целевому назначению средства, приемы и методы криминалистики условно делятся на четыре вида:

1) методы и средства обнаружения следов преступления;

2) методы и средства фиксации и изъятия материальных объектов и их следов;

3) методы и средства, применяемые при производстве экспертиз и исследований;

4) методы и средства предупреждения и пресечения преступлений (в предупреждении преступлений широко используются видеонаблюдение, охранная сигнализация, химические ловушки и т.п.).

Таким образом, научно-технические средства криминалистики - это специально разработанные и приспособленные устройства и материалы, приемы и методы, предназначенные для использования их следователями, оперативными работниками и специалистами в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Научно-технические средства, приемы и методы криминалистики применяются следующими субъектами:

1) следователем, оперативным работником или судом;

2) специалистом при проведении следственных действий и оперативных мероприятий;

3) экспертами в процессе производства экспертиз и специальных исследований.

Применяя средства, приемы и методы криминалистической техники в уголовном судопроизводстве, необходимо придерживаться следующих общих тактических правил:

1) их использование допустимо, если оно законно, не унижает человеческого достоинства, не создает опасности для жизни и здоровья человека и не нарушает гражданских прав и интересов граждан;

2) выбор криминалистических средств, приемов и методов определяется характеристикой проводимого следственного действия или оперативного мероприятия и особенностями объектов, для обнаружения, фиксации и исследования которых они применяются;

3) их применение не должно изменять свойств исследуемых объектов и обеспечивать сохранность вещественных доказательств и возможность их последующего экспертного исследования;

4) их применение по возможности надо использовать комплексно;

5) прежде чем их использовать, необходимо провести рабочий эксперимент, чтобы убедиться в их безопасности, эффективности и применимости в конкретных условиях;

6) предусматривается обязательное отражение условий, порядка и результатов их применения в процессуальных документах;

7) их применение должно базироваться на строгом соблюдении законности и регламентироваться процессуальными нормами и подзаконными актами.

Применение средств, приемов и методов криминалистической техники в оперативно-розыскной работе регламентируется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Непосредственной законодательной основой для этой правовой регламентации служит ст. 6 этого Закона, согласно которой "в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31704. Авторитет вчителя 80.5 KB
  Досвід переконує що вплив вчителя на учня успішна його педагогічна діяльність залежить від авторитету вчителя. Авторитет сам приходить чи за нього треба боротись Якщо треба боротися то кому Авторитет не дається звичайно разом з дипломом про закінчення інституту. Одне з найважливіших значень в оцінці педагога має авторитет викладача як одне із складових ознак професійного педагога. Авторитет викладача це інтегральна характеристика його професійної педагогічної та особистісної значущості в колективі яка виявляється через взаємини з...
31705. СТРУКТУРА ПЕДАГОГІЧНОГО СПІЛКУВАННЯ 42.5 KB
  Моделювання педагогом майбутнього спілкування прогностичний етап. У цей час окреслюються контури майбутньої взаємодії: планування і прогнозування змісту структури засобів спілкування. Зміст спілкування формування мети взаємодії для чого аналіз стану співрозмовника чому він такий і ситуації що сталося.
31706. Учнівський колектив 30 KB
  Ціль колективу обов'язково повинна збігатися з суспільними цілями не суперечити пануючій ідеології конституції і законам держави. Єдиний шкільний колектив складається з колективу педагогів і загального колективу учнів. Учнівський колектив має органи управління: загальні збори учнівський комітет і рада колективу комісії штаби; у первинних колективах також працюють загальні збори та інші органи самоуправління обираються уповноважені особи та ін. Наявність у відносинах між членами колективу певної моральнопсихологічної єдності яка терпима...
31708. Складові психології спілкування 47 KB
  Складові психології спілкуванняСпілкування завжди займало важливе значення в житті людини. Хоч людське спілкування належить до основи соціального буття безпосереднім обєктом психологічного та соціальнопсихологічного аналізу воно постало лише в ХХ столітті. Спілкування дуже складний та многогранний процес. Паригіна “Основи соціально психологічної теоріїâ€ автор відзначив що процес спілкування може виступати як процес взаємодії людей як інформаційний процес як відношення людини до оточуючих як процес впливу один на одного а...
31710. Основні види діяльності 59 KB
  У дошкільному віці провідним різновидом діяльності є гра у шкільному навчання а в зрілому праця. Гра та навчання властиві і людям і тваринам. Але вона відрізняється від навчання та праці.
31711. Колектив як соціокультурне середовище виховання і розвитку 52.5 KB
  Емоціональний рівень ввзаємодії в колективі відображає домінуючі емоціональні стани дітей їх спільні переживання стосунки симпатій чи антипатій між членами колективу гуманістичні та суспільно значимі мотиви. Ініціатива творча позиція особистості зростання самостійності і самоуправління дітей ціннісний зміст їх спільної діяльності є індикаторами виховного потенціалу дитячого колективу. Підходи до розробки колективу та індивідуальності. Погляди на проблеми колективу відобразили сутність суспільних культурноісторичних процесів розвитку...
31712. Двіжущіе сили та умови розвитку особистості 99 KB
  Двіжущіе сили та умови розвитку особистості Розвиток особистості слід розуміти як процес формування особистості як соціальної якості індивіда в результаті його соціалізації та виховання. Володіючи природними анатомофізіологічними передумовами до становлення особистості в процесі соціалізації дитина вступає у взаємодію з навколишнім світом опановуючи досягненнями людства. Створювані в ході цього процесу здібності і функції відтворюють в особистості історично сформувалися людські якості. Оволодіння дійсністю у дитини здійснюється в його...