89979

Понятие и классификация следов в криминалистике

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Статические - такие следы, при образовании которых каждая точка рельефа следообразующего объекта оставляет точечное отображение на воспринимающем объекте. Статический след формируется в момент покоя (статики), когда объекты не перемещаются относительно друг друга. Поэтому такие следы наиболее точно передают внешнее строение следообразующего объекта.

Русский

2015-05-16

29.11 KB

0 чел.

Понятие и классификация следов в криминалистике

В криминалистике следы преступления рассматривают в широком и узком значениях.

В широком значении - это любые изменения в окружающей среде, причинно связанные с событием преступления.

Поэтому следами являются: а) материальные предметы либо их части - труп, орудие взлома, окурок, пятно крови, порция зерна, жидкости, частицы какого-либо вещества и др. и б) материальные копии - след пальца, обуви, разруба, разреза и т. п.

Раздел криминалистики, изучающий следы в широком их значении, называется следоведением .

Следы в узком значении - это материальные образования, отражающие внешнее строение взаимодействующих объектов, т. е, следы-копии. Они могут быть объемными или плоскостными.

Классификация:

- По механизму образования следы подразделяются на статические и динамические, объемные и поверхностные, локальные и периферические.

Статические - такие следы, при образовании которых каждая точка рельефа следообразующего объекта оставляет точечное отображение на воспринимающем объекте. Статический след формируется в момент покоя (статики), когда объекты не перемещаются относительно друг друга. Поэтому такие следы наиболее точно передают внешнее строение следообразующего объекта. В качестве примера статических следов можно привести отпечатки обуви стоящего человека, вмятины от гвоздодера при вырывании скобы замка и др. Частным случаем рассматриваемой группы следов являются следы качения колеса.

Динамические следы образуются при перемещении (иногда взаимном) следообразующего и следовоспринимающего объектов, когда каждая точка поверхности оставляет след в виде линии (трассы). Возвышающиеся части рельефа образуют углубления (бороздки), а от впадин остаются выступы (валики). К динамическим относят следы сверления, разруба, распила, юза и др.

Встречаются и комбинированные следы. Примером могут служить отпечатки ног человека при быстрой ходьбе, следы отжима, когда ломик забивали в щель, а затем им раздвигали створки дверей, и др.

Статические и динамические следы бывают объемными и поверхностными. Объемные следы имеют не только длину и ширину, но и глубину. Они возникают от вдавливания следообразующего объекта в податливую следовоспринимающую поверхность, которая при этом деформируется. В таком следе отображаются не только сама следообразующая поверхность, но и ее боковые грани. Другими словами, объект отображается в трех измерениях, а значит, полнее передаются его форма, размеры, детали рельефа, т.е. общие и частные признаки.

Поверхностные следы получаются тогда, когда оба объекта, участвующие в следообразовании, по твердости примерно одинаковы либо воспринимающая поверхность гораздо тверже. В результате их взаимодействия возникают плоскостные отображения, например, следы ботинок на линолеуме, пальцев на стакане, автомобильного протектора на асфальте и т.п.

Поверхностные следы делятся на следы-наслоения и следы-отслоения. Первые остаются в результате прилипания частиц, отделившихся от следообразующего объекта на соприкасающемся участке. Вторые возникают тогда, когда на следообразующий объект наслаиваются частицы вещества со следовоспринимающей поверхности. Например, взломщик коснулся рукой побеленной стены возле сейфа, и к ней прилипли частицы извести.

В зависимости от места расположения поверхностные следы наслоения классифицируют на локальные и периферические.

Локальные следы образуются в границах взаимодействия контактирующих поверхностей, а периферические - за счет изменений за их границами. Например, верх обуви преступника покрыт дорожной пылью, при ходьбе по чистому полу пыль осыпается, очерчивая контуры ботинок.

Поверхностные следы бывают окрашенными и бесцветными. По возможности визуального восприятия бесцветные следы подразделяются на видимые, маловидимые (слабовидимые) и невидимые. Видимые следы хорошо различимы невооруженным глазом и обнаруживаются без каких-либо специальных манипуляций. Маловидимыми (слабовидимыми) или вообще невидимыми следы могут быть вследствие ахроматичности (отсутствия цвета), совпадения их окраски с цветом фона, а также из-за очень малых, микроскопических размеров.

Для обнаружения маловидимых (слабовидимых) и невидимых следов используется особое освещение, а также механическое и химическое воздействие на них специальными веществами. Приемы обнаружения, закрепления и изъятия зависят от классификационной категории следов.

Прежде чем начинать поиск следов на месте происшествия, нужно проанализировать его обстановку. Необходимо представить образ действий преступника в данной обстановке, что поможет определить локализацию следов и механизм их образования.

Установив механизм возникновения следов, легче выяснить причинные связи следообразования с данным преступлением, а также роль конкретного следа в преступном событии. Надлежит также определить место каждого следа в осматриваемой обстановке, "привязать" его к ее предметам, что поможет выяснить обстоятельства произошедшего, а также описать следы в протоколе процессуального действия.

Если видимые следы легко обнаружить посредством визуального осмотра, то мелкие следы требуют применения луп различной мощности и дополнительного освещения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54160. НАЙРОЗУМНІШИЙ. Математична гра для учнів 5-6 класів 85.5 KB
  Модуль числа це: Завжди невідємна величина; Завжди відємна величина; Завжди число. Як називається сота частина числа відсоток; ар; міліметр. Натуральні числа. Квадрат числа.
54161. Математика – цариця наук 102.5 KB
  Мета: активізація пізнавальної діяльності учнів; розвиток логічної та загально математичної культури учнів; тренування уваги, пам’яті учнів; підвищення інтересу до вивчення математики.
54162. Інтегрований підхід на уроках математики 1.48 MB
  Львова Підготувала учитель математики вища кв. Для математики спорідненими є фізика чи інформатика а протилежними християнська етика музика історія основи здоровя і т. Працюючи багато років вчителем математики я зауважила що досягнути кращих результатів з математики можна поєднуючи її з основами християнської етики. Головним завданням математики є забезпечення міцного і свідомого оволодіння учнями системою математичних знань і умінь необхідних у професійної освіти.
54163. Додавання та віднімання дробів з різними знаменниками 807.5 KB
  Тема уроку: розвязання вправ за темою Додавання та віднімання дробів з різними знаменниками. Розвивальна мета: розвивати практичні вміння та навички співнавчання та взаємонавчання; розвивати мислення; самостійність. Доданок Доданок Сума 27 Готуючись до уроку я розвязала ваше домашнє завдання але потім картки впали і переплутались. Розвязок.
54164. Розвязування задач на відсотки 195 KB
  Крім того, велика частина інформації, яку ми отримуємо, подана у вигляді відсотків. Кожному фахівцю у всіх сферах людської діяльності треба мати справу з відсотками. Отже, наша задача - мати міцні знання про відсоток.Доповідь учнів про історію виникнення поняття відсотка.
54165. Додатні та від’ємні числа. Додавання та віднімання раціональних чисел 246 KB
  Додатні та відємні числа. Сьогодні ми продовжимо працювати з додатними і відємними числамивдосконалювати вміння додавати...
54166. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння та їх розв’язки 747.5 KB
  Мета: домогтися свідомого розуміння учнями означення квадратного рівняння зведеного квадратного рівняння неповного квадратного рівняння назви коефіцієнтів квадратного рівняння; сформувати первинні вміння формулювати означення квадратного рівняння та його видів зведеного та неповного визначати коефіцієнти квадратного рівняння та за ними визначити вид квадратного рівняння підготувати учнів до сприйняття розвязування неповних квадратних рівнянь. Чи рівносильні рівняння: а 3х 2 = х...
54167. Математический футбол. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве 610 KB
  Прямая а не лежит в плоскости квадрата АВСD и параллельна его стороне АВ. Прямая в не лежит в плоскости квадрата КМLN и параллельна его стороне М L.Каково взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве Слайд № 18 Прямая а лежит в плоскости. Прямая а параллельна плоскости .
54168. Множення раціональних чисел 603.5 KB
  Для цього обчислимо приклади усно записані на веслах нашого корабля і прочитаємо імя відомого математика який сформував правила множення ділення віднімання і додавання раціональних чисел. Математика кібернетика...