89987

Следы орудий взлома и инструментов. Понятие, виды и значение для раскрытия и расследования преступлений

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

При воздействии орудий и инструментов на различные преграды остаются поверхностные или объемные следы. Первые при взломах встречаются редко. Как правило, они образуются за счет наслоения на взломанную преграду различных веществ (краски, ржавчины и т.п.), бывших на орудии взлома. Еще реже можно обнаружить следы-отслоения, возникающие при контакте орудия взлома с преградой, покрытой каким-либо веществом.

Русский

2015-05-16

28.61 KB

2 чел.

Следы орудий взлома и инструментов. Понятие, виды и значение для раскрытия и расследования преступлений.

Использование преступниками орудий взлома для преодоления различных преград связано с образованием следов, специфичных в зависимости от вида примененного орудия, свойств материала преграды и способа взлома.

Под взломом понимается проникновение с преступной целью в запертое помещение или хранилище посредством вывода из строя запирающего устройства, разрушения стен, пола, потолка или других преград. К взлому относится и отпирание замка подобранным ключом или отмычкой.

При воздействии орудий и инструментов на различные преграды остаются поверхностные или объемные следы. Первые при взломах встречаются редко. Как правило, они образуются за счет наслоения на взломанную преграду различных веществ (краски, ржавчины и т.п.), бывших на орудии взлома. Еще реже можно обнаружить следы-отслоения, возникающие при контакте орудия взлома с преградой, покрытой каким-либо веществом.

Осмотр взломанных замков и преград. Чтобы проникнуть в помещение или другое хранилище, преступники чаще всего отпирают и взламывают замки либо дополнительные приспособления к ним, прибегая при этом к отпиранию замков отмычками, подобранными или поддельными ключами, вырыванию дужки из короба, перекусыванию или перепиливанию дужки навесного замка.

Чтобы установить орудие, которым взломан замок, его следует изъять и направить на криминалистическую экспертизу. Нужно помнить, что нельзя производить какие-либо действия с замком, чтобы избежать нанесения дополнительных следов. Вместе с замком изымаются и ключи от него.

Совершая взлом преграды, преступники нередко пользуются слесарными или столярными инструментами, а также такими бытовыми принадлежностями, как лом, топор, лопата и др. Применяются и специально изготовленные для преступных целей орудия: фомка, "балерина" и др.

От орудий взлома на преградах остаются следы:

- удара и нажима;

- разруба и разреза;

- распила;

- сверления.

Следы удара и нажима отображают размеры контактной поверхности орудия взлома в трех измерениях: в длину, ширину и глубину. Осмотр следов разруба и разреза может привести к предположительному выводу, например, о ширине лезвия использованного инструмента. Если же в следах в виде трасс отобразились дефекты режущей кромки орудия, то они соответствуют взаимному расположению дефектов на лезвии ножа, стамески и т.п. Если след неглубокий (надруб), можно определить угол заточки топора.

При распиле преграды ножовкой большая часть опилок располагается со стороны, противоположной местонахождению взломщика. Кроме того, на той стороне преграды, где находился взломщик, остаются вмятины от ограничителя рукоятки ножовки.

Необходимо помнить, что при осмотре любой взломанной преграды, особенно когда прилагались большие физические усилия, нужно сразу же предпринять меры к обнаружению следов рук, ног, капель (мазков) крови и др. Эти следы детализируют информацию о характере манипуляций взломщика. Следы крови изымают вместе с предметом-носителем, а если это невозможно, делают соскобы, помещаемые в пробирку.

Фиксация следов. Обнаруженные на месте происшествия следы орудий взлома прежде всего необходимо сфотографировать по правилам масштабной съемки, а затем тщательно осмотреть, провести необходимые измерения и подробно описать в протоколе.

В протоколе осмотра места происшествия о следах орудий взлома и инструментов указывают:

- вид и материал преграды, на которой остались следы;

- вид следов, их локализаформу каждого следа;

- длину и ширину следа в двух взаимно перпендикулярных направлениях, его наибольшую глубину;

- отличительные особенности следа;

- наличие в следах посторонних частиц;

- способ изъятия следов.

Изъятие следов взлома производится по возможности вместе с самим предметом-носителем или его частью. При отсутствии такой возможности со следов изготавливаются слепки. В качестве слепочных материалов применяются пластилин и синтетические компаунды.

Пластилин используется для изготовления слепков со следов, оставленных на металлических и иных твердых поверхностях. Перед вдавливанием в след пластилин тщательно разминают до состояния эластичности. Затем одну его сторону выравнивают, прижав, например, к стеклу. Эту сторону вдавливают в след и оставляют на 10 - 15 мин., чтобы пластилин восстановил свою естественную плотность. Затем слепок отделяют от следа и помещают в подходящую упаковку.

Более точные копии удается получить с помощью синтетических слепочных масс (пасты "К", "СКТН" и др.), оптимальных для откопирования объемных следов орудий взлома и инструментов.

Для получения слепка со следа на твердой основе (дереве, пластмассе, металле и др.) его окружают бортиком из пластилина, а к следам на вертикальных поверхностях пристраивают пластилиновый кармашек. Затем в пасту "К" добавляют до 30% наполнителя (порошка соответствующего цвета) и перемешивают до получения однородной массы. Добавив в нее катализатор N 18 в пропорции 10:1, еще раз тщательно перемешивают и получившийся компаунд заливают в след.

Поверхностные следы-наслоения орудий взлома и инструментов изымают путем их перекопирования на дактилопленки; следы, образованные темными частицами, переносят на светлую пленку и наоборот.

Следы-отслоения обычно изымаются вместе с объектом-носителем, а в качестве сравнительного материала с поверхности взломанной преграды отбирают пробы краски, ржавчины, пыли и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21116. Образотворче мистецтво у XIV – першій половині XVII ст 28.59 KB
  Образотворче мистецтво у XIV першій половині XVII ст. У фресковий розпис проникають народні й світські мотиви повязані з раннім Ренесансом хоча в цілому памятки монументального фрескового живопису XIV середини XVI ст. У цілому ж до середини XVI ст. З XVI ст.
21117. Театральне мистецтво і музична культура доби пізнього Середньовіччя (XIV - перша половина XVII ст.) 15.84 KB
  Театральне мистецтво і музична культура доби пізнього Середньовіччя XIV перша половина XVII ст. Театральне мистецтво. Зароджується також театральне мистецтво. Розвиваються народні ігри та мистецтво скоморохів виконавців і творців розважальної усної поезії музичного фольклору.
21118. Освіта у другій половині XVII – XVIII ст. 21.54 KB
  періодично то набував то втрачав статус академії доки цей статус не було остаточно затверджено 1701 р. Студенти Київської академії здебільшого йшли до війська пожежі та військова руїна нищили шкільні будинки та надані маєтності. починається новий розквіт діяльності академії який свого апогею досягає на межі століть. У стінах Академії відбуваються численні публічні диспути з різних наук затверджується звичай рекреацій культурномистецьких свят з виставами та іграми приуроченими до завершення навчального року.
21119. Література у другій половині XVII – XVIII ст. 26.69 KB
  Література у другій половині XVII XVIII ст. Розвиток літератури протягом другої половини XVII першої половини XVIII ст. Так званий леонінський вірш що поширився у XVIII ст. В кінці XVIII ст.
21120. Козацькі літописи (друга половина XVII - XVIII ст.) 17.41 KB
  Літописом Самовидця назвав цей твір Пантелеймон Куліш бо неназваний автор вважається що ним був представник козацької старшини Роман Ракушка став очевидцем подій від початку Визвольної війни і до 1702 р. Цей твір має не лише історіографічну а й значну літературну вартість. Але й недописаний твір складається з чотирьох томів які систематично охоплюють події 16481700 рр. Твір написано емоційно образною книжною українською мовою з використанням народної фразеології поетичних творів українських авторів.
21121. Філософія у другій половині XVII - XVIII ст. Творчість Г. С. Сковороди 17.36 KB
  Сковороди Певний внесок зробив Ф. Феноменальним явищем в історії української культури була творчість Григорія Савича Сковороди 17221794. Характерним для філософської позиції Сковороди є широке використання мови образів символів а не чітких раціоналістичних понять які не в змозі відповідно розкрити сутність філософської та життєвої істини. Тому заклик Сковороди пізнай себе означає в нього пізнати Бога в собі у глибині свого єства.
21122. Архітектура у другій половині XVII - XVIII ст. 18.21 KB
  спостерігається співіснування та переплетіння різних стилів з виразним домінуванням стилю бароко. знаменує розквіт нового своєрідного стилю який носить назву козацьке бароко. Це найменування покликане підкреслити що в Україні архітектура бароко набуває своєрідних мистецьких форм і національного колориту. Однією з перших споруд у стилі козацького бароко була Миколаївська церква на головному міському майдані у Ніжині 16681669 центрі одного з найбільших козацьких полків.
21123. Живопис у другій половині XVII - XVIII ст. 17.62 KB
  Для українського барокового живопису визначальним став виразний вплив фламандської аристократичної школи Рубенса захоплення якою докорінно змінило попередні національні традиції. Разом з тим стилістика українського живопису цього періоду є досить різноманітною і нерівноцінною за майстерністю. Найвідомішими зразками київської школи монументального живопису є розписи Успенського собору й Троїцької надбрамної церкви у КиєвоПечерській лаврі яким притаманні м'яка пастельна форма письма чуттєвість округла плавність ліній що налаштовують...
21124. Музична культура у другій половині XVII - XVIII ст. 20.11 KB
  В КиєвоМогилянській академії існував хор студентів числом до 300 осіб. Відтоді одяг студентів Київської академії став своєрідною уніформою церковних півчих по всій Російській імперії особливо по архієрейських хорах. Березовський почав складати інструментальні композиції ще під час навчання у Київській академії якими вже тоді звернув на себе увагу. Через Глухівську музичну школу він потрапляє до придворної капели а звідти був відправлений до Болонської музичної академії в Італії де навчався у відомого музичного теоретика Мартіні в якого...