89990

Физико - химическая экспертиза микрообъектов, разрешаемые вопросы и исследуемые объекты

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Морфологический анализ, с помощью которого изучается строение материальной основы на макро-, микро- и ультрамикроуровнях; элементный анализ, позволяющий определить наличие и количественное содержание в веществе химических элементов; молекулярный анализ, с помощью которого определяются наличие и количественное содержание в веществе химических соединений; структурный анализ, оптимальный для изучения веществ кристаллического строения...

Русский

2015-05-16

28.33 KB

2 чел.

Физико - химическая экспертиза микрообъектов, разрешаемые вопросы и исследуемые объекты.

При направлении микрообъектов на исследование необходимо ставить вопросы о наличии их конкретного вида на предмете-носителе, ибо они присутствуют всегда, но не обязательно относятся к расследуемому преступному событию. Часто требуется разрешить такие вопросы:

- каков механизм образования микрочастиц;

- каким изделиям они принадлежали;

- возможна ли по ним идентификация последних.

Если есть подозрение, что микроследы оставлены потерпевшим или участниками осмотра, необходимо отобрать у них образцы для сравнительного исследования.

Для криминалистического исследования микрообъектов используются такие высокоточные методы, как:

1) морфологический анализ, с помощью которого изучается строение материальной основы на макро-, микро- и ультрамикроуровнях;

2) элементный анализ, позволяющий определить наличие и количественное содержание в веществе химических элементов;

3) молекулярный анализ, с помощью которого определяются наличие и количественное содержание в веществе химических соединений;

4) структурный анализ, оптимальный для изучения веществ кристаллического строения;

5) лазерная масс-спектрометрия, применяемая для качественного и количественного элементного анализа состава веществ.

Внедрение в криминалистическую практику разных микроаналитических методов дало возможность сократить до минимума расход анализируемого вещества. Это позволяет, во-первых, сохранять в первоначальном виде исследуемые объекты, во-вторых, решать поставленные задачи и тогда, когда в распоряжении эксперта имеются лишь микроколичества веществ, подлежащих анализу.

Результаты экспертного исследования микрообъектов помогают:

1) установить личность убитого (например, микрочастицы металла на теле и одежде потерпевшего могут свидетельствовать о работе на металлообрабатывающем предприятии, хлопковая пыль - о работе на текстильном производстве и т.п.);

2) определить местность, откуда привезен труп (так, по уголовному делу об убийстве на частях трупа и упаковке, изъятых из камеры хранения железнодорожного вокзала, эксперты обнаружили пыльцу шелковицы и миндаля, которые цвели в то время только в южных районах Краснодарского края);

3) определить время причинения смерти по периоду цветения растений, пыльца которые присутствует на трупе;

4) установить, до или после пожара убит потерпевший (отсутствие микрочастиц копоти в дыхательных путях свидетельствует, что убийство совершено до начала пожара);

5) установить место и обстоятельства совершения преступления (преступник утопил потерпевшую. Почти через месяц труп был обнаружен в реке. В результате судебно-медицинской экспертизы в микропрепаратах сердца, печени и почек, а также в трубчатых костях скелета были обнаружены панцири 12 видов диатомовых водорослей. Это свидетельствовало о том, что потерпевшая попала в воду живой, в заводи реки, где росли эти водоросли);

6) установить факт пребывания лица на месте происшествия (по наличию на его одежде, обуви, теле и носимых предметах растительных остатков, почвенных загрязнений, микрочастиц от предметов обстановки места происшествия);

7) определить путь движения преступника;

8) установить способ и механизм совершения преступного посягательства, характер и последовательность действий всех соучастников (ночью в лесу была убита женщина. Эксперты установили, что клинок ножа одного обвиняемого содержал железо и хром, а другого - только железо, что позволило установить, кто нанес смертельную рану);

9) установить орудие совершения преступления (так, по делу об убийстве на ноже подозреваемого эксперты обнаружили микроволокна, однородные с тканью майки, рубашки и пиджака потерпевшего).

Кроме того, удается установить:

- средства поджога, взрывчатые, наркотические отравляющие вещества;

- факт контакта между двумя лицами либо между субъектом и предметом вещественным доказательством;

- принадлежность частей единому объекту;

- место хранения похищенного имущества;

- факт контакта между лицом и внутренней частью транспортного средства, точное местонахождение в нем;

- факт наезда конкретного транспортного средства на потерпевшего;

- способ сокрытия следов преступления;

- наличие инсценировки и другие обстоятельства расследуемого преступления.

Микрообъекты, изымаемые с места происшествия, помогают определить материалы, послужившие средствами поджога или взрыва, а также наркотические, отравляющие, сильнодействующие вещества (в остатках пищи, на посуде, в рвотных массах). Анализ природы и локализации микрочастиц позволяет выяснить механизм расследуемого события, установить, какие действия и в какой последовательности были совершены, какие орудия и средства использованы, откуда прибыли и куда убыли преступники, другие важные обстоятельства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58917. Підвищення зацікавленості та мотивації навчання учнів 5 – 6 класів на уроках української мови через використання ігрових завдань та інтерактивних технологій 93 KB
  Результативність реалізації навчальної мети свідомість міцність і глибина знань учнів з української мови перебуває у прямій залежності від активної зацікавленості предметом бажання знати його тобто від рівня мотивації учнів до вивчення предмету.
58918. Прикметники-антоніми 47 KB
  Мета ознайомити учнів з прикметниками із антонімічним значенням; розвивати увагу пам’ять мислення зв’язне мовлення учнів; розширювати словниковий запас слів; виховувати любов до праці. Що ви можете сказати про слова великої малийАнтоніми.
58919. Активні і пасивні дієприкметники. Їх творення 63 KB
  Мета: поглибити знання учнів про дієприкметники пояснити відмінність між активними й пасивними дієприкметниками правила їх творення; формувати вміння розрізняти активні і пасивні дієприкметники утворювати їх правильно писати дієприкметникові суфікси...
58920. Головні й другорядні члени речення. Зв’язок слів у реченні. Складання речень за малюнками 41.5 KB
  Мета: дати дітям поняття про головні і другорядні члени речення. Що таке речення Що виражає речення Які види речень за метою висловлювання ви знаєте Що називається розповідним реченням Які знаки ставляться в кінці розповідного речення Приклад.
58921. Загальне поняття про іменник. Іменники – назви істот і неістот 35 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про іменник як частину мови, познайомити з іменниками – назвами істот і неістот, учити розрізняти їх за характерними ознаками; розвивати вміння класифікувати предмети; розвивати мовлення...
58922. Реформи адміністративно-полiтичного управління 60—70-х років ХІХ ст. у підросійській Україні 88 KB
  Розвивати історичне мислення учнів та вміння порівнювати реформи минулого з сучасними перетвореннями сприяти критичному осмисленню минулого; виховувати у школярів громадянську свідомість дух патріотизму сприяти утвердженню демократичних ідеалів.
58923. Періодичний закон і періодична система хімічних елементів Д.І.Менделєєва. Будова атома 92.5 KB
  Мета. вдосконалювати вміння аналізувати порівнювати встановлювати причиннонаслідкові звязки застосовувати теоретичні знання для прогнозування; повторити і узагальнити основні поняття з теми закріпити вміння за електронною формулою атома...
58924. Звук (ж). Позначення його буквами «Ж», «ж» (же) 122.5 KB
  Обладнання: паперові сонечка жучки за кількістю учнів на лапках яких букви А О У И І Е малюнок сонця яке посміхається паперові промінчики сонця на кожного учня паперові бджілки 2 ілюстрації жуків хруща мармурового бронзівки золотистої плавунця...
58925. Повторення і закріплення вивчених літер українського алфавіту. Вправляння у звуко-буквенному аналізі слів 60 KB
  Мета. Продовжити роботу над звуковим аналізом слів, учити розрізняти голосні та приголосні звуки; будувати короткі зв язні висловлювання; розширювати знання учнів про квіти-первоцвіти; розвивати зв’язне мовлення;