89996

Криминалистическое исследование запаховых следов. Одорологическая выработка. Оценка доказательственного значения одорологической экспертизы

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Применяя соответствующие приемы можно обнаружить и изъять законсервировать и длительное время несколько лет сохранять пригодными к использованию молекулы человеческого запаха. Значимость запаховых следов для решения криминалистических задач обусловлена тем что они образуются практически непрерывно и до тех пор пока существует источник запаха. По характеру образования одорологические следы подразделяются на запахи и источники запаха. К числу последних относятся твердые и жидкие объекты с поверхности которых непрерывно испаряются молекулы...

Русский

2015-05-16

28.99 KB

7 чел.

Криминалистическое исследование запаховых следов. Одорологическая выработка. Оценка доказательственного значения одорологической экспертизы.

Криминалистическая одорология как отрасль криминалистической техники представляет собой систему научных приемов и технических средств обнаружения, анализа, изъятия и хранения запаховых следов для их последующего использования на предварительном следствии в целях установления конкретного человека и принадлежащих ему предметов, вещей, документов и иных объектов по индивидуальному запаху.

Человек выделяет многие десятки химических соединений, продукты жизнедеятельности. Эти соединения образуются в организме в процессе обмена веществ и выделяются в окружающую среду с выдыхаемым воздухом, мочой, секретами потовых и сальных желез. Некоторые из них несут информацию о половой принадлежности, физиологическом, функциональном и эмоциональном состоянии человека. Помимо постоянных признаков индивидуума они могут отражать также временные (случайные), такие как место недавнего пребывания, съеденная острая пища и т.д. Применяя соответствующие приемы, можно обнаружить и изъять, законсервировать и длительное время (несколько лет) сохранять пригодными к использованию молекулы человеческого запаха.

В зависимости от способов анализа и регистрации запахов в криминалистической одорологии различают ее кинологическую и инструментальную составляющие.

В кинологической одорологии анализатором пахучих веществ выступает орган обоняния служебной собаки.

В инструментальной одорологии (ольфактронике) в качестве анализаторов применяются физико-химические приборы, способные выделять спектр пахучих веществ, регистрировать его в виде ольфактограммы и с высокой чувствительностью детектировать отдельные компоненты пахучих выделений человека.

Значимость запаховых следов для решения криминалистических задач обусловлена тем, что они образуются практически непрерывно и до тех пор, пока существует источник запаха.

По характеру образования одорологические следы подразделяются на запахи и источники запаха. К числу последних относятся твердые и жидкие объекты, с поверхности которых непрерывно испаряются молекулы запаха, воздействующие на обонятельные рецепторы. Что же касается следов-запахов, то они связаны с испарением молекул пахучих веществ, находящихся в замкнутом пространстве и быстро рассеивающихся за его пределами.

К запаху, оставленному человеком, всегда примешиваются так называемые фоновые запахи, выделяемые поврежденным почвенным покровом, раздавленными мелкими насекомыми, растениями и др. Экспериментально доказано, что фоновые запахи, а также запахи разных людей не смешиваются между собой и не образуют в результате новый запах.

Изучение условий образования запаховых следов составляет одно из направлений исследований криминалистической одорологии. Эти следы делятся на три группы: свежие, нормальные и старые. К свежим следам относятся те, которые обнаружены в течение 1 ч с момента их оставления. Нормальными считаются следы, выявленные в период до 3 ч, а старыми - спустя 3 ч после образования. Практика криминалистической одорологии свидетельствует, что в закрытых непроветриваемых помещениях запаховые следы сохраняются на хорошо впитывающих носителях до двух лет.

Эксперименты показали, что собаки без труда различают по запаху людей и даже членов одной семьи, если только те не являются однояйцевыми близнецами. Индивидуальность запаха, вероятно, предопределена генетически, поскольку только такие близнецы имеют одинаковую генетическую конституцию. Установлено, что индивидуальная составляющая запаха человека не зависит от его питания, одежды или домашней обстановки.

Объектами-носителями запаха человека служат:

- пот, кровь (в том числе в сухих пятнах), волосы (сохраняют индивидуальный запах человека десятки лет);

- личные вещи (ношеные предметы одежды, обуви удерживают индивидуальный запах от нескольких дней до нескольких месяцев);

- различные предметы (средства совершения преступления, оружие и т.д., не менее 30 мин. находившиеся в контакте с человеком, сохраняют его индивидуальный запах до двух суток).

На вещах и предметах, зарытых в землю или в снег, запаховые следы присутствуют до нескольких месяцев. Так, на учетных журналах, зарытых в клумбу в металлической коробке, следы-запахи можно было обнаружить и после семи месяцев. Одорологические следы хорошо сохраняются на холоде, в тени, в закрытых помещениях, на пористых, шероховатых поверхностях; хуже - на ветру, на нагретых и гладких предметах.

Криминалистическая одорология использует в борьбе с преступностью разного рода химические метки, для нанесения которых применяются пахучие и стойкие химические вещества. Химические метки результативны при определении движения преступников, обнаружении похищенных ценностей, денег, документов и т.п. Для проработки пахучих меток нужны специально подготовленные собаки, а также инструментальные средства.

При анализе запаховых следов решаются следующие задачи:

1) обнаружение участников преступления;

2) выявление индивидуального запаха одного и того же человека в запаховых следах, изъятых с разных мест происшествия;

3) установление принадлежности преступнику предметов, обнаруженных на месте происшествия;

4) установление принадлежности предметов, изъятых у преступника или иных лиц, потерпевшему;

5) определение происхождения запаха от конкретных лиц при комплексном исследовании вещественных доказательств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24825. «Косцы» («Страдная пора») 1887 762 KB
  После каждого взмаха косы крестьян на землю падают высокие золотого цвета колосья ржи еще мы видим на картине голубые цветы васильков белые лепестки ромашек и одиноко чернеющий репейник. Женщины изображенные на картине занимаются тем что собирают скошенную рожь и вяжут из нее снопы. Но он все также проникнут тем светлым и вечным величием которое отражено на картине Мясоедова.
24826. МЯСОЕДОВ, ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1834–1911) 114 KB
  Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских многие из них характерны и колоритны. Мясоедов занимался также и гравированием крепкой водкой офортом. Кроме того Мясоедов писал и религиозную живопись см. Умер Мясоедов в Полтаве 17 30 декабря 1911.
24827. На бульваре - Владимир Егорович Маковский. 1886-1887 337 KB
  53x68 Третьяковская галерея Москва Картина На бульваре написана в 1877 и посвящена одной из самых острых проблем России в тот период вынужденному отъезду крестьян в город на заработки что в конечном итоге привело к распаду традиционного уклада жизни русских деревень: кормилец семьи отрывался от престарелых родителей корней жены и детей семьи терялась или ослабевала тонкая связь между ними и все это приводило к гибели патриархального мира. Им негде побыть и поговорить вместе кроме как здесь на улице на бульваре но супруг...
24828. Перов Василий Григорьевич 345.5 KB
  Основной идеей картины является стремление показать отсутствие милосердия и благожелательности у тех кому самим Богом предопределено их проявлять и настаивать на этих добродетелях свою паству.Основной конфликт картины сосредоточен вокруг двух жестов: просящем со стороны нищего и отталкивающем со стороны хозяйки.Желая подчеркнуть идею картины мастер с глубоким пониманием человеческой психики детально передаёт в свойственной ему манере написания образы героев включая их жесты и мимику и окружающее их пространство.На заднем плане картины...
24829. Плоскосто́пие — изменение формы стопы 13.71 KB
  Статическое плоскостопие встречающееся наиболее часто 821 возникает вследствие слабости мышц голени и стопы связочного аппарата и костей. К внутренним причинам способствующим развитию деформаций стоп относится также наследственное предрасположение к внешним причинам перегрузка стоп связанная с профессией женщина с нормальным строением стопы 7 8 часов проводящая за прилавком или в ткацком цехе может со временем приобрести это заболевание ведением домашнего хозяйства ношение нерациональной обуви узкой неудобной....
24830. Проводы покойника 1865 319.5 KB
  Художник почти не показывает лица но он показывает всю силу ее страдания. Художник выделяет интенсивным темным пятном собачку: она выбивается пятном явся контрастом чтобы подчеркнуть скорбное молчание людей.
24831. Бурлаки на Волге 1870-1873 3.18 MB
  Репин: его поразили виденные типы и характеры в нем жива была потребность нарисовать далекую безвестную русскую жизнь и он сделал из своей картины такую сцену для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя. Один только шумит и задорно кипятится мальчик в длинных белых космах и босиком являющийся центром и шествия и картины и всего создания. Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителя на самой середине картины а его быстрый сердитый взгляд его своенравная бранящаяся на всех словно...
24832. Василий Григорьевич ПЕРОВ 85.5 KB
  В 1870е годы бытовой жанр Перова приобрел новое направление. Вклад Перова в искусство середины XIX века чрезвычайно весом. Путь Перова в искусстве это путь постоянного поиска он не боялся меняться без сожаления оставлял области где удалось снискать славу. Во время преподавания в Московском училище живописи ваяния и зодчества у Перова было много учеников которые впоследствии стали известными русскими художниками: М.
24833. Василий Перов 275 KB
  Голод холод нужда вот что ожидало большую часть детей. Во многих семьях детей попросту не могли прокормить даже если ребята трудились наравне со взрослыми. На самом деле многие мастеровые нагружали детей таким адским трудом что они просто не выживали болели и умирали от адской работы. Раннее морозное утро город покрыт густым серым туманом по снежной улице трое изможденных детей тянут на санях бочку с водой .