89996

Криминалистическое исследование запаховых следов. Одорологическая выработка. Оценка доказательственного значения одорологической экспертизы

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Применяя соответствующие приемы можно обнаружить и изъять законсервировать и длительное время несколько лет сохранять пригодными к использованию молекулы человеческого запаха. Значимость запаховых следов для решения криминалистических задач обусловлена тем что они образуются практически непрерывно и до тех пор пока существует источник запаха. По характеру образования одорологические следы подразделяются на запахи и источники запаха. К числу последних относятся твердые и жидкие объекты с поверхности которых непрерывно испаряются молекулы...

Русский

2015-05-16

28.99 KB

11 чел.

Криминалистическое исследование запаховых следов. Одорологическая выработка. Оценка доказательственного значения одорологической экспертизы.

Криминалистическая одорология как отрасль криминалистической техники представляет собой систему научных приемов и технических средств обнаружения, анализа, изъятия и хранения запаховых следов для их последующего использования на предварительном следствии в целях установления конкретного человека и принадлежащих ему предметов, вещей, документов и иных объектов по индивидуальному запаху.

Человек выделяет многие десятки химических соединений, продукты жизнедеятельности. Эти соединения образуются в организме в процессе обмена веществ и выделяются в окружающую среду с выдыхаемым воздухом, мочой, секретами потовых и сальных желез. Некоторые из них несут информацию о половой принадлежности, физиологическом, функциональном и эмоциональном состоянии человека. Помимо постоянных признаков индивидуума они могут отражать также временные (случайные), такие как место недавнего пребывания, съеденная острая пища и т.д. Применяя соответствующие приемы, можно обнаружить и изъять, законсервировать и длительное время (несколько лет) сохранять пригодными к использованию молекулы человеческого запаха.

В зависимости от способов анализа и регистрации запахов в криминалистической одорологии различают ее кинологическую и инструментальную составляющие.

В кинологической одорологии анализатором пахучих веществ выступает орган обоняния служебной собаки.

В инструментальной одорологии (ольфактронике) в качестве анализаторов применяются физико-химические приборы, способные выделять спектр пахучих веществ, регистрировать его в виде ольфактограммы и с высокой чувствительностью детектировать отдельные компоненты пахучих выделений человека.

Значимость запаховых следов для решения криминалистических задач обусловлена тем, что они образуются практически непрерывно и до тех пор, пока существует источник запаха.

По характеру образования одорологические следы подразделяются на запахи и источники запаха. К числу последних относятся твердые и жидкие объекты, с поверхности которых непрерывно испаряются молекулы запаха, воздействующие на обонятельные рецепторы. Что же касается следов-запахов, то они связаны с испарением молекул пахучих веществ, находящихся в замкнутом пространстве и быстро рассеивающихся за его пределами.

К запаху, оставленному человеком, всегда примешиваются так называемые фоновые запахи, выделяемые поврежденным почвенным покровом, раздавленными мелкими насекомыми, растениями и др. Экспериментально доказано, что фоновые запахи, а также запахи разных людей не смешиваются между собой и не образуют в результате новый запах.

Изучение условий образования запаховых следов составляет одно из направлений исследований криминалистической одорологии. Эти следы делятся на три группы: свежие, нормальные и старые. К свежим следам относятся те, которые обнаружены в течение 1 ч с момента их оставления. Нормальными считаются следы, выявленные в период до 3 ч, а старыми - спустя 3 ч после образования. Практика криминалистической одорологии свидетельствует, что в закрытых непроветриваемых помещениях запаховые следы сохраняются на хорошо впитывающих носителях до двух лет.

Эксперименты показали, что собаки без труда различают по запаху людей и даже членов одной семьи, если только те не являются однояйцевыми близнецами. Индивидуальность запаха, вероятно, предопределена генетически, поскольку только такие близнецы имеют одинаковую генетическую конституцию. Установлено, что индивидуальная составляющая запаха человека не зависит от его питания, одежды или домашней обстановки.

Объектами-носителями запаха человека служат:

- пот, кровь (в том числе в сухих пятнах), волосы (сохраняют индивидуальный запах человека десятки лет);

- личные вещи (ношеные предметы одежды, обуви удерживают индивидуальный запах от нескольких дней до нескольких месяцев);

- различные предметы (средства совершения преступления, оружие и т.д., не менее 30 мин. находившиеся в контакте с человеком, сохраняют его индивидуальный запах до двух суток).

На вещах и предметах, зарытых в землю или в снег, запаховые следы присутствуют до нескольких месяцев. Так, на учетных журналах, зарытых в клумбу в металлической коробке, следы-запахи можно было обнаружить и после семи месяцев. Одорологические следы хорошо сохраняются на холоде, в тени, в закрытых помещениях, на пористых, шероховатых поверхностях; хуже - на ветру, на нагретых и гладких предметах.

Криминалистическая одорология использует в борьбе с преступностью разного рода химические метки, для нанесения которых применяются пахучие и стойкие химические вещества. Химические метки результативны при определении движения преступников, обнаружении похищенных ценностей, денег, документов и т.п. Для проработки пахучих меток нужны специально подготовленные собаки, а также инструментальные средства.

При анализе запаховых следов решаются следующие задачи:

1) обнаружение участников преступления;

2) выявление индивидуального запаха одного и того же человека в запаховых следах, изъятых с разных мест происшествия;

3) установление принадлежности преступнику предметов, обнаруженных на месте происшествия;

4) установление принадлежности предметов, изъятых у преступника или иных лиц, потерпевшему;

5) определение происхождения запаха от конкретных лиц при комплексном исследовании вещественных доказательств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54330. ПРОЕКТНА ДІЯЛЬНІСТЬ НА УРОКАХ ІНФОРМАТИКИ 239.5 KB
  Це з одного боку сукупність прийомів операцій оволодіння певною областю практичного або теоретичного знання тієї чи іншої діяльності. Цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності. Саме тому на уроках інформатики корисно вводити елементи проектної діяльності. Провідні принципи такої діяльності: Основні вимоги до проекту Необхідно наявність соціально значущої задачі проблеми дослідної інформаційної практичної.
54331. Застосування методу проектів на уроках світової літератури 797.5 KB
  У сучасній школі можна виділити чотири основні напрями при яких ефективно застосовувати методи проектів: 1 проект як метод навчання на уроці; 2 проектні технології дистанційного навчання; 3 для формування дослідницьких навичок школярів у позаурочній роботі;4 як метод організації дослідницької діяльності вчителів. Метод проектів знаходить все більше поширення у системі освіти різних країн світу. Із історії виникнення методу проектів Метод проектів не є принципово новим у світовій педагогіці. Метод проектів ефективна технологія навчання...
54332. Використання прийомів і методів розвивального навчання в традиційній початковій школі 246 KB
  Створення ситуації розриву СР пропонується завдання зовні схоже на попереднє але в корені ні. Аналіз умов аналіз того що було в попередньому способі що дозволяло нам виконувати завдання а зараз ні. І по тому які завдання учень вибрав для самостійної роботи можна встановити на якому етапі осмислення поняття він знаходиться. Це завдання які уже виконані кимось а дитині потрібно їх оцінити.
54334. Формування логічного мовлення школярів у період навчання грамоти засобами словниково-логічних вправ 192 KB
  Важливе місце у цьому процесі належить збагаченню словника дитини словаминазвами предметів їхніми якостями діями. Як свідчить практика головна увага вчителя у цей час спрямована на вивчення звукового комплексу слова тим часом його лексичне значення нерідко залишається поза увагою. Досвід підказує що шестирічна дитина здатна розрізняти і фонетичну і семантичну сторони слова усвідомлювати його як мовну одиницю. В основі методики формування лексичних понять необхідна робота над лексичним значенням слова.
54335. ВІДЛУННЯ ЕПОХ У МУЗИЧНОМУ МИСТЕЦТВІ 43.5 KB
  Без музики важко переконати людину яка вступає в світ у тому що людина прекрасна а це переконання по суті є основою емоційної естетичної моральної культури В. Загальна...
54336. Текстові формули (функції) Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 263.5 KB
  Необхідно використовуючи текстові функції заповнити даними таблицю № Автор Назва книги Видавник Кількість сторінок. формат запису функції НАЙТИискомый_текст; просматриваемый_текст; начальная позиция в якості результату повертає позицію початку пошукового рядка тексту який міститься в даному рядку текста.
54337. Методичний конструктор як техніка підготовки педагогів до впровадження директивних інновацій 59.5 KB
  Цей методичний захід має бути необхідний закладу та учителям легкий у виконанні не обтяжуючий учасників заходу і водночас корисний Для цього треба не забувати про особливості навчання дорослих людей які мають свій досвід свої погляди на себе та оточуючий світ на розвиток себе в професії і суспільстві. Подруге підійдіть до розробки заходу дуже ретельно хоча на сучасному етапі саме розробка дійсно якісного методичного заходу не завжди є проблемою для цього є маса літератури з даного приводу але до технік що обираються треба...
54338. Використання методу проектів на уроках інформатики 187 KB
  Тема: Компютерні презентації Проект: Я інформую Тип проекту : інформаційнотворчий. Очікуваний результат: створення презентації засобами MS PowerPoint. Порада Перед створенням презентації бажано: Визначити тему та призначення презентації Створити схему сценарій презентації Спланувати зміст усіх слайдів їх стиль. ДОДАТКОВІ ВИМОГИ ДО ЗМІСТУ ПРЕЗЕНТАЦІЇ ЗА Д.