89997

Понятие и классификация документов в криминалистике

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

УПК РФ документы могут быть как письменными так и вещественными доказательствами. Документы имеющие значение вещественных доказательств являются объектами криминалистического исследования. Криминалистическому исследованию подвергаются официальные и неофициальные документы. Официальные документы изготавливаются в соответствии с установленными образцами выдаются учреждениями предприятиями и организациями.

Русский

2015-05-16

28.88 KB

6 чел.

Понятие и классификация документов в криминалистике.

Под документом в узком смысле понимается письменный акт, служащий доказательством или свидетельством чего-либо. С точки зрения криминалистики термин "документ" употребляется в более широком смысле как написанный от руки, напечатанный типографским или машинописным способом, нарисованный, начерченный или выгравированный текстовой или графический материал, в том числе магнитные ленты и диски, кино-, фотонегативы и позитивы, другие носители информации.

В соответствии со ст. ст. 74, 81, 83, 84 УПК РФ документы могут быть как письменными, так и вещественными доказательствами. Первые имеют значение для установления истины по делу только благодаря своему содержанию (например, заключение эксперта, справка с места работы и т.п.). Документы, имеющие значение вещественных доказательств, являются объектами криминалистического исследования. Основное отличие документов - вещественных доказательств от иных документов состоит в том, что они незаменимы. С иных же документов можно снять копии, сохраняющие смысловое содержание оригинала.

Криминалистическому исследованию подвергаются официальные и неофициальные документы. Первые служат для удостоверения каких-либо юридических фактов и именуются также стандартными. Все остальные относятся к неофициальным, или нестандартным документам.

Официальные документы изготавливаются в соответствии с установленными образцами, выдаются учреждениями, предприятиями и организациями. Они должны содержать определенные реквизиты, без которых будут недействительными. Реквизитами являются: бланк документа, его форма, цвет, размер; наличие защитных средств, оттисков штампов и печатей, фотокарточки, подписи и т.п.

Неофициальные (исходящие от частных лиц) документы бывают с известным источником происхождения (имеющие подпись и дату) и анонимные (без подписи или составленные от вымышленного лица). По своему назначению они могут удостоверять какие-либо права или факты, содержать определенные сведения.

Документы бывают подлинные и поддельные. В свою очередь, подлинные документы могут быть действительными и недействительными (например, удостоверение или пропуск, срок действия которого истек). Документ, реквизиты или содержание которого не соответствуют действительности, относится к поддельным (подложным).

Поддельные документы бывают двух видов:

1) с интеллектуальным подлогом (документ имеет все реквизиты, по форме составлен правильно, но изложенные в нем данные не соответствуют действительности);

2) с материальным подлогом (в подлинный документ внесены изменения путем подчистки, травления, замены фотографии, листов и др. (частичная подделка), или документ сфабрикован целиком (полная подделка)).

Интеллектуальный подлог устанавливается следственным или оперативным путем, а материальный - в процессе криминалистического исследования документов.

В зависимости от вида документа перед экспертом могут ставиться различные задачи. Если следователя интересуют автор или исполнитель документа, проводится экспертиза письма (письменной речи и почерка), если же важна техническая сторона изготовления документа (использованная бумага, клей, чернила, пишущий прибор, полиграфические средства и др.), - технико-криминалистическое исследование, для проведения которого необходимо представлять не копии, а оригиналы документов вещественных доказательств.

Технико-криминалистическое исследование призвано выявить признаки изменения первоначального содержания документа; восстановить залитые, зачеркнутые тексты, разорванные, сожженные бланки; выявить признаки технической подделки подписей, оттисков печатей и штампов; определить систему и конкретный экземпляр пишущей машины, на которой отпечатан исследуемый текст, вид примененных при изготовлении документа полиграфических средств.

Документы - вещественные доказательства нельзя подшивать в дело. Хранить их рекомендуется в отдельном конверте соответствующего размера. Сгибать документ можно лишь по уже имеющимся складкам. Ветхие и разорванные документы для хранения и использования в ходе следственных действий следует помещать между прозрачными полимерными пластинками.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61549. Родственные слова. Корень. Безударная гласная в корне. Правописание гласной в после шипящей 21.87 KB
  Чистописание Словарная работа Физминутка Работа над предложением. Записываем в столбик слова с маленькой буквы. Поставим ударение в словах. Ребята скажите что в этих словах особенного эти слова родственные...
61550. Открытка ко Дню защитника Отечества 24.25 KB
  Цель: научить учащихся выполнять открытку в технике аппликации Задачи: Образовательные: обобщить знания о защитниках Отечества научить детей размечать детали по шаблону научить выполнять открытку научить вырезать...
61551. Открытка к 8 Марта 19.93 KB
  Педагогические задачи: Образовательные: закрепить навык разметки по шаблону закрепить навык работы с бумагой познакомить учащихся с историей праздника 8 Марта учить...
61553. Упражнение в склонении и определении падежей имён существительных 25.44 KB
  Цели урока: Образовательные: формировать умение учащихся изменять имена существительные по вопросам в единственном и множественном числе; ставить к имени существительному падежные вопросы и определять падеж имени существительного с помощью вопроса...
61555. Підготовка копютера до роботи 170.66 KB
  Мета: Познайомити учнів з можливостями компютера. Вчити користуватися пристроями компютера, вмикати та вимикати пристрій, користуючись кнопкою Роwer та компютерною мишею.
61556. Вплив куріння та алкоголю на здоровя 37.25 KB
  Навчати дітей приймати рішення що має менше негативних наслідків для здоров’я та життя в цілому. Привітання Треба всім нам привітатись: Добрий день Дружно весело сказати...