9003

Предмет, структура и функции философии, всеобщие свойства и связи

Доклад

Логика и философия

Предмет, структура и функции философии Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, б...

Русский

2013-02-21

43.5 KB

8 чел.

Предмет, структура и функции философии

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее — это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру Человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Проблемы философии существуют объективно, независимо от самой философии.

Центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру, сознания к материи, духа к природе, разница психического и физического, идеального и материального и т. д. В обществе формируются общечеловеческие ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Т. о., можно говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе исторического развития.

Развернутая система философского знания включает:

  •  учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации — это онтология (ontos — бытие);
  •  учение о человеке, его природе и организации его деятельности — это антропология (antropos — человек);
  •  учение о познании, его основаниях, возможностях и границах — это гносеология;
  •  учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом — это социальная философия;
  •  учение о природе ценностей — это аксиология.

К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки:

  •  этика — учение о нравственности;
  •  эстетика — учение о прекрасном, о художественном творчестве;
  •  логика — учение о правилах мышления;
  •  религия.

Особая область — история философии, т. к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.

Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях философского мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления — это осознание принципов своей жизни как проявления фундаментальных ценностей.

Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции:

  1.  Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.
  2.  Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.
  3.  Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.
  4.  Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.

У стоиков (IV в. до н. э.) философия включала в себя:

  •  логику;
  •  физику, или учение о природе;
  •  этику, учение о человеке.

Последняя — самая важная. Схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. В XVII в. в лоне общих систем философии получила разработку и развитие теория познания (гносеология). Она рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название — онтология.

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил И. Кант. В «Критике способности суждения» говорится о трех частях философии, соотносимых с тремя «способностями души», под которыми понимали познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическое понимание как только теории или методологии научного знания, которого придерживались сначала просветители, а затем и позитивисты.

Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности:

  •  логика;
  •  философия природы;
  •  философия духа.

К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии.

Сейчас выделяется социальная философия (философия истории) и философия науки, этика и эстетика, философская культурология и история философии.

Философия ставит перед человеком два основных вопроса:

  •  что первично — мышление или бытие;
  •  познаваем ли мир.

От решения этих вопросов и начинают возникать основные направления философии — идеализм и материализм, гностицизм и агностицизм.

Общие ценности человечества сходятся, в конечном счете, к трем основным понятиям: истина, добро, красота. Фундаментальные ценности поддерживаются обществом, и вокруг них складываются, развиваются основные сферы культуры. Базовые ценности в этих сферах понимаются как данность. Философия обращается непосредственно ко всем фундаментальным ценностям, делая их сущность предметом анализа. Например, наука использует понятие истины, спрашивая, что истинно в данном конкретном случае.

Философия рассматривает следующие вопросы об истине:

  •  что такое истина;
  •  какими способами можно различить истину и заблуждения;
  •  истина универсальна или у каждого своя;
  •  могут ли люди постигать истину или только составляют мнения;
  •  какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они, достаточны ли.

Вопросы о добре:

  •  каково происхождение добра и зла;
  •  можно ли утверждать, что одно из них сильнее;
  •  каким должен быть человек;
  •  существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или все это суета;
  •  существует ли идеальное состояние общества, государства.

Вопросы о красоте:

  •  является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше мнение;
  •  как и почему представления о красоте меняются.

В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому многие определяли ее как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета).

Кроме глобальных ценностей человечества, философия исследует ценности индивидуального бытия: свобода, самореализация личности, выбор, границы существования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52611. Действия с десятичными дробями (запись, округление, сложение, вычитание) 27 KB
  Предметом усвоения являются общие способы действия способы решения класса задач. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. На каждом последующем уроке конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.