90038

Системный анализ, его суть и терминология

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Наличие существенных связей между элементами и (или) их свойствами, превосходящих по силе связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегративные свойства системы.

Русский

2015-05-29

167.74 KB

2 чел.

26

Системный анализ, его  суть и  терминология

Основная литература

  1.  Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009 г.- 112с.
  2.  Системный анализ и принятие решений: Учебное пособие / В.Н. Козлов. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2008. – 220 с.

Дополнительная литература

  1.  Системный анализ в управлении: Учебное пособие / Под ред. А.А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  2.  Принятие решений в организациях. — СПб.: Сентябрь, 2001. — 148 с.
  3.  О'Коннор, Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 — 256 с.
  4.  Журнал «Системный анализ и логистика», «Системы. Методы. Технологии», «Современные технологии. Системный анализ и моделирование»,  «Труды Института Системного Анализа РАН»,  «Экономический анализ: теория и практика»

По дисциплине предусмотрены лекции (4) и практика (4), курсовая работа, экзамен.

Понятие «система» является ключевым в определении системного анализ.

Система (греч. — «составленное из частей», «соединение», от «соединяю, составляю») — объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Слово «система» появилось в Древней Греции и означало сочетание, организм, организация, союз. Термин «система» характеризовал упорядоченность и целостность естественных объектов. Термин «синтагма» — упорядоченность и целостность искусственных объектов, прежде всего продуктов познавательной деятельности.

Четыре свойства системы:

1. Система есть, прежде всего, совокупность элементов. При определенных условиях элементы могут рассматриваться как системы.

2. Наличие существенных связей между элементами и (или) их свойствами, превосходящих по силе связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегративные2 свойства системы. Указанное свойство отличает систему от простого конгломерата и выделяет ее из окружающей среды в виде целостного объекта (простейший многоклеточный организм и совокупность одноклеточных).

3. Наличие определенной организации, что проявляется в снижении термодинамической энтропии (степени неопределенности) системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы. К этим факторам относят число элементов системы, число существенных связей, которыми может обладать элемент, число квантов пространства и времени.

4. Существование интегративных свойств, т. е. присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности (дерево – лес, глаз-организм, онкологические больные до последнего дня находятся в сознании). Их наличие показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Вывод: система не сводится к простой совокупности элементов, и, расчленяя систему на отдельные части, нельзя познать все свойства системы в целом (по дереву нельзя судить о лесе).

Три отличительные признака системы:

  1.  наличие взаимосвязанных частей в объекте;
  2.  взаимодействие между частями объекта;
  3.  упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.

Когда мы говорим о системе, то, прежде всего, подчеркиваем целостный характер материального объекта или процесса.

 Функции системы

Функция системы – это её поведение в некоторой среде. Функции системы определяются с одной стороны, её внутренним строением, с другой – способами действия при взаимодействии с внешней средой.

В действующих системах множество функций задается, как правило, в уставе организации, множестве должностных инструкций. В этом случае задачей системного анализа является выявление соответствия между целями организации и множеством ее нормативных функций.

Программа это комплекс мероприятий, намеченный к планомерному осуществлению, направленный на достижение единой цели, приуроченный к определенным срокам и обеспеченный необходимыми ресурсами. Наибольший эффект достигается при реализации крупномасштабных комплексных народнохозяйственных программ, направленных на приоритетное решение широкого круга взаимосвязанных важнейших проблем, определяющих развитие общественного производства. Объединить усилия разных отраслей и регионов призваны специальные целевые комплексные программы (продовольственные, энергетические и др.).

Умение распознать систему, декомпозировать ее на элементарные составляющие, определить законы управления каждой подсистемой и вновь синтезировать систему требует разработки ряда специальных формальных моделей, процедур, алгоритмов. Наука, в рамках которой получили развитие исследования, направленные на решение выше обозначенных  проблем, получила название «теория систем» - «системный подход» - «системный анализ». Эта теория зародилась в 30-х годах ХХ века и в 50-е годы сформировалась как самостоятельное научное направление.

У ее истоков стояли биолог Людвиг фон Берталанфи,  специалист по математическим проблемам в области биологии и психологии Анатоль Рапопорт, американский экономист Кенет Боулдинг.

В дальнейшем исследования были продолжены в многочисленных  работах  зарубежных  и отечественных ученых: математика Михайло Месаровича, философа Александра Богданова, философа Вадима  Садовского, философа Авенира Уёмова и др.

Определение системного анализа:

  1. с практической стороны системный анализ – это система методов исследования или проектирования сложных систем для ликвидации проблем;
  2. с методологической стороны системный анализ является прикладной диалектикой;
  3. с методической стороны системный анализ отличается междисциплинарным и наддисциплинарным характером и вовлечением в работу как неформальных, эвристических, экспертных методов, так и эмпирических, экспериментальных методов, а также, при возможности и необходимости, - строгих формальных математических методов.

Одной из ранних форм системного анализа является системный подход. Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы.

Несмотря на общепризнанную целесообразность применения системного анализа при проектировании сложных систем, масштабы реального, а не просто декларируемого использования аппарата системного подхода не велики. Дело в том, что методики, разрабатываемые в рамках системного анализа, как правило, не доведены до пошаговых формализованных процедур и зачастую представляют собой набор эвристических приемов и рекомендаций, требующих творческого осмысления и применения. Во многом они основаны на опыте и здравом смысле, врожденной способности декомпозировать сложные проблемы на составляющие элементы.

Есть мнение, что для применения аппарата системного подхода требуется особое «системное» мышление. Системное мышление – это взгляд на ситуацию, когда при решении учитываются все актуальные влияющие на нее факторы: прошлое и будущее, окружение, задачи близкие и дальние. Системное мышление противопоставляется линейному, где рассматривается только одна причинная линия. Системное мышление может быть как целеориентированным, так и причинно-следственным.

Системное мышление развито далеко не у всех. по социологическим опросам, лишь 2—8% населения владеет (стихийным) системным анализом.  Однако системный анализ перспективен и для гармоничного развития личности, для получения представления о научной картине мира  как целостного усвоения знаний по основам наук, и для формирования научного мировоззрения, и для понимания знаний!

Способы развития системного мышления:

  1.  Развивать экстравертность3;
  2.  Расширять широту кругозора;
  3.  Наладить планирование деятельности;
  4.  Анализировать итоги деятельности.

Итак, системный анализ пока еще не стал технологией, доступной для широкого круга специалистов, разрабатывающих сложные системы в различных областях человеческой деятельности. Однако это не означает, что невозможно создать достаточно гибкую технологию или семейство технологий, хотя бы частично регламентирующих и стандартизирующих процедуру проведения системного анализа.

Основные принципы системного подхода

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;

Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой;

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом;

Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Основные термины системного подхода

Состояние системы – это характеристика системы, изменяющаяся во времени и пространстве. Пусть набор переменных величин

z(t) = {z1(t), z2(t)…zn(t)}

полностью описывает состояние системы  в каждый момент времени t в том объёме, в каком это требуется для целей моделирования. Эти переменные называют характеристиками состояния.

Например, уравнение состояния идеального газа.

Процесс — динамическое изменение системы во времени. Любая система осуществляет три ключевых процесса:

  1.  получение ресурсов из внешней среды;
  2.  внутреннее преобразование ресурсов;
  3.  передача продукции во внешнюю среду.

Исходным моментом в определении системы является ее сопоставление со средой, т.е. среда - это все то, что не входит в систему, а система - это конечное множество объектов, каким-то образом выделенное из среды. Между средой и системой существует множество взаимных связей, с помощью которых реализуется процесс взаимодействия среды и системы. Выделение системы из среды и определение границ их взаимодействия является одной из первоочередных задач  системного анализа. От правильности определения границ  зависят не только выполняемые функции, эффективность и качество системы, но и нередко  сама ее жизнедеятельность.

Объективно, с точки зрения элементов внешней среды, любая система существует как источник удовлетворения ее потребностей. Из этого следует, что простейшая модель взаимодействия между системой и средой выглядит следующим образом (рис.1.1).

Рис.1.1. Модель взаимодействия системы и среды

Система - S

Среда - P

Z = {z k}

Y = {y i )

 X = {x j }

Элементы внешней среды задают системе множество целей и ограниченийZ = {z k} и поставляют  множество ресурсовX = {x j }.

Выходом из системы является множество конечных продуктов и услуг (КП) – Y = {y i ), ориентированных на удовлетворение потребностей внешней среды. При этом множество конечных продуктов и ресурсов можно классифицировать на следующие группы: материальные, информационные, финансовые, трудовые, энергетические. В ряде случаев в классификаторе выходов системы помимо полезных конечных продуктов необходимо выделять отходы, т.е. конечные продукты, оказывающие негативное влияние на внешнюю среду. Один из вариантов модели взаимодействия предприятия «как системы» с элементами ее внешней среды представлен на рисунке.

Местные органы

власти и управления

Федеральные органы

власти и управления

Вышестоящие

организации

Финансовые

структуры

Товарный

рынок

Рынок

трудовых

ресурсов

Товарный

рынок

Население

Финансовый

рынок

Подведомственные

организации

Предприятие

как «система»

Поставщики

Потребители

Рис. 1.2. Модель взаимодействия предприятия с элементами внешней среды

Заинтересованные лица – это лица, интересы, которых затрагивает деятельность предприятия..

Итак, любая система (организм, государство, фирма, промышленное предприятие, торговая компания и т.д.) имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляется ее деятельность.

Внутренняя среда формируется в соответствии с целями, задачами и возможностями  системы. К примеру, внутренняя среда организации определяется:

  1.  структурой организации (например, "снабжение-производство-финансы-отдел кадров-сбыт продукции");
  2.  системой управления организацией;
  3.  производственными и технологическими процессами;
  4.  уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.

Внешняя среда делится на среду прямого (микросреда) и косвенного (макросреда) воздействия. Например, для организации среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на её деятельность:

а) Поставщики. Например, для организации поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала.
б)
Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.
в)
Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.
г)
Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка". 
д)
Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия (макросреда) состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия.

а) Состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют. 
б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации.
в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.
г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д. 
д)
Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.

Связь – взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и во времени.

В диалектике, как известно, проблема связи является одной из центральных. Учение диалектики о связях охватывает учение о мире как о едином связном целом, о причинности, о единстве и борьбе противоположностей, о взаимоотношении качества и количества, содержания и формы, сущности и явления и т.д., а основным методом исследования является анализ материала конкретных наук в плане разработки обобщающей картины мира. Предварительно связь предметов можно определить таким образом: два или более различных предмета связаны, если по наличию или отсутствию некоторых свойств у одних из них мы можем судить о наличии или отсутствии тех или иных свойств у других из них (возникновение и исчезновение предметов можно рассматривать как частный случай). Например, температура и давление данной массы газа связаны так, что с увеличением температуры (при всех прочих постоянных условиях) увеличивается давление. Зная о том, что температура увеличилась, мы можем делать вывод об увеличении давления (если выяснены точные количественные соотношения, то они учтутся и в выводах). Это свойство связей и обусловило особую познавательную ценность их обнаружения. Выявление связей позволяет познавать предметы не непосредственно, а косвенно, через другие предметы, находящиеся с ними в той или иной связи. Не приходится доказывать, насколько это важно для исследования предметов, не поддающихся непосредственному наблюдению, для разработки стандартных методов расчета, избавляющих от необходимости каждый раз ставить эксперимент, и т.п.

Сделаем вывод: в окружающем нас мире существует очень большое количество разных связей — многомерных, многогранных, многозначных, многоплановых, которые мы должны учиться познавать.

Приведем примеры связей.

  1.  Мозг человека развивается и состоит из 14 млрд. нервных клеток. Каждая из них имеет 5000 связей с другими.
  2.  Любой закон природы и общества — это есть внутренняя, устойчивая, существенная связь и взаимная обусловленность явлений. Нет закона вне связи!
  3.  В химии существуют два вещества: карбомид CO(NH2)2 — первое искусственно полученное органическое вещество; неорганический цианат аммония NH4CNO. При одинаковом составе разницу в их свойствах логично объяснить только различием в способе связи элементов между собой, т.е. различием структуры.
  4.  Когда в поликлинике у одной женщины удалили зуб, который лечить уже было нельзя, к ней неожиданно вернулось зрение, потерянное так же неожиданно 20 лет назад. После того как улеглась первая радость, она вспомнила, что именно этот зуб за некоторое время до того, как она ослепла, был запломбирован. Действительно — фантастический случай.
  5.  В радиоэлектронной аппаратуре, компонуя различные модули (унифицированные изделия — мультивибраторы, блокинг-генераторы, фантастроны, триггеры и др.), можно получить принципиально новые изделия (за счет связей!).

А можно ли связь выразить количественно? Количество связей, определяемое числом возможных сочетаний между элементами, может быть найдено по формуле

                                          C = n (n1)

где n — количество элементов, входящих в систему.

Если система состоит из 7 элементов, то С = 42. Но связи между элементами не однозначны, а многозначны и многоплановы. Если допустить, что их можно представить хотя бы в двух сочетаниях, то число состояний резко возрастет и достигнет астрономической цифры 242. Если разбирать все указанные состояния, то для принятия решения не хватит никакого времени.

Комплексный подход

Комплекс (с лат. complexus – связь, сочетание)  - совокупность элементов, составляющих одно целое. Очевидно, такой сущностный признак «комплекса», как связь, сочетание, позволяют употреблять его в качестве синонима термину «система».

Комплексный подход – это требование учитывать входящие в структуру исследуемой системы взаимосвязанные («родственные») факторы, которые влияют на анализируемую проблему (например, на преступность влияют  условия микросреды, в которой формируется поведение правонарушителя).
Комплексный подход необходимо рассматривать в двух аспектах: 
а) применительно к объекту (предмету) исследования – как частный случай системного подхода, поскольку при его использовании учитываются воздействие всего лишь нескольких факторов или свойств из множества возможных;
б) применительно к субъекту исследования (исследователю), точнее инструментарию, которым он пользуется; имеется в виду комплекс методов (социологических, математических, психологических, педагогических и др.), которые он применяет для всестороннего (системного) исследования проблемы.
Как уже было отмечено, в теории и научной практике наряду с понятием «системный подход» широко используется и другое — «комплексный подход». Часто встречается словосочетание «комплексный, системный подход». Понятия «системность» и «комплексность» употребляются как синонимы, хотя между ними есть различия.

Комплексный и системный подходы: сходства и различия

Характеристика подхода

Комплексный подход

Системный подход

Фондирование

На фоне междисциплинарного движения как своеобразие их проявления

Целевая установка

На синтезирующее отображение объективной реальности

Механизм реализации установки

Стремление к синтезу на

базе различных дисциплин

(с последующим, как правило, суммированием полученных результатов)

Стремление к синтезу в рамках одной  научной дисциплины   на уровне новых знаний,  носящих  системообразующий   характер (установление   связей,   принципов, законов)

Объект исследования

Любые явления, процессы,   состояния,   суммативные системы

Только системные объекты, т. е. целостные системы, состоящие из закономерно структуризованных и функционально законченных элементов

Метод

Междисциплинарный   — учитывает два или более показателей,    влияющих на эффективность

Системный — в пространстве и времени учитывает все показатели,  влияющие на эффективность

Понятийный аппарат

Базовый вариант,  нормативы, экспертиза, суммирование, отношения для выражения критерия

Тенденции   развития,   аналитические зависимые, отличные от отношений, проверка критерия, выбор оптимальной формы

Принципы

Отсутствуют

Основополагающие:      системный,    иерархии,     интеграции, формализации                          

Теория и

практика

Теория    отсутствует,  а практика неэффективна

Системология — теория  систем. системотехника — практика, СА — методология                  |

Общая

характеристика

Организационно-методический    (внешний)  приближенный,

разносторонний,      взаимосвязанный, вэаимообусловленный, предтеча СП

Методологический      (внутренний), ближе к природе объекта, целенаправленность,  

упорядоченность, организованность, как развитие КП на пути к теории и методологии ОИ

Характерные особенности

Широта охвата проблемы

при    детерминированности требований

Широта охвата проблемы, но в условиях риска и неопределенности

Развитие

В рамках существующих знаний многих наук,

выступающих обособленно

В   рамках   одной   науки   (системологии)

на уровне новых знаний, носящих системообразующий характер (становление

связей, принципов, законов)

Результат

Экономический эффект

Системный эффект (авторские материалы)

Подготовка кадров

Есть

Нет    (имелись    три    «специальности» из 900)

Примеры реализации

КСУКП,

технико-экономическое обоснование, комплексная   оценка мероприятий НТП, закон прибыли как цель современной технологии и пр.

План ГОЭЛРО, космические системы акад. С. П. Королева, системная оценка по ПЖЦ, закон всесторонней  пользы,  правильное соблюдение принципов экологии и безопасности для здоровья условий труда, новое понимание богатства общества  как цели   современной   технологии, МС ИСО серии 9000 и пр.

Стандартность решения

Есть

Нет

Разграничение понятий системности и комплексности методологически правомерно, ибо, к примеру,  экономическая эффективность, соответствующая комплексному подходу, учитывает лишь факторы, поддающиеся сегодня стоимостной оценке. Но прибыль как критерий вряд ли годится для оценки жизненных потребностей человека. Нужно новое понимание богатства общества, выраженное не только в денежной форме. И это находит свое отражение в понятии системной эффективности, генерированном системным подходом.  Конечно, комплексность и системность не следует отрывать друг от друга или, тем более, противопоставлять.

Структура

Понятие структуры — одно из многозначных понятий. Невозможно даже перечислить все значения понятия структуры, в которых оно выступает у разных авторов. Структура  (лат. structura – строение, расположение, порядок)— это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранению основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

При проведении анализа  используются два определяющих понятия структуры: материальная структура и формальная структура.

В общем случае под формальной структурой понимается совокупность функциональных элементов и их отношений, необходимых и достаточных для достижения системой поставленных целей. Из определения следует, что формальная структура описывает нечто общее, присущее системам одного типа. В свою очередь, материальная структура является носителем конкретных типов и параметров элементов системы и их взаимосвязей.

Приведенные рассуждения позволяют сделать два вывода относительно сущности формальных структур: фиксированной цели соответствует, как правило, одна и только одна формальная структура; одной формальной структуре может соответствовать множество материальных структур.

При проведении системного анализа на этапе изучения формальных и материальных структур системы аналитики решают обычно следующие задачи:

  1. определения соответствия существующей структуры новым целям и функциям системы;
  2. определения необходимости реорганизации существующей структуры либо проектирования принципиально новой структуры;
  3. определение вида распределения (перераспределения) новых и старых функций системы по элементам структуры.

Пример. Рассмотрим формальную структуру часов. Вне зависимости от индивидуальных особенностей самых разнообразных часов (электронных, механических, песочных, солнечных и т.д.) в состав структуры часов входят два основных элемента: датчик времени и индикатор времени. Еще один элемент - эталон времени – может включаться в структуру часов или быть внешним элементом. На рис. приведена формальная структура часов.

3

Датчик

времени

Индикатор

Эталон

времени

1

2

4

5

6

Рис. 1.4. Формальная структура часов

Основные функциональные элементы структуры:

Датчик времени – процесс, соответствующий ходу времени (электрический ток, равномерное раскручивание пружины, равномерная струйка песка, вращение Земли вокруг своей оси и т.д.).

Индикатор времени – устройство, преобразующее и отображающее состояние датчика в сигнал времени для пользователя.

Эталон времени служит для синхронизации часов, т.к. с течением времени показания часов будут отличаться от эталона (например, это сигналы точного времени по радио).

В структуру часов входят основные отношения между функциональными элементами:

1 – однозначное соответствие временного процесса и его отображения на индикаторе;

2 – соответствие временного процесса эталону;

3 – периодическое сравнение и устранение расхождения показаний и эталона;

4 – поступление энергии;

5 – регулировка индикатора;

6 – показания часов.

а)

Рис. 1.5. Типы (виды) структур

г)

ж)

б)

в)

д)

е)

з)

и)

Рассмотрим типовые структуры, используемые при построении административных, производственно-технологических и вычислительных систем (рис. 1.5) [2].

Линейная структура (рис.1.5, а) характеризуется тем, что каждая вершина связана с двумя соседними. При выходе из строя хотя бы одного элемента (связи) структура разрушается.

Кольцевая структура (рис.1.5, б) отличается замкнутостью, любые два элемента обладают двумя направлениями связи. Это повышает скорость общения, делает структуру более живучей.

Сотовая структура (рис.1.5, в) характеризуется наличием резервных связей, что повышает надежность (живучесть) функционирования структуры, но приводит к повышению ее стоимости.

Многосвязная структура (рис.1.5, г) имеет структуру полного графа. Надежность функционирования максимальная, эффективность функционирования высокая за счет наличия кратчайших путей, стоимость - максимальная. Частным случаем многосвязной структуры является “колесо” - (рис.1.5, д).

Иерархическая структура (рис.1.5, е) получила наиболее широкое распространение при проектировании систем управления, чем выше уровень иерархии, тем меньшим числом связей обладают ее элементы. Все элементы, кроме верхнего и нижнего уровней, обладают как командными, так и подчиненными функциями управления. Каждый уровень такой системы характеризуется уровнем иерархии, который определяется как отношение числа исходящих связей к числу входящих.

Звездная структура (рис.1.5, ж) имеет центральный узел, который исполняет роль центра, все остальные элементы системы являются подчиненными.

Графовая структура (рис.1.5, з) является инвариантной по отношению к иерархической и используется обычно при описании производственно-технологических систем.

Матричная структура (рис.1.5, и) используется, в частности, для описания матричной схемы управления оргсистемой.

В целом структура является материальным носителем целевой деятельности по ликвидации проблемной ситуации и от ее эффективности во многом зависит конечный результат этой деятельности. При выборе варианта структуры целесообразно использовать некоторые обобщенные  показатели эффективности. В литературе рассматриваются два класса таких показателей:

  1. показатели, описывающие статические параметры системы;
  2. показатели, описывающие ее динамические свойства.

 К первой группе показателей относятся число уровней иерархии, характер взаимосвязей между элементами, степень централизации (децентрализации) управления. Вторая группа показателей описывает эффективность функционирования системы: оперативность, централизация, периферийность, живучесть.  Кратко остановимся на характеристиках вышеперечисленных показателей.

Оперативность оценивается временем реакции системы на воздействие внешней среды либо скоростью ее изменения и зависит, в основном, от общей схемы соединения элементов и их расположения.

Централизация определяет возможности выполнения одним из элементов системы руководящих функций. Численно централизация определяется средним числом связей центрального (руководящего) элемента со всеми остальными.

Периферийность характеризует пространственные свойства структур. Численно периферийность определяется показателем центра тяжести структуры, при этом в качестве единичной оценки меры связности выступает “относительный вес” элемента структуры.

Живучесть системы определяет ее способность сохранять значения показателей при повреждении части системы. Этот показатель может характеризоваться относительным числом элементов (или связей), при уничтожении которых остальные показатели не выходят за допустимые пределы.

Задача оптимизации структуры с целью получения наибольшей эффективности системы является актуальной и требует определенного математического аппарата для своего решения. В качестве такого аппарата используется теория графов и целочисленное программирование.

Исходным элементом в анализе структуры объекта могут быть различные понятия. В частности, в истории философии таким первоначальным понятием было понятие формы, противопоставленной содержанию. Понятие формы исторически предшествует развитому понятию структуры. И тем не менее уже в этом понятии абстрактным образом выражается идея структурного исследования. С современной точки зрения можно сказать, что форма — это структура содержания.

Структурные исследования заключают научное познание в рамки строгих закономерностей.

Структура немыслима вне системы, равно как и система в своей основе всегда структурна.

Собственно структурный анализ системы начинается с выявления определенного состава системы, с детального исследования частей, или, иначе, элементов, с открытия их неделимости в определенном отношении. Это отношение при дальнейшем анализе рассматриваемой системы предстает как структурное отношение.

Посредством понятия структуры принципы сохранения становятся весьма общими принципами науки. Эти принципы в силу того, что понятие структуры является весьма общим понятием, находят свое применение во всех других областях научного исследования. Можно сказать, что критерием научного подхода в исследовании выступают именно принципы сохранения, принимающие в той или иной области науки свои специфические формы.

Итак, понятия «система» и «структура» отождествлять нельзя. Если под структурой следует понимать сеть взаимосвязанных элементов, качественная природа которых не учитывается, и главное внимание направлено на их связи, то под системой понимается объект в целом со всеми присущими ему внутренними и внешними связями и свойствами. Говоря о системе, мы прежде всего подчеркиваем целостный характер материального объекта, в котором главное внимание направляется на качественную специфику элементов.

Структуры есть устойчивое единство элементов, их отношений и целостности системы!

Целостность

Целое (целостность) – внутренне единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды.

В теоретической форме проблема целостности была выдвинута уже античной философией. С тех пор она в той или иной форме затрагивается каждым сколько-нибудь значительным философским направлением.

Понятие целостности выражает требование особого описания — системы в целом, отличного от описания ее элементов (неаддитивность системы), а также подчеркивание особой противопоставленности системы ее окружению (среде), противопоставленности, в основе которой лежит внутренняя активность системы.

Возможные результаты при нарушении целостности системы 

Компоненты системы

К основным компонентам системы относят: элемент системы, взаимоотношения между элементами, подсистему, структуру системы.
Первый компонент системы - минимальная целая часть системы, которая функционально способна отразить некоторые общие закономерности системы в целом. Кроме функциональной характеристики, минимальность определяется самим субъектом исследования как достаточная часть, удовлетворяющая познавательной и преобразовательной потребности.

Элемент (лат. elementium – стихия, первоначальное вещество) – простейшая  неделимая часть системы. Понятие элемента обычно представляется интуитивно ясным. Однако надо иметь в виду, что для каждой данной системы это понятие не является абсолютным, однозначно определенным, поскольку исследуемая система может расчлениться существенно различными способами, и говорить об элементе можно лишь применительно к определенному из этих способов: другое расчленение может быть связано с выделением другого образования в качестве исходного элемента. Поскольку элемент выступает как своеобразный предел возможного членения объекта, собственное его строение (или состав) обычно не принимается и во внимание в характеристике системы: составляющие элементы уже не рассматриваются как компоненты данной системы.

Вторым компонентом системы выступают взаимоотношения между элементами или связи. Взаимоотношения могут быть нейтральными, когда оба элемента не претерпевают каких-либо структурных или функциональных изменений, или функциональными, когда один элемент, воздействуя на другой, приводит к структурным или функциональным изменениям в этом элементе.
Третьим компонентом системы является подсистема, состоящая из ряда элементов системы, которые возможно объединить по схожим функциональным проявлениям.

Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы).

В системе может быть различное количество подсистем. Это зависит от основных функций подсистемы: внутренних и внешних. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую.

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера. Среди выдающихся личностей, работавших с технической подсистемой, достойное место занимают: И. Кеплер (1571–1630) – немецкий астроном; И. Ньютон (1643–1727) – английский математик, механик, астроном и физик; М.В. Ломоносов (1711–1765) – российский естествоиспытатель; П.С. Лаплас (1749–1827) – французский математик, астроном, физик; А. Эйнштейн (1879–1955) – физик-теоретик, один из основателей современной физики; С.П. Королев (1906/07–1966) – советский конструктор и др.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если..? Среди выдающихся ученых, работавших с биологической подсистемой, можно назвать следующих: Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) – древнегреческий врач, материалист; К. Линней (1707–1778) – шведский естествоиспытатель; Ч. Дарвин (1809–1882) – английский естествоиспытатель; В.И. Вернадский (1863–1945) – естествоиспытатель, гео- и биохимик и др.

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации. Среди персоналий, работавших в социальной подсистеме, нет общепризнанных лидеров. Хотя по ряду признаков к ним относят российского императора Петра I, американского бизнесмена Г. Форда и других личностей.

Перечисленные виды подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений

 
Соотношение неопределенностей в деятельности различных подсистем

Не случайно в мировой практике легче получить статус профессионала в технической подсистеме, значительно труднее – в биологической и чрезвычайно трудно – в социальной!


Взаимодействие подсистем

Четвертым компонентом системы выступает структура системы. Под структурой понимается совокупность связей, взаимоотношений между всеми элементами системы, между ее подсистемами,между системой и внешней средой.
Если рассматривать совокупность всех связей внутри системы, то такая структура будет внутренней. Если рассматривать совокупность всех связей как внутри системы, так и системы с внешней средой такая структура называется полной структурой.

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация - понятие проблемной ситуации включает понятие проблемы – несоответствие между желаемым и фактическим состоянием и понятие ситуации – комплекс условий, в которых существует проблема.

Источники  информации о проблемной ситуации: распорядительная (постановления, приказы, распоряжения и др. ), отчетная и статистическая документация, результаты наблюдения, научные исследования и проведение экспериментов, мнения экспертов.

07.07.2014, 17:12

Около 100 менеджеров «Белоруснефти» работали в выходные дни на АЗС

Сотрудники производственного объединения «Белоруснефть» в минувшие выходные вышли на работу на автозаправки компании, расположенные в различных регионах Белоруссии, сообщает «БелТА» со ссылкой на пресс-службу предприятия.

Почти 100 руководителей и ведущих специалистов центрального аппарата «Белоруснефти» работали в качестве топливозаправщиков, операторов нефтебаз, кассиров, работников кафетериев на 25 АЗС. В частности, директор «Белоруснефть-Гомельоблнефтепродукт» Юрий Кукушкин трудился топливозаправщиков на АЗС №77, а глава управления центрального аппарата компании Юрий Онанченко был оператором по отпуску нефтепродуктов на Новополоцкой нефтебазе.

По мнению руководства «Белоруснефти», подобные акции позволяют изнутри понять ситуацию, с которой ежедневно сталкиваются покупатели и персонал АЗС, оценить имеющиеся плюсы и минусы, чтобы предложить нововведения для более продуктивного ведения бизнеса.

Впервые такое мероприятие состоялось 27 октября 2013 года в День автомобилиста и дорожника.

«Газета.Ru»

Все проблемы в зависимости от глубины их познания подразделяются на три класса:

а) хорошо структуризированные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах и символах, получающих в конце концов численные оценки;

б) неструктуризированные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

в) слабо структуризированные или смешанные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные малоизвестные и неопределенные стороны проблемы имеют тенденцию доминировать.

Для решения хорошо структуризованных проблем используется методология исследования операций (ИО). Она состоит в применении математических моделей и методов {линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр и т.д.) для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями. Основная проблема применения методов исследования операций состоит в том, чтобы правильно подобрать типовую или разработать новую математическую модель, собрать необходимые исходные данные и убедиться путем анализа исходных предпосылок и результатов математического расчета, что эта модель отражает существо решаемой задачи.

В неструктуризованных проблемах традиционным является эвристический метод, который состоит в том, что опытный специалист собирает максимум различных сведений о решаемой проблеме, вживается в нее и на основе интуиции и суждений вносит предложения о целесообразных мероприятиях.

При таком подходе отсутствует какая-либо упорядоченная логическая процедура отыскания решения, и специалист, выдвигающий определенные предложения, не может сколько-нибудь четко изложить способ, на основе которого он от совокупности разрозненных исходных сведений пришел к окончательным рекомендациям. При решении проблемы такой специалист полагается на имеющийся собственный опыт, на опыт своих коллег, на профессиональную подготовленность, на изучение аналогичных проблем методом ситуаций, но не на четко сформулированную методику.

К слабо структуризованным проблемам, для решения которых предназначен системный анализ, относится большинство наиболее важных экономических, технических, политических и военно-стратегических задач крупного масштаба.

Типичными проблемами такого рода являются те, которые:

а) намечены для решения в будущем;

б) сталкиваются с широким набором альтернатив;

в) зависят от текущей неполноты технологических достижений;

г) требуют больших вложений капитала и содержат элементы риска;

д) внутренне сложны вследствие комбинирования ресурсов, необходимых для их решения;

е) для которых не полностью определены требования стоимости или времени.

Важным для организации науки является вопрос о так называемых мнимых проблемах. Под последними понимаются проблемоподобные структуры, которые не являются проблемами, но либо ошибочно принимаются за них, либо выдаются за такие. В зависимости от характера возникновения все мнимые проблемы можно разделить на два класса.

1. Экстранаучные мнимые проблемы, причины которых находятся вне науки. В основе их возникновения — мировоззренческие, методологические, идеологические и прочие заблуждения.

2. Интранаучные проблемы, причины которых коренятся в самом познании, в его достижениях и трудностях. К ним относятся:

— «уже не проблемы», т.е. решенные, но принимаемые ошибочно за нерешенные;

— «еще не проблемы», которые возникают как следствие отрыва нашего мышления от реальных возможностей настолько, что оно не в состоянии ни в настоящем, ни в обозримом будущем указать средства актуализации и решения этих проблем;

— «никогда не проблемы», т.е. такие проблемоподобные структуры, для которых вообще не существует решения  (например, создание вечного двигателя), иначе говоря, постановка которых противоречит всем фундаментальным принципам науки.

Каковы же способы обращения с проблемой? Можно отметить следующие:

— не решать проблему, игнорировать ее;

— решать частично, сделать что-нибудь с достаточно хорошим результатом;

— решать проблему полностью и получить наилучший результат;

— устранить, растворить проблему, переделать либо саму ТС, либо ее окружение.

Совместное применение системного анализа и интуитивных оценок относительной важности проблем и оценок их эффективности дает уже весьма ощутимые практические результаты, во всяком случае лучшие, нежели традиционные методы расчета экономической эффективности или же громоздкие методы исследования операций (Черняк Ю.И.).

Для проведения анализа проблемной ситуации необходимо, прежде всего, четко сформулировать суть проблемы и описать ситуацию, в которой она имеет место. Содержанием анализа проблемной ситуации является:

− определение существования проблемы и ее принадлежности;

Определение существования проблемы включает проверку истинности или ложности формулировки проблемы и ее принадлежности данному органу управления. Практика показывает, что нередки случаи, когда ставятся надуманные проблемы или проблемы, не относящиеся к компетенции данного органа управления. Решение таких проблем отвлекает ресурсы от решения действительно актуальных проблем. Проверка существования проблемы должна осуществляться по критерию экономической эффективности для данной системы, что позволяет четко определить принадлежность проблемы, т.е. “своя” или “чужая” это проблема.

− определение новизны проблемной ситуации;

Определение новизны проблемной ситуации необходимо для выявления возможных прецедентов или аналогий. Если устанавливаются прецеденты или аналогии, то имеется возможность проанализировать применимость прошлых решений в настоящей проблемной ситуации.  Наличие прошлого опыта, как правило, существенно облегчает работу по принятию решения. В случае принципиальной новизны проблемной ситуации приходится решать задачу принятия решений заново, без использования априорной информации. Однако, будучи решенной, эта задача создает прецедент, который может быть использован в будущем. В распорядительных документах, как правило, проблемная ситуация подробно не описывается; даже если проблема и формулируется, то ситуация, с ней связанная, не фиксируется, поскольку считается, что условия, в которых имеет место проблема, известны. Кроме того, в распорядительных документах не обосновывается, почему нужно делать так, а не по-другому,  т.е. в этих документах нет анализа альтернативных путей решения проблемы. Поэтому распорядительные документы являются очень бедным источником информации о прецедентах проблемных ситуаций и связанных с ними ЗПР. В этой связи целесообразным является создание библиотеки прецедентов задач принятия решений, которая являлась бы составной частью нормативной документации любого звена управления и содержала бы коллективный опыт решения проблем.

− установление причин возникновения проблемной ситуации;

Установление причин возникновения проблемной ситуации позволяет глубже понять закономерности функционирования объекта управления,  вскрыть наиболее существенные факторы, влияющие на достижение целей. Л. Февр говорил о том, что «история – это наука о будущем».

− определение взаимосвязи с другими проблемами;

Бытует представление, что проблемы возникают внезапно, неожиданно. Это представление неверно и объясняется тем, что часто в процессе управления не выполняется функция выявления проблем. Эта функция должна постоянно осуществляться руководством в любой организационной системе. Для реализации функции выявления проблем необходимо организовать систематический сбор информации о состоянии системы и внешней среды и проводить анализ степени достижения целей. Большое значение имеет прогнозирование появления проблем в будущем. Прогнозирование проблем устраняет неожиданность их появления и, следовательно, увеличивает располагаемое время для подготовки решения. Естественно, что в этих условиях деятельность руководителя в значительно большей степени приобретает планомерный характер, уменьшается количество быстрых и поэтому недостаточно хорошо проработанных оперативных решений. Как известно, задача прогнозирования в зависимости от располагаемой информации может решаться тремя способами. В первом из них предполагается наличие формальной модели процесса, адекватно описывающей события во времени. На основе модели осуществляется прогнозирование событий. Во втором способе модель явления отсутствует,  но имеются статистические данные за некоторый предшествующий период времени. Обработка имеющихся данных позволяет экстраполировать на будущее развитие процессов. Наконец, в третьем способе отсутствуют как модель, так и статистические данные, поэтому используются экспертные оценки. Для получения общей картины развития событий широко используется на первом этапе такая форма экспертной оценки, как написание сценария.  Сценарий позволяет выделить характерные события, которые могут быть проанализированы более обстоятельно путем проведения экспертной оценки в форме анкетирования и дискуссии. Во многих случаях анализ проблемной ситуации позволяет выявить целую совокупность взаимосвязанных проблем. При этом возникает необходимость классификации этих проблем на главные и второстепенные,  общие и частные, срочные и не срочные. При анализе проблемной ситуации необходимо установить возможные взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими известными проблемами. Определение таких взаимосвязей позволяет более четко и глубоко выявить причинно-следственную зависимость возникновения анализируемой проблемы и способствует выработке комплексного решения.

− определение степени полноты и достоверности информации о проблемной ситуации;

Большое значение в анализе имеет определение степени полноты и достоверности информации о проблемной ситуации. Для этого необходимо описывать проблемную ситуацию по определенной системе, сущностью которой является структура информации и логическая последовательность ее изложения. Еще философ Древнего Рима Квинтилиан утверждал, что любую сколь угодно сложную ситуацию можно полностью описать, руководствуясь следующими семью вопросами: что, где, когда, кто, почему, с какой целью, при каких условиях? Эти вопросы определяют структуру изложения информации и позволяют детализировать описание проблемной ситуации. Основными элементами описания проблемной ситуации должны быть:

-сущность проблемы;

-возникновение и развитие проблемной ситуации;

-основные факторы и условия ситуации;

-актуальность и срочность решения проблемы;

-источники информации, их надежность;

-степень полноты и достоверности информации (насколько полны и точны данные).

В случае полной и достоверной информации нетрудно непосредственно сформулировать сущность проблемы и комплекс характеризующих ее условий. Эта информация служит исходной базой для последующей формулировки целей, ограничений и альтернативных вариантов решений. Если же имеет место неопределенность информации, то необходимо рассмотреть две возможные альтернативы.

Первая альтернатива - осуществить комплекс мер по получению недостающей информации.

Вторая альтернатива - отказаться от попытки получения дополнительной информации и принимать решение в условиях имеющейся неопределенности.

Выбор той или иной альтернативы определяется возможностью получения дополнительной информации, располагаемым временем и ресурсами для принятия решения. Может оказаться, что уменьшение неопределенности требует таких затрат времени и ресурсов, которые совершенно не окупаются увеличением эффективности решения. Получение необходимой информации рассматривается теорией как проведение эксперимента. Существует научное направление, занимающееся планированием проведения экспериментов с целью оптимального распределения имеющихся ресурсов для получения максимума информации. В том случае, если выбрана вторая альтернатива, проблемная ситуация описывается неполно и, возможно, недостоверно. Поэтому возникает необходимость доопределения проблемной ситуации путем формирования гипотетических ситуаций. Выполнение этой работы составляет предмет второй процедуры этапа формирования решений. Формирование множества гипотетических ситуаций является творческим процессом, требующим специальных знаний, широкой эрудиции и большого опыта в рассматриваемой области. Поэтому для формулирования возможных альтернативных ситуаций должны привлекаться высококвалифицированные эксперты. Общих методов для генерации альтернативных ситуаций нет. Имеющиеся рекомендации сводятся к следующему. Альтернативные гипотетические ситуации (гипотезы, версии) должны быть независимы и образовывать полную группу, т.е. включать все возможные варианты событий. Ситуации описываются содержательно и могут включать количественные характеристики, в том числе характеристику достоверности-вероятности ситуаций. Сумма вероятностей независимых ситуаций,  образующих полную группу, равна единице. Если возникают трудности в определении полной группы, то формируется ситуация “ все остальные неизвестные ситуации ”, которой приписывается определенная вероятность.  В дальнейшем эта ситуация может быть уточнена и раскрыта в виде ряда конкретных ситуаций. Формирование множества альтернативных гипотетических ситуаций обеспечивает уменьшение исходной неопределенности, поскольку становится ясным полный перечень ситуаций, появление которых рассматривается как случайное, но с определенными вероятностями.

− определение возможности разрешимости проблемы.

Важной составной частью анализа проблемной ситуации является определение степени разрешимости проблемы. Еще на первом шаге этапа формирования решений необходимо хотя бы приблизительно оценить возможность решения проблемы в существующих условиях, поскольку не имеет смысла заниматься разработкой решения для явно неразрешимой проблемы. Качественное выполнение анализа проблемной ситуации способствует более эффективной работе ЛПР и экспертов по формированию вариантов решений и выбору оптимального из них, что приводит к уменьшению вероятности ошибочных действий в процессе принятия решений.

Для проведения анализа проблемной ситуации используется широкий набор эвристических и формальных методов: индукция и дедукция, классификация, группировка, систематизация, обобщение и другие методы обработки и анализа информации.

Подводя итоги изложению содержания анализа проблемной ситуации, перечислим основные рекомендации по его проведению:

1. Описание проблемной ситуации должно быть полным, точным,  кратким и носить аналитический характер.

2. Дать описание проблемы: место, время и сущность проблемы (ответы на вопросы: где, когда, что?).

3. Описать комплекс условий и провести анализ причин возникновения и развития проблемной ситуации (при каких условиях, почему?).

4. Определить принадлежность проблемы (кто?).

5. Оценить актуальность, срочность и новизну проблемы ( с какой целью, когда нужно решать, было ли раньше?).

6. Определить взаимосвязь с другими проблемами (на что влияет?).

7. Оценить степень полноты и достоверности информации о проблемной ситуации (насколько полны и точны данные?).

8. Оценить возможность решения проблемы с учетом существующих

условий (можно ли решить?).

Антиподом проблем являются цели.

Цели системы

Цели системы - желаемое состояние выходов системы; определенное извне или установленное самой системой состояние ее выходов; идеальный образ того, чего человек либо группа людей хочет достичь; предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия; требуемые внешней средой результаты деятельности системы, заданные на множестве выходных конечных продуктов.

Множество возможных целей можно разделить на два класса: финитные (конечные, терминальные) и инфинитные (бесконечные). Финитные цели характеризуют определенный результат, который должен быть получен во времени и в пространстве. Например, обеспечение прибыли предприятия к концу текущего года в размере 100 млн. рублей. Инфинитные цели определяют направление деятельности. К данному классу целей относятся, например, увеличение прибыльности предприятия, удержание позиций в конкурентной борьбе, сокращение издержек производства.  

Выбор того или иного класса целей зависит от характера решаемой проблемы. Большинство проблем являются краткосрочными, оперативными. Цели решения этих проблем должны быть конкретными, вполне определенными и, следовательно, конечными.

По отношению к состоянию целей система может находиться в двух режимах: функционирования и развития. В первом случае считается, что система полностью удовлетворяет потребности внешней среды и процесс перехода ее и ее отдельных элементов из состояния в состояние происходит при постоянстве заданных целей. Во втором случае считается, что система в некоторый момент времени перестает удовлетворять потребностям внешней среды, и требуется корректировка прежних целевых установок.

Учитывая, что практически все системы относятся к классу многопродуктовых  (многоцелевых) систем, следует рассматривать простые (частные) цели системы и сложные (комплексные) цели. Так, например, для достижения успеха в бизнесе можно ограничиться заданием целей в основных областях деятельности (производство, финансы, коллектив, экология):

  1. максимизация объема выпуска продукции;
  2. минимизация затрат ресурсов;
  3. максимизация прибыли;
  4. максимизация эффективности инноваций;
  5. минимизация финансовых затрат;
  6. минимизация социальной напряженности;
  7. минимизация загрязнения окружающей среды.

Современная концепция управления по целям является одним из эффективных средств организации корпоративного управления. Она основана на том, что каждый член организации представляет себе цели организации  и стремится к их достижению. При этом для такого управления характерны следующие особенности:

  1. деятельность сотрудников должна оцениваться по ее результатам (достижениям), а не по количеству отработанного времени;
  2. сотрудники должны знать цели организации и стремиться к их достижению;
  3. сотрудники должны иметь право отстаивать свои собственные цели.

Содержательная формулировка целей является необходимым, но не  достаточным условием осуществления целеполагания. Для конкретизации целей необходимо задать критерии достижения целей и ограничения, при которых осуществляется поиск возможных вариантов решения.

Критерий (греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило, оценка. Критерий – мера близости к цели. В этом смысле критерий – это модель цели. Критерий достижения целей отождествляется с показателем эффективности системы и может выражаться как в качественной, так и в количественной форме. От критериев требуется как можно большее сходство с целями для того, чтобы оптимизация решения в системе выбранных критериев соответствовала максимальному приближению к цели.

Наряду с выбранными критериями большое влияние на выбор того или иного варианта решения оказывает система выделенных в задаче ограничений. Ограничения - это условия, отражающие влияние внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать в задаче принятия решений. Требования системности при рассмотрении вопроса требуют учета всех возможных ограничений: организационных, экономических, правовых, технических, психологических и т.д. При этом качественные ограничения формулируются, как правило, в терминах “не разрешается”, “не допускается”, а количественные - “не более”, “не менее”, “в интервале от-до”. Ограничения, как правило, дополняют (конкретизируют) сформулированные ранее цели и в ряде случаев могут сделать цели нереализуемыми. В этом случае необходимо через проведение ряда итерационных процедур снять часть ограничений.

При формировании целей и ограничений используется, так называемое, пространство целеполагания. Пространство целеполагания – совокупность систем, предъявляющих требования к исследуемой системе. Для организационных систем это пространство включает такие системы окружающей среды (см. рис. 1.2):

  1. вышестоящие организации, местные и федеральные органы управления;
  2. подведомственные организации;
  3. потребители и поставщики.

В пространство целеполагания также включается сама система, предъявляющая собственные требования.

Оптимальный (лат. optimus- наилучший) – наилучший, наиболее соответствующий определённым условиям и задачам.

Оптимизация – 1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных в соответствии с критерием оптимизации; 2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.

Критерий оптимизации – количественный или порядковый показатель, выражающий предельную меру эффекта (например, экономического) принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернатив) и выбора наилучшего. Например, в экономике критериями оптимизации могут быть  максимум прибыли, минимум трудовых затрат, минимальное время достижения цели, меню в ресторане..

Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.

2 Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. 

3 Психологии известны два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты. Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих. Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя. Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится к общению с людьми, вниманию со стороны окружающих, участию в публичных выступлениях, участию в многолюдных мероприятиях. Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23732. Простые и составные числа 46.5 KB
  Образовательные: познакомить учащихся с понятием простого и составного числа повторить понятие делителя и классификации закрепить алгоритм решения задач на движение. 1 – Прежде всего вспомним какое число называется делителем числа а Делителем числа a называется число на которое а делится без остатка или: b делит а если существует такое число с что а = bс. – Запишите делители числа 30.
23733. Логическое кодирование 137.5 KB
  Основаны на разбиении исходной последовательности бит на порции, которые называют символами. Затем каждый исходный символ заменяется на новый, который имеет большее количество бит, чем исходный.
23734. Амплитудно-частотная характеристика, полоса пропускания, затухание и пропускная способность 176 KB
  Волоконно-оптический кабель также искажает передаваемый сигнал, что обусловлено различным временем распространения мод и наличием частотной зависимости показателя преломления материала оптического кабеля.
23735. Простые и составные числа 45 KB
  Формировать способность к рефлексивному анализу собственной деятельности: к фиксированию собственных затруднений по теме «Простые и составные числа», выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений...
23736. Алгоритмы разложения чисел на простые множители 40 KB
  Тренировать способность к практическому использованию алгоритма разложения чисел на простые множители; повторить и закрепить признаки делимости действия со смешанными числами решение задач на проценты составление геометрических фигур из частей.
23737. Разложение чисел на простые множители 44.5 KB
  Основная цель: – сформировать способность представления числа в виде произведения простых множителей; повторить и закрепить: понятие простого и составного числа признаки делимости. – Из получившегося ряда чисел назовите числа кратные 3. – Из получившегося ряда чисел назовите числа кратные 9. – Из получившегося ряда чисел назовите числа кратные 6.
23738. Язык и логика 84.5 KB
  2 а Подставим вместо переменных x и y их значения и найдём значение получившегося числового выражения по действиям. Если x = 15 y = 6 то 49  15 – 17  6 = 633 49  15 = 735; 17  6 = 102; 735 – 102 = 633 Сравним получившийся результат с число стоящим в правой части данного равенства. 633 = 533 Л б Подставим вместо переменных x и y их значения и найдём значение получившегося числового выражения по действиям. Подставим результат в исходное предложение вместо левой части 15 ≤ 3 Л 3 Надо найти такое число в разряде единиц...
23739. ОСТРЫЕ УГЛЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ИЛИ ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОЛОДОЖЕНОВ 3.83 MB
  Книга Андрея Зберовского написана в традиционной для автора форме, где большая часть практических советов подана в увлекательной и живой форме, нередко с элементами юмора. Она адресована очень широкой читательской аудитории любых возрастных категорий, прежде всего – молодоженам!
23740. Степень числа 42 KB
  Сначала определяем значение степени а затем проходим произведение. – Найдите значение выражения: 5 23 – 362 81 : 32 . 3 1 2 4 9 7 5 6 8 12 11 10 5 23 – 362 81 : 32 = 5  2  2  2 – 36  5  2  2  2 – 36 81 : 3  3 – Проанализируйте каков порядок действий в нашем выражении Сначала находим значение степени в скобке затем значение произведения значение разности значение степени результата получившегося в скобках значение степени числа 3 значение...