9004

Философия Древнего Востока. Проблема совершенного человека

Доклад

Логика и философия

Философия Древнего Востока. Проблема совершенного человека Буддизм - религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии в VI – V вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех - наряду с христианством и исламом...

Русский

2013-02-21

38.5 KB

15 чел.

Философия Древнего Востока. Проблема совершенного человека

Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии в VI – V вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех — наряду с христианством и исламом — мировых религий. Основатель буддизма — индийский принц Сидхартха Гаутама (по индийской традиции около 623 – 543 гг. до н. э., согласно европейским изысканиям около 560 – 480 (556 – 476) гг. до н. э.), получивший впоследствии имя Будды, т. е. «пробужденного», «просветленного».

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 школ, разногласия между которыми вызывали созыв соборов (в Раджагрихе — около 477 г. до н. э., в Вайшали — около 367 г. до н. э., в Паталипутре — около III в. до н. э.) и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две основных ветви: хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница).

Своеобразием буддизма является его этико-практическая направленность: с самого начала буддизм выступал не только против особого значения внешних (прежде всего, ритуальных) форм религиозной жизни, но и против абстрактно-догматических исканий, характерных, в частности, для брахманистско-ведийской традиции. Будучи чрезвычайно восприимчивым к разнообразным идеологическим комплексам, буддизм превращал эти заимствования в составляющие буддийских учений, мифологии, культа.

Стержневой идеей буддизма является доктрина «освобождения», изложенная в первой проповеди Будды о четырех благородных истинах: существует страдание, причина страдания, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению от страдания.

Истина страдания: «Все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции, а потому полно скорби».

Истина причины: «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения».

Истина освобождения: «Освободиться от страданий можно, лишь отказавшись от желаний, подавив в себе все страсти».

Истина пути: «Для достижения спасения необходимо выключиться из круга перевоплощений, достичь состояния нирваны, т. е. угасания или исчезновения».

Нирваны можно удостоиться, если следовать среднему восьмеричному пути спасения: правильное видение; правильная мысль; правильная речь; правильное действие; правильный образ жизни; правильное усилие; правильное внимание; правильное сосредоточение. Это путь освобождения от десяти цепей: от любви к земной жизни; от чувственных страстей; от желаний; от ненависти; от гордости и т. д.

Освобождение в буддизме — это создание в противовес существующему непостоянству чего-то постоянного и, следовательно, сущностного. Им оказывается определенное психическое состояние — нирвана. С интеллектуальной стороны освобождение есть проникание в суть вещей и обнаружение их бессущностности, с нравственно-эмоциональной — безгрешность, с волевой — абсолютная независимость от внешнего. Вместе с тем нирвана характеризуется слиянностью всех психических способностей. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов, служащих преобразованию психики и психофизиологической личности — медитация, а также более активные методы, почерпнутые буддизмом из даосской практики и местных магических культов, связанных с увеличением плодородия (в важдраяне). Достигнутое с помощью этих методов состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия от внешнего определяется в школах хинаяны как неподвижный, неизменный элемент, в школах махаяны — как тело дхармы, тождественное Будде как сущности его учения, которое воплощено в совокупности всего существующего.

Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. Происходит отождествление высшей реальности — нирваны — с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных чувств; одновременно с внеличностным аспектом нирваны возникла концепция универсального, вселенского Будды.

Универсальностью предложенного им пути к «спасению» буддизм вызвал значительный демократический резонанс в принявших его странах. Так, уже при своем возникновении буддизм оказался в оппозиции к освященному брахманизмом кастовому строю в Индии, провозгласив равенство всех независимо от каст, сословий и т. д. Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру (архитектура, живопись, литература, буддийская образованность). Наиболее влиятельная буддийская организация — созданное в 1950 г. Всемирное братство буддистов.

Другое великое религиозно-философское направление Древнего Востока — конфуцианство.

Взгляды Конфуция — основоположника учения — отразились в составленном в V – IV вв. до н. э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»), содержащем высказывания Конфуция и его учеников. В центре учения — человек, понимаемый прежде всего как член общества, которое уподобляется большой семье. Все проблемы человеческого существования и познания мира осмысляются конфуцианством в социально-этической плоскости. Познавший волю неба становится «благородным мужем» (цзюнь цзы), т. е. нормативной личностью, сочетающей духовно-материальные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист благородного мужа — «маленький человек», руководствующийся выгодой, низкопоставленный и привязанный к конкретному делу.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления (к III в. до н. э. их было уже не менее восьми). Две противоположные друг другу интерпретации конфуцианства в IV – III вв. до н. э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый выдвинул тезис об изначальной доброте человеческой природы (син). Зло — результат ошибок людей, и для его искоренения следует восстановить первоначальную природу человека. Согласно второму, человеческой природе изначально присуще зло, т. е. от рождения человек стремится к выгоде и плотским наслаждением, поэтому благие качества должны быть привиты извне путем постоянного обучения. Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя. Эта теория противопоставлялась «деспотическому правлению» с использованием силы, а также понятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ — с листьями и считал задачей идеального государя (вана) «завоевание» своего народа. Другая метафора: правитель — лодка, народ — вода, которая может и нести лодку, и опрокинуть ее. Этим подчеркивается необходимость для правителя добиваться расположения народа. Сюнь-цзы отрицал существование духов и демонов, отбрасывал веру в сверхъестественное, выступал против ряда распространенных в его время религиозных обрядов.

Во II в. до н. э., в эпоху Хань, конфуцианство обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории — легизм, — неявно интегрировало ряд его идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа).

Третье религиозно-философское учение о Дао создала школа даосов — первая в Древнем Китае школа. Ее основатель — Лао-Цзы. Его трактат называется «Даодэцзин». Дао бестелесно, но в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы.

Центральной идеей формирующейся философии стала идея внутренней взаимосвязи, единства всего существующего, основанного на единстве источников всего существования. Мир един, т. к. он происходит из единого начала. Дао — это то, чем мир творится и чему он подчиняется. «Все сущее вливается в него, как горные ручьи текут к рекам и морям». «Все в мире — одна вещь, обыкновенные люди не знают ее настоящего имени, они видят вещи и не видят Дао». Видящий Дао — это мудрец. В восточных культурах явного отделения философии от предфилософии не произошло. Понятия брахмана и Дао трактовались в основном мистически. Подчеркивались их непостижимые мысли и невыразимость в слове.

В течение долгого времени познание развивается в едином комплексе. Философия остается слитой с мифологией и религией. Только в Древней Греции сравнительно рано (в VI в. до н. э.) познание отчетливо разделилось на рациональное и религиозно-мифологическое, получило особое развитие знание, основанное на абстрактном мышлении и доказательстве. Этому способствовали исторические особенности античного общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62203. «Не»с причастиями 22.94 KB
  Кто напомнит что такое причастие Причастие это такая форма глагола которая обладает признаками как глагола так и прилагательного. Причастие имеет свои особенности. Во-первых причастие может присоединять зависимые слова образуя причастный оборот.