9004

Философия Древнего Востока. Проблема совершенного человека

Доклад

Логика и философия

Философия Древнего Востока. Проблема совершенного человека Буддизм - религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии в VI – V вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех - наряду с христианством и исламом...

Русский

2013-02-21

38.5 KB

15 чел.

Философия Древнего Востока. Проблема совершенного человека

Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии в VI – V вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех — наряду с христианством и исламом — мировых религий. Основатель буддизма — индийский принц Сидхартха Гаутама (по индийской традиции около 623 – 543 гг. до н. э., согласно европейским изысканиям около 560 – 480 (556 – 476) гг. до н. э.), получивший впоследствии имя Будды, т. е. «пробужденного», «просветленного».

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 школ, разногласия между которыми вызывали созыв соборов (в Раджагрихе — около 477 г. до н. э., в Вайшали — около 367 г. до н. э., в Паталипутре — около III в. до н. э.) и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две основных ветви: хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница).

Своеобразием буддизма является его этико-практическая направленность: с самого начала буддизм выступал не только против особого значения внешних (прежде всего, ритуальных) форм религиозной жизни, но и против абстрактно-догматических исканий, характерных, в частности, для брахманистско-ведийской традиции. Будучи чрезвычайно восприимчивым к разнообразным идеологическим комплексам, буддизм превращал эти заимствования в составляющие буддийских учений, мифологии, культа.

Стержневой идеей буддизма является доктрина «освобождения», изложенная в первой проповеди Будды о четырех благородных истинах: существует страдание, причина страдания, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению от страдания.

Истина страдания: «Все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции, а потому полно скорби».

Истина причины: «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения».

Истина освобождения: «Освободиться от страданий можно, лишь отказавшись от желаний, подавив в себе все страсти».

Истина пути: «Для достижения спасения необходимо выключиться из круга перевоплощений, достичь состояния нирваны, т. е. угасания или исчезновения».

Нирваны можно удостоиться, если следовать среднему восьмеричному пути спасения: правильное видение; правильная мысль; правильная речь; правильное действие; правильный образ жизни; правильное усилие; правильное внимание; правильное сосредоточение. Это путь освобождения от десяти цепей: от любви к земной жизни; от чувственных страстей; от желаний; от ненависти; от гордости и т. д.

Освобождение в буддизме — это создание в противовес существующему непостоянству чего-то постоянного и, следовательно, сущностного. Им оказывается определенное психическое состояние — нирвана. С интеллектуальной стороны освобождение есть проникание в суть вещей и обнаружение их бессущностности, с нравственно-эмоциональной — безгрешность, с волевой — абсолютная независимость от внешнего. Вместе с тем нирвана характеризуется слиянностью всех психических способностей. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов, служащих преобразованию психики и психофизиологической личности — медитация, а также более активные методы, почерпнутые буддизмом из даосской практики и местных магических культов, связанных с увеличением плодородия (в важдраяне). Достигнутое с помощью этих методов состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия от внешнего определяется в школах хинаяны как неподвижный, неизменный элемент, в школах махаяны — как тело дхармы, тождественное Будде как сущности его учения, которое воплощено в совокупности всего существующего.

Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. Происходит отождествление высшей реальности — нирваны — с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных чувств; одновременно с внеличностным аспектом нирваны возникла концепция универсального, вселенского Будды.

Универсальностью предложенного им пути к «спасению» буддизм вызвал значительный демократический резонанс в принявших его странах. Так, уже при своем возникновении буддизм оказался в оппозиции к освященному брахманизмом кастовому строю в Индии, провозгласив равенство всех независимо от каст, сословий и т. д. Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру (архитектура, живопись, литература, буддийская образованность). Наиболее влиятельная буддийская организация — созданное в 1950 г. Всемирное братство буддистов.

Другое великое религиозно-философское направление Древнего Востока — конфуцианство.

Взгляды Конфуция — основоположника учения — отразились в составленном в V – IV вв. до н. э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»), содержащем высказывания Конфуция и его учеников. В центре учения — человек, понимаемый прежде всего как член общества, которое уподобляется большой семье. Все проблемы человеческого существования и познания мира осмысляются конфуцианством в социально-этической плоскости. Познавший волю неба становится «благородным мужем» (цзюнь цзы), т. е. нормативной личностью, сочетающей духовно-материальные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист благородного мужа — «маленький человек», руководствующийся выгодой, низкопоставленный и привязанный к конкретному делу.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления (к III в. до н. э. их было уже не менее восьми). Две противоположные друг другу интерпретации конфуцианства в IV – III вв. до н. э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый выдвинул тезис об изначальной доброте человеческой природы (син). Зло — результат ошибок людей, и для его искоренения следует восстановить первоначальную природу человека. Согласно второму, человеческой природе изначально присуще зло, т. е. от рождения человек стремится к выгоде и плотским наслаждением, поэтому благие качества должны быть привиты извне путем постоянного обучения. Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя. Эта теория противопоставлялась «деспотическому правлению» с использованием силы, а также понятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ — с листьями и считал задачей идеального государя (вана) «завоевание» своего народа. Другая метафора: правитель — лодка, народ — вода, которая может и нести лодку, и опрокинуть ее. Этим подчеркивается необходимость для правителя добиваться расположения народа. Сюнь-цзы отрицал существование духов и демонов, отбрасывал веру в сверхъестественное, выступал против ряда распространенных в его время религиозных обрядов.

Во II в. до н. э., в эпоху Хань, конфуцианство обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории — легизм, — неявно интегрировало ряд его идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа).

Третье религиозно-философское учение о Дао создала школа даосов — первая в Древнем Китае школа. Ее основатель — Лао-Цзы. Его трактат называется «Даодэцзин». Дао бестелесно, но в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы.

Центральной идеей формирующейся философии стала идея внутренней взаимосвязи, единства всего существующего, основанного на единстве источников всего существования. Мир един, т. к. он происходит из единого начала. Дао — это то, чем мир творится и чему он подчиняется. «Все сущее вливается в него, как горные ручьи текут к рекам и морям». «Все в мире — одна вещь, обыкновенные люди не знают ее настоящего имени, они видят вещи и не видят Дао». Видящий Дао — это мудрец. В восточных культурах явного отделения философии от предфилософии не произошло. Понятия брахмана и Дао трактовались в основном мистически. Подчеркивались их непостижимые мысли и невыразимость в слове.

В течение долгого времени познание развивается в едином комплексе. Философия остается слитой с мифологией и религией. Только в Древней Греции сравнительно рано (в VI в. до н. э.) познание отчетливо разделилось на рациональное и религиозно-мифологическое, получило особое развитие знание, основанное на абстрактном мышлении и доказательстве. Этому способствовали исторические особенности античного общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36425. Имитационное моделирование систем в MatLab Simulink 180.5 KB
  Пример разработки имитационной модели. Построение словарной модели описательная дескриптивная вербальная модель. Сумма налоговых поступлений от предприятий за моделируемый период накапливается на бюджетных счетах и представляется интегралом: где BDt сумма поступивших в бюджет средств от начала моделирования к моменту t руб.
36426. Программирование в MatLab 140.5 KB
  Листинг 1 содержит файлпрограмму для вывода графиков функции на отрезке [22] для значений параметра . Например для вычисления суммы при различных значениях x потребуется файлфункция текст которой приведен на листинге 2. Файлфункция для вычисления суммы function s=sum10x s=0; for k=1:10 s=sx. Файлфункция negsum см.
36427. Работа с матрицами в Matlab 227.5 KB
  Например матрицу можно ввести следующим образом: набрать в командной строке разделяя элементы строки матрицы пробелами: =[0. Элементы каждой следующей строки матрицы набираются через пробел а ввод строки завершается нажатием на Enter . Другой способ ввода матрицы основан на том что матрицу можно рассматривать как векторстолбец каждый элемент которого является строкой матрицы.
36428. Работа со строками и текстовыми файлами в MatLab 242.5 KB
  Строки записываются в текстовый файл при помощи функции fprintf ее первым входным аргументом является идентификатор файла а вторым добавляемая строка. Если поместить его в конец добавляемой строки то следующая команда fprintf будет осуществлять вывод в файл с новой строки а если n находится в начале то текущая команда fprintf выведет текст с новой строки.txt''wt'; fprintff'текст '; fprintff'еще текст n'; fprintff'а этот текст с новой строки'; fclosef; Листинг 5.3 текст еще текст а этот текст с новой строки Аналогичного...
36429. Австралия и Океания 35.5 KB
  Австралия расположенная в тропиках и субтропиках за исключением о. В некоторых из них часто проходят фестивали и спортивные соревнования поэтому Австралия район и фестивального туризма. Юговосточная Австралия которая протянулась вдоль одного из морей Тихого Океана Тасманова моря. Восточная Австралия район тоже примыкающий к морям Тихого океана Тасманову и Коралловому.
36430. Государственные природные заказники России: статус, режим, функции, задачи, перспективы развития ФЗ и РЗ 26 KB
  Государственными природными заказниками являются территории акватории имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников 1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На...
36431. История заповедного дела 26.5 KB
  Большое значение для расширения заповедного дела имел Декрет Совета Народных Комиссаров СССР от 16 сентября 1921 года Об охране памятников природы садов и парков заложивший основы классификации ОПТ. Улучшению работы по формированию ОПТ способствовало принятие федеральных законов Об охране окружающей природной среды 1991 и Об особо охраняемых природных территориях 1995 Сеть ОПТ области формировалась в течение почти 80 лет . Штильмарк выдвинули концепцию в соответствии с которой каждый регион должен обладать системой ОПТ. Впервые...
36432. Туристский спрос и предложение 30.5 KB
  Предложение туристского продукта зависит от многих факторов: количества туристских поставщиков предприятия размещения питания развлечений и т. Компоненты предложения определенного туристского региона могут быть разбиты на 4 основные категории: 1 природные ресурсы 2 инфраструктура 3 материальнотехническая база туризма которая включает: туроператоров и турагентов предприятия размещения предприятия питания и торговли автотранспортные предприятия и т. В состав материальнотехнической базы туризма входят: туроператоры и турагенты...
36433. Понятие туристского продукта, его жизненный цикл 34 KB
  Маркетинг в туризме как раз нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности. Началом стадии внедрения продукта на рынок считается момент когда туристское предприятие впервые предложило его целевой аудитории. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта и как следствие полное отсутствие или наличие незначительной прибыли.